Корь и корыто что общего
9 класс
Расставьте ударения в словах:
Иконопись, облегчить, красивее, торты, мизерный, газопровод, включим, камбала, обеспечение, феномен.
(максимум 5 баллов)
2. В современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:
Горчичник, булочная, античный, конечно, нарочно, библиотечный, скучно, яичница, копеечная, коричневый.
Укажите, в каких словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв -ЧН- произносится как:
А) [чн ]:
Б) [шн]:
В) возможны два варианта произношения [чн — шн]:
(максимум 5 баллов)
3. Даны слова: горошина, соломина, баранина, домина, толщина, ветрина (ветер), глубина, лососина, осетрина, изюмина, газетина, жемчужина, волчина, величина.
Разделите эти слова на группы, объединенные суффиксом, имеющим одно и то же значение. Определите значение суффикса в каждой группе слов.
(Максимум 6 баллов)
4. Прочитайте отрывок из стихотворения С.Стасова «Полдень. 1 октября». Выпишите однокоренные слова. Какие из них являются окказионализмами (авторскими словами)? Определите способ их образования. Какую роль однокоренные слова играют в данном тексте?
Этот город прозрачен, как сон,
Словно полдень осенний прозрачен,
Но над полднем предел обозначив,
Лист закружится невесом.
Листопляс, листоход, листопад –
Светлый праздник осеннего сада.
К тополям за чугунной оградой
Возвращает прохожих тропа.
Листопад, листодел, листоград.
(максимум 6 баллов)
5. «Над пожарищем распалось небо, и видима стала твердь стеклянная и престол… на престоле сидящий Господь, ошуюю и одесную — дважды по двунадесят старцев…,»… (А.Н.Толстой «Петр Первый»).
В этом тексте вы встретили слова, которые принято считать устаревшими. Понятно, что Господь сидит на престоле, а где расположились старцы? Используя свои познания в области этимологии, докажите правильность своего решения.
(Максимум 2 балла )
6. Какие устойчивые обороты речи изменены Н.В.Гоголем в следующих предложениях? С какой целью это сделано?
1) Хлестаков. Я могу от любви свихнуть с ума.
2) Анна Андреевна. Я вот ни от кого до сих пор толку не доберусь
3) Анна Андреевна. У тебя вечно какой-то сквозной ветер разгуливает в голове.
4) Артемий Филиппович. С тех пор, как я принял начальство, — может быть, вам покажется даже невероятным, все как мухи выздоравливают.
5) Аммос Фёдорович. Вот выкинет штуку, когда в самом деле сделается генералом! Вот уж кому пристало генеральство, как корове седло! Ну, брат, нет, до этого ещё далека песня.
(максимум 6 баллов)
7. Что общего между словами «корь» и «корыто»?
(Максимум 5 баллов)
8. . Спортивный комментатор сообщил: «Особенно удачно выступили Коваленко, Чухлеб и Седых. Все трое в составе сборной».
Мужская это сборная или женская? Объясните вашу точку зрения.
(Максимум 3 балла)
9. Выпишите все словосочетания из текста, определите виды синтаксической связи в словосочетаниях.
Был вечер. Задувал неприятный ветер, и было холодно… Но сверху снега не шло, и было не очень темно: за облаками вставала луна. ( Б.Зайцев)
(максимум 5 баллов)
10. Определите, какими синтаксическими конструкциями являются выделенные единицы текста.
Оставаться в экипаже было опасно, и мы, (1)несмотря на грязь и дождь, должны были идти пешком.
(2)Волга… Она вся превратилась в водяные бугры, которые ходили взад и вперёд, жёлтые и бурые около песчаных отмелей и чёрные посередине реки; она (3)билась, кипела, металась во все стороны и точно стонала, волны беспрестанно хлестали в берег, (4)взбегая на него более чем на сажень…
Невыразимый ужас обнял мою душу, и одна мысль (5)плыть по этому страшному пути леденила мою кровь и почти лишала сознания. (С.Т.Аксаков)
(Максимум 5 баллов )
11. Творческое задание. Напишите рассказ на одну из тем:
о честном жулике
о невежественном профессоре
о художнике-дальтонике (дальтоник – это человек, не различающий цвета)
о сентиментальном хирурге
(максимум 15 баллов)
Ответы на вопросы для 9 класса
1. Иконопись, облегчить, красивее, торты, мизерный, газопровод, включим, камбала, обеспечение, феномен. (по 0,5 б.)
Макс. 5 баллов.
2. А) [чн ]: античный, библиотечный, коричневый.
Б) [шн]: горчичник, конечно, нарочно, скучно, яичница
В) возможны два варианта произношения [чн — шн]: булочная, копеечная (по 0,5 б.)
Макс. 5 баллов.
3. 1) Суффикс обозначает один предмет из ряда одинаковых, который собирательно называет слово без суффикса (ряд горошин составляет кучу гороха) (горошина, соломина, изюмина, жемчужина);
2) -ин- образует от названий животных существительные, обозначающие мясо этих животных (баранина, лососина, осетрина);
3) суффикс имеет увеличительное значение (домина, ветрина, газетина, волчина);
4) значение опредмеченного признака (толщина, глубина, величина).
По 0,5 балла за верно определённую группу + по 1 баллу за верно сформулированное значение суффикса.
Макс. 6 баллов.
4. Однокоренные слова: лист, листопляс, листоход, листопад, листодел, листоград. (1 балл)
Окказионализмы: листопляс, листоход, листодел, листоград (1 балл) – образованы способом сложения с соединительной гласной (1 балл), в словах листопляс, листоход, листодел произошло усечение производящей глагольной основы (1 балл).
Роль в тексте: 1) средство создания выразительности (1 балл) и 2) связь предложений в тексте (связующая /структурная функция) (1 балл).
Макс.6 баллов
5. Старцы расположились по обе руки Господа – по левую (ошуюю) и по правую (одесную).
Ошуюю – слева; ошуя- левая рука.
Одесную- справа; десница- правая рука.
Макс. 2 балла
6. Устойчивые обороты изменены Гоголем с целью создания комического эффекта-1 балл.
1) свихнуться с ума -1 балл;
2) толком не пойму-1 балл;
3) сквозняк (ветер) в голове-1 балл;
4) как мухи дохнут-1 балл;
5) долга песня-1 балл.
Макс. 6 баллов.
7. Слово «корь» образовано от той же основы, что и «кора». Буквальное значение – «болезнь, характеризуемая покрыванием тела коркой». Слово «корыто» происходит от той же основы; первоначально «корыто» — изделие из коры дерева.
Макс. 5 баллов
8. Мужская. Собирательное числительное «трое» не сочетается с существительными одушевленными женского рода.
Макс. 3 балла
9. Неприятный ветер – согласование;
не шло сверху – примыкание;
не шло снега – управление;
темно не очень – примыкание;
вставала за облаками – управление.
5 баллов – по 0,5 балла за верно выписанное словосочетание; по 0,5 балла за определение вида связи.
Макс. 5 баллов.
10. 1 – обстоятельство, выраженное существительным с предлогом
2 – подлежащее в односоставном (назывном) предложении
3 – однородные сказуемые
4 – обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом
5 – несогласованное определение
(по 1 баллу)
11. Творческое задание.
Мини-сочинение оценивается следующим образом:
глубина и самостоятельность в раскрытии темы (максимально 3 балла, если тема раскрыта полно и глубоко, учащийся проявил самостоятельность и в отборе языкового материала, и в выстраивании самого текста);
композиционная стройность, логичность, последовательность изложения (максимально 3 балла);
оправданная образность языка и оригинальность стиля (максимально 3 балла);
эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения (максимально 3 балла);
соблюдение речевых норм (максимально 3 балла соответственно школьной шкале: «5» — 3 балла; «4» — 2 балла; «3» — 1 балл; «2» — 0 баллов).
Макс. 15 баллов.
Всего – 63 балла.
Источник
Муниципальный
тур Всероссийской олимпиады школьников
по русскому языку
2009-2010
учебный год
9
класс
Расставьте
ударения в словах:
Иконопись,
облегчить, красивее, торты, мизерный,
газопровод, включим, камбала, обеспечение,
феномен.
(максимум
5 баллов)
2.
