Язвенный колит и психология
Современная медицина достигла огромных высот за последние пару-тройку столетий. Но вот парадокс: НЯК (неоперабельно) и БК никто вылечить так и не смог.
Нас пичкают тоннами лекарств для заживления язв и подавления иммунной системы; некоторые врачи советуют обратиться к психотерапевтам, предполагая стрессовую составляющую заболевания. Если проблема в излишней восприимчивости, поможет ли больным НЯК или БК психолог? А может быть стоит самим взять под поменять само отношение к болезни?
Вспомните, как вы себя чувствуете после, например, перенесенной ОРВИ? Наверняка уже перед окончательным выздоровлением у вас повышается настроение – еще бы, ведь вам стало легче дышать, исчезла резь в горле, температура тела пришла в норму. А что думает человек с неспецифическим язвенным колитом или болезнью Крона?
Даже в момент наступления ремиссии с его головы никуда не убирается установка, мол, все равно рано или поздно случится обострение вместе со всеми вытекающими последствиями: кровь/слизь в стуле, снижение аппетита, потеря веса, усталость и т.д. А все почему? Потому что так нам навязано врачами.
Если современная традиционная медицина не в силах избавить вас от воспалительного заболевания кишечника, это не значит, что кроме операции нет никакого способа исцеления.
Ничего не получится без твердой веры в себя и в исцеление, а также без решительных действий в борьбе с болезнью. Но не настраивайте себя враждебно по отношению к своему заболеванию, а лучше дайте себе установку жить долго и полноценно. Этот подход к избавлению от НЯК и БК более свободный и обширный. Если вы будете пассивным во время лечения, врачам будет намного труднее справиться: все-таки, это ваш организм, и вам решать, как он себя поведет.
Психологи уверены, что любое тяжелое заболевание нельзя вылечить одними лишь медикаментами, лечение должно быть комплексным, и одна из составляющих этого подхода – работа больного над своим разумом.
Да, вам придется перестроить ваше мышление и отношение к ВЗК как таковому. И вам необходимо будет исключить все возможные физические причины развития у вас неспецифического язвенного колита или болезни Крона, будь то курение, “тяжелая” пища, чрезмерное нахождение под прямыми солнечными лучами и т.д. Но одной физикой тут не отделаться, куда важнее психология и само желание исцелиться.
Побочные психологические проблемы, являющиеся продуктами неправильно отношения к НЯК или БК, могут рано или поздно привести к нервному срыву. Еще бы, ведь вы большую часть времени раздражены, легковосприимчивы к внешним раздражителям. Если же взять под контроль свои чувства и эмоции, здраво оценивать ситуацию, то все это поможет вам направить дремавшие до сих пор силы и возможности вашего организма на борьбу за свое выздоровление.
И это не мои домыслы: сотни медицинских исследований подтверждают, что человек, поддерживающий свой организм, быстрее и легче выздоравливает. Если же человек постоянно пребывает в состоянии страха, его организм быстро изнашивается, теряя силы и ослабляя иммунитет. Знаете, если следовать логике врачей, что одной из причин НЯК и БК может быть чрезмерная активность иммунитета, то стресс, получается, наоборот должен способствовать ремиссии 🙂 Глупости.
Обычная психологическая самопомощь повышает силу защитных активных клеток в организме человека. Улучшение настроения и отсутствие чувства тревоги приводит к тому, что в организме повышаются уровень жизненной силы и способность к противостоянию болезни, а значит и к выздоровлению.
Психологическая самопомощь заключается в перестроении своего поведения, отношения к жизни и ценностям. Установите гармонию между своим телом и духом. Зависть, обиды, разочарования, злоба – все это отбирает ваши жизненные силы, мешая адекватно мыслить и делать правильные выводы.
Не делайте неутешительных выводов, общаясь с другими людьми по поводу их ВЗК! Болезнь в высшей степени индивидуальна, и наличие общих признаков не может являться основанием для идентичности ваших проблем. Находясь в стационаре, старайтесь ограничить себя от тяжелобольных; отдайте предпочтение общению с людьми, у которых ситуация намного лучше вашей текущей. Как это не печально, но пациенты с тяжелым течением болезни гораздо меньше верят в выздоровление нежели те, которые не сильно пострадали от НЯК или БК. Не стесняйтесь искать поддержки у родственников и друзей.
Найдите для себя хобби, по возможности ведите активный образ жизни. В общем, абстрагируйтесь от заболевания. Дайте своему подсознанию понять, что вы любите жизнь. Хороший психолог сможет вам в этом помочь.
Процесс лечения воспалительных заболеваний кишечника не из легких, но вы должны преодолеть все невзгоды во имя единственно верной цели – выздоровления.
Источник
Энциклопедия / Заболевания / Желудочно-кишечный тракт / Неспецифический язвенный колит (НЯК)
Неспецифический язвенный колит (НЯК) – хроническое воспалительное заболевание толстого кишечника, характеризующееся прогрессирующим течением и образованием язвенных дефектов.
