Кандидоз полости рта этиология патогенез
1.
Карагандинский государственный медицинский
университет
Кафедра стоматологии детского возраста с
курсом хирургической стоматологии
Лекция: «Грибковые болезни. Острые кандидозы
слизистой полости рта у детей. Клиника, лечение »
Лектор: Тулеутаева С.Т.
2. Цель лекции
После завершения лекции Вы должны будете
уметь диагностировать и лечить острые
кандидозы слизистой полости рта у детей.
3. План лекции
Введение
Проблемная ситуация
Этиология и патогенез острых кандидозов полости
рта у детей
Клиническая картина острых кандидозов полости
рта у детей
Диагностика острой кандидозной инфекции у детей
Лечение острых кандидозов
4. Проблемный случай
На прием к стоматологу обратилась мама по
направлению врача педиатра с жалобы на отказ
ребенка от кормления. Ребенку 6 месяцев. Два
дня назад мама заметила его беспокойство, отказ
от кормления.
5. Анамнез:
ребенок находился на лечении у педиатра по
поводу бронхопневмонии.
принимал антибиотики, жаропонижающие
препараты.
зубы начали прорезываться
родился в срок
Вес 2400г.
Рост 47см.
6. Объективные данные
лицо симметричное, кожные покровы
физиологической окраски, явления
поднижнечелюстного лимфаденита
слизистая полости рта гиперемирована, отечна,
на языке творожисто-пленчатый налет белесоватого
цвета.
на слизистой оболочке щек, губ, неба налет
снимается с трудом.
7. Вопрос к аудитории
ВАШ
ДИАГНОЗ?
8. Предварительный диагноз:
Грибковое заболевание слизистой
полости рта
9.
По Вашему мнению, что
послужило причиной развития
данной патологии?
10. Этиология и патогенез острых кандидозов полости рта у детей
Кандидоз (молочница) — заболевание, которое
вызывается условно патогенными дрожжеподобными
грибами рода Candida. Чаще заболевание
вызывают Candida albicans, а также Candida tropicalis,
Candida krusei и другие виды.
11.
Candida — это одноклеточные микроорганизмы круглой
или овальной формы. Диаметр клеток колеблется от 2
до 5 мкм, однако длина их может достигать 12-—16 мкм.
Почкование для них единственная форма
размножения. Почки возникают на одном или двух
концах клетки, но мицелия дрожжеподобные грибы не
имеют. Образуются нити путем удлинения клеток и
расположения их в цепочки. Эти нити называют
псевдомицелием в отличие от истинного мицелия,
который имеет общую оболочку и множество
перегородок.
12.
По характеру дыхания грибы рода Candida — аэробы. В
безкислородной среде развитие их резко замедляется и
затем прекращается. Грибы рода Candida широко
распространены в окружающей среде и, в частности,
постоянно вегетируют в полости рта в качестве
сапрофитов. По данным различных авторов, частота
обнаружения дрожжеподобных грибов этого рода на
слизистой оболочке полости рта колеблется от 6 до 70%
у здоровых лиц.
13.
Факторы, способствующие активации грибов рода
Candida у детей:
• кандидозная инфекция у матери;
• недоношенность и переношенность;
• патологическое течение родов (аспирация
околоплодными водами);
• патология неонатального периода;
• длительная, нерациональная антибиотикотерапия;
• оперативные вмешательства;
• отсутствие или ранняя отмена естественного
вскармливания; нерациональное вскармливание;
• нарушение правил гигиенического ухода за детьми
(облизывание соски и ложечки перед кормлением,
немытые руки и др.);
14.
• диспепсия, синдром мальабсорбции, острые
кишечные инфекции;
• повреждения кожи и слизистых оболочек
(механические, термические, химические травмы);
• кариес, использование ортодонтических конструкций;
• нерациональная гигиена полости рта (несоблюдение
сроков использования зубной щетки; неправильная
обработка зубной щетки, несоответствующий подбор
средств ухода и др.);
• первичные и вторичные иммунодефициты (на фоне
злокачественных опухолей, лимфопролиферативных
заболеваний, синдрома Дауна, ВИЧ/СПИД-инфекции и
др.);
• аллергические заболевания.
15. Вопрос к аудитории как это проявляется?
16.
Клиническая картина острых кандидозов полости рта у
детей
Острый кандидоз:
псевдомембранозный (молочница);
атрофический.
В зависимости от выраженности клинических
симптомов процесс может быть поверхностным или
глубоким, локализованным или диффузным.
17.
Острый кандидозный стоматит (молочница) у детей
характеризуется гиперемией слизистой оболочки,
наличием белесоватого или желтоватого налета и может
протекать по степени тяжести в легкой, среднетяжелой
или тяжелой форме.
18.
При легкой форме острого кандидозного
стоматита на ограниченных участках
гиперемированной слизистой (язык, щеки
или губы) появляются сначала точечные
налеты белого цвета. В дальнейшем
некоторые из этих образований могут
сливаться в пленки творожистого вида.
Точечные и пленочные образования легко
снимаются. На месте удаленных
образований отмечается яркая
гиперемированная слизистая оболочка. При
рациональном лечении заболевание
длится не более 5—7 дней.
19.
Среднетяжелая форма
характеризуется наличием
пленочного налета на
значительных участках спинки
или кончика языка, слизистой
оболочке щек и губ. Налет
снимается не всегда. На месте
удаленного пленоч-Вого или
крошковидного налета
отмечаются эрозивные, иногда
кровоточащие поверхности.
Заболевание требует более
тщательного и настойчивого
лечения, так как при этой
форме стоматита возможны
рецидивы. Обычно
заболевание удается
ликвидировать за 7—10 дней.
20.
При тяжелой форме острого кандидозного стоматита
наблюдается диффузное поражение практически всей
слизистой оболочки полости рта с включением мягкого
и твердого неба, миндалин, язычка и задней стенки
глотки. Однако наиболее плотные налеты грязносерого цвета с явлениями инфильтрации подлежащих
тканей имеются на спинке языка, в области щек или
нижней губы. Б углах рта обычно появляется
ангулярный хейлит. Больные жалуются на сухость в
полости рта, слюна становится пенистой. Отмечается
лимфаденит подчелюстных лимфатических узлов.
