Кори теория и практика группового консультирования

Групповое психологическое консультирование — разновидность психологического консультирования; форма консультативного и терапевтического воздействия,[1] противостоящая индивидуальному психологическому консультированию.

Консультативные группы и групповой процесс[править | править код]

Понятие консультативной группы[править | править код]

Консультативные группы, согласно Джеральду Кори, представляют собой группы, сосредоточенные на межличностной коммуникации и интерактивной обратной связи, а также применении различных методов, относящихся к принципу «здесь-и-сейчас».[2]

Виды консультативных групп[править | править код]

Консультативные группы в значительной степени отличаются от других видов групп, в рамках которых происходит групповая практика и групповой процесс, в частности, они отличаются:[3]

  • от психотерапевтических групп по своим целям. Психотерапевтические группы характеризуются исследованием того, как можно изменить поведение, переживания и мысли клиентов, а также использованием меж- и внутриличностной оценок, диагнозов и интерпретаций для установления связи между материалом прошлого и событиями будущего;[2]
  • от образовательных или темоцентрированных групп, характеризующихся представлением участникам группы и обсуждением в ней знаний и навыков, полученных специалистом где-либо в ходе обучения;[2]
  • от групп, ориентированных на решение задач, которые характеризуются применением принципов групповой динамики, а также практиками/процессами совместного решения групповых проблем, построением команды и программы развития консультирования;[2]
  • от групп самопомощи или групп поддержки, в рамках которых объединяются люди со схожими жизненными трудностями или проблемами, создавая систему поддержки, которая защищает их от психологического стресса и стимулирует изменять свою жизнь. Среди групп самопомощи выделяются, в частности (в американском обществе), такие разновидности:
    • группы, ориентированные на тех, кто хочет усыновить ребёнка — Families Adopting Children Everywhere (FACE).
    • группы для людей, до и после прохождения операций на сердце — Mending Hearts.
    • группы для людей, которые волнуются по поводу потери веса или контроля над весом — Taking Off Pounds Sensibly (TOPS).
    • группы для людей, которые потеряли близкого человека в результате самоубийства — Seasons.
    • группы для тех, кто поражён психической болезнью и хочет расширить свои знания о ней — Alliance for the Mentally Ill (AMI).
    • группы для тех, кто оказался отделённым от супруга/супруги или любимого человека или же разведен — New Beginnings.
    • группы для женщин с раком груди — Reach to Recovery.
    • группы анонимных алкоголиков.
    • и др.
  • от групп краткосрочной групповой работы.

Согласно Дж. Кори, по критерию возраста можно выделить следующие виды консультативных групп:[4]

  • консультативные группы для детей
  • консультативные группы для подростков
  • консультативные группы для студентов и молодёжи
  • консультативные группы для взрослых
  • консультативные группы для пожилых людей

Цели консультативных групп[править | править код]

Согласно Дж. Кори, консультативные группы нацелены на росте и развитии участников группы, и освобождении от всего того, что препятствует этим процессам. Это отличает консультативные группы от групп терапевтических, которые сконцентрированы вокруг восстановления, лечения и реконструкции личности.[5]

Преимущества группового консультирования[править | править код]

Согласно Дж. Кори, у группового консультирования существуют следующие преимуещства (перед индивидуальными формами консультирования):[6]

  • Участники группы могут исследовать свой стиль отношений с другими людьми и приобрести более эффективные социальные навыки (например, учатся заботиться о других или не соглашаться с ними), в частности через эксперименты с альтернативными формами поведения.
  • Члены группы могут обсуждать своё восприятие друг друга и получать обратную связь о том, как их воспринимает группа, и отдельные её участники.
  • Группа в некоторой мере воссоздаёт привычный для её участников мир — социальный микрокосм, образец социальной реальности, и делает это тем сильнее, чем сильнее участники группы различаются по возрасту, интересам, происхождению, социально-экономическому статусу, типам проблем и др.
  • Консультативные группы, как правило, предлагают своим участникам понимание и поддержку, что усиливает готовность членов группы исследовать и разрешать проблемы, с которыми они пришли в группу.

Групповой процесс[править | править код]

Групповой процесс может рассматриваться как мощный катализатор личностных изменений.

