Кори 7 навыков высокоэффективных людей
Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности (англ. The 7 Habits of Highly Effective People: Restoring the Character Ethic) — популярная книга американского бизнес-консультанта Стивена Кови о развитии личности, основанная преимущественно на принципах гуманистической психологии.
В 2004 году, спустя 15 лет с выпуска первого издания (1989), книга была переведена более чем на 38 языков, а продано было более 15 миллионов экземпляров. В августе 2011 журнал «Time» назвал книгу «Семь навыков высокоэффективных людей» одной из 25 наиболее влиятельных бизнес-книг[1].
Семь навыков[править | править код]
Основу изложенной в книге концепции составляет последовательность из семи навыков.
Первые три привычки предполагают достижение независимости (умение владеть собой). Следующие три привычки — взаимозависимости (взаимодействие с окружающими).
- Будьте проактивны.
- Начиная, представляйте конечную цель.
- Сначала делайте то, что нужно делать сначала. Порядок приоритетности:
- Важное и срочное
- Важное и несрочное
- Неважное и срочное
- Неважное и несрочное
- Думайте в духе «выиграл-выиграл».
- Сначала старайтесь услышать, а потом быть услышанным.
- Достигайте синергии (стремитесь к творческому взаимовыгодному взаимодействию).
- Затачивайте пилу (постоянно совершенствуйтесь).
Аннотация[править | править код]
Это книга о качествах, которые должны быть у людей, стремящихся к успеху, книга о гармоничном развитии человека, о поиске смысла жизни и реакции на обстоятельства. Стивен Кови изучил огромное количество литературы по лидерству, успеху, проанализировал жизнь многих великих людей и пришел к выводу, что основой долгосрочного успеха и подлинной самореализации любого человека является верность некоторым основополагающим принципам, вечным истинам, которые верны в любой ситуации и при любых обстоятельствах. По сути, Кови пытается современным языком и на близких всем нам примерах рассказать о тех моральных и этических ценностях, которые проповедуют все мировые религии (и в этом смысле книга выглядит как попытка создать современные «10 заповедей» — пускай и без понятия Бога). Самое интересное, что Кови при этом практически не ссылается на Библию, хотя и говорит почти то же самое. Большое влияние на Стивена Кови оказал Виктор Франкл, автор книги «Сказать жизни „Да“: Психолог в концлагере». Основа философии Кови заключается в том, что человек всегда волен выбирать, как реагировать на ту или иную ситуацию. Даже в самом безвыходном положении, в ситуации крайней несвободы (как например в тюрьме) у человека всегда остается свобода действовать так или иначе, тем самым показывая, что человек — не робот, не марионетка ситуации, а активный творец своей судьбы. В жизни часто возникают ситуации, когда человеку кажется, что у него нет выхода, что он в ловушке, в цейтноте, в долгах. В таких ситуациях позитивный подход Кови может оказаться весьма кстати.
Признание[править | править код]
«Семь навыков высокоэффективных людей» более семи лет возглавляла список бестселлеров и по результатам опроса читателей «Журнала для руководителей» была названа «самой влиятельной книгой по бизнесу XX века».
Журнал «Тайм» назвал доктора Кови одним из двадцати пяти самых влиятельных американцев.
Отзывы о книге[править | править код]
Книга Стивена Кови, впитавшая мировой опыт достижения успеха, может послужить хорошей основой возрождения культуры человеческих отношений. Сила семи навыков и заложенных в них принципов несомненна. Я от души приветствую появление этой книги.
Я. Н. Дубенецкий,
Председатель Правления
Промстройбанка России
Недавно я подарил своему старшему сыну книгу Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей». Мне кажется, что идеи, изложенные в этой книге, помогут сыну построить свою жизнь на принципах эффективности, жить в ладу с самим собой и лучше понимать других людей. В каком-то смысле «Семь навыков» можно назвать учебником жизни. Но эта книга нужна не только отдельным людям. В не меньшей степени она может помочь целым коллективам обрести общую цель, улучшить взаимодействие между отделами, построить стабильные отношения с партнерами и клиентами. Мне лично она помогла посмотреть на многое другими глазами, и жаль, что в пору моей молодости мне не удалось прочитать подобной книги.
Юрий Кириллов,
Президент АО
«Красный пролетарий»
Переводы на русский язык[править | править код]
- Кови, С. Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности = The 7 Habits of Highly Effective People: Restoring the Character Ethic / Стивен Р. Кови. — М. : Альпина Паблишер, 2012. — 374 с. — ISBN 978-5-9614-1828-6.