Попытки механического удаления налета не дают
успеха, так как удается снять только поверхностные
слои, под которыми обнаруживаются плотные, прочно
спаянные со слизистой оболочкой, нижние.
21. ? ? ?
???
Какая дополнительная
информация Вам нужна
???
22. Диагностика острой кандидозной инфекции у детей
Диагностика кандидозной инфекции с
проявлениями в полости рта у детей в отличие от
взрослых значительно проще в силу небольшого
разнообразия клинических форм и яркой
клинической картины. Из лабораторных методов
наибольшее значение имеет микроскопический
метод исследования материалов с очагов
поражения, которые получают с помощью
прокаленной платиновой петли или
стоматологической гладилки путем
соскабливания налета. Следует отметить, что
этот метод является наиболее простым и
доступен практически любому врачустоматологу.
23.
Используют 2 варианта микроскопического
исследования полученного материала: без окраски и
с окраской. При первом методе исследования
рекомендуется материал поместить на обезжиренное,
проведенное через пламя горелки предметное стекло.
Патологический материал следует покрыть 10%
раствором едкой щелочи (КОН), смесью спирта и
глицерина (глицерина и спирта по 2 части, воды —4)
или раствором Люголя двойной крепости
(кристаллического йода 1 г, йодида калия — 2 г, воды
150 мл). При микроскопировании с малым увеличением (1 : 100) обнаруживают скопления
дрожжеподобных грибов и псевдомицелий. При
увеличении 1:500 удается увидеть отдельные клетки
дрожжеподобных грибов, их форму и расположение.
Отчетливо выявляются цепочки из удлиненных
почкующихся клеток.
24.
В случае проведения микроскопического
исследования после предварительной окраски
патологический материал рекомендуется слегка
растереть петлей, концом пастеровской пипетки
или уголком другого стекла в капельке
водопроводной воды. Затем тонким слоем
следует размыть материал по предметному
стеклу и фиксировать его над пламенем горелки.
Полученный таким образом материал можно
покрасить по Граму, Цилю—Нильсену,
Романовскому—Гимзе или 1% раствором
метиленового синего.
25.
1.
2.
3.
4.
Различают 4 формы (стадии) зрелости псевдомицелия
Candida albicans.
Молодой псевдомицелий нежный, хорошо
окрашивается; в поле зрения не более 3 бластоспор.
Наличие в препаратах только молодого псевдомицелия
свидетельствует об остроте процесса.
Зрелый псевдомицелий представлен четырьмя
бластопорами и более, он может быть длинным,
выходить за пределы поля зрения (гигантская форма),
располагаться группами; возможно обнаружение бластопор, внедрившихся в эпителиальные клетки. Зрелый
псевдомицелий характерен для хронических форм
заболевании, особенно когда имеется одновременное
поражение желудочно-кишечного тракта.
Старый псевдомицелий плохо окрашивается, толще
описанных ранее форм. Может иметь разную длину, но
чаще короткий, образуется в результате распада длинных
нитей. Встречается в период ремиссии заболевания.
Дегенеративный псевдомицелий очень тонкий и
короткий, плохо окрашивается.
26.
Важным моментом в диагностике кандидозов
является количественное определение степени
обсемененности пораженных тканей.
Забор материала производят стерильным ватным
тампоном, который затем помещают в
стерильный флакон или пробирку с 5 мл
изотонического раствора хлорида натрия. После
встряхивания пробирки 0,5 мл взвеси переносят в
чашку Петри со средой Сабуро. Посевы следует
выдержать в термостате при температуре 37°С в
течение 48 ч. После подсчета числа выросших
колоний и умножения полученного числа на 50
получают данные о количестве жизнеспособных
клеток с одного тампона в 1 мл среды. Указанные
исследования также рекомендуется проводить
многократно в динамике заболевания.
27. Острый псевдомембранозный глоссит.
Острый псевдомембранозный глоссит.
При остром псевдомембранозном глоссите различают
следующие формы:
Эрозивная форма — слизистая оболочка спинки языка
гиперемирована, отечна, покрыта рыхлым налетом сероватобелого цвета, легко снимающимся, с образованием эрозий.
Инфильтративная форма — слизистая оболочка отечна, ярко
гиперемирована, боковые поверхности языка покрыты
трудно снимающимся налетом, сосочки языка
инфильтрированы.
Эритематозная форма — язык отечен, гипе-ремирован,
покрыт пенистым вязким, снимающимся налетом.
Десквамативная форма — на спинке языка участки
десквамации эпителия, чувствительные, болезненные,
окруженные темно-желтым трудно снимающимся налетом.
28. Острый атрофический кандидоз.
Острый атрофический кандидоз может развиться в
результате ношения ортодонтических конструкций.
Клиника
Характеризуется болезненностью, жжением, сухостью в
полости рта. Слизистая оболочка рта огненно-красная, сухая.
При локализации на языке его спинка становится малиновокрасного цвета, сухая, блестящая, нитевидные сосочки
атрофированы. Налет отсутствует или сохраняется в
глубоких складках, снимается с трудом, представляет собой
конгломерат спущенного эпителия и большого количества
грибов рода Candida в стадии активного почкования
(мицелия, псевдомицелия).
Общее состояние детей, больных острым кандидозом, не
страдает: температура тела не изменена, нет выраженных
симптомов интоксикации.
29. ? ? ? ? ?
?????
ВАШ ДИАГНОЗ
?????
30.
ОСТРЫЙ
ПСЕВДОМЕМБРАНОЗНЫЙ
КАНДИДОЗ СЛИЗИСТОЙ
ПОЛОСТИ РТА СРЕДНЕЙ
СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТЙ
31. ВОПРОС К АУДИТОРИИ
КАК ЛЕЧИТЬ ?
ЧЕМ ЛЕЧИТЬ?
32. Лечение грибковых поражений
Лечение грибковых поражений
Должно быть комплексным и рациональным. При
легкой степени заболевания у достаточно здоровых
детей должно быть применено местное ощелачивание,
которое является препятствием для вегетации грибов, в
виде орошения и промывания полости рта 10-15%
раствором буры, 1-2% раствором гидрокарбоната
натрия, йодной водой.
