Корь дифтерия ветряная оспа
СГПИ
Тема
реферата:
«Детские
инфекции (корь, скарлатина,
дифтерия, ветряная
оспа, коклюш, паротит).
Клиника, профилактика».
Бондарь Н.В.
Г. Новороссийск
Содержание:
Корь.
3
Коклюш.
3
Ветряная оспа.
4
Скарлатина.
5
Дифтерия.
7
Эпидемический паротит.
8
Литература.
11
Корь.
Корь
– острая инфекционная болезнь вирусной
этиологии, характеризующаяся повышением
температуры, интоксикацией, катаром верхних
дыхательных путей, воспаления слизистых
оболочек глаз, полости рта, а также появлением
сыпи на коже. Источником инфекции является
больной человек; путь передачи кори –
воздушно- капельный. Заболеваемость корью
наблюдается круглый год. Чаще болеют
дети в возрасте 1-5 лет. Дети до трех месяцев,
как правило, не болеют, что объясняется
наличием у них иммунитета, полученного
от матери. Входными воротами для вирусов
является слизистая оболочка верхних
дыхательных путей, и возможно, конъюнктивы
глаз, где и происходит первоначальное
их размножение. Инкубационный период
продолжается 6-17, чаще 10 дней. В начале
у больного повышается температура, появляется
головная боль, насморк, кашель, нарушения
сна, аппетита и др. За 1-2 дня до появления
кожной сыпи на слизистой оболочке мягкого
и твердого нёба можно обнаружить красноватые
пятна неправильной формы. На 4-5день болезни
пятнисто – папулезная сыпь покрывает
кожу лица, туловища, конечностей.
Для
лечения и профилактики кори у
лиц, которые имели контакты с
больными, применяется гамма –
глобулин. Детям в возрасте двух
лет при тяжелом течении кори,
выраженной интоксикации и изменениях
в легких назначают антибиотики,
симптоматические средства и др. Важное
профилактическое значение имеют прививки
против кори.
Коклюш.
Коклюш
— острая инфекционная болезнь, вызываемая
палочкой коклюша и характеризующаяся
циклическим течением и приступами судорожного
кашля.
Этиология
Возбудитель инфекции — бактерии в
форме коротких палочек. Коклюшная
палочка неустойчива во внешней
сред, быстро погибает от воздействия
дезинфицирующих средств. Источником
инфекции — больной человек, который выделяет
возбудителя в окружающую среду до 4-6 недель.
После болезни образуется стойкий иммунитет,
повторные заболевания встречаются редко.
Путь передачи воздушно-капельный. Входными
воротами инфекции являются верхние дыхательные
пути, где палочка размножается.
Клиническая
картина. Инкубационный период продолжается
2-15, чаще 5-9 дней. В начале у больных
возникают катаральные явления,
повышается температура, затем начинаются
приступы кашля, нарушения сна, аппетита
и др. Возможно развитие осложнений в виде
ларингита, бронхита, бронхопневмонии.
Судорожный
кашель продолжается от 1 –5 недель. Количество
судорожных приступов кашля возрастает
от 10 до 50 в сутки. Приступы становятся
более продолжительными, сопровождаются
глубоким свистящим вдохом из-за судорожного
сужения гортани.
Период
разрешения болезни продолжается 1-3
недели. Постепенно кашель становится
слабее, судорожные приступы реже, начинается
выздоровление. Общая продолжительность
коклюша может быть от 5-12 недель.
Больной считается заразным в
течение 30 дней с начала болезни.
Ветряная
оспа.
Ветряная
оспа – острая инфекционная болезнь,
протекающая с повышением температуры
тела, появлением на коже и слизистых оболочках
характерной сыпи. Чаще болеют дети в возрасте
до 10 лет.
Этиология.
Возбудитель ветряной оспы – малоустойчивый
во внешней среде вирус, который
вне организма гибнет через несколько
часов.
Источник
инфекции – больной человек. Заражение
происходит воздушно-капельным путем.
При разговоре, кашле и чихании
мелкие капельки слюны и мокроты
попадают в воздух, а затем в
дыхательные пути здоровых детей. Больной
ребенок опасен для окружающих уже
за 1-2 дня до видимых проявлений болезни
и до 5-го дня с момента возникновения
последних элементов сыпи. Наиболее
опасны больные в первые 5 дней болезни.
