Корь митигированная основной метод диагностики
Митигированная корь – форма заболевания, которая характеризуется легким течением, чем типичные ее случаи. Она развивается в том случае, если ранее ребенку или взрослому вводилась вакцина против кори. Это заболевание также возникает у новорожденных детей, которые унаследовали иммунитет от переболевшей корью матери.
Причины развития
Митигированная корь протекает бессимптомно дольше, чем обычная. Инкубационный период длится в этом случае до 21 дня. Этот клинический тип имеет неспецифический характер, что затрудняет постановку диагноза.
Заболевание возникает, если у человека есть недостаточный уровень сопротивляемости к этой болезни.
У человека восприимчивость к вирусу кори очень высокая. В 40% случаях у лиц, которые контактировали с зараженными, патология возникала в течение суток. В случае трехдневного контакта этот показатель повышается до 80%.
Наиболее опасным периодом в плане распространенности вируса считают период с ноября по май.
Пути инфицирования
Зараженный вирусом кори человек – основной источник инфицирования. Заболевание передается следующими путями:
- через воздух, при выделении частиц патогенных микроорганизмов при кашле, чихании, разговоре,
- трансплацентарным, то есть от зараженной матери к ребенку.
Также патоген проникает в организм через слизистые оболочки верхних дыхательных путей и органов зрения.
Признаки и симптомы
Для митигированной кори, обычно протекающей без осложнений, характерно специфическое развитие.
Особенностями развития митигированной кори являются:
- укороченный продромальный период сыпи,
- слабая выраженность характерных проявлений заболевания,
- скудность кожных высыпаний,
- отсутствие осложнений.
Заболевание выражается в таких проявлениях:
- мелкая, необильная сыпь. Высыпания остаются на коже тела не более двух дней, а пигментация, остающаяся после исчезновения сыпи, слабо выражена и быстро исчезает,
- интоксикация слабой выраженности,
- слабые катаральные проявления со стороны дыхательных путей.
Для высыпаний характерна нетипичная последовательность: сыпь появляется либо сразу по всей поверхности тела, либо развивается по восходящей, возникая вначале на нижних конечностях и распространяясь вверх, к лицу.
В зависимости от особенностей течения заболевание может развиваться гладко либо с осложнениями.
У людей, имеющих нарушение иммунитета, заболевание протекает сложнее. Так, у лиц с ВИЧ и опухолевыми новообразованиями повышается температура тела, в 60% случаев появляется атипичная сыпь. Часто на фоне кори возникают тяжелые осложнения, среди которых – пневмония, энцефалит.
Если корь, протекающая даже в облегченной форме, сопровождается другими инфекционными заболеваниями, то риск развития осложнений повышается в несколько раз. Так, сочетание кори и скарлатины продлевает скрытый период первой указанной патологии и способствует ее отягченному протеканию. Есть вероятность развития гнойных осложнений.
Митигированная корь и коклюш значительно ослабляют организм и особенно тяжело отражаются на состоянии органов дыхания. Подобное сочетание нередко становится причиной пневмонии и бронхитов.
Диагностика заболевания
Митигированная корь как нетипичная форма заболевания вызывает затруднения при постановке диагноза.
Для выявления патологии необходимы такие методы исследования:
- клинический анализ крови,
- иммуноферментный анализ,
- реакция прямой гемагглютинации,
- бактериологический анализ смыва с носоглотки,
- серологическое исследование для выявления антител,
- реакция торможения агглютинации.
При постановке диагноза необходимо учитывать, что симптоматика митигированной кори возникает после введения прививок живой противокоревой вакцины. Подобное наблюдается у 20-25% пациентов. В этом случае у взрослых больных и детей повышается температура тела, появляется скудная сыпь. Иногда у малышей могут возникать рвотные приступы и судороги. Лица, которые страдают от поствакцинальной реакции, не представляют опасности для окружающих.
Для кори характерна этапность высыпания. В эти периоды необходимо проводить дифференциальную диагностику для того, чтобы отличить митигированную форму кори от натуральной оспы, скарлатины, коревой краснухи.
Если диагноз остается под сомнением, больного изолируют и наблюдают за ним в течение 1-2 дней, до появления коревой характерной симптоматики.
Способы лечения
При митигированной форме кори лечение носит симптоматический характер.
Больной должен соблюдать постельный режим. Помещение, в котором он находится, необходимо регулярно проветривать.
Питание должно подаваться или в жидком, или в полужидком виде. Блюда должны быть полноценными, но легкоусвояемыми. Рекомендовано давать протертые пюре из овощей или курятины, фруктовые кисели, кефир. Когда состояние больного улучшится, в рацион можно включить рыбу и нежирное мясо. Рекомендуется пить как можно больше жидкости.
Необходимо ежедневно менять нательное и постельное белье, осуществлять водные процедуры, чистить зубы. По мере необходимости следует освобождать носовые ходы от слизи и засохших корок, промывать глаза.
Так как митигированная корь – это облегченный вариант болезни, то используются только симптоматические лекарственные средства – это:
- обезболивающие препараты для подавления головных болей – Анальгин, Баралгин,
- жаропонижающие средства – Аспирин, ацетилсалициловая кислота,
- средства местного действия с сосудосужающим эффектом, что актуально при сильном насморке – Нафтизин, Санорин,
- комплексы с содержанием витаминов В и С.