В современном русском языке часто
нарушаются орфоэпические нормы в словах:
Горчичник,
булочная, античный, конечно, нарочно,
библиотечный, скучно, яичница, копеечная,
коричневый.
Укажите,
в каких словах согласно орфоэпическим
нормам сочетание букв -ЧН-
произносится как:
А)
[чн
]:
Б)
[шн]:
В)
возможны два варианта произношения
[чн
— шн]:
(максимум
5 баллов)
3.
Даны слова: горошина, соломина, баранина,
домина, толщина, ветрина (ветер), глубина,
лососина, осетрина, изюмина, газетина,
жемчужина, волчина, величина.
Разделите
эти слова на группы, объединенные
суффиксом, имеющим одно и то же значение.
Определите значение суффикса в каждой
группе слов.
(Максимум
6 баллов)
4.
Прочитайтеотрывок
из стихотворения С.Стасова «Полдень. 1
октября». Выпишите однокоренные слова.
Какие из них являются окказионализмами
(авторскими словами)? Определите способ
их образования. Какую роль однокоренные
слова играют в данном тексте?
Этот
город прозрачен, как сон,
Словно
полдень осенний прозрачен,
Но
над полднем предел обозначив,
Лист
закружится невесом.
Листопляс,
листоход, листопад –
Светлый
праздник осеннего сада.
К
тополям за чугунной оградой
Возвращает
прохожих тропа.
Листопад,
листодел, листоград.
(максимум
6 баллов)
5.
«Над пожарищем распалось небо, и видима
стала твердь стеклянная и престол… на
престоле сидящий Господь, ошуюю и одесную
— дважды по двунадесят старцев…,»…
(А.Н.Толстой «Петр Первый»).
В
этом тексте вы встретили слова, которые
принято считать устаревшими. Понятно,
что Господь сидит на престоле, а где
расположились старцы? Используя свои
познания в области этимологии, докажите
правильность своего решения.
(Максимум
2 балла )
6.
Какие устойчивые обороты речи изменены
Н.В.Гоголем в следующих предложениях?
С какой целью это сделано?
1)
Хлестаков. Я могу от любви свихнуть с
ума.
2)
Анна Андреевна. Я вот ни от кого до сих
пор толку не доберусь
3)
Анна Андреевна. У тебя вечно какой-то
сквозной ветер разгуливает в голове.
4)
Артемий Филиппович. С тех пор, как я
принял начальство, — может быть, вам
покажется даже невероятным, все как
мухи выздоравливают.
5)
Аммос Фёдорович. Вот выкинет штуку,
когда в самом деле сделается генералом!
Вот уж кому пристало генеральство, как
корове седло! Ну, брат, нет, до этого ещё
далека песня.
(максимум
6 баллов)
7.
Что общего между словами «корь» и
«корыто»?
(Максимум
5 баллов)
8.
. Спортивный
комментатор сообщил: «Особенно удачно
выступили Коваленко, Чухлеб и Седых.
Все трое в составе сборной».
Мужская
это сборная или женская? Объясните вашу
точку зрения.
(Максимум
3 балла)
9.
Выпишите все словосочетания из текста,
определите виды синтаксической связи
в словосочетаниях.
Был
вечер. Задувал неприятный ветер, и было
холодно… Но сверху снега не шло, и было
не очень темно: за облаками вставала
луна.
( Б.Зайцев)
(максимум
5 баллов)
10.
Определите, какими синтаксическими
конструкциями являются выделенные
единицы текста.
Оставаться
в экипаже было опасно, и мы, (1)несмотря
на грязь и дождь,
должны были идти пешком.
(2)Волга…
Она вся превратилась в водяные бугры,
которые ходили взад и вперёд, жёлтые и
бурые около песчаных отмелей и чёрные
посередине реки; она (3)билась,
кипела, металась во все стороны и точно
стонала,
волны беспрестанно хлестали в берег,
(4)взбегая
на него более чем на сажень…
Невыразимый
ужас обнял мою душу, и одна мысль (5)плыть
по этому
страшному
пути
леденила мою кровь и почти лишала
сознания.
(С.Т.Аксаков)
(Максимум
5 баллов )
11.Творческое
задание. Напишите рассказ на одну из
тем:
о
честном жуликео
невежественном профессорео
художнике-дальтонике (дальтоник – это
человек, не различающий цвета)о
сентиментальном хирурге
(максимум
15 баллов)
Ответы
на вопросы для 9 класса
1.