Восприимчивость в ветряной оспе у детей
высокая, повторные заболевания встречаются
редко.
Клиническая
картина. Инкубационный период продолжается
от 10 до 21, чаще 14 дней. Болезнь начинается
с повышения температуры до 38-390С
и общего недомогания. Еще до подъема температуры
и в первый день болезни на коже появляется
сыпь в виде розовых узелков, которые быстро
превращаются в пузырьки, наполненные
прозрачным содержимым, а затем через
1-2 дня подсыхают и покрываются корочками.
Сыпь локализуется преимущественно на
лице, волосистой части головы, появляется
на туловище и конечностях. Обычно на теле
больного одновременно наблюдаются все
стадии развития сыпи (узелки, пузырьки
и корочки). Такую сыпь называют полиморфной.
Это связано с тем, что высыпание идет
не одновременно, а с интервалами в 1-2 дня.
Каждое новое высыпание сопровождается
повышением температуры, а заканчивается
ее снижением до нормы. У многих больных
высыпания бывают и на слизистых оболочках
ротовой полости, на роговице глаз. Появление
сыпи сопровождается зудом, жжением и
болезненностью. Общее состояние больных
вполне удовлетворительное. Болезнь продолжается
от 2 до 4 недель.
Диагноз
устанавливают на основе клинических
симптомов и характерной полиморфности
высыпания. При этом в первую очередь
следует исключить натуральную
оспу, от которой ветряная оспа отличается
сроками появления сыпи (в первый
день болезни), ее полиморфностью и
отсутствием рубцов после отпадения
корочек, а также относительной
доброкачественностью протекания болезни.
Лечение.
При отсутствии осложнений проводят
симптоматическое лечение, обычно на дому.
Чтобы пузырьки быстрее подсыхали,
их смазывают 1% раствором бриллиантового
зеленого или 1-2% раствором калия
перманганата. Полость рта необходимо
полоскать слабыми дезинфицирующими
растворами. При появлении осложнений
больного госпитализируют.
Для
профилактики распространения инфекции
больные ветряной оспой подлежат
срочной изоляции, прекращающейся через
5 дней после последнего высыпания.
Скарлатина.
Скарлатина относится к острым
инфекционным заболеваниям. Возбудитель
скарлатины в настоящее время еще недостаточно
хорошо изучен, однако установлено, что
в возникновении заболевания важную роль
играет гемолитический стрептококк. Скарлатиной
чаще болеют дети от 3 до 9 лет, в грудном
возрасте заболевание встречается редко.
Инфекция скарлатины передается от больного
ребенка к здоровому воздушно-капельным
путем с брызгами слюны, слизи из носоглотки,
а также через белье, игрушки, книжки, которыми
пользовался больной ребенок. В отдельных
случаях передача скарлатины возможна
через третье лицо. Симптомы
скарлатины у детей: Скрытый
период скарлатины у детей продолжается
от 1 до 12 дней, начало заболевания острое:
появляется озноб, а затем температура
повышается до 39—40°. Это заболевание характеризуемся
развитием основных симптомов ангины,
интоксикации и сыпи. Интоксикация организма
при скарлатине наступает быстро и сопровождается
головной болью, рвотой, вялостью, сонливостью
ребенка. Впервые часы заболевания он
жалуется на боль в горле при глотании.
Ангина при
скарлатине имеет особенности: слизистая
зева ярко-красного цвета с точечными
кровоизлияниями («пылающий зев»), в
то же время слизистая твердого неба
бледная. Ангина сопровождается увеличением
и болезненностью лимфатических
узлов шеи у детей. Очень характерный
вид при скарлатине имеет язык,
он в начале заболевания покрыт белым
налетом, а потом приобретает малиновый
цвет и на нем четко выражены маленькие
сосочки. К концу первых суток заболевания
появляется мелкоточечная сыпь розового
цвета. Сыпь при скарлатине расположена
на покрасневшей коже тела, на щеках яркий
румянец. В то же время носогубной треугольник
бледного цвета.
Различают легкую, среднетяжелую
и тяжелую, а также стертую
форму скарлатины.