Если наблюдаются интоксикации и катаральные явления, спровоцированные осложнениями, назначают внутривенное вливание глюкозы, физиотерапевтические процедуры.
При угрозе присоединения бактериальной инфекции либо присутствии симптомов развивающейся пневмонии назначают курс антибактериальных препаратов широкого спектра действия.
Также в ходе терапии могут применяться народные средства, но только после консультации со специалистом. Такие способы направлены на борьбу с симптомами кори.
К народным рецептам от кори, протекающей в легкой форме, можно отнести следующие:
- настой на основе петрушки. Для приготовления нужно взять столовую ложку измельченных или свежих корней петрушки, залить их стаканом кипятка. Настаивать средство нужно в течение 8 часов. Принимать настой по столовой ложке за полчаса до еды 3-4 раза в день,
- состав из малины и меда. Взять 2 столовые ложки сухих ягод и залить стаканом кипятка, затем дать средству настояться в течение часа. В готовый настой добавить чайную ложку натурального меда. Принимать состав вместо чая несколько раз в день,
- отвар на цветках липы. Нужно подготовить 2 столовые ложки сухого сырья и залить двумя стаканами горячей воды, прокипятить в течение 10 минут. Пить перед сном по 1 стакану.
Способы профилактики
Наиболее эффективный метод предотвращения развития кори – иммунизация, то есть введение вакцины против этого заболевания.
Прививку впервые делают в возрасте одного года, когда врожденный иммунитет ребенка прекращает действовать, затем – в 6 лет, перед поступлением в школу. Подросткам в возрасте до 17 лет, а также взрослым до 35 лет, которые ранее не прививались и не переносили корь, также показана вакцинация.
Если произошел контакт здорового человека с тем, кто заражен этим вирусом, то в ближайшие 2-3 дня следует сделать прививку живой вакциной.
Пассивный способ иммунизации после контакта с больным предусматривает введение инъекций иммуноглобулина.
Возможные осложнения
Основная опасность митигированной кори заключается в вероятности развития осложнений. Подобное возникает в том случае, если заболевание появляется одномоментно с другими инфекционными процессами. Вероятность летального исхода при митигированной кори крайне низкая при условии отсутствия тяжелых осложнений.
Прогноз кори даже в легкой форме осложняется при наличии у больного таких патологий, как дизентерия, коклюш, скарлатина.
Митигированная корь способна вызывать осложнения:
- пневмония,
- ларингит,
- бронхит,
- плеврит,
- энтерит,
- колит,
- стоматит,
- кератит,
- блефарит,
- цистит,
- пиелонефрит,
- флегмоны,
- отит.
Также корь может вызвать такие осложнения, как ранний и поздний коревой круп. В первом случае возникает охриплость голоса, во втором – частичная или полная потеря голоса, стеноз дыхательных путей, которые сохраняются в течение продолжительного времени.
Митигированная корь – легкая форма заболевания, которая не вызывает осложнений при условии отсутствия у больного других инфекционных заболеваний. Патология требует симптоматического лечения.
Источник
I вариант.
1. Назовите механизм передачи вируса кори:
а) Фекально-оральный
б) Трансмиссивный
в) Воздушно-капельный+
г) Парентеральный
д) Воздушно-капельный, фекально-оральный
2. Возбудителем кори является:
а) Бактерия
б) Вирус+
в) Риккетсия
г) Вибрион
д) Хламидия
3. Для вируса кори характерно:
а) Высокая устойчивость в окружающей средд)
б) Длительно сохраняется на предметах обихода)
в) Низкая устойчивость в окружающей средд)+
г) Длительно сохраняется в воде
д) Длительно сохраняется на продуктах питания
4. Все перечисленные периоды являются периодами кори, кроме:
а) Инкубационный
б) Катаральный период
в) Период высыпания
г) Период пигментации сыпи
д) Период шелушения сыпи.+
5. Выберите патогномоничный симптом кори :
а) Симптом Мурсона
б) Симптом Пастиа
в) Симптом Филатова-Коплика+
г) Симптом Горнера
д) Патогномоничных симптомов нет
6. Для катарального периода кори характерны все симптомы, кроме :
а) Конъюнктивит
б) Фарингит
в) Ринит
г) Повышение t тела
д) Регионарное увеличение заднешейных и затылочных лимфоузлов+
7. Инкубационный период кори имеет продолжительность:
а) 7-20 дней
б) 9-21 дней+
в) 4-14 дней
г) 11-21 день.
д) 5-7 дней
8. С каким из перечисленных заболеваний необходимо прежде всего дифференцировать корь в катаральный период:
а) Аденовирусная инфекция+
б) Грипп.
