К бактериям относятся возбудители кори
Корь. Возбудитель и причина кори
Корь — высокозаразное вирусное заболевание, проявляющееся лихорадкой, общей интоксикацией, воспалением слизистых оболочек верхних дыхательных путей и глаз, специфической энантемой и макулопапулезной сыпью.
Исторические сведения. Корь известна с давних времен, хотя ее долго смешивали то с натуральной оспой, то со скарлатиной. Более точное описание кори дал в 1670 г. Сиденхем. Как самостоятельное заболевание корь, после ее больших эпидемий, выделена в XVIII веке.
Весьма показательной была эпидемия кори в 1846 г. на Фарерских островах в Атлантическом океане, где кори не было 65 лет (с 1781 г.). На острова корь была занесена одним рабочим, который приехал из Копенгагена в инкубационном периоде болезни. Прибыл на остров 28 марта и 1 апреля заболел корью.
Из 7782 жителей острова с апреля по октябрь переболело корью 6000, причем из 98 стариков, которые перенесли эпидемию кори в 1781 г., никто не заболел. Это историческое наблюдение вместе с другими аналогичными эпидемиями более позднего периода свидетельствуют: к кори чувствительно все человечество, независимо от расы, климата и возраста (за исключением ранее болевших ею); переболевшие корью имеют прочный иммунитет; эпидемия кори развивается бурно.
Возбудитель — РНК-содержащий вирус обладает высокой вирулентностью и малой устойчивостью во внешней среде, к действию физических факторов и химических веществ. Вирус кори относится к парамиксовирусам (семейство Paramyxoviride, роду Morbilli virus). К роду коревых вирусов относят также вирусы подострого склерозирующего панэнцефалита, чумы собак и чумы рогатого скота.
Размеры его 120-250 нм. Оболочка вируса кори состоит из белковой мембраны и липидов в наружных гликопротеидных выступах. Вирус гемолизирует и агглютинирует эритроциты обезьян и патогенен для них; культивируется на клетках кожи человека и обезьян.
Внедрение и репродукция вируса происходят в клетках мерцательного эпителия и в альвеолоцитах. Еще в инкубационном периоде наступает вирусемия, продолжающаяся до 3-4 дня высыпаний на коже. С появлением вируснейтрализующих антител вирусемия прекращается. Вирус поражает лимфоидную систему и кровеносные сосуды. С первого дня болезни развивается катаральное воспаление слизистых оболочек носа, гортани, трахеи, конъюнктивы.
Отмечаются полнокровие, отек и инфильтрация вокруг сосудов дермы; очаговое полнокровие головного мозга и отек его оболочек. Эпителий дыхательных путей некрозируется, что облегчает размножение бактериальной микрофлоры.
У привитых против кори титры антител со временем резко снижаются, тогда как специфическая аллергическая перестройка организма сохраняется длительно. Этот иммунологический механизм лежит в основе атипичного течения кори у привитых при повторном заражении ею через 5-7 лет. После прививок против кори через 10 лет антитела сохраняются только у 1/3.
При естественном течении кори у лиц, не получивших прививок, иммунитет стойкий, и повторные заболевания корью у переболевших ею в детстве редки. Корь приводит к состоянию общей анергии, в связи с чем обостряются хронические заболевания (туберкулез, ревматизм и др.). Внутрикожные реакции на введение любых диагностических аллергенов становятся ложноотрицательными. Иммунодепрессия продолжается несколько месяцев. Поэтому после эпидемических вспышек кори смертность детей от других заболеваний возрастает.
— Также рекомендуем «Клиника и признаки кори. Проблемы диагностики кори»
Оглавление темы «Детские инфекции и их характеристика»:
1. Клиника острого респираторного синдрома. Диагностика острого респираторного синдрома
2. Лечение острого респираторного синдрома. Профилактика респираторного синдрома
3. Корь. Возбудитель и причина кори
4. Клиника и признаки кори. Проблемы диагностики кори
5. Лечение и профилактика кори. Краснуха
6. Клиника и диагностика краснухи. Лечение и профилактика краснухи
7. Ветряная оспа. Эпидемиология и клиника ветряной оспы
8. Лечение и профилактика ветряной оспы. Инфекционный мононуклеоз (болезнь Филатова)
9. Клиника и признаки инфекционного мононуклеоза. Диагностика болезни Филатова
10. Лечение и профилактика инфекционного мононуклеоза. Эпидемический паротит
Источник
Банк тестовых заданий
по предмету: «Основы микробиологии и иммунологии»
специальности: 31.02.01«Лечебное дело» 31.02.02«Акушерское дело»,
34.02.01«Сестринское дело»
1.Какой из перечисленных ученых является основоположником науки микробиологии:
а) Мечников
Б) Левенгук
в) Пастер
г) Кох
2. В виде цепочки располагаются:
а) стафилококки
Б) стрептококки
в) тетракокки
г) менингококки
3. В виде «виноградных гроздей» располагаются:
а) менингококки
б) стрептококки
В) стафилококки
г) тетракокки
4. Характеристика лофотрихий:
а) имеют один жгутик
б) жгутики располагаются в виде пучков по обоим концам
В) жгутики располагаются в виде пучков на одном конце бактерии
г) жгутики располагаются по периметру
5. По расположению жгутиков бактерии делятся:
А) на амфитрихии
б) на диплококки
в) на аутотрофы
г) на гетеротрофы
6.Фагоцитарная теория была основана:
а) Луи Пастером
б) П.Эрлихои
в) Авиценной
Г) И. Мечниковым
7. Споры образует
А) возбудитель ботулизма
б) брюшнотифозная палочка
в) кишечная палочка
г) холерный вибрион
8. Грамотрицательные бактерии окрашиваются:
а) метиленовым синим
б) генцианвиолетом
В) фуксином
г) раствором Люголя
9 Царство вирусов было открыто:
А) Д.И.Ивановским
б) Д.С.Самойловичем
в) И.И.Мечниковым
г) Р.Кохом.
10. Палочковидную форму имеют:
а) спириллы
б) сарцины
В) бактерии
г) спирохеты
11. К облигатным анаэробам относят:
а) холерный вибрион
Б) клостридиум ботулизма
в) менингококки
г) вирус кори
12. Питательной средой накопления для холерного вибриона является:
а) МПА
б) МПБ
в) глицериновая смесь
г)1% пептонная вода
13. Бактериологический метод используют для диагностики:
а) гепатита А
б) гриппа
в) кори
г) холеры
14. К простым средам относят:
А) МПА (мясо-пептонный агар)
б) физиологический раствор
в) среду Эндо
г) среду Левина
15. По типу дыханию бактерии делятся:
а) лофотрихии
б) сапрофиты
В) облигатные анаэробы
г) дпилобактерии
16. Пи типу дыхания микробы делятся:
А) факультативные анаэробы
б) диплококки
в) гетеротрофы
г) стрептококки
17. По характеру питания микробы делятся:
а) аэробы
б) анаэробы
в) спириллы
Г) гетеротрофы
18. К сложным средам относят:
а) МПА
б) МПБ
В) среду Эндо
г) физиологический раствор
19. Через почву передаются инфекции:
а) ОРЗ
б) корь
в) бешенство
Г) ботулизм
20. Источником инфекции является:
а) вода
б) воздух
в) грязные руки
Г) больной человек или бактерионоситель
21. К зоонозным инфекциям относят:
а) грипп
Б) сибирская язва
в) холеру
г) шигеллез
22. К антропонозным инфекциям относят:
А) шигеллез
б) бешенство
в) сап
г) сальмонеллез
23. Через воду передается:
а) гепатит С
б) малярия
в) корь
Г) брюшной тиф
24. Механизмом передачи инфекции является:
А) фекально-оральный
б) контактный
в) пищевой
г) водный
25. Экзотоксин выделяется возбудителями:
а) гриппа
б) ОРЗ
В) дифтерии
г) дизентерии
26. К антропонозным инфекциям относят:
а) сибирскую язву
б) сап
в) ящур
Г) корь
27. Через воздух передается:
а) столбняк
б) бешенство
В) дифтерия
г) эшерихиоз
28. Источником инфекции являются:
а) постельное бельё
б) вши
в) игрушки
Г) бактерионоситель
29. Механизмом передачи является:
а) пищевой
б) половой
в) воздушно-пылевой
Г) трансмиссивный
30. К бактериям относятся возбудители:
а) гриппа
Б) сальмонеллеза
в) кори
г) малярии
31. К антропонозным инфекциям относят:
а) бруцеллез
б) бешенство
В) скарлатину
г) лейшманиоз
32. Патогенность – способность:
А) вызывать инфекционный процесс
б) сенсибилизировать организм
в) расщеплять глюкозу
г) вызывать аллергию
33. Путями передачи инфекции являются:
А) парентеральный
Б) воздушно-капельный
В) половой
Г) водный
34. Через почву передается:
а) ОРЗ
б) гепатит В
в) гепатит С
Г) столбняк
35. Трансмиссивным путем передается:
а) грипп
б) ангина
в) дифтерия
Г) малярия
36. Через пищу передается:
а) малярия
б) корь
в) грипп
Г) сальмонеллез
37. Прямым контактом передается:
а) скарлатина
б) дифтерия
в) сальмонеллез
Г) сифилис
38. К бактериальным инфекциям относят:
а) грипп
б) лямблиоз
в) гепатит А
Г) дифтерию
39. Экзотоксин выделяют:
а) кишечная палочка
б) сальмонеллы
в) споры столбняка
Г) дифтерийная палочка
40. Спирохеты вызывают:
а) брюшной тиф
Б) сифилис
в) грипп
г) менингит
41. Антибиотики продуцируют:
А) грибы
б) острицы
в) клещи
г) москиты
42. К химиотерапевтическим средствам относят:
А) антибиотики
б) вакцины
в) сыворотки
г) туберкулин
43. К антибиотикам относят:
А) тетрациклин
Б) стрептомицин
в) нистатин
г) анальгин
44. Вирусы вызывают:
а) сифилис
Б) корь
в) брюшной тиф
г) сыпной тиф
45. Риккетсии вызывают:
А) сыпной тиф
б) брюшной тиф
в) сибирскую язву
г) малярию
46. Простейшие вызывают:
А) лямблиоз
Б) малярию
в) грипп
в) дифтерию
47. Грибы вызывают:
А) микотоксикозы
б) дизентерию
в) сап
г) малярию
48. Бактериофаги в медицине используются для:
а) лечения инфекционных заболеваний
б) профилактики инфекционных заблеванный
в) лабораторной диагностики инфекционных заболеваний
Г) все ответы правильные
49. Природой фагов являются:
а) грибы
б) бактерии
В) вирусы
г) простейшие
50. Естественный активный иммунитет вырабатывается в результате:
а) введения вакцины
Б) перенесенного заболевания
г) введения анатоксина
г) введения иммуноглобулина
51. Искусственный активный иммунитет вырабатывается в результате:
а) введения сыворотки
Б) введения вакцины
в) перенесенного заболевания
г) введение иммуноглобулина
52. Естественный пассивный иммунитет вырабатывается в результате:
а) получения антител через плаценту от матери
б) ведения бактериофага
в) введение сыворотки
г) перенесенного заболевания
53. Искусственный пассивный иммунитет вырабатывается при введении:
а) дифтерийного анатоксина
Источник
Îáùåå îïèñàíèå
Èíôåêöèîííûå áîëåçíè («infectio» — çàðàæåíèå) — ýòî ãðóïïà çàáîëåâàíèé, êîòîðûå âûçûâàþòñÿ ïðîíèêíîâåíèåì â îðãàíèçì áîëåçíåòâîðíûõ (ïàòîãåííûõ) ìèêðîîðãàíèçìîâ. ×òîáû ïàòîãåííûé ìèêðîá, ïîïàâøèé â îðãàíèçì, ìîã âûçâàòü èíôåêöèîííûå áîëåçíè, îí äîëæåí áûòü ñïîñîáåí ïðåîäîëåâàòü ñîïðîòèâëÿåìîñòü ÷åëîâå÷åñêîãî îðãàíèçìà è îêàçûâàòü íà íåãî òîêñè÷åñêîå äåéñòâèå. Ýòè êà÷åñòâà ñïåöèàëèñòû íàçûâàþò âèðóëåíòíîñòüþ (ÿäîâèòîñòüþ). Íåêîòîðûå ïàòîãåííûå ìèêðîîðãàíèçìû âûñâîáîæäàþò òîêñèíû (ýíäîòîêñèíû), â ïðîöåññå ñàìîðàçðóøåíèÿ (áðþøíîé òèô, õîëåðà). Äðóãèå âîçáóäèòåëè èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé âûäåëÿþò òîêñèíû (ýêçîòîêñèíû) â ïðîöåññå ñâîåé æèçíåäåÿòåëüíîñòè (äèôòåðèÿ, ñòîëáíÿê).
Íà äîëþ èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé ïðèõîäèòñÿ 20-40% îò îáùåãî ÷èñëà âñåõ çàáîëåâàíèé ÷åëîâåêà. Èçó÷åíèåì, âîïðîñàìè ïðîôèëàêòèêè, äèàãíîñòèêè è ëå÷åíèÿ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé çàíèìàþòñÿ òàêèå ìèêðîáèîëîãè÷åñêèå è ìåäèöèíñêèå äèñöèïëèíû, êàê óðîëîãèÿ, âåíåðîëîãèÿ, ýïèäåìèîëîãèÿ, òåðàïèÿ, ãèíåêîëîãèÿ, ôòèçèàòðèÿ, èììóíîëîãèÿ, îòîëàðèíãîëîãèÿ, âèðóñîëîãèÿ è, êîíå÷íî, ðàçäåë ìåäèöèíû «èíôåêöèîííûå áîëåçíè».
Íà ñåãîäíÿøíèé äåíü ÷èñëî èçâåñòíûõ íàóêå èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé ïðåâûøàåò 1200, è ýòà öèôðà ïîñòîÿííî óâåëè÷èâàåòñÿ. ×åëîâåê íà ïðîòÿæåíèè âñåé ñâîåé æèçíè êîíòàêòèðóåò ñ íåñ÷åòíûì êîëè÷åñòâîì ìèêðîîðãàíèçìîâ. Òåì íå ìåíåå, ëèøü 1/30000 ÷àñòü ìèêðîáîâ ÿâëÿåòñÿ âîçáóäèòåëÿìè èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé. Ýòî ãðèáêè, áàêòåðèè, ðèêêåòñèè è âèðóñû, îáëàäàþùèå ïàòîãåííûìè ñâîéñòâàìè. Èíòåíñèâíîñòü ðàñïðîñòðàíåíèÿ èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé çàâèñèò, â îñíîâíîì, îò ñîöèàëüíî-áûòîâûõ ôàêòîðîâ: óñëîâèé òðóäà, ïèòàíèÿ, æèëèùíûõ óñëîâèé, êóëüòóðíîãî è ýêîíîìè÷åñêîãî óðîâíÿ íàñåëåíèÿ.
Ïðîöåññ ïðîòåêàíèÿ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé
Èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ îòëè÷àþòñÿ îò íåèíôåêöèîííûõ òåì, ÷òî áîëåçíåòâîðíûé àãåíò è îðãàíèçì ïðè èíôåêöèîííûõ áîëåçíÿõ îáëàäàþò îïðåäåë¸ííîé áèîëîãè÷åñêîé àêòèâíîñòüþ. Ïàòîãåííûé ìèêðîîðãàíèçì ÿâëÿåòñÿ ìîùíûì ðàçäðàæèòåëåì, â ðåçóëüòàòå âîçäåéñòâèÿ êîòîðîãî íà îðãàíèçì âîçíèêàåò ñëîæíûé ïðîöåññ. Ñ ñàìîãî íà÷àëà ýòîãî ïðîöåññà â íåì âûäåëÿåòñÿ äâà îñíîâíûõ çâåíà — ôèçèîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå îðãàíèçìà è âîçáóäèòåëü èíôåêöèîííîãî çàáîëåâàíèÿ. Ñîîòíîøåíèÿ ìåæäó ýòèìè çâåíüÿìè â êàæäîì êîíêðåòíîì ñëó÷àå ìîãóò áûòü ðàçëè÷íûìè â çàâèñèìîñòè îò ýòàïà, ôàçû, ïåðèîäà ðàçâèòèÿ èíôåêöèîííîãî ïðîöåññà. Íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü, ÷òî íå òîëüêî áîëüíûå, íî è âûçäîðàâëèâàþùèå ïîñëå èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé ëþäè ìîãóò ñëóæèòü èñòî÷íèêàìè âîçáóäèòåëåé (ïðè êèøå÷íûõ èíôåêöèÿõ, äèôòåðèè è íåêîòîðûõ äðóãèõ). Íåêîòîðûå ëþäè ìîãóò ÿâëÿòüñÿ íîñèòåëÿìè èíôåêöèè, íå çàáîëåâàÿ ñàìè.
 ðàçâèòèè ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà âûäåëÿþò íåñêîëüêî îñíîâíûõ ñòàäèé:
- ìîìåíò çàðàæåíèÿ — ïðîèñõîäèò ïðîíèêíîâåíèå áîëåçíåòâîðíûõ ìèêðîáîâ â îðãàíèçì;
- èíêóáàöèîííûé (ñêðûòûé, ëàòåíòíûé) ïåðèîä — äëèòñÿ ñ ìîìåíòà èíôèöèðîâàíèÿ äî ïðîÿâëåíèÿ ïåðâûõ ñèìïòîìîâ çàáîëåâàíèÿ;
- ïðîäðîìàëüíûé ïåðèîä (ïðåäâåñòíèê çàáîëåâàíèÿ) — ñîïðîâîæäàåòñÿ íåáîëüøèì ïîâûøåíèåì òåìïåðàòóðû, ãîëîâíîé áîëüþ, ÷óâñòâîì ðàçáèòîñòè, îáùèì íåäîìîãàíèåì;
- ïåðèîä íàðàñòàíèÿ çàáîëåâàíèÿ — ïðîèñõîäèò ïîñëåäîâàòåëüíîå ïîÿâëåíèå ïðèçíàêîâ, õàðàêòåðíûõ äëÿ îïðåäåëåííîé áîëåçíè;
- ðàçãàð áîëåçíè — âðåìÿ ÿðêî âûðàæåííîãî ïðîÿâëåíèÿ âñåõ ñïåöèôè÷åñêèõ äëÿ çàáîëåâàíèÿ ñèìïòîìîâ;
- ïåðèîä óãàñàíèÿ çàáîëåâàíèÿ — ñîïðîâîæäàåòñÿ èñ÷åçíîâåíèåì êëèíè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ çàáîëåâàíèÿ ñ áûñòðûì (êðèçèñ) èëè ìåäëåííûì (ëèçèñ) ïàäåíèåì òåìïåðàòóðû;
- ïåðèîä âûçäîðîâëåíèÿ — ïðîäîëæèòåëüíîñòü çàâèñèò îò îáùåãî ñîñòîÿíèÿ îðãàíèçìà, óñëîâèé, â êîòîðûõ íàõîäèòñÿ ïàöèåíò, òÿæåñòè ïåðåíåñåííîãî çàáîëåâàíèÿ.
Äëÿ ìíîãèõ èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé ÷åëîâåêà (îñïà, òèô, ãðèïï, ñêàðëàòèíà, äèôòåðèÿ è äð.) õàðàêòåðíî ðàçâèòèå îñëîæíåíèé â ïåðèîä áîëåçíè. Ïîñëå ïåðåíåñåííîé èíôåêöèîííîé áîëåçíè ÷åëîâåê íà íåêîòîðîå âðåìÿ èëè íàâñåãäà ñòàíîâèòñÿ íåâîñïðèèì÷èâûì ê âîçäåéñòâèþ åå âîçáóäèòåëåé (ïðèîáðåòàåò èììóíèòåò).
Êëàññèôèêàöèÿ èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé
Èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ ÷åëîâåêà, â çàâèñèìîñòè îò îïðåäåëåííîãî ìåõàíèçìà ïåðåäà÷è è ìåñòà ïðåèìóùåñòâåííîé ëîêàëèçàöèè ïðîöåññà äåëÿòñÿ íà ñëåäóþùèå ãðóïïû:
- êèøå÷íûå — ñàëüìîíåëëåç, õîëåðà, äèçåíòåðèÿ, ïàðàòèôû À è Â, ïèùåâûå òîêñèêîèíôåêöèè, ýøåðèõèîç, áðþøíîé òèô;
- èíôåêöèè äûõàòåëüíûõ ïóòåé — âåòðÿíàÿ îñïà, ÎÐÂÈ, êîðü, ãðèïï, ìèêîïëàçìåííàÿ ðåñïèðàòîðíàÿ èíôåêöèÿ;
- òðàíñìèññîâûå, èëè êðîâÿíûå, èíôåêöèè — ìàëÿðèÿ, ÷óìà, âîçâðàòíûé è ñûïíîé òèô, ÂÈ×-èíôåêöèÿ;
- èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ íàðóæíûõ ïîêðîâîâ — ñòîëáíÿê, ñèáèðñêàÿ ÿçâà;
- èíôåêöèè ñ ìíîæåñòâåííûìè ïóòÿìè ïåðåäà÷è — èíôåêöèîííûé ìîíîíóêëåîç, ýíòåðîâèðóñíûå èíôåêöèè.
Ïî ïðèðîäå âîçáóäèòåëåé èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà:
- âèðóñíûå — êîðü, ãðèïï, ïàðàãðèïï, ÂÈ×-èíôåêöèÿ, âèðóñíûå ãåïàòèòû, ìåíèíãèò, öèòîìåãàëîâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ;
- ïðèîííûå — ôàòàëüíàÿ ñåìåéíàÿ áåññîííèöà, êóðó, áîëåçíü Êðåéòöôåëüäà-ßêîáà;
- ïðîòîçîéíûå — êðèòîñïîðèäèîç, àìåáèàç, èçîñïîðèàç, áàáåçèîç, òîêñîïëàçìîç, áëàñòîöèñòîç, ìàëÿðèÿ, áàëàíòèäèàç;
- áàêòåðèàëüíûå — õîëåðà, ÷óìà, äèçåíòåðèÿ, ñòàôèëîêîêêîâàÿ è ñòðåïòîêîêêîâàÿ èíôåêöèè, ñàëüìîíåëëåç, ìåíèíãèò;
- ìèêîçû (ãðèáêîâûå èíôåêöèè) — ýïèäåðìîôèòèÿ, àñïåðãèëë¸ç, êàíäèäîç, ìóêîðìèêîç, êðèïòîêîêêîç, õðîìîìèêîç.
Èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ ïîäðàçäåëÿþòñÿ òàêæå íà çîîíîçíûå è àíòðîïîíîçíûå. Ê çîîíîçàì îòíîñÿòñÿ áîëåçíè æèâîòíûõ, âîçáóäèòåëè êîòîðûõ ìîãóò ïîïàäàòü â îðãàíèçì ÷åëîâåêà è çàðàæàòü åãî (áåøåíñòâî, ñèáèðñêàÿ ÿçâà, òóëÿðåìèÿ, ÿùóð, áðóöåëëåç, ëåïòîñïèðîç, ëèñòåðèîç). Àíòðîïîíîçû ÿâëÿþòñÿ èñêëþ÷èòåëüíî ÷åëîâå÷åñêèìè áîëåçíÿìè è ïåðåäàþòñÿ ìåæäó ëþäüìè (êîðü, òèô, õîëåðà, äèçåíòåðèÿ, íàòóðàëüíàÿ îñïà, áðþøíîé òèô, äèôòåðèÿ). Âûçûâàåìûå ïàðàçèòàìè (âîçáóäèòåëÿìè æèâîòíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ — íàñåêîìûìè, ïðîñòåéøèìè, êëåùàìè) çàáîëåâàíèÿ íàçûâàþò ïàðàçèòàðíûìè, èëè èíâàçèîííûìè.
Ñðåäè âñåõ èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé âûäåëÿþò ðÿä îñîáî îïàñíûõ èíôåêöèé, íàçûâàåìûõ êàðàíòèííûìè. Îíè õàðàêòåðèçóþòñÿ ñêëîííîñòüþ ê áûñòðîìó ðàñïðîñòðàíåíèþ, âûñîêîé ñòåïåíüþ çàðàçíîñòè, òÿæåëûì ýïèäåìè÷åñêèì òå÷åíèåì è áîëüøèì ðèñêîì áûñòðîãî ëåòàëüíîãî èñõîäà. Âñåìèðíîé îðãàíèçàöèåé çäðàâîîõðàíåíèÿ ê ýòîé ãðóïïå îòíåñåíû íàòóðàëüíàÿ îñïà (ñ÷èòàåòñÿ èñêîðåíåííîé â ìèðå ñ 1980 ãîäà), ÷óìà, æåëòàÿ ëèõîðàäêà (è ñõîäíûå ñ íåé ïî ýïèäåìèîëîãèè ëèõîðàäêè Ìàðáóðã è Ýáîëà), õîëåðà.  Ðîññèè îñîáî îïàñíûìè èíôåêöèîííûìè çàáîëåâàíèÿìè ñ÷èòàþòñÿ òàêæå ñèáèðñêàÿ ÿçâà è òóëÿðåìèÿ.