Особенностью
скарлатины у детей является пластинчатое
шелушение, которое начинается на второй-третьей
неделе заболевания. Оно может быть
малозаметным или обильным, иногда
кожа сходит пластами (начинается это
с пальцев). При обычном течении
скарлатины к 12—15-му дню первый период
заболевания сменяется периодом
выздоровления, но у некоторых больных
развивается второй период заболевания,
в который у ребенка появляются
некоторые нарушения со стороны
сердечнососудистой системы. Кроме воспаления
сердечной мышцы, скарлатина может в позднем
периоде заболевания осложниться воспалением
почек, у маленьких детей — воспалением
среднего уха. Скарлатина часто вызывает
обострение ревматизма.
За последние
десятилетия скарлатина изменила свое
течение. Выраженные симптомы скарлатины
встречаются редко, чаще бывает стертая
форма.
Лечение и профилактика
скарлатины у детей.
Ребенка, заболевшего
скарлатиной, изолируют в домашних
условиях с обязательным соблюдением
постельного режима. В случае тяжелой
формы заболевания или при
невозможности изоляции в домашних
условиях ребенка помещают в инфекционное
отделение. Самым важным профилактическим
мероприятием является раннее выявление
больных детей, особенно со стертой
формой заболевания, их последующая
изоляция. В квартире, в детских
учреждениях устанавливается карантин.
Дети, которые контактировали с больным,
в течение 7 дней не могут посещать
детские коллективы. За взрослыми, работающими
в детском учреждении, устанавливается
также наблюдение в течение 7 дней
после изоляции больного ребенка. Спустя
2 недели дети, перенесшие скарлатину,
могут вернуться в детское
учреждение.
Чтобы избежать
распространения инфекции скарлатины
у детей или в коллективе, на
утреннем приеме детей должна обязательно
осматривать медицинская сестра.
Если она заподозрит заболевание, то
допускать такого ребенка в коллектив
нельзя. Выявить больного ребенка
во многом помогает и воспитатель, постоянно
наблюдающий детей, он быстрее заметит
изменившееся настроение ребенка, которое
может являться первым проявлением
заболевания.
Дифтерия.
Дифтерия – еще
одно острое инфекционное заболевание
из списка детских и взрослых инфекций.
Основными характеристиками дифтерии
являются воспалительные процессы слизистых
оболочек, интоксикация общего организма,
в особенности сердечнососудистой и нервной
систем. Основным возбудителем считается
дифтерийная палочка, которая довольно
стойко переносит высокую и низкую температуру,
долго живет во внешней среде (на предметах
или в воздухе), и уничтожается только
при кипячении и воздействии дезинфицирующих
средств. Основная интоксикация организма
происходит благодаря выработанному палочкой
токсину, которая и является фактором
развивающим болезнь. Заразиться заболеванием
можно очень легко, так как возбудитель
передается воздушно-капельным путем,
легко попадает в воздух во время разговора,
чихания или кашля и долго там сохраняется.
Есть возможность заражения и через предметы
обихода. После перенесения болезни уже
через 10-11 лет наблюдается риск заболеть
снова: сформированный иммунитет имеет
временный характер. Инкубационный период
болезни продолжается от 2 до 10 дней. Дифтерийная
палочка чаще всего «оседает» в слизистую
оболочку миндалин, реже – носа, глотки,
гортани. Очень редко может внедриться
в слизистую оболочки глаза.
После начинается локальный
воспалительный процесс сопровождаемый
отеком и покраснением, иногда даже кровоизлиянием
и гибелью ткани: на данном месте образуется
фибринозная пленка. При этом возбудитель
выделяет токсин, который проникая в кровь,
очень быстро распространяется по всему
организму, вызывая кроме внешних признаков
сонливости и вялости, также заражение
сердечнососудистого и нервного систем.
На первой стадии болезни ребенок ощущает
общее недомогание и слабость. Температура
тела может повыситься до 38С, а может в
течении всей болезни быть нормальной.
Существует несколько вариантов болезни.
Дифтерия носа является самой легкой
формой: во время болезни характерно затрудненное
дыхание и серозно-слизистыми или кровянисто-гнойными
выделения с неприятным запахом. Дифтерия
глотки, или дифтерийная
ангина уже более тяжелая и опасная
форма со значительной интоксикацией
организма – в горле образуются пленки.
Токсическая дифтерия характеризуется
очень высокой температурой, отеком шейной
клетчатки, а также параличом глотки и
неба. И наконец, “дифтерийный
круп” — самый тяжелый из форм болезни,
который может привести к смерти. Все больные
дифтерией независимо от формы и стадии
должны быть немедленно госпитализированы.