в) Скарлатина
г) Краснуха
д) Коклюш
9. Назовите характерную сыпь при кори:
а) Везикулезная
б) Пятнисто-папулезная+
в) Мелкоточечная
г) Пятнисто-везикулезная
д) Геморрагическая
10. Назовите характерную особенность сыпи при кори:
а) Высыпает одновременно на всем теле
б) Сгущается на разгибательных поверхностях
в) Имеет этапность высыпания сверху вниз+
г) После себя не оставляет пигментации
д) Высыпает на гиперемированном фоне кожи
11. Корь может осложниться всем перечисленным, кроме:
а) Пневмония
б) Нейротоксикоз
в) Энцефалит
г) Стенозирующий ларингит
д) Нефрит+
12. Коревую сыпь следует дифференцировать со всеми заболеваниями кроме:
а) Краснуха
б) Энтеровирусная экзантема
в) Лекарственная аллергия
г) Менингококцемия
д) Со всеми перечисленными сыпями+
13. Больной корью заразен до:
а) 5-го дня с момента последнего высыпания
б) 5-го дня с момента появления сыпи+
в) Появления пигментации сыпи
г)10-го дня с момента появления сыпи
д) 5-го дня от начала заболевания
14. При каком осложнении кори удлиняется заразный период :
а) Энцефалите
б) Стоматите
в) Заразный период не удлиняется
г) Энтероколите
д) Пневмонии+
15.Назовите контингент не восприимчивых к возбудителю кори людей:
а) От 1-го года до 3-х лет жизни
б) Первые 3 месяца жизни+
в) Восприимчивы все
г) Взрослые старше 50-ти лет
д) Дети 3-5-и летнего возраста
16. Сколько дней длится катаральный период кори:
а) 1-2 дня
б) 3-4 дня
в) До 7-ми дней+
г) 8-10 дней
д) 10-14 дней
17. Пятна Филатова-Коплика появляются:
а) В инкубационный период
б) В первый день катарального периода
в) За 1-2 дня до высыпания+
г) В период высыпания
д) В период пигментации
18. Выберите атипичную форму кори :
а) Митигированная
б) Гипертоксическая
в) Геморрагическая
г) Стертая
д) Все перечисленные+
19. Назовите показания для обязательной госпитализации детей, больных корью:
а) Повышение Т тела до 38 С
б) Ребенок из семьи, где есть дети младшего возраста
в) Наличие осложнений+
г) Госпитализируются все больные дети, возрастом до 5 лет
д) Митигированная корь
20. Против кори вакцинируют:
а) В возрасте 3-мес
б) В 12 мес+
в) В 3-летнем возрасте
г) В 6-летнем возрасте
д) Вакцина не разработана
II вариант.
1. Какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести в очаге кори?
а) Текущая дезинфекция
б) Ежедневный осмотр контактных детей
в) Введение противокоревого иммуноглобулина контактным не привитым и не болевшим ранее
г) Раннее выявление и изоляция больных
д) Все перечисленное+
2. Какие противоэпидемические мероприятия необходимо проводить в очаге кори?
а) Заключительная дезинфекция+
б) Профилактическое лечение контактных детей антибиотиками
в) Профилактическое лечение контактных детей сульфаниламидами
г) Введение контактным детям иммуноглобулина
д) Все перечисленное
3. Кому с профилактической целью вводят противокоревой иммуноглобулин:
а) Всем контактным
б) Контактным не привитым ранее и не болевшим+
в) Контактным с неблагоприятным преморбидным фоном
г) Контактным с катаральными явлениями
д) Серопрофилактика кори не проводится
4. Что из нижеперечисленного характерно для вируса кори?
а) Длительно сохраняется в воде
б) Длительно сохраняется на продуктах питания
в) Низкая устойчивость в окружающей среде +
5. Какой из данных вспомогательных методов диагностики кори наиболее информативен:
а) РСК
б) РНГА +
в) Вирусологический
6. Митигированная корь развивается:
а) у детей, которым проведена иммунопрофилактика +
б) у детей раннее болевших корью
в) у детей старше 5-и летнего возраста
7. Какой из представленных вспомогательных методов диагностики кори наиболее информативен :
а) Вирусологический
б) РНГА+
в) Иммунофлюоресцентный
г) РСК
д) Гематологический
8. Митигированная корь развивается у:
а) Детей, которым проведена иммунопрофилактика+
б) Детей старше 5-и летнего возраста
в) Детей с неблагоприятным преморбидным фоном
г) Детей раннее болевших корью
д) Взрослых
9. Основной метод диагностики митигированной кори :
а) Клиническо-эпидемиологический+
б) Гематологический
в) Вирусологический
г) Серологический
д) Рентгенологический
10. Участковый педиатр на вызове диагностирует у 4-х летнего ребенка не осложненную форму кори, врач :
а) Обязательно госпитализирует больного
б) Проводит лечение ребенка на дому+
в) Обследует вирусологически всех контактных
г) Вводит всем членам семьи иммуноглобулин
д) Накладывает карантин на всех членов семьи
11. В план лечения больного корью входит все, кроме:
а) Антигистаминные препараты
б) Витамины группы В, С
в) Обильное питье
г) Обязательное назначение антибиотиков+
д) Жаропонижающие
12. Особенностями течения митигированной кори являются все перечисленные, кроме:
а) Легкое течение
б) Отсутствие осложнений
в) Отсутствие катаральных явлений
г) Отсутствие этапности высыпания+
д) Отсутствие пятен Филатова-Коплика
13. Антибиотики больным корью обязательно назначаются:
а) При осложнении пневмонией+
б) Всем больным детям
в) Переносящим митигированную корь
г) При осложнении энцефалитом
д) При наличии геморрагических высыпаний
14. Ревакцинация против кори проводится:
а) В 3 года
б) В препубертатном возрасте
в) В 5 летнем возрасте
г) В 6-7 лет+
д) Не проводится
15. Каков механизм передачи вируса кори?