Лечение требует индивидуального подхода, так как
кандидоз развивается как вторичное заболевание,
обусловленное снижением иммунологической защиты в
силу разных причин.
Назначается диета с исключением углеводистых
продуктов, но богатая витаминами и белками.
33. Общее лечение молочницы
Противогрибковые препараты.
Препараты железа.
Десенсибилизирующая терапия.
34. Местное лечение молочницы
Аппликации на слизистые оболочки рта полиеновых
антибиотиков 3-4 раза в день в течение 14 дней,
противогрибковых
мазей намолочницы
20 мин для усиления
Местное лечение
проникновения антибиотиков.
Щелочные полоскания полости рта,
приостанавливающие размножение грибов
рода Candida, для этого же применяются и
препараты йода 1-2 раза в день.
Кератопластики — аппликации по 20 мин 3- 4 раза в
день с 4-5-го дня от начала лечения.
Необходимо провести тщательную санацию полости
рта.
35. Противогрибковые антибиотики
Противогрибковые антибиотики
Применяют в виде мази:
5% левориновая;
4% нистатиновая;
0,5% декаминовая;
1% клотримазоловая;
в виде аппликаций на слизистую рта и губ 3-4 раза в день
в течение 14 дней.
36.
Общее лечение:
— начинают с назначения антибиотиков и
синтетических средств, оказывающих
фунгицидное и фунгистатическое действие
(низорал, клотримазол, микогептин, нистатин,
леворин, амфотерицин, амфоглюкамин). Курс
лечения 10-14 дней.
— Назначают также препараты йода внутрь: 3%
раствор йодида калия и натрия по 1 столовой
ложке 2-3 раза в день после еды, запивая
молоком или киселем, в течение 4-6 недель.
37.
Также больным
назначают:
антигистаминные препараты
(тавегил, супрастин,
димедрол);
общеукрепляющие средства;
препараты железа;
поливитамины;
витамины группы В;
аскорбиновую кислоту;
метилурацил.
38.
Рекомендуют уменьшить в Больше употреблять :
рационе питания :
-белковой пищи (мясо,
-хлеб;
рыба, яйца);
— картофель;
-фрукты (лимоны, яблоки
— сахар;
и другие).
39. Профилактика кандидоза
Профилактика кандидоза
Заключается в правильном уходе за полостью рта.
При длительном лечении антибиотиками и кортикостероидами
необходимо с профилактической целью назначать полиеновые
антибиотики до 1,5 млн ЕД в день, витамины, щелочные полоскания.
40. ПЛАН ЛЕЧЕНИЯ:
Гигиена матери перед кормлением
Гигиена полости рта ребенка
Грудное вскармливание
Ощелачивание полости рта
Обесболивание полости рта перед кормлением
анестетиками на гелевой или мазевой основе
Аппликации противогрибковых мазей в течение
14 дней однократно в сутки под контролем
лабораторных методов исследования
Аппликации кератопластических средств в
периоде заживления в 2 кратно в сутки до полной
эпителизации
41.
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ!
Источник
Îáñëåäîâàíèå ïàöèåíòà ñ ïîðàæåíèåì êîæè, æàëîáû íà æãó÷óþ áîëü, ïîñòîÿííîãî õàðàêòåðà â îáëàñòè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîâåðõíîñòè ÿçûêà, ùåê, à òàêæå â óãëàõ ðòà. Äåðìàòîëîãè÷åñêèé ñòàòóñ áîëüíîãî, ïîñòàíîâêà äèàãíîçà: õðîíè÷åñêèé êàíäèäîç ïîëîñòè ðòà.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru//
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru//
ÌÈÍÈÑÒÅÐÑÒÂÎ ÇÄÐÀÂÎÎÕÐÀÍÅÍÈß ÐÅÑÏÓÁËÈÊÈ ÁÅËÀÐÓÑÜ
Ó×ÐÅÆÄÅÍÈÅ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß «ÂÈÒÅÁÑÊÈÉ ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÛÉ ÎÐÄÅÍÀ ÄÐÓÆÁÛ ÍÀÐÎÄΠÌÅÄÈÖÈÍÑÊÈÉ ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ»
Ó×ÅÁÍÀß ÈÑÒÎÐÈß ÁÎËÅÇÍÈ ÄÅÐÌÀÒÎËÎÃÈ×ÅÑÊÎÃÎ ÏÀÖÈÅÍÒÀ
Ïîäãîòîâèëà ñòóäåíòêà 4 êóðñà
2 ãðóïïû ñòîìàòîëîãè÷åñêîãî ôàêóëüòåòà Áåðåçêèíà À.Þ.
Âèòåáñê, 2016
Îáñëåäîâàíèå ïàöèåíòà ñ ïîðàæåíèåì êîæè
Ïàñïîðòíûå äàííûå
Ô.È.Î: _____
Ïîë: ìóæñêîé
Âîçðàñò: 46 ëåò.
Äîìàøíèé àäðåñ: ã.Âèòåáñê, óë.___
Äàòà ïîñòóïëåíèÿ: 11.04.16
Äàòà âûïèñêè: 23.04.16
Êëèíè÷åñêèé äèàãíîç: õðîíè÷åñêèé ãèïåðïëàñòè÷åñêèé êàíäèäîç ïîëîñòè ðòà ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè
Æàëîáû ïàöèåíòà
Áîëüíîé ïðåäúÿâëÿåò æàëîáû íà æãó÷óþ áîëü, ïîñòîÿííîãî õàðàêòåðà â îáëàñòè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîâåðõíîñòè ÿçûêà, ùåê, à òàêæå â óãëàõ ðòà. Áîëü óñèëèâàåòñÿ ïðè ïðèåìå îñòðîé è êèñëîé ïèùè, ñóõîñòü ïîëîñòè ðòà. Èíîãäà âûïàäàåò âêóñîâàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü, äèñêîìôîðò ïðè íîøåíèè ïðîòåçà âåðõíåé ÷åëþñòè.
