Корь и корыто что общего

9 класс

  1. Расставьте ударения в словах:

Иконопись, облегчить, красивее, торты, мизерный, газопровод, включим, камбала, обеспечение, феномен.

(максимум 5 баллов)

2. В современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:

Горчичник, булочная, античный, конечно, нарочно, библиотечный, скучно, яичница, копеечная, коричневый.

Укажите, в каких словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв -ЧН- произносится как:

А) [чн ]:

Б) [шн]:

В) возможны два варианта произношения [чн — шн]:

(максимум 5 баллов)

3. Даны слова: горошина, соломина, баранина, домина, толщина, ветрина (ветер), глубина, лососина, осетрина, изюмина, газетина, жемчужина, волчина, величина.

Разделите эти слова на группы, объединенные суффиксом, имеющим одно и то же значение. Определите значение суффикса в каждой группе слов.

(Максимум 6 баллов)

4. Прочитайте отрывок из стихотворения С.Стасова «Полдень. 1 октября». Выпишите однокоренные слова. Какие из них являются окказионализмами (авторскими словами)? Определите способ их образования. Какую роль однокоренные слова играют в данном тексте?

Этот город прозрачен, как сон,

Словно полдень осенний прозрачен,

Но над полднем предел обозначив,

Лист закружится невесом.

Листопляс, листоход, листопад –

Светлый праздник осеннего сада.

К тополям за чугунной оградой

Возвращает прохожих тропа.

Листопад, листодел, листоград.

(максимум 6 баллов)

5. «Над пожарищем распалось небо, и видима стала твердь стеклянная и престол… на престоле сидящий Господь, ошуюю и одесную — дважды по двунадесят старцев…,»… (А.Н.Толстой «Петр Первый»).

В этом тексте вы встретили слова, которые принято считать устаревшими. Понятно, что Господь сидит на престоле, а где расположились старцы? Используя свои познания в области этимологии, докажите правильность своего решения.

(Максимум 2 балла )

6. Какие устойчивые обороты речи изменены Н.В.Гоголем в следующих предложениях? С какой целью это сделано?

1) Хлестаков. Я могу от любви свихнуть с ума.

2) Анна Андреевна. Я вот ни от кого до сих пор толку не доберусь

3) Анна Андреевна. У тебя вечно какой-то сквозной ветер разгуливает в голове.

4) Артемий Филиппович. С тех пор, как я принял начальство, — может быть, вам покажется даже невероятным, все как мухи выздоравливают.

5) Аммос Фёдорович. Вот выкинет штуку, когда в самом деле сделается генералом! Вот уж кому пристало генеральство, как корове седло! Ну, брат, нет, до этого ещё далека песня.

(максимум 6 баллов)

7. Что общего между словами «корь» и «корыто»?

(Максимум 5 баллов)

8. . Спортивный комментатор сообщил: «Особенно удачно выступили Коваленко, Чухлеб и Седых. Все трое в составе сборной».

Мужская это сборная или женская? Объясните вашу точку зрения.

(Максимум 3 балла)

9. Выпишите все словосочетания из текста, определите виды синтаксической связи в словосочетаниях.

Был вечер. Задувал неприятный ветер, и было холодно… Но сверху снега не шло, и было не очень темно: за облаками вставала луна. ( Б.Зайцев)

(максимум 5 баллов)

10. Определите, какими синтаксическими конструкциями являются выделенные единицы текста.

Оставаться в экипаже было опасно, и мы, (1)несмотря на грязь и дождь, должны были идти пешком.

(2)Волга… Она вся превратилась в водяные бугры, которые ходили взад и вперёд, жёлтые и бурые около песчаных отмелей и чёрные посередине реки; она (3)билась, кипела, металась во все стороны и точно стонала, волны беспрестанно хлестали в берег, (4)взбегая на него более чем на сажень

Невыразимый ужас обнял мою душу, и одна мысль (5)плыть по этому страшному пути леденила мою кровь и почти лишала сознания. (С.Т.Аксаков)

(Максимум 5 баллов )

11. Творческое задание. Напишите рассказ на одну из тем:

  • о честном жулике

  • о невежественном профессоре

  • о художнике-дальтонике (дальтоник – это человек, не различающий цвета)

  • о сентиментальном хирурге

Читайте также:  Дерматит от прививки корь паротит

(максимум 15 баллов)

Ответы на вопросы для 9 класса

1. Иконопись, облегчить, красивее, торты, мизерный, газопровод, включим, камбала, обеспечение, феномен. (по 0,5 б.)