По протяженности патологического процесса выделяют:
- проктит – легкая форма заболевания, воспалительные изменения затрагивают только прямую кишку;
- проктосигмоидит – средняя степень тяжести, заболевание прямой и сигмовидной кишки;
- тотальный колит – тяжелая форма, характеризующаяся поражением всей толстой кишки.
По течению выделяют острое, хроническое непрерывное и хроническое рецидивирующее течение болезни.
Причины заболевания до сих пор не установлены, хотя исследования постоянно ведутся. В разное время предположительными факторами развития НЯК считались различные бактерии, вирусы, токсины, психогенные факторы, влияние окружающей среды (жители сельской местности болеют реже, чем горожане), аутоиммунные механизмы, генетическая предрасположенность.
Следует отметить, что курение снижает риск развития данного заболевания.
Симптомы неспецифического язвенного колита зависят от протяженности патологического процесса и выраженности воспалительных изменений.
Местные симптомы:
- появление примеси крови на оформленном кале,
- ложные позывы на дефекацию (особенно по ночам),
- диарея при распространенном процессе (частота стула в тяжелых случаях может достигать 10 – 20 раз в сутки),
- наличие слизи и гноя в стуле,
- запоры (в случае поражения только прямой кишки),
- боли в животе.
При распространенном НЯК характерно присоединение общих симптомов:
- интоксикация,
- общая слабость,
- похудение,
- отсутствие аппетита,
- тошнота,
- выраженная эмоциональная неустойчивость.
Возможно появление системных проявлений:
- узловая эритема,
- полиартрит,
- поражения глаз, печени,
- стоматит, глоссит, гингивит.
В случае тяжелого течения болезни возможно развитие осложнений:
- кишечные кровотечение,
- разрыв стенки кишки,
- образование свищей и абсцессов,
- формирование рубцовых сужений кишечника с развитием непроходимости.
При подозрении на наличие у пациента неспецифического язвенного колита необходимо провести ряд обследований:
- общеклинические: общий анализ крови и мочи, ЭКГ, флюорография, измерение артериального давления, пульса, определение группы крови и резус-фактора
- развернутый биохимический анализ крови (глюкоза, билирубин+фракции, общий белок+фракции, мочевина, креатинин, АЛТ, АСТ, ГГТФ, ЩФ, железо, СРБ, калий, натрий)
- рентгенологические исследования: обзорный снимок органов брюшной полости и малого таза, рентгенография толстой кишки с контрастированием
- эндоскопические методы: колоноскопия с биопсией, ректороманоскопия, гастроскопия
- анализ кала на скрытую кровь и его клинический анализ (копрограмма)
Дифференциальная диагностика проводится с такими заболеваниями, как
- болезнь Крона,
- хронический (неязвенный) колит,
- синдром раздраженного кишечника,
- заболевания печени, поджелудочной железы, желчевыводящих путей.
*свериться с Федеральными рекомендациями по лечению и диагностике >>>
Одни и те же симптомы могут быть признаками разных заболеваний, а болезнь может протекать не по учебнику. Не пытайтесь лечиться сами — посоветуйтесь с врачом.
Лечением НЯК занимается гастроэнтеролог и хирург при осложнениях.
Питание
Важную роль в терапии играет диета с механический и химическим щажением, с увеличением потребления белка, снижением жира до 60-80 г в сутки, с максимальным ограничением клетчатки.
Медикаментозная терапия
Основными группами препаратов для лечения неспецифического язвенного колита являются:
сульфаниламиды:
препараты 5-аминосалициловой кислоты (5-АСК):
- салофальк для перорального применения, а также в свечах и растворе для клизм;
- пентаса
глюкокортикостероиды:
будесонид для местного применения,
- преднизолон в виде свечей,
- при неэффективности и большой протяженности патологического процесса преднизолон используется системно (перорально или парентерально)
антибиотики и противопротозойные средства:
в тяжелых случаях при неэффективности ГКС и 5-АСК к лечению подключают цитостатики:
- азатиоприн,
- циклоспорин
новые препараты – селективные иммуносупрессоры:
вспомогательные средства:
- антациды,
- ферменты
Хирургическое лечение
Удаление части толстого кишечника проводят при осложнениях и неэффективности консервативной терапии.
Современные методы лечения оказываются эффективными у 85% больных с легким или среднетяжелым течением неспецифического язвенного колита.
У большинства пациентов удается достичь полной ремиссии.
Умеренно выраженные клинические проявления сохраняются у 10% больных.
Раздел по диагностике и лечению неспецифического язвенного колита написана в соответствии с Федеральными рекомендациями.
Источник: diagnos.ru
Источник
(íå ìîå.)
 ñâÿçè ñî ñòðàøíîé è âíåçàïíîé ñìåðòüþ Þëèè Íà÷àëîâîé õî÷åòñÿ ïðîäîëæèòü ðàçãîâîð î âðà÷àõ, òåì áîëåå, ÷òî òåìà âûçûâàåò òàêîé èíòåðåñ. Ïîæàëóé, ðàññêàæó ÷óòü áîëåå ïîäðîáíî èñòîðèþ ïðî ñïàñåíèå ìàìû îò åå æóòêèõ òðîôè÷åñêèõ ÿçâ íà íîãàõ õîòÿ áû â ïàìÿòü î òîì íàñòîÿùåì Âðà÷å, êîòîðûé ýòî ñäåëàë.