Anamnesis Morbi
Ñ÷èòàåò ñåáÿ áîëüíûì ñ êîíöà ìàðòà 2016 ãîäà , ïîñëå èçãîòîâëåíèÿ ÷àñòè÷íî-ñúåìíîãî ïëàñòèí÷àòîãî ïðîòåçà âåðõíåé ÷åëþñòè, ìíîãîêðàòíûõ êîððåêöèé, îòìå÷àåò ïîÿâëåíèå ÷óâñòâà øåðîõîâàòîñòè è íåçíà÷èòåëüíîé áîëåçíåííîñòè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ùåê è ÿçûêà, êîòîðûå ñî âðåìåíåì óñèëèâàëèñü. Ïîñëå ÷åãî ïîÿâèëàñü áîëü ïðè ïðèåìå ïèùè, îùóùåíèå ñóõîñòè ïîëîñòè ðòà, ÷óâñòâî ææåíèÿ ùåê è ÿçûêà. Áîëüíîé âïåðâûå îáðàòèëñÿ â äèñïàíñåð è åìó áûëî äàíî íàïðàâëåíèå íà ãîñïèòàëèçàöèþ.
Anamnesis vitae
Ïàöèåíò ðîäèëñÿ â ðàáî÷åé ñåìüå. Ðîñ è ðàçâèâàëñÿ ñîîòâåòñòâåííî âîçðàñòó.  äåòñòâå áîëåë ïðîñòóäíûìè çàáîëåâàíèÿìè, âåòðÿíîé îñïîé. Îáðàçîâàíèå âûñøåå ïåäàãîãè÷åñêîå. Ðàáîòàåò ó÷èòåëåì â ãèìíàçèè ¹8 ã.Âèòåáñêà, èç ïðîôåññèîíàëüíûõ âðåäíîñòåé îòìå÷àåò ñòðåññîâûå ñèòóàöèè.
Æåíàò, èìååò 2 äåòåé. Ïðîæèâàåò â áëàãîóñòðîåííîé êâàðòèðå. Ìàòåðèàëüíî-áûòîâûå óñëîâèÿ óäîâëåòâîðèòåëüíûå, ïèòàíèå ðåãóëÿðíîå. Âðåäíûå ïðèâû÷êè — êóðåíèå.
Ïåðåíåñåííûå çàáîëåâàíèÿ: ÎÐÂÈ, ÑÄ 2 òèïà
Òóáåðêóëåç, âåíåðè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ îòðèöàåò.
Àëëåðãîàíàìíåç íå îòÿãîùåí. Ñåìåéíûé àíàìíåç íå îòÿãîùåí. Ñî ñëîâ áîëüíîãî , êîæíûìè çàáîëåâàíèÿìè íèêòî èç áëèæàéøèõ ðîäñòâåííèêîâ íå ñòðàäàë .
Îáúåêòèâíîå èññëåäîâàíèå
Îáùåå ñîñòîÿíèå : óäîâëåòâîðèòåëüíîå
Ïîëîæåíèå : àêòèâíîå
Ïîâåäåíèå :àäåêâàòíîå
Òåëîñëîæåíèå : íîðìîñòåíè÷åñêîå
Ñîîòâåòñòâèå ðîñòà è âåñà : ðîñò (178 ñì ) ñîîòâåòñòâóåò âåñó (95 êã )
Êîæíûå ïîêðîâû
Öâåò : áëåäíî -ðîçîâûé
Æèðíîñòü : íå ïîâûøåíà
Âëàæíîñòü : ñíèæåíà
Ýëàñòè÷íîñòü : ñíèæåíà
Ðèñóíîê êîæè : ðåëüåô êîæíîãî ðèñóíêà óñèëåí
Âîëîñû : äåïèãìåíòèðîâàííûå , òîíêèå , ïîâûøåííîãî âûïàäåíèÿ âîëîñ íå îòìå÷åíî
Íîãòè : íîãòåâàÿ ïëàñòèíà íå èçìåíåíà
Ïîäêîæíàÿ êëåò÷àòêà : ðàçâèòà óìåðåííî , ðàñïðåäåëåíà ðàâíîìåðíî .
Ëèìôàòè÷åñêèå óçëû : íå ïàëüïèðóþòñÿ
Òóðãîð òêàíåé : íåñêîëüêî ñíèæåí
Êîñòíî-ìûøå÷íàÿ ñèñòåìà, îðãàíû äûõàíèÿ, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòàÿ ñèñòåìà,ïèùåâàðèòåëüíàÿ ñèñòåìà,íåðâíàÿ ,ýíäîêðèííàÿ ñèñòåìû,
ìî÷åïîëåâûå îðãàíû áåç ïàòîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé
Äåðìàòîëîãè÷åñêèé ñòàòóñ
Ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ãóá â íîðìå.  óãëàõ ðòà íàáëþäàþòñÿ áîëåçíåííûå òðåùèíû ïîêðûòûå áåëîâàòûì íàëåòîì, êîòîðûå íà÷èíàþò êðîâîòî÷èòü ïðè øèðîêîì îòêðûâàíèè ðòà. Ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ïðåääâåðèÿ, àëüâåîëÿðíûõ îòðîñòêîâ è ìÿãêîãî íåáà áëåñòèò, ãèïåðåìèðîâàíà, îòå÷íà.  îáëàñòè ùåê è ñïèíêè ÿçûêà îòìå÷àåòñÿ íàëè÷èå ïëîòíî ñïàÿííûõ ïðîçðà÷íûõ èëè áåëûõ áëÿøåê ñ íåðîâíûì äíîì è íåïðàâèëüíûìè êðàÿìè. Âîêðóã áëÿøåê âûÿâëÿåòñÿ óçêèé âåí÷èê ãèïåðåìèðîâàííîé ñëèçèñòîé îáîëî÷êè. Áëÿøêè íåâîçìîæíî ñíÿòü ñî ñëèçèñòîé îáîëî÷êè. ßçûê øåðîõîâàòûé, êðàñíîãî öâåòà, ïîêðûòûé áåëîâàòûì íàëåòîì. Ñîñî÷êè íà ïîâåðõíîñòè ÿçûêà ãèïåðòðîôèðîâàíû. Ñëþíà âûäåëÿåòñÿ â ìàëîì êîëè÷åñòâå, âÿçêàÿ è èìååò òÿãó÷èé õàðàêòåð.
Ñòîìàòîëîãè÷åñêèé ñòàòóñ
Âíåøíèé îñìîòð: êîíôèãóðàöèÿ ëèöà íå èçìåíåíà, ëèöî ñèììåòðè÷íî, áåç ïàòîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé.