а) Воздушно-капельный +
б) Трансмиссивный
в) Парентеральный
16. Что из данного является возбудителем кори?
а) Вибрион
б) Вирус +
в) Бактерия
17. Определите основной метод диагностики митигированной кори:
а) Гематологический
б) Рентгенологический
в) Клиническо-эпидемиологический +
18. Выберите атипичную форму кори:
а) Токсическая
б) Супертоксическая
в) Гипертоксическая +
19. Отметьте показания для обязательной госпитализации детей, больных корью:
а) Госпитализируются все больные дети, возрастом до 5 лет
б) Наличие осложнений +
в) Повышение Т тела до 38 С
20. Против кори вакцинируют:
а) В 12 мес +
б) В возрасте 3-мес
в) В 6-летнем возрасте
Источник
Ðàññìîòðåíèå çàáîëåâàíèÿ, âîçíèêàþùåãî ïðè ââåäåíèè ïðîòèâîêîðåâîé âàêöèíû èëè ÷åëîâå÷åñêîãî èììóíîãëîáóëèíà â èíêóáàöèîííîì ïåðèîäå çàáîëåâàíèÿ. Õàðàêòåðèñòèêà èíêóáàöèîííîãî ïåðèîäà ìèòèãèðîâàííîé êîðè. Îñîáåííîñòè ñèìïòîìà Áåëüñêîãî-Ôèëàòîâà-Êîïëèêà.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Êàðàãàíäèíñêèé ãîñóäàðñòâåííûé ìåäèöèíñêèé óíèâåðñèòåò
Êàôåäðà èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé
Ñðñ íà òåìó: Ìèòèãèðîâàííàÿ êîðü
Ïîäãîòîâèëà ñòóäåíòêà 4-084ãðóïïû ÎÌ: Ìàìàåâà Çàðèíà
Ïðîâåðèë ïðåïîäàâàòåëü: Îêñàíà Àíàòîëüåâíà
Êàðàãàíäà 2017
Ìèòèãèðîâàííîé êîðüþ íàçûâàþò òàêóþ ôîðìó çàáîëåâàíèÿ, êîòîðàÿ ïðîòåêàåò áîëåå ëåãêî, ÷åì â òèïè÷íûõ ñëó÷àÿõ, õàðàêòåðèçóåòñÿ îòñóòñòâèåì ðÿäà êëàññè÷åñêèõ ñèìïòîìîâ è ñëàáîé âûðàæåííîñòüþ ñèíäðîìà èíòîêñèêàöèè. Âîçíèêàåò ìèòèãèðîâàííàÿ êîðü â òåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà ÷åëîâåêó áûëà ïðîâåäåíà àêòèâíàÿ èììóíèçàöèÿ (ââåäåíà ïðîòèâîêîðåâàÿ âàêöèíà) èëè àêòèâíàÿ èììóíèçàöèÿ (ââåäåí ÷åëîâå÷åñêèé èììóíîãëîáóëèí â èíêóáàöèîííîì ïåðèîäå çàáîëåâàíèÿ).
Âîçíèêíîâåíèå òàêîé ôîðìû áîëåçíè îáúÿñíÿåòñÿ òåì, ÷òî ó ÷åëîâåêà èìååòñÿ îïðåäåëåííûé óðîâåíü ñîïðîòèâëÿåìîñòè ê âèðóñó, îäíàêî îí íåäîñòàòî÷åí äëÿ òîãî, ÷òîáû ïðåäîòâðàòèòü ðàçâèòèå çàáîëåâàíèÿ êàê òàêîâîãî — êîðü ðàçâèâàåòñÿ, íî â ãîðàçäî áîëåå ëåãêîé ôîðìå.
Òàê, èíêóáàöèîííûé ïåðèîä ÿâëÿåòñÿ áîëåå äëèííûì, ÷òî íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü ïðè ñáîðå ýïèäåìèîëîãè÷åñêîãî àíàìíåçà. Êàòàðàëüíûé ïåðèîä ìîæåò âîâñå îòñóòñòâîâàòü èëè, ÷àùå, îí ïðîòåêàåò äîâîëüíî áûñòðî (çà 1-2 äíÿ) ïðè ýòîì êàòàðàëüíûå ÿâëåíèÿ âûðàæåíû ñëàáî, à ñèìïòîìû èíòîêñèêàöèè è âîâñå ìîãóò îòñóòñòâîâàòü, òåìïåðàòóðà òåëà, êàê ïðàâèëî, ñóáôåáðèëüíàÿ èëè ìîæåò îñòàâàòüñÿ íîðìàëüíîé.
