Дошкольник игорь заболел корью в легкой форме
Урок биологии 8 класс
Тема: «Иммунитет»
Задачи:
Образовательные: формирование новых анатомических понятий: иммунитет, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки.
Развивающие: формирование умения самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой, а также развитие умений сравнивать и обобщать; развитие мыслительных способностей учащихся, логического мышления;
Воспитательные: формирование диалектико-материалистического мировоззрения; Воспитание санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни.
Цели:
Углубить знания учащихся о том, что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки.
Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой; извлекать из нее нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
Оборудование: таблица “Кровь”, портрет И. И. Мечникова, компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point “Иммунитет. Виды иммунитета”.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
Тип урока: комбинированный, подготовленный по методике полного усвоения знаний
Методы:
словесные (рассказ, объяснение, беседа);
наглядные (демонстрация);
частично-поисковые (самостоятельная работа с материалом) и составление информационного листа;
проблемные (проблемные вопросы);
практические (решение теста).
Основные понятия урока:
Иммунитет — способность организма находить чужеродные тела и вещества и избавляться от них
Антигены – бактерии, вирусы или их токсины (яды), чужеродные ткани и белки, а также переродившиеся клетки организма.
Антитела (иммуноглобулины)– белки, синтезируемые организмом в ответ на присутствие чужеродного тела (антигена).
иммунная система, виды иммунитета, возбудители ,заболевания, виды заболеваний, вакцина, лечебная сыворотка.
Оборудование: таблица «Кровь», компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point “Иммунитет. Механизмы и виды иммунитета”. Учебники у каждого ученика, карточки с заданиями по теме «Внутренняя среда организма. Кровь», раздаточный материал «Виды иммунитета», портреты ученых, карточки рефлексии.
Ход урока:
Организационный момент — 3 мин.
-Здравствуйте, ребята, садитесь.
Актуализация знаний
2. А. Индивидуальный опрос (у доски по слайду «Внутренняя среда организма»)
учитель:
Укажите и охарактеризуйте состав и функции внутренней среды организма) (слайд 2)
Б. Блиц-опрос( по слайдам)
1Назовите состав крови?
2.Из чего состоит плазма?
3.Назовите форменные элементы крови? (слайд 3)
4 Сколько эритроцитов в норме в 1мм3 крови?
5.Каковы особенности их строения, значения?
6 Особенности строения лейкоцитов? Количество их в норме?(слайд 4)
7. Каково строение и значение тромбоцитов?(слайд 5 )
8. Чем лимфоциты отличаются от лейкоцитов?
В. Словарный диктант. Инструктаж учителя по выполнению работы
— Для того чтобы проверить ваши знания по пройденной теме я предлагаю вам выполнить небольшой биологический диктант.
1.Из какой части внутренней среды клетка получает необходимые вещества, выделяя в нее ненужные?(Тканевая жидкость)
2.Как называется особый белок эритроцитов ,имеющий красный цвет?(Гемоглобин)
3.Сколько лейкоцитов содержится норме в 1 мм3 крови человека?(6-8 тыс. в 1мм3крови)
4.Какие клетки крови И.И.Мечников называет «пожиратели бактерий»?(Фагоциты)
5.Как называются защитные белки плазмы крови?(Лимфоциты)
6.Как называется часть крови состоящая из 90% воды, белков и минеральных солей?(Плазма)
7.Как называется прозрачная жидкость, часть внутренней среды, участвующая в защите организма от болезнетворных бактерии?(Лимфа)
8.Как называется растворимый белок плазмы крови, участвующий в процессе свертывания крови?(Фибриноген)
9.Как называется особый вид соединительной ткани ,связывающий все части организма ,которая транспортирует, защищает ,питает весь организм?(кровь)
10.Как называются красные, безъядерные .двояковогнутые клетки крови?(эритроциты)
Учитель: сверим ваши работы с эталоном (слайд 6)
(Ученики в парах обмениваются работами и взаимопроверяют, исправляют и ставят сами по инструкции учителя оценки. Учитель собирает работы проверяет выставляет оценки.)
Таким образом ,мы с вами определили ,что внутренняя среда организма очень сложна в своей организации, и имеет определенный состав (слайд 7 )т.к. она выполняет много разных и сложных функций. Об одной из которых мы сегодня на уроке продолжим разговор.
3.Релаксационная пауза
Сядьте удобно на стул, откиньтесь на спинку стула, плечи распрямите, ноги поставьте на пол, расслабьтесь, закройте глаза. Послушайте свой организм. ( Звучит легкая музыка)
4. Изучение нового материала.
Послушайте отрывок из произведения А.С.Пушкина «Пир во время чумы»
Ныне церковь опустела
Школа глухо заперта
Нива праздно перезрела
Роща темная пуста
И селенье, как жилище
Погорелое стоит -Тихо все
(одно кладбище)
Не пустует не молчит
Поминутно мертвых носят
И стенания живых
Боязливо Бога просят
успокоить духи их.
Учитель: О чем идет речь в данном отрывке?(эпидемии чумы)(слайд 8)
Чума известна с глубокой древности .В 6 веке в Византийской Империи чума продолжалась 50 лет и унесла много жизней .Ее называли «Черной смертью»
Не менее опасна была и оспа .В 18 веке в Западной Европе ежегодно от оспы погибало 400 тыс. человек.
Постановка проблемной ситуации: Почему самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних ,а для других не вызывали особых последствий?
Учитель: Значит у организмов есть защита. Ее выполняют клетки крови-лейкоциты, лимфоциты.
Историческая справка
Человек живет в окружении разнообразных болезнетворных бактерий ,вирусов ,грибков, простейших .Люди долгое время не подозревали об этом пока 320лет назад голландский мануфактурщик Антони ван Левенгук (слайд 9) создал первый микроскоп и посмотрев на каплю воды произнес фразу: «Я открыл мир невидимых существ.»-микроорганизмов или как их стали называть в разговорной речи-микробы. Одни из полезные, применяющие для получения молочнокислых продуктов, другие- патогенные-, источники многих заболеваний человека и животных .Болезни называют инфекционными т.е. заразные. Это доказал в своих работах Л Пастер-основоположник микробиологии. (слайд 10). Проникнув в организм бактерии повреждают ,разрушают клетки и ткани .питаются ими и размножаются .После заражения в организме человека их уже несколько триллионов. Выделяемые ими токсины ядовиты для организма человека .Течение болезни зависит от устойчивости ,от способности защититься т.е от его иммунитета. Термин «Иммунитет» , лат immunis- так в Древнем Риме называли гражданина свободного от государственных повинностей. Иммунитет-освобождение ,избавление от чего – либо.
А теперь обратим внимание на эпиграф урока : «Наш организм –государство ,а силы его иммунитета – армия на страже его независимости.»Эти слова принадлежат авторитетному российскому иммунологу Р.Петрову.
Т.О сегодня на уроке мы познакомимся с понятием иммунитет, как этот процесс происходит в организме, какая система органов осуществляет этот процесс ,виды иммунитета .и.как надо себя вести чтоб не заболеть.