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Визуальное саммари на книгу Стивена Кови «7 навыков высокоэффективных людей» (англ.) (рус.)
Источник
7 навыков высокоэффективных людей
Стивен Р. Кови
ЧАСТЬ 1. ПАРАДИГМЫ И ПРИНЦИПЫ
Изнутри — наружу
Все, что есть в этом мире выдающегося, непременно
проистекает от правильного образа жизни.
Дэвид Старр Джордан
За более чем двадцатипятилетний период работы с представителями бизнеса и научного мира, а также с теми, кто интересуется проблемами семьи и брака, я встретился с большим количеством людей, которые, по внешним признакам, достигли огромного успеха, но в то же время постоянно испытывали сильную потребность в обретении внутреннего равновесия, в повышении персональной эффективности и развитии здоровых отношений с другими людьми.
Подозреваю, что многие из проблем, которыми они со мной поделились, знакомы и вам.
Я достиг всех целей, которые перед собой поставил, и добился огромного профессионального успеха. Однако за это я поплатился своей личной и семейной жизнью. Теперь я уже не знаю своей жены и своих детей. Я уже не уверен, понимаю ли я самого себя и знаю ли, что для меня важно. Теперь я спрашиваю себя – а стоила ли игра свеч?
Я принялась за новую диету – вот уже в пятый раз за этот год. Я знаю, что излишне полна, и очень хочу изменить свой облик. Я читаю все новые публикации. Я ставлю перед собой цель. Я даю себе позитивную установку. Говорю себе, что могу сделать это… И ничего не получается. Больше, чем на пару недель, меня не хватает. Похоже, что я не могу сдержать обещания, данного самой себе.
Я прошел столько курсов обучения эффективному руководству кадрами. Я хочу, чтобы мои подчиненные работали с высокой отдачей, и изо всех сил стараюсь вести себя по отношению к ним дружелюбно и обращаться с ними правильно. Однако с их стороны я не чувствую никакой лояльности. По-моему, стоит мне заболеть и остаться на день дома, они попросту будут бить баклуши. Почему мне не удается научить их быть самостоятельными и ответственными? Или, может, стоит подыскать других, которые обладают такими качествами?
Мой сын-подросток стал неуправляем, употребляет наркотики. Что ни пытаюсь предпринять, он даже слушать меня не желает. Что делать?
Так много нужно сделать дел, а времени вечно в обрез. Я спешу и ощущаю прессинг времени весь день. Каждый день. Семь дней в неделю. Я посещал семинары по управлению временем и перепробовал с полдюжины всяких систем планирования. Кое в чем они мне помогли, но, все же, я не могу сказать, что живу счастливой, плодотворной и спокойной жизнью, как мне бы того хотелось.
Я хочу научить своих детей ценить труд. Но чтобы заставить их хоть что-нибудь сделать, приходится все время их понукать… и то и дело на каждом шагу слышать жалобы. Легче сделать самой. Отчего дети не выполняют свои обязанности легко и без напоминания?
Я – человек очень занятой. Но порой я спрашиваю себя, так ли уж важно в конечном счете все то, чем я занимаюсь, По-честному, мне бы хотелось думать, что мое существование не бессмысленно, что и я внес какую-то лепту в эту жизнь.
Когда я вижу, что мои друзья или близкие достигли какого-то успеха или добились определенного признания окружающих, я улыбаюсь и горячо поздравляю их. Но в глубине души меня что-то грызет. Почему так происходит?
Я – сильная личность. Я уверен, что, общаясь почти с кем-угодно, могу повести беседу в нужном мне направлении. Зачастую мне даже удается побуждать других приходить к решению, которое угодно мне. Продумывая каждую ситуацию, я убеждаюсь, что предлагаемые мной идеи являются для всех наиболее предпочтительными. Но все же полного удовлетворения нет. Мне всегда хочется знать, что на самом деле думают обо мне и моих взглядах другие.
Наш брак стал не в радость. Не могу сказать, чтобы мы скандалили; просто мы больше не любим друг друга. Мы обращались к консультанту, перепробовали разные рецепты, но, наверное, просто уже не способны оживить прежние чувства.
Все эта проблемы глубоки и болезненны. С наскока их не решить.