Для лечения используются
противодифтерийная
сыворотка, а также антибиотики. В более
сложных случаях , при удушьях используют
искусственные методы вентиляции легких.
Источник
Детские инфекционные болезни известны с древности. Письменные источники Месопотамии, Китая, древнего Египта (II-III век до н.э.) указывают на описание случаев столбняка, полиомиелита, рожи, эпидемического паротита и лихорадочных состояний у детей. И только с XX века введена вакцинопрофилактика таких заболеваний. Исторически сложилось так, что инфекционные болезни, встречающиеся преимущественно у детей, и называются детскими.
Итак, детские инфекции – это группа инфекционных заболеваний, которые регистрируются в подавляющем большинстве в детской возрастной группе, передаются от больного к здоровому ребенку и способных приобретать эпидемическое распространение (то есть обретать вспышечный или массовый характер).
С чем может быть связано выделение детских инфекций в отдельную группу? В силу высокой распространенности первая встреча с возбудителем инфекции происходит именно в детском возрасте. В редких случаях ребенку удается дожить до взрослого состояния, не инфицировавшись от больных или носителей возбудителей этих инфекционных заболеваний. После перенесенного заболевания формируется стойкий (порою пожизненный) иммунитет, поэтому большинство взрослых уже повторно этими заболеваниями не страдают.
В силу тесных контактов в детской возрастной группе при возникновении одного заболевшего практически всегда наблюдается инфицирование остальных.
Какие инфекции называют детскими?
1. Традиционные детские болезни с аэрогенным механизмом заражения (краснуха, ветряная оспа, коклюш, дифтерия, корь, скарлатина, эпидемический паротит, полиомиелит, пневмококковая инфекция, гемофильная инфекция)
2. Инфекции, встречаемые как в детской возрастной группе с возможностью развития вспышек заболевания в коллективах, так и среди взрослых с различными механизмами заражения (менингококковая инфекция, инфекционный мононуклеоз, острые респираторные заболевания, острые кишечные инфекции, острый вирусный гепатит А).
Практически любым инфекционным заболеванием ребенок может заразиться при наличии случайного контакта с больным. Исключение составляет первый год жизни малыша, когда в его крови циркулируют материнские антитела ко многим заболеваниям, что предохраняет его организм от заражения при встрече с инфекционным патогеном.
Причины возникновения детских инфекций
Источник инфекции – человек. Это может быть больно клинически выраженной формой болезни, бессимптомной формой болезни, а также носитель инфекционного возбудителя.
Один из частых вопросов родителей: когда становится заразен больной и как долго он может заразить?
Заразный период при детских инфекциях
Заболевание | Начало заразного периода | Заразен ли ребенок во время болезни | Заразен ли ребенок после исчезновения жалоб (выздоровления) |
Период в котором можно заразить других (заразный период) | |||
Краснуха | за 3-4 дня до появления симптомов | весь период сыпи + 4 дня | |
Корь | за 4 дня до появления симптомов | весь период сыпи + 4 дня | |
Ветрянка | с первых симптомов болезни | весь период сыпи + 5 дней | |
Скарлатина | с первых симптомов болезни | первые дни болезни | не заразен |
Коклюш | за день до появления симптомов болезни | 1 неделя болезни = 90-100% «заразности», 2 нед.=65%, 3 нед. = 35%, 4 нед. = 10% | более 4 недель |
Дифтерия | с началом болезни – первыми симптомами | 2 недели | более 4 недель, «носительство» более 6 месяцев |
Эпидемический паротит (свинка) | за 1 – 2 дня до первых симптомов | до 9 дней болезни | не заразен |
Полиомиелит | за 1-2 дня до первых жалоб | 3-6 недель | |
Гепатит А | с 3 – 23 дня | весь период желтухи, 1 месяц | месяцы |
Дизентерия | с первых симптомов болезни | весь период болезни | 1 – 4 недели, месяцы |
Сальмонеллез | с первых симптомов болезни | весь период болезни | 3 недели, далее более года у 1 – 5% пациентов |
Механизм заражения при традиционных детских инфекциях – аэрогенный, а путь заражения: воздушно-капельный. Заразна носоглоточная слизь, бронхиальный секрет (мокрота), слюна, которые при кашле, чихании, разговоре больной может разбрызгивать в виде мелкодисперсного аэрозоля на расстоянии 2-3х метров от себя. В зоне контакта оказываются все дети, находящиеся вблизи с заболевшим. Некоторые возбудители прекрасно распространяются на расстоянии. Например, вирус кори в холодное время года может распространяться по вентиляционной системе в отдельно взятом здании (то есть больные могут быть из одного подъезда дома, к примеру). Также имеет эпидемиологическое значение контактно-бытовой путь передачи (предметы обихода, игрушки, полотенца). В этом отношении все зависит от устойчивости возбудителей во внешней среде. Но, несмотря на это, примером может послужить высокая инфицированность при ветряной оспе контактно-бытовым путем при устойчивости вируса во внешней среде всего в течение 2х часов. Возбудители скарлатины и дифтерии высокоустойчивы во внешней среде, поэтому контактно-бытовой путь также является значимым. Также при некоторых болезнях инфицирование происходит фекально-оральным путем (кишечные инфекции, гепатит А, полиомиелит, например), причем факторами передачи могут явиться как предметы обихода – игрушки, мебель, посуда, так и инфицированные продукты питания.