Ñîñòîÿíèå êîæíûõ ïîêðîâîâ, êðàñíîé êàéìû ãóá: êîæíûå ïîêðîâû ôèçèîëîãè÷åñêîé îêðàñêè, áåç ýëåìåíòîâ âûñûïàíèé.
Ñîñòîÿíèå âèñî÷íî-íèæíå÷åëþñòíîãî ñóñòàâà: äâèæåíèå ñóñòàâà â ïîëíîì îáúåìå, áåç õðóñòîâ è ùåë÷êîâ, ðîò îòêðûâàåòñÿ íà 6 ñì.
Ïðåääâåðèå ðòà 6 ñì
Ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ïðåääâåðèÿ, àëüâåîëÿðíûõ îòðîñòêîâ è ìÿãêîãî íåáà áëåñòèò, ãèïåðåìèðîâàíà, îòå÷íà.  îáëàñòè ùåê è ñïèíêè ÿçûêà îòìå÷àåòñÿ íàëè÷èå ïëîòíî ñïàÿííûõ ïðîçðà÷íûõ èëè áåëûõ áëÿøåê ñ íåðîâíûì äíîì è íåïðàâèëüíûìè êðàÿìè. Âîêðóã áëÿøåê âûÿâëÿåòñÿ óçêèé âåí÷èê ãèïåðåìèðîâàííîé ñëèçèñòîé îáîëî÷êè. Áëÿøêè íåâîçìîæíî ñíÿòü ñî ñëèçèñòîé îáîëî÷êè. ßçûê øåðîõîâàòûé, êðàñíîãî öâåòà, ïîêðûòûé áåëîâàòûì íàëåòîì. Ñîñî÷êè íà ïîâåðõíîñòè ÿçûêà ãèïåðòðîôèðîâàíû.
Ïðèêóñ îðòîãíàòè÷åñêèé.
Èíäåêñíàÿ îöåíêà: GI=2 (ãèíãèâèò ñðåäíåé òÿæåñòè), OHIS= 1.3 (óäîâëåòâîðèòåëüíûé óðîâåíü ãèãèåíû). Ïàöèåíò íóæäàåòñÿ â òåðàïåâòè÷åñêîì ëå÷åíèè.
Îáîñíîâàíèå îñíîâíîãî äèàãíîçà
Íà îñíîâàíèè æàëîá áîëüíîãî (íà æãó÷óþ áîëü, ïîñòîÿííîãî õàðàêòåðà â îáëàñòè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîâåðõíîñòè ÿçûêà, ùåê, à òàêæå â óãëàõ ðòà, óñèëèâàþùóþñÿ ïðè ïðèåìå îñòðîé è êèñëîé ïèùè, ñóõîñòü ïîëîñòè ðòà, äèñêîìôîðò ïðè íîøåíèè ïðîòåçà âåðõíåé ÷åëþñòè) , èñòîðèè ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèÿ (íà÷àëîñü ïîñëå èçãîòîâëåíèÿ ïðîòåçà âåðõíåé ÷åëþñòè ñ ïîÿâëåíèå ÷óâñòâà øåðîõîâàòîñòè è íåçíà÷èòåëüíîé áîëåçíåííîñòè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ùåê è ÿçûêà, êîòîðûå ñî âðåìåíåì óñèëèâàëèñü. Ïîñëå ÷åãî ïîÿâèëàñü áîëü ïðè ïðèåìå ïèùè, îùóùåíèå ñóõîñòè ïîëîñòè ðòà, ÷óâñòâî ææåíèÿ ùåê è ÿçûêà) , àíàìíåçà (ñàõàðíûé äèàáåò 2 òèïà) è îáúåêòèâíîãî îáñëåäîâàíèÿ (íàéäåíû õàðàêòåðíûå ìîðôîëîãè÷åñêèå ýëåìåíòû â âèäå ïëîòíî ñïàÿííûõ ïðîçðà÷íûõ èëè áåëûõ áëÿøåê ñ íåðîâíûì äíîì è íåïðàâèëüíûìè êðàÿìè, âîêðóã êîòîðûõ âûÿâëÿåòñÿ óçêèé âåí÷èê ãèïåðåìèðîâàííîé ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, áëÿøêè íåâîçìîæíî ñíÿòü ñî ñëèçèñòîé îáîëî÷êè) ìîæíî ïðåäïîëîæèòü äèàãíîç : õðîíè÷åñêèé ãèïåðïëàñòè÷åñêèé êàíäèäîç ïîëîñòè ðòà ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè
êàíäèäîç ðîò æàëîáà
Äèôôåðåíöèàëüíûé äèàãíîç
Âîðñèí÷àòûé (÷åðíûé âîëîñàòûé) ÿçûê (lingua pilosa nigra) — îñîáàÿ ôîðìà ãëîññèòà, êîòîðóþ íåêîòîðûå àâòîðû ñâÿçûâàþò ñ êàíäèäîçíîé èíôåêöèåé. Äðóãèå [Àðèåâè÷ À. Ì. è Ñòåïàíèùåâà Ç.Ã., 1965] ðàññìàòðèâàþò åãî êàê òîêñè÷åñêèé ñòîìàòèò, îñëîæíåííûé âòîðè÷íûì êàíäèäîçîì.
Çàáîëåâàíèå âñòðå÷àåòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî ó ìóæ÷èí ñðåäíåãî è ïîæèëîãî âîçðàñòà. Õàðàêòåðèçóåòñÿ ðàçðàñòàíèåì è îðîãîâåíèåì íèòåâèäíûõ ñîñî÷êîâ ñðåäíåé è çàäíåé òðåòè ÿçûêà. Íèòåâèäíûå ñîñî÷êè óäëèíÿþòñÿ, èíîãäà äîñòèãàÿ 2 — 3 ìì, ïðèîáðåòàþò ñåðîâàòî-êîðè÷íåâûé èëè ÷åðíûé öâåò. Î÷àãè ïîðàæåíèÿ èìåþò îâàëüíóþ èëè òðåóãîëüíóþ ôîðìó è ðàñïîëàãàþòñÿ ïî ñðåäíåé ëèíèè. Áîêîâûå ïîâåðõíîñòè è êîí÷èê ÿçûêà îñòàþòñÿ ñâîáîäíûìè îò ðàçðàñòàíèè.