 îáùåì, ïîñëå òîãî, êàê íàñ ñ ìàìîé áóêâàëüíî âûãíàëè èç «ïðåñòèæíîé» Âîëûíñêîé áîëüíèöû, ïîñòàâèâ íåâåðíûé ñìåðòåëüíûé äèàãíîç è íå îêàçàâ íèêàêîé ïîìîùè, ìû îêàçàëèñü, ñîáñòâåííî, íà òîì æå ìåñòå, ñ êîòîðîãî íà÷àëè. Äà, äèàãíîç «ãàíãðåíà» îïðîâåðã âåñåëûé âðà÷ «Ñêîðîé» ïî òåëåôîíó, íî ÿçâû-òî âñå ðàâíî îñòàâàëèñü, è ÿçâû áûëè æóòêèå. Ïîñëå ýòîãî ìû åùå íåñêîëüêî íåäåëü ïîìîòàëèñü ïî áîëüíèöàì, â îäíó ìàìó äàæå ïîëîæèëè íî íå ëå÷èëè.
Âðà÷è öîêàëè ÿçûêàìè, ðàçâîäèëè ðóêàìè íî, â îáùåì, äàæå äèàãíîç ïîñòàâèòü òàê è íå óäîñóæèëèñü. Ñîáñòâåííî æå «ëå÷åíèå» îãðàíè÷èâàëîñü ïîñòàíîâêîé êàïåëüíèö ñ ãëþêîçîé èëè äàæå ñ ôèçðàñòâîðîì ÷òî, êîíå÷íî, òîæå èìåëî ñìûñë, ïîñêîëüêó ÿçâû ïîñòîÿííî «òåêëè», è ìàìà òåðÿëà ìíîãî æèäêîñòè. Îäíàêî òàêîå «ëå÷åíèå» áûëî ìàêñèìóì ïîääåðæèâàþùèì, à íàäåæäà íà òî, ÷òî â êàêîé-òî ìîìåíò îíè íàêîíåö-òî íà÷íóò ëå÷èòü ïî-íàñòîÿùåìó, òàÿëà ñ êàæäûì äíåì.
Çà ýòî æóòêîå âðåìÿ ìû, ìîæíî ñêàçàòü, ïðîøëè âñþ íàøó ìåäèöèíó è ïëàòíóþ, è áåñïëàòíóþ. Ðàçíèöó ÿ çàìåòèë òîëüêî îäíó: â ïëàòíûõ êëèíèêàõ òàìîøíèå õèðóðãè, êàê ïðàâèëî, ñðàçó ÷ðåçâû÷àéíî ðàçäðàæàëèñü âèäîì ìàìèíûõ ÿçâ è íà÷èíàëè îðàòü êàê æå, ìîë, ìàìà «òàê ñåáÿ çàïóñòèëà».  ïðèíöèïå, õàðàêòåðíàÿ ðåàêöèÿ äëÿ Ðîññèè ó íàñ æå ëþáÿò «îáâèíÿòü æåðòâó», õîòÿ ñàìî ïîíÿòèå «âèêòèìáëåéìèíã» — íå ðîññèéñêîå. Íó äà, ñìîòðåòü íà òðîôè÷åñêèå ÿçâû ìàëîïðèÿòíî ýòî æ, ïî ñóòè, îòêðûòûå ðàíû, ïî êîòîðûì ê òîìó æå ïîñòîÿííî òå÷åò êðîâü è ñóêðîâèöà; íî, êàçàëîñü áû, óæ õèðóðã-òî ïî ñïåöèàëüíîñòè «ÃÍÎÉÍÀß õèðóðãèÿ» äîëæåí áûë áû âåñòè ñåáÿ ïîñäåðæàííåå? Íî íåò îíè íàòóðàëüíî îáèæàëèñü, áóêâàëüíî çà òî, ÷òî èì ïðèâîëîêëè «òàêóþ ãàäîñòü». Ïðàâäà, òîëüêî ïëàòíûå.
À âîò áåñïëàòíûå, â îáû÷íûõ ãîñóäàðñòâåííûõ êëèíèêàõ, îòíîñèëèñü ê ýòîìó ìíîãî ñïîêîéíåå íó, ÿçâû è ÿçâû. Õîòÿ åäâà ëè â ñèëó ñâîåé áîëüøåé âîñïèòàííîñòè èëè ÷åëîâå÷íîñòè ñêîðåå ïîòîìó, ÷òî îò îáùåé çàìîðäîâàííîñòè èì áûëî â ïðèíöèïå íà âñ¸ íàêëàñòü.