-Учитель: Найдите в тексте учебника определение иммунитету ,прочтите ,выпишите в тетрадь.
Выясним где в организме образуются клетки защиты (слайд11)
1Красный костный мозг
2.Тимус(вилочковая железа)
3.Селезенка
4.Лимфатические узлы.
Именно здесь вырабатываются специальные клетки защиты-лейкоциты и лимфоциты .Лейкоциты как амеба спокойно перемещаются и один лейкоцит может уничтожить до 30 микробов Лимфоциты -защитные белки плазмы крови- вырабатывают специальные антитела, которые и уничтожают «чужака»
Вам известны такие антитела как иммуноглобулин ,интерферон и т.д.
Учитель: Так почему же во время страшных эпидемий погибали не все?(те у кого устойчивый иммунитет мог выдержать и не заразиться.)
Рассмотрим виды иммунитета (схема)(слайд12).
Виды иммунитета
Естественный
Искусственный
Врожденный Вакцина
Приобретенный Сыворотка
Большой вклад в борьбу с натуральной оспой вносит английский сельский врач Дженнер.(Сообщение учащегося о его работе)
Учитель: Таким образом, мы сегодня с вами познакомились с понятиями иммунитет, система органов иммунитета ,его видами и механизмами его действия.
Давайте обсудим как надо себя вести, чтоб не заболеть и укрепить защиту нашего организма.(Сообщение учащихся)
Но не на все болезни вырабатывается стойкий иммунитет например- грипп и т.д.
6.Закрепление пройденного материала
Учитель: Определить насколько хорошо вы разобрались в новой теме нам поможет небольшая работа в группах
1группа (1 ряд) Решить задачу (карточка№1)(слайд13)
Задача.
Ухаживая за Игорем ,мама заразилась от сына и была вынуждена на неделю взять больничный лист. Какой экономический ущерб нанесла фабрике по пошиву одежды болезнь мамы Игоря ,если в день она производила продукции на 800 рублей?
2 группа(2 ряд) Решить задачу (карточка№2)
Ученик 9 класса Игорь очень любил подолгу играть в компьютерные игры и очень не любил заниматься физкультурой ,а также носить головной убор в холодное время года .Неудивительно ,что однажды он сильно простудился и заболел .Врач диагностировал у Игоря ОРВИ и ринофарингит и посоветовал лечиться лекарственными средствами:
Анаферон-115руб.
Биопарокс-225 руб.
Себидин-48 руб.
Нурофен-190 руб.
Навизин-56 руб.
АЦЦ-150 руб.
Поливитамины-220 руб.
Рассчитайте на сколько болезнь Игоря обременила семейный бюджет.
3 группа (3 ряд)Тест(слайды14,15)
Сообщение учащихся на тему «СПИД — чума ХХ века».(слайды16-20)
7. Подведение итогов
Учитель оценивает индивидуальную работу учащихся ,работу в группах, активность.
8. Рефлексия
Что Вы знаете об иммунитете? Что нового Вы узнали об иммунитете?
Заполняется графа, что нового узнали.
С какими трудностями вы столкнулись сегодня на уроке?
Испытывали ли вы чувство дискомфорта на уроке?
Какие пожелания вы можете высказать одноклассникам и учителю?
9.Домашнее задание: изучить статью иммунитет с.122.
Учитель :Благодарю за работу!
Источник
Цель: Изучить защитные свойства организма.
Задачи:
- Раскрыть материал о защитных свойствах организма.
- Познакомить с видами иммунитета.
- Выяснить профилактическую роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями и роль вакцин в выработке иммунитета.
- Объяснить сущность СПИДа.
Вид урока: изучение нового материала.
Тип урока: проблемно-поисковый.
Формы урока: комбинированный урок.
Методы урока: наглядные, словесные.
Ход урока
Учитель. Что же такое иммунитет?
Когда во время эпидемии один человек заболевает, а другой нет, то говорят, что второй невосприимчив к инфекции, или иммунитету, а у первого иммунитет слабый или отсутствует вообще. Вот почему на вопрос: что такое иммунитет – чаще всего говорят: это состояние невосприимчивости организма к инфекции.
Человеку пересадили чужую кожу. Что тогда? Организм стремится разрушить или отторгнуть чужеродные для него вещества. В этом проявление иммунитета. Таким образом, иммунитет – это сила, которая охраняет внутреннее постоянство организма от вторжения живых и мертвых чужеродных тел. Благодаря иммунитету ни одна эпидемия не уничтожила всего человечества. Переболевшие же люди становятся еще более стойкими к действию микробов. Возбудители болезни отступали. С ними защитные силы организма при новой встрече расправлялись легче.
Что же составляет главную иммунную силу организма?
Ученикам предлагается прокомментировать рисунок.
Если в организм проникло много чужеродных тел, то фагоциты, поглощая их, сильно увеличиваются в размерах и разрушаются. При этом освобождаются вещества вызывающие местную воспалительную реакцию, сопровождающую повышением температуры. Гной, при ангине, который образуется в тканях при воспалении, это скопление погибших лейкоцитов.
Фагоцитоз и выработка антител — единый защитный механизм называемый иммунитетом. Если чужеродных тел проникло в организм очень много, то фагоциты, поглощая их, сильно увеличиваются в размерах и, в конце концов, разрушаются. Защита организма от чужеродных тел осуществляется не только при помощи фагоцитоза. В организме также образуются особые белки — антител, обеззараживающие чужеродные тела и их яды. Лимфоциты — вид лейкоцитов.
Вывод: фагоцитоз и выработка антител — единственный защитный механизм, называемый иммунитетом.
Ученики называют механизмы (изученные ранее), препятствующие проникновению в организм инфекций: защитные барьеры организма против инфекций?
а) 1-й барьер – кожа, слизистые оболочки (слюна, слезы, пот);
б) 2-й барьер – элементы внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа.
Какие клетки крови выполняют защитную функцию? (Лейкоциты).
Как называется способ защиты организма от живых микроорганизмов и чужеродных веществ, попадающих в организм? (Иммунитет).
Почему при пересадке органов возникает их отторжение? (Также благодаря иммунитету – в частности белковая несовместимость).
Учащиеся самостоятельно изучают материал учебника с. 122 и заполняют схему «Виды иммунитета»:
Проверка правильности выполнения задания со схемой учебника приведенной на с.124.
Учитель. Естественный врожденный иммунитет – это невосприимчивость организма ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.
Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не заболеют этими болезнями повторно.
Искусственный активный иммунитет вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в виде вакцины. При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции, и после прививки человек чаще всего не заболевает или болеет более легко. Подобные прививки делают от дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д.
Пассивный искусственный иммунитет – это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни – дифтерии.
Иммунные свойства организмов впервые открыл – Эдуард Дженнер, англ. врач (1749-1823) сделал первую прививку от оспы. Сообщение ученика.
В 1883 г. И.И. Мечниковым сформулирована теория иммунитета. Сообщение ученика.
Перед человечеством стоит вопрос «Как уберечь человека от заражения инфекционной болезнью». Сообщение учащегося о дифтерии.
