Приказ о совершенствовании эпидемиологического надзора за корью

О координации деятельности по эпиднадзору за корью и краснухой

В целях совершенствования эпидемиологического надзора за корью и краснухой, повышения качества лабораторной диагностики кори и краснухи, осуществляемой в рамках Региональной программы Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения по элиминации кори и краснухи, снижения заболеваемости синдромом врожденной краснухи в Европейском регионе к 2010 году,

приказываю:

1. Руководителям управлений Роспотребнадзора по городу Москве, Ростовской, Нижегородской, Новосибирской, Амурской областям, Пермскому, Красноярскому и Приморскому краям, Республике Башкортостан, главным врачам ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в городе Москве, Ростовской, Нижегородской, Новосибирской, Амурской областях, Пермском, Красноярском и Приморском краях, Республике Башкортостан, директору ФГУН «Санкт-Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии им.Л.Пастера» Роспотребнадзора (А.Б.Жебрун):

1.1. Обеспечить в закрепленных субъектах Российской Федерации (приложение 1) методическое руководство и координацию деятельности:

1.1.1. По эпидемиологическому надзору за корью и краснухой, лабораторной диагностике этих заболеваний, сбору сывороток крови от больных корью и подозрительных на это заболевание, от больных с пятнисто-папулезной сыпью и лихорадкой, беременных женщин, больных краснухой или имевших контакт с больным краснухой, больных с врожденной краснушной инфекцией и синдромом врожденной краснухи, а также клинического материала для генотипирования вирусов кори и краснухи.

1.1.2. По серологическому подтверждению случаев кори, краснухи.

1.2. Обеспечить взаимодействие с Национальным научно-методическим центром по надзору за корью и краснухой (ФГУН «Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им.Г.Н.Габричевского» Роспотребнадзора) по вопросам организации и осуществления эпидемиологического надзора и лабораторной диагностики кори, краснухи, врожденной краснушной инфекции, синдрома врожденной краснухи, а также профилактики этих заболеваний.

1.3. Представлять информацию о каждом выявленном случае кори, а также ежемесячные отчетные материалы и ежегодный отчет о проведенной работе в Национальный научно-методический центр по надзору за корью и краснухой в установленном порядке.

2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, главным врачам ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации обеспечить:

2.1. Представление информации в региональные центры по надзору за корью и краснухой по принадлежности (приложение) в установленные сроки о случаях заболеваний корью, а также подозрительных на это заболевание, о случаях заболевания краснухой беременных, случаях врожденной краснухи и синдрома врожденной краснухи.

2.2. Контроль за своевременным взятием сывороток крови у больных корью, а также у больных с подозрением на это заболевание, больных с пятнисто-папулезной сыпью и лихорадкой, беременных женщин, больных краснухой или имевших контакт с больным краснухой, больных с синдромом врожденной краснухи и доставкой материала в вирусологическую лабораторию регионального центра по надзору за корью и краснухой по принадлежности.

2.3. Контроль за своевременным сбором и доставкой клинического материала от больных корью и краснухой в Национальный научно-методический центр по надзору за корью и краснухой для проведения генотипирования штаммов вирусов кори и краснухи.

2.4. Представление ежемесячных отчетов о заболеваемости корью и краснухой на территории субъекта Российской Федерации в региональный центр по надзору за корью и краснухой.

3. Директору ФГУН Московского научно-исследовательского института эпидемиологии и микробиологии им.Н.Г.Габричевского (В.А.Алешкин) обеспечить:

3.1. Методическое руководство и координацию деятельности региональных центров по надзору за корью и краснухой.

3.2. Проведение генотипирования штаммов вирусов кори и краснухи.

3.3. Организацию и проведение мероприятий по повышению квалификации врачей-эпидемиологов и вирусологов, осуществляющих эпидемиологический надзор за корью и краснухой и лабораторную диагностику этих заболеваний.

3.4. Проведение прикладных научных исследований по эпидемиологии, профилактике и лабораторной диагностике кори и краснухи.

3.5. Подготовку информационных и аналитических материалов о заболеваемости корью и краснухой и участие в разработке проектов организационно-распорядительных документов по совершенствованию эпидемиологического надзора за корью и краснухой и лабораторной диагностике этих заболеваний.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека И.В.Брагину.

Руководитель
Г.Г.Онищенко

Приложение. Перечень субъектов Российской Федерации, закрепленных за региональными центрами по надзору за корью и краснухой

Приложение
к приказу
Федеральной службы
по надзору в сфере защиты
прав потребителей и
благополучия человека
от 1 марта 2010 года N 69

Санкт-Петербургский региональный центр по надзору за корью и краснухой (ФГУН «Санкт-Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии им.Л.Пастера» Роспотребнадзора)

Республика Коми

Архангельская область

Вологодская область

Мурманская область

Республика Карелия

Калининградская область

г.Санкт-Петербург

Ленинградская область

Новгородская область

Псковская область

Ненецкий автономный округ

Московский региональный центр по надзору за корью и краснухой (Управление Роспотребнадзора по городу Москве)

Магаданская область

Белгородская область

Брянская область

Калужская область

г.Москва

Московская область

Орловская область

Смоленская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

Воронежская область

Курская область

Липецкая область

Тамбовская область

Рязанская область

Чукотский автономный округ

Нижегородский региональный центр по надзору за корью и краснухой (Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области)

Костромская область

Владимирская область

Ивановская область

Нижегородская область

Республика Мордовия

Саратовская область

Ульяновская область

Чувашская Республика

Республика Татарстан

Башкортостанский региональный центр по надзору за корью и краснухой (Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан)

Республика Башкортостан

Пензенская область

Самарская область

Челябинская область

Оренбургская область

Пермский региональный центр по надзору за корью и краснухой (Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю)

Республика Марий Эл

Удмуртская Республика

Кировская область

Пермский край

Курганская область

Свердловская область

Ростовский региональный центр по надзору за корью и краснухой (Управление Роспотребнадзора по Ростовской области)

Республика Адыгея

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Республика Калмыкия

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия (Алания)

Чеченская Республика

Краснодарский край

Ставропольский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

Новосибирский региональный центр по надзору за корью и краснухой (Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области)

Тюменская область

Алтайский край

Республика Алтай

Томская область

Новосибирская область

Омская область

Ханты-Мансийский автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

Республика Саха (Якутия)

Красноярский региональный центр по надзору за корью и краснухой (Управление Роспотребнадзора по Красноярской области)

Иркутская область

Красноярский край

Республика Хакасия

Республика Тыва

Кемеровская область

Республика Бурятия

Приморский региональный центр по надзору за корью и краснухой (Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю)

Приморский край

Камчатский край

Хабаровский край

Сахалинская область

Амурский региональный центр по надзору за корью и краснухой (Управление Роспотребнадзора по Амурской области)

Амурская область

Забайкальский край

Еврейская АО

Читайте также:  Через сколько делают ревакцинацию кори

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
рассылка

Источник

В соответствии с п. 4.2.2 Плана основных организационных мероприятий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2013 год, в рамках реализации программы ликвидации кори и краснухи в Российской Федерации приказываю:

1. Провести 12-13 ноября 2013 года в г. Москве, 26-27 ноября 2013 года в г. Перми региональные совещания «О совершенствовании эпиднадзора за корью и краснухой в Российской Федерации» в соответствии с программой (приложение № 1).

2. Руководителю Управления Роспотребнадзора по г. Москве (Е.Е. Андреева), руководителю Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю (А.С. Сбоев), главным врачам ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве» (А.В. Иваненко) и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» (В.И. Семенов) обеспечить выполнение необходимых организационных мероприятий по подготовке, проведению совещания и размещению участников.

3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, главным врачам ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации, директорам ФБУН «Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского» Роспотребнадзора (В.А. Алешкин), ФБУН «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии имени Пастера» Роспотребнадзора (А.Б. Жебрун) командировать для участия в совещаниях лиц, ответственных за реализацию программы элиминации кори в соответствии с распределением мест участников (приложения №№ 2,3).

4.Оплату командировочных расходов произвести по месту работы командируемых.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека И.В. Брагину. 

Руководитель Г.Г. Онищенко

Приложение № 1
к приказу Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека
от 24 июня 2013 г. № 426

Программа
Региональных совещаний «О совершенствовании эпиднадзора за корью и краснухой в Российской Федерации»
г. Москва, 12-13 ноября 2013 года,
г. Пермь, 26-27 ноября 2013 года

1. Элиминация кори и краснухи. Процесс верификации в Европейском регионе ВОЗ.

2. Эпидситуация по кори и краснухе в субъектах Российской Федерации в 2013 году. Причины роста заболеваемости корью и краснухой в некоторых регионах.

3. Основы процесса верификации элиминации кори и краснухи в Российской Федерации. Выполнение приказа Роспотребнадзора от 11.04.2013 № 205.

4. Работа лабораторной сети в России по кори и краснухе.

5. Отчет территорий о Реализации программы элиминации кори в субъектах Российской Федерации: выполнение постановлений Главного государственного санитарного врача от 09.03.2004 г. №13, от 28.08.2007 г. № 63 и от 12.04.2010 № 23, от 14.09.2011 № 120.

6. Эпидемиологический надзор за врожденной краснухой.

7. Рекомендации практическому здравоохранению о совершенствовании эпидемиологического надзора за корью и краснухой в современных условиях.

Приложение № 2
к приказу Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека
от 24 июня 2013 г. № 426

Распределение мест участников регионального совещания «О совершенствовании эпиднадзора за корью и краснухой в Российской Федерации»
г. Москва 12-13 ноября 2013 года

Примечание:

Участники совещания — специалисты региональных центров эпидемиологического надзора за корью и краснухой, управлений Роспотребнадзора, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» должны иметь при себе соответствующий материал для отчета о работе и выступления по обмену опытом работы.

_____________________________

* — в указанных территориях приглашаются руководители региональных центров (1 чел.), специалист Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации (1 чел.) и врач вирусолог ФБУЗ (1 чел.), ответственные за реализацию программы элиминации кори и краснухи.

Приложение № 3
к приказу Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека
от 24 июня 2013 г. № 426

Читайте также:  Когда ставится прививка от кори и краснухи

Распределение мест участников совещания «О совершенствовании эпиднадзора за корью и краснухой в Российской Федерации»
г. Пермь 26-27 ноября 2013 года

Примечание:

Участники совещания — специалисты региональных центров эпидемиологического надзора за корью и краснухой, управлений Роспотребнадзора, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» должны иметь при себе соответствующий материал для отчета о работе и выступления по обмену опытом работы.

_____________________________

* — в указанных территориях приглашаются руководители региональных центров (1 чел.), специалист Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации (1 чел.) и врач вирусолог ФБУЗ (1 чел.), ответственные за реализацию программы элиминации кори и краснухи.

С 12 по 13 ноября 2013 г. в г. Москве, а с 26 по 27 ноября 2013 г. в г. Перми пройдут региональные совещания «О совершенствовании эпиднадзора за корью и краснухой в Российской Федерации».

На совещаниях планируется обсудить элиминацию кори и краснухи; процесс верификации в Европейском регионе ВОЗ; эпидситуацию по кори и краснухе в субъектах России в 2013 г.; причины роста заболеваемости корью и краснухой в некоторых регионах и др.

Участники совещания — специалисты региональных центров эпиднадзора за корью и краснухой, управлений Роспотребнадзора, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» должны иметь при себе материал для отчета о работе и выступления по обмену опытом.

Источник

Реализация мероприятий эпидемиологического надзора за коревой инфекцией и программы элиминации кори на территории Пензенской области привели к стойкому благополучию по данной инфекции в период до 2018 года. В течение указанного периода на территории Пензенской области ежегодно выявлялось от 2 до 4 случаев кори завозного характера (показатели заболеваемости 0,15 — 0,29 на 100 тысяч населения); выявленные в 2014 — 2015 гг. очаги кори характеризовались единичной, спорадической заболеваемостью, не имевшей распространения.

В Пензенской области достигнуты и поддерживаются нормативные показатели охвата иммунизацией детского и взрослого населения против кори. Показатель своевременности вакцинации детского населения составляет 97,7%, охват ревакцинацией в 6-летнем возрасте — 98,0%.

Охват вакцинацией и ревакцинацией против кори лиц в возрастной группе от 18 до 35 лет достиг нормативных уровней в 2008 г. (95,3%), составив в 2016 — 2017 гг. более 99,4%. С 2012 г. в Пензенской области проводится иммунизация против кори медицинских работников в возрасте старше 35 лет.

Вместе с тем имеется ряд нерешенных вопросов, отрицательно влияющих на качество реализации программы элиминации кори на территории Пензенской области и определяющих наличие определенной прослойки неиммунного населения.

Так, по результатам серологического контроля состояния популяционного иммунитета населения Пензенской области к вирусу кори в 2016 г. отмечено нарастание доли серонегативных лиц по каждой возрастной группе обследованных, что требует детального выяснения (от 38,4% серонегативных в возрастной группе 16 — 17 лет до 10,4% серонегативных в возрастной группе 40 — 49 лет). Результаты серологического мониторинга иммунитета в 2017 г. выявили 10,8% серонегативных лиц, что превышает критерий эпидемиологического благополучия.

Причинами указанной негативной тенденции могут быть проблемы в обеспечении полноценной переписи обслуживаемого населения, учета проведенных прививок, с дефектами холодовой цепи на этапах транспортировки и хранения коревой вакцины. В ходе контрольно-надзорных мероприятий Управления Роспотребнадзора по Пензенской области факты нарушения обязательных требований в области иммунопрофилактики выявлены: в 2016 г. — в 26,9% случаев (наложено 42 штрафа), в 2017 г. — в 30,5% случаев (наложено 40 штрафов).

Проверки медицинских организаций выявляют факты недоучета взрослых групп населения, подлежащих иммунизации, нарушения нормативных требований холодового режима при хранении и транспортировке иммунобиологических лекарственных препаратов.

Отмечаются трудности в привлечении к иммунизации неработающего населения, недекретированных работающих лиц, а также труднодоступных групп населения (цыган, мигрирующих групп населения и др.).

В течение 2017 — 2018 гг. выявлялось несвоевременное и неполное проведение в медицинских организациях Пензенской области активного надзора за экзантемными заболеваниями.

Результатом имеющихся дефектов в обеспечении профилактических мероприятий явилось осложнение эпидемиологической ситуации по коревой инфекции в период апрель — май 2018 года; суммарно зарегистрировано 11 случаев кори (показатель — 0,83 на 100 тысяч населения), в том числе — внутрибольничный очаг с распространением (ОКБ им. Бурденко).

В целях ликвидации возникших очагов и стабилизации эпидемиологической ситуации по кори были проведены масштабные противоэпидемические мероприятия. В ходе эпидемиологического расследования был выявлен ряд факторов, способствующих возникновению случаев кори на территории Пензенской области, в том числе:

— отсутствие настороженности в отношении кори у медицинского персонала;

— неудовлетворительное ведение прививочных картотек (прежде всего, по контингентам взрослого населения);

— нерешенность вопроса с организацией электронной прививочной картотеки в медицинских организациях;

— отсутствие работы по контролю привитости и плановой иммунизации представителей спортивных команд (объединений) в рамках Национального календаря прививок;

Читайте также:  Виды вакцин корь паротит

— неконтролируемое проведение массовых спортивных мероприятий частнопрактикующими тренерами и общественными организациями;

— наличие неиммунной прослойки среди населения в отношении кори, в т.ч. детей, не привитых в результате отказов родителей.

Основными задачами по стабилизации эпидситуации и поддержанию эпидемиологического благополучия по кори в настоящее время являются:

— качественная выверка лиц, подлежащих подчищающей иммунизации против кори и завершение данной работы;

— мониторинг за экзантемными заболеваниями и серологическое обследование указанных лиц на корь и краснуху;

— ревизия состояния холодовой цепи и устранение выявленных дефектов;

— дополнительный серологический контроль состояния напряженности коллективного иммунитета;

— качественная переподготовка медицинского персонала по вопросам выявления и профилактики коревой инфекции.

В целях обеспечения эпидемиологического благополучия населения Пензенской области по кори и краснухе, совершенствовании мероприятий эпидемиологического надзора за данными инфекционными заболеваниями, приказываю:

1. Начальнику отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Пензенской области (М.В. Баев), начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Пензенской области (Т.Н. Кузнецова, В.Ю. Петров, К.Ф. Салихов, Е.В. Хромых):

1.1. Ужесточить надзор за всеми аспектами выявления и профилактики кори и краснухи в курируемых муниципальных образованиях.

1.2. Обеспечить эффективный контроль за планированием и проведением подчищающей иммунизации подлежащего населения против кори с учетом ее завершения к 01.01.2019 г.

1.3. Проанализировать ход ревакцинации подлежащего взрослого населения против краснухи, принять дополнительные меры к устранению выявленных недостатков.

1.4. Обеспечить контроль за проведением ревизии состояния всех этапов холодовой цепи при транспортировке и хранении иммунобиологических препаратов в подконтрольных медицинских организациях.

1.5. Организовать, во взаимодействии с главными врачами медицинских организаций:

1.5.1. Необходимую работу с администрациями муниципальных образований и населенных пунктов по вопросам проведения подчищающей иммунизации против кори и прочим вопросам обеспечения эпидемиологического благополучия населения по данной инфекции.

1.5.2. Дополнительную работу с населением, а также с руководителями предприятий (организаций) по вопросам привлечения подлежащих лиц к подчищающей иммунизации.

1.5.3. Проведение расширенной информационной работы с населением по вопросам необходимости иммунопрофилактики кори, мерам личной и общественной профилактики данной инфекции, обратив особое внимание на разъяснение целей и задач проведения подчищающей иммунизации против кори.

1.5.4. Работу территориальных иммунологических комиссий по применению и пересмотру медицинских противопоказаний к проведению иммунизации детей и взрослых против кори и краснухи.

1.6. Проанализировать состояние планирования и проведения профилактических прививок против кори и краснухи мигрантам, лицам из групп кочующего населения и прочих труднодоступных категорий с обеспечением качества и полноты данной работы.

1.7. Обеспечить эффективный надзор за организацией в подконтрольных медицинских организациях активного выявления случаев подозрения на корь и проведением мониторинга за пациентами с экзантемными заболеваниями.

1.8. Взять на контроль организацию мероприятий по приему и допуску участников межрегиональных и межмуниципальных спортивных мероприятий при наличии данных о привитости в рамках Национального календаря прививок (включая корь и краснуху).

1.9. Обеспечить контроль за проведением систематической переподготовки медицинского персонала организаций здравоохранения по вопросам выявления и профилактики кори и краснухи; принять участие в указанных мероприятиях.

1.10. Своевременно выносить проблемные вопросы профилактики кори и прочих вакциноуправляемых инфекций для обсуждения на заседаниях территориальных санитарно-противоэпидемических комиссий.

2. Начальнику отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Пензенской области (М.В. Баев):

2.1. Обеспечить координацию и контроль состояния мероприятий по эпидемиологическому надзору за корью и краснухой на территории Пензенской области.

2.2. Организовать, во взаимодействии с Министерством здравоохранения Пензенской области:

2.2.1. Систематическое заслушивание руководителей медицинских организаций о состоянии работы по иммунопрофилактике с неудовлетворительными показателями выполнения плана и охвата населения иммунизацией в декретированных возрастах.

2.2.2. Работу по созданию электронной прививочной картотеки, внедрение ее в практику работы медицинских организаций до 31.12.2018 г.

2.2.3. Мероприятия по возобновлению иммунизации иностранных граждан и лиц без гражданства в рамках Национального календаря профилактических прививок при прохождении медицинского освидетельствования.

2.3. Обеспечить, во взаимодействии с Министерством физической культуры и спорта Пензенской области дополнительные мероприятия по обеспечению эпидемиологического благополучия участников массовых спортивных мероприятий (включая корь и краснуху).

3. Главному врачу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» (Т.В. Рябинина) обеспечить:

3.1. Мероприятия по эпидемиологическому расследованию случаев кори (подозрения на корь) и противоэпидемические мероприятия в указанных очагах в соответствии с действующими нормативными документами.

3.2. Проведение серологического контроля напряженности иммунитета населения в отношении кори.

3.3. Прием, подготовку и направление в Уфимский региональный центр сывороток крови, доставленных от экзантемных больных в ходе клинико-серологического мониторинга за данными заболеваниями.

3.4. Совершенствование базы лабораторной диагностики в рамках мероприятий эпидемиологического надзора за корью и краснухой.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пензенской области А.Г. Крымова.

Руководитель
М.В.ПЕРЕКУСИХИН

Источник