Восприимчивость к детским инфекциям достаточно высокая. Разумеется, специфическая профилактика (вакцинация) делает свое дело. За счет нее создается иммунологическая прослойка невосприимчивых лиц к кори, эпидемическому паротиту, полиомиелиту, коклюшу, дифтерии. Однако достаточно уязвимыми остаются непривитые дети, относящиеся к группе риска. При детских инфекциях характерно частое возникновение коллективных вспышек инфекции.
Особенности течения детских инфекций
Детские инфекционные заболевания имеют четкую цикличность. Выделяют несколько периодов
болезни, перетекающих один из другого. Выделяют: 1) инкубационный период; 2) продромальный период; 3) период разгара болезни; 4) период реконвалесценции (ранней и поздней).
Инкубационный период – это период с момента контакта ребенка с источником инфекции до появления симптома болезни. В этот период ребенок называется контактным и находится на карантине (под наблюдением медицинских работников). Карантин может быть минимальным и максимальным. Обычно период карантина устанавливается на срок максимального периода инкубации. В этот период следят за здоровьем контактного ребенка – измеряют температуру, следят за появлением симптомов интоксикации (слабость, головные боли и другие).
Инкубационный период при детских инфекциях
Краснуха от 11 до 24 дней
Корь от 9 до 21 дня
Ветрянка от 10 до 23 дней
Скарлатина от нескольких часов до 12 суток
Коклюш от 3 до 20 дней
Дифтерия от 1 часа до 10 дней
Эпидемический паротит (свинка) от 11 до 26 дней
Полиомиелит от 3 до 35 дней
Гепатит А от 7 до 45 дней
Дизентерия от 1 до 7 дней
Сальмонеллез от 2 часов до 3 дней
Как только появится одна из жалоб, наступает второй период – продромальный, что напрямую связано с началом болезни. В большинстве своем начало болезни при детских инфекциях острое. Ребенка беспокоит температура, симптомы интоксикации (слабость, озноб, головные боли, утомляемость, потливость, снижение аппетита, сонливость и другие). Температурная реакция может быть различной, но у подавляющего большинства детей — правильного типа лихорадка (с максимумом к вечеру и снижением по утрам), высота лихорадки может варьировать в зависимости от патогенности возбудителей детских инфекций, инфицирующей дозы, реактивности самого детского организма. Чаще это фебрильная температура (более 38°) с пиком к концу первых-вторых суток болезни. Продолжительность продромального периода разная в зависимости от вида детского инфекционного заболевания, но в среднем 1-3 дня.
Период разгара болезни характеризуется специфическим симптомокомплексом (то есть симптомами, характерными для конкретной детской инфекции). Развитие специфических симптомов сопровождается продолжающейся лихорадкой, длительность которой различная при разных инфекциях.
Специфический симптомокомплекс – это последовательное возникновение определенных симптомов. Для коклюша – это специфический кашель, имеющий характер сухого и приступообразного с несколькими короткими кашлевыми толчками и глубоким свистящим вдохом (репризом). Для эпидемического паротита (свинки) – это воспаление околоушных, подчелюстных и подъязычных слюнных желез (припухлость околоушной области, болезненность при дотрагивании, одутловатость лица, боли в пораженной области, сухость во рту). Дифтерия характеризуется специфическим поражением ротоглотки (увеличение миндалин, отек и появление характерного фибринозного сероватого налета на миндалинах). Для гепатита А период разгара проявляется появлением желтухи. При полиомиелите – характерное поражение нервной системы.
Однако, одним из частых проявлений детских инфекций является сыпь (инфекционная экзантема). Именно сыпь является «пугающей визитной карточкой» инфекций у детей и требует правильной расшифровки. Сыпь может возникать одномоментно или поэтапно.
При краснухе сыпь имеет мелкопятнистый, а затем и пятнисто-папулезный характер, возникает преимущественно на разгибательных поверхностях конечностей и туловище – спина, поясница, ягодицы, фон кожи не изменен. Сначала появляется на лице, затем в течение дня распространяется на туловище. Исчезает бесследно.
Сыпь при краснухе
При кори наблюдается пятнисто-папуллезная сыпь, характерна нисходящая последовательность высыпаний (1 день сыпи – лицо, волосистая часть головы, верхняя часть груди, 2й день сыпи – туловище и верхняя половина рук, 3й день сыпи – нижняя часть рук, нижние конечности, а лицо бледнеет), сыпь склонна к слиянию, после исчезновения сохраняется пигментация кожи. Иногда сыпь при краснухе напоминает коревую. В этой ситуации на помощь доктору приходит специфический симптом – пятна Филатова-Коплика (на внутренней стороне щек белесовато-зеленоватые папулы, появляющиеся на 2-3 день болезни).
Сыпь при кори
Пятна Филатова при кори
При ветряной оспе мы видим везикулезную сыпь (пузырьковую), элементы которой расположены на фоне покраснения. Сначала это пятно, затем оно возвышается, образуется пузырек с серозной прозрачной жидкостью, затем пузырек подсыхает, жидкость исчезает и появляется корочка. Характерны подсыпания с повторными подъемами температуры раз в 2-3 дня. Период от момента появления сыпи до полного отпадания корочек длится 2-3 недели.
Сыпь при ветрянке
При скарлатине на гиперемированном фоне кожи (фоне покраснения) появляется обильная мелкоточечная сыпь. Сыпь интенсивнее в области кожных складок (локтевые сгибы, подмышечные впадины, паховые складки). Носогубный треугольник бледный и свободный от сыпи. После исчезновения сыпи шелушение, продолжающееся 2-3 недели.
Сыпь при скарлатине
Носогубный треугольник при скарлатине
Менингококковая инфекция (менингококцемия) характеризуется появлением геморрагической сыпи сначала мелкой, а затем сливного характера в виде «звезд». Сыпь чаще появляется на ягодицах, голенях, руках, веках.
Сыпь при менингококцемии
Заболевание | Сроки появления сыпи | Длительность периода высыпаний (в среднем) |
Краснуха | конец 1го-2й дни болезни | 2-5 дней |
Корь | 3-4й дни болезни | 5-7 дней |
Ветряная оспа | 2й день болезни | 1-1,5 недели |
Скарлатина | конец 1го дня | 5-6 дней |
Менингококковая инфекция | на 6-14 час болезни! (то есть первые сутки) | 8-10 дней |
Помимо сыпи, любая детская инфекция характеризуется лимфаденопатией (увеличением определенных групп лимфатических узлов). Участие лимфатической системы – неотъемленная часть инфекционного процесса при инфекциях. При краснухе наблюдается увеличение заднешейных и затылочных лимфоузлов. При кори увеличиваются шейные лимфоузлы, при ветряной оспе – заушные и шейные, а при скарлатине — переднешейные лимфоузлы. При мононуклеозе – сильное увеличение заднешейных лимфоузлов (пакеты лимфоузлов видны при поворотах головы ребенка).
Период реконвалесценции (выздоровления) характеризуется угасанием всех симптомов инфекции, восстановлением функций пораженных органов и систем, формированием иммунитета. Ранняя реконвалесценция длится до 3х месяцев, поздняя реконвалесценция затрагивает период до 6-12 месяцев, а реже — дольше.
Другой особенностью детских инфекций является многообразие клинических форм. Выделяют
манифестные формы (с характерными симптомами болезни) легкой, среднетяжелой, тяжелой степени, стертые формы, субклинические (бессимптомные), абортивные формы (прерывание течения инфекции).
Ожидаемой сложностью инфекций у детей является и опасность быстрого развития тяжелых
осложнений. Это могут быть: инфекционно-токсический шок в начале болезни (критическое падение давления, что чаще наблюдается при менингококковой инфекции, скарлатине), нейротоксикоз при высокой температуре (развивающийся отек головного мозга), внезапная остановка дыхания или апное при коклюше (за счет угнетения дыхательного центра), синдром истинного крупа при дифтерии (за счет мощного токсического отека ротоглотки), вирусные поражения головного мозга (краснушный энцефалит, коревой энцефалит, ветряночные энцефалиты), синдром обезвоживания (при острых кишечных инфекциях), бронхообструктивный синдром, гемолитикоуремический синдром, ДВС-синдром.
Учитывая все вышеизложенное, необходимо сохранять критичное отношение к состоянию ребенка и своевременно обращаться за медицинской помощью.
Симптомы детских инфекций, требующие обращения к врачу
1) Фебрильная температура (38° и выше).
2) Выраженные симптомы интоксикации (вялость, сонливость ребенка).
3) Появление сыпи.
4) Рвота и выраженная головная боль.
5) Появление любых симптомов на фоне высокой температуры.
Диагностика детских инфекций
Постановка предварительного диагноза проводится врачом-педиатром. Имеют значение: контакт пациента с другими больными с инфекцией, данных о вакцинации (прививках), характерные симптомы инфекции.
Окончательный диагноз выставляется после лабораторных исследований.
— Неспецифические методы (общий анализ крови, мочи, испражнений, биохимические исследования крови, исследования электролитов крови), инструментальные методы диагностики (рентгенография, УЗИ, МРТ по показаниям)
— Специфические методы для выявления возбудителей и/или их антигенов (вирусологический, бактериологический, ПЦР), а также для выявления антител к возбудителям в крови (ИФА, РНГА, РТГА, РА, РПГА и другие).
Основные принципы лечения детских инфекций
Цель лечения — выздоровление маленького пациента и восстановление нарушенных функций органов и систем, достигается решением следующих задач:
1) борьба с возбудителем и его токсинами;
2) поддержание функций жизненно-важных органов и систем;
3) повышение иммунологической реактивности (сопротивляемости) организма ребенка;
4) профилактика осложнений детской инфекции.
Задачи лечения осуществляются проведением следующих мероприятий:
1. Своевременное выявление и при необходимости госпитализация больного ребенка, создание ему охранительного режима – постельного при тяжелом и среднетяжелом состоянии, полноценное питание, питьевой режим.
2. Этиотропная терапия (специфические препараты, направленные на подавление роста или уничтожение возбудителя инфекции). В зависимости от инфекции назначаются антибиатериальные препараты, противовирусные средства. Неправильная трактовка диагноза и назначение этиотропного лечения не по профилю приведет к возможному утяжелению инфекции и развитию осложнений.
3. Патогенетическая терапия связана в основном с инфузионной терапией растворов определенной направленности (глюкозо-солевые растворы, коллоиды, препараты плазмы, крови), а также специфических парентеральных препаратов (ингибиторы протеаз, глюкокортикостероиды и другие), иммуномодуляторов.
4. Посиндромная терапия проводится при любой инфекции (жаропонижающие, противорвотные, сосудосуживающие, отхаркивающие, противокашлевые, антигистаминные и многие другие).
Как проводить профилактику инфекций в детском возрасте?
1) Укрепление организма ребенка и повышение его сопротивляемости к инфекциям (гигиена, закаливание, прогулки на свежем воздухе, полноценное питание)
2) Своевременное обращение к врачу при первых симптомах инфекции
3) Специфическая профилактика детский инфекций — вакцинация. При многих детских инфекциях вакцинация введена в Национальный календарь прививок – корь, краснуха, дифтерия, полиомиелит, эпидемический паротит, гепатит В). В настоящее время созданы вакцины и при других инфекциях (ветряная оспа, менингококковая инфекция, пневмококковая инфекция, гемофильная инфекция). Пренебрежение родителями плановой вакцинацией детей без особых на то медицинских оснований создает уязвимую прослойку неиммунных детей, в первую очередь подверженных к заражению инфекционными возбудителями.
Источник