Íî íå ëå÷èëè íè òå, íè äðóãèå. À âåäü ñèòóàöèÿ óõóäøàëàñü ñ êàæäûì äíåì. Ïîñòîÿííî «òåêóùèå» ðàíû ýòî âåäü ñåðüåçíûé «ïðîáîé». Ìàìà ñëàáåëà ñ êàæäûì äíåì, ÷åðåç ïàðó íåäåëü ïîñëå âèçèòà ê ñòåðâå èç Âîëûíñêîé áîëüíèöû îíà óæå ïî÷òè íå ìîãëà õîäèòü. È ãëàâíîå áîëè íàðàñòàëè è ñòàíîâèëèñü íåñòåðïèìûìè ïðè òîì, ÷òî ìàìà ó ìåíÿ áûëà âñåãäà ÷ðåçâû÷àéíî òåðïåëèâîé, ñïîêîéíîé è ìóæåñòâåííîé, ñ ìÿãêèì è âåñåëûì õàðàêòåðîì, íî æåëåçíîé âîëåé. È âîò îíà óæå íå âûäåðæèâàëà íà÷àëà ñòîíàòü. Áîëåóòîëÿþùèå ïîìîãàëè ïëîõî.
Ó íàñ ïðèíÿòî ðóãàòü è îñóæäàòü âðà÷åé-ðâà÷åé, êîòîðûå âûìîãàþò äåíüãè ó ïàöèåíòîâ, ïîëüçóÿñü èõ áåñïîìîùíûì ïîëîæåíèåì, è òðåáóþò ïëàòèòü çà êàæäîå èõ âðà÷åáíîå äåéñòâèå. Íî â òî âðåìÿ ÿ ïîíÿë íåîæèäàííóþ âåùü: ïîæàëóé, åùå õóæå, êîãäà âðà÷ óæå è äåíåã íå áåðåò. «Ìû çàïëàòèì! Ñäåëàéòå ÷òî-íèáóäü!!» Íî âðà÷è îäèí çà äðóãèì, ïëàòíûå è áåñïëàòíûå òîëüêî ïîæèìàþò ïëå÷àìè áåçðàçëè÷íî è óõîäÿò ïðî÷ü. Ìàêñèìàëüíûé ñîâåò «Íó, ïîñòàâüòå åé êàïåëüíèöó ñ ôèçðàñòâîðîì îíà æå òåðÿåò ìíîãî æèäêîñòè».
Âîò òóò è íàñòóïàåò ñîñòîÿíèå òîé ñàìîé «âûó÷åííîé áåñïîìîùíîñòè», ïðî êîòîðîå ÿ ÷èòàë â ó÷åáíèêàõ ïî ïñèõîëîãèè, íî ñ êîòîðûì äîâåëîñü ïîçíàêîìèòüñÿ íà ïðàêòèêå. ×òî íè äåëàåøü âñå ïîëó÷àåòñÿ òîëüêî õóæå. Ìàìà ñòîíåò óæå â ãîëîñ, ìíå åùå è íà ðàáîòó íàäî õîäèòü, õîòÿ êàêàÿ òóò ðàáîòà  öåíòðå Ìîñêâû, â îêðóæåíèè, êàçàëîñü áû, âðà÷åé âñåõ ïðîôèëåé, êîòîðûå, îäíàêî, çà ãîä íå ñóìåëè äàæå äèàãíîç ïîñòàâèòü! («òðîôè÷åñêàÿ ÿçâà» — ýòî âåäü ïî áîëüøîìó ñ÷åòó íå äèàãíîç, ýòî îïèñàíèå ñèìïòîìà).
(òåïåðü ÿ äóìàþ, ÷òî îòãàäêà ïàññèâíîñòè âðà÷åé áûëà äî óæàñà ïðîñòà îíè ðåàëüíî íå çíàëè, ÷òî äåëàòü. Ïðîñòî íå çíàëè, è âñ¸. Íà íåò è ñóäà íåò. Òî ëè âñå ïëîõî ó÷èëèñü, òî ëè òàêîå ó íàñ ñîñòîÿíèå ìåäèöèíû)
Ìåæäó òåì ìàìà ÷åëîâåê ðåøèòåëüíûé è ìóæåñòâåííûé, êàê ÿ óæå ñêàçàë. Áóäó÷è èíæåíåðîì-ôèçèêîì ïî ïðîôåññèè, çàêîí÷èâøåé ñîâñåì íå æåíñêèé ÌÈÔÈ, îíà, êàê ÿ óçíàë óæå ïîòîì, çàäóìàëà ðåøèòü ïðîáëåìó ðàäèêàëüíî (åñòåñòâåííî, ñî ìíîé ñîâåòîâàòüñÿ ïî òàêîìó âîïðîñó îíà íå ñòàëà).  ïåðèîä íåêîòîðîãî ïðîñâåòëåíèÿ îíà «ïîñìîòðåëà íà ïðîáëåìó òðåçâî»: ñîñòîÿíèå ïîñòîÿííî óõóäøàåòñÿ, íîãè áîëÿò âñå íåñòåðïèìåé, âðà÷åé îáîøëè óæå ïîëòîðà äåñÿòêà, ÿñíî, ÷òî ëå÷èòü åå íèêòî íå áóäåò è íå ñîáèðàåòñÿ, «îäíà áîëòîâíÿ». ×òî îñòàåòñÿ? Íàäî óõîäèòü.
 îáùåì, îíà ðåøèëà ïîêîí÷èòü æèçíü ñàìîóáèéñòâîì. Äîæäàëàñü, ïîêà â êâàðòèðå íèêîãî íå áûëî, ñîáðàëà âñå òàáëåòêè, êîòîðûå íàêîïèëèñü ðÿäîì ñ íåé áîëåóòîëÿþùèå, ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûå, ñíîòâîðíûå, âñÿêèå, âñåãî øòóê 50 è âñå ðàçîì ïðîãëîòèëà. È çàêðûëà ãëàçà.
Ïðîñíóëàñü ÷àñà ÷åðåç 4. Ñ ãðóñòüþ îáíàðóæèâ, ÷òî âñå åùå æèâà, òîëüêî êî âñåìó ïðî÷åìó ïðèáàâèëàñü åùå è ñòðàøíàÿ ãîëîâíàÿ áîëü (÷òî áûëî ñòðàííî ó ìàìû, êàê, êñòàòè, è ó ìåíÿ, ãîëîâà íå áîëåëà íèêîãäà, òàê ìû óñòðîåíû). Ôåíîìåíàëüíî, êîíå÷íî åå äàæå íå ñòîøíèëî.
 èòîãå è ýòîò «ðåöåïò» îêàçàëñÿ íåðàáî÷èì
Êàêàÿ-òî ñîâñåì áåçíàäåæíàÿ ñèòóàöèÿ. È âîò â ýòîò ìîìåíò ñàìîãî ãëóõîãî îò÷àÿíèÿ ëó÷ íàäåæäû áëåñíóë ñ ñàìîé íåîæèäàííîé ñòîðîíû. Ïðÿìî ïî Ñòàíèñëàâó Åæè Ëåöó «Èç ëþáîé áåçâûõîäíîé ñèòóàöèè åñòü ïî êðàéíåé ìåðå îäèí âûõîä òàì, ãäå áûë âõîä»).
Íà âõîäå â ëþáóþ áîëåçíü, ïî èäåå, ó êàæäîãî ðîññèéñêîãî ÷åëîâåêà ñòîèò (äîëæíà ñòîÿòü) ðàéîííàÿ ïîëèêëèíèêà. È ïîëó÷èëîñü òàê, ÷òî ê íàì èç ýòîé ïîëèêëèíèêè åæåäíåâíî õîäèë äåëàòü ïåðåâÿçêè ìåäáðàò ìîëîäîé ïàðåíü ïî èìåíè Âîëîäÿ. Ìàìà çâàë åãî ïðîñòî «ìàëü÷èê». Õîäèë, åñòåñòâåííî, ÷àñòíûì îáðàçîì, çà êýø åãî ìàìå ïîäðóãè ïîñîâåòîâàëè. Ñòàäèþ «îáðàùåíèÿ â ïîëèêëèíèêó ïî ìåñòó æèòåëüñòâà» ìàìà â ñâîå âðåìÿ ïðîåõàëà ñî ñâèñòîì, òàê êàê íèêîãäà íå ëþáèëà «õîäèòü ïî âðà÷àì» è âîîáùå ñ÷èòàëà ýòî ïîñòûäíûì ñòàðóøå÷üèì çàíÿòèåì. Ìàìå-òî áûëî ÷óòü çà 60, è îíà ñåáÿ ñòàðóøêîé íèêàê íå ñ÷èòàëà, îíà è ïåíñèþ-òî äîëãî íå õîòåëà îôîðìëÿòü. Òàê ÷òî ïåðâîå âðåìÿ, ïîêà ÿçâà ðàñøèðÿëàñü (ïîðàíèëà íîãó, âûõîäÿ èç ðæàâûõ «Æèãóëåé» êàêîãî-òî áîìáèëû, îá äâåðöó) îíà ëåãêîìûñëåííî ñ÷èòàëà, ÷òî «ñàìî ïðîéäåò» — à êîãäà óæå ñòàëî ÿñíî, ÷òî íå ïðîõîäèò, ñîñòîÿíèå ðàíû áûëî òàêîå, ÷òî âðîäå êàê â ïîëèêëèíèêó èäòè ïîçäíî, è ìû ïîøëè ïî «ñâåòèëàì» è ïî áîëüíèöàì.
Òàê âîò ýòîò Âîëîäÿ ðàáîòàë â íàøåé ïîëèêëèíèêå ïîìîùíèêîì â êàáèíåòå õèðóðãèè. Õîäèë ñíà÷àëà ðàäè ïîäðàáîòêè, ïîòîì îíè ñ ìàìîé ïîäðóæèëèñü ìàìà îáëàäàëà äàðîì ðàñïîëàãàòü ê ñåáå âñåõ, êòî ñ íåé ïîîáùàëñÿ õîòÿ áû 10 ìèíóò. È äàæå ñòðàäàÿ îò íåïðåðûâíîé èçìàòûâàþùåé áîëè, íå óòðàòèëà ýòó ñïîñîáíîñòü.  îáùåì, îíà åãî íè î ÷åì íå ïðîñèëà (äà îíà óæå íèêîìó è íå âåðèëà) íî Âîëîäÿ ïî ñîáñòâåííîé èíèöèàòèâå ðàññêàçàë î «áîëüíîé ïàöèåíòêå» ñâîåìó, ìîæíî ñêàçàòü, íà÷àëüíèêó õèðóðãó ýòîé ïîëèêëèíèêè. Åãîðîâó Åâãåíèþ Ïàâëîâè÷ó.
È õèðóðã íåîæèäàííî çàèíòåðåñîâàëñÿ. È ïîïðîñèë ðàçðåøåíèÿ çàéòè.
Ñïîêîéíûé, ðàçìåðåííûé ÷åëîâåê ëåò 50. ßâíî ïîìÿòûé æèçíüþ. Ìàìèíû ïîäðóãè, êîòîðûå ñèäåëè ó åå ïîñòåëè, òóò æå çàïèñàëè åãî â «çàâÿçàâøèå àëêîãîëèêè», ìàìà ìàõíóëà ðóêîé è ñêàçàëà, ÷òî åé âñå ðàâíî.  îáùåì, ÷òî ãîâîðèòü: åñëè ÷åëîâåê â 50 ëåò «ïðèçåìëèëñÿ» íà äîëæíîñòü õèðóðãà â ðàéîííîé ïîëèêëèíèêå íà ñàìîé îêðàèíå Ìîñêâû, êîòîðûå òîãäà (äà è ñåé÷àñ) ïîëó÷àëè êîïåéêè ìîæíî ñêàçàòü ñìåëî, ÷òî êàðüåðû â ìåäèöèíå îí íå ñäåëàë.
À íàñ äîêòîðà è êàíäèäàòû íàóê èç «ýëèòíûõ êëèíèê» íå ïî ðàçó óæå ïîñûëàëè íàõðåí, ïðåçðèòåëüíî îòêàçûâàÿñü îò äåíåã ÷òî íàì êàêîé-òî ðàéîííûé õèðóðã? ×åì îí ïîìîæåò? «Äà ó íåãî, ïîäè, è ðóêè äðîæàò» (øåïòàëè ìàìèíû ïîäðóãè).
Òåì íå ìåíåå èìåííî Åâãåíèé Ïàëû÷ ñêàçàë, ÷òî îí âðîäå áû çíàåò ñïîñîá, êàê ìàìå ìîæíî ïîìî÷ü. Åãî, äåñêàòü, ýòîìó ó÷èë îäèí ñòàðèê-ïðîôåññîð, êîãäà îí åùå ñàì ó÷èëñÿ â ÂÓÇå. È ÿêîáû â ïðåæíèå âðåìåíà ýòîò ñïîñîá äîâîëüíî ÷àñòî ïðèìåíÿëè à ñåé÷àñ, íàñêîëüêî îí çíàåò, çàáðîñèëè, ñî÷òÿ îïàñíûì è ìàëîýôôåêòèâíûì.
Íàäî æå ïåðâûé ðàç âñòðåòèëñÿ ÷åëîâåê, êîòîðûé õîòÿ áû ñêàçàë, ÷òî çíàåò ñïîñîá!! Äî ñèõ ïîð âñå âðà÷è, êîòîðûå íàì âñòðå÷àëèñü, íè÷åãî áîëåå óìíîãî, ÷åì «ñòàâüòå êàïåëüíèöó è ïðîìûâàéòå ðàíó», ïðåäëîæèòü íå ìîãëè. ß, ïðàâäà, íå î÷åíü ïîâåðèë. À ïîòîì è íàñòîðîæèëñÿ.
Åâãåíèé Ïàëû÷, íàäî îòäàòü åìó äîëæíîå, íå ñòàë îò íàñ íè÷åãî ñêðûâàòü. Ïî åãî ñëîâàì, áûë ëèøü ñëàáûé øàíñ. ×òî òàêîå òðîôè÷åñêàÿ ÿçâà? Áóêâàëüíî ýòî îòêðûòàÿ ðàíà, â êîòîðîé ïëîòü áóêâàëüíî ãíèåò, à îðãàíèçì íå ìîæåò åå âûëå÷èòü è ðàíó çàòÿíóòü, ïîòîìó ÷òî íàðóøåíî ïèòàíèå (òðîôèêà) ýòîãî ó÷àñòêà òåëà ñãíèëè è ðàçðóøèëèñü ñîñóäû è ñîñóäèêè, ïî êîòîðûì äîëæíà ïîñòóïàòü êðîâü. Ìàçàòü ñâåðõó áåñïîëåçíî, ìàçü íå ïðîíèêàåò ãëóáîêî. Ãëîòàòü òàáëåòêè èëè ñòàâèòü êàïåëüíèöû áåñïîëåçíî, äî ðàíû äîõîäèò íè÷òîæíîå êîëè÷åñòâî ëåêàðñòâà.
Íî åñòü ðàäèêàëüíàÿ âîçìîæíîñòü óêîë ïðÿìî â áåäðåííóþ àðòåðèþ. Òóäà, ãäå ñàìûé ñòðåìèòåëüíûé êðîâîòîê, ïðè÷åì êðîâü èäåò êàê ðàç òóäà, êóäà íóæíî ê íîãàì. Òîãäà ëåêàðñòâî íå «ïîòåðÿåòñÿ» ïî äîðîãå, à ïðÿìî ïðèáóäåò òóäà, êóäà íàäî.
Âðîäå âñå ïðåêðàñíî. Ïî÷åìó æ íàì òàêîå íå ïðåäëàãàëè??
È Ïàëû÷ îáúÿñíèë òàê æå ñïîêîéíî, îáñòîÿòåëüíî è äàæå, ïîæàëóé, ÷óòü çàòîðìîæåííî, êàê îí äåëàë âîîáùå âñ¸. Äåëî â òîì, ÷òî ñàì ïî ñåáå óêîë â áåäðåííóþ àðòåðèþ ñìåðòåëüíî îïàñíîå ìåðîïðèÿòèå.
Äëÿ îáúÿñíåíèÿ, ïî÷åìó, äîñòàòî÷íî âñïîìíèòü õîòÿ áû íàøóìåâøåå ïðèìåðíî â òî æå âðåìÿ «äåëî Èâàííèêîâîé» — êîãäà äåâèöà íåâçíà÷àé óáèëà ñâîåãî íàñèëüíèêà. Ïîìíèòå? Äåâèöó Èâàííèêîâó ïîõîòëèâûé øîôåð òàêñè âìåñòî äîìà çàâåç êóäà-òî çà ãàðàæè, ãäå è ïîòðåáîâàë íà÷àòü äîñòàâëÿòü åìó ïëîòñêèå óòåõè äëÿ ÷åãî äàæå óñïåë ñíÿòü ñ ñåáÿ øòàíû. Äåâèöà äîñòàâëÿòü óòåõè íå çàõîòåëà, à âìåñòî ýòîãî íàùóïàëà ó ñåáÿ â êàðìàíå ìàëåíüêèå íîæíè÷êè è, çàæàâ èõ â êóëàêå, íàíåñëà øîôåðó óäàð â îáëàñòü ïàõà. È, íàäî æå òàê ñëó÷èòüñÿ ïîïàëà íå â ïàõ, à êàê ðàç â áåäðåííóþ àðòåðèþ! Øîôåð çàêðè÷àë, îíà âûðâàëàñü è óáåæàëà.
Ïîïàäè îíà â ëþáîå äðóãîå ìåñòî íè÷åãî á íå ñëó÷èëîñü, êðîìå ïîðåçà. Íî áåäðåííàÿ àðòåðèÿ ýòî «òðóáà», ïî êîòîðîé êðîâü èäåò ñ ìàêñèìàëüíûì íàïîðîì è ìàêñèìàëüíîé ñêîðîñòüþ; íåçàäà÷ëèâûé íàñèëüíèê íå óñïåë íè÷åãî ñäåëàòü è óìåð ïîëíîñòüþ èñòåê êðîâüþ çà 15 ìèíóò. Àíåêäîòè÷åñêàÿ ñìåðòü äåâóøêà ïî ôàêòó çàðåçàëà åãî ìàíèêþðíûìè íîæíèöàìè!
Íî îòñþäà âû âèäèòå, ïî÷åìó óêîë â áåäðåííóþ àðòåðèþ òàê îïàñåí. Ìàëåéøàÿ îøèáêà è êðîâü ìîæåò áèòü áóêâàëüíî ôîíòàíîì. Ñîáñòâåííî, ïîýòîìó äåëàòü òàêèå óêîëû âíå ñòàöèîíàðà ñòðîæàéøå çàïðåùåíî è ýòîãî îáñòîÿòåëüñòâà Ïàëû÷ òîæå îò íàñ íå ñêðûë. Îíî è ïîíÿòíî: åñëè ÷òî íèêàêàÿ «Ñêîðàÿ», ñêîðåå âñåãî, ïðèåõàòü ïðîñòî íå óñïååò.
Êîðî÷å: Ïàëû÷ ïðåäëîæèë, ÷òî îí ýòè óêîëû ñäåëàòü ìîæåò. Íàäî øåñòü: òðè â îäíó íîãó è òðè â äðóãóþ. Öåíà (òóò îí ñëåãêà ïîìîðùèëñÿ) äîðîãàÿ: ïî 100 áàêñîâ çà óêîë. Íà âñå ïî âñå, òàêæå ïðåäóïðåäèë îí òðè äíÿ: îäèí äåíü ïî óêîëó â êàæäóþ íîãó. Ðåøàéòå.
ß áûë â ñîìíåíèÿõ (è äåëî, êîíå÷íî, íå â äåíüãàõ). Ðèñêè î÷åâèäíû. Íî ìàìà ñîãëàñèëàñü ñðàçó, íå ðàçäóìûâàÿ íè ìèíóòû. Âîëîäÿ ñîãëàñèëñÿ àññèñòèðîâàòü îí ÿâíî áåçãðàíè÷íî äîâåðÿë ñâîåìó íà÷àëüíèêó.
