Любовь как корью болеют
Эта фраза звучит в фильме «Сибирский цирюльник», и она недалека от истины: у перенесших инфекцию появляется пожизненный иммунитет
Мысль в заголовке имеет и продолжение: чем позднее наступает заболевание, тем тяжелее оно протекает. И это правда. Корь — отнюдь не детская «болячка». Как защитить себя и близких, когда сообщения о вспышках инфекции поступают отовсюду?
Педиатр Ирина Неводова ведет прием в семейной клинике в подмосковном Долгопрудном. Среди ее пациентов заболевших корью деток, к счастью, нет, но медики не теряют бдительность. Сейчас крупные очаги находятся на Украине, в Гонконге и Грузии, много случаев в Европе. В Москве две школы закрыли на карантин. В Высшей школе экономики 451 студента не допустили до занятий без справки о вакцинации после того, как выявили одного заразившегося. Всполошил всех и случай в столичном роддоме, куда экстренно доставили будущую мамочку, утаившую от всех, что ее старший ребенок болен. Сотня женщин и 40 новорожденных, оказавшихся рядом с ней в роддоме, — под пристальным наблюдением врачей.
С 1 по 10 апреля Роспотребнадзор проводит дополнительную вакцинацию против кори — ее можно сделать по полису ОМС. Антипрививочники стоят на своем: все эти мероприятия опасны. Почему они упорствуют и что вообще мы знаем о кори?
Не путать с гриппом
Распространяется корь, как грипп и простуда, с капельками слюны. Вначале симптомы очень похожи: высокая температура, кашель, насморк, покраснение глаз, светобоязнь. Потом на слизистой щек появляются белесые пятнышки, а тело покрывает сыпь. В тяжелых случаях больному назначают антибиотики.
Корь очень заразна и опасна осложнениями — пневмонией, энцефалитами и менингоэнцефалитами. Возможно развитие колитов и энтероколитов — потребуются специальные препараты, которые помогут наладить работу желудочно-кишечного тракта.
— Не раз слышала суждение: лучше раз переболеть, чем делать несколько прививок. Но корь — не ветрянка, протекает намного тяжелее. Зачем подвергать себя и ребенка испытанию? — убеждена Ирина Неводова.
Можем повторить
Первую прививку против кори делают в 12 месяцев, а если отмечается вспышка заболевания, то и с шести. В шесть лет проводят повторную вакцинацию. Если не получилось уложиться в сроки, прививки можно сделать в другое время, главное — между ними должно пройти не менее трех месяцев. Иммунной защиты хватает на 15 — 20 лет (у всех по-разному), а далее вакцинацию стоит повторить. Бесплатно по полису ОМС ее можно сделать:
- в возрасте до 35 лет — тем, кто привит однократно или не привит вовсе;
- в 36 — 55 лет — тем, кто входит в группы риска: педагоги, медперсонал, работники торговли, транспорта, коммунальной и социальной сфер.
Если привиться хочет человек старше 35 лет, он может это сделать за свой счет в поликлинике.
Прежде чем идти на вакцинацию, надо определить уровень антител к вирусу кори — сдать кровь на анализ (в Москве это стоит от 570 руб.). При низком уровне антител необходимо введение одной дозы вакцины, при нулевом — двух. Если уровень высокий, в вакцинации нет необходимости.
Абсолютным противопоказанием к вакцинации от кори считается беременность.
Как следствие — аутизм?
Любимый аргумент противников прививок: вакцина против кори, паротита и краснухи — КПК — вызывает аутизм. Они ссылаются на исследования в Европе в 1998 году. Но эти изыскания давно признали недостоверными. Позже в Дании несколько лет наблюдали за состоянием свыше 657 тыс. детей и не выявили связи между вакциной КПК и аутизмом даже у ребят с наследственным фактором.
Все идет по плану
В СССР однократная вакцинация против кори была введена в 1968 году. Ее делали с 15 — 18 месяцев, а с 1986 года — с 12 месяцев. Ревакцинация против кори, краснухи и паротита в возрасте шести лет стала практиковаться в РФ в 1997 году.
Кстати
- Бытует мнение, что корь помогает при онкологических заболеваниях. Но этот вопрос малоизучен.
Источник
Попробуем разобраться, как взаимосвязаны вирус, любовь и прививка. Главным врагом крепкого иммунитета ребенка являются его… близкие.
20 августа 2018 года ВОЗ сообщила о рекордном уровне заболеваемости корью в Европейском регионе: количество инфицированных за первые шесть месяцев 2018 года составило более 41 тысячи человек, 37 случаев с летальным исходом. В споре между приверженцами прививок и их противниками разобраться нереально: веские аргументы есть у обеих сторон. Но обе стороны спора согласны с тем, что сделать прививку вовсе не значит получить иммунитет. В силу многих причин: не качественная вакцина, непрофессионализм медперсонала, да и просто некоторые люди не реагируют. Вдаваться в медицинские аспекты этого спора мы не будем. Эта статья совершенно о другом.
Прививка – исчерпывающий способ защиты?
Почему вообще возникает необходимость в прививках? Более трехсот лет медицина посвящала себя патогенезу («pathein» — страдать и «genesis» — происхождение). То есть искала ответ на вопрос что вызывает болезнь и как ее лечить. После второй мировой войны А. Антоновски (профессор медицинской социологии) взрывает научный мир вопросом «…почему все ищут причины болезни, а не причины здоровья?»
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Исследования в этом направлении положили начало салютогенезу («salus, salutis» — здоровье, исцеление, и «genesis» — происхождение), направлению, призванному помочь человеку оставаться здоровым.
Чувствуете разницу:
как НЕ ЗАБОЛЕТЬ?
как ЗАБОЛЕВ вылечиться?
«Причем здесь корь? Ведь это вирус! Перед ним мы бессильны!» — удивитесь Вы. Попробуем разобраться, как взаимосвязаны вирус, любовь и прививка.
Что происходит после того, как вирус попадает внутрь организма?
Очень обобщенно: уже в слизистой оболочке наши иммунные клетки поглотят часть вирусов. Далее, в крови вирус поджидает Т-хелпер (другой вид иммунной клетки). Он призывает к бою «убийц» вирусов: B-лимфоциты и Т-киллеры. Вызванные B-лимфоциты образуют антитела, которые связываются с антигенами вирусов. Т-киллеры вылавливают вирусы, которые сумели ускользнуть от антител и макрофагов и внедриться в клетки, и уничтожают их вместе с пораженными клетками. Зачистку осуществляют Т-супрессоры, которые гасят активность иммунного ответа, прекращая агрессивные действия Т-киллеров и B-лимфоцитов, чтобы те, разбушевавшись, не уничтожили и здоровые клетки в организме.
Вот так задумано природой (вернее природой задумано все намного сложнее и на нескольких уровнях, однако тема этой статьи не вирусология, потому да простят меня ученные за такой «монтаж»).
Но почему же эта природная схема не срабатывает? Почему понадобилось создавать искусственный иммунитет с помощью прививок? И почему при этом так много привитых людей болеют?
Поскольку вся описанная выше схема борьбы с вирусом – это иммунный ответ, думаю, логичен вопрос: а что есть первый и самый распространенный враг иммунитета? Стресс!
Пожалуй, нет ничего более впечатляющего, чем трансформация систем организма под воздействием стресса. Быстро, мощно организм становится совсем другим и перестраивается под одну задачу — выжить в экстренных условиях.
Основа такой перестройки – перераспределение энергетического обеспечения в организме. На время многие функции организма отключаются, поскольку слишком энергозатратны.
Первой, как бы это ни было странно, подавляется иммунная система. Практически вся описанная выше схема борьбы с вирусом … отключается. Иммунная система перестраивается на возможные ранения и кровопотери. Не до вирусов.
Когда же организм запускает стрессовый ответ? В ответ на угрожающую жизни ситуацию. И беда в том, что изначально схема стрессового ответа приспособлена и отшлифована под примитивные угрозы, существовавшие в далекие времена: землетрясения, наводнения, нападения, пожары, охота человека на мамонта (или мамонта на человека). Обобщенно – страх утраты, страх гибели. Именно этот страх является пусковым механизмом перестройки.
Весь механизм настроен на одну простую цель: бежать или драться. Все системы готовятся именно к тяжелым физическим усилиям или их последствиям – кровопотери, переохлаждения, перегрев, боль.
Но как часто Вы попадаете под землетрясение или нападение горилл? Реальное стрессовое воздействие давно заменено на другие угрозы: падение курса доллара, самодурство начальника, налоговая проверка, измена дражайшей половины… и т.д. Но реакция осталась прежней: организм перестраивается, чтобы… долго бежать, либо серьезно драться. Сомневаюсь, что Вы будете драться с начальником или убегать от налоговой. Потому и получите гарантировано сбой системы и перекос в адаптации.
И если у древнего человека, получив ответ от мышц о проделанной работе, мозг восстанавливает прежний гормональный фон (и включает иммунитет), то в нашем случае — не получая день за днем ответ, мозг все более и более нагнетает химические изменения, которые в определенный момент уже становятся разрушительными.
Собственно так взрослый и разрушает свой иммунитет – постоянным никак не преодолеваемым стрессом. Хотя механизмы стрессоустойчивости и преодоления последствий стресса известны, доступны и просты. Достаточно просто озадачиться этим.
«Но причем стресс к ребенку?», «Что дети знают о проблемах?»
И вот тут каждому родителю надо четко осознать, что ребенок – не уменьшенная копия взрослого. Ребенок — совсем другой мир и другие механизмы. Его стрессы другие, но не менее сильные и разрушающие.
Ребенок зависим в своем выживании от взрослого. Без права выбора и перемен. Потому эмоционально он ориентирован не столько на происходящие вокруг события, сколько на реакции и отношение к ребенку значимого взрослого (родителя, опекуна, учителя).
Потому главным врагом крепкого иммунитета ребенка являются его… близкие.
По сложившейся традиции, родительство не является наукой, потому никто и нигде этому не учит. Воспитываем, как повелось. Или наоборот, в стиле «ни за что не буду как мои родители».
Но очень мало кто из родителей знает, что в воспитании важно, а что не очень. Какие ошибки поправимы, а какие – нет. Почему вокруг так много грустных, неуспешных, нездоровых и неудовлетворенных жизнью людей, вышедших из вполне приличных семей?
Как же родительские знания влияют на формирование иммунитета ребенка и далее взрослого? Напрямую. Это и пренебрежение факторами формирования предрасположенностей к болезням (начиная с внутриутробного периода). Это и игнорирование важности первого года жизни ребенка. Это и разрушительные наследственные модели родительского поведения. Это и сама личность родителя и многое другое.
В данной статье хочу остановиться на салютогенезе. Согласно А. Антоновскому, наше тело заболевает только в ответ на отсутствие внутреннего равновесия. Согласно его теории фундамент здоровья — жизнестойкость, которая базируется на следующих составляющих:
1. Понятность — все происходящее как в себе самом, так и вокруг тебя можно понять и познать;
2. Управляемость — вера в собственную дееспособность и в способность строить свою жизнь самостоятельно или с помощью других людей;
3. Осмысленность — способность постичь смысл происходящего, ощущение себя причастным к тому, что происходит.
Задайте себе простой вопрос: а даю ли я своему ребенку:
- уверенность в своих возможностях понять себя и мир?
- веру в собственную способность строить свою жизнь?
- возможность постичь смысл происходящего?
И дали ли это в свое время мне мои родители?
Понять себя и мир — это вовсе не примкнуть к некой философской доктрине, будучи взрослым. Начало осознанного понимания – это тот период детства, когда дитё засыпает взрослого «глупыми вопросами». Вот оно! Не важно, насколько странен вопрос, и поймет ли ребенок ответ. Ребенку важна принципиальная возможность и схема получения ответа.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!
Вариант А:
Ребенок: «Почему корова не летает?»
Мама: «Что за глупый вопрос? Займись лучше делом и не будет глупостей в голове!» Или: «Как мне уже надоели твои вопросы. Помолчи хоть немного!»
Ребенок понимает, что его попытки познать мир – это глупости. Лучше делать что говорят. Тогда тебя будут считать умным и хорошим. А лучше вообще перестать общаться.
Вариант В:
Ребенок: «Почему корова не летает?»
Мама: «Это не простой вопрос. Давай поразмышляем: что надо для того, чтобы летать? Посмотри на всех, кто летает: птичка, самолет …что у них есть?»
Ребенок: «Крылья. А почему у коровы нет крыльев?»
Мама: «Давай посмотрим книгу (интернет/спросим у соседа-зоолога).
Книга/интернет/сосед-зоолог: «Есть разные виды созданий: птицы – они имеют крылья. Рыбы – они имеют плавники и плавают. Животные – у них ноги, лапы» и т.д.
Ребенок усваивает, что понять мир очень просто: поразмышлять, заглянуть в книгу, интернет, спросить более продвинутых. Основа положена!
Вторая база здоровья по А.Антоновскому — вера в собственную способность строить свою жизнь.
Как и когда возникает? Многие психологи утверждают, что базовая вера в себя зарождается в младенчестве. Благодаря реакции матери на потребности ребенка в первый год жизни.
Вспомните знаменитые:
«не обращай внимания — поорет и успокоиться»,
«не приучай к рукам – будет потом из тебя веревки вить»,
«кормите ребенка строго по времени, а не когда просит».
И т.д. и т.п., в каждой семье – свой набор «мудростей».
Не надо обладать особыми знаниями, чтобы понять — такое отношение НЕ способствует эмоциональной удовлетворенности ребенка и вере в то, что он может как-то заставить мир откликнуться на его призыв.
Не менее важно раннее детство — знаменитое «Я сам»!
Это период осознанного понимания себя: что могу, на что способен. Но поддерживают ли родители в этом бешеном ритме жизни такие важные порывы ребенка?
Как часто вы отталкиваете руки ребенка и сами завязываете шнурки, надеваете эти коварные штаны с подтяжками, докармливаете быстренько своей рукой такую нескончаемую кашу, перемываете плохо вымытую чадом посуду? День ведь у мамы с папой распланирован! 20 минут на самостоятельное расшнуровывание-зашнуровывание ребенком – непозволительная роскошь.
Ну а далее грустные вещи по привычке: выбор родителями одежды, игрушек, школы, увлечений, друзей, вуза, жены… «Мать жизнь прожила! /«отец собаку на этом съел!». Побуждения добрые, но результат плачевен.
Третья составляющая: способность постичь смысл происходящего и свою причастность к нему – как и когда возникает?
Да, опять детство.
Для ребенка очень важны: последовательность и баланс. Последовательность родителя в своих поступках, требованиях к ребенку, обещаниях, системе воспитания.
Как часто мы говорим детям одно – а поступаем совсем по-другому?
Папа утром сыну: «Нельзя врать, это плохо!».
Папа вечером маме: «Еле выкрутился перед начальником, чтобы в субботу не работать. Пришлось наврать, что в село надо ехать. Выходные дома сидим…»
Или вечные угрозы, которые неудобно выполнять: «Если еще раз это повторится – ты лишен прогулок с друзьями на неделю!» Повторилось. Но ребенка чем-то занять надо. «Ладно, последний раз прощаю!, но вот если еще раз…»
Когда ребенок теряет ориентиры логичности происходящего и свою возможность участвовать в этом? Когда:
- правила поведения в семье нечеткие, условия наказания размыты;
- родитель живет по двойным стандартам;
- родитель просто срывает злость на ребенке, даже когда тот все делает правильно;
- сегодня одни правила, завтра другие, послезавтра их вообще нет;
- за хорошее поведение, успехи, достижения ребенка не хвалят, не поощряют.
Но в воспитании важно не только требовать, важно и просто любить.
Что важнее: любовь, которая все покроет, все залечит? Или в нынешнем мире важно только подготовить к сложностям жизни? Важен баланс!
Ребенок должен получать и безусловную любовь и жесткие, но справедливые требования. И, конечно же, логичную последовательность в их проявлении.
Хотите хороший иммунитет у себя и своего ребенка? Попробуйте привести свою жизнь и жизнь ребенка к этим простым условиям жизнестойкости!
«Воспитание – это пример и любовь, и больше ничего…»
Г. Песталоцци
Причем же тут любовь? Согласитесь, привнести в жизнь все выше оговоренное – это не прививку сделать. На такие серьезные изменения нас может подвигнуть разве что любовь…
Анна Фрейд и Дороти Берлингэм в 1944 году положили начало исследованиям, которые были проверены в 5 зонах военных конфликтов в разное время и в разных странах. Вывод таков: самый важный фактор жизнестойкости детей даже в самых чудовищных ситуациях – это надежная привязанность к родителям. Именно ее и формируют постулаты А. Антоновского. Хотя психологи расшифровывают понятие надежной привязанности целым рядом условий и признаков.
Однако не кажется ли Вам, что за всеми этими сухими научными критериями стоит любовь к ребенку. Любовь искренняя, осязаемая и впитываемая ребенком без ограничений. Любовь, доступная для ребенка в том виде, в котором она ему нужна, а не в том, в каком мама решила ее проявлять.
«Все для него: работаю на трех работах, живу в поездах, две самые дорогие няни наняла!»
«Не до сюсюканий. Жизнь сложна, и лучше подготовить ребенка к испытаниям с детства!»
«Ничего, меня никто не обнимал-целовал-баловал! Потому и вырос настоящим мужиком!» (правда болею много…) опубликовано econet.ru.
Оксана Фортунатова
фото ©Cig Harvey
Задайте вопрос по теме статьи здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
,
чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!
Источник
У родителей широко распространено мнение, что все детские инфекции на то и называются такими, что ими нужно переболеть в детском возрасте, и тогда они переносятся легко. К сожалению, это очень большое заблуждение.
Большинство этих инфекций не так безобидны, особенно для малышей до трех лет, и могут давать серьезные осложнения. Кроме того, в последнее время участилась тенденция к изменению клинической картины инфекций, увеличению частоты тех инфекций, что ранее были редкостью. Одно из таких заболеваний – корь.
Что это за болезнь?
Корь – болезнь отнюдь не новая, она существует более тысячи лет. Но долгое время ее относили к сыпным лихорадкам, которые в средневековье выкашивали целые города. Пристальное внимание кори стали уделять с 19 века, а в середине 20 века тщательно и подробно описали и начали вести разработку вакцин против этого заболевания. И, кстати, успешно. Причем, во Всемирной Организации Здравоохранения есть план по устранению этой инфекции на земле, подобно черной оспе. Однако, возникает множество трудностей, и пока это лишь долгосрочный проект.
Корь – это острая инфекция, вызываемая особыми вирусами «Polynosa rnorbillorum», которые вызывают поражение конъюнктивы глаз, верхних дыхательных путей и кожную сыпь. Вирус кори опасен только для человека и некоторых видов человекообразных обезьян, потому, что их организм очень близок к человеческому, для других животных он не опасен и заразиться от них нельзя.
Где, от кого и как можно заразиться?
Это вирус, довольно неустойчивый во внешней среде, он быстро погибает от солнечного света, любых средств дезинфекции и поэтому через одежду, руки, общие игрушки и третьих лиц он не передается. Корь — это вирусная инфекция, которая передается воздушно-капельно – при разговоре, плаче, чихании, кашле. В отличие от краснухи, при которой нужен длительный тесный контакт, при этой болезни зара-зиться можно и при нахождении в помещении, где до этого был больной корью, его вирусы сохраняют-ся там до 2 часов. Доказано, что внутри жилых и общественных помещений вирус кори может разно-ситься на достаточно длинные расстояния по коридорам, попадая в соседние квартиры, комнаты, отсе-ки. Поэтому, реальная опасность грозит всем, кто не имеет иммунитета к кори и кто находится в одном доме с больным, если этот больной не изолирован и спокойно перемещается по дому. Распространению вируса способствует и ток воздуха по системе вентиляции, так что от одного малыша реально может заболеть полностью многоквартирный дом.
Заболевает до 98% контактных, причем большинство из них дети, не имеющие прививок, или взрослые, кто делал прививки последний раз 15-16 лет назад. Малыши, имеющие прививку от кори, надежно защищены от нее, равно как и дети до года, если мама была привита или переболела корью, то есть имеет антитела, которые и передает ребенку. Наиболее опасно заразиться корью для малыша до трех лет. В этом возрасте процент летальных случаев и осложнений очень большой. Корью болеют один раз в жизни. После болезни остается пожизненный иммунитет.
Больной начинает выделять вирусы с последних двух дней инкубационного периода и остается заразен до 4 дня от начала сыпи, а если корь протекает с осложнениями, тогда и дольше. В организм вирус мо-жет проникнуть через слизистые оболочки носа, глотки или глаз, а оттуда с кровью он распространяется по всем органам и системам. Больше всего подходят для фиксации и размножения вируса клетки кожи, слизистые оболочки глаз, верхние и нижние дыхательные пути и ротовая полость. В них развиваются очаги воспаления, которые и формируют картину болезни. Если вирус попадает в нервную систему, развиваются тяжелейшие осложнения – менингиты (воспаление спинного мозга) и энцефалиты (воспаление головного мозга).
Заболевание корью ослабляет иммунитет, поэтому часто присоединяются различные инфекции и обостряются хронические заболевания. Тяжелее всего корь протекает у детей с туберкулезом, физически ослабленных, имеющих анемию, страдавших рахитом в детстве. Такие малыши имеют неблагоприятные прогнозы течения кори.
Как она проявляется?
Срок инкубации при кори обычно около 10 дней, а высыпания появляются на 13 день от момента заражения. Первыми признаками болезни, как и практически всех детских инфекций, являются общие симптомы – повышение температуры причем обычно до 38-39 градусов, головная боль, кашель и насморк, малыш вялый, плаксивый, отмечается снижение его активности и аппетита, он плохо спит. Обычно температура ко второму-третьему дню идет на спад, а вот проявления самой болезни усиливаются.
Резко усиливается насморк, ребенок чихает, обильно выделяются слизистые сопельки. Малыш часто кашляет, у него першит в горле и в дыхательных путях. Может формироваться осиплость голоса, а кашель может стать лающим и грубым. Кроме того, формируется конъюнктивит – глаза сильно краснеют, ребенку больно смотреть на свет (светобоязнь), причем настолько сильно, что ребенок рефлекторно сжимает веки при появлении света, текут слезы. Лицо ребенка несколько отечно – глаза припухшие, нос отечен. Кроме того, для кори характерны особые изменения во рту – на слизистых оболочках полости рта и мягком небе. Это так называемые пятна Филатова-Вельского-Коплика, они появляются примерно за сутки до высыпаний на коже. обычно это красные пятна неправильной формы, размером от 0.2 до 0.7 мм, расположенные на оболочках твердого и мягкого неба, доктора называют ее «коревой энантемой». Данный симптом очень характерен для этой болезни и если его обнаружить – диагноз не составляет труда, к сожалению, через сутки-двое пятна сливаются, и образуется общая краснота полости рта. параллельно с энантемой образуются и особые пятна – они расположенына внутренней поверхности щек, где расположены коренные зубы – это маленькие, размером не боле 1 мм белой точки, окруженной красным венчиком. Эти пятнышки могут группироваться и даже сливаться, их невозможно убрать ватным тампоном. Обычно они существуют 2-3 суток, и обнаруживаются с момента высыпаний, а после их исчезновения остается красная, бархатистая слизистая щек.
С момента появления кожной сыпи снова повышается температура, которая растет первые 2-3 дня и, достигая максимума, снижается практически до нормы к 4-5 суткам. Сыпь начинается с областей за ушами и лица, за сутки она заполняет все лицо, в том числе и носогубный треугольник, спускаясь на область шеи и часть груди. со вторых-третьих сток сыпь распространяется на тело малыша и плечи и бедра, к четвертым суткам обсыпает все тело до кончиков пальце рук и ног. Такая этапность очень ти-пична для этой болезни, но в редких случаях этапность может теряться.
Обычно это мелкие, мягкие на ощупь папулки (бугорочки), они розового цвета, размером до зернышка проса или риса. А спустя несколько часов этот бугорок окружается зоной воспаления и красноты. Затем эти бугорки с красными пятнами вокруг сливаются в единое крупное пятно неправильных форм, в центре которых можно прощупать первичные бугорочки. Крупные пятна могут сливаться. Вплоть до образования почти сплошной сыпи с редкими очагами неизмененных участков тела, которые смотрятся резко бледными на фоне пылающих пятен. Реже образуются некрупные пятна с бугорками или сыпь очагами кровоизлияний.
Сыпь держится примерно трое суток и элементы начинают бледнеть в том же порядке, как и возникали, иногда бывает так, что пока сыпь подсыпает на конечностях, на лице она уже начинает бледнеть. Проходящая сыпь становится не такой выпуклой, приобретает синюшный оттенок, а потом превращается в светло-коричневые пятна. Обычно такие участки пигментации держатся до пары недель и могут несильно шелушиться.
Как отражается корь на организме?
При начале высыпаний состояние ребенка резко ухудшается. Появляются вновь общее недомогание, симптомы интоксикации (головная боль, нарушение сна и аппетита), но еще и признаки нарушения работы нервной системы. Может быть угнетение сознания или возбуждение, могут быть бред и галлюцинации. Усиливается проявление насморка, конъюнктивита, сильнее поражаются дыхательные пути – формируется трахеобронхит, иногда и пневмония.
Затрагивается сердечно-сосудистая система – приглушаются оны сердца, понижается давление. Может развиться миокардит – воспаление сердечной мышцы. Страдает система пищеварения – отмечаются боли в животе, расстройства стула, нарушения переваривания. При высокой температуре может быь задержка мочи, ее концентрирование и белок в моче. Увеличиваются лимфоузлы, происходит изменение картины крови – лейкоцитоз с нейтрофилами, а в стадию высыпания они сменяются лейкопенией – снижением лейкоцитов в крови.
Восстановительный период после того как прошли высыпания длится еще некоторое время, несколько недель еще отмечается общая утомляемость, слабость, плохой аппетит. Кроме того. на долгое время ос-тается сниженным иммунитет, поэтому ребенка стоит отграничить от контактов с другими малышами.
Отдельно хочется остановиться на осложнениях, дело в том, что кроме тяжелого течения, корь еще и часто осложняется бронхитами и пневмониями, причем тяжело поддающимися лечению, в том числе и антибиотиками. Опасен коревой ларингит, который может привести к тяжелому стенозу гортани.
При кори нередки тяжелые стоматиты, отягощающие течение болезни и нарушающие процесс кормле-ния и без того ослабленного малыша. Может развиться отит, блефарит (воспаление век), кератит (вос-паление роговицы).
Но самыми тяжелыми являются осложнения со стороны нервной системы – воспаления головного и спинного мозга – энцефалит и менингит.
Чем лечить?
Любое подозрение на корь требует немедленного вызова врача. Кроме того, наблюдение и лечение осуществляется только доктором. В случае не осложненного течения корь требует только противовирусного и симптоматического лечения. Однако, в случае тяжелого течения, особенно у детей до трех лет требуют иногда и госпитализации, и антибиотиков и многих других медикаментов.
Очень важным для родителей являются основы ухода за больным малышом. Обязательным должен быть постельный режим, который сведет к минимуму риск осложнений, спокойная обстановка в доме и забота и любовь родителей. Хорошо проветривайте комнату, тщательно ухаживайте за кожей и слизистыми – умывайте, обтирайте влажной губкой, отрабатывайте глазки, нос и ротик. Комнату малыша следует затемнить, чтобы яркий свет не раздражал глаз больного, поднимите изголовье кровати повыше, чтоб облегчить дыхание. Часто меняйте положение ребенка, берите на руки, чтобы немного подвигаться с ним.
Кормить малыша с корью сложно, аппетит снижен. В остром периоде нужно много поить малыша и кормить понемногу. Протертой пищей в теплом виде, чтобы меньше раздражать слизистые, в основном это должна быть растительно-молочная пища, отварное мясо. Для грудничков же лучшим лечением будет грудное молоко. Потребуется дополнительно витаминотерапия – комплекс витаминов группы В, витамин С и витамин А.
А как же защитить малыша?
Если малыш контактировал с коревым больным, и не имеет прививки, один из методов профилактики кори – пассивная иммунизация. Это введение готовых антител, а на сегодня, противокоревого гамма-глобулина. Он водится уколом в мышцу в дозе 1.5 мл чтоб облегчить течение болезни, или в дозе 3 мл. если хотят предотвратить развитие кори. Однако, эта мера эффективна только при условии. Что эта процедура проведена не позже шестых суток от начала инкубационного периода. Готовят этот препарат из пуповинной крови, и он дорог. По современным действующим инструкциям он применяется детям от 3 месяцев до трех лет включительно, а старше трех лет у ослабленных детей, с иммунодефицитами, хроническими болезнями и туберкулезом. Если корь подозревают в стационаре – иммунизируют всех детей, находящихся на лечении вне зависимости от возраста. Это позволило снизить риск осложнений и летальных исходов.
Основой профилактики кори является вакцинация. Первые вакцины были разработаны в Советском Союз, и до сих пор вакцину от кори готовят по технологии разработанной нашими учеными. Вакцина живая, имеет ослабленный неопасный штамм вируса, формирующий стойкий иммунитет на 10-15 лет. Она обычно переносится хорошо, не давая осложнений. На сегодня вакцину вводят вместе с краснуш-ной и паротитной вакциной, в возрасте 12 месяцев. Ревакцинацию проводят в шесть лет перед школой, чтобы усилить эффект. Вводится вакцина в область плеча, внутримышечно, или под лопатку.
Прививку нельзя делать детям, имеющим аллергию на антибиотики амингликозидного ряда, на куриный белок и перепелиное яйцо. Не делают прививок малышам, болеющим острыми заболеваниями. имеющим обострения хронических или получающих гормональную или иммуносупрессивную терапию. Кроме того, не делают прививок беременным женщинам, однако, если в семье есть ребенок, кото-рого привили от кори, он не опасен для беременной.
Источник