Учащиеся самостоятельно знакомятся с понятием «вакцина», «прививка», «лечебная сыворотка»с. 122 учебника.
Чтобы уберечь человека от заражения той или иной инфекционной болезнью, например дизентерией, брюшным тифом, дифтерией вырабатывают исскуственный иммунитет. Для этого человеку делают прививки — вводят убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни.
Если заболевшему нужно быстро оказать помощь, ему обычно вводят готовые антитела в виде лечебной сыворотка. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или людей, перенесших инфекционное заболевание. Против дифтерии также применяют лечебную сыворотку.
Вывод: иммунная система выполняет следующие функции:
- способность выявлять любые чужеродные агенты, попавшие в организм и отторгать их;
- отторгать чужеродные клетки, возникающие в самом организме вследствие мутаций;
- способность формировать иммунную память, которая может существовать в течение жизни и обеспечивать защитную реакцию на повторное внедрение микроорганизмов.
Учащимся предлагается вспомнить, какие инфекционные заболевания они знают или какими болели сами? Инфекционные (вирусы, бактерии) – ОРЗ, воспаление легких, грипп, птичий грипп, СПИД, коклюш, дифтерия, полиомиелит, корь, оспа.
Учитель. Какое страшное заболевание вам известно, разрушающее всю иммунную систему? (СПИД).
Дается расшифровка понятию СПИД. Учащиеся делают сообщения об этом опасном заболевании.
Схема строения вируса СПИДа
«Вы должны знать меры профилактики ВИЧ/СПИДа»
- Воздержание.
- Соблюдать взаимную верность.
- Использовать презерватив.
- Избегать случайных половых связей.
- Не употреблять наркотики.
Итак, вы получили самое главное – понятие об иммунитете.
Закрепление: с.125 учебника.
Контроль
- Вакцина-это:
а) культура микробов;
б) культура ослабленных микроорганизмов;
в) плазма крови от переболевших людей или животных. - Первую прививку от оспы сделал:
а) Э.Дженнер;
б) И.И.Мечников;
в) Э.Пауль. - Кем было открыто явление фагоцитоза?
а) Э.Дженнер;
б) И.И.Мечников;
в) Э.Пауль. - Что такое иммунитет?
а) невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям;
б) образование антител;
в) процесс фагоцитоза. - Назови виды иммунитета:
а) естественный;
б) приобретенный;
в) искусственный.
Учащимся предлагается решить задачи (если не успели решить в классе, доделать дома).
- Дошкольник Игорь заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить?
- А. У него есть естественный врожденный иммунитет.
- Б. У него естественный приобретенный иммунитет.
- В. У него искусственный иммунитет.
- Г. У него есть тромбоциты.
- Д. У него есть эритроциты.
- Десять молодых рабочих, не сделавших своевременно предупредительную прививку от дизентерии, тяжело заболели этой болезнью, лечились в больнице бесплатно за счет государства и не работали целый месяц. На какую сумму они недодали народу нужного товара, если один рабочий производит продукции в среднем на 150 тысяч рублей в месяц? В чем заключается ущерб, нанесенный ими государству, семье, своему здоровью?
Домашнее задание: с.122 учебника. Рабочая тетрадь задание 96.
Приложение
Источник
Àâòîð: Õîïåðñêàÿ Îëüãà Âèêòîðîâíà, àêóøåð-ãèíåêîëîã, ê. ì. í.
×åñòíî ãîâîðÿ, ìîãëà íàïèñàòü ñðàçó, íå ïðèáåãàÿ ê àíàëèçó äàííûõ çàðóáåæíûõ èññëåäîâàíèé: «Íåò, ïðèâèâêà îò ÂÏ× íå âûçûâàåò ïðîáëåì ñ ôåðòèëüíîñòüþ». Îáúÿñíþ ïî÷åìó: â íàñòîÿùåå âðåìÿ ÿâëÿþñü ñîòðóäíèêîì êàôåäðû àêóøåðñòâà è ãèíåêîëîãèè, â ñâÿçè ñ ÷åì ðåãóëÿðíî ïîñåùàþ êîíôåðåíöèè, ãäå îñâåùàþòñÿ âàæíûå âîïðîñû îòíîñèòåëüíî æåíñêîãî çäîðîâüÿ. Ââèäó âåëèêîé àêòóàëüíîñòè òåìû áåñïëîäèÿ, ìíîãèå äîêëàäû ïîñâÿùåíû èìåííî ýòîìó âîïðîñó. È íè ðàçó ÿ íå ñëûøàëà íè îäíîãî «íî» è òåì áîëåå «íåò» â îòíîøåíèè ïðîôèëàêòè÷åñêîé ïðèâèâêè îò ÂÏ×! Äëÿ òîãî, ÷òîáû Âû ïîíèìàëè, íà ïðîôåññèîíàëüíûõ êîíôåðåíöèÿõ â êà÷åñòâå äîêëàä÷èêîâ âûñòóïàþò ëþäè, ÿâëÿþùèåñÿ ýêñïåðòàìè â ñâîåé îáëàñòè,- ïðîôåññîðà, äîêòîðà ìåäèöèíñêèõ íàóê ñïåöèàëèñòû, çàíèìàþùèåñÿ èçó÷åíèåì îñâåùàåìûõ âîïðîñîâ ãîäû è äåñÿòèëåòèÿ!!! Íåñêîëüêî äíåé ïîèñêà äàííûõ â àâòîðèòåòíûõ èñòî÷íèêàõ òîëüêî ïîäòâåðäèëè ìîþ òî÷êó çðåíèÿ.
Ñïîñîáíîñòü æåíùèíû ê ðîæäåíèþ çäîðîâîãî ðåáåíêà ÷óäî, äîñòîèíñòâî, ïðåèìóùåñòâî, äà, êàê íè íàçîâè, — áîãàòñòâî ïðàêòè÷åñêè ëþáîé æåíùèíû. Èìåííî ïîýòîìó âîïðîñ, ìîæåò ëè ïðèâèâêà îò ÂÏ× îêàçûâàòü âëèÿíèå íà ôåðòèëüíîñòü, âîëíóåò ìíîãèõ ìîëîäûõ äåâóøåê è èõ ìàòåðåé â ïåðâóþ î÷åðåäü. Ïðè÷åì òîëüêî òåõ, êòî ñëåäèò çà ñâîèì çäîðîâüåì, ðåãóëÿðíî ïîâûøàÿ ñâîé óðîâåíü ìåäèöèíñêîé ãðàìîòíîñòè, îñòàëüíûå èëè íå çíàþò î åå ñóùåñòâîâàíèè, èëè íå çàäóìûâàþòñÿ î âåðîÿòíîñòè ïîëó÷åíèÿ ÂÏ×-èíôåêöèè.