Êòî-òî ñêàæåò, ÷òî Ïàëû÷ íàøåë ñåáå «õàëÿâó»: îáà óêîëà âìåñòå ñ ïîäãîòîâêîé ê íèì ãäå-òî ïîë÷àñà; 30 ìèíóò â äåíü è 200 áàêñîâ â êàðìàíå, îòëè÷íûé áèçíåñ! Íî íà ñàìîì äåëå ÿ è ñåé÷àñ âîñõèùàþñü ýòèì ÷åëîâåêîì, è äàæå ñ êàæäûì ãîäîì âñå áîëüøå.
Îí âåäü æèë ðàçìåðåííîé æèçíüþ, äîì, ñåìüÿ, íîðìàëüíàÿ, õîòÿ è ìàëîîïëà÷èâàåìàÿ ðàáîòà. Êàê îí íà ýòî ðåøèëñÿ?? 600 áàêñîâ äåíüãè õîðîøèå, íî åãî ðèñêè áûëè âåäü îãðîìíû. Äðîãíóëà áû ðóêà, ÷óòü íå òàê íàïðàâèë, îòêðûëîñü áû êðîâîòå÷åíèå áûë áû êðàõ âñåìó. Ìîãëè áû âïàÿòü «õàëàòíîñòü», à ìîãëè á è «ñìåðòü ïî íåîñòîðîæíîñòè» — âåðíàÿ òþðüìà. È âñå èç-çà íåçíàêîìîé åìó æåíùèíû, îò êîòîðîé è òàê óæå âñå áëàãîïîëó÷íî îòêàçàëèñü.
Êàêàÿ äîëæíà áûòü âåðà â ñåáÿ è æåëàíèå ïîìî÷ü, ñäåëàòü ìàêñèìóì òîãî, ÷òî ÌÎÆÅØÜ. Îí ðåøèëñÿ áåç âñÿêîãî ïàôîñà. Øåñòü óêîëîâ. Øåñòü ïîïûòîê ïðîéòè ïî êàíàòó íàä ïðîïàñòüþ.
Óêîëû äåëàëè â ìàëåíüêîé êîìíàòå òîé, ãäå ìàëåíüêèì ñïàë ÿ. Õèðóðã ñêàçàë, ÷òî òàì áîëüøå ñâåòà. Êîå-êàê ïåðåòàùèëè òóäà ìàìó îíà óæå ñîâñåì íå ìîãëà ïåðåäâèãàòüñÿ.
Áîëü óøëà â êîíöå óæå ïåðâîãî äíÿ. Ìàìà ñ óäèâëåíèåì âäðóã ïî÷óâñòâîâàëà, ÷òî áîëüøå ÍÅ ÁÎËÈÒ. Â ïåðâûé äåíü!
Ïîñëå âòîðîãî äíÿ ñ ðàí ïî÷òè ïåðåñòàëà ñòåêàòü ýòà ìåðçêàÿ ïîëóïðîçðà÷íàÿ æèæà ëèìôà. È êàê-òî âñå ïîøëî íà ïîïðàâêó. ×åðåç òðè ìåñÿöà ïîñëå óêîëîâ ÿçâû (ÿ èõ âñåãäà âîñïðèíèìàë êàê ðàíû ïî÷åìó-òî) ïî÷òè ïîëíîñòüþ çàòÿíóëèñü, íà èõ ìåñòå ïîÿâèëàñü ðîçîâàÿ, òîëñòàÿ, ðóáöåâàòàÿ, íî êîæà.
Åñëè á ÿ ïèñàë ñêàçêó ÿ áû íàïèñàë, ÷òî ïîñëå ÷óäîäåéñòâåííûõ óêîëîâ ìàìà ïîëíîñòüþ ñòàëà íà íîãè, ïîñòóïèëà â Áîëüøîé òåàòð è äîëãî ïëÿñàëà òàì â êîðäåáàëåòå. Íî ÿ ïèøó áûëü ïîýòîìó ñêàæó òîëüêî, ÷òî ýòè óêîëû îáåñïå÷èëè ìàìå Î×ÅÍÜ ÄËÈÍÍÓÞ ðåìèññèþ. Îíà ïðîæèëà ïîñëå íèõ åùå 10 ëåò!
È ÷óäîì â ýòîé èñòîðèè ÿâëÿþòñÿ, êîíå÷íî, íå óêîëû îíè, óâû, âîâñå íå ïàíàöåÿ. ×óäî ÷òî âñå-òàêè íàõîäÿòñÿ ó íàñ ëþäè, ñïîñîáíûå âçÿòü íà ñåáÿ îòâåòñòâåííîñòü.
ß íèêîãäà íå ïèñàë îá ýòîé èñòîðèè ðàíüøå çíàë, ÷òî òóò ìàòåðèàë, â îáùåì-òî, íà óãîëîâíîå äåëî. Íî ñåé÷àñ ìîæíî. Åâãåíèé Ïàâëîâè÷ óìåð âñêîðå ïîñëå ìàìû. Îò ðàêà. Äðóãèå õèðóðãè åãî íå ñïàñëè.
Источник