Макс. 5 баллов.

2. А) [чн ]: античный, библиотечный, коричневый.

Б) [шн]: горчичник, конечно, нарочно, скучно, яичница

В) возможны два варианта произношения [чн — шн]: булочная, копеечная (по 0,5 б.)

Макс. 5 баллов.

3. 1) Суффикс обозначает один предмет из ряда одинаковых, который собирательно называет слово без суффикса (ряд горошин составляет кучу гороха) (горошина, соломина, изюмина, жемчужина);

2) -ин- образует от названий животных существительные, обозначающие мясо этих животных (баранина, лососина, осетрина);

3) суффикс имеет увеличительное значение (домина, ветрина, газетина, волчина);

4) значение опредмеченного признака (толщина, глубина, величина).

По 0,5 балла за верно определённую группу + по 1 баллу за верно сформулированное значение суффикса.

Макс. 6 баллов.

4. Однокоренные слова: лист, листопляс, листоход, листопад, листодел, листоград. (1 балл)

Окказионализмы: листопляс, листоход, листодел, листоград (1 балл) – образованы способом сложения с соединительной гласной (1 балл), в словах листопляс, листоход, листодел произошло усечение производящей глагольной основы (1 балл).

Роль в тексте: 1) средство создания выразительности (1 балл) и 2) связь предложений в тексте (связующая /структурная функция) (1 балл).

Макс.6 баллов

5. Старцы расположились по обе руки Господа – по левую (ошуюю) и по правую (одесную).

Ошуюю – слева; ошуя- левая рука.

Одесную- справа; десница- правая рука.

Макс. 2 балла

6. Устойчивые обороты изменены Гоголем с целью создания комического эффекта-1 балл.

1) свихнуться с ума -1 балл;

2) толком не пойму-1 балл;

3) сквозняк (ветер) в голове-1 балл;

4) как мухи дохнут-1 балл;

5) долга песня-1 балл.

Макс. 6 баллов.

7. Слово «корь» образовано от той же основы, что и «кора». Буквальное значение – «болезнь, характеризуемая покрыванием тела коркой». Слово «корыто» происходит от той же основы; первоначально «корыто» — изделие из коры дерева.

Макс. 5 баллов

8. Мужская. Собирательное числительное «трое» не сочетается с существительными одушевленными женского рода.

Макс. 3 балла

9. Неприятный ветер – согласование;

не шло сверху – примыкание;

не шло снега – управление;

темно не очень – примыкание;

вставала за облаками – управление.

5 баллов – по 0,5 балла за верно выписанное словосочетание; по 0,5 балла за определение вида связи.

Макс. 5 баллов.

10. 1 – обстоятельство, выраженное существительным с предлогом

2 – подлежащее в односоставном (назывном) предложении

3 – однородные сказуемые

4 – обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом

5 – несогласованное определение

(по 1 баллу)

11. Творческое задание.

Мини-сочинение оценивается следующим образом:

  • глубина и самостоятельность в раскрытии темы (максимально 3 балла, если тема раскрыта полно и глубоко, учащийся проявил самостоятельность и в отборе языкового материала, и в выстраивании самого текста);

  • композиционная стройность, логичность, последовательность изложения (максимально 3 балла);

  • оправданная образность языка и оригинальность стиля (максимально 3 балла);

  • эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения (максимально 3 балла);

  • соблюдение речевых норм (максимально 3 балла соответственно школьной шкале: «5» — 3 балла; «4» — 2 балла; «3» — 1 балл; «2» — 0 баллов).

Макс. 15 баллов.

Всего – 63 балла.

Источник

Муниципальный
тур Всероссийской олимпиады школьников
по русскому языку

Читайте также:  Рецепт с салатом кори

2009-2010
учебный год

9
класс

  1. Расставьте
    ударения в словах:

Иконопись,
облегчить, красивее, торты, мизерный,
газопровод, включим, камбала, обеспечение,
феномен.

(максимум
5 баллов)

2.
В современном русском языке часто
нарушаются орфоэпические нормы в словах:

Горчичник,
булочная, античный, конечно, нарочно,
библиотечный, скучно, яичница, копеечная,
коричневый.