Стадии развития консультативной группы[править | править код]

Согласно Дж. Кори, консультативные группы развиваются, и в этом процессе можно выделить следующие стадии:[7]

  • формирование группы
  • ориентационная фаза
  • переходная стадия
  • рабочая стадия
  • стадия объединения и закрепления полученного опыта, сосредоточенная на применении участниками группы полученного в группе, чем бы оно не являлось к повседневной жизни
  • стадия постгрупповых мероприятий и оценки результатов работы группы.

Руководство группой и личность консультанта[править | править код]

Джеральд Кори выделяет ряд характеристик, жизненно необходимых эффективному консультанту:[8]

  • эффективное управление группой связано с тем образом жизни, которые консультант на деле демонстрирует группе, а не на тех словах, которые он говорит, но которые им не подкреплены.
  • психологическое (эмоциональное) присутствие — эмоциональное вовлечение консультанта в работу с участниками группы.
  • уверенность в себе, осознание своего влияния на других, и его продуктивное использование.
  • смелость в процессе взаимодействия с членами группы (идти на риск, признавать свои ошибки, а не «укрываться за ролью» консультанта, вступать в продуктивное противостояние, и т. п.)
  • готовность к конфронтации для обеспечения процесса самоисследования у клиентов.
  • искренность и аутентичность.
  • чувство собственной идентичности.
  • вера в групповой процесс и энтузиазм.
  • изобретательность и творчество.
Читайте также:  Контактными при кори являются

При руководстве группой консультанту необходимо определиться с уровнем, уместностью и полезностью самораскрытия. Согласно Дж. Кори, также как и И. Ялому[9], процесс самораскрытия консультанта должен быть полезен в первую очередь его клиентам. Как он отмечает, при недостаточном самораскрытии консультанта группе, при котором он работает в рамках определённой роли, и чётко очерченной для себя — например, консультанта, он может «прятаться за фасадом» профессионализма, а также потерять в группе личную идентичность. Возможными причинами недостаточного самораскрытия являются: — страхи показаться непрофессиональным или потерять уважение членов группы; — потребность в сохранении дистанции или стремление утвердить определённый тип отношений, например — только отношений консультант/клиент, доктор/пациент — что может редуцировать общение личностей к формальной коммуникации. При слишком сильном самораскрытии группе, консультанты нередко руководствуются потребностью/желанием быть выслушанными и принятыми, или могут быть втянуты к излишней откровенности членами группы.[10]

Навыки и техники ведения группы[править | править код]

При руководстве группой консультант может сталкиваться с т. н. «трудными» членами группы, действия которых следует обычно рассматривать, согласно Дж. Кори, как часть группового процесса, так как это не только вопрос ответственности консультанта, ведущего группу. Чтобы такие участники не истощали группу и не затрудняли продуктивную работу с остальными, нередко оказывается полезным обратить внимание группы на таких, «проблемных» участников, показать им, как они выглядят в глазах других, а также обратить внимание остальных участников группы на их собственные реакции на сопротивляющихся членов группы, а не только сосредотачиваться на работе с ними. При этом, Дж. Кори рекомендует консультанту активно работать с собственной реакцией на сопротивление членов группы, так как при их игнорировании, консультант может оказаться «выключенным» из взаимодействия с группой[11]

Дж. Кори, с опорой на работу Эдвина Дж. Нолана,[12] говорит о следующих навыках эффективного консультанта-руководителя группы:[13]

  • активное слушание — подразумевающее полное внимание к говорящему и чувствительность к коммуникации на вербальном и невербальном уровнях.
  • перефразирование того что говорит говорящий, в частности для того, чтобы смысл сказанного (включающий в себя, в частности чувства мысли, переживания, понимание «проблемы» и отношение к ним) стал понятен ему самому и другим членам группы, а также для предоставления обратной связи участникам группы и сообщению им, что их понимают, а также как-то относятся к тому, что они сообщают.
  • разъяснение — фокусирования внимания на ключевой теме, проблеме и отношении к ней, и всестороннее её осмысление.
  • подведение итогов — сведение воедино важнейших моментов и истории группового взаимодействия, для перехода от одной темы к другой. Особенно важно в конце сессии.
  • вопрос.
  • интерпретация — выраженное в форме гипотезы предложение возможных объяснений участникам группы чего-либо, в частности их мыслей, чувств, поведения их отношения к ним. Может помогать увидеть новые перспективы и альтернативы. Важно предлагать интерпретацию тогда, когда участник группы готов подумать над ней. Консультанту следует быть готовым, что интерпретация может быть отвержена.
  • конфронтация — средство для изменения участников группы. При умелом проведении сфокусирована на несоответствиях, в частности на несоответствиях между вербальными и невербальными сообщениями, которые наблюдаются в группе.
  • отражение чувств — ответ на существенные моменты того, о чём сообщает клиент.
  • поддержка — обеспечение членов группы помощью и подкреплением, когда они раскрывают свою личность, исследуют болезненные чувства или идут на риск; осуществляется с помощью «психологического присутствия».
  • эмпатия, как чувствительность к «внутреннему миру» участников группы.
  • фасилитация — практика расширения группового опыта и помощи членам группы в обогащении своих целей.
  • инициативность — практика предотвращения нахождения и движения группы вне конкретного направления; сосредоточение внимания членов группы на значимой работе.
  • постановка целей — практика помощи участникам группы отобрать, уточнить и согласовать собственные цели.
  • оценивание, также — рефлексия — практика, сопровождающая группу на всех этапах группового процесса, направленная на себя, своё и/или групповое движение/продвижение в ходе группового психологического консультирования.
  • обратная связь — сообщение наблюдений и отношения к различного рода проявлениям и действиям членов группы.
  • совет, предложение — форма взаимодействия, помогающая участникам группы развивать альтернативные способы мышления и действия.
  • защита — умение консультанта предохранять участников группы от излишнего психического или физического риска, связанного с различными аспектами пребывания в группе, не перерастающая в родительскую позицию.
  • самораскрытие — навык и знания консультанта о том, когда, что, как и в какой мере следует открыть о себе, и какой эффект это принесёт группе и её участникам.
  • моделирование — практика обучения межличностной коммуникации в ходе которой, участники группы наблюдая за действиями и проявлениями консультанта, учатся вести себя таким же образом.
  • связывание групповой работы — организация взаимодействия между членами группы, в ходе связывания работы, осуществляемой участниками группы, с темами, рождающимися и выделенными в ходе её работы.
  • блокирование — вмешательство консультанта, в целях прекращения непродуктивного поведения в группе, осуществляемое без нападения на личности, осуществляемое, в частности, если один участник группы вторгается в личный мир другого, задавая и настаивая на ответе на очень личный вопрос, и т. п. Дж. Кори предлагает блокировать такие поведенческие паттерны, как:

    • «козёл отпущения» — члены группы «ополчились» на конкретного человека и выражают свои чувства неприемлемым способом.
    • групповое давление — давление одних участников группы на других, для достижения определённых действий с их стороны или осуществления изменений. Блокирование в данном случае возможно через предоставление обратной связи.
    • вопрос — участникам группы, задающим слишком много вопросов или допрашивающих других можно предложить сформулировать вместо вопросов прямые утверждения.
  • завершение — знание и умение консультанта о том, когда и как завершить работу с участником группы или группой в целом.
Читайте также:  Прививка от кори в королеве

Подходы к групповому психологическому консультированию[править | править код]

См. также[править | править код]

  • Психологическое консультирование
  • Психологическая помощь
  • Групповая психотерапия

Литература[править | править код]

  • Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Джеральд Кори; пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Эксмо, 2003. — 640 с. — (Серия «Искусство консультирования»). — ISBN 5-699-02457-3.
  • Лысенко Е. М., Молодиченко Т. А. Групповое психологическое консультирование: краткий курс лекций : учебное пособие. — Москва: Владос-Пресс, 2006. — 159 с. — (Серия «Психология»). — ISBN 5-305-00177-3.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Кори Д. Теория и практика группового консультирования / пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Эксмо, 2003. — С. 6.
  2. 1 2 3 4 Кори Д. Теория и практика группового консультирования / пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Эксмо, 2003. — С. 110—112.
  3. ↑ Кори Д. Теория и практика группового консультирования / пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Эксмо, 2003. — С. 23-32.
  4. ↑ Кори Д. Теория и практика группового консультирования / пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Эксмо, 2003. — С. 21-23.
  5. ↑ Кори Д. Теория и практика группового консультирования / пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Эксмо, 2003. — С. 23.
  6. ↑ Кори Д. Теория и практика группового консультирования / пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Эксмо, 2003. — С. 20-21.
  7. ↑ Кори Д. Теория и практика группового консультирования / пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Эксмо, 2003. — С. 121—180.
  8. ↑ Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 45-50.
  9. ↑ Ялом И. Групповая психотерапия. Теория и практика. — М.: Эксмо-Пресс, 2000.
  10. ↑ Кори Д. Теория и практика группового консультирования / пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Эксмо, 2003. — С. 52-54.
  11. ↑ Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Эксмо, 2003. — С. 54-55.
  12. ↑ Nolan E. J. Leadership Interventions for Promoting Personal Mastery // Jornal for Specialists in Group Work. — 1978. — 3 (3). — P. 132—138.
  13. ↑ Кори Д. Теория и практика группового консультирования / пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 57-71.

Источник

Мультикультурное психологическое консультирование (МПК) — один из видов психологического консультирования, сфокусированный на культурных аспектах осуществления психологической помощи — на том, как происходит поиск психологической помощи, как организован консультативный процесс и его результаты в различных культурах.

Появление мультикультурного психологического консультирования[править | править код]

Как отмечает Дж. Кори, «многие консультативные подходы терпят неудачу при встрече с клиентами, которые являются представителями меньшинств, или «этническими клиентами»,[1] потому что узко и стереотипно понимают их потребности», то есть не учитывают/ не понимают их культурных особенностей и запросов.

Общая характеристика[править | править код]

Согласно Педерсену, мультикультурное консультирование имеет дело с двумя и более людьми, по-разному воспринимающими социальную среду, но пытающимися работать вместе.[2]

Согласно Сью, консультанты так или иначе сталкиваются с выбором одного из двух возможных путей при консультировании: первый, используемый гораздо чаще, состоит в монокультурализме и этноцентризме, что предполагает консультантам некоторый комфорт и безопасность. Другой путь — это мультикультурализм, признающий и ценящий разнообразие. Монокультурное консультирование, согласно Сью, не может удовлетворять требованиям современного мультикультурного общества.[3][4]

Эффективность консультативной работы с клиентами, отличающимися по полу, сексуальным ориентациям, возрасту, профессиональному опыту, ожиданиям, эмоциональному выражению и другим культурно-опосредованным особенностям их идентичности, а также возможность понимания таких клиентов и их запросов может быть связана с культурными характеристиками консультанта и принятыми в той или иной культуре особенностями организации практик психологической помощи.

Педерсен предлагает рассматривать мультикультурное психологическое консультирование как затрагивающее такие «переменные», как[5]:

  • этнографические переменные (этническая принадлежность, национальность, религия и язык);
  • демографические переменные (возраст, пол, место жительства);
  • статусные (социальные, образовательные, экономические) переменные;
  • переменные принадлежности (формальная принадлежность к семье или организации, и неформальная принадлежность к определённым идеям и образу жизни).

Мультикультурное консультирование сконцентрировано не только на понимании расовых и этнических групп и меньшинств (среди которых, афроамериканцы, азиатские американцы, латиносы, коренные американцы, многочисленные белые этносы и др.), но также женщин, геев и лесбиянок, людей с физическими недостатками, пожилых людей и других. То есть мультикультурное консультирование должно обеспечивать концептуальное осознание сложности и разнообразия плюралистического общества, видение уникальности каждой личности, и понимание того, как личность может находить общий язык с теми, кто отличается от неё. Таким образом, в мультикультурном консультировании простого понимания о существовании различных культурных групп недостаточно; важно понять разнообразие внутри группы — каждый человек, участвующий в мультикультурном консультировании, должен быть рассмотрен в противопоставлении фону его культурной группы, а консультанту, согласно Педерсену, следует выявлять ту степень, в которой клиент оказывается окультурен различными группами.[6]

Читайте также:  Анализ крови на титр антител к кори

Американской психологической ассоциацией (АПА) сформулированы «Руководящие принципы для работников служб этнически, лингвистически и культурноразнообразных популяций» (1993),[7] в которых подчёркивается:

  • ответственность консультанта, который должен ознакомиться с культурными ценностями своих клиентов, прежде чем работать с ними;
  • важность социокультурной основы, с позиций которой рассматриваются разнообразные ценности, стили взаимодействия и культурные ожидания;
  • эффективная мультикультуральная консультативная практика требует как знаний, так и навыков.

Подходы к мультикультурному психологическому консультированию[править | править код]

Согласно Джеральду Кори, к мультикультурному консультированию, как к пониманию и работе с разнообразием мировоззрений клиентов существует как минимум 2 подхода.[8]

Первый представлен универсальным, или транскультурным подходом, основанном на предположении, что базовые человеческие различия важны, независимо от культуры (М.А. Фукуяма). Этот подход исследует сходства в опыте людей и предлагает транскультурную модель для обучения эффективного консультанта, которая включает:[8]

  • понимание культуры как целостности, и понимание того, как она влияет на человека, общество и процесс помощи другому человеку;
  • определение культуры в широком смысле для охвата пола, сексуальной ориентации, возраста, этничности и расы;
  • предоставление информации обо всех формах притеснений, включающих расизм, сексизм, гомофобию;
  • исследование значимости половых ролей;
  • помощь в развитии индивидуальной идентичности человека как представителя культуры;
  • помощь в понимании своих взглядов на мир и того, как они соотносятся с семьёй и культурным происхождением;
  • развитие лояльности и гордости за свою культуру и семейные связи.

Согласно представительнице этого подхода М.А. Фукуяме, чрезмерное акцентирование различий, отделяющих одну культурную группу от другой, может привести к формированию стереотипии.

Второй, фокусированный подход оспаривает необходимость получения глубинных знаний об особенностях культур (Локк Д.К.). Этот подход базируется на трёх основных моментах:[8]

  • способность консультанта исследовать собственные расовые представления и позиции и определять, как они соотносятся с культурными различиями между индивидами и группами;
  • способность обсуждать проблемы, соответствующие конкретной расе, на институциональном уровне;
  • способность видеть клиента одновременно как индивидуальноть и члена группы.

Литература[править | править код]

  • Шойгу Ю. С., Павлова М. В. Культурно-неспецифические и культурно-специфические реакции пострадавших в чрезвычайных ситуациях.
  • Handbook of multicultural counseling. (2001) Ed. by Ponterotto J.G., Casas J.M., Suzuki L.A., & Alexander C.M. (2nd ed.), Thousand Oaks, CA: Sage.
  • Handbook of multicultural competence for counseling and psychology. (2003) Ed. by Pope-Davis D.B., Coleman H.L.K., Liu W.M., & Toporek R.L. Thousand Oaks, CA: Sage Publications.
  • Ivey A.E., D’Andrea M., Ivey M.B. and Morgan, L.S. (2002). Theories of counseling and psychotherapy: A multicultural perspective, 5th ed. Boston, MA.: Allyn & Bacon.
  • Principles of Multicultural Counseling and Therapy. (2008) Ed. by Uwe P. Gielen, Juris G. Draguns, Jefferson M. Fish. — Routledge. — 488 p. — ISBN 978-0-8058-6204-1
  • Sue, D.W., Ivey, A.I., Pederson, P.B. (1996) A Theory of Multicultural Counseling & Therapy, Pacific Grove:Brooks/Cole.

См. также[править | править код]

Психологическое консультирование

Психологическая помощь

Культурная психология

Кросс-культурная психология

Психология культуры

Культурно-историческая психология

Примечания[править | править код]

  1. ↑ См.: Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 37.
  2. ↑ См.: Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 34.
  3. Sue D.W. The challenge of multiculturalism: The road less traveled // American Counselor, 1992, 1(1). — Pp. 6-14.
  4. ↑ См.: Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 36.
  5. Pedersen P. B. Multiculturalism as a generic framework// Journal of Counselling & Development, 1991, 70, 1: 6—12.
  6. ↑ См.: Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 34-35.
  7. ↑ American Psychological Association (1993). Guidelines for providers of psychological services to ethnic, linguistic and culturally diverse populations. // American Psychologist, 1993, 48(1). — Pp. 45-48.
  8. 1 2 3 См.: Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 35-36.

Источник