Ðîìáîâèäíûé ãëîññèò (glossitis mediana rhombica) — õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîÿâëåíèåì â äèñòàëüíîé òðåòè ÿçûêà î÷àãà ïîðàæåíèÿ ðîìáîâèäíîé ôîðìû, ïðèïîäíÿòîãî íàä óðîâíåì ñëèçèñòîé îáîëî÷êè èëè óïëîùåííîãî. Ïîâåðõíîñòü î÷àãà ãëàäêàÿ, ëèøåííàÿ ñîñî÷êîâ, êðàñíàÿ, ÷åòêî îòãðàíè÷åííàÿ îò îêðóæàþùèõ òêàíåé. Ôîðìà ïîðàæåíèÿ íå èçìåíÿåòñÿ â òå÷åíèå äëèòåëüíîãî ïåðèîäà âðåìåíè, íî î÷àã ïîðàæåíèÿ èçðåäêà âîñïàëÿåòñÿ, ÷òî ñîïðîâîæäàåòñÿ ãèïåðïëàçèåé ýïèòåëèÿ è ãèïåðêåðàòîçîì.  íàñòîÿùåå âðåìÿ ðîìáîâèäíûé ÿçûê ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê âðîæäåííîå çàáîëåâàíèå; íå èñêëþ÷àåòñÿ òàêæå ðîëü Ñ. albicans â åãî ýòèîëîãèè.
Ãåîãðàôè÷åñêèé ÿçûê (äåñêâàìàòèâíûé ãëîññèò) õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîÿâëåíèåì ó÷àñòêîâ äåñêâàìàöèè ýïèòåëèÿ íèòåâèäíûõ ñîñî÷êîâ, ïî ïåðèôåðèè êîòîðûõ èìååòñÿ ïîëîñà îðîãîâåâøåãî ýïèòåëèÿ: Êëèíè÷åñêè îòìå÷àåòñÿ ïîÿâëåíèå ìíîæåñòâåííûõ ïÿòåí, âíà÷àëå ñåðîâàòîãî, à çàòåì êðàñíîâàòîãî öâåòà. Ýòè ïÿòíà îòãðàíè÷åíû äðóã îò äðóãà æåëòîâàòî-ñåðûìè âàëèêàìè, ñîñòîÿùèìè èç íèòåâèäíûõ ñîñî÷êîâ. Ñëèâàÿñü, ïÿòíà ñîçäàþò íà ÿçûêå ðèñóíîê íåïðàâèëüíûõ î÷åðòàíèé, íàïîìèíàþùèé ãåîãðàôè÷åñêóþ êàðòó. Äëÿ òå÷åíèÿ áîëåçíè õàðàêòåðíà áûñòðàÿ ñìåíà ïðîöåññîâ äåñêâàìàöèè ýïèòåëèÿ íà åãî îðîãîâåíèå òî â îäíèõ, òî â äðóãèõ ìåñòàõ ÿçûêà. Âñëåäñòâèå ýòîãî ôîðìà è ëîêàëèçàöèÿ î÷àãîâ ïîðàæåíèÿ ìîãóò èçìåíÿòüñÿ â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ äíåé è äàæå ÷àñîâ.
Ëåéêîïëàêèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé îðîãîâåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ðòà è êðàñíîé êàéìû ãóá, ñîïðîâîæäàþùååñÿ âîñïàëåíèåì, âîçíèêàþùåå, êàê ïðàâèëî, â îòâåò íà õðîíè÷åñêîå ýêçîãåííîå ðàçäðàæåíèå è ÿâëÿþùååñÿ ôàêóëüòàòèâíûì ïðåäðàêîì. ×àùå âñåãî ëåéêîïëàêèÿ ëîêàëèçóåòñÿ íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ùåê, ïðåèìóùåñòâåííî ó óãëîâ ðòà, íà íèæíåé ãóáå, ðåæå íà ÿçûêå (íà ñïèíêå èëè áîêîâîé ïîâåðõíîñòè). Îðîãîâåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïðèâîäèò âíà÷àëå ê èçìåíåíèþ öâåòà åå îòäåëüíûõ ó÷àñòêîâ (îò áåëîãî äî ñåðîâàòî-áåëîãî); çàòåì ðàçâèâàåòñÿ ãèïåðïëàçèÿ ýïèòåëèÿ (ëåéêîïëàêèÿ) è, íàêîíåö, ìåòàïëàçèÿ ýïèòåëèÿ (ðàê)
Ëåéêîïëàêèÿ êóðèëüùèêîâ Òàïïåéíåðà âîçíèêàåò íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå òâåðäîãî íåáà ó êóðèëüùèêîâ (îñîáåííî òðóáêè).  ýòîì ñëó÷àå ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà òâåðäîãî í¸áà ïðåäñòàâëÿåòñÿ ñåðîâàòî-áåëîé, ÷àñòî ñêëàä÷àòîé. Íà ýòîì ôîíå õîðîøî âèäíû êðàñíûå òî÷êè — çèÿþùèå óñòüÿ âûâîäíûõ ïðîòîêîâ ìåëêèõ ñëþííûõ æåëåç. Èíîãäà ýòè òî÷êè ðàñïîëàãàþòñÿ íà íåáîëüøèõ óçåëêàõ ïîëóøàðîâèäíîé ôîðìû, ÷òî ïðèäàåò âíåøíåìó âèäó î÷àãà ïîðàæåíèÿ ñõîäñòâî ñ áóëûæíîé ìîñòîâîé.
«Âîëîñàòàÿ» ëåéêîïëàêèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà — ñâîåîáðàçíîå çàáîëåâàíèå, êîòîðîå îïèñàíî òîëüêî ó áîëüíûõ, èíôèöèðîâàííûõ ÂÈ×. Êëèíè÷åñêè îíî ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé óòîëùåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè áåëîãî öâåòà ñ íå÷åòêèìè ãðàíèöàìè. Î÷àãè ïîðàæåíèÿ èìåþò íåðîâíóþ, ñìîðùåííóþ («ãîôðèðîâàííóþ») ïîâåðõíîñòü çà ñ÷åò íèòåâèäíûõ ðàçðàñòàíèè ýïèòåëèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, êîòîðàÿ êàê áû ïîêðûâàåòñÿ âîëîñêàìè. Íàèáîëåå òèïè÷íûì ìåñòîì ëîêàëèçàöèè ÿâëÿåòñÿ êðàåâàÿ çîíà ÿçûêà, ðåæå ïðîöåññ çàíèìàåò âñþ åãî ïîâåðõíîñòü è ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó ùåê.