Пару лет назад мы с моей женой Сандрой столкнулись с подобной проблемой. У одного из наших сыновей никак не ладилось со школой. Он был хроническим отстающим; не понимал даже условий задачи, не говоря уже о решении. В социальном плане он был незрелым, вечно стеснялся разговаривать даже с близкими. Он был физически слабым, низкорослым, щуплым, с плохо скоординированными движениями, например, он взмахивал бейсбольной битой еще до того, как мяч оказывался в воздухе. Вызывал насмешки окружающих.
Мы с Сандрой были преисполнены желанием помочь мальчику. Мы чувствовали, что достижение успеха, важное в любой сфере жизни, приобретает особое значение при выполнении нами нашей родительской роли. Поэтому мы принялись работать над своими установками и поведением в отношении его, одновременно пытаясь повлиять и на его поведение. Мы стремились подзарядить его психологически, используя технику позитивного мышления:
– Давай-давай, сынок! Ты можешь сделать это! Мы знаем, что ты можешь! Возьмись за биту чуть-чуть повыше и смотри на мяч. Не замахивайся, пока он не подлетит поближе.
И если у сына получалось чуточку лучше, мы что есть силы подбадривали его:
– Вот молодец, сынок, так и продолжай!
Если кто-то смеялся над ним, мы набрасывались на насмешника:
– Оставьте его в покое! Не мешайте! Он ведь только учится!
При этом наш сын заливался слезами и кричал, что у него никогда ничего не получится и что он терпеть не может этот бейсбол.
Как мы ни старались, наши усилия ни к чему не приводили. И мы видели, насколько болезненно это сказывается на самолюбии ребенка. Мы пытались подбадривать его, помогать ему, вселять в него уверенность, однако после многократных фиаско мы решили взглянуть на всю ситуацию под другим углом.
В ту пору я проводил большую работу по «развитию руководства» с различными клиентами по всей стране. В частности, мне приходилось каждые два месяца готовить презентации на тему о коммуникации и восприятии для участников программы развития административного персонала IВМ.
Проводя необходимые исследования и готовя соответствующие материалы, я чрезвычайно заинтересовался тем, как формируется восприятие, как оно воздействует на наши взгляды и как наши взгляды воздействуют на наше поведение. Это привело меня к изучению теории вероятности и самореализующихся предсказаний, или «эффекта Пигмалиона», а также к осознанию того, насколько глубоко коренится в нас наше восприятие. Я понял, что мы должны внимательно смотреть не только на мир вокруг нас, но еще и на «призму», сквозь которую смотрим, и что сама эта «призма» определяет наше восприятие мира.
Беседуя с Сандрой о тех концепциях, которым я обучал сотрудников IВМ, мы постепенно осознали, что все, чем мы стремились помочь нашему сыну, не гармонировало с тем, как мы на самом деле воспринимали, видели его. Когда мы честно признались себе в наших глубоко скрытых чувствах, мы осознали, что на самом деле в глубине души мы воспринимали нашего сына как «отсталого» ребенка с неадекватным развитием. Поэтому, сколько бы мы ни трудились над своими установками и поведением, что бы ни делали и что бы мы ни говорили, наши действия оставались малоэффективными, так как он неизменно читал в них: «Ты не способен на это. Ты нуждаешься в помощи».
Источник
Данная статья вовсе не заменяет саму гениальную книгу Стивена Р. Кови «Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности» ( Stephen R. Covey. The 7 Habits of Highly Effective People. Restoring the Character Ethic.) Краткое содержание книги:
Навыки высокоэффективных людей:
1-Проактивность.
2 -Начинать дело, представляя цель.
3 -Эффективная самоорганизация.
4 — Психология «выиграл-выиграл».
5 — Умение слушать, развивать эмпатию.
6 -Стремиться к синергии.
7 -Самообновляться -«затачивать пилу».
Основные тезисы:
Для того, чтобы изменить ситуацию, порой достаточно изменить свое восприятие этой ситуации. Даже когда нам кажется что дела плохи, на самом деле может оказаться, что все не так уж и плохо. Попробуйте взглянуть на обстоятельства с разных сторон, и вы почти наверняка найдете что-нибудь положительное.
Навык — это пересечение знания, умения и желания.
Для развития собственного навыка необходимы все эти три компонента. Важно правильно соблюдать баланс между получением результата и совершенствованием средств производства, используемых для его получения.
Навык 1.