Ïðè ìèòèãèðîâàííîé êîðè ñèìïòîì Áåëüñêîãî-Ôèëàòîâà-Êîïëèêà (õàðàêòåðíàÿ ýíàíòåìà íà ùåêàõ) íå îïðåäåëÿåòñÿ, à ñûïü, êîòîðàÿ ïîÿâëÿåòñÿ äîñòàòî÷íî ðàíî, îòëè÷àåòñÿ îò òàêîâîé ïðè êëàññè÷åñêîé êîðè. Êðîìå òîãî, â òàêèõ ñëó÷àÿõ õàðàêòåðíî ïîÿâëåíèå áîëåå áëåäíîé ñûïè, êîòîðàÿ íå ñêëîííà ê ñëèÿíèþ, à òàêæå áåç ýòàïíîñòè â ðàñïðîñòðàíåíèè ñûïè, îíà ïîÿâëÿåòñÿ îäíîìîìåíòíî è, êàê ïðàâèëî, ÿâëÿåòñÿ îòíîñèòåëüíî ñêóäíîé.
 ñâÿçè ñ òàêîé êëèíè÷åñêîé êàðòèíîé ìèòèãèðîâàííîé êîðè, âûñòàâèòü äèàãíîç ïðè ýòîì çàáîëåâàíèè äîñòàòî÷íî òðóäíî, îñîáåííî ïðè îòñóòñòâèè äîëæíûõ ýïèäåìèîëîãè÷åñêèõ äàííûõ.  ñâÿçè ñ ýòèì âûñòàâèòü ïðàâèëüíûé äèàãíîç, êàê ïðàâèëî, äîâîëüíî ñëîæíî, è â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ çàáîëåâàíèå ïðîòåêàåò ïîä ìàñêîé êàêîé-ëèáî ÎÐÂÈ.
 ñëó÷àå ïîäîçðåíèÿ íà ìèòèãèðîâàííóþ êîðü, äëÿ ïîäòâåðæäåíèÿ äèàãíîçà ïðîâîäÿò ñåðîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå. Áåç äîïîëíèòåëüíûõ ìåòîäîâ îáñëåäîâàíèÿ âûñòàâèòü ñîîòâåòñòâóþùèé äèàãíîç íå ïðåäñòàâëÿåòñÿ âîçìîæíûì.
Âûäåëÿþò öåëûé ðÿä óñëîâèé, êîòîðûå áëàãîïðèÿòñòâóþò ðàçâèòèþ îñëîæíåíèé ïðè êîðè:
— äåòñêèé âîçðàñò áîëüíîãî (íàèáîëüøàÿ âåðîÿòíîñòü ðàçâèòèÿ îñëîæíåíèé âûÿâëÿåòñÿ ó äåòåé äî 2-õ ëåò);
— íàëè÷èå ñîïóòñòâóþùèõ õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé è ïàòîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññîâ (òàêèõ êàê ýêññóäàòèâíûé äèàòåç, ðàõèò, ãèïîâèòàìèíîç, äèñòðîôèÿ è ïð.);
— ïðèñîåäèíåíèå âòîðè÷íûõ èíôåêöèé;
— íåãèãèåíè÷íûå óñëîâèÿ ñîäåðæàíèÿ áîëüíûõ, ïëîõîé óõîä çà íèìè (òåñíîòà è ñêó÷åííîñòü â ïîìåùåíèè èõ ïðåáûâàíèÿ, íàõîæäåíèå âìåñòå ñ íèìè â îáùèõ ïàëàòàõ êîðåâîãî îòäåëåíèÿ áîëüíûõ ñ äðóãèìè èíôåêöèîííûìè çàáîëåâàíèÿìè).
Ïåðâîå ìåñòî ïî ÷àñòîòå âñòðå÷àåìîñòè ïðè êîðè ïðèíàäëåæèò îñëîæíåíèÿì ñî ñòîðîíû îðãàíîâ äûõàíèÿ: ëàðèíãèòàì, êîðåâûì êðóïàì, áðîíõèòàì, ïíåâìîíèÿì è ïð.
Ëàðèíãèò, èëè âîñïàëåíèå ãîðòàíè, õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîÿâëåíèåì ó áîëüíîãî îõðèïëîñòè ãîëîñà è ãðóáîãî, ëàþùåãî êàøëÿ. Âîçìîæíî ðàçâèòèå ÿâëåíèé ãîðòàííîãî ñòåíîçà, ÷òî ïðèâîäèò ê âîçíèêíîâåíèþ êîðåâîãî êðóïà. Â çàâèñèìîñòè îò âðåìåíè ïîÿâëåíèÿ êîðåâîãî êðóïà âûäåëÿþò 2 åãî âèäà: ðàííèé è ïîçäíèé. ïðîòèâîêîðåâîé âàêöèíà ìèòèãèðîâàííûé áåëüñêèé
Ðàííèé êîðåâîé êðóï ðàçâèâàåòñÿ â êàòàðàëüíîì ïåðèîäå èëè â íà÷àëå âûñûïàíèÿ è ïðîÿâëÿåòñÿ ñëàáî èëè óìåðåííî âûðàæåííîé îõðèïëîñòüþ ãîëîñà. Îí èìååò ñêëîííîñòü ê áûñòðîìó ðàçâèòèþ, ïðè ýòîì ÿâëåíèÿ ñòåíîçà íåñòîéêè, äåðæàòñÿ â òå÷åíèå 1—3-õ äíåé, èíîãäà äîëüøå.