Êðàñíûé ïëîñêèé ëèøàé èçðåäêà èçîëèðîâàííî ïîðàæàåò ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó ïîëîñòè ðòà. Âûñûïàíèÿ ðàñïîëàãàþòñÿ íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ùåê, îñîáåííî ïî ëèíèè ñìûêàíèÿ çóáîâ èëè íà ñïèíêå ÿçûêà. Îíè ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé ìåëêèå, âåëè÷èíîé äî 2 ìì â äèàìåòðå, óçåëêè áåëîâàòî-ïåðëàìóòðîâîãî èëè ñåðîâàòî-áåëîãî öâåòà, êîòîðûå ñëèâàþòñÿ ìåæäó ñîáîé, îáðàçóÿ ñâîåîáðàçíóþ ñåòêó, ëèíèè, äóãè, êðóæåâíûå ðèñóíêè. Íà ÿçûêå ïàïóëû êðàñíîãî ïëîñêîãî ëèøàÿ îáðàçóþò ñïëîøíûå ó÷àñòêè, íàïîìèíàþùèå ëåéêîïëàêèþ, íî îíè, êàê ïðàâèëî, ñî÷åòàþòñÿ ñ íàëè÷èåì ñåòêè íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ùåê. Ïîðàæåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà íåðåäêî ñî÷åòàåòñÿ ñ âûñûïàíèÿìè êðàñíîãî ïëîñêîãî ëèøàÿ íà êðàñíîé êàéìå ãóá, ïðè÷åì êîæà îêîëî ãóá íå ïîðàæàåòñÿ.
Ïàïóëåçíûé ñèôèëèä ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê âñòðå÷àåòñÿ íàèáîëåå ÷àñòî ïðè âòîðè÷íîì ðåöèäèâíîì ñèôèëèñå, îñîáåííî ó æåíùèí. Ñèôèëèòè÷åñêèå ïàïóëû ëîêàëèçóþòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî íà ÿçûêå, â óãëàõ ðòà, íà ïðèëåãàþùåé ÷àñòè ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ãóá è ùåê, ðåæå íà íåáíûõ äóæêàõ.  îòëè÷èå îò âûñûïàíèé êàíäèäîçíîé èíôåêöèè â îñíîâå ñèôèëèòè÷åñêèõ ïàïóë ëåæèò ïëîòíûé èíôèëüòðàò, çà ñ÷åò ÷åãî îíè âîçâûøàþòñÿ íàä óðîâíåì ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, èìåþò îêðóãëóþ èëè îâàëüíóþ ôîðìó è ÷åòêèå ãðàíèöû. Íàèáîëüøèå äèàãíîñòè÷åñêèå òðóäíîñòè ïðåäñòàâëÿþò íà÷àëüíûå ñòàäèè ïàïóëåçíîãî ñèôèëèäà, êîãäà îí íå ñòîëüêî èçìåíÿåò ðåëüåô ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, ñêîëüêî åå öâåò, êîòîðûé ïðåäñòàâëÿåòñÿ ñåðîâàòî-ìîëî÷íûì («îïàëîâûì»). Ïàïóëû èìåþò ìåëêî-çåðíèñòóþ, áàðõàòèñòóþ ïîâåðõíîñòü, â èõ ïåðèôåðè÷åñêîé çîíå îòìå÷àåòñÿ óçêèé îò÷åòëèâûé âåí÷èê ôèîëåòîâî-êðàñíîãî öâåòà. Ïàïóëû ïîñòåïåííî ðàçðàñòàþòñÿ â áëÿøêè, ïðè÷åì öåíòðàëüíàÿ èõ ÷àñòü îñòàåòñÿ «îïàëîâîé», à ïåðèôåðè÷åñêàÿ ñîõðàíÿåò ôèîëåòîâî-êðàñíûé âàëèê. Ýðîçèðîâàíèå è èçúÿçâëåíèå ïàïóë ìîæåò íàáëþäàòüñÿ â öåíòðàëüíîé ÷àñòè, ïåðèôåðè÷åñêèé êðàñíûé âàëèê ïðè ýòîì ñîõðàíÿåòñÿ.
«Îáëîæåííûé ÿçûê». Ýòèì òåðìèíîì îáîçíà÷àþò ïîÿâëåíèå íàëåòîâ ñåðîâàòîãî èëè ñåðîâàòî-æåëòîãî öâåòà íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ÿçûêà ó äëèòåëüíî ëèõîðàäÿùèõ áîëüíûõ, îñîáåííî ñòðàäàþùèõ çàáîëåâàíèÿìè îðãàíîâ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà. Äèàãíîç óñòàíàâëèâàåòñÿ íà îñíîâàíèè îòñóòñòâèÿ äðîææåïîäîáíûõ ãðèáîâ â ñîñêîáå ñ î÷àãîâ ïîðàæåíèÿ ïðè ìèêðîñêîïè÷åñêîì èññëåäîâàíèè.
Îáùèå ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ
Áîëüíîìó ïîêàçàíî èçãîòîâëåíèå ýëàñòè÷íîãî íåéëîíîâîãî ïðîòåçà.
Îñíîâîïîëàãàþùèì ìîìåíòîì â ëå÷åíèè ÿâëÿåòñÿ ìåäèêàìåíòîçíàÿ ïðîòèâîãðèáêîâàÿ òåðàïèÿ, êîòîðàÿ ìîæåò áûòü ñèñòåìíîé è ìåñòíîé. Ïðåïàðàòû äëÿ ìåñòíîãî ëå÷åíèÿ äåëÿòñÿ íà àíòèìèêîòèêè è àíòèñåïòèêè.