Ñïîñîáû èíôèöèðîâàíèÿ, ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé
Ëå÷åíèå èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé îáû÷íî ïðîâîäèòñÿ â ñïåöèàëèçèðîâàííûõ îòäåëåíèÿõ ñòàöèîíàðîâ, â ëåãêèõ ñëó÷àÿõ âîçìîæíî ëå÷åíèå â äîìàøíèõ óñëîâèÿõ. Ñòðîãîå ñîáëþäåíèå ïðîòèâîýïèäåìè÷åñêîãî ðåæèìà ÿâëÿåòñÿ îáÿçàòåëüíûì óñëîâèåì. Ñîâðåìåííàÿ ìåäèöèíà ñîçäàëà è óñïåøíî èñïîëüçóåò áîëüøîå ÷èñëî ýôôåêòèâíûõ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ. Ýòî àíòèáèîòèêè, âàêöèíû (ïðèìåíÿþòñÿ äëÿ ïðîôèëàêòèêè èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé), èììóíîãëîáóëèíû ðàçëè÷íîãî ðîäà, áàêòåðèîôàãè è ò.ä.
Ïðîôèëàêòèêà èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé íå ìåíåå âàæíà, ÷åì ëå÷åíèå èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé. Áîëüøîå çíà÷åíèå ïðèäàåòñÿ âîñïèòàíèþ ÷èñòîïëîòíîñòè ó ëþäåé. Îáûêíîâåííîå ìûòüå ðóê ïîñëå ïîñåùåíèÿ óáîðíîé, âûïîëíåíèÿ ãðÿçíîé ðàáîòû, ïåðåä åäîé óæå ìîæåò óáåðå÷ü îò ìíîãèõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé. Êðîìå òîãî, èñòî÷íèêîì èíôåêöèè ìîãóò áûòü íå òîëüêî ìåñòà îáùåãî ïîëüçîâàíèÿ, íî è äåíüãè, ïîðó÷íè â òðàíñïîðòå, ïîâåðõíîñòü ïðèëàâêîâ è ìíîãîå äðóãîå. Êóïëåííûå ôðóêòû è îâîùè ìîãóò áûòü èñòî÷íèêîì ãåëüìèíòîâ è äðóãèõ îïàñíûõ ìèêðîáîâ, ïîýòîìó èõ îáÿçàòåëüíî íóæíî òùàòåëüíî âûìûâàòü ïåðåä óïîòðåáëåíèåì. Èíôåêöèîííûìè íîñèòåëÿìè ÿâëÿþòñÿ òàðàêàíû è ãðûçóíû, äëÿ áîðüáû ñ êîòîðûìè ïðîìûøëåííîñòü ïðîèçâîäèò ðàçíîîáðàçíûå ñðåäñòâà, êîòîðûìè íåîáõîäèìî îáðàáàòûâàòü ìåñòà èõ ñêîïëåíèÿ è ðàñïðîñòðàíåíèÿ. Íåëüçÿ ñáðàñûâàòü ñî ñ÷åòîâ êîìàðîâ è êëåùåé. Ýòè íàñåêîìûå îñîáåííî îïàñíû, òàê êàê ïåðåíîñÿò íå òîëüêî ýíöåôàëèò è ìàëÿðèþ, íî è ÑÏÈÄ âìåñòå ñ êðîâüþ èíôèöèðîâàííîãî ÷åëîâåêà. Äëÿ çàùèòû îò êëåùåé è êîìàðîâ ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî êðåìîâ è àýðîçîëåé äëÿ íàíåñåíèÿ íà îäåæäó, à òàêæå ôóìèãàòîðîâ è îòïóãèâàòåëåé.
Источник