Îãðîìíûé ïëþñ ñîâðåìåííîé æèçíè îáùåäîñòóïíîñòü èíôîðìàöèè, âåëèêèé ìèíóñ åå èçáûòîê è íåîäíîçíà÷íîñòü. Íà ïðîñòîðàõ èíòåðíåòà ìîæíî âñòðåòèòü áîëüøîå êîëè÷åñòâî ïóáëèêàöèé, ïîñëå ïðî÷òåíèÿ êîòîðûõ íå ïðîñòî ïðèâèâêó íå çàõî÷åòñÿ äåëàòü, à æèòü ñòàíîâèòñÿ ñòðàøíî, îñîáåííî, ïîëîâîé æèçíüþ. Ñ îäíîé ñòîðîíû, ïóãàþò ñòàòèñòè÷åñêèå äàííûå î ðàñïðîñòðàíåííîñòè èíôåêöèé, ïåðåäàþùèõñÿ ïîëîâûì ïóòåì, â òîì ÷èñëå è ÂÏ×, î äåáþòå ïîëîâîé àêòèâíîñòè è ÷àñòîòå ñìåíû ïîëîâûõ ïàðòíåðîâ, î ÷èñëå è âîçðàñòå æåíùèí, çàáîëåâøèõ ðàêîì øåéêè ìàòêè. Ñ äðóãîé ñòîðîíû, óäèâëÿþò îáëè÷àþùèå è äèñêðåäèòèðóþùèå ïóáëèêàöèè, ïîñâÿùåííûå ïðèâèâêå ïðîòèâ ÂÏ×. ß ââåëà â ïîèñêîâîé ñòðîêå «Ïðèâèâêà îò ÂÏ×, áåñïëîäèå». Ïåðâàÿ æå ñòàòüÿ, íàïèñàííàÿ èñòî÷íèêîì X â ÆÆ, êðè÷èò: «Áåñïëîäèå ïîñëå âàêöèíàöèè ëåãêî!!!». Èëè, ïîæàëóéñòà, Y âñå â òîì æå ÆÆ: «Óæàñíûå ïîñëåäñòâèÿ âàêöèí îò ÂÏ×, íåñìîòðÿ íà öåíçóðó, âñå-òàêè ñòàëè èçâåñòíû!», ñòàòüÿ, ãäå îñâåùåíû ñåðüåçíûå ïîáî÷íûå ýôôåêòû. Íî áîëüøå âñåãî ïîðàçèëà ìåíÿ ïóáëèêàöèÿ, ðàçìåùåííàÿ îäíèì èç «æåíñêèõ» ñàéòîâ : «Øîêèðóþùàÿ ïðàâäà î âàêöèíå îò ÂÏ×: ôàêòû, î êîòîðûõ ìåäèêè ðàññêàçûâàþò íåîõîòíî», ãäå î÷åíü ñêëàäíî, ïî ïóíêòàì ðàçëîæåíà íè÷åì íå ïîäòâåðæäåííàÿ èíôîðìàöèÿ, îáâèíÿþùàÿ ïðèâèâêó îò ÂÏ× âî âñåõ ñìåðòíûõ ãðåõàõ. Äàæå âûñòàâèëè åå ñðåäñòâîì äëÿ îñóùåñòâëåíèÿ ïëàíà Àëëåíà Äàëëåñà! Íå ìîãó íå ïðîêîììåíòèðîâàòü: òî, ÷òî â íàøåé ñòðàíå êóðÿò è ïüþò, ìåíÿþò ïîëîâûõ ïàðòíåðîâ «êàê ïåð÷àòêè» è óìèðàþò îò ðàêà øåéêè ìàòêè â êîëè÷åñòâå áîëåå 6500 æåíùèí åæåãîäíî àâòîðà ñòàòüè íå áåñïîêîèò? Êñòàòè, êòî àâòîð, ÿ òàê è íå íàøëà. È êàêóþ öåëü îí ïðåñëåäîâàë, òðàíñëèðóÿ èíôîðìàöèþ ïîäîáíîãî ðîäà â èíòåðíåò? È ñêîëüêî óæå ìîæíî âûñòàâëÿòü âðà÷åé âðàãàìè, ñêðûâàþùèìè, óìàë÷èâàþùèìè è íåîõîòíî ðàññêàçûâàþùèìè?
Ìîæíî ïðîäîëæàòü áåñêîíå÷íî Òàê ÷òî æå äåëàòü? Åñëè âåðèòü âñåìó, ÷òî íàïèñàíî, ëè÷íî ÿ âèæó òîëüêî îäèí âûõîä: íå æèòü ïîëîâîé æèçíüþ! Ýòî, êîíå÷íî æå, øóòêà. ß ñàìà ìàìà è ÷óòü ïîçæå, äóìàþ, ñ íåòåðïåíèåì áóäó æäàòü îò ñâîåãî ðåáåíêà âíóêîâ! Ïîýòîìó äàâàéòå ðàçáèðàòüñÿ, áóäåì ëè ìû ñ âàìè äåëàòü ñåáå è ñâîèì äî÷åðÿì ïðèâèâêó îò ÂÏ×?
 ïåðâîé ñòàòüå ñîîáùàåòñÿ î åäèíñòâåííîì ñëó÷àå èñòîùåíèÿ ÿè÷íèêîâ, íàñòóïèâøåì ñïóñòÿ äâà ãîäà ïîñëå âàêöèíàöèè ó øåñòíàäöàòèëåòíåé äåâóøêè. Èíôîðìàöèÿ, ñî ñëîâ àâòîðà, ïðåäîñòàâëåíà âðà÷îì, è èíîé ïðè÷èíû ïðåæäåâðåìåííîé ìåíîïàóçû óñòàíîâëåíî íå áûëî. Òàêæå ìíå óäàëîñü íàéòè åùå äâà ïîäîáíûõ ñëó÷àÿ, îïèñûâàþùèõ èñòîùåíèå ÿè÷íèêîâ ó ìîëîäûõ ïàöèåíòîê. Áîëåå òîãî, ïðèâîäÿòñÿ òàêæå äàííûå î åäèíè÷íûõ ñëó÷àÿõ ñìåðòåëüíûõ èñõîäîâ, âîçíèêøèõ ïîñëå ïðîâåäåíèÿ âàêöèíàöèè. Âî âòîðîé ïðèâåäåííîé ìíîþ ñòàòüå, îïèñàíà ñêàíäàëüíàÿ ñèòóàöèÿ â Èðëàíäèè, ãäå ìàòü 10-ëåòíåé äåâî÷êè, ìåäñåñòðà ïî îáðàçîâàíèþ, ñ òðåáîâàíèåì èñêëþ÷èòü âàêöèíó «Ãàðäàñèë» èç ïðîãðàììû âàêöèíàöèè â ñâÿçè ñ âîçíèêíîâåíèåì ó åå ðåáåíêà ãðèïï-ïîäîáíîãî ñîñòîÿíèÿ, êîòîðîå, ïî åå çàÿâëåíèþ, âîçíèêëî è ó íåñêîëüêèõ îäíîêëàññíèö åå ðåáåíêà. Äåéñòâèòåëüíî, âñå âûøåïðèâåäåííîå — ñòðàøíûå ñèòóàöèè, ñ êîòîðûìè íèêòî íå õî÷åò ñòîëêíóòüñÿ. Íå ìîãó óòâåðæäàòü, ÷òî ïðèâèâêà çäåñü íå ïðè ÷åì, ðîâíî òàêæå, ÷òî èìåííî âàêöèíàöèÿ ñòàëà ïðè÷èíîé íåáëàãîïðèÿòíîãî èñõîäà.  ëþáîì ñëó÷àå, íèêîìó íå õîòåëîñü áû ïîïàñòü â ÷èñëî òåõ, êîìó «íå ïîâåçëî», ðîâíûì ñ÷åòîì, êàê è òåõ, êîìó «ïîñ÷àñòëèâèëîñü» îáçàâåñòèñü ïåðñèñòèðóþùåé ôîðìîé ÂÏ× èíôåêöèè ñî âñåìè âûòåêàþùèìè ïîñëåäñòâèÿìè.