Íàèáîëåå ÷àñòî íàçíà÷àþò ìèðàìèñòèí, öåòèëïèðèäèíèÿ õëîðèä, òðèêëîçàí, õëîðãåêñèäèíà áèãëþêîíàò, ãåêñåòèäèí, ñàíãâèðèòðèí. Íåêîòîðûå èç ýòèõ àíòèñåïòèêîâ, êðîìå òîãî, ÷òî îñëàáëÿþò ïàòîãåííûå ñâîéñòâà ãðèáêîâ è ñïîñîáñòâóþò óìåíüøåíèþ îáñåìåíåííîñòè ïîëîñòè ðòà ãðèáàìè, åùå ïîäàâëÿþò âîñïàëèòåëüíûå ÿâëåíèÿ.
Òàáëèöà «Ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû äëÿ ëå÷åíèÿ ãðèáêîâîé èíôåêöèè ïîëîñòè ðòà è óãîëêîâ ðòà»:
Ïðåïàðàò | Ñõåìà íàçíà÷åíèÿ |
Àíòèñåïòèêè | |
Õëîðãåêñèäèíà áèãëþêîíàò | 6-8 ïîëîñêàíèé ïî 1 ìèíóòå (10 ìë.) |
Ñàíãâèðèòðèí | 2-3 îðîøåíèÿ â ñóòêè |
Îðàëñåïò | Ïðåïàðàò ðàñïûëÿþò â ïîëîñòü ðòà êàæäûå 4-6 ÷àñîâ |
Àíòèìèêîòèêè ìåñòíîãî íàçíà÷åíèÿ | |
Êàíåñòåí (êðåì) | Àïïëèêàöèè 2-3 ðàçà â äåíü |
Íèñòàòèí (ìàçü èëè âîäíàÿ ñóñïåíçèÿ) | 4 àïïëèêàöèè â äåíü ïî 30 ìèíóò, ïîëîñêàíèÿ ïî 1 ìèí. (íà îäèí ðàç 5-10 ìë.) |
Êëîòðèìàçîë (ñïðåé) | Îðîøåíèÿ ñëèçèñòîé |
Àìôîòåðèöèí | Ïîëîñêàíèÿ è àïïëèêàöèè 4 ðàçà â äåíü ïî 1 ìë |
Àíòèìèêîòèêè äëÿ ñèñòåìíîé òåðàïèè | |
Ôëóêîíàçîë | 50-100 ìã. â äåíü (äëèòåëüíîñòü — 10 äíåé) |
Êåòîêîíàçîë | 200-400 ìã. â ñóòêè (äëèòåëüíîñòü — ìàêñèìóì 10 äíåé) |
Äèôëþêàí | 10-14 äíåé â äîçå îò 50 äî 200 ìã. Óòðîì |
Ýïèêðèç
Ïàöèåíò ___ áîëåí â òå÷åíèå 2 íåäåëü .  äåðìàòîëîãè÷åñêóþ êëèíèêó ïîñòóïèë ñ æàëîáàìè íà æãó÷óþ áîëü, ïîñòîÿííîãî õàðàêòåðà â îáëàñòè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîâåðõíîñòè ÿçûêà, ùåê, à òàêæå â óãëàõ ðòà, óñèëèâàþùóþñÿ ïðè ïðèåìå îñòðîé è êèñëîé ïèùè, ñóõîñòü ïîëîñòè ðòà, äèñêîìôîðò ïðè íîøåíèè ïðîòåçà âåðõíåé ÷åëþñòè.
Óñòàíîâëåí äèàãíîç : õðîíè÷åñêèé ãèïåðïëàñòè÷åñêèé êàíäèäîç ïîëîñòè ðòà ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè
Ïîëó÷àë ëå÷åíèå :
1. Ñàíãâèðèòðèí — 2-3 îðîøåíèÿ â ñóòêè
2. Êàíåñòåí (êðåì) — àïïëèêàöèè 2-3 ðàçà â äåíü
3. Ôëóêîíàçîë — 75 ìã. â äåíü (äëèòåëüíîñòü — 10 äíåé)
Çà âðåìÿ êóðàöèè âûÿâèëàñü ïîëîæèòåëüíàÿ äèíàìèêà â òå÷åíèè
çàáîëåâàíèÿ : áîëüíîãî çíà÷èòåëüíî ìåíüøå áåñïîêîèò áîëü è ææåíèå , ýëåìåíòû ïîðàæåíèÿ íå ïðîãðåññèðóþò .
Îáùåå ñîñòîÿíèå áîëüíîãî îñòàâàëîñü íîðìàëüíûì. Ïðè îáúåêòèâíîì èññëåäîâàíèè âñåõ ñèñòåì çíà÷èòåëüíûõ îòêëîíåíèé îò íîðìû îáíàðóæåíî íå áûëî .
Ïðîãíîç
Ïðè óñëîâèè ïðàâèëüíîãî ëå÷åíèÿ ïðîãíîç ìîæíî ñ÷èòàòü áëàãîïðèÿòíûì.
Ïðîôèëàêòèêà çàáîëåâàíèÿ
Ïðîôèëàêòèêà êàíäèäîçà ïîëîñòè ðòà âêëþ÷àåò óêðåïëåíèå çäîðîâüÿ è çàêàëèâàíèå îðãàíèçìà, ïðàâèëüíûé ðåæèì ïèòàíèÿ, ñàíàöèþ ïîëîñòè ðòà, ñîáëþäåíèå ïðàâèë ëè÷íîé è îáùåé ãèãèåíû, ñâîåâðåìåííîå âûÿâëåíèå è ëå÷åíèå äèñáàêòåðèîçà, íåäîïóñòèìîñòü ñàìîëå÷åíèÿ ëåêàðñòâåííûìè ïðåïàðàòàìè, ñîáëþäåíèå ñàíèòàðíî-ãèãèåíè÷åñêîãî ðåæèìà íà ïðåäïðèÿòèÿõ ïèùåâîé ïðîìûøëåííîñòè è â ìåäèöèíñêèõ ó÷ðåæäåíèÿõ. Âàæíî îñóùåñòâëÿòü ëèêâèäàöèþ î÷àãîâ êàíäèäîçíîé èíôåêöèè ó áåðåìåííûõ æåíùèí è ïðàâèëüíûé ãèãèåíè÷åñêèé óõîä çà ãðóäíûìè äåòüìè.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник