Ледокол который колит лед

Вот тут мы обсуждали предыдущий САМЫЙ БОЛЬШОЙ ЛЕДОКОЛ В МИРЕ.

А теперь начнем с истории …

Атомный ледокол «Арктика» вошел в историю как первый надводный корабль, достигший точки Северного полюса. Атомоход «Арктика» (c 1982 года по 1986 год носил название «Леонид Брежнев») является головным кораблем серии проекта 10520. Закладка судна состоялась 3 июля 1971 года на Балтийском заводе в Ленинграде. В создании ледокола принимали участие более 400 объединений и предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, в том числе Опытное конструкторское бюро машиностроения им. И. И. Африкантова и Научно-исследовательский институт атомной энергии им. Курчатова.

Ледокол был спущен на воду в декабре 1972 года, а в апреле 1975-го судно ввели в эксплуатацию.

Атомоход «Арктика» был предназначен для проводки судов в Северном Ледовитом океане с выполнением различных видов ледокольных работ. Длина судна составила 148 метров, ширина — 30 метров, высота борта — около 17 метров. Мощность атомной паропроизводящей установки превышала 55 мегаватт. Благодаря своим техническим показателям атомоход мог проламывать лед толщиной 5 метров, а в чистой воде развивать скорость до 18 узлов.

Первый поход ледокола «Арктика» к Северному полюсу состоялся в 1977 году. Это был масштабный экспериментальный проект, в рамках которого ученые должны были не только достигнуть географической точки Северного полюса, но и провести ряд исследований и наблюдений, а также проверить возможности «Арктики» и устойчивость судна при постоянном столкновении со льдом. Участниками экспедиции стали более 200 человек.

9 августа 1977 года атомоход вышел из порта Мурманска, взяв курс к архипелагу Новая Земля. В море Лаптевых ледокол повернул на север.

И вот 17 августа 1977 года в 4 часа утра по московскому времени атомный ледокол, преодолев мощный ледяной покров Центрального полярного бассейна, впервые в мире достиг в активном плавании географической точки Северного полюса. За 7 суток 8 часов атомоход преодолел 2528 миль. Исполнилась вековая мечта моряков и полярных исследователей многих поколений. Экипаж и участники экспедиции отметили это событие торжественной церемонией поднятия Государственного флага СССР на десятиметровую стальную мачту, установленную на льду. За 15 часов, которые атомоход провел на вершине Земли, ученые выполнили комплекс исследований и наблюдений. Перед уходом с полюса моряки спустили в воды Северного Ледовитого океана памятную металлическую плиту с изображением Государственного герба СССР и с надписью «СССР. 60 лет Октября, а/л «Арктика», широта 90°-N, 1977 г.».

Этот ледокол имеет высокие борта, четыре палубы и две платформы, бак и пятиярусную надстройку, а в качестве движителей используются три четырехлопастных гребных винта фиксированного шага. Атомная паропроизводительная установка размещена в специальном отсеке в средней части ледокола. Корпус ледокола сделан из высокопрочной лигированной стали. В местах, подверженных наибольшему воздействию ледовых нагрузок, корпус усилен ледовым поясом. На ледоколе имеются дифферентная и креновая системы. Буксирные операции обеспечивает кормовая электрическая буксирная лебедка. Для ведения ледовой разведки на ледоколе базируется вертолет. Контроль и управление техническими средствами энергетической установки ведутся автоматически, без постоянной вахты в машинных отделениях, помещениях гребных электродвигателей, электростанциях и у распределительных щитов.

Контроль за работой и управление энергетической установкой осуществляются из центрального поста управления, дополнительное управление гребными электродвигателями выведено в ходовую рубку и кормовой пост. Ходовая рубка — центр управления судном. На атомоходе она расположена на верхнем этаже надстройки, откуда открывается больший обзор. Ходовая рубка вытянута поперек судна — от борта до борта метров на 25, ширина ее — около 5 метров. На передней и боковых стенках почти сплошь располагаются большие прямоугольные иллюминаторы. Внутри рубки только самое необходимое. Вблизи бортов и посередине располагаются три одинаковых пульта, на которых находятся ручки управления движением судна, индикаторы работы трех винтов ледокола и положения руля, курсоуказатели и другие датчики, а также кнопки заполнения и осушения балластных цистерн и огромная тифонная кнопка для подачи звукового сигнала. Вблизи пульта управления левого борта располагается штурманский стол, у центрального — рулевой штурвал, у пульта правого борта — гидрологический стол; около штурманского и гидрологического столов установлены тумбы радиолокаторов кругового обзора.

В начале июня 1975 атомоход провел по Северному морскому пути на восток дизель-электрический ледокол «Адмирал Макаров». В октябре 1976 года вырвал из ледового плена ледокол «Ермак» с сухогрузом «Капитан Мышевский», а также ледокол «Ленинград» с транспортом «Челюскин». Капитан «Арктики» назвал те дни «звездным часом» нового атомохода.

«Арктика» была выведена из эксплуатации в 2008 году.

31 июля 2012 года был исключен из Регистровой книги судов атомный ледокол «Арктика» — первый корабль дошедший до Северного полюса.

По информации озвученной представителями ФГУП “Росатомфлот” прессе, полная стоимость утилизации а/л «Арктика» оценивается 1,3-2 миллиарда рублей, с выделением средств по федеральной целевой программе. Недавно шла широкая кампания по убеждению руководства в отказе от утилизации и возможности модернизации этого ледокола.

Читайте также:  Колит в кишечнике справа

А теперь подходим ближе к теме нашего поста.

В ноябре 2013 года на том же Балтийском заводе в Санкт-Петербурге состоялась церемония закладки головного атомного ледокола проекта 22220. В честь своего предшественника атомоход получил название «Арктика». Универсальный двухосадочный атомный ледокол ЛК-60Я станет самым крупным и мощным в мире.

Согласно проекту, длина судна составит более 173 метров, ширина — 34 метра, осадка по конструктивной ватерлинии — 10,5 метров, водоизмещение — 33,54 тыс. тонн. Он станет самым большим и самым мощным (60 МВт) атомным ледоколом в мире. Атомоход будет оснащён двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки РИТМ-200 мощностью 175 МВт.

16 июня на Балтийском заводе состоялся спуск на воду головного атомного ледокола «Арктика» проекта 22220», — говорится в сообщении предприятия, которое цитирует РИА Новости.

Таким образом, конструкторы прошли один из самых важных этапов в строительстве корабля. «Арктика» станет головным судном проекта 22220 и даст начало группе атомных ледоколов, необходимых для освоения Арктики и укрепления присутствия России в этом регионе.

Сначала настоятель Николо-Богоявленского Морского собора провел крещение атомного ледокола. Затем спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, следуя традициям кораблестроителей, разбила бутылку шампанского о корпус атомохода.

Далее рабочие завода осуществили резку задержника — устройства, с помощью которого корабль удерживался на стапелях.

«Трудно переоценить то, что сделано нашими учеными, конструкторами, корабелами. Возникает чувство гордости за нашу страну, людей, которые создали такой корабль», — сказала Матвиенко. Она напомнила, что Россия — единственная страна, обладающая собственным атомным ледокольным флотом, который позволит активно выполнять проекты в Арктике.

«Мы выходим на качественно новый уровень освоения этого богатейшего региона», — подчеркнула она.

«Семь футов под килем тебе, великая «Арктика»!» — добавила спикер Совфеда.

В свою очередь, полпред президента по Северо-Западному Федеральному округу Владимир Булавин отметил, что Россия строит новые корабли, несмотря на сложную экономическую ситуацию.

«Если хотите, это наш ответ вызовам и угрозам современности», — сказал Булавин.

Генеральный директор госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко, в свою очередь, назвал спуск нового ледокола на воду большой победой и конструкторов, и коллектива Балтийского завода. По словам Кириенко, «Арктика» открывает «принципиально новые возможности и в области обеспечения обороноспособности нашей страны, и решении экономических задач».

Суда проекта 22220 смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая лед толщиной до трех метров. Новые корабли будут обеспечивать проводку судов, перевозящих углеводородное сырье с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов, шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Двухосадочная конструкция позволяет использовать судно как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.

По контракту с ФГУП «Атомфлот», Балтийский завод построит три атомных ледокола проекта 22220. 26 мая прошлого года был заложен первый серийный ледокол этого проекта «Сибирь». Осенью нынешнего года планируется начать строительство второго атомохода «Урал».

Контракт на строительство головного атомного ледокола проекта 22220 между ФГУП «Атомфлот» и БЗС был подписан в августе 2012 года. Его стоимость составляет 37 млрд рублей. Контракт на строительство двух серийных атомных ледоколов проекта 22220 был заключен между БЗС и госкорпорацией «Росатом» в мае 2014 года, стоимость контракта составила 84,4 млрд рублей.

[источники]источники
https://ria.ru/economy/20160616/1448605334.html
https://www.arctic-info.ru/Encyclopedia/Article/atomnii-ledokol—arktika-
https://russian.rt.com/article/307820-atomnyi-ledokol-arktika-spustyat-na-vodu-v
https://www.interfax.ru/russia/513738
https://www.arktika.ru/rule.phtml?menu=snip&pub=7&page=rule7_8.htm

Вспомним еще про Восстановление «Советского Союза» и как сложилась Боевая история ледокола «Анастас Микоян». Были еще 812 дней во льдах и статистика по Ледокольному флоту мира

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 ноября 2019;
проверки требуют 2 правки.

Ледоко́л — самоходное специализированное судно, предназначенное для различных видов ледокольных операций с целью поддержания навигации в замерзающих бассейнах. К ледокольным операциям относятся: проводка судов во льдах, преодоление ледовых перемычек, прокладка канала, буксировка, околка, выполнение спасательных работ.

Существует два способа преодоления ледяных препятствий: путём разрезания льда острым и подкреплённым форштевнем с последующей раздвижкой образовавшейся полыньи либо путём продавливания и раскрашивания льда весом судна. Это различие непосредственно подтверждается формой корпуса и находит своё отражение в исторически закреплённом разделении судов ледового плавания на ледоколы и ледорезы. Последний из этих терминов широко применялся во время интенсивного освоения Северного морского пути в начале XX века[1].

История ледоколов[править | править код]

Колёсный пароход «City Ice Boat No. 1» на реке Делавэр

В 1837 году в Филадельфии (США) был построен деревянный колёсный пароход «City Ice Boat No. 1», предназначенный для колки льда в гавани.

Читайте также:  Колит в низу члена

Первым в мире ледокольным судном современного типа стал российский буксирный пароход «Пайлот»[2], построенный в 1864 году. Он представлял собой портовый буксир с переделанной по типу поморской лодки носовой частью, позволявшей ломать лёд собственным весом.

Во время холодной зимы 1870/1871 годов власти Гамбурга купили чертежи «Пайлот» и построили ледокол «Айсбрехер-1» (нем. Eisbrecher I; буквально — «разрушитель льда»).

Позже появились и другие суда подобного типа. Речной «Саратовский ледокол» построен в 1896 году английской фирмой Армстронг по заказу Рязано-Уральской железной дороги для обеспечения действия переправы через Волгу у Саратова. Той же фирмой были построены для России ледоколы «Байкал» (1899) и «Ангара» (1900) для обеспечения работы железнодорожной переправы через Байкал.

Первым в мире арктическим ледоколом стал построенный на верфи Armstrong Whitworth «Ермак» (1898 год — эксплуатировался Балтийским флотом до 1964 года). В 1917 году в Англии был построен «Святогор» (с 1927 года носит имя «Красин» в честь советского полпреда в Лондоне Л. Б. Красина, добившегося его передачи СССР). В 1942 году в составе конвоя PQ-15 «Красин» прошёл из исландского порта Рейкьявик в Мурманск, эксплуатировался Северным морским пароходством и Мурманским морским пароходством.

Балтийский завод (Санкт-Петербург) построил с 1921 по 1941 год 8 ледоколов, в том числе «И. Сталин», «В. Молотов», в период 1956—1958 завод построил 10 речных ледоколов, с 1974 года завод построил серию атомных ледоколов типа Арктика.

Первым в мире ледоколом с атомной энергетической установкой стал ледокол «Ленин» построенный в 1959 году, в 1974 году были завершены ходовые испытания второго атомного ледокола — «Арктика», который стал головным в одноимённой серии крупнейших ледоколов мира.

В 1988 году был построен советский лихтеровоз «Севморпуть», в мире крупнейшее ледокольно-транспортное судно и одно из четырёх торговых судов с ядерной силовой установкой.

В ноябре 2013 года был заложен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и 16 июня 2016 года был спущен на воду новый самый большой и мощный двухреакторный ледокол в мире, который вновь получил имя «Арктика» и стал головным из новой серии атомных ледоколов ЛК-60Я.[3].

Конструкция ледоколов[править | править код]

Классическая форма корпуса арктического ледокола (Ледокол «Красин», вид с форштевня)

Корпус судна обычно делается бочкообразным, со специальным ледовым усилением в районе ватерлинии (ледовый пояс), «ледокольной» формой носовой и М-образной формой кормовой оконечности, а энергетическая установка — дизельная или атомная паротурбинная с электрической передачей.

Такая конструкция корпуса обеспечивает его повышенную прочность, способность противостоять воздействию льда: устойчивость к истиранию в районе ватерлинии а также возможным сжатиям в ледовых полях. Форма носа позволяет с ходу выползать на кромку льда, разламывая его своим весом. М-образная в плане форма кормы используется для обеспечения возможности буксировать другое судно «на усах», когда нос буксируемого судна размещается в углублении кормовой оконечности (и при этом буксируемое судно может «подталкивать» ледокол). Вместе с тем, классическая бочкообразная конструкция корпуса, хорошо работающая во льдах, придаёт ледоколу не самые лучшие мореходные качества: на волне в свободной воде его может довольно сильно и резко качать.

Применяемая на ледоколах дизель-электрическая (или атомная турбо-электрическая) установка сама по себе обеспечивает судну высокую манёвренность (на более старых ледоколах ставили паровые машины с непосредственной передачей) и возможность варьировать мощность. Современные отечественные ледоколы, включая и атомные, строятся с тремя гребными винтами. Это также направлено на повышение манёвренности и живучести пропульсивной установки судна. Кроме того, силовая установка должна обеспечивать судну повышенную автономность, потому что при работе во льдах дозаправка практически невозможна (ледоколы с паровыми машинами не могли пройти без дозаправки всю трассу Северного Морского пути)[4].

Применение ледоколов[править | править код]

Ледоколы применяются для самостоятельной доставки грузов в труднодоступные районы Арктики и Антарктики, эвакуации и доставки экспедиций на научные станции, а чаще всего для прокладки судоходного пути другим судам, следующим за ледоколом.

Ледоколы внесли значительный вклад в освоение Северного морского пути.

Наибольшим ледокольным флотом обладают Россия, США, Канада, Финляндия, Швеция.

Ранее[когда?] США имели 7 ледоколов, а в настоящее время[когда?] — 3, из которых только один тяжёлый. Россия имеет 40 ледоколов, а ещё 11 находятся в стадии планирования или строительства[5]. В настоящее время[когда?] у России есть четыре действующих атомных ледоколов — «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач». Ожидают утилизации[когда?] пять атомных ледокола — «Арктика», «Россия», «Советский Союз», «Сибирь» и «Россия»[6]. Также у России есть единственный в мире атомный лихтеровоз «Севморпуть».

Ледоколы в России сегодня[править | править код]

Ледокольный флот России включает мощные атомные ледоколы, а также дизельные ледоколы.

По данным на 2011 год, всего в России эксплуатировалось 5 атомных и 39 дизель-электрических ледоколов; один атомный ледокол «Советский Союз» находился в ремонте.

Читайте также:  Сердце колит разогнуться не могу

Из-за старения ледокольного флота и задержек построения новых ледоколов примерно к 2015 году в России могла возникнуть так называемая «ледовая пауза». 31 января 2007 года в России был достроен ледокол «50 лет Победы».

1 октября 2005 премьер-министр России Михаил Фрадков подписал распоряжение о передаче ледокола «50 лет Победы» в доверительное управление ОАО «Мурманское морское пароходство» до 27 августа 2008 года. После указанной даты ледокол перешёл в управление ФГУП «Росатомфлот».

Всего, по сообщениям Министерства транспорта, Россия нуждается в 6 атомных ледоколах[7]. При этом срок строительства одного ледокола составляет около 8 лет.

Атомный ледокольный флот позволяет доставлять по Северному морскому пути ежегодно 5 млн тонн груза; реальный грузопоток составляет 1,2 млн тонн. Основная часть грузопотока приходится на Норильский промышленный район. В период с 2006 по 2009 год «Норильский никель» сформировал собственный арктический флот из нескольких крупных транспортных судов усиленного ледового класса, способных идти во льдах толщиной 1,5 метра, и практически перестал нуждаться в услугах ледоколов.

Действующие дизельные ледоколы мощностью 10 МВт и выше

НазваниеГод ввода в строй, страна/заводПредполагаемый год выработки продлённого ресурсаМощностьДоп. сведения
«Тор»1964,

Финляндия

н/д10 МВтПринадлежит ООО «Вспомогательный флот». Работает на Балтике (на начало 2007 г.). В начале 2014 года числился в резерве.[8]
«Дудинка»1970,

Финляндия

н/д10 МВтПринадлежит МТФ ОАО «ГМК «Норильский Никель». Работает на Енисее (на 2006 г.)
«Ермак»1974,

Финляндия

201526,5 МВтНа балансе ФГУП «Росморпорт». Работает на Балтике.
«Адмирал Макаров»1975,

Финляндия

201526,5 МВтПринадлежит компании «Феско» (ДВМП).
«Красин»1976,

Финляндия

201726,5 МВтПринадлежит компании «Феско» (ДВМП).
«Капитан Сорокин»1977,

Финляндия

201716,2 МВтНа балансе ФГУП «Росморпорт». Работает на Балтике.
«Капитан Николаев»1978,

Финляндия

201716,2 МВтПринадлежит ФГУП «Росморпорт».
«Талаги»1979,

Канада

н/д12 МВтКуплен компанией «Роснефть» в 2003 г. для проводки танкеров. Бывший «Canmar Kigoriak».
«Капитан Драницын»1980,

Финляндия

201916,2 МВтПринадлежит ФГУП «Росморпорт». Сертифицирован как пассажирское судно (для круизов).
«Капитан Хлебников»1981,

Финляндия

201716,2 МВтПринадлежит компании «Феско» (ДВМП).
«Магадан»1982,

Финляндия

20177 МВтПринадлежит компании «Феско» (ДВМП). Используется в рамках сахалинских нефтяных проектов и как портовый ледокол.
«Владимир Игнатюк»1983,

Канада

н/дОк. 17 МВтЛедокол-буксир. Куплен ММП в 2003 г. Бывший «Arctic Kalvik».
«ФЕСКО Сахалин»2005,

Финляндия

н/д17,4 МВтПринадлежит компании «Феско» (ДВМП). Предназначен для обслуживания буровых платформ.
Pacific Endeavour[9]2006, корпус —

Румыния, начинка — Норвегия

н/д17,3 МВтПринадлежит «Приморскому морскому пароходству» и Swire Pacific. Предназначен для обслуживания буровых платформ в рамках проекта «Сахалин-2».
Pacific Endurance[9]2006, корпус —

Румыния, начинка — Норвегия

н/д17,3 МВтПринадлежит «Приморскому морскому пароходству» и Swire Pacific. Предназначен для обслуживания буровых платформ в рамках проекта «Сахалин-2».
Pacific Enterprise[9]2006, корпус —

Румыния, начинка — Норвегия

н/д17,3 МВтПринадлежит «Приморскому морскому пароходству» и гонконгской Swire Pacific. Предназначен для обслуживания буровых платформ в рамках проекта «Сахалин-2».
«Владислав Стрижов»[10]2006, корпус —

Украина, начинка — Норвегия

н/д20 МВтПринадлежит компании «Севморнефтегаз». Предназначен для обслуживания буровых платформ в рамках освоения Приразломного месторождения.
«Юрий Топчев»[10]2006, корпус —

Украина, начинка — Норвегия

н/д20 МВтПринадлежит компании «Севморнефтегаз». Предназначен для обслуживания буровых платформ в рамках освоения Приразломного месторождения.
«Москва»2008,

Балтийский завод

н/д16 МВтПередан ФГУП «Росморпорт» для работы на Балтике.
«Санкт-Петербург»[11]2009,

Балтийский завод

н/д16 МВтПередан ФГУП «Росморпорт» для работы на Балтике.
«Владивосток»2015,

Выборгский судостроительный завод

н/д17,4 МВтПередан ФГУП «Росморпорт».
«Мурманск»2015,

Выборгский судостроительный завод

н/д17,4 МВтПередан ФГУП «Росморпорт».
«Обь»2019, Выборгский судостроительный заводн/д14,6 MBтПередан ФГУП «Атомфлот»

Ледоколы в филателии[править | править код]

  • Серия почтовых марок СССР, 1978 год
  • Ледокол «Арктика»

  • Ледокол «Ленин»

  • Ледокол «Адмирал Макаров»

  • Ледокол «Василий Прончищев»

  • Ледокол «Капитан Белоусов»

  • Ледокол «Москва»

  • Серия почтовых марок России, 2009 год
  • Ледокол «Ленин»

  • Ледокол «Таймыр»

  • Ледокол «Ямал»

  • Ледокол «50 лет Победы»

См. также[править | править код]

  • Ледоколы России
  • Ледовый класс

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Андриенко В. Г. Ледокольный флот России, 1860-е — 1918 гг. — М.: Европейские издания, 2009. — 531 с. — ISBN 9785987970379.
  • Алексеев Г.М. Особые случаи морской практики. [Учеб. пособие для курсантов высш. инж. морских училищ] / Ленингр. высш. инж. морское училище им. адм. С. О. Макарова. — М.: Морской транспорт, 1959. — 339 с.

Ссылки[править | править код]

  • «Современные ледоколы» — статья о принципах конструкций ледоколов
  • Флотилия Р. У.ж.д.
  • Атомный ледокол «Ямал»
  • Как устроен атомный ледокол? Виртуальная экскурсия

Источник