Укажите,
в каких словах согласно орфоэпическим
нормам сочетание букв -ЧН-
произносится как:

А)
[чн
]:

Б)
[шн]:

В)
возможны два варианта произношения
[чн
— шн
]:

(максимум
5 баллов)

3.
Даны слова: горошина, соломина, баранина,
домина, толщина, ветрина (ветер), глубина,
лососина, осетрина, изюмина, газетина,
жемчужина, волчина, величина.

Разделите
эти слова на группы, объединенные
суффиксом, имеющим одно и то же значение.
Определите значение суффикса в каждой
группе слов.

(Максимум
6 баллов)

4.

Прочитайтеотрывок
из стихотворения С.Стасова «Полдень. 1
октября». Выпишите однокоренные слова.
Какие из них являются окказионализмами
(авторскими словами)? Определите способ
их образования. Какую роль однокоренные
слова играют в данном тексте?

Этот
город прозрачен, как сон,

Словно
полдень осенний прозрачен,

Но
над полднем предел обозначив,

Лист
закружится невесом.

Листопляс,
листоход, листопад –

Светлый
праздник осеннего сада.

К
тополям за чугунной оградой

Возвращает
прохожих тропа.

Листопад,
листодел, листоград.

(максимум
6 баллов)

5.
«Над пожарищем распалось небо, и видима
стала твердь стеклянная и престол… на
престоле сидящий Господь, ошуюю и одесную
— дважды по двунадесят старцев…,»…
(А.Н.Толстой «Петр Первый»).

В
этом тексте вы встретили слова, которые
принято считать устаревшими. Понятно,
что Господь сидит на престоле, а где
расположились старцы? Используя свои
познания в области этимологии, докажите
правильность своего решения.

(Максимум
2 балла )

6.
Какие устойчивые обороты речи изменены
Н.В.Гоголем в следующих предложениях?
С какой целью это сделано?

1)
Хлестаков. Я могу от любви свихнуть с
ума.

2)
Анна Андреевна. Я вот ни от кого до сих
пор толку не доберусь

3)
Анна Андреевна. У тебя вечно какой-то
сквозной ветер разгуливает в голове.

4)
Артемий Филиппович. С тех пор, как я
принял начальство, — может быть, вам
покажется даже невероятным, все как
мухи выздоравливают.

5)
Аммос Фёдорович. Вот выкинет штуку,
когда в самом деле сделается генералом!
Вот уж кому пристало генеральство, как
корове седло! Ну, брат, нет, до этого ещё
далека песня.

(максимум
6 баллов)

7.
Что общего между словами «корь» и
«корыто»?

(Максимум
5 баллов)

8.
. Спортивный
комментатор сообщил: «Особенно удачно
выступили Коваленко, Чухлеб и Седых.
Все трое в составе сборной».

Мужская
это сборная или женская? Объясните вашу
точку зрения.

(Максимум
3 балла)

9.
Выпишите все словосочетания из текста,
определите виды синтаксической связи
в словосочетаниях.

Был
вечер. Задувал неприятный ветер, и было
холодно… Но сверху снега не шло, и было
не очень темно: за облаками вставала
луна.
( Б.Зайцев)

(максимум
5 баллов)

10.
Определите, какими синтаксическими
конструкциями являются выделенные
единицы текста.

Оставаться
в экипаже было опасно, и мы, (1)несмотря
на грязь и дождь
,
должны были идти пешком.

(2)Волга…
Она вся превратилась в водяные бугры,
которые ходили взад и вперёд, жёлтые и
бурые около песчаных отмелей и чёрные
посередине реки; она (3)билась,
кипела, металась во все стороны и точно
стонала
,
волны беспрестанно хлестали в берег,
(4)взбегая
на него более чем на сажень

Невыразимый
ужас обнял мою душу, и одна мысль (5)плыть
по этому

страшному
пути

леденила мою кровь и почти лишала
сознания.
(С.Т.Аксаков)

Читайте также:  Кто изобрел прививки от кори

(Максимум
5 баллов )

11.Творческое
задание. Напишите рассказ на одну из
тем:

  • о
    честном жулике

  • о
    невежественном профессоре

  • о
    художнике-дальтонике (дальтоник – это
    человек, не различающий цвета)

  • о
    сентиментальном хирурге

(максимум
15 баллов)

Ответы
на вопросы для 9 класса

1.
Иконопись,
облегчить,
красивее,
торты,
мизерный,
газопровод,
включим,
камбала,
обеспечение,
феномен.
(по 0,5 б.)

Макс.
5 баллов.

2.
А) [чн
]: античный, библиотечный, коричневый.

Б)
[шн]:
горчичник, конечно, нарочно, скучно,
яичница

В)
возможны два варианта произношения
[чн
— шн
]:
булочная, копеечная (по 0,5 б.)

Макс.
5 баллов.

3.
1) Суффикс обозначает один предмет из
ряда одинаковых, который собирательно
называет слово без суффикса (ряд горошин
составляет кучу гороха) (горошина,
соломина, изюмина, жемчужина);

2)
-ин- образует от названий животных
существительные, обозначающие мясо
этих животных (баранина,
лососина, осетрина);

3)
суффикс имеет увеличительное значение
(домина,
ветрина, газетина, волчина);

4)
значение опредмеченного признака
(толщина,
глубина, величина).

По
0,5 балла за верно определённую группу
+ по 1 баллу за верно сформулированное
значение суффикса.

Макс.
6 баллов.

4.

Однокоренные слова: лист, листопляс,
листоход, листопад, листодел, листоград.
(1
балл)

Окказионализмы:
листопляс, листоход, листодел, листоград
(1
балл)
– образованы способом сложения с
соединительной гласной (1
балл),
в словах листопляс, листоход, листодел
произошло усечение производящей
глагольной основы (1
балл).

Роль
в тексте: 1) средство создания выразительности
(1
балл) и
2) связь предложений в тексте (связующая
/структурная функция) (1
балл).

Макс.6
баллов

5.
Старцы расположились по обе руки Господа
– по левую (ошуюю) и по правую (одесную).

Ошуюю
– слева; ошуя- левая рука.

Одесную-
справа; десница- правая рука.

Макс.
2 балла

6.

Устойчивые обороты изменены Гоголем с
целью создания комического эффекта-1
балл.

1)
свихнуться с ума -1
балл;

2)
толком не пойму-1
балл;

3)
сквозняк (ветер) в голове-1
балл;

4)
как мухи дохнут-1
балл;

5)
долга песня-1
балл.

Макс.
6 баллов
.

7.
Слово «корь» образовано от той же основы,
что и «кора». Буквальное значение –
«болезнь, характеризуемая покрыванием
тела коркой». Слово «корыто» происходит
от той же основы; первоначально «корыто»
— изделие из коры дерева.

Макс.
5 баллов

8.
Мужская. Собирательное числительное
«трое» не сочетается с существительными
одушевленными женского рода.

Макс.
3 балла

9.
Неприятный ветер – согласование;

не
шло сверху – примыкание;

не
шло снега – управление;

темно
не очень – примыкание;

вставала
за облаками – управление.

5
баллов – по 0,5 балла за верно выписанное
словосочетание; по 0,5 балла за определение
вида связи.

Макс.
5 баллов.

10.
1
– обстоятельство, выраженное
существительным с предлогом

2
– подлежащее в односоставном (назывном)
предложении

3
– однородные сказуемые

4
– обособленное обстоятельство, выраженное
деепричастным оборотом

5
– несогласованное определение

(по
1 баллу)

11.
Творческое задание.

Мини-сочинение
оценивается следующим образом:

  • глубина
    и самостоятельность в раскрытии темы

    (максимально 3 балла, если тема раскрыта
    полно и глубоко, учащийся проявил
    самостоятельность и в отборе языкового
    материала, и в выстраивании самого
    текста);

  • композиционная
    стройность, логичность, последовательность
    изложения

    (максимально 3 балла);

  • оправданная
    образность языка и оригинальность
    стиля

    (максимально 3 балла);

  • эстетический
    вкус, соответствие содержания и языковых
    средств жанру сочинения

    (максимально 3 балла);

  • соблюдение
    речевых норм

    (максимально 3 балла соответственно
    школьной шкале: «5» — 3 балла; «4» — 2 балла;
    «3» — 1 балл; «2» — 0 баллов).

Макс.
15 баллов
.

Всего
– 63 балла.

Источник