Приказ о ликвидации кори
Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. N 117
«О реализации «Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году»
Последние 7 лет в России регистрируются низкие показатели заболеваемости корью. В 2002 году показатель составил 0,42 на 100 тыс. населения, в 54 регионах заболевания корью вообще не регистрировались, а в 27 — имели место единичные случаи. Снижение заболеваемости корью в стране обусловлено увеличением охвата прививками живой коревой вакциной детей в декретированные сроки.
В целях реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году приказываю:
1. Считать ликвидацию кори в Российской Федерации к 2010 году приоритетной задачей здравоохранения.
2. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России, Управлению организации медицинской помощи матерям и детям Минздрава России, Федеральному центру госсанэпиднадзора Минздрава России, ГУ «Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н.Габричевского Минздрава России», главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации организовать работу по реализации «Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 г».
3. Директору ГУ «Санкт-Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера Минздрава России» А.Б.Жебруну, главным врачам центров госсанэпиднадзора с функциями контроля за корью совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации определить ответственное лицо за реализацию «Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году». О принятом решении информировать Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России до 01.05.2003 с указанием фамилии, должности и контактного телефона.
4. Главным врачам центров госсанэпиднадзора с функциями контроля за корью, директору ГУ «Санкт-Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера Минздрава России» А.Б.Жебруну,
4.1. Обеспечить направление в ГУ «Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н.Габричевского» Минздрава России:
— ежемесячно (не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным) сведений о заболевших корью в разных возрастных группах населения по каждой прикрепленной территории и по курируемому региону в целом;
— ежегодно (не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным) отчета о результатах серологических исследований в индикаторных группах населения по каждой прикрепленной территории и по курируемому региону в целом.
4.2. Обеспечить внедрение в практику работы вирусологических лабораторий «Руководства по лабораторной диагностике кори», рекомендованного Всемирной организацией здравоохранения.
5. Главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
5.1. Обеспечить выявление, диагностику, лабораторное обследование больных корью и подозрительных на это заболевание в соответствии со стандартным определением случая заболевания корью (приложение N 1), рекомендациями по выявлению, диагностике, лабораторному обследованию и регистрации больных корью и подозрительных на это заболевание (приложение N 2), комплексом противоэпидемических мероприятий в очагах кори и очагах, подозрительных на это заболевание, в соответствии с перечнем противоэпидемических мероприятий в очаге коревой инфекции (приложение N 3), правилами сбора, хранения и транспортировки образцов сыворотки крови и вируссодержащих материалов (приложение N 4).
5.2. Организовать и проводить плановые серологические исследования с целью изучения состояния специфического иммунитета в индикаторных группах населения (серомониторинг) (приложение N 5).
6. Главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации обеспечить:
6.1. Контроль за своевременностью и полнотой выявления, диагностики, лабораторного обследования и регистрации больных корью и подозрительных на это заболевание, проведением комплекса противоэпидемических мероприятий в очаге коревой инфекции.
6.2. Контроль за своевременностью и полнотой иммунизации населения против кори, организацией и проведением плановых серологических исследований с целью определения иммунитета населения к вирусу кори.
7. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России, Федеральному центру госсанэпиднадзора Минздрава России, ГУ «Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н.Габричевского Минздрава России» организовать региональные совещания по вопросам реализации «Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году».
8. ГУ «Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н.Габричевского Минздрава России»:
8.1. Организовать работу по генотипированию штаммов вируса кори, циркулирующих на территории Российской Федерации.
8.2. Обеспечить сбор и анализ материалов по реализации «Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году» и представить отчет в Минздрав России и в Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения.
9. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Г.Г.Онищенко.
Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. N 117 «О реализации «Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году»
Текст приказа опубликован в журнале «Здравоохранение», 2003 г., N 8
Источник
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
от 1 февраля 2011 г. N 28
«О реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации»
Во исполнение решений коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24.12.2010 года, в целях совершенствования эпидемиологического надзора за корью и реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации приказываю:
1. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
1.1. В срок до 30.04.2011 вынести на рассмотрение санитарно-противоэпидемической комиссии субъекта Российской Федерации вопрос о реализации третьего этапа Программы ликвидации кори в регионе, ходе подготовки документации для подтверждения статуса субъектов, свободных от эндемичной кори, обратив особое внимание на достоверность охвата профилактическими прививками взрослого и детского населения.
1.2. По итогам рассмотрения, при необходимости, внести в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по корректировке региональных программ по борьбе с инфекционными болезнями (в том числе с корью), предусмотрев в них возможность привлечения финансовых средств на закупку дополнительного объема вакцины против кори для иммунизации взрослого населения.
1.3. Обеспечить:
1.3.1. Эффективность надзора за организацией иммунопрофилактики населения и достоверностью сведений о профилактических прививках против кори, представляемых лечебно-профилактическими организациями для формирования отчетных форм.
1.3.2. Контроль за соблюдением требований санитарного законодательства при транспортировании и хранении вакцины против кори.
1.3.3. Представление в установленные сроки в Национальную сертификационную комиссию необходимых материалов для подтверждения статуса субъектов Российской Федерации, как территорий свободных от эндемичной кори.
2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
2.1. Обеспечить:
2.1.1. В срок до 15.02.2010 проведение углубленного анализа фактического состояния иммунизации детей и взрослых против кори в субъектах Российской Федерации (в разрезе муниципальных образований, лечебно-профилактических учреждений, терапевтических, педиатрических участков), приняв необходимые меры по обеспечению достоверности представляемых данных.
2.1.2. В срок до 01.03.2010 проведение при необходимости корректировки планов профилактических прививок населения против кори на 2011 год в рамках национального календаря профилактических прививок с учетом проведенного анализа.
2.1.3. Проведение в первоочередном порядке двукратной иммунизации против кори контингентов из групп риска (не привитых или привитых однократно): медицинских работников, педагогов, работников торговли с охватом не менее 95% от числа подлежащих прививкам, а также студентов высших и средних учебных заведений, призывников, мигрантов и труднодоступных групп населения, особенно на территориях с высоким риском завоза кори из сопредельных стран.
2.1.4. Принятие необходимых мер по систематическому обеспечению требований «холодовой» цепи на всех этапах транспортирования и хранения коревой вакцины.
2.2. Принять меры по поддержанию охвата детей профилактическими прививками против кори в декретированные сроки (1 год и 6 лет) на уровне не менее 95%, взрослых в возрасте 18-35 лет, ранее не привитых против кори, не болевших корью и не имеющих сведений о прививках против кори — не менее 90%.
2.3. В срок до 01.06.2011 организовать проведение обучающих семинаров для медицинских работников по клинике, диагностике и профилактике кори.
3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, Главным врачам ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
3.1. В срок до 01.06.2011 организовать в соответствии с планом проверок на 2011 год проверки лечебно-профилактических учреждений по организации иммунопрофилактики населения, обратив особое внимание на достоверность представляемых сведений о прививках и причины заболеваемости корью среди привитых детей и взрослых.
3.2. Обеспечить:
3.2.1. Соблюдение сроков сбора, доставки и лабораторного исследования образцов для серологического подтверждения диагноза кори в установленном порядке.
3.2.2. Активное выявление и обязательное лабораторное подтверждение случаев кори среди больных другими экзантемными заболеваниями (независимо от первичного клинического диагноза) в целях активного надзора за коревой инфекцией, исходя из критерия не менее 2 обследованных на 100 тыс. населения в каждом субъекте Российской Федерации (ежегодно).
3.2.3. Своевременное проведение полного комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий при возникновении очагов кори в соответствии с требованиями действующих нормативно-методических документов.
3.3. В срок до 01.03.2011 принять меры по организации межведомственного взаимодействия по вопросам проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий против кори среди мигрантов, в том числе нелегальных, и других труднодоступных контингентов (лиц БОМЖ, кочующих групп населения) специалистов других ведомств.
3.4. Организовать проведение регулярной работы по широкому информированию населения о ходе реализации Программы ликвидации кори и негативных последствиях отказов от проведения профилактических прививок.
3.5. Принять меры по укреплению международного сотрудничества по вопросам реализации Программы ликвидации кори, в первую очередь на приграничных территориях.
4. Руководителю Управления Роспотребнадзора по Амурской области (В.Т. Смирнов) в срок до 10.02.2011 вынести на рассмотрение санитарно-противоэпидемической комиссии вопрос о недостоверности представляемых данных о состоянии иммунизации населения против кори с предложением о проведении проверок всех ЛПУ Амурской области с последующим обеспечением охвата прививками выявленных не привитых детей и взрослых.
5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по Пермскому и Камчатскому краям, республикам Дагестан, Саха (Якутия), Тыва, Чувашия, Бурятия, Татарстан, Северная Осетия (Алания), Адыгея, Карачаево-Черкесской и Чеченской республикам, Московской, Волгоградской, Ленинградской, Калужской, Мурманской, Амурской, Новосибирской, Тюменской, Ростовской, Смоленской, Ярославской, Томской, Архангельской областям, Ханты-Мансийскому и Чукотскому автономным округам обеспечить проведение активного эпиднадзора за больными экзантемными заболеваниями с достижением целевого показателя (не менее 2-х больных на 100 тыс. населения).
6. Директору ФГУН «Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского» (В.А. Алешкин):
6.1. В срок до 05.02.2011 представить предложения по внесению изменений в национальный календарь профилактических прививок.
6.2. В срок до 20.02.2011 провести анализ работы региональных центров по надзору за корью и краснухой Российской Федерации с прикрепленными территориями и дать предложения по оптимизации их деятельности.
6.3. В срок до 25.02.2011 представить финансовые расчеты в соответствии с потребностью национальной лабораторной сети в препаратах для лабораторно-диагностических исследований, включая молекулярно-генетические, а также в оборудовании для укрепления материально-технической базы национальной и региональных лабораторий.
6.4. В срок до 01.03.2011 представить проекты документов по изменению/дополнению в действующие нормативно-правовые и методические документы по профилактике кори и краснухи.
6.5. В срок до 15.03.2011 представить отчет о деятельности Национального научно-методического центра по надзору за корью и краснухой по вопросам международного сотрудничества со странами СНГ по итогам за год и предложения по его расширению и укреплению.
7. Управлению эпидемиологического надзора (Е.Б. Ежлова):
7.1. В срок до 20.02.2011 подготовить проект нормативно-правового акта о дополнительных мероприятиях по иммунизации населения Российской Федерации против кори.
7.2. В срок до 20.03.2011 подготовить проект нормативно-правового документа по оптимизации деятельности национальной системы по надзору за корью и краснухой с учетом предложений Национального научно-методического центра по надзору за корью и краснухой.
7.3. Организовать в течение 2011 года выборочные проверки готовности субъектов Российской Федерации к сертификации территорий, свободных от кори.
7.4. В срок до 20.02.2011 подготовить обращение в адрес руководителя Федеральной таможенной службы с просьбой о содействии в перемещении биологического материала через российскую границу, получаемого Национальным научно-методическим центром по надзору за корью и краснухой, в рамках международного сотрудничества.
8. Управлению научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности (В.Ю. Смоленский) совместно с Управлением эпидемиологического надзора (Е.Б. Ежлова):
8.1. В срок до 30.03.2010 подготовить предложения к проекту распоряжения Правительства Российской Федерации о финансировании участия Российской Федерации в международных усилиях по элиминации кори, предусмотрев мероприятия по содействию странам СНГ в борьбе с корью.
8.2. В срок до 01.05.2011 подготовить предложения о вынесении на рассмотрение руководителей служб, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор в странах СНГ, ШОС, вопросов о расширении международного сотрудничества в области реализации Программы ликвидации кори, включая иммунизацию трудовых мигрантов, и ответственности сторон при заносе инфекции, с последующим включением данных положений в соответствующие соглашения и договора о сотрудничестве.
9. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека И.В. Брагину.
Руководитель | Г.Г. Онищенко |
Источник
Приказ
Последние 7 лет в России регистрируются низкие показатели заболеваемости корью. В 2002 году показатель составил 0,42 на 100 тыс. населения, в 54 регионах заболевания корью вообще не регистрировались, а в 27 — имели место единичные случаи. Снижение заболеваемости корью в стране обусловлено увеличением охвата прививками живой коревой вакциной детей в декретированные сроки.
В целях реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году приказываю:
1. Считать ликвидацию кори в Российской Федерации к 2010 году приоритетной задачей здравоохранения.
2. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России, Управлению организации медицинской помощи матерям и детям Минздрава России, Федеральному центру госсанэпиднадзора Минздрава России, ГУ «Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Минздрава России», главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации организовать работу по реализации «Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 г.».
3. Директору ГУ «Санкт-Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера Минздрава России» А.Б. Жебруну, главным врачам центров госсанэпиднадзора с функциями контроля за корью совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации определить ответственное лицо за реализацию «Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году». О принятом решении информировать Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России до 01.05.2003 с указанием фамилии, должности и контактного телефона.
4. Главным врачам центров госсанэпиднадзора с функциями контроля за корью, директору ГУ «Санкт-Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера Минздрава России» А.Б. Жебруну:
4.1. Обеспечить направление в ГУ «Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского» Минздрава России:
— ежемесячно (не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным) сведений о заболевших корью в разных возрастных группах населения по каждой прикрепленной территории и по курируемому региону в целом;
— ежегодно (не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным) отчета о результатах серологических исследований в индикаторных группах населения по каждой прикрепленной территории и по курируемому региону в целом.
4.2. Обеспечить внедрение в практику работы вирусологических лабораторий «Руководства по лабораторной диагностике кори», рекомендованного Всемирной организацией здравоохранения.
5. Главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
5.1. Обеспечить выявление, диагностику, лабораторное обследование больных корью и подозрительных на это заболевание в соответствии со стандартным определением случая заболевания корью (Приложение N 1), Рекомендациями по выявлению, диагностике, лабораторному обследованию и регистрации больных корью и подозрительных на это заболевание (Приложение N 2), комплексом противоэпидемических мероприятий в очагах кори и очагах, подозрительных на это заболевание, в соответствии с перечнем противоэпидемических мероприятий в очаге коревой инфекции (Приложение N 3), Правилами сбора, хранения и транспортировки образцов сыворотки крови и вируссодержащих материалов (Приложение N 4).
5.2. Организовать и проводить плановые серологические исследования с целью изучения состояния специфического иммунитета в индикаторных группах населения (серомониторинг) (Приложение N 5).
6. Главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации обеспечить:
6.1. Контроль за своевременностью и полнотой выявления, диагностики, лабораторного обследования и регистрации больных корью и подозрительных на это заболевание, проведением комплекса противоэпидемических мероприятий в очаге коревой инфекции.
6.2. Контроль за своевременностью и полнотой иммунизации населения против кори, организацией и проведением плановых серологических исследований с целью определения иммунитета населения к вирусу кори.
7. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России, Федеральному центру госсанэпиднадзора Минздрава России, ГУ «Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Минздрава России» организовать региональные совещания по вопросам реализации «Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году».
8. ГУ «Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Минздрава России»:
8.1. Организовать работу по генотипированию штаммов вируса кори, циркулирующих на территории Российской Федерации.
8.2. Обеспечить сбор и анализ материалов по реализации «Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году» и представить отчет в Минздрав России и в Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения.
9. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Г.Г. Онищенко.
Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Источник