Ïîçäíèé êîðåâîé êðóï âîçíèêàåò â ñòàäèè ïèãìåíòàöèè è õàðàêòåðèçóåòñÿ áîëåå òÿæåëûì òå÷åíèåì: ÷àñòî îòìå÷àþòñÿ ïîëíàÿ âðåìåííàÿ ïîòåðÿ ãîëîñà, âûðàæåííûé ñòåíîç äûõàòåëüíûõ ïóòåé. Ýòè ÿâëåíèÿ äåðæàòñÿ äîâîëüíî äëèòåëüíîå âðåìÿ.
Ïíåâìîíèÿ, îñëîæíÿþùàÿ òå÷åíèå êîðè, âñòðå÷àåòñÿ äîâîëüíî ÷àñòî, îñîáåííî ó äåòåé ìëàäøåãî âîçðàñòà, è ÿâëÿåòñÿ îñíîâíîé ïðè÷èíîé ñìåðòíîñòè ïðè ýòîì èíôåêöèîííîì çàáîëåâàíèè. Ýòî îñëîæíåíèå ìîæåò âîçíèêíóòü â ëþáîì ïåðèîäå êîðè. Êîðåâàÿ ïíåâìîíèÿ ìîæåò ïðîòåêàòü ñ íàëè÷èåì âûñîêîé ëèõîðàäêè, ïîìðà÷åíèÿ ñîçíàíèÿ, ñóäîðîã, ÿâëåíèé ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñëàáîñòè. Îíà ìîæåò ïðèíÿòü çàòÿæíîå òå÷åíèå ñ ïîñëåäóþùèì ðàçâèòèåì àáñ-öåäèðîâàíèÿ, ãàíãðåíû ëåãêèõ è ïð.
Ïðè êîðè äîâîëüíî ÷àñòî âñòðå÷àþòñÿ îñëîæíåíèÿ ñî ñòîðîíû ïèùåâàðèòåëüíîé ñèñòåìû: ñòîìàòèòû, äèñïåïñèÿ, êîëèòû. Äèñïåïñèÿ ÷àñòî îñëîæíÿåò êîðü, îñîáåííî â ðàííåì äåòñêîì âîçðàñòå. Íîðìàëüíàÿ ðàáîòà êèøå÷íèêà â òàêèõ ñëó÷àÿõ, êàê ïðàâèëî, âîññòàíàâëèâàåòñÿ ïîñëå ïàäåíèÿ òåìïåðàòóðû. Êîëèòû îáû÷íî âîçíèêàþò â ïîçäíèõ ñòàäèÿõ êîðåâîãî ïðîöåññà, ïîñëå îòöâåòàíèÿ ñûïè. Ýòî çàáîëåâàíèå ïðîÿâëÿåòñÿ ÷àñòûìè ïîçûâàìè íà äåôåêàöèþ, ïîÿâëåíèåì â ñòóëå ñëèçè, ãíîÿ, ðåæå êðîâè.
Òàêæå äîñòàòî÷íî ÷àñòî êîðü îñëîæíÿåòñÿ îòèòàìè, êåðàòèòàìè è ãíîéíè÷êîâûìè ïîðàæåíèÿìè êîæè (ôóðóíêóëàìè, èìïåòèãî è ïð.).
 îòäåëüíûõ ñëó÷àÿõ òÿæåëîå òå÷åíèå êîðè ìîæåò îñëîæíèòüñÿ ïîðàæåíèåì íåðâíîé ñèñòåìû ñ ðàçâèòèåì ñåðîçíûõ ìåíèíãèòîâ, ýíöåôàëîïàòèé è ýíöåôàëèòîâ.
Ïðè ñî÷åòàíèè êîðè ñ êàêîé-íèáóäü äðóãîé èíôåêöèîííîé áîëåçíüþ íàáëþäàþòñÿ îòÿã÷åíèå òå÷åíèÿ îäíîâðåìåííî ïðîòåêàþùèõ çàáîëåâàíèé, ó÷àùåíèå ðàçâèòèÿ îñëîæíåíèé è ïîâûøåíèå ñìåðòíîñòè.
Ñî÷åòàíèå êîðè ñ äèôòåðèåé ïðèâîäèò ê îòÿã÷åíèþ ïîñëåäíåé, êîòîðàÿ ïðîòåêàåò â ôîðìå òÿæåëîãî êðóïà, èíîãäà ïðèíèìàþùåãî õàðàêòåð íèñõîäÿùåãî. Äîâîëüíî ÷àñòî òàêàÿ êîìáèíàöèÿ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé ïðèâîäèò ê ðàñïðîñòðàíåíèþ äèôòåðèéíîãî ïðîöåññà íà ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó íîñà, ïîâðåæäåííóþ êîæó è êîíúþíêòèâó ãëàç.
Ñî÷åòàíèå êîðè ñ êîêëþøåì ïðèâîäèò ê îñëàáëåíèþ îðãàíèçìà, ÷òî îñîáåííî îòðàæàåòñÿ íà ñîñòîÿíèè îðãàíîâ äûõàíèÿ, êîòîðûå ïðè ýòîì ïîðàæàþòñÿ ñ îñîáåííîé ëåãêîñòüþ. Ýòè îñëîæíåíèÿ ñî ñòîðîíû îðãàíîâ äûõàíèÿ ñêëîííû ê âÿëîìó òå÷åíèþ è äîâîëüíî ÷àñòî âïîñëåäñòâèè ïðèâîäÿò ê ðàçâèòèþ õðîíè÷åñêèõ áðîíõèòîâ è ïíåâìîíèé.