Первый навык высокоэффективных людей — это проактивность.
Жизненная позиция человека является проактивной, когда его поведение определяется его решениями, а не обстоятельствами и внешними факторами. Проактивный человек готов проявлять инициативу, брать на себя ответственность за все, происходящее с ним, и подчинять свои чувства собственному разуму.
Противоположностью проактивной жизненной позиции является реактивная позиция. Люди с реактивной позицией полагаются на мнение других людей в том, как они должны себя вести и чувствовать.
Реактивные люди в своей речи используют выражения, снимающие с них ответственность.
— Вот такой уж я есть. Ничего не могу с этим поделать.
— Он выводит меня из себя! Я за себя не отвечаю. Моей эмоциональной жизнью управляет нечто, мне неподвластное».
Проактивные люди в своих поступках и ощущениях руководствуются в первую очередь своей внутренней системой жизненных ценностей. Элеонора Рузвельт говорила: «Никто не может вас обидеть без вашего согласия».
То, кем вы являетесь сегодня, есть результат вашего вчерашнего выбора. Чтобы измениться завтра, необходимо начать что-то делать для этого уже сегодня.
Для определения того, какой является ваша текущая жизненная позиция, анализируйте собственные слова и поступки «со стороны» и сравнивайте их со словами и действиями окружающих вас людей.
(Если вы хотите изменить свое привычное поведение, то потребуется довести нужные действия до автоматизма, без необходимости каждый раз задумываться как будет правильнее поступить в той или иной ситуации.
Для этого нужно чтобы желаемая модель поведения стала вашей привычкой, а привычкой, как известно, становится то, что мы делаем регулярно).
Каждый из последующих 7 навыков связан с первым навыком —навыком действовать, а не ожидать действия других людей.
Навык 2.
Второй навык — это «Начинать дело, думая об его окончании».
Этот навык говорит о важности выбора правильной стратегии в решении любой задачи.
(Например, если в данный момент вам надо попасть из пункта А в пункт Б, то не важно как и на чем вы будете передвигаться, если вы все время будете двигаться в неверном направлении.
Более того, за время движения цель может измениться, и, окажется, что на самом деле вам нужно в пункт B.
Поэтому в решении этой задачи важно быть не только хорошим исполнителем (хорошо управлять автомобилем), не только хорошим менеджером (найти этот самый автомобиль), но и лидером, который сможет правильно определить движетесь ли вы к вашей цели и правильно ли выбрана эта цель.)
Необходимо ясно осознавать те ценности, которыми вы хотите руководствоваться в своей жизни. Попробуйте сформулировать эти ценности и записать их в виде списка. Имея этот список вы всегда сможете оценить свои поступки и проверить в верном ли направлении вы движетесь.
Только искренние мотивы могут сделать жизнеспособными длительные отношения.
О принципах.
Стивен Кови утверждает, что в основе взглядов высокоэффективного человека должны лежать принципы — базовые законы, не зависящие от времени и места действия.
В частности, это принципы: справедливости, честности, постоянства, доверия, человеческого достоинства, долга, добродетели, потенциала, развития, прогресса, терпения, заботы и поощрения.
«Чтобы установить хорошие отношения с женой, детьми, друзьями или сослуживцами, нужно научиться слушать. А это требует больших эмоциональных затрат. Процесс слушания включает в себя такие компоненты, как терпение, открытость и искреннее стремление понять.»
«О человеке судят по его ежедневным делам. И, стало быть, добродетель — не порыв, а привычка». Аристотель.
О стадиях развития человека.
В процессе своего взросления и развития человек проходит стадии Зависимости, Независимости и Взаимозависимости.
Последняя стадия соответствует самой высокой ступени развития и определяет способность человека взаимодействовать с другими людьми для получения взаимовыгодного результата.Уникальность человека как живого существа, заключается в обладании способностью к самоанализу, воображением, совестью и независимой волей, которая дает нам возможность действовать вне зависимости от внешних факторов.
«Между стимулом и реакцией существует свобода выбора.»
Вернемся к термину «проактивность».
Как быть проактивным?
Проактивные люди направляют свою энергию на решение тех вопросов, в которых они могут что-либо изменить. Они действуют в своем «круге влияния» и, таким образом, расширяют его.
Реактивные люди, в свою очередь, тратят свою энергию в «круге значимости» (круг вещей которые имеют влияние на человека, но при этом не подчиняются ему) — они акцентируют свое внимание на чьих-то недостатках, проблемах, решение которых не доступно им, постоянно жалуются и чувствуют себя «жертвами».При этом они вырабатывают отрицательную энергию и их «круг влияния» сжимается.
«Я отдаю себе отчет, как трудна и драматична для многих подобная ломка стереотипа. Куда как легче — сваливать вину за свое бездействие на других людей и обстоятельства.
Но природа наделила нас способностью отвечать за себя, контролировать свою жизнь и изменять обстоятельства — в первую очередь, работая над собой.»»Господи, дай мне мужество изменить то, что можно и должно изменить, смирение — чтобы выдержать то, чего изменить нельзя, и мудрость – чтобы отличить одно от другого».
Любой человек рано или поздно ошибается — проактивный подход к собственным ошибкам заключается в том, чтобы признать их, исправить и сделать выводы на будущее.
«Мы в ответе за собственный успех, счастье и, в конечном итоге, за внешние условия жизни.»
Рассмотренный 2ой навык «Начинать дело, думая об его окончании», может и должен применяться к любому временному отрезку, в том числе и ко всей нашей жизни. Высокоэффективный человек выбирает жизненные цели, имеющие непреходящую ценность.
Одна из задач, к выполнению которой необходимо стремиться — реализовать свой потенциал и быть уверенным в конце жизни, что она была прожита не зря. «Людям свойственно одерживать пустые победы, добиваться успеха — и вдруг убеждаться, что при этом они принесли в жертву нечто ценное.»
«Менеджмент — искусство карабкаться по лестнице успеха; руководство — умение определить, к той ли стене приставлена лестница» — Питер Дракер и Уоррен Беннис.
Навык 3.
Навык 3 — это навык эффективной самоорганизации.
Он заключается в умении определять приоритетные задачи и успешно их решать, вне зависимости от внешних или внутренних обстоятельств.
«Менеджмент — это, прежде всего, дисциплина исполнения.»
Итак, третий навык высокоэффективных людей — это навык эффективной самоорганизации.
Обладание этим навыком напрямую связано с обладанием твердой волей. Как правило, для успешного достижения поставленных целей, необходимы ежедневные действия, принятие решений и их выполнение.
Зачастую только ваша сила воли определяет: достигнете ли вы успеха, или остановитесь на пути к нему, не добившись желаемого.
«О степени развития независимой воли можно судить по тому, насколько мы последовательны в повседневной жизни. Последовательность, или постоянство, — одно из ценнейших качеств. Оно включает в себя способность брать на себя и выполнять обязательства, воплощать обещанное в поступки.»
Чтобы достигнуть эффективной самоорганизации, необходимо проанализировать на что вы обычно тратите свое время. Для этого Стивен Кови предлагает рассмотреть 4 типа деятельности, комбинацей которых можно представить поведенческую модель любого человека.
Для наглядности предлагается геометрическая интерпретация (таблица распределения времени) — квадрат, разделенный на 4 части.
Две верхних четверти (квадранты 1 и 2) — это деятельность, связанная с решением важных для вас дел, две нижних (квадранты 3 и 4) — это дела, не важные для вас и для достижения ваших целей.
Читайте подробнее о матрице Эйзенхауэра здесь.
При этом две левые четверти (квадранты 1 и 3) представляют срочные дела, а две правые (квадранты 2 и 4) — не срочные.
Вне зависимости от того учитесь ли вы или работаете, любое дело, на которое вы потратили свое время в течение дня, попадает в один из указанных выше квадрантов.
Квадрант 1 —это срочные и важные дела. Те, кто посвящают большую часть своего времени этому квадранту постоянно испытывают стресс, их жизнь — это постоянное разрешение кризисных ситуаций и авралов в важных делах.
Те же, кто чаще всего тратит время в квадранте 3, занимаясь решением срочных, но не важных дел, зачастую полагают, что они также находятся в квадранте 1, поскольку срочное — оно и есть важное. Но на самом деле срочность этих дел продиктована приоритетами и целями других людей — звонки, вопросы, общение на отвлеченные темы.
Достаточно очевидно, что люди, которые в основном находятся в квадранте 3 и, особенно, в квадранте 4 (квадранте не срочных и не важных дел — праздного времяпрепровождения, развлечений и т.п.) — ведут себя безответственно.