Иконопись,
облегчить,
красивее,
торты,
мизерный,
газопровод,
включим,
камбала,
обеспечение,
феномен.
(по 0,5 б.)
Макс.
5 баллов.
2.
А) [чн
]: античный, библиотечный, коричневый.
Б)
[шн]:
горчичник, конечно, нарочно, скучно,
яичница
В)
возможны два варианта произношения
[чн
— шн]:
булочная, копеечная (по 0,5 б.)
Макс.
5 баллов.
3.
1) Суффикс обозначает один предмет из
ряда одинаковых, который собирательно
называет слово без суффикса (ряд горошин
составляет кучу гороха) (горошина,
соломина, изюмина, жемчужина);
2)
-ин- образует от названий животных
существительные, обозначающие мясо
этих животных (баранина,
лососина, осетрина);
3)
суффикс имеет увеличительное значение
(домина,
ветрина, газетина, волчина);
4)
значение опредмеченного признака
(толщина,
глубина, величина).
По
0,5 балла за верно определённую группу
+ по 1 баллу за верно сформулированное
значение суффикса.
Макс.
6 баллов.
4.
Однокоренные слова: лист, листопляс,
листоход, листопад, листодел, листоград.
(1
балл)
Окказионализмы:
листопляс, листоход, листодел, листоград
(1
балл)
– образованы способом сложения с
соединительной гласной (1
балл),
в словах листопляс, листоход, листодел
произошло усечение производящей
глагольной основы (1
балл).
Роль
в тексте: 1) средство создания выразительности
(1
балл) и
2) связь предложений в тексте (связующая
/структурная функция) (1
балл).
Макс.6
баллов
5.
Старцы расположились по обе руки Господа
– по левую (ошуюю) и по правую (одесную).
Ошуюю
– слева; ошуя- левая рука.
Одесную-
справа; десница- правая рука.
Макс.
2 балла
6.
Устойчивые обороты изменены Гоголем с
целью создания комического эффекта-1
балл.
1)
свихнуться с ума -1
балл;
2)
толком не пойму-1
балл;
3)
сквозняк (ветер) в голове-1
балл;
4)
как мухи дохнут-1
балл;
5)
долга песня-1
балл.
Макс.
6 баллов.
7.
Слово «корь» образовано от той же основы,
что и «кора». Буквальное значение –
«болезнь, характеризуемая покрыванием
тела коркой». Слово «корыто» происходит
от той же основы; первоначально «корыто»
— изделие из коры дерева.
Макс.
5 баллов
8.
Мужская. Собирательное числительное
«трое» не сочетается с существительными
одушевленными женского рода.
Макс.
3 балла
9.
Неприятный ветер – согласование;
не
шло сверху – примыкание;
не
шло снега – управление;
темно
не очень – примыкание;
вставала
за облаками – управление.
5
баллов – по 0,5 балла за верно выписанное
словосочетание; по 0,5 балла за определение
вида связи.
Макс.
5 баллов.
10.
1
– обстоятельство, выраженное
существительным с предлогом
2
– подлежащее в односоставном (назывном)
предложении
3
– однородные сказуемые
4
– обособленное обстоятельство, выраженное
деепричастным оборотом
5
– несогласованное определение
(по
1 баллу)
11.
Творческое задание.
Мини-сочинение
оценивается следующим образом:
глубина
и самостоятельность в раскрытии темы
(максимально 3 балла, если тема раскрыта
полно и глубоко, учащийся проявил
самостоятельность и в отборе языкового
материала, и в выстраивании самого
текста);композиционная
стройность, логичность, последовательность
изложения
(максимально 3 балла);оправданная
образность языка и оригинальность
стиля
(максимально 3 балла);эстетический
вкус, соответствие содержания и языковых
средств жанру сочинения
(максимально 3 балла);соблюдение
речевых норм
(максимально 3 балла соответственно
школьной шкале: «5» — 3 балла; «4» — 2 балла;
«3» — 1 балл; «2» — 0 баллов).
Макс.
15 баллов.
Всего
– 63 балла.