Òàê ÷òî æå, ïîÿâèëîñü åùå áîëüøå ñîìíåíèé?
Äàâàéòå îáðàòèìñÿ ê çäðàâîìó ñìûñëó è ñòàòèñòè÷åñêèì äàííûì. Êâàäðèâàëåíòíàÿ âàêöèíà áûëà çàðåãèñòðèðîâàíà â 2006 ãîäó (â òîì ÷èñëå è â ÐÔ), ðàçóìååòñÿ, ïîñëå ïðîâåäåíèÿ êëèíè÷åñêèõ èñïûòàíèé, ãäå äîêàçàëà ñâîþ áåçîïàñíîñòü è ýôôåêòèâíîñòü. Ñ 2007 ãîäà èçâåñòíà áèâàëåíòíàÿ âàêöèíà, ýôôåêòèâíàÿ â îòíîøåíèè 2 øòàììîâ 16 è 18.  ÑØÀ ê êîíöó ñåíòÿáðÿ 2010 ãîäà áûëî ïðèâèòî 10600000 æåíùèí, èç íèõ ñ çàÿâëåíèÿìè î âîçíèêíîâåíèè ïîáî÷íûõ ýôôåêòîâ â Ñèñòåìó ñîîáùåíèé î ïîáî÷íûõ ÿâëåíèÿõ ïðè âàêöèíàöèè (VAERS), äåéñòâóþùåé ïðè Öåíòðå êîíòðîëÿ çàáîëåâàíèé, ïîñòóïèëî 17160 ñîîáùåíèé. Òÿæåëûå ïîáî÷íûå ÿâëåíèÿ áûëè óñòàíîâëåíû òîëüêî â 0,003% ñëó÷àåâ. Íà ìîìåíò 2014 ãîäà â ÑØÀ, ãäå êóðñ âàêöèíàöèè âêëþ÷àë òðè ïîñëåäîâàòåëüíî ïðîèçâåäåííûõ èíúåêöèè âàêöèíû, áûëî ââåäåíî áîëåå ñòà ìèëëèîíîâ äîç! Çà ýòî âðåìÿ â öåíòð ïî êîíòðîëþ çàáîëåâàíèé, êîòîðûé òàêæå çàíèìàåòñÿ ðåãèñòðàöèé ìàëåéøèõ ïîáî÷íûõ ýôôåêòîâ, ñâÿçàííûõ èëè íå ñâÿçàííûõ ñ âàêöèíàöèåé, íî âîçíèêøèõ ïîñëå ââåäåíèÿ âàêöèíû, ïîñòóïèëî 130 ñîîáùåíèé î âîçíèêíîâåíèè àìåíîðåè (ïðåêðàùåíèå ìåíñòðóàöèé), 128 î íàðóøåíèÿõ ìåíñòðóàëüíîãî öèêëà, 48 î âîçíèêíîâåíèè «ïðîáëåì ñ ÿè÷íèêàìè èç-çà âîçíèêíîâåíèÿ àóòîèììóííûõ ðåàêöèé» è 214 ñëó÷àåâ íåâûíàøèâàíèÿ áåðåìåííîñòè. Äàæå ïðè óñëîâèè, ÷òî äàííûå ïîáî÷íûå ðåàêöèè íàïðÿìóþ âçàèìîñâÿçàíû ñ âàêöèíàöèåé (÷òî âûçûâàåò ñîìíåíèÿ, òàê êàê è áåç ïðåäøåñòâóþùåé âàêöèíàöèè ïîäîáíûå ñîñòîÿíèÿ, âîçíèêàþùèå íà ôîíå àáñîëþòíîãî áëàãîïîëó÷èÿ, íå ðåäêîñòü), â ïåðåñ÷åòå íà êîëè÷åñòâî âàêöèíèðîâàííûõ ýòî î÷åíü íèçêèå ñòàòèñòè÷åñêèå ïîêàçàòåëè.
 öåëîì î âàêöèíàöèè
Àíàëèçèðóÿ ñîîáùåíèÿ â èíòåðíåòå, ìîãó ñêàçàòü, ÷òî ñåãîäíÿ ëþäè íàñòðîåíû ïðîòèâ ëþáîé ïðîôèëàêòè÷åñêîé ïðèâèâêè. Åäèíè÷íûå ñëó÷àè íåáëàãîïðèÿòíûõ èñõîäîâ, íå âñåãäà èìåþùèå ïðÿìóþ ñâÿçü ñ ïåðåíåñåííîé èíúåêöèåé, ïðåäñòàâëåíû êðè÷àùèìè, ïóãàþùèìè çàãîëîâêàìè. Ñòðàøíî ÷èòàòü îá óæàñíûõ ïîñëåäñòâèÿõ ïðîâåäåííûõ âàêöèíàöèé ïðîòèâ ÀÊÄÑ, êîðè, ïîëèîìèåëèòà Ïðè ýòîì âàêöèíà îò ÂÏ× ôèãóðèðóåò â êà÷åñòâå âèíîâíèêà îñëîæíåíèé è íåáëàãîïðèÿòíûõ ÿâëåíèé íàìíîãî ðåæå, ÷åì ëþáàÿ äðóãàÿ, ÷òî, âîçìîæíî, ñâÿçàíî ñ íåáîëüøèì ÷èñëîì âàêöèíèðîâàííûõ â íàøåé ñòðàíå. Òàê ÷òî æå òåïåðü, íå äåëàòü ïðèâèâêè âîîáùå? Ýòî äîáðîâîëüíûé âûáîð êàæäîãî, íî, îòìå÷ó, ÷òî ê ðîäèòåëÿì íåïðèâèòûõ äåòåé ïðè óñòðîéñòâå â äåòñêèé ñàä, øêîëó, êàê ïðàâèëî, âîçíèêàåò íàìíîãî áîëüøå âîïðîñîâ. Ïîëèòèêà ãîñóäàðñòâà ÿñíà, ïðèâèâêàì äà! Îòìå÷ó, ÷òî áîëüøèíñòâî ðîäèòåëåé çà ïðîãðàììó âàêöèíàöèè, ÷èñëî íåïðèâèòûõ äåòåé â äåòñêèõ ó÷ðåæäåíèÿõ â ðàçû ìåíüøå.
Ìîÿ ëè÷íàÿ ïîçèöèÿ
Ñâîåãî ðåáåíêà ïðèâèâàþ ñîãëàñíî êàëåíäàðþ ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê.  3 ìåñÿöà ïîñëå âàêöèíàöèè ïðîòèâ äèôòåðèè, êîêëþøà, ñòîëáíÿêà è ãåïàòèòà  íà ôîíå ïîäúåìà òåìïåðàòóðû äî 39 ãðàäóñîâ, äî÷êà âûäàëà ñóäîðîæíûé ñèíäðîì. Ñòðàøíî áûëî òàê, ÷òî ÿ è äóìàòü çàáûëà î òîì, ÷òî ÿ âðà÷, ïðåâðàòèëàñü â èñòåðè÷íóþ ìàìàøó è èçìó÷èëà çâîíêàìè ïåäèàòðà. Äà, ïîíåðâíè÷àëà, íî ÿ áûëà ïðåäóïðåæäåíà î âîçìîæíîé ãèïåðòåðìèè. Èíñòðóêöèè áûëè äàíû ìíå äåæóðíûì âðà÷îì è âûïîëíåíû áåçóêîðèçíåííî. Âñå îáîøëîñü, è äàëåå ìû âûïîëíÿåì ïðîãðàììó áåç îñîáûõ ñëîæíîñòåé. Ó ìåíÿ íå ñôîðìèðîâàëîñü ïðåäâçÿòîãî îòíîøåíèÿ ê âàêöèíàöèè, âî ìíîãîì áëàãîäàðÿ òîìó, ÷òî ÿ áûëà îñâåäîìëåíà î âîçìîæíîñòè îñëîæíåíèé è î òàêòèêå, êîòîðóþ íåîáõîäèìî ïðåäïðèíÿòü â ñëó÷àå èõ âîçíèêíîâåíèÿ.
Ëè÷íûé îïûò
 äåòñòâå ìåíÿ íå ïðèâèëè âàêöèíîé ÀÊÄÑ, òàêæå ÿ íå áûëà ïðèâèòà îò êðàñíóõè. Áëàãîäàðþ Áîãà çà òî, ÷òî óáåðåã ìåíÿ îò êîêëþøà (âçðîñëûå ïåðåíîñÿò èíôåêöèþ î÷åíü òÿæåëî) è ñòîëáíÿêà, õîòÿ ðåáåíêîì ÿ áûëà êðàéíå àêòèâíûì. À âîò â ãîäû îáó÷åíèÿ â ÂÓÇå íà 6 êóðñå, áëèæå ê èòîãîâîé àòòåñòàöèè, çàáîëåëà òàê, ÷òî âñþ æèçíü áóäó ïîìíèòü. Äâå íåäåëè â èíôåêöèîííîé ðàéîííîé áîëüíèöå ñìåíèëèñü åùå äâóìÿ â îáëàñòíîé: àòèïè÷íîå òå÷åíèå áîëåçíè, ñ êîòîðîé âðà÷è óæå îòâûêëè ñòàëêèâàòüñÿ. Êàê îêàçàëîñü, ÿ ïåðåíåñëà äèôòåðèþ. Çàáàâíûì ñîâïàäåíèåì áûëî òî, ÷òî ó ìîåé ãðóïïû â ïåðèîä, êîãäà ÿ íàõîäèëàñü â îáëàñòíîé èíôåêöèîííîé áîëüíèöå, èìåííî òàì è ïðîõîäèë öèêë «èíôåêöèîííûå áîëåçíè», òàê ÷òî, äóìàþ, äèôòåðèþ ëþáîé ìîé îäíîãðóïïíèê òåïåðü ëåãêî ðàñïîçíàåò.
Áîêîì âûøëî ìíå è îòñóòñòâèå âàêöèíàöèè îò êðàñíóõè. Çíàÿ î ïîñëåäñòâèÿõ îñòðîé èíôåêöèè âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè, ÿ ðåøèëà íå íàäåÿòüñÿ «íà àâîñü». Ñäàâ êðîâü íà àíòèòåëà ê êðàñíóõå è îáíàðóæèâ îòñóòñòâèå çàùèòû, ïðèâèâêó ÿ âñå-òàêè ñäåëàëà.
Âåðíåìñÿ ê ÂÏ×
 70 ñòðàíàõ ìèðà ïðèâèâêà îò ÂÏ× âêëþ÷åíà â íàöèîíàëüíûå ïðîãðàììû âàêöèíàöèè, ÷òî ïðèâåëî ê ñíèæåíèþ ïîêàçàòåëåé çàáîëåâàåìîñòè è ñìåðòíîñòè îò ðàêà øåéêè ìàòêè. Êàê çäðàâîìûñëÿùèé ÷åëîâåê, ìîãó ñêàçàòü îäíî, åñëè áû ðèñêè âàêöèíàöèè áûëè âåëèêè, óâåðåíà, ÷òî îò ïðîôèëàêòèêè óæå äàâíî áû îòêàçàëèñü. Îñòðî ñòîèò âîïðîñ î âêëþ÷åíèè âàêöèí îò ÂÏ× â íàöèîíàëüíûé êàëåíäàðü ïðèâèâîê â Ðîññèè â ñâÿçè ñ óâåëè÷åíèåì çàáîëåâàåìîñòè ðàêîì øåéêè ìàòêè. Âñåìèðíàÿ îðãàíèçàöèÿ çäðàâîîõðàíåíèÿ è âåäóùèå ðåãóëÿòîðíûå îðãàíèçàöèè íàñòîÿòåëüíî ðåêîìåíäóþò âêëþ÷åíèå âàêöèíàöèè ïðîòèâ ÂÏ× â íàöèîíàëüíûå êàëåíäàðè ïðèâèâîê âñåõ ñòðàí ìèðà.
Öèòèðóþ À. Ì. Áåëÿåâà (äèðåêòîðà íàöèîíàëüíîãî ìåäèöèíñêîãî èññëåäîâàòåëüñêîãî öåíòðà îíêîëîãèè èìåíè Í.Í. Ïåòðîâà Ìèíçäðàâà Ðîññèè): «Åñëè íè÷åãî íå áóäåì äåëàòü, òî ñ 2019 ïî 2030 ãîä êîëè÷åñòâî ñëó÷àåâ ðàêà øåéêè ìàòêè óâåëè÷èòñÿ äî 295000, è ïîãèáíóò 130000 æåíùèí».
Ïî÷åìó â Ðîññèè ñåãîäíÿ ñèòóàöèÿ ïî ðàêó øåéêè ìàòêè (êàçàëîñü áû, âèçóàëüíîìó, ëåãêî äèàãíîñòèðóåìîìó çàáîëåâàíèþ), íåñìîòðÿ íà äîñòèæåíèÿ ñîâðåìåííîé ìåäèöèíû, ñòàëà õóæå, ÷åì â ÑÑÑÐ?
Âî ïåðâûõ, âîñïèòàíèå áûëî èíûì. Ïîíÿòíî, ÷òî è â ÑÑÑÐ ñåêñ áûë, íî, ïîçâîëüòå, íå â òàêèõ æå êîëè÷åñòâàõ è ðàçíîîáðàçèè, êàê ñåãîäíÿ! È ïðèíÿòü âî âíèìàíèå íóæíî òîò ôàêò, ÷òî íå îáÿçàòåëüíî æåíùèíà äîëæíà áûòü êðàéíå ñåêñóàëüíî àêòèâíîé äëÿ âûñîêîé âåðîÿòíîñòè âñòðå÷è ñ âèðóñîì, âïîëíå äîñòàòî÷íî åäèíñòâåííîãî íåçàùèùåííîãî ïîëîâîãî êîíòàêòà ñ íîñèòåëåì ÂÏ×.
 60-õ ãîäàõ ïðîøëîãî ñòîëåòèÿ â ñòðàíå áûë îðãàíèçîâàííûé ìàññîâûé ñêðèíèíã. Ñóùåñòâîâàëà ñåòü öåõîâûõ, ñåëüñêèõ è ó÷àñòêîâûõ âðà÷åé, âåëèñü àêòèâíûå ðàáîòû ïî ñàíèòàðíîìó ïðîñâåùåíèþ íàñåëåíèÿ. Îäíàêî ýôôåêòèâíàÿ ïðåâåíòèâíàÿ ñèñòåìà çäðàâîîõðàíåíèÿ áûëà ðàçðóøåíà â 90-å ãîäû.
Ñåãîäíÿ ñîêðàòèëè áîëüøóþ ÷àñòü ôåëüäøåðñêî-àêóøåðñêèõ ïóíêòîâ, êàòàñòðîôè÷åñêè íå õâàòàåò ðàáîòíèêîâ ïåðâè÷íîãî çâåíà ñèñòåìû çäðàâîîõðàíåíèÿ, ñàíèòàðíî-ïðîñâåòèòåëüñêèå ðàáîòû âåñòè íåêîìó. Âîò è âûõîäèò, ÷òî îñâåäîìëåííîñòü íàñåëåíèÿ íèçêàÿ. È íåñìîòðÿ íà íàëè÷èå â íàøåé ñòðàíå áåñïëàòíîãî äèñïàíñåðíîãî íàáëþäåíèÿ, äàëåêî íå âñå ïðîõîäÿò ïðîãðàììó äèñïàíñåðèçàöèè. Óâåðåíà, ÷òî ìîè ÷èòàòåëè ê äàííîé êàòåãîðèè ëèö íå îòíîñÿòñÿ.
Ìîæíî ëè ñíèçèòü çàáîëåâàåìîñòü, íå ïðèáåãàÿ ê âàêöèíàöèè?
Äà, ÷òî è áûëî ïðîäåìîíñòðèðîâàíî â Èíäèè. Íåñìîòðÿ íà íèçêèé óðîâåíü ýêîíîìè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ñòðàíû, ïðîôåññîðîì Ð. Ðàäæêóìàðîì áûëà ðàçðàáîòàíà è âíåäðåíà ïîøàãîâàÿ ñòðàòåãèÿ «×àñû Ðàäæà äëÿ áîðüáû ñ ðàêîì», âêëþ÷àþùàÿ èíäèâèäóàëüíûé ïîäõîä â çàâèñèìîñòè îò òèïà ìåñòíîñòè è ñîöèàëüíîãî óðîâíÿ, îáó÷åíèå íàñåëåíèÿ, àêòèâíîå ïðèãëàøåíèå ïàöèåíòîâ, êîíñóëüòèðîâàíèå è ñêðèíèíã, ñîçäàíèå äîêóìåíòàëüíîé áàçû ñ îöåíêîé òåðàïèè, êîíòðîëåì, ìîíèòîðèíãîì è ïëàíèðîâàíèåì. Çà òðè ãîäà òàêîé ïîäõîä ïîçâîëèë ñíèçèòü çàáîëåâàåìîñòü íà 25%, à ñìåðòíîñòü íà 35%. È ýòî óæå íåìàëî, îäíàêî ïðîâåäåíèå ìàññîâîé âàêöèíàöèè ïîçâîëèò ñíèçèòü çàáîëåâàåìîñòü ìèíèìóì íà 75%.  Øâåöèè åå ýôôåêòèâíîñòü ïðåâûñèëà 90%.
 íàøåé ñòðàíå óæå ðåàëèçîâàíî 12 ïèëîòíûõ ïðîãðàìì èììóíèçàöèè ñ ïîëîæèòåëüíûìè ðåçóëüòàòàìè. Òÿæåëûõ ïîáî÷íûõ ýôôåêòîâ âàêöèíàöèè, ê êîòîðûì è îòíîñÿòñÿ áåñïëîäèå èëè ñìåðòåëüíûé èñõîä, â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè íå íàáëþäàëîñü.
À êàêèå ðåçóëüòàòû âàêöèíàöèè îñâåùåíû â ìèðå?
 èññëåäîâàíèè, îïóáëèêîâàííîì â 2017 ãîäó â æóðíàëå Paediatric Perinatal Epidemiology «The Effect of Vaccination Against Human Papillomavirus on Fecundability» àâòîðû ïðèöåëüíî ïîñòàâèëè çàäà÷ó èçó÷èòü âëèÿíèå âàêöèíàöèè íà ðåïðîäóêòèâíûé ïîòåíöèàë, â ñâÿçè ñ ÷åì â èññëåäîâàíèå áûëè âêëþ÷åíû ïàðû, ïëàíèðóþùèå áåðåìåííîñòü ïîñëå âàêöèíàöèè â 2013 ãîäó (4500 ïàöèåíòîâ). ×àñòîòà íàñòóïëåíèÿ áåðåìåííîñòè ñîîòâåòñòâîâàëà îáùåïîïóëÿöèîííîé, à âîò ÷àñòîòà íåâûíàøèâàíèÿ ó ïðèâèòûõ æåíùèí áûëà íèæå.  èññëåäîâàíèè íå óñòàíîâëåíî ñâÿçè âàêöèíàöèè è ïðîáëåì ñ ôåðòèëüíîñòüþ! Íàîáîðîò, ó ïðèâèòûõ ÷àñòîòà æèâîðîæäåíèé áûëà âûøå!
Áðèòàíñêèé ìåäèöèíñêèé æóðíàë 3 àïðåëÿ 2009 ãîäà îïóáëèêîâàë ñòàòüþ îá ýôôåêòèâíîñòè ãîñóäàðñòâåííîé ïðîãðàììû âàêöèíàöèè îò ÂÏ× «The remarkable impact of bivalent HPV vaccine in Scotland» (â èññëåäîâàíèè ïðèíÿëè ó÷àñòèå 140000 æåíùèí): çà 10 ëåò ÷èñëî ïðåäðàêîâûõ ñîñòîÿíèé ñíèçèëîñü íà 90%.
 2018 ãîäó â Êîêðåéíîâñêîé áèáëèîòåêå êëþ÷åâîì ðåñóðñå äîêàçàòåëüíîé ìåäèöèíû, îïóáëèêîâàí êðóïíåéøèé îáçîð «Âàêöèíàöèÿ ïðîòèâ ÂÏ× äëÿ ïðåäîòâðàùåíèÿ ðàêà è ïðåäðàêîâûõ èçìåíåíèé øåéêè ìàòêè», âêëþ÷àþùèé â ñåáÿ 26 èññëåäîâàíèé è 73428 æåíùèí è äåâóøåê ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà (ñðåäíèé âîçðàñò ñîñòàâèë ìåíåå 26 ëåò), ïðîäåìîíñòðèðîâàâøèé âûñîêóþ ýôôåêòèâíîñòü âàêöèíàöèè. Ñðîê íàáëþäåíèÿ çà âàêöèíèðîâàííûìè ñîñòàâèë 8 ëåò. Ïðèìåíèòåëüíî ê íàøåé òåìå îïóáëèêîâàíî ñëåäóþùåå: «Ðèñê ñåðüåçíûõ íåáëàãîïðèÿòíûõ ÿâëåíèé ñõîæ ïðè èñïîëüçîâàíèè âàêöèí ïðîòèâ ÂÏ× è êîíòðîëüíûõ âàêöèí: ïëàöåáî (ò.å. ïàöèåíòêàì âìåñòî âàêöèíû áûë ââåäåí ôèçèîëîãè÷åñêèé ðàñòâîð) èëè âàêöèí ïðîòèâ äðóãèõ èíôåêöèé (ò.å. âàêöèí, êîòîðûå âõîäÿò â íàöèîíàëüíóþ ïðîãðàììó âàêöèíàöèè) è, â öåëîì, íèçêèé».
Ïîäâåäåì èòîãè âûøåèçëîæåííîìó:
1. Ïðèâèâêà îò ÂÏ× íå íåñåò â ñåáå áîëüøèé ðèñê, ÷åì ëþáàÿ äðóãàÿ ïðèâèâêà, âõîäÿùàÿ â íàöèîíàëüíûé êàëåíäàðü ïðèâèâîê.
2. Âåðîÿòíîñòü êàêèõ-ëèáî íåæåëàòåëüíûõ ðåàêöèé ìèíèìàëüíàÿ, íî, ê ñîæàëåíèþ, îíà åñòü, êàê è ïîñëå ïðîâåäåíèÿ ëþáîé äðóãîé ïðèâèâêè.
3. Âàêöèíàöèÿ îò ÂÏ× â ìàñøòàáàõ íàøåé ñòðàíû âåëèêîå áëàãî, êîòîðîå îäíîçíà÷íî ïðèâåäåò ê ñíèæåíèþ çàáîëåâàåìîñòè è ñìåðòíîñòè. Ñåé÷àñ äåëà îáñòîÿò òàê: çàáîëåâàåìîñòü â ÐÔ ñîñòàâëÿåò 20 æåíùèí íà 100000, ñìåðòíîñòü 9,6; â Øâåöèè, ãäå ââåäåíà ìàññîâàÿ âàêöèíàöèÿ, äàííûå ïîêàçàòåëè ñîñòàâëÿþò 9,5 è 3,9 íà 100000 æåíùèí ñîîòâåòñòâåííî.
4. Ðåøåíèå î òîì, íóæíî ëè äåëàòü ïðèâèâêó îò ÂÏ×, Âû ïðèíèìàåòå ñàìîñòîÿòåëüíî. Ìîå äåëî, êàê âðà÷à, ïðåäîñòàâèòü Âàì èíôîðìàöèþ: ïîëüçà ïåðåâåøèâàåò ðèñêè â ñîòíè ðàç, îïÿòü òàêè, êàê è ïðè ïðîâåäåíèè ëþáîé äðóãîé ïðèâèâêè.
5. Òî, ÷òî Âû âàêöèíèðîâàíû, íå îçíà÷àåò îòñóòñòâèå íåîáõîäèìîñòè ïîñåùåíèÿ ãèíåêîëîãà: âàêöèíà çàùèùàåò íå îò âñåõ òèïîâ âèðóñà, è ïîìèìî ïëîñêîêëåòî÷íîãî ðàêà, ñóùåñòâóåò åùå è àäåíîêàðöèíîìà. Äà è âîîáùå, êðîìå øåéêè åñòü åùå âóëüâà, âëàãàëèùå, ìàòêà è åå ïðèäàòêè.
À äëÿ òåõ, êòî äî÷èòàë äî êîíöà è áûë òåðïåëèâ, â êà÷åñòâå áîíóñà ïðèâåäó ñâîè ñêðîìíûå ðàçìûøëåíèÿ î âðåìåíè, êîãäà ëó÷øå âûïîëíèòü âàêöèíàöèþ, è î òîì, êàê áûòü, åñëè Âû áîèòåñü åå áîëüøå, ÷åì ïåðñïåêòèâû èíôèöèðîâàíèÿ.
Áëàãîïîëó÷íûì ìîìåíòîì âàêöèíàöèè ñ÷èòàþ âðåìÿ ïåðåä íà÷àëîì ïîëîâîé æèçíè. Åäèíñòâåííîå, äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ ñòîéêîãî èììóíèòåòà ê âèðóñó íåîáõîäèì âðåìåííîé èíòåðâàë â 6 12 ìåñÿöåâ. Ïîýòîìó äàííûé ïîäõîä îïðàâäàí òîëüêî â ñëó÷àå, åñëè
— ó Âàñ äîâåðèòåëüíûå îòíîøåíèÿ ñ ðåáåíêîì,
— Âû ÿâëÿåòåñü äëÿ íåãî àâòîðèòåòîì,
— ïîäðîñòîê ñîçíàòåëåí è òåðïåëèâ.
×àùå áûâàåò áîëåå ïå÷àëüíûé âàðèàíò: ìàìà ìîæåò íå äîãàäûâàòüñÿ î òîì, ÷òî ïîëîâîé äåáþò óæå ïðîèçîøåë, à ñåãîäíÿ, êîãäà ìîëîäûå ïàöèåíòêè ÷åñòíî ãîâîðÿò, ÷òî ïîëîâóþ æèçíü íà÷àëè â 13 ëåò, ÿ óæå è íå óäèâëÿþñü. Ïîýòîìó, åñëè Âû íå óâåðåíû, ÷òî ðåáåíîê Âàñ ïîñâÿòèò â ïîäðîáíîñòè ñâîåé ëè÷íîé æèçíè, òî 13 ëåò, íà ìîé âçãëÿä, îïðàâäàííûé âîçðàñò.
Êàê ñíèçèòü ðèñêè, åñëè «íå ëåæèò äóøà» ê ïðèâèâêå?
Êàê ëþáëþ ãîâîðèòü ñâîèì ñòóäåíòàì, êîãäà ìû ïðîõîäèì òåìó «Èíôåêöèè, ïåðåäàþùèåñÿ ïîëîâûì ïóòåì», îïòèìàëüíûé âàðèàíò ïåðåä òåì, êàê ïåðåéòè íà ôèçè÷åñêèé óðîâåíü âçàèìîîòíîøåíèé (ðàçóìååòñÿ, ïîñëå ïåðèîäà äóõîâíîé áëèçîñòè), — ñäàòü àíàëèçû. Ðàç óæ íåò ó íàñ çàùèòû îò âèðóñà, ïåðâîå, ÷òî ìû äîëæíû ïîñòàðàòüñÿ ñäåëàòü, èñêëþ÷èòü âîçìîæíîñòü êîí