(При этом, пожалуй, нужно отметить положительную роль квадранта 4, как предохранителя, позволяющего не «взорваться» и снять напряжение от постоянного стресса)
Эффективные люди стараются держаться подальше от квадрантов 3 и 4, при этом стараясь свести к минимуму деятельность в квадранте 1. Основную массу своего времени они посвящают квадранту 2 — квадранту не срочных, но важных дел. Деятельность в этом квадранте — это, в том числе, и профилактика различных кризисов, направленная на то, чтобы важные дела не перешли в разряд срочных.
«Чтобы сказать «да» важным делам Квадранта 2, нужно научиться говорить «нет» другим делам, иногда даже срочным.
Запомните: в каждый момент своей жизни вы чем-то жертвуете. Если не срочным, бьющим в глаза, то более фундаментальным и архиважным.
Подробнее о важных и срочных делах и о том, что делать с неважными и срочными -читайте в статье.
Навык 4.
Навык 4 — Твоя победа -моя победа (win-win).
Этот навык Кови назвал межличностным лидерством, которое необходимо, потому что успех зависит от совместных усилий всех, вовлеченных в процесс.
Он считает, что этот принцип основан на том, что всем всего хватит, и что успех следует за сотрудничеством, а не за конфронтацией по принципу «победа или поражение».
При этом, компромисс – это то, чего следует избегать, так как он ведет к взаимному «ущемлению». Вместо этого следует искать альтернативное решение, которое бы удовлетворяло интересам обеих сторон.
Подробнее читайте в статье Модель разрешения конфликата.
Навык 5.
Пятый навык. Принцип сопереживания.
Пятый навык формулируется следующим образом: «Сначала понять, а уж затем быть понятым». Это навык эффективного общения, в частности умения слушать. Слушанием-сопереживанием автор называет слушание с целью действительно понять, войти в положение говорящего.
Используя данный подход можно не только максимально точно узнать точку зрения собеседника, но и дать ему своего рода «психологический кислород», возможность высказаться, получив взамен большую степень доверия и искренности.Зачастую в процессе общения возникает «автобиографическая реакция» – попытка перенести свой опыт на ситуацию с которой столкнулся другой человек, не разобравшись как следует и не поняв его чувств, что может приводить к ошибочным выводам и уменьшением вашего общего вклада в Банке Эмоций.
Банк Эмоций
«Нельзя преуспеть в отношениях с другими людьми, не преуспев — пусть даже дорогой ценой — в отношениях с самим собой.»
Ваши отношения с другим человеком можно образно представить в виде общего счета в Банке Эмоций. Наличие крупных средств на таком счету характеризует высокий уровень «кредита доверия» между вами. Уважительные и честные отношения вносят вклад на этот счет, в то время как каждая совершенная ошибка его уменьшает. Возможны следующие основные виды вкладов на счет в Банке Эмоций: понимание жизненных ценностей другого человека, внимание к мелочам, выполнение обещаний, уточнение требований, порядочность, умение признать свою неправоту и извиниться.Если ваш счет истощен, то это лишает вас резерва и может привести к краху отношений.
«Нет дружбы без доверия, а доверия — без постоянства». Сэмюел Джонсон.
Навык 6.
Шестой навык. Стремитесь к синергии.
Кови утверждает, что это навык творческой кооперации – принцип, основанный на убеждении, что целое все где больше, чем сумма его частей, — что, в свою очередь, закладывает основу для того, чтобы видеть хорошие качества, потенциал и вклад других людей в общее дело.
Синергия, по Стивену Кови, – это строительство команды, работа в команде, развитие сплоченности и творческого взаимодействия с другими людьми.
Для достижения синергии необходимо замечать, ценить и уметь правильно использовать различия и сильные стороны каждого.
Навык 7.
Седьмой навык. Принципы сбалансированного самообновления.
Седьмой навык заключается в постоянном совершенствовании четырех личных факторов: физического, духовного, интеллектуального и социально-эмоционального.
Развитие этих факторов — это наша инвестиция в самих себя, развитие и поддержка средств производства, которые используются для достижения наших жизненных целей.
«Когда-нибудь вам придется столкнуться с великим искушением или согнуться под тяготами жизни. Но истинная борьба происходит здесь и сейчас… Именно сейчас решается, потерпите вы жалкое поражение или одержите славную победу в день тяжких невзгод или искушений. Характер нельзя укрепить иначе, как путем упорных продолжительных усилий» (Филлипс Брукс).
Источник