Дифференциальная диагностика кандидоза полости рта таблица
Кандидоз в полости рта следует дифференцировать с:
- §лейкоплакией (плоской и веррукозной формы);
- § с красным плоским лишаем (типичной формой);
- §аллергическим стоматитом и аллергическим хейлитом;
- §актиническим хейлитом;
- §стрептококковой заедой;
- §хроническим рецидивирующим афтозным стоматитом;
- § простым герпесом;
- §сифилитической папулой;
- §мягкой лейкоплакией.
Кандидоз следует дифференцировать:
- Лейкоплакией(плоской и веррукозной формы), для которой характерными признаками являются помутнение эпителия с четкими границами, пятна белого и беловато-серого цвета, не соскабливаются. Верукозная лейкоплакия развивается на фоне имеющейся плоской, элемент поражения — бляшка, выступающая над окружающей слизистой оболочкой
Кандидоз следует дифференцировать:
- С красным плоским лишаем(типичной формой), для которого характерными признаками являются папулы беловато-серого цвета, которые при поскабливании не снимаются. Слившиеся папулы образуют специфический ажурный рисунок
Кандидоз следует дифференцировать:
- Аллергическим стоматитом и аллергическим хейлитом,возникающими в ответ на попадание в организм аллергенов, в частности на контакт слизистой оболочки полости рта с пластмассой, косметикой, красной каймы губ с помадой, химическими веществами и т.д., при устранении которых клинические признаки заболевания исчезают полностью, в частности гиперемия, отек, лихенизация
Кандидоз следует дифференцировать:
- Актиническим хейлитом, для которого характерными признаками являются отек, гиперемия, эрозии, трещины, чешуйки и корочки, шелушение в ответ на воздействие солнечной радиации;
Кандидоз следует дифференцировать:
- Кандидозную заеду — со стрептококковой заедой, для которой характерными признаками являются большие желтые «медовые» корки, они частично соскабливаются, обнажая эрозивную мокнущую поверхность. Корки появляются на губах коже подбородка;
Кандидоз следует дифференцировать:
- Xроническим рецидивирующим афтозным стоматитомследует дифференцировать острый псевдомембранозный кандидоз (молочницу). Для первого характерными клиническими признаками являются афты, одиночные, округлой формы, покрытые фиброзным налетом, с трудом снимающимся при поскабливании и обнажающим эрозивную кровоточащую поверхность;
Кандидоз следует дифференцировать:
- Простым герпесом:на слизистой оболочке рта и губ пузырьки, крупные слившиеся пузыри, субэпителиально расположенные, эрозии покрыты фиброзным налетом, который с трудом снимается, обнажая кровоточащую эрозивную поверхность. Отек и гиперемия слизистой полости рта, катаральный гингивит, нарушение общего состояния — повышение температуры, недомогание, слабость, головная боль;
Кандидоз следует дифференцировать:
- Сифилитической папулой, для которой характерны одиночные папулы на коже и слизистых, наличие уплотнения в основании папулы, в обильном отделяемом эрозии обнаруживается бледная трепонема. Положительная реакция Вассермана;
Кандидоз следует дифференцировать:
- Мягкой лейкоплакией,при которой процесс локализуется на слизистой оболочке щек по линии зубов и на слизистой губ, эпителий слущивается и скусывается в результате привычки покусывать слизистую полости рта, которая становится рыхлой, белесоватой, набухшей, покрыта множеством чешуек. Пестрый вид поверхности слизистой позволяет сравнивать ее с тканью, изъеденной молью.
Источник
Л. Д. Вейсгейм
д. м. н., профессор, заведующая кафедрой стоматологии ФУВ с курсом стоматологии общей практики ВолгГМУ
Л. М. Гаврикова
к. м. н., доцент кафедры стоматологии ФУВ с курсом стоматологии общей практики ВолгГМУ
С. М. Дубачева
к. м. н., ассистент кафедры стоматологии ФУВ с курсом стоматологии общей практики ВолгГМУ
Диагностика и лечение кандидоза полости рта — актуальная проблема стоматологии, что определяется значительной распространенностью грибковой инфекции. Так, по данным ВОЗ, до 20 % населения мира хотя бы однократно на протяжении жизни перенесли различные формы кандидозной инфекции [2].
В последнее время заболеваемость кандидозом полости рта имеет тенденцию к неуклонному росту. Это обусловлено рядом предрасполагающих факторов, таких как неконтролируемое использование антибактериальных препаратов широкого спектра действия, длительный прием кортикостероидов, а также увеличением количества пациентов с эндокринной патологией, гиповитаминозами, иммунодефицитными состояниями [4]. Несмотря на значительные успехи научных разработок в области терапии грибковых заболеваний, диагностика и лечение кандидоза полости рта — сложная клиническая задача для врача. Нередко стоматологи допускают ошибки при обследовании и лечении пациентов с кандидозом полости рта, что негативно отражается на исходе заболевания.
Цель исследования
Целью данного исследования явились выявление и анализ врачебных ошибок, допущенных при диагностике и лечении кандидоза полости рта.
Материал и методы исследования
На базе кафедры стоматологии ФУВ Волгоградского государственного медицинского университета было проведено обследование и лечение 50 пациентов (38 женщин и 12 мужчин) в возрасте от 31 до 55 лет, направленных на консультацию из стоматологических поликлиник Волгограда и области с диагнозом «кандидоз полости рта». Распределение больных по клиническим проявлениям показано на рис. 1.
При обследовании больных применяли клинические и лабораторные методы. Клинические методы исследования включали сбор жалоб пациента и анамнеза с учетом данных из выписок историй болезни, представленных лечебным учреждением для консультации, оценку клинического течения заболевания, выявление врачебных ошибок при диагностике и лечении кандидоза полости рта. Стоматологическое обследование больных проводилось по общепринятой схеме, включающей осмотр слизистой оболочки полости рта (цвет, влажность, наличие и локализация элементов поражения) и оценку состояния зубов (отсутствие санации полости рта, наличие зубных отложений, наличие и качество ортопедических конструкций). Гигиеническое состояние определяли с помощью индекса Грина — Вермильона.
Лабораторные методы включали проведение клинического и биохимического анализа крови, а также микробиологические тесты для обнаружения изменений в составе микробиоценоза полости рта и кишечника. Для выявления сопутствующей патологии больным были рекомендованы консультации эндокринолога, гастроэнтеролога, иммунолога, терапевта.
После обследования пациентам назначалось лечение, направленное на ликвидацию возбудителя заболевания и нормализацию иммунной системы, а также десенсибилизирующая терапия (рис. 2). Курс лечения кандидоза составил 21 день.
Результаты исследования и обсуждение
Данные консультативного приема позволили выявить ряд врачебных ошибок, допущенных стоматологами при диагностике и лечении кандидоза полости рта. У 5 пациентов диагноз «кандидоз полости рта» был поставлен ошибочно, при этом у трех из них был выявлен красный плоский лишай — экссудативно-гиперемическая форма, а у 2 больных — плоская лейкоплакия.
При стоматологическом обследовании больных врачи-стоматологи не уделяли должного внимания состоянию гигиены полости рта и наличию санации. Хотя хроническая травма слизистой оболочки рта острыми краями зубов, некачественными протезами, разрушенными коронками относится к факторам, провоцирующим развитие кандидоза полости рта, и должна устраняться в первую очередь. Однако у 98 % направленных на консультацию больных отмечено неудовлетворительное гигиеническое состояние полости рта (УИГР-У=2,8±0,2), обилие зубных отложений, отсутствие санации полости рта. Врачи не учитывали, что именно уровень состояния функциональной системы ротовой полости у каждого индивидуума с учетом гигиенических навыков, травмирующих факторов характеризует экосистему в целом.
Только 7 пациентов были направлены на консультации эндокринолога, гастроэнтеролога, из них 4 больных проигнорировали обращение к эндокринологу.
Врачи-стоматологи должны помнить, что кандидоз полости рта часто является первым и единственным клиническим признаком бессимптомно протекающего сахарного диабета.
Поэтому консультация эндокринолога является обязательным этапом при обследовании больных кандидозом. Большинству пациентов (86 %) вообще не проводилось обследование для выявления сопутствующей патологии. У всех консультируемых пациентов были выявлены сопутствующие заболевания. Заболевания желудочно-кишечного тракта диагностировали у 72 % больных, эндокринопатии (сахарный диабет, гипотиреоз) — у 28 % обследуемых.
При анализе 94 % выписок из историй болезни, представленных на консультации, было выявлено отсутствие лабораторных методов: клинического и биохимического анализа крови, а также микробиологических тестов для обнаружения изменений в составе микробиоценоза полости рта и кишечника. Однако диагностика кандидоза полости рта должна быть комплексной и включать в себя не только клинические, но и лабораторные методы, ведущим из которых является микробиологический.
При выборе препарата для системной терапии не оценивалось его влияние на возбудителя (фунгистатическое или фунгицидное), а также на макроорганизм (не учитывалось как состояние иммунной системы, так и индивидуальная чувствительность к данному веществу). У 2/3 больных лечение назначалось без учета данных результатов бактериологического посева на чувствительность к препаратам. Принимая во внимание рост устойчивости Candida к антимикотическим препаратам, в настоящее время системная терапия должна назначаться только с учетом чувствительности возбудителя. По результатам бактериологического посева у 83 % консультируемых пациентов выявлялась высокая чувствительность к флуконазолу, у 17 % — к итраконазолу.
Игнорировались показания для применения системной антимикотической терапии, в первую очередь определенная клиническая форма поражения (острый псевдомембранозный кандидоз, клинические признаки диссеминации, хронические формы заболевания, резистентные к ранее проводимой местной терапии). У ряда больных применялась только местная антимикотическая терапия, однако местные препараты действуют только на поверхности слизистой оболочки полости рта, уменьшая проявления кандидоза, при этом элиминация возбудителя часто не достигается.
В схему лечения всех больных кандидозом полости рта не включалась терапия, направленная на повышение иммунологической резистентности организма. Известно, что при кандидозе резко снижается усвояемость витаминов и минералов, особенно железа. Поэтому оптимальным в данном случае представляется препарат «Ферроглобин В12» — комплекс, содержащий железо, витамины группы В и С, фолиевую и пантеноновую кислоты, а также экстракт корня солодки, оказывающий стимулирующее действие на неспецифическую резистентность организма.
Ни одному пациенту не были назначены пробиотики. Доказано, что длительный прием антибиотиков не только нарушает состав резидентной микрофлоры полости рта, но и может вызвать также дисбактериоз кишечника, следствием чего являются гиповитаминозы группы В, С, РР, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на функциональном состоянии слизистой оболочки рта (она становится подверженной влиянию кандидозной инфекции). Высокой эффективностью в борьбе с кандидозной инфекцией обладают конкурентные пробиотики. Их использование обусловлено антагонистическими свойствами относительно грибов рода Candida, которые реализуются путем конкуренции за питательные субстраты и синтеза антикандидозных метаболитов. Наш клинический опыт подтверждает высокую эффективность самоэлиминирующего пробиотика «Бактистатин» [1]. Таким образом, все пациенты помимо антимикотической терапии не получали дополнительное лечение, направленное на коррекцию иммунных механизмов организма.
Заключение
Анализ ошибок, допущенных врачами-стоматологами при диагностике и лечении кандидоза полости рта, свидетельствует о недооценке факторов риска развития кандидоза, неправильном понимании патогенеза заболевания, одностороннем представлении кандидоза как локального патологического процесса.
В настоящее время кандидоз следует рассматривать как иммуннодефицитное состояние, возникшее в результате глубокой разбалансировки экосистемы в целом. Такое представление о заболевании обусловливает принципиальную необходимость комплексного подхода к диагностике и лечению кандидоза. Терапия, направленная на все звенья патологического процесса, позволяет повысить эффективность лечения и, кроме того, способствует достижению длительного периода ремиссии заболевания [3]. С целью устранения врачебных ошибок рекомендуется постоянно проводить практические конференции по разбору клинических случаев кандидоза полости рта с участием преподавателей кафедр стоматологии ФУВ.
Литература
- Вейсгейм Л. Д., Дубачева С. М., Гаврикова Л. М. Комплексное лечение кандидоза полости рта // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2014, № 2. — С. 48—51.
- Грачева Н. В. Клиника, диагностика и лечение хронического кандидоза слизистой оболочки полости рта // Дисс. канд. мед. наук. М.: 2001.— 134 с.
- Панченко А. Д., Булкина Н. В. Повышение эффективности терапевтического лечения больных кандидозом полости рта // Дентал Юг. — 2011, № 3. — С. 8—9.
- Рединова Т. Л., Злобина О. А. Частота кандидоза слизистой оболочки полости рта и эффективность его лечения у больных сахарным диабетом // Стоматология. — 2001, № 3. — С. 20—23.
Источник
СтатьиТЕРАПИЯ
Кандидоз в полости рта. Дифференциальная диагностика.
Кандидоз в полости рта следует дифференцировать с:
- §лейкоплакией (плоской и веррукозной формы);
- § с красным плоским лишаем (типичной формой);
- §аллергическим стоматитом и аллергическим хейлитом;
- §актиническим хейлитом;
- §стрептококковой заедой;
- §хроническим рецидивирующим афтозным стоматитом;
- § простым герпесом;
- §сифилитической папулой;
- §мягкой лейкоплакией.
Кандидоз следует дифференцировать:
- Лейкоплакией(плоской и веррукозной формы), для которой характерными признаками являются помутнение эпителия с четкими границами, пятна белого и беловато-серого цвета, не соскабливаются. Верукозная лейкоплакия развивается на фоне имеющейся плоской, элемент поражения — бляшка, выступающая над окружающей слизистой оболочкой
Кандидоз следует дифференцировать:
- С красным плоским лишаем(типичной формой), для которого характерными признаками являются папулы беловато-серого цвета, которые при поскабливании не снимаются. Слившиеся папулы образуют специфический ажурный рисунок
Кандидоз следует дифференцировать:
- Аллергическим стоматитом и аллергическим хейлитом,возникающими в ответ на попадание в организм аллергенов, в частности на контакт слизистой оболочки полости рта с пластмассой, косметикой, красной каймы губ с помадой, химическими веществами и т.д., при устранении которых клинические признаки заболевания исчезают полностью, в частности гиперемия, отек, лихенизация
Кандидоз следует дифференцировать:
- Актиническим хейлитом, для которого характерными признаками являются отек, гиперемия, эрозии, трещины, чешуйки и корочки, шелушение в ответ на воздействие солнечной радиации;
Кандидоз следует дифференцировать:
- Кандидозную заеду — со стрептококковой заедой, для которой характерными признаками являются большие желтые «медовые» корки, они частично соскабливаются, обнажая эрозивную мокнущую поверхность. Корки появляются на губах коже подбородка;
Кандидоз следует дифференцировать:
- Xроническим рецидивирующим афтозным стоматитомследует дифференцировать острый псевдомембранозный кандидоз (молочницу). Для первого характерными клиническими признаками являются афты, одиночные, округлой формы, покрытые фиброзным налетом, с трудом снимающимся при поскабливании и обнажающим эрозивную кровоточащую поверхность;
Кандидоз следует дифференцировать:
- Простым герпесом:на слизистой оболочке рта и губ пузырьки, крупные слившиеся пузыри, субэпителиально расположенные, эрозии покрыты фиброзным налетом, который с трудом снимается, обнажая кровоточащую эрозивную поверхность. Отек и гиперемия слизистой полости рта, катаральный гингивит, нарушение общего состояния — повышение температуры, недомогание, слабость, головная боль;
Кандидоз следует дифференцировать:
- Сифилитической папулой, для которой характерны одиночные папулы на коже и слизистых, наличие уплотнения в основании папулы, в обильном отделяемом эрозии обнаруживается бледная трепонема. Положительная реакция Вассермана;
Кандидоз следует дифференцировать:
- Мягкой лейкоплакией,при которой процесс локализуется на слизистой оболочке щек по линии зубов и на слизистой губ, эпителий слущивается и скусывается в результате привычки покусывать слизистую полости рта, которая становится рыхлой, белесоватой, набухшей, покрыта множеством чешуек. Пестрый вид поверхности слизистой позволяет сравнивать ее с тканью, изъеденной молью.
Другие статьи
Пародонтолиз при гистиоцитозах.ІНСТРУКЦІЯ до застосування Teethmate F-1 Opaque Shade.Применение миофункциональных ортодонтических систем.Стоматологическая профилактика зубо-челюстных аномалий.
Источник
Îáñëåäîâàíèå ïàöèåíòà ñ ïîðàæåíèåì êîæè, æàëîáû íà æãó÷óþ áîëü, ïîñòîÿííîãî õàðàêòåðà â îáëàñòè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîâåðõíîñòè ÿçûêà, ùåê, à òàêæå â óãëàõ ðòà. Äåðìàòîëîãè÷åñêèé ñòàòóñ áîëüíîãî, ïîñòàíîâêà äèàãíîçà: õðîíè÷åñêèé êàíäèäîç ïîëîñòè ðòà.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru//
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru//
ÌÈÍÈÑÒÅÐÑÒÂÎ ÇÄÐÀÂÎÎÕÐÀÍÅÍÈß ÐÅÑÏÓÁËÈÊÈ ÁÅËÀÐÓÑÜ
Ó×ÐÅÆÄÅÍÈÅ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß «ÂÈÒÅÁÑÊÈÉ ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÛÉ ÎÐÄÅÍÀ ÄÐÓÆÁÛ ÍÀÐÎÄΠÌÅÄÈÖÈÍÑÊÈÉ ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ»
Ó×ÅÁÍÀß ÈÑÒÎÐÈß ÁÎËÅÇÍÈ ÄÅÐÌÀÒÎËÎÃÈ×ÅÑÊÎÃÎ ÏÀÖÈÅÍÒÀ
Ïîäãîòîâèëà ñòóäåíòêà 4 êóðñà
2 ãðóïïû ñòîìàòîëîãè÷åñêîãî ôàêóëüòåòà Áåðåçêèíà À.Þ.
Âèòåáñê, 2016
Îáñëåäîâàíèå ïàöèåíòà ñ ïîðàæåíèåì êîæè
Ïàñïîðòíûå äàííûå
Ô.È.Î: _____
Ïîë: ìóæñêîé
Âîçðàñò: 46 ëåò.
Äîìàøíèé àäðåñ: ã.Âèòåáñê, óë.___
Äàòà ïîñòóïëåíèÿ: 11.04.16
Äàòà âûïèñêè: 23.04.16
Êëèíè÷åñêèé äèàãíîç: õðîíè÷åñêèé ãèïåðïëàñòè÷åñêèé êàíäèäîç ïîëîñòè ðòà ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè
Æàëîáû ïàöèåíòà
Áîëüíîé ïðåäúÿâëÿåò æàëîáû íà æãó÷óþ áîëü, ïîñòîÿííîãî õàðàêòåðà â îáëàñòè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîâåðõíîñòè ÿçûêà, ùåê, à òàêæå â óãëàõ ðòà. Áîëü óñèëèâàåòñÿ ïðè ïðèåìå îñòðîé è êèñëîé ïèùè, ñóõîñòü ïîëîñòè ðòà. Èíîãäà âûïàäàåò âêóñîâàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü, äèñêîìôîðò ïðè íîøåíèè ïðîòåçà âåðõíåé ÷åëþñòè.
Anamnesis Morbi
Ñ÷èòàåò ñåáÿ áîëüíûì ñ êîíöà ìàðòà 2016 ãîäà , ïîñëå èçãîòîâëåíèÿ ÷àñòè÷íî-ñúåìíîãî ïëàñòèí÷àòîãî ïðîòåçà âåðõíåé ÷åëþñòè, ìíîãîêðàòíûõ êîððåêöèé, îòìå÷àåò ïîÿâëåíèå ÷óâñòâà øåðîõîâàòîñòè è íåçíà÷èòåëüíîé áîëåçíåííîñòè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ùåê è ÿçûêà, êîòîðûå ñî âðåìåíåì óñèëèâàëèñü. Ïîñëå ÷åãî ïîÿâèëàñü áîëü ïðè ïðèåìå ïèùè, îùóùåíèå ñóõîñòè ïîëîñòè ðòà, ÷óâñòâî ææåíèÿ ùåê è ÿçûêà. Áîëüíîé âïåðâûå îáðàòèëñÿ â äèñïàíñåð è åìó áûëî äàíî íàïðàâëåíèå íà ãîñïèòàëèçàöèþ.
Anamnesis vitae
Ïàöèåíò ðîäèëñÿ â ðàáî÷åé ñåìüå. Ðîñ è ðàçâèâàëñÿ ñîîòâåòñòâåííî âîçðàñòó.  äåòñòâå áîëåë ïðîñòóäíûìè çàáîëåâàíèÿìè, âåòðÿíîé îñïîé. Îáðàçîâàíèå âûñøåå ïåäàãîãè÷åñêîå. Ðàáîòàåò ó÷èòåëåì â ãèìíàçèè ¹8 ã.Âèòåáñêà, èç ïðîôåññèîíàëüíûõ âðåäíîñòåé îòìå÷àåò ñòðåññîâûå ñèòóàöèè.
Æåíàò, èìååò 2 äåòåé. Ïðîæèâàåò â áëàãîóñòðîåííîé êâàðòèðå. Ìàòåðèàëüíî-áûòîâûå óñëîâèÿ óäîâëåòâîðèòåëüíûå, ïèòàíèå ðåãóëÿðíîå. Âðåäíûå ïðèâû÷êè — êóðåíèå.
Ïåðåíåñåííûå çàáîëåâàíèÿ: ÎÐÂÈ, ÑÄ 2 òèïà
Òóáåðêóëåç, âåíåðè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ îòðèöàåò.
Àëëåðãîàíàìíåç íå îòÿãîùåí. Ñåìåéíûé àíàìíåç íå îòÿãîùåí. Ñî ñëîâ áîëüíîãî , êîæíûìè çàáîëåâàíèÿìè íèêòî èç áëèæàéøèõ ðîäñòâåííèêîâ íå ñòðàäàë .
Îáúåêòèâíîå èññëåäîâàíèå
Îáùåå ñîñòîÿíèå : óäîâëåòâîðèòåëüíîå
Ïîëîæåíèå : àêòèâíîå
Ïîâåäåíèå :àäåêâàòíîå
Òåëîñëîæåíèå : íîðìîñòåíè÷åñêîå
Ñîîòâåòñòâèå ðîñòà è âåñà : ðîñò (178 ñì ) ñîîòâåòñòâóåò âåñó (95 êã )
Êîæíûå ïîêðîâû
Öâåò : áëåäíî -ðîçîâûé
Æèðíîñòü : íå ïîâûøåíà
Âëàæíîñòü : ñíèæåíà
Ýëàñòè÷íîñòü : ñíèæåíà
Ðèñóíîê êîæè : ðåëüåô êîæíîãî ðèñóíêà óñèëåí
Âîëîñû : äåïèãìåíòèðîâàííûå , òîíêèå , ïîâûøåííîãî âûïàäåíèÿ âîëîñ íå îòìå÷åíî
Íîãòè : íîãòåâàÿ ïëàñòèíà íå èçìåíåíà
Ïîäêîæíàÿ êëåò÷àòêà : ðàçâèòà óìåðåííî , ðàñïðåäåëåíà ðàâíîìåðíî .
Ëèìôàòè÷åñêèå óçëû : íå ïàëüïèðóþòñÿ
Òóðãîð òêàíåé : íåñêîëüêî ñíèæåí
Êîñòíî-ìûøå÷íàÿ ñèñòåìà, îðãàíû äûõàíèÿ, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòàÿ ñèñòåìà,ïèùåâàðèòåëüíàÿ ñèñòåìà,íåðâíàÿ ,ýíäîêðèííàÿ ñèñòåìû,
ìî÷åïîëåâûå îðãàíû áåç ïàòîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé
Äåðìàòîëîãè÷åñêèé ñòàòóñ
Ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ãóá â íîðìå.  óãëàõ ðòà íàáëþäàþòñÿ áîëåçíåííûå òðåùèíû ïîêðûòûå áåëîâàòûì íàëåòîì, êîòîðûå íà÷èíàþò êðîâîòî÷èòü ïðè øèðîêîì îòêðûâàíèè ðòà. Ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ïðåääâåðèÿ, àëüâåîëÿðíûõ îòðîñòêîâ è ìÿãêîãî íåáà áëåñòèò, ãèïåðåìèðîâàíà, îòå÷íà.  îáëàñòè ùåê è ñïèíêè ÿçûêà îòìå÷àåòñÿ íàëè÷èå ïëîòíî ñïàÿííûõ ïðîçðà÷íûõ èëè áåëûõ áëÿøåê ñ íåðîâíûì äíîì è íåïðàâèëüíûìè êðàÿìè. Âîêðóã áëÿøåê âûÿâëÿåòñÿ óçêèé âåí÷èê ãèïåðåìèðîâàííîé ñëèçèñòîé îáîëî÷êè. Áëÿøêè íåâîçìîæíî ñíÿòü ñî ñëèçèñòîé îáîëî÷êè. ßçûê øåðîõîâàòûé, êðàñíîãî öâåòà, ïîêðûòûé áåëîâàòûì íàëåòîì. Ñîñî÷êè íà ïîâåðõíîñòè ÿçûêà ãèïåðòðîôèðîâàíû. Ñëþíà âûäåëÿåòñÿ â ìàëîì êîëè÷åñòâå, âÿçêàÿ è èìååò òÿãó÷èé õàðàêòåð.
Ñòîìàòîëîãè÷åñêèé ñòàòóñ
Âíåøíèé îñìîòð: êîíôèãóðàöèÿ ëèöà íå èçìåíåíà, ëèöî ñèììåòðè÷íî, áåç ïàòîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé.
Ñîñòîÿíèå êîæíûõ ïîêðîâîâ, êðàñíîé êàéìû ãóá: êîæíûå ïîêðîâû ôèçèîëîãè÷åñêîé îêðàñêè, áåç ýëåìåíòîâ âûñûïàíèé.
Ñîñòîÿíèå âèñî÷íî-íèæíå÷åëþñòíîãî ñóñòàâà: äâèæåíèå ñóñòàâà â ïîëíîì îáúåìå, áåç õðóñòîâ è ùåë÷êîâ, ðîò îòêðûâàåòñÿ íà 6 ñì.
Ïðåääâåðèå ðòà 6 ñì
Ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ïðåääâåðèÿ, àëüâåîëÿðíûõ îòðîñòêîâ è ìÿãêîãî íåáà áëåñòèò, ãèïåðåìèðîâàíà, îòå÷íà.  îáëàñòè ùåê è ñïèíêè ÿçûêà îòìå÷àåòñÿ íàëè÷èå ïëîòíî ñïàÿííûõ ïðîçðà÷íûõ èëè áåëûõ áëÿøåê ñ íåðîâíûì äíîì è íåïðàâèëüíûìè êðàÿìè. Âîêðóã áëÿøåê âûÿâëÿåòñÿ óçêèé âåí÷èê ãèïåðåìèðîâàííîé ñëèçèñòîé îáîëî÷êè. Áëÿøêè íåâîçìîæíî ñíÿòü ñî ñëèçèñòîé îáîëî÷êè. ßçûê øåðîõîâàòûé, êðàñíîãî öâåòà, ïîêðûòûé áåëîâàòûì íàëåòîì. Ñîñî÷êè íà ïîâåðõíîñòè ÿçûêà ãèïåðòðîôèðîâàíû.
Ïðèêóñ îðòîãíàòè÷åñêèé.
Èíäåêñíàÿ îöåíêà: GI=2 (ãèíãèâèò ñðåäíåé òÿæåñòè), OHIS= 1.3 (óäîâëåòâîðèòåëüíûé óðîâåíü ãèãèåíû). Ïàöèåíò íóæäàåòñÿ â òåðàïåâòè÷åñêîì ëå÷åíèè.
Îáîñíîâàíèå îñíîâíîãî äèàãíîçà
Íà îñíîâàíèè æàëîá áîëüíîãî (íà æãó÷óþ áîëü, ïîñòîÿííîãî õàðàêòåðà â îáëàñòè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîâåðõíîñòè ÿçûêà, ùåê, à òàêæå â óãëàõ ðòà, óñèëèâàþùóþñÿ ïðè ïðèåìå îñòðîé è êèñëîé ïèùè, ñóõîñòü ïîëîñòè ðòà, äèñêîìôîðò ïðè íîøåíèè ïðîòåçà âåðõíåé ÷åëþñòè) , èñòîðèè ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèÿ (íà÷àëîñü ïîñëå èçãîòîâëåíèÿ ïðîòåçà âåðõíåé ÷åëþñòè ñ ïîÿâëåíèå ÷óâñòâà øåðîõîâàòîñòè è íåçíà÷èòåëüíîé áîëåçíåííîñòè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ùåê è ÿçûêà, êîòîðûå ñî âðåìåíåì óñèëèâàëèñü. Ïîñëå ÷åãî ïîÿâèëàñü áîëü ïðè ïðèåìå ïèùè, îùóùåíèå ñóõîñòè ïîëîñòè ðòà, ÷óâñòâî ææåíèÿ ùåê è ÿçûêà) , àíàìíåçà (ñàõàðíûé äèàáåò 2 òèïà) è îáúåêòèâíîãî îáñëåäîâàíèÿ (íàéäåíû õàðàêòåðíûå ìîðôîëîãè÷åñêèå ýëåìåíòû â âèäå ïëîòíî ñïàÿííûõ ïðîçðà÷íûõ èëè áåëûõ áëÿøåê ñ íåðîâíûì äíîì è íåïðàâèëüíûìè êðàÿìè, âîêðóã êîòîðûõ âûÿâëÿåòñÿ óçêèé âåí÷èê ãèïåðåìèðîâàííîé ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, áëÿøêè íåâîçìîæíî ñíÿòü ñî ñëèçèñòîé îáîëî÷êè) ìîæíî ïðåäïîëîæèòü äèàãíîç : õðîíè÷åñêèé ãèïåðïëàñòè÷åñêèé êàíäèäîç ïîëîñòè ðòà ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè
êàíäèäîç ðîò æàëîáà
Äèôôåðåíöèàëüíûé äèàãíîç
Âîðñèí÷àòûé (÷åðíûé âîëîñàòûé) ÿçûê (lingua pilosa nigra) — îñîáàÿ ôîðìà ãëîññèòà, êîòîðóþ íåêîòîðûå àâòîðû ñâÿçûâàþò ñ êàíäèäîçíîé èíôåêöèåé. Äðóãèå [Àðèåâè÷ À. Ì. è Ñòåïàíèùåâà Ç.Ã., 1965] ðàññìàòðèâàþò åãî êàê òîêñè÷åñêèé ñòîìàòèò, îñëîæíåííûé âòîðè÷íûì êàíäèäîçîì.
Çàáîëåâàíèå âñòðå÷àåòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî ó ìóæ÷èí ñðåäíåãî è ïîæèëîãî âîçðàñòà. Õàðàêòåðèçóåòñÿ ðàçðàñòàíèåì è îðîãîâåíèåì íèòåâèäíûõ ñîñî÷êîâ ñðåäíåé è çàäíåé òðåòè ÿçûêà. Íèòåâèäíûå ñîñî÷êè óäëèíÿþòñÿ, èíîãäà äîñòèãàÿ 2 — 3 ìì, ïðèîáðåòàþò ñåðîâàòî-êîðè÷íåâûé èëè ÷åðíûé öâåò. Î÷àãè ïîðàæåíèÿ èìåþò îâàëüíóþ èëè òðåóãîëüíóþ ôîðìó è ðàñïîëàãàþòñÿ ïî ñðåäíåé ëèíèè. Áîêîâûå ïîâåðõíîñòè è êîí÷èê ÿçûêà îñòàþòñÿ ñâîáîäíûìè îò ðàçðàñòàíèè.
Ðîìáîâèäíûé ãëîññèò (glossitis mediana rhombica) — õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîÿâëåíèåì â äèñòàëüíîé òðåòè ÿçûêà î÷àãà ïîðàæåíèÿ ðîìáîâèäíîé ôîðìû, ïðèïîäíÿòîãî íàä óðîâíåì ñëèçèñòîé îáîëî÷êè èëè óïëîùåííîãî. Ïîâåðõíîñòü î÷àãà ãëàäêàÿ, ëèøåííàÿ ñîñî÷êîâ, êðàñíàÿ, ÷åòêî îòãðàíè÷åííàÿ îò îêðóæàþùèõ òêàíåé. Ôîðìà ïîðàæåíèÿ íå èçìåíÿåòñÿ â òå÷åíèå äëèòåëüíîãî ïåðèîäà âðåìåíè, íî î÷àã ïîðàæåíèÿ èçðåäêà âîñïàëÿåòñÿ, ÷òî ñîïðîâîæäàåòñÿ ãèïåðïëàçèåé ýïèòåëèÿ è ãèïåðêåðàòîçîì.  íàñòîÿùåå âðåìÿ ðîìáîâèäíûé ÿçûê ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê âðîæäåííîå çàáîëåâàíèå; íå èñêëþ÷àåòñÿ òàêæå ðîëü Ñ. albicans â åãî ýòèîëîãèè.
Ãåîãðàôè÷åñêèé ÿçûê (äåñêâàìàòèâíûé ãëîññèò) õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîÿâëåíèåì ó÷àñòêîâ äåñêâàìàöèè ýïèòåëèÿ íèòåâèäíûõ ñîñî÷êîâ, ïî ïåðèôåðèè êîòîðûõ èìååòñÿ ïîëîñà îðîãîâåâøåãî ýïèòåëèÿ: Êëèíè÷åñêè îòìå÷àåòñÿ ïîÿâëåíèå ìíîæåñòâåííûõ ïÿòåí, âíà÷àëå ñåðîâàòîãî, à çàòåì êðàñíîâàòîãî öâåòà. Ýòè ïÿòíà îòãðàíè÷åíû äðóã îò äðóãà æåëòîâàòî-ñåðûìè âàëèêàìè, ñîñòîÿùèìè èç íèòåâèäíûõ ñîñî÷êîâ. Ñëèâàÿñü, ïÿòíà ñîçäàþò íà ÿçûêå ðèñóíîê íåïðàâèëüíûõ î÷åðòàíèé, íàïîìèíàþùèé ãåîãðàôè÷åñêóþ êàðòó. Äëÿ òå÷åíèÿ áîëåçíè õàðàêòåðíà áûñòðàÿ ñìåíà ïðîöåññîâ äåñêâàìàöèè ýïèòåëèÿ íà åãî îðîãîâåíèå òî â îäíèõ, òî â äðóãèõ ìåñòàõ ÿçûêà. Âñëåäñòâèå ýòîãî ôîðìà è ëîêàëèçàöèÿ î÷àãîâ ïîðàæåíèÿ ìîãóò èçìåíÿòüñÿ â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ äíåé è äàæå ÷àñîâ.
Ëåéêîïëàêèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé îðîãîâåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ðòà è êðàñíîé êàéìû ãóá, ñîïðîâîæäàþùååñÿ âîñïàëåíèåì, âîçíèêàþùåå, êàê ïðàâèëî, â îòâåò íà õðîíè÷åñêîå ýêçîãåííîå ðàçäðàæåíèå è ÿâëÿþùååñÿ ôàêóëüòàòèâíûì ïðåäðàêîì. ×àùå âñåãî ëåéêîïëàêèÿ ëîêàëèçóåòñÿ íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ùåê, ïðåèìóùåñòâåííî ó óãëîâ ðòà, íà íèæíåé ãóáå, ðåæå íà ÿçûêå (íà ñïèíêå èëè áîêîâîé ïîâåðõíîñòè). Îðîãîâåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïðèâîäèò âíà÷àëå ê èçìåíåíèþ öâåòà åå îòäåëüíûõ ó÷àñòêîâ (îò áåëîãî äî ñåðîâàòî-áåëîãî); çàòåì ðàçâèâàåòñÿ ãèïåðïëàçèÿ ýïèòåëèÿ (ëåéêîïëàêèÿ) è, íàêîíåö, ìåòàïëàçèÿ ýïèòåëèÿ (ðàê)
Ëåéêîïëàêèÿ êóðèëüùèêîâ Òàïïåéíåðà âîçíèêàåò íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå òâåðäîãî íåáà ó êóðèëüùèêîâ (îñîáåííî òðóáêè).  ýòîì ñëó÷àå ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà òâåðäîãî í¸áà ïðåäñòàâëÿåòñÿ ñåðîâàòî-áåëîé, ÷àñòî ñêëàä÷àòîé. Íà ýòîì ôîíå õîðîøî âèäíû êðàñíûå òî÷êè — çèÿþùèå óñòüÿ âûâîäíûõ ïðîòîêîâ ìåëêèõ ñëþííûõ æåëåç. Èíîãäà ýòè òî÷êè ðàñïîëàãàþòñÿ íà íåáîëüøèõ óçåëêàõ ïîëóøàðîâèäíîé ôîðìû, ÷òî ïðèäàåò âíåøíåìó âèäó î÷àãà ïîðàæåíèÿ ñõîäñòâî ñ áóëûæíîé ìîñòîâîé.
«Âîëîñàòàÿ» ëåéêîïëàêèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà — ñâîåîáðàçíîå çàáîëåâàíèå, êîòîðîå îïèñàíî òîëüêî ó áîëüíûõ, èíôèöèðîâàííûõ ÂÈ×. Êëèíè÷åñêè îíî ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé óòîëùåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè áåëîãî öâåòà ñ íå÷åòêèìè ãðàíèöàìè. Î÷àãè ïîðàæåíèÿ èìåþò íåðîâíóþ, ñìîðùåííóþ («ãîôðèðîâàííóþ») ïîâåðõíîñòü çà ñ÷åò íèòåâèäíûõ ðàçðàñòàíèè ýïèòåëèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, êîòîðàÿ êàê áû ïîêðûâàåòñÿ âîëîñêàìè. Íàèáîëåå òèïè÷íûì ìåñòîì ëîêàëèçàöèè ÿâëÿåòñÿ êðàåâàÿ çîíà ÿçûêà, ðåæå ïðîöåññ çàíèìàåò âñþ åãî ïîâåðõíîñòü è ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó ùåê.
Êðàñíûé ïëîñêèé ëèøàé èçðåäêà èçîëèðîâàííî ïîðàæàåò ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó ïîëîñòè ðòà. Âûñûïàíèÿ ðàñïîëàãàþòñÿ íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ùåê, îñîáåííî ïî ëèíèè ñìûêàíèÿ çóáîâ èëè íà ñïèíêå ÿçûêà. Îíè ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé ìåëêèå, âåëè÷èíîé äî 2 ìì â äèàìåòðå, óçåëêè áåëîâàòî-ïåðëàìóòðîâîãî èëè ñåðîâàòî-áåëîãî öâåòà, êîòîðûå ñëèâàþòñÿ ìåæäó ñîáîé, îáðàçóÿ ñâîåîáðàçíóþ ñåòêó, ëèíèè, äóãè, êðóæåâíûå ðèñóíêè. Íà ÿçûêå ïàïóëû êðàñíîãî ïëîñêîãî ëèøàÿ îáðàçóþò ñïëîøíûå ó÷àñòêè, íàïîìèíàþùèå ëåéêîïëàêèþ, íî îíè, êàê ïðàâèëî, ñî÷åòàþòñÿ ñ íàëè÷èåì ñåòêè íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ùåê. Ïîðàæåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà íåðåäêî ñî÷åòàåòñÿ ñ âûñûïàíèÿìè êðàñíîãî ïëîñêîãî ëèøàÿ íà êðàñíîé êàéìå ãóá, ïðè÷åì êîæà îêîëî ãóá íå ïîðàæàåòñÿ.
Ïàïóëåçíûé ñèôèëèä ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê âñòðå÷àåòñÿ íàèáîëåå ÷àñòî ïðè âòîðè÷íîì ðåöèäèâíîì ñèôèëèñå, îñîáåííî ó æåíùèí. Ñèôèëèòè÷åñêèå ïàïóëû ëîêàëèçóþòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî íà ÿçûêå, â óãëàõ ðòà, íà ïðèëåãàþùåé ÷àñòè ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ãóá è ùåê, ðåæå íà íåáíûõ äóæêàõ.  îòëè÷èå îò âûñûïàíèé êàíäèäîçíîé èíôåêöèè â îñíîâå ñèôèëèòè÷åñêèõ ïàïóë ëåæèò ïëîòíûé èíôèëüòðàò, çà ñ÷åò ÷åãî îíè âîçâûøàþòñÿ íàä óðîâíåì ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, èìåþò îêðóãëóþ èëè îâàëüíóþ ôîðìó è ÷åòêèå ãðàíèöû. Íàèáîëüøèå äèàãíîñòè÷åñêèå òðóäíîñòè ïðåäñòàâëÿþò íà÷àëüíûå ñòàäèè ïàïóëåçíîãî ñèôèëèäà, êîãäà îí íå ñòîëüêî èçìåíÿåò ðåëüåô ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, ñêîëüêî åå öâåò, êîòîðûé ïðåäñòàâëÿåòñÿ ñåðîâàòî-ìîëî÷íûì («îïàëîâûì»). Ïàïóëû èìåþò ìåëêî-çåðíèñòóþ, áàðõàòèñòóþ ïîâåðõíîñòü, â èõ ïåðèôåðè÷åñêîé çîíå îòìå÷àåòñÿ óçêèé îò÷åòëèâûé âåí÷èê ôèîëåòîâî-êðàñíîãî öâåòà. Ïàïóëû ïîñòåïåííî ðàçðàñòàþòñÿ â áëÿøêè, ïðè÷åì öåíòðàëüíàÿ èõ ÷àñòü îñòàåòñÿ «îïàëîâîé», à ïåðèôåðè÷åñêàÿ ñîõðàíÿåò ôèîëåòîâî-êðàñíûé âàëèê. Ýðîçèðîâàíèå è èçúÿçâëåíèå ïàïóë ìîæåò íàáëþäàòüñÿ â öåíòðàëüíîé ÷àñòè, ïåðèôåðè÷åñêèé êðàñíûé âàëèê ïðè ýòîì ñîõðàíÿåòñÿ.
«Îáëîæåííûé ÿçûê». Ýòèì òåðìèíîì îáîçíà÷àþò ïîÿâëåíèå íàëåòîâ ñåðîâàòîãî èëè ñåðîâàòî-æåëòîãî öâåòà íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ÿçûêà ó äëèòåëüíî ëèõîðàäÿùèõ áîëüíûõ, îñîáåííî ñòðàäàþùèõ çàáîëåâàíèÿìè îðãàíîâ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà. Äèàãíîç óñòàíàâëèâàåòñÿ íà îñíîâàíèè îòñóòñòâèÿ äðîææåïîäîáíûõ ãðèáîâ â ñîñêîáå ñ î÷àãîâ ïîðàæåíèÿ ïðè ìèêðîñêîïè÷åñêîì èññëåäîâàíèè.
Îáùèå ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ
Áîëüíîìó ïîêàçàíî èçãîòîâëåíèå ýëàñòè÷íîãî íåéëîíîâîãî ïðîòåçà.
Îñíîâîïîëàãàþùèì ìîìåíòîì â ëå÷åíèè ÿâëÿåòñÿ ìåäèêàìåíòîçíàÿ ïðîòèâîãðèáêîâàÿ òåðàïèÿ, êîòîðàÿ ìîæåò áûòü ñèñòåìíîé è ìåñòíîé. Ïðåïàðàòû äëÿ ìåñòíîãî ëå÷åíèÿ äåëÿòñÿ íà àíòèìèêîòèêè è àíòèñåïòèêè.
Íàèáîëåå ÷àñòî íàçíà÷àþò ìèðàìèñòèí, öåòèëïèðèäèíèÿ õëîðèä, òðèêëîçàí, õëîðãåêñèäèíà áèãëþêîíàò, ãåêñåòèäèí, ñàíãâèðèòðèí. Íåêîòîðûå èç ýòèõ àíòèñåïòèêîâ, êðîìå òîãî, ÷òî îñëàáëÿþò ïàòîãåííûå ñâîéñòâà ãðèáêîâ è ñïîñîáñòâóþò óìåíüøåíèþ îáñåìåíåííîñòè ïîëîñòè ðòà ãðèáàìè, åùå ïîäàâëÿþò âîñïàëèòåëüíûå ÿâëåíèÿ.
Òàáëèöà «Ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû äëÿ ëå÷åíèÿ ãðèáêîâîé èíôåêöèè ïîëîñòè ðòà è óãîëêîâ ðòà»:
Ïðåïàðàò | Ñõåìà íàçíà÷åíèÿ |
Àíòèñåïòèêè | |
Õëîðãåêñèäèíà áèãëþêîíàò | 6-8 ïîëîñêàíèé ïî 1 ìèíóòå (10 ìë.) |
Ñàíãâèðèòðèí | 2-3 îðîøåíèÿ â ñóòêè |
Îðàëñåïò | Ïðåïàðàò ðàñïûëÿþò â ïîëîñòü ðòà êàæäûå 4-6 ÷àñîâ |
Àíòèìèêîòèêè ìåñòíîãî íàçíà÷åíèÿ | |
Êàíåñòåí (êðåì) | Àïïëèêàöèè 2-3 ðàçà â äåíü |
Íèñòàòèí (ìàçü èëè âîäíàÿ ñóñïåíçèÿ) | 4 àïïëèêàöèè â äåíü ïî 30 ìèíóò, ïîëîñêàíèÿ ïî 1 ìèí. (íà îäèí ðàç 5-10 ìë.) |
Êëîòðèìàçîë (ñïðåé) | Îðîøåíèÿ ñëèçèñòîé |
Àìôîòåðèöèí | Ïîëîñêàíèÿ è àïïëèêàöèè 4 ðàçà â äåíü ïî 1 ìë |
Àíòèìèêîòèêè äëÿ ñèñòåìíîé òåðàïèè | |
Ôëóêîíàçîë | 50-100 ìã. â äåíü (äëèòåëüíîñòü — 10 äíåé) |
Êåòîêîíàçîë | 200-400 ìã. â ñóòêè (äëèòåëüíîñòü — ìàêñèìóì 10 äíåé) |
Äèôëþêàí | 10-14 äíåé â äîçå îò 50 äî 200 ìã. Óòðîì |
Ýïèêðèç
Ïàöèåíò ___ áîëåí â òå÷åíèå 2 íåäåëü .  äåðìàòîëîãè÷åñêóþ êëèíèêó ïîñòóïèë ñ æàëîáàìè íà æãó÷óþ áîëü, ïîñòîÿííîãî õàðàêòåðà â îáëàñòè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîâåðõíîñòè ÿçûêà, ùåê, à òàêæå â óãëàõ ðòà, óñèëèâàþùóþñÿ ïðè ïðèåìå îñòðîé è êèñëîé ïèùè, ñóõîñòü ïîëîñòè ðòà, äèñêîìôîðò ïðè íîøåíèè ïðîòåçà âåðõíåé ÷åëþñòè.
Óñòàíîâëåí äèàãíîç : õðîíè÷åñêèé ãèïåðïëàñòè÷åñêèé êàíäèäîç ïîëîñòè ðòà ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè
Ïîëó÷àë ëå÷åíèå :
1. Ñàíãâèðèòðèí — 2-3 îðîøåíèÿ â ñóòêè
2. Êàíåñòåí (êðåì) — àïïëèêàöèè 2-3 ðàçà â äåíü
3. Ôëóêîíàçîë — 75 ìã. â äåíü (äëèòåëüíîñòü — 10 äíåé)
Çà âðåìÿ êóðàöèè âûÿâèëàñü ïîëîæèòåëüíàÿ äèíàìèêà â òå÷åíèè
çàáîëåâàíèÿ : áîëüíîãî çíà÷èòåëüíî ìåíüøå áåñïîêîèò áîëü è ææåíèå , ýëåìåíòû ïîðàæåíèÿ íå ïðîãðåññèðóþò .
Îáùåå ñîñòîÿíèå áîëüíîãî îñòàâàëîñü íîðìàëüíûì. Ïðè îáúåêòèâíîì èññëåäîâàíèè âñåõ ñèñòåì çíà÷èòåëüíûõ îòêëîíåíèé îò íîðìû îáíàðóæåíî íå áûëî .
Ïðîãíîç
Ïðè óñëîâèè ïðàâèëüíîãî ëå÷åíèÿ ïðîãíîç ìîæíî ñ÷èòàòü áëàãîïðèÿòíûì.
Ïðîôèëàêòèêà çàáîëåâàíèÿ
Ïðîôèëàêòèêà êàíäèäîçà ïîëîñòè ðòà âêëþ÷àåò óêðåïëåíèå çäîðîâüÿ è çàêàëèâàíèå îðãàíèçìà, ïðàâèëüíûé ðåæèì ïèòàíèÿ, ñàíàöèþ ïîëîñòè ðòà, ñîáëþäåíèå ïðàâèë ëè÷íîé è îáùåé ãèãèåíû, ñâîåâðåìåííîå âûÿâëåíèå è ëå÷åíèå äèñáàêòåðèîçà, íåäîïóñòèìîñòü ñàìîëå÷åíèÿ ëåêàðñòâåííûìè ïðåïàðàòàìè, ñîáëþäåíèå ñàíèòàðíî-ãèãèåíè÷åñêîãî ðåæèìà íà ïðåäïðèÿòèÿõ ïèùåâîé ïðîìûøëåííîñòè è â ìåäèöèíñêèõ ó÷ðåæäåíèÿõ. Âàæíî îñóùåñòâëÿòü ëèêâèäàöèþ î÷àãîâ êàíäèäîçíîé èíôåêöèè ó áåðåìåííûõ æåíùèí è ïðàâèëüíûé ãèãèåíè÷åñêèé óõîä çà ãðóäíûìè äåòüìè.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник