Правила ухода за кожей и слизистыми при кори
БИБЛИОТЕКА
МАНИПУЛЯЦИИ
ЗАБОЛЕВАНИЯ
БАЗОВЫЕ ВОПРОСЫ
КУРОРТОЛОГИЯ
ССЫЛКИ
О САЙТЕ
Категория: Уход в педиатрии
Корь — острое инфекционное вирусное заболевание с высоким уровнем восприимчивости, которое характеризуется высокой температурой (до 40,5 °C), воспалением слизистых оболочек полости рта и верхних дыхательных путей, конъюнктивитом и характерной пятнисто-папулёзной сыпью кожных покровов, общей интоксикацией.
Диета: пища механически, химически, термически щадящая.
Режим:постельный во время лихорадочного периода.
Тактические предписания:
- обеспечить доступ свежего воздуха;
- соблюдать масочный режим;
- исключить попадание яркого света в глаза ребёнка;
- влажная уборка помещения ежедневно;
- ухаживать за кожей и слизистыми:
- регулярно проводить туалет кожных покровов;
- глаза несколько раз в день промывать чаем или кипячённой водой. Можно закапывать масляным раствором витамина А, или 0,25% раствором левомицетина;
- после каждого приёма пищи полоскать рот ребёнка. Ребёнку до одного года можно давать пить или орошить рот ребёнка;
- оберегать ребёнка от сопутствующих инфекций, так как у больного развивается иммунодефицитное состояние.
Техника разведения и введения противокоревой вакцины
- собрать 1 или 2 — граммовый шприц;
- набрать шприцем с длинной иглой 0,5 мл растворителей;
- перенести в ампулу с сухой коревой вакциной 0,5 мл растворителя;
- набрать 0,5 мл коревой вакцины;
- поменять иглу на тонкую;
- проверить проходимость иглы;
- обработать кожу под лопаткой ватным тампоном, смоченным 70° спиртом;
- захватить левой рукой кожу в складку;
- в основание складки ввести п/к под углом 45° вакцину;
- извлечь иглу.
Мероприятия в очаге кори
- изолировать больного в мельцеровский бокс (можно оставить дома), срок изоляции — до 5 дня высыпания (то есть 4 дня с момента высыпания);
- послать экстренное извещение в СЭС;
- контактных изолировать на 21 день с момента контакта;
Примечание: при точном установлении времени контакта — разобщение проводится с 8 дня. Карантин накладывается на все детские учреждения.
- контактным детям (не болевшим и не привитым) в/м ввести противокоревой гамма-глобулин;
Помнить! Надо вводить гамма-глобулин не позднее 6 дня от контакта с больными. Гамма-глобулин предохраняет от заболевания в течении 1 месяца.
- заключительная дезинфекция не проводится.
Саенко И. А.
Источники:
- Бисярина В.П. Детские болезни с уходом за детьми и анатомо-физиологическими особенностями детского возраста — Москва: Медицина, 1981.
- Тульчинская В. Д., Соколова Н. Г., Шеховцова Н. М Сестринское дело в педиатриии. Серия ‘Медицина для вас’. Ростов н/Д: Феникс, 2000.
© Злыгостев А. С., подборка материалов, статьи, разработка ПО 2010-2019
Саенко Инна Александровна, автор статей
При копировании материалов проекта обязательно ставить активную ссылку на страницу источник:
https://m-sestra.ru/ ‘M-Sestra.ru: Сестринское дело’
Источник
Журнал «Здоровье» 1984 год
ВРАЧ РАЗЪЯСНЯЕТ, ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ, РЕКОМЕНДУЕТ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА
С. А. АЗАРОВА, заведующая отделением
Московской городской инфекционной больницы № 1
В 1983 году Министерством здравоохранения СССР разработана новая программа снижения уровня заболеваемости корью и доведения ее до спорадических (единичных) случаев. Согласно этой программе предусматривается максимальный охват детей и подростков прививками против кори.
Вакцинации подлежат дети всех возрастов, начиная с полутора лет, ранее не болевшие корью и не привитые против нее. А детям и подросткам, у которых прививочный противокоревой иммунитет снижен, будет проведена ревакцинация.
От прививок дети освобождаются только в период острого заболевания или обострения хронического. Им прививки делают не ранее чем через месяц после выздоровления или стихания обострения.
Родители! Не уклоняйтесь от противокоревой прививки вашему ребенку! Узнайте в детской районной поликлинике, когда ему должна быть сделана эта прививка, и не пропустите назначенный срок.
Не опасайтесь прививки: отечественная противокоревая вакцина — высокоэффективный препарат, не дающий побочных, нежелательных реакций.
Ребенок почувствовал недомогание, у него повысилась температура, заложило нос, воспалилась слизистая оболочка глаз, появились сухой, резкий кашель и головная боль. Сразу же вызывайте к нему врача! Так могут начинаться многие серьезные заболевания, в том числе и корь.
Наиболее характерный признак этой инфекции — мелкая, несколько возвышающаяся над кожей красноватая сыпь. Она выступает лишь на четвертый-пятый день от начала заболевания, но еще за день-два до ее появления врач уже может безошибочно поставить диагноз.
А своевременно это сделать чрезвычайно важно, чтобы обеспечить больному надлежащий уход. Опыт показывает, что, когда такого ухода нет, чаще возникают осложнения, а ими-то прежде всего и опасна корь.
Причем осложнения могут возникнуть на любом этапе болезни, даже в самом ее начале, еще до появления сыпи. Наиболее распространенные из них — пневмония и ларингит, особенно опасны для детей раннего возраста. Нередко развиваются также стоматит и отит.
А в конце высыпания и позже может возникнуть и менингоэнцефалит, который сопровождается сильнейшей головной болью; рвотой, нарушениями речи и сознания. Чем меньше ребенок, тем опаснее для него осложнения.
Какие же условия необходимо создать ребенку?
ПОСТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ. Причем с первых же часов заболевания и не только пока остается высокой температура, но и в первые два-три дня после того, как она стане нормальной.
Часто меняйте положение больного, переворачивая с одного бока на другой. Малыша периодически, примерно каждые полчаса-час, берите на руки. Это поможет предотвратить застойные явления в легких, которые способствуют развитию пневмонии.
Комнату по нескольку раз в день проветривайте, ежедневно проводите в ней влажную уборку. И не занавешивайте окна шторами, а чтобы ярким свет не раздражал глаза, поставьте кровать так, чтобы он не падал на лицо.
ПОЛНЫЙ ПОКОЙ. Сведите до минимума общение больного с домашними, а с посторонними вообще полностью исключите. Ограничение контактов необходимо, чтобы избежать присоединения другой инфекции и предупредить возможное распространение кори. Кроме того, любые контакты — это дополнительная нагрузка на нервную систему больного.
ЕЖЕДНЕВНЫЙ ТУАЛЕТ. Каждое утро умывайте и подмывайте больного ребенка, а руки мойте ему перед едой и по мере загрязнения. Это надо делать обязательно. А если температура не превышает 38 градусов и состояние нетяжелое, можно сделать ванну даже и во время высыпания — после нее состояние улучшается.
УХОД ЗА ГЛАЗАМИ. После сна и 2-3 раза в течение дня промывайте глаза больного, чтобы удалить с век гнойные корочки.
Делайте это ватным тампоном, смоченным двухпроцентны раствором фурацилина (1 таблетка на стакан теплой кипяченой воды) или раствором борной кислоты (чайная ложка на стакан воды).
Каждый глаз промывайте отдельным тампоном, от наружного угла к внутреннему. А чтобы предупредить возможное воспаление роговицы, после промывания закапывайте в глаза по 1-2 капли масляного раствора витамина А. Следите, чтобы ребенок не тер глаза и не срывал корочки.
УХОД ЗА НОСОМ. Очень важно, чтобы больной свободно дышал. Пока выделения из носа жидкие, ребенок должен сморкаться, поочередно зажимая то одну, то другую ноздрю.
Маленькие дети сморкаться не умеют. У них можно отсасывать слизь из носа маленьким баллончиком (№№ 0 и 1).
Когда же выделения становятся вязкими, 2-3 раза в день промывайте носовые ходы ребенка щелочным раствором (1/2 чайной ложки питьевой соды на стакан кипяченой воды), закапывая по 10 капель в каждую ноздрю, — сода разжижает слизь.
Корочки из носа удаляйте ватными фитильками. Предварительно закапайте в каждую ноздрю по 1-2 капли слегка подогретого вазелинового или любого растительного масла, тогда корочки легко будут отделяться.
Освободив нос от слизи и корочек, сразу же закапайте в него сосудосуживающие средства, назначенные врачом. Делать это нужно 3-4 раза в день. Такая процедура облегчает дыхание и, что очень важно, способствует предупреждению отита, евстахиита, поскольку носовые ходы близко расположены от евстахиевой трубы.
Во избежание раздражения кожи нос не вытирайте, а лишь слегка промокайте и лучше не носовым платком, а очень мягкой, многократно стиранной тканью.
УХОД ЗА ПОЛОСТЬЮ РТА. Чтобы предупредить воспаление слизистой оболочки рта (стоматит), надо после еды удалять
остатки пищи изо рта.
Маленькому ребенку, который еще не умеет полоскать рот давайте после каждой еды и между кормлениями пить кипяченую или подогретую минеральную воду (Боржоми, Славяновскую), чай с лимоном.
А дети старше 4-5 лет пусть полощут рот водой, или бледно-розовым раствором марганцовокислого калия, или раствором фурацилина.
Если губы становятся сухими, трескаются, смазывайте их борным вазелином или любым жиром, лучше всего сливочным маслом — оно содержит витамин А.
ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ. Пока держится температура, дети обычно отказываются есть. Кормите небольшими порциями, но чаще, чем обычно.
Охотнее всего в это время дети едят тертое яблоко, творог, кефир, кисели. Попробуйте также давать овощи, разные каши, отварное провернутое мясо, рыбу.
Чтобы не травмировать воспалившуюся слизистую оболочку рта, готовьте фрукты и овощи в виде пюре и протертых супов.
Обильно поите, давайте соки, морсы, чай с лимоном минеральные воды, настой шиповника, компот.
Когда температура станет нормальной, начните постепенно переводить ребенка на обычный, соответствующий возрасту режим и рацион питания. Стремитесь, чтобы пища была разнообразной, легкоусвояемой и богатой витаминам.
Зимой и весной дефицит витаминов следует восполнять настоем шиповника и препаратами витаминов, в том числе С и А. Дозировку посоветует врач в зависимости от возраста.
ЩАДЯЩИЙ РЕЖИМ В ПЕРИОД ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ. Особенно он необходим после тяжелых форм кори.
Еще на протяжении двух-трех недель у детей наблюдается повышенная утомляемость, раздражительность Поэтому они должны больше спать, в том числе и днем больше гулять на свежем воздухе, не переутомляться. Весьма желательно возобновить закаливание, заниматься гимнастикой.
И последнее: в первые 2-3 месяца после перенесенного заболевания, когда сопротивляемость организма резко снижена, особенно оберегайте ребенка от ОРВИ и других инфекций.
По материалам журнала «Здоровье» 04.1984 г.
Источник
Какова общая характеристика заболевания?
Корь — это острое инфекционное заболевание, характеризующееся симптомами общей интоксикации, лихорадкой, катаральными явлениями со стороны дыхательных путей и экзантемой.
Что представляет собой возбудитель?
Возбудитель — вирус, малоустойчивый во внешней среде.
Кто является источником заболевания и как происходит заражение?
Источник заболевания — больной человек, который заразен для окружающих в последний день инкубационного периода, в продромальном периоде и в течение 4 дней после появления сыпи. При осложненном течении (например, пневмонией) заразность больного продолжается до 10-го дня от момента высыпания. Корь относится к высококонтагиозным заболеваниям. Восприимчивость детей и взрослых, не имеющих иммунитета к кори, практически всеобщая. Единственный путь передачи — воздушно-капельный. Внутри жилого помещения корь может распространяться на относительно большие расстояния: в соседние комнаты, квартиры, с этажа на этаж.
Каковы основные клинические симптомы заболевания?
Для продромального периода кори характерны лихорадка, конъюнктивит, насморк, кашель и появление на слизистой оболочке щек мелких белесоватых пятнышек (пятна Бельского-Филатова-Коплика).
С 3-4-го дня болезни появляется пятнисто-папулезная сыпь с характерной этапностью высыпаний.
В каких случаях осуществляется госпитализация и изоляция больных?
Больные корью обычно изолируются и лечатся на дому. Госпитализация проводится по клиническим (лица с тяжелыми и осложненными формами болезни) и эпидемическим (лица из общежитий, школ-интернатов, коммунальных квартир, где нельзя обеспечить надежную изоляцию больного) показаниям. Размещают больных в боксовом отделении.
Каковы особенности ухода за больным корью?
Основное в лечении не осложненной кори — это хороший уход за больным. Учитывая наличие конъюнктивита (слезотечение, светобоязнь), надо так поставить кровать больного, чтобы прямой свет не падал ему в глаза (например, головой к окну). Медицинской сестре необходимо чаще проветривать палату, хорошо укрыв больных. Очень важен уход за слизистыми оболочками глаз, полости рта. Взрослые и дети старшего возраста должны регулярно полоскать рот. Следует следить за чистотой носа; нос лучше всего прочищать ватным фитильком, смоченным в теплом вазелиновом масле.
Для профилактики нередко развивающихся у больных корью бронхитов необходимо чаще менять положение больного в постели, а маленьких детей время от времени брать на руки. Для облегчения дыхания целесообразно придать больному возвышенное положение в постели. Грудным детям перед кормлением рекомендуется закапать в нос раствор эфедрина (по 1-2 капли в каждый носовой ход) для облегчения сосания груди.
Как осуществляется противоэпидемический режим при уходе за больным корью?
При работе с больными корью медицинский персонал пользуется маской-респиратором.
Какой режим, диету и лечение назначают больным корью?
Больному корью необходимо соблюдение постельного режима в течение всего лихорадочного периода. Больным корью взрослым в остром периоде болезни назначается лечебная диета № 2 с последующим переходом на общую диету № 15. Для детей грудного возраста лучше всего обеспечить кормление грудным молоком с соответствующим возрасту прикормом. Детям более старшего возраста даются молочные и овощные блюда, кефир, творог, овощные супы, торе, тертые яблоки, фруктовые соки. Показано частое питье (морс, чай с лимоном).
При тяжелых формах кори в начальный период показаны внутримышечное введение противокоревого гамма-глобулина (6-9 мл) и назначение антибиотиков широкого спектра действия (пенициллин, тетрациклин) для предупреждения развития бактериальных осложнений.
Какие лабораторные методы используются для подтверждения диагноза?
Для серологической диагностики кори применяются реакция торможения гемагглютинации, реакция нейтрализации и реакция связывания комплемента. Для постановки серологических реакций берется 3 мл крови в первые дни болезни и во второй раз — спустя 2 недели. Диагноз подтверждает нарастание титра антител. Для выделения вируса используются носоглоточные смывы и кровь. С начала болезни до 3-4-го дня высыпания берутся мазки со слизистой оболочки носа для обнаружения вируса с помощью метода флюоресцирующих антител.
Источник
Êëèíèêà. Ëå÷åíèå. Ïðîôèëàêòèêà. Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè êîðè. Âîçìîæíûå ïðîáëåìû ïàöèåíòà. Âîçìîæíûå ïðîáëåìû ðîäèòåëåé. Ýêñïåðòíàÿ êàðòà ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà ïðè êîðè.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
https://monax.ru/order/ — ðåôåðàòû íà çàêàç (áîëåå 2300 àâòîðîâ â 450 ãîðîäàõ ÑÍÃ).
2
ÀÐÇÀÌÀÑÑÊÎÅ ÌÅÄÈÖÈÍÑÊÎÅ Ó×ÈËÈÙÅ
ÐÅÔÅÐÀÒ
ÒÅÌÀ: «Êîðü. Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè êîðè».
Ðàáîòó âûïîëíèëè:
Ñòóäåíòêè ãð. Ñ-301
Åæîâà Þ., Äÿäèíà Ê., Ìèðîíîâà Í., Êóðåíêîâà Þ., Ðÿçàíöåâà Ë.
Ïðîâåðèëà: Ñèãàë Í.À..
Àðçàìàñ 2004ã.
ÑÎÄÅÐÆÀÍÈÅ
1. ÊÎÐÜ 3
1.1 Êëèíèêà .3
1.2 Ëå÷åíèå 5
1.3 Ïðîôèëàêòèêà ..6
1.4 Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè êîðè 8
ÊÎÐÜ.
Âîçáóäèòåëåì êîðè ÿâëÿåòñÿ ôèëüòðóþùèé âèðóñ, êîòîðûé êðàéíå ÷óâñòâèòåëåí ê äåéñòâèþ ôèçè÷åñêèõ ôàêòîðîâ âíåøíåé ñðåäû. Âíå ÷åëîâå÷åñêîãî îðãàíèçìà âèðóñ áûñòðî ïîãèáàåò.  ñâÿçè ñ ýòèì, êðîìå ïðîâåòðèâàíèÿ, íèêàêèå ìåðû çàêëþ÷è-òåëüíîé äåçèíôåêöèè íå ïðèìåíÿþòñÿ.
Íàðÿäó ñ ìàëîé ñòîéêîñòüþ äëÿ êîðåâîãî âèðóñà õàðàêòåðíà «ëåòó÷åñòü» (ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ ñ ïîòîêîì âîçäóõà ÷åðåç çàìî÷íûå ñêâàæèíû, ùåëè, ÷åðåç çàçîðû âîêðóã îòîïèòåëüíûõ òðóá ñ íèæ-íèõ íà âåðõíèå ýòàæè).
Ìàêñèìóì çàáîëåâàíèé ïðèõîäèòñÿ íà âîçðàñò îò 1 ãîäà äî 5 ëåò. Äåòè äî 1 ãîäà è øêîëüíîãî âîçðàñòà çàáîëåâàþò êîðüþ ñðàâíèòåëüíî ðåæå.
Èñòî÷íèêîì èíôåêöèè ïðè êîðè ÿâëÿåòñÿ òîëüêî áîëüíîé ÷å-ëîâåê, êîòîðûé çàðàçåí ñ ïåðâîãî äíÿ ïðîäðîìàëüíîãî ïåðèîäà è â òå÷åíèå 4 äíåé ïîñëå ïîÿâëåíèÿ ñûïè. Çàðàæåíèå ïðîèñõîäèò âîçäóøíî-êàïåëüíûì ïóòåì. ×åðåç òðåòüå ëèöî êîðü, êàê ïðàâèëî, íå ïåðåäàåòñÿ. Èììóíèòåò ðàçâèâàåòñÿ â ðåçóëüòàòå ïåðåíåñåííî-ãî çàáîëåâàíèÿ è ñîõðàíÿåòñÿ íà âñþ æèçíü. Ñëó÷àè ïîâòîðíîãî çàáîëåâàíèÿ ðåäêè.
Êëèíèêà. Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä êîðè ïðîäîëæàåòñÿ â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ. 9—10 äíåé, èíîãäà îí ìîæåò óäëèíÿòüñÿ äî 17 äíåé (ïðè ñî÷åòàíèè ñ äðóãèìè çàáîëåâàíèÿìè — ñêàðëàòè-íîé, òóáåðêóëåçíûì ìåíèíãèòîì è äð.). Ó äåòåé, ïîäâåðãøèõñÿ ñåðîïðîôèëàêòèêå, èíêóáàöèîííûé ïåðèîä ìîæåò óäëèíÿòüñÿ äî 21 äíÿ. Ïîäîáíîå óäëèíåíèå ìîæåò íàáëþäàòüñÿ ó äåòåé, êîòîðûå ëå÷èëèñü ïåðåëèâàíèåì êðîâè èëè ïëàçìû.
Ïðîäðîìàëüíûé ïåðèîä äëèòñÿ 3—4 äíÿ, â ýòî âðåìÿ îòìå÷à-åòñÿ ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû, íàðóøåíèå îáùåãî ñîñòîÿíèÿ, ïî-ÿâëåíèå êàòàðîâ ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê íîñà (ðèíèò ñåðîçíûé, ãíîé-íûé), ãîðòàíè (ëàðèíãèò âïëîòü äî ëîæíîãî êðóïà), ãëàç (êîíúþíêòèâèò, ñâåòîáîÿçíü, èíîãäà áëåôàðîñïàçì).
Õàðàêòåðåí äëÿ êîðè ñèìïòîì Âåëüñêîãî-Ôèëàòîâà—íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ùåê ïðîòèâ âòîðûõ íèæíèõ ðåçöîâ ïîÿâëÿ-þòñÿ íåæíûå ìåëêèå áåëûå ïÿòíûøêè, îêðóæåííûå êðàñíûì îáîäêîì. Ýòî ñàìûé ðàííèé è áåññïîðíûé ñèìïòîì, ïîÿâëÿåòñÿ îí çà 2—3 äíÿ äî ïîÿâëåíèÿ ñûïè è èñ÷åçàåò íà 1—2-é äåíü âû-ñûïàíèÿ. Âòîðîé âàæíûé ñèìïòîì — ýíàíòåìà — êðàñíûå ïÿò-íûøêè íà áëåäíîé ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ìÿãêîãî è òâåðäîãî íåáà.
Ïîìèìî ýòèõ ñèìïòîìîâ, ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà îòìå÷àþò-ñÿ ó÷àù¸ííûé æèäêèé ñòóë, íàðóøåíèå ñíà, àïïåòèòà, ðàçäðàæè-òåëüíîñòü, êàïðèçû. Ó äåòåé ñòàðøåãî âîçðàñòà â êîíöå ïðîäðî-ìàëüíîãî ïåðèîäà ïîÿâëÿþòñÿ ãîëîâíàÿ áîëü, ðàçáèòîñòü, íåðåä-êî ðâîòà, íîñîâûå êðîâîòå÷åíèÿ, ðàçëèòûå áîëè â æèâîòå.
Ïåðèîä âûñûïàíèÿ íà÷èíàåòñÿ íà 4—5-é äåíü áîëåçíè ñ íîâî-ãî ïîäúåìà òåìïåðàòóðû (äî 39—40°Ñ), óñèëåíèÿ èíòîêñèêàöèè è êàòàðîâ ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê. Ñûïü èìååò ïÿòíèñòî-ïàïóëåçíûé õàðàêòåð, ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ ñâåðõó âíèç, îñòàâëÿåò ïîñëå ñåáÿ ïèãìåíòàöèþ (äåðæèòñÿ 5—8 äíåé).  ïåðâûé äåíü ñûïü ïîêðû-âàåò ëèöî, ãîëîâó, øåþ, íà âòîðîé äåíü —òóëîâèùå, íà òðåòèé — êîíå÷íîñòè. Êîæà ïðè ýòîì âëàæíàÿ, ïîòîîòäåëåíèå è ñåêðå-öèÿ ñàëüíûõ æåëåç óñèëåíû. Çàòåì òåìïåðàòóðà êðèòè÷åñêè èëè êðèòè÷åñêè ïàäàåò, óëó÷øàåòñÿ îáùåå ñîñòîÿíèå, îñëàáåâàþò êàòàðû.
Äëÿ ëåãêîé ôîðìû êîðè õàðàêòåðíû óêîðî÷åíèå ïðîäðîìàëü-íîãî ïåðèîäà äî 1—2 äíåé, îòñóòñòâèå èëè ìàëàÿ âûðàæåííîñòü èíòîêñèêàöèè, êàòàðîâ, ñóáôåáðèëüíàÿ òåìïåðàòóðà. Ñèìïòîìà Âåëüñêîãî—Ôèëàòîâà ìîæåò íå áûòü; ñûïü ÷àùå áûâàåò ñêóäíîé, ïèãìåíòàöèÿ áûñòðî èñ÷åçàåò. Òå÷åíèå ãëàäêîå, îñëîæíåíèÿ ðåä-êè, ÷àùå âñòðå÷àåòñÿ ó äåòåé 4—5 ìåñ.
Òÿæåëàÿ ôîðìà êîðè ÷àùå íàáëþäàåòñÿ ó äåòåé ñòàðøå 4— 5 ëåò, ñîïðîâîæäàåòñÿ ÿðêî âûðàæåííîé îáùåé èíòîêñèêàöèåé, èíîãäà ýíöåôàëèòè÷åñêèì èëè ìåíèíãîýíöåôàëèòè÷åñêèì ñèí-äðîìîì, óïîðíûìè íîñîâûìè êðîâîòå÷åíèÿìè.
Ìèòèãèðîâàííàÿ ôîðìà êîðè âñòðå÷àåòñÿ ó äåòåé, ñâîåâðåìåí-íî ïîëó÷èâøèõ ïðîòèâîêîðåâóþ ïðèâèâêó. Äëÿ íåå õàðàêòåðíî óäëèíåíèå èíêóáàöèîííîãî ïåðèîäà (äî 21 äíÿ), îòñóòñòâèå èëè óêîðî÷åíèå (1—2 äíÿ) ïðîäðîìàëüíîãî ïåðèîäà, íîðìàëüíàÿ èëè ñóáôåáðèëüíàÿ òåìïåðàòóðà, ñëàáàÿ ñòåïåíü êàòàðîâ ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê, õîðîøåå ñàìî÷óâñòâèå, ãëàäêîå òå÷åíèå. Ñèìïòîì Âåëüñêîãî—Ôèëàòîâà ÷àñòî îòñóòñòâóåò, ñûïü ñêóäíàÿ, ïèãìåí-òàöèÿ äåðæèòñÿ îò íåñêîëüêèõ ÷àñîâ äî 1—2 ñóò. Ñî ñòîðîíû êðîâè â êîíöå èíêóáàöèè íàáëþäàåòñÿ ëåéêîöè-òîç, íåéòðîôèë¸ç; è ïðîäðîìàëüíîì ïåðèîäå è âî âðåìÿ âûñûïà-íèÿ — ëåéêîïåíèÿ, ëèìôîöèòîâ; ÑÎÝ óâåëè÷åíà.
Ïðè êîðè íàèáîëåå ÷àñòûìè îñëîæíåíèÿìè ÿâëÿþòñÿ ëàðèíãèò, ïíåâìîíèÿ, ñòîìàòèòû, îòî-àíòðèòû, ýíöåôàëèòû, êåðàòèòû, ðåòèíèòû. ×àñòîòà ýòèõ îñëîæíåíèè â ïîñëåäíèå ãîäû çíà÷èòåëüíî ñíèçèëàñü, è îíè ÿâëÿþòñÿ åäèíñòâåííîé ïðè÷èíîé ëåòàëüíî-ñòè ïðè êîðè.
Ïðè òèïè÷íûõ ôîðìàõ äèàãíîç êîðè íå ïðåäñòàâëÿåò çàòðóä-íåíèé.  òåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà ÷àñòü õàðàêòåðíûõ ñèìïòîìîâ îòñóò-ñòâóåò (ëåãêàÿ, ìèòèãèðîâàííàÿ ôîðìà), äèàãíîç çàòðóäíåí, è ïðåæäå âñåãî ïðîõîäèòñÿ äèôôåðåíöèðîâàòü ñ êðàñíóõîé.
 ñâÿçè ñ øèðîêèì ïðèìåíåíèåì àíòèáèîòèêîâ íåðåäêî ó äå-òåé íàáëþäàåòñÿ êîðåïîäîáíàÿ ìåäèêàìåíòîçíàÿ òîêñèêî-àëëåðãè÷åñêàÿ ñûïü. Òåìïåðàòóðà òåëà ïðè ýòîì íîðìàëüíàÿ, ñûïü ïîëèìîðôíà, ïîÿâëÿåòñÿ ñðàçó íà âñåì òåëå, âûñûïàíèå áåñïîðÿ-äî÷íîå, ëèìôàòè÷åñêèå óçëû ìîãóò áûòü óâåëè÷åííûìè, êàòàðû ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê ñëàáî âûðàæåíû. ßâëåíèÿ áûñòðî èñ÷åçàþò ïîñëå îòìåíû àíòèáèîòèêîâ.
Ëå÷åíèå. Íåîáõîäèìî îðãàíèçîâàòü ïðàâèëüíûé ðåæèì, êóäà âõîäèò: øèðîêîå ïîëüçîâàíèå ñâåæèì âîçäóõîì (÷àñòîå ïðîâåòðèâàíèå ïîìåùåíèÿ), ðåãóëÿðíûå (â îäíè è òå æå ÷àñû) ïðèåìû ïèùè ñîîòâåòñòâåííî âîçðàñòó. Ïèùà äîëæíà áûòü ëåãêî-óñâîÿåìîé, îáîãàùåííîé âèòàìèíàìè À, Â1 Ñ. Äëÿ äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè — ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå, ôðóêòîâûå è îâîùíûå ñîêè.
 îñòðîì ïåðèîäå êîðí íåîáõîäèì òùàòåëüíûé óõîä çà ãëàçà-ìè è ïîëîñòüþ ðòà.
 ãëàçà ñëåäóåò çàêàïûâàòü ïî 1—2 êàïëè ñòåðèëüíîãî ðûáüåãî æèðà èëè âàçåëèíîâîãî ìàñëà 2—4 ðàçà â ñóòêè; óòðîì è âå÷åðîì ïðîèçâîäèòü òóàëåò ãëàç (ïðîìûâàíèå 2% ðàñòâîðîì áîðíîé êèñëîòû). Ðåêîìåíäóåòñÿ ïîñëå êàæäîãî ïðèåìà ïèùè ïîëîñêàòü ðîò èëè äàâàòü ïèòü âîäó. Ïðîòèðàíèå ðòà è íîñà ïðîòèâîïîêàçàíî.  íîñ ëó÷øå çàêàïûâàòü îñòóæåííîå ðàñòè-òåëüíîå èëè âàçåëèíîâîå ìàñëî, à ïðè îáèëüíûõ âûäåëåíèÿõ — 2% ðàñòâîð ýôåäðèíà.
 òå÷åíèå âñåãî çàáîëåâàíèÿ íåîáõîäèìî äàâàòü âèòàìèíû: âèòàìèí Ñ â âèäå àñêîðáèíîâîé êèñëîòû ïî 0,1—0,2 ã 2—3 ðàçà â äåíü; âèòàìèí B1 ïî 0,005 ã 2 ðàçà â äåíü âíóòðü; âèòàìèí À ïî 1—2—3 êàïëè â ñóòêè.
Î÷åíü âàæåí óõîä çà êîæåé (ãèãèåíè÷åñêèå âàííû, îáòèðàíèÿ, óìûâàíèÿ).
Ïðè ìó÷èòåëüíîì êàøëå íàçíà÷àþò êîäåèí (0,001ã íà ãîä æèçíè íà ïðèåì), ïðè áåñïîêîéñòâå — ôåíîáàðáèòàë (0,01 0,03 ã íà ïðèåì äåòÿì äî 3 ëåò) èëè áðîìóðàë (0,05—0,1 ã íà ïðèåì). Îòõàðêèâàþùèå ñðåäñòâà äàâàòü íå ðåêîìåíäóåòñÿ. Äå-òÿì ìîëîæå 2 ëåò, îñîáåííî ïðè îòÿãîùåííîì àíàìíåçå è íàëè÷èè èçìåíåíèé â ëåãêèõ, ïîêàçàíî ðàííåå ïðèìåíåíèå àíòèáèîòèêîâ.
Ëå÷åíèå îñëîæíåíèé è ñîïóòñòâóþùèõ çàáîëåâàíèé ïðîâîäèò-ñÿ ñîîòâåòñòâåííî èõ õàðàêòåðó.
Ïðîôèëàêòèêà. Ê îáùèì ìåðîïðèÿòèÿì îòíîñÿòñÿ âñå ïðîòèâîýïèäåìè÷åñêèå ïðàâèëà, ñïîñîáñòâóþùèå ëîêàëèçàöèè èí-ôåêöèè è ïðåãðàæäàþùèå ïóòü ê åå ðàñïðîñòðàíåíèþ (ýêñòðåí-íîå èçâåùåíèå, âçàèìíàÿ ñèãíàëèçàöèÿ, ðàçîáùåíèå, îêàçàíèå íà äîìó ëå÷åáíîé ïîìîùè âñåì îñòðî çàáîëåâøèì, ïðàâèëüíàÿ îð-ãàíèçàöèÿ ïðèåìà äåòåé âî âñå ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèå ó÷ðåæ-äåíèÿ è ò. ä.). Ê ñïåöèàëüíûì ìåðîïðèÿòèÿì îòíîñèòñÿ ñåðîïðî-ôèëàêòèêà êîðè, êîòîðàÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ ïðèìåíåíèåì ãàììà-ãëîáóëèíà âñåì äåòÿì â âîçðàñòå îò 3 ìåñ äî 4 ëåò, íå áîëåâøèì êîðüþ è èìåâøèì êîíòàêò ñ êîðåâûì áîëüíûì â òå÷åíèå çàðàçè-òåëüíîãî ïåðèîäà. Ïðèâèâêè îáÿçàòåëüíû äëÿ áîëüíûõ äåòåé è ðå-êîíâàëåñöåíòîâ íåçàâèñèìî îò âîçðàñòà. Ãàììà-ãëîáóëèí â äîçå 3 — 6 ìë ââîäèòñÿ âíóòðèìûøå÷íî â áîêîâóþ ïîâåðõíîñòü áåäðà èëè â çàäíå-âåðõíèé êâàäðàíò ÿãîäèöû. Äëèòåëüíîñòü äåéñòâèÿ ïðåïàðàòà 3 — 4 íåä; ïðîòèâîïîêàçàíèé äëÿ åãî ââåäåíèÿ íå èìå-åòñÿ. Ïðè ïîÿâëåíèè çàáîëåâàíèÿ êîðüþ ÷åðåç 3—4 íåä íåáîëåâ-øèì äåòÿì äîïîëíèòåëüíî ââîäÿò 2 ìë ãàììà-ãëîáóëèíà.
 íàñòîÿùåå âðåìÿ ïðîâîäèòñÿ àêòèâíàÿ èììóíèçàöèÿ æèâîé îñëàáëåííîé êîðåâîé âàêöèíîé äåòåé, äîñòèãøèõ 10-ìåñÿ÷íîãî âîçðàñòà è íå áîëåâøèõ êîðüþ. Ïðèâèâêó ïðîâîäÿò îäíîêðàòíî ïóòåì ïîäêîæíîãî ââåäåíèÿ â îáëàñòü ïëå÷à èëè ïîä ëîïàòêó 0,5 ìë âàêöèíû, ðàçâåäåííîé ðàñòâîðèòåëåì. Ó íåêîòîðûõ äåòåé ìîæåò áûòü âàêöèíàëüíàÿ ðåàêöèÿ â âèäå ïîâûøåíèÿ òåìïåðàòó-ðû òåëà, íåîáèëüíîé êîðåïîäîáíîé ñûïè, êàòàðà íîñîãëîòêè, êîíúþíêòèâèòà.
Äåòè, ïîëó÷èâøèå ïðîôèëàêòè÷åñêóþ ïðèâèâêó ïðîòèâ îäíîé èíôåêöèè, â òîì ÷èñëå è ïðîòèâ êîðè, ìîãóò áûòü ïðèâèòû ïðîòèâ äðóãîãî çàáîëåâàíèÿ íå ðàíåå ÷åì ÷åðåç 2 ìåñ.
Äåòè ñòàðøå 2 ëåò, íå áîëåâøèå è íå ïðèâèòûå ðàíåå, áûâøèå â êîíòàêòå ñ áîëüíûì êîðüþ, ïîäëåæàò â ñðî÷íîì ïîðÿäêå ïðè-âèâêàì êîðåâîé âàêöèíîé ïðè îòñóòñòâèè ïðîòèâîïîêàçàíèé.
Ïîñëå ââåäåíèÿ ãàììà-ãëîáóëèíà ñ ëå÷åáíîé ïëè ïðîôèëàêòè-÷åñêîé öåëüþ ââåäåíèå êîðåâîé âàêöèíû äîïóñêàåòñÿ íå ðàíåå ÷åì ÷åðåç 6 íåä. Ïîñëå ââåäåíèÿ æèâîé êîðåâîé âàêöèíû ïðèìå-íåíèå ãàììà-ãëîáóëèíà äîïóñêàåòñÿ íå ðàíåå ÷åì ÷åðåç 2 íåä.
Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè êîðè.
Ñâîåâðåìåííî âûÿâëÿòü íàñòîÿùèå, ïîòåíöèàëüíûå ïðîáëåìû è íàðóøåííûå æèçíåííî âàæíûå ïîòðåáíîñòè ïàöèåíòà è ÷ëåíîâ åãî ñåìüè.
Âîçìîæíûå ïðîáëåìû ïàöèåíòà:
* íàðóøåíèå ïèòàíèÿ èç-çà ñíèæåíèÿ àïïåòèòà;
* íàðóøåíèå ñíà;
* ñóõîé, ãðóáûé, íàâÿç÷èâûé êàøåëü;
* ñíèæåíèå èíòåðåñà, ïîçíàâàòåëüíîé àêòèâíîñòè;
* äåôèöèò æèäêîñòè â îðãàíèçìå;
* ñíèæåíèå äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè;
* íàðóøåíèå ôèçèîëîãè÷åñêèõ îòïðàâëåíèé (æèäêèé ñòóë);
* ïñèõîýìîöèîíàëüíàÿ íåóñòîé÷èâîñòü;
* áåñïîêîéñòâî ïî ïîâîäó âíåøíåãî âèäà èç-çà îäóòëîâàòîñòè ëèöà è ïîÿâëåíèÿ ýêçàíòåìû;
* íåñïîñîáíîñòü ðåáåíêà ñàìîñòîÿòåëüíî ñïðàâèòüñÿ ñ òðóäíîñòÿìè, âîçíèêøèìè âñëåäñòâèå çàáîëåâàíèÿ, äåôèöèò ñàìîóõîäà;
* äåôèöèò îáùåíèÿ ñî ñâåðñòíèêàìè;
* ñòðàõ ïåðåä ãîñïèòàëèçàöèåé, ìàíèïóëÿöèÿìè è äð.
Âîçìîæíûå ïðîáëåìû ðîäèòåëåé:
* ñòðàõ çà ðåáåíêà, íåóâåðåííîñòü â èñõîäå çàáîëåâàíèÿ;
* äåôèöèò çíàíèé î çàáîëåâàíèè è óõîäå;
* èçìåíåíèå ñòåðåîòèïà æèçíè ñåìüè;
* ïñèõîýìîöèîíàëüíîå íàïðÿæåíèå â ñåìüå;
* íåàäåêâàòíàÿ îöåíêà ñîñòîÿíèÿ ðåáåíêà;
* óãðîçà èíôèöèðîâàíèÿ ÷ëåíîâ ñåìüè.
Èíôîðìèðîâàòü ðîäèòåëåé è ðåáåíêà (åñëè ïîçâîëÿåò åãî âîçðàñò) î ïðè÷èíå ðàçâèòèÿ êîðè, êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèÿõ, îñîáåííîñòÿõ òå÷åíèÿ, ïðèíöèïàõ ëå÷åíèÿ, ìåðàõ ïðîôèëàêòèêè, ïðîãíîçå.
Îáåñïå÷èòü èçîëÿöèþ ïàöèåíòà íà 5 äíåé ñ ìîìåíòà âûñûïàíèÿ ñûïè, à ïðè ïðèñîåäèíåíèè îñëîæíåíèé ñðîê èçîëÿöèè óäëèíèòü äî 10 äíåé. Îðãàíèçîâàòü ïàöèåíòó ïîñòåëüíûé ðåæèì â òå÷åíèå âñåãî ëèõîðàäî÷íîãî ïåðèîäà. Îñîáîå âíèìàíèå íåîáõîäèìî óäåëèòü ÷èñòîòå âîçäóõà è ïîñòîÿííîìó ïðîâåòðèâàíèþ ïîìåùåíèÿ. Ñëåäèòü çà òåì, ÷òîáû ðåáåíêà íå ðàçäðàæàë ÿðêèé ñâåò, íå ïîïàäàëè ïðÿìûå ñîëíå÷íûå ëó÷è (â îòíîøåíèè ê êîðè ñóùåñòâóþò âðåäíûå ïðåäðàññóäêè ñðåäè íàñåëåíèÿ — ðåáåíêà áîÿòñÿ óìûâàòü è êóïàòü, çàíàâåøèâàþò îêíà òåìíûìè èëè êðàñíûìè øòîðàìè, íåîáõîäèìî óáåäèòü ðîäèòåëåé íå äåëàòü ýòîãî).
Îñóùåñòâëÿòü ìîíèòîðèíã çà æèçíåííî âàæíûìè ôóíêöèÿìè, îñîáåííî, ïðè òÿæåëîì òå÷åíèè êîðè (òåìïåðàòóðîé, ïóëüñîì, ×ÄÄ, ñîñòîÿíèåì êîæè, ñëèçèñòûõ, ôèçèîëîãè÷åñêèìè îòïðàâëåíèÿìè).
Íàó÷èòü ðîäèòåëåé óõîäó çà áîëüíûì ðåáåíêîì. Òÿæåëîáîëüíûì è ìàëåíüêèì äåòÿì 2-4 ðàçà â äåíü íåîáõîäèìî ïðîâîäèòü òóàëåò ïîëîñòè ðòà, íîñà, ãëàç: î÷èùàòü äåñíû, ãóáû è ÿçûê âëàæíîé ñàëôåòêîé, ñìî÷åííîé êèïÿ÷åíîé âîäîé èëè ñòåðèëüíûì ôèçèîëîãè÷åñêèì ðàñòâîðîì, îðîøàòü ïîëîñòü ðòà íàñòîÿìè èç òðàâ; ãóáû ñìàçûâàòü ñòåðèëüíûì ðàñòèòåëüíûì ìàñëîì; íîñîâûå õîäû ïðî÷èùàòü âàòíûìè æãóòèêàìè, çàêàïûâàòü â ëàçà èíäèôôåðåíòíûå êàïëè; ãëàçà ïðîìûâàòü êèïÿ÷åíîé âîäîé, ôèçèîëîãè÷åñêèì ðàñòâîðîì, çàêàïûâàòü â ãëàçà 20% ðàñòâîð íàòðèÿ ñóëüôàöèëà è ðàñòâîð âèòàìèíà À äëÿ ïðåäîõðàíåíèÿ ñêëåð îò âûñûõàíèÿ. Ñòàðøèå äåòè (åñëè ïîçâîëÿåò èõ ñîñòîÿíèå) äîëæíû ñàìè ÷èñòèòü çóáû è ïîëîñêàòü ðîò íåñêîëüêî ðàç â òå÷åíèå äíÿ íàñòîÿìè èç òðàâ.
Îáåñïå÷èòü ðåáåíêà ïîëíîöåííûì ïèòàíèåì â ñîîòâåòñòâèè ñ åãî âîçðàñòíûìè ïîòðåáíîñòÿìè, çà èñêëþ÷åíèåì ïåðèîäà èíòîêñèêàöèè, êîãäà àïïåòèò ðåçêî íàðóøåí è óãíåòåíà ôåðìåíòàòèâíàÿ ôóíêöèÿ ïèùåâàðèòåëüíûõ æåëåç.  ýòîò ïåðèîä íóæíî óìåíüøèòü ðàçîâûé îáúåì ïèùè è óâåëè÷èòü ÷èñëî êîðìëåíèé. Ïèùà äîëæíà áûòü âèòàìèíèçèðîâàííîé, ïîëóæèäêîé, òåðìè÷åñêè, õèìè÷åñêè è ìåõàíè÷åñêè ùàäÿùåé (áåç ãðóáûõ êîìî÷êîâ, êîòîðûå ìîãóò áûòü àñïèðè-ðîâàíû âî âðåìÿ êàøëÿ). Ïåðåä íà÷àëîì êàæäîãî êîðìëåíèÿ íåîáõîäèìî ïðîâîäèòü ñàíàöèþ äûõàòåëüíûõ ïóòåé (îòñàñûâàòü ñëèçü, çàêàïûâàòü ôèçèîëîãè÷åñêèé ðàñòâîð). Îáåñïå÷èòü àäåêâàòíûé ïèòüåâîé ðåæèì çà ñ÷åò äîïîëíèòåëüíîãî ââåäåíèÿ æèäêîñòè (îòâàðà øèïîâíèêà, ÷àÿ ñ ëèìîíîì, ðàçáàâëåííûõ íåêèñëûõ ñîêîâ, ìîðñîâ, äåãàçèðîâàííîé ùåëî÷íîé ìèíåðàëüíîé âîäû è ïð.).
Îáúÿñíèòü íåîáõîäèìîñòü ïñèõîëîãè÷åñêîé ïîääåðæêè ðåáåíêà âî âðåìÿ áîëåçíè ÷ëåíàìè ñåìüè, îáåñïå÷èòü åãî äîñóã ñïîêîéíûìè èãðàìè, ïðîñëóøèâàíèåì ìóçûêè, ÷òåíèåì êíèã è ïð.
Óáåäèòü ðîäèòåëåé â ïåðèîäå ðåêîíâàëåñöåíöèè ïðîäîëæèòü äèíàìè÷åñêîå íàáëþäåíèå çà ðåáåíêîì âðà÷îì — ïåäèàòðîì â òå÷åíèå 1 ìåñÿöà.
Ýêñïåðòíàÿ êàðòà ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà ïðè êîðè.
Íàðóøåííûå ïîòðåáíîñòè, íàñòîÿùèå è ïîòåíöèàëüíûå ïðîáëåìû ðåáåíêà è åãî ðîäèòåëåé |
Êðàòêîñðî÷íûå è äîëãîñðî÷íûå öåëè ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà |
Ïëàíèðîâàíèå è ìîòèâàöèÿ ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ |
Ïðîôèëàêòè÷åñêèå ìåðîïðèÿòèÿ |
Ïðîòèâîýïèäåìè÷åñêèå ìåðîïðèÿòèÿ â î÷àãå |
Источник