Ñî÷åòàíèå êîðè ñî ñêàðëàòèíîé âåäåò ê óäëèíåíèþ èíêóáàöèîííîãî ïåðèîäà ïåðâîé, åå òÿæåëîìó òå÷åíèþ, èíîãäà ñîïðîâîæäàåòñÿ ðàçâèòèåì ãíîéíûõ îñëîæíåíèé. Êðîìå òîãî, òàêàÿ êîìáèíàöèÿ ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ ðåöèäèâîâ ñêàðëàòèíû è âîçíèêíîâåíèþ ðàçëè÷íûõ ñêàðëàòèíîçíûõ îñëîæíåíèé.
Ðàñïîçíàâàíèå çàáîëåâàíèÿ äîëæíî áûòü ïî âîçìîæíîñòè áîëåå ðàííèì. Êëèíè÷åñêàÿ äèàãíîñòèêà êîðè ó íåïðèâèòûõ äåòåé íå âûçûâàåò çàòðóäíåíèé. Ïðè ñîìíèòåëüíîñòè äèàãíîçà íåîáõîäèìî èçîëèðîâàòü áîëüíîãî è íàáëþäàòü â òå÷åíèå 1—2-õ äíåé äî ïîÿâëåíèÿ òèïè÷íûõ äëÿ êîðè ñèìïòîìîâ. Òàê, îáíàðóæåíèå ïÿòíèñòîé ýíàíòåìû íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå íåáà è ïÿòåí Âåëüñêîãî—Ôèëàòîâà â êàòàðàëüíîì ïåðèîäå çàáîëåâàíèÿ ñëóæèò äîñòîâåðíûì ôàêòîì íàëè÷èÿ ó îñìàòðèâàåìîãî êîðåâîé èíôåêöèè.  ëàáîðàòîðíûõ óñëîâèÿõ äëÿ äèàãíîñòèêè êîðè ïðèìåíÿþò ñåðîëîãè÷åñêèå ìåòîäû.
Êîðü â êàòàðàëüíîì ïåðèîäå áûâàåò ñìåøàíà ñ ãðèïïîì è äðóãèìè ðåñïèðàòîðíûìè âèðóñíûìè èíôåêöèÿìè â ñâÿçè ñ íàëè÷èåì íåêîòîðîãî ñõîäñòâà êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé.  ñòàäèè âûñûïàíèÿ êîðü ñëåäóåò îòëè÷àòü îò êîðåâîé êðàñíóõè, ñêàðëàòèíû, íàòóðàëüíîé îñïû, ñûâîðîòî÷íîé èëè ëåêàðñòâåííîé áîëåçíè.
Ïðè ìèòèãèðîâàííîé ôîðìå êîðè îñëîæíåíèé è ëåòàëüíûõ èñõîäîâ, êàê ïðàâèëî, íå íàáëþäàåòñÿ.
Ñìåðòåëüíûå èñõîäû ïðè êîðè âñòðå÷àþòñÿ ãëàâíûì îáðàçîì ïðè ïðèñîåäèíåíèè îñëîæíåíèé, îñîáåííî ïíåâìîíèè ó äåòåé â âîçðàñòå äî 2-õ ëåò. Ïðîãíîç êîðè îòÿã÷àåò íàëè÷èå ó äåòåé äðóãèõ çàáîëåâàíèé: ýêññóäàòèâíîãî äèàòåçà, ðàõèòà, òóáåðêóëåçà è ñî÷åòàíèå ñ êàêîé-ëèáî äðóãîé èíôåêöèîííîé áîëåçíüþ (äèôòåðèåé, êîêëþøåì, ñêàðëàòèíîé, äèçåíòåðèåé è ïð.). Áîëüøîå çíà÷åíèå èìåþò ñâîåâðåìåííîñòü ëå÷åíèÿ çàáîëåâàíèÿ, áëàãîïðèÿòíûå æèëèùíî-áûòîâûå óñëîâèÿ, ïðàâèëüíûé óõîä çà áîëüíûì è ðàöèîíàëüíàÿ òåðàïèÿ îñëîæíåíèé.
Âàæíóþ ðîëü â ëå÷åíèè áîëüíîãî êîðüþ çàíèìàþò ïðàâèëüíî îðãàíèçîâàííûé ðåæèì è çàáîòëèâûé óõîä, ÷òî ïîçâîëÿåò ïðåäóïðåäèòü ðàçâèòèå îñëîæíåíèé. Áëàãîòâîðíîå âîçäåéñòâèå íà áîëüíîãî îêàçûâàåò ñâåæèé âîçäóõ, ïîýòîìó íåîáõîäèìî ïîìåñòèòü åãî íåâäàëåêå îò îêíà, êîòîðîå íåîáõîäèìî ïåðèîäè÷åñêè ïðîâåòðèâàòü, èçáåãàÿ ñêâîçíÿêîâ è ïåðåîõëàæäåíèÿ ðåáåíêà.
Ïèòàíèå áîëüíîãî ñëåäóåò ïðîâîäèòü ïîëíîöåííîé, ëåãêîóñâîÿåìîé ïèùåé, æåëàòåëüíî â Æèäêîì èëè ïîëóæèäêîì âèäå. Ðåêîìåíäóåòñÿ íàçíà÷åíèå àñêîðáèíîâîé êèñëîòû ïî 300—400 ìã â ñóòêè, âèòàìèíà À.
Äëÿ ãèãèåíû ïîðàæåííîé êîæè íåîáõîäèìî ïðîâîäèòü ÷àñòûå îáìûâàíèÿ êîæè ðóê è ëèöà, ðåãóëÿðíûå îáùèå âàííû. Åæåäíåâíî ïî ìåðå íåîáõîäèìîñòè ñëåäóåò ïðîìûâàòü ãëàçà, îñâîáîæäàòü íîñîâûå ïîëîñòè îò ñëèçè è êîðîê, ñìàçûâàòü ãóáû æèðîì, ïîëîñêàòü ïîëîñòü ðòà.
Íàçíà÷àþòñÿ îáåçáîëèâàþùèå è æàðîïîíèæàþùèå ïðåïàðàòû ïðè ãîëîâíîé áîëè è ëèõîðàäêå (ïàðàöåòàìîë, àñïèðèí è ïð.). Ïðè ìó÷èòåëüíîì è ñóõîì êàøëå ðåêîìåíäóåòñÿ ïðèìåíåíèå êîäåèíà è åãî ïðîèçâîäíûõ, ïðè ñèëüíîì íàñìîðêå — íàôòèçèí, ãàëàçîëèí, ñàíîðèí è ïð. Ïðè ñòîéêîé áåññîííèöå ðåêîìåíäóþòñÿ áàðáèòóðàòû (ôåíîáàðáèòàë è ïð.).
Ëå÷åíèå îñëîæíåíèé çàáîëåâàíèÿ Ïðè íàëè÷èè êîðåâîãî êðóïà íàçíà÷àþò òåïëîâûå ïðîöåäóðû (âàííû, ïàðàôèíî- è îçî-êåðèòîòåðàïèþ), óìåðåííûå çîíû ñíîòâîðíîãî, êîäåèí. Äëÿ ïðîôèëàêòèêè ïíåâìîíèè è ïðåäóïðåæäåíèÿ âòîðè÷íîé èíôåêöèè ðåêîìåíäóåòñÿ àíòèáàêòåðèàëüíàÿ òåðàïèÿ (ïåíèöèëëèí, ëåâîìèöåòèí è ïð.). Ïðè íàëè÷èè òÿæåëîãî êîðåâîãî êðóïà ïî ïîêàçàíèÿì ïðîâîäÿò ïåðâè÷íóþ òðàõåîòîìèþ. Ïðè êîðåâîé ïíåâìîíèè ëå÷åíèå ïðîâîäèòñÿ ïî îáùèì ïðàâèëàì ëå÷åíèÿ çàáîëåâàíèÿ: àíòèáàêòåðèàëüíàÿ òåðàïèÿ, áîðüáà ñ êèñëîðîäíûì ãîëîäàíèåì, ïåðåëèâàíèå ïëàçìû è êðîâè, âíóòðèâåííîå âëèâàíèå ãëþêîçû è ïð.
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
1. Àííåíêîâà, È.Ä. Èíôåêöèîííûå áîëåçíè ó äåòåé: Ó÷åáíèê äëÿ ïåäèàòðè÷åñêèõ ôàêóëüòåòîâ ìåäèöèíñêèõ âóçîâ / È.Ä. Àííåíêîâà, È.Â. Áàáà÷åíêî, Å.Â. Áàðàêèíà . — ÑÏá.: ÑïåöËèò, 2012. — 623 c.
2. Áåëîóñîâà, À.Ê. Èíôåêöèîííûå áîëåçíè ñ êóðñîì ÂÈ×-èíôåêöèè è ýïèäåìèîëîãèè: Ó÷åáíèê / À.Ê. Áåëîóñîâà. — Ðí/Ä: Ôåíèêñ, 2013. — 364 c.
3. Áîãîìîëîâ, Á.Ï. Èíôåêöèîííûå áîëåçíè / Á.Ï. Áîãîìîëîâ. — Ì.: ÌÃÓ, 2006. — 592 c.
4. Âåíãåðîâ, Þ.ß. Èíôåêöèîííûå áîëåçíè / Þ.ß. Âåíãåðîâ, Ò.Ý. Ìèãìàíîâ, Ì.Â. Íàãèáèíà. — Ì.: Ýíöèêëîïåäèÿ, 2004. — 496 c.
5. Èâàíîâà, Â. Èíôåêöèîííûå áîëåçíè ó äåòåé: Ðóêîâîäñòâî äëÿ âðà÷åé / Â. Èâàíîâà. — Ì.: ÌÈÀ, 2009. — 832 c.
6. Êëèìîâ, Â.À. Èíôåêöèîííûå áîëåçíè è áåðåìåííîñòü / Â.À. Êëèìîâ. — Ì.: ÌÅÄïðåññ-èíôîðì, 2009. — 288 c.
7. Êîìàð, Â.È. Èíôåêöèîííûå áîëåçíè è ñåñòðèíñêîå äåëî / Â.È. Êîìàð. — Ìèíñê: Âûøýéøàÿ øêîëà, 2008. — 398 c.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник