Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в российской федерации

Размещен: 4 Сентября 2013 г.

Об утверждении Программы Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации (2013-2015 гг.)» и плана её реализации Об утверждении Программы «Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации …

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав эпидемиологическую ситуацию по кори и краснухе в Российской Федерации и в зарубежных странах, а также документы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по данному вопросу, установил.

Повсеместное использование живых вакцин привело к значительному снижению заболеваемости корью и краснухой во многих странах мира, что дало основание Всемирной организации здравоохранения разработать «Региональный стратегический план элиминации кори и краснухи и предупреждению синдрома врожденной краснухи (СВК)».

Государства-члены Европейского региона ВОЗ, в том числе Российская Федерация, достигли к 2010 году значительного прогресса в реализации указанного плана. Однако конечная цель элиминации не была достигнута из-за недостаточного уровня популяционного иммунитета. С середины 2009 года в странах Западной Европы произошел значительный рост заболеваемости корью. В 2011 году в 38 странах региона зарегистрировано более 25,8 тыс. случаев заболеваний.

С учетом складывающейся в Европейском регионе эпидемиологической обстановки по кори и краснухе, в 2010 году на 60-й сессии Европейского регионального комитета ВОЗ срок достижения элиминации кори и краснухи в регионе был перенесен на 2015 год.

В целях обеспечения в дальнейшем возможности проведения сертификации Европейского региона как территории, свободной от эндемичных кори и краснухи, Всемирная организация здравоохранения с 2013 года начинает в регионе процедуру верификации – наблюдение и экспертную оценку мероприятий по элиминации кори и краснухи и их результативности в странах Европейского региона. Данное наблюдение основывается на представляемых ежегодно странами региона доказательных материалах по данной проблеме, подготовленных независимыми экспертными комиссиями стран.

В Российской Федерации в 2007 — 2010 годах, при стабильно высоком охвате населения прививками против кори (95% и более) относительные показатели заболеваемости корью не превышали 1,0 случая на млн. населения, при этом циркуляции эндемичного штамма вируса кори не отмечалось, что свидетельствовало о вступлении страны в стадию элиминации инфекции.

Вместе с тем, в последние годы в ряде субъектов Российской Федерации, в результате просчетов в работе по организации иммунизации населения, накопились группы восприимчивых к коревой инфекции лиц. При ухудшении эпидситуации по кори во многих странах мира и увеличении числа «завозных» случаев в 2011-2012 годах, произошел значительный рост заболеваемости населения Российской Федерации, когда показатель заболеваемости превысил значение 2010 года в 4,4 и в 14 раз соответственно.

При этом выраженный рост заболеваемости корью наблюдался только в субъектах Северо-Кавказского и Южного федеральных округов и в г. Москве, тогда как в остальных регионах случаи заболеваний не регистрировались, либо распространение инфекции не превышало двух генераций, что свидетельствует о достаточно высоком коллективном иммунитете на большинстве территорий страны.

По результатам эпидемиологического расследования вспышечной заболеваемости корью в ряде субъектов Российской Федерации выявлены серьезные недостатки в работе по иммунизации населения против кори, включая дефекты планирования и отчетности, недостаточный охват прививками населения, прежде всего из числа групп риска (работников медицинских и образовательных организаций, работников торговли, мигрантов, кочующих групп населения и других), позднюю диагностику заболевания, нарушения противоэпидемического режима в медицинских стационарах, недостатки в работе в очагах коревой инфекции.

Принимая во внимание отсутствие циркуляции на территории Российской Федерации эндемичного вируса кори, поддерживаемый на высоком уровне охват населения страны прививками против кори, обеспечивающий отсутствие или регистрацию лишь единичных случаев заболеваний в большинстве субъектов Российской Федерации, достижение и поддержание элиминации кори на всей территории Российской Федерации представляется возможным.

В настоящее время в существующую систему надзора за корью интегрируется надзор за краснухой, в том числе за врожденной краснушной инфекцией (ВКИ) и синдромом врожденной краснухи (СВК).

В результате массовых прививок против краснушной инфекции заболеваемость краснухой с 2005 по 2012 год снижена более, чем в 150 раз (с 100,8 на 100 тыс. до 0,67 соответственно). В 2012 году на территории 25 субъектов Российской Федерации случаи краснухи не регистрировались, в 57 субъектах показатель заболеваемости краснухой был менее 1 случая на 100 тыс. населения. В возрастной структуре заболевших преобладают взрослые (92%). Среди переболевших краснухой в 2012 году 90,7% составили лица, не привитые против этой инфекции, и лица с неизвестным прививочным анамнезом.

В 2011-2012 годах 94-95% очагов краснухи не имели распространения инфекции, что свидетельствует о достаточно высоком уровне коллективного иммунитета.

В последние годы регистрируются единичные случаи синдрома врожденной краснухи, вместе с тем исключить возможность недоучета этих случаев нельзя.

Определен генотипический пейзаж штаммов вируса краснухи, циркулирующих в разных регионах России. В 2010-2011 годах подавляющее большинство штаммов идентифицированы как представители генотипа 1H, близкородственные штаммам, циркулировавшим ранее в регионе СНГ (Российская Федерация, Казахстан, Беларусь; 2004-2009гг).

Использование опыта работы по элиминации кори в Российской Федерации, поддержание на должном уровне охвата населения профилактическими прививками против этой инфекции при успешной интеграции надзора за краснушной инфекцией в систему надзора за корью позволяет считать реальной возможность элиминации краснушной инфекции на территории Российской Федерации.

Важнейшей задачей на предстоящие три года является достижение элиминации кори и краснухи на всей территории Российской Федерации и организация мероприятий на федеральном и региональном уровнях по осуществлению верификации процесса элиминации этих заболеваний в соответствии с международными требованиями.

Для предупреждения распространения кори и краснухи и элиминации этих инфекций на территории Российской Федерации необходимо обратить особое внимание на повсеместное достижение и поддержание высокого охвата прививками населения, в том числе труднодоступных групп (население, проживающее на отдаленных территориях, кочующие группы населения, переселенцы, лица без определенного места жительства, иностранные граждане, проживающие на территории Российской Федерации).

При этом следует учитывать развивающиеся международные связи, прежде всего туристические, а также значительные потоки мигрантов из стран СНГ, которые поддерживают высокий риск завоза кори и краснухи из неблагополучных стран.

В целях совершенствования и повышения эффективности мероприятий по профилактике кори и краснухи и достижения их элиминации в Российской Федерации в 2013-2015 годах, а также организации и проведения процедуры верификации элиминации этих инфекций и в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007 № 1 (ч. 1), ст. 21; № 1 (ч. 1) ст. 29; № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; № 29 (ч. 1), ст. 3418; № 44, ст. 4984; № 52 (ч. 1), ст. 6223; № 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; 2010, № 40, ст. 4969; 2011, № 1, ст. 6; № 30 (ч. 1), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591), ст. 1 Федерального закона от 30 июня 2006 года № 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 27, ст. 2879), а также в целях реализации принятых документов Всемирной организации здравоохранения по данному вопросу (Региональный стратегический план элиминации кори и краснухи и предупреждения синдрома врожденной краснухи (СВК) (Европейское региональное бюро ВОЗ), Руководство по эпидемиологическому надзору за корью, краснухой и СВК в Европейском регионе ВОЗ (2010г.). Резолюция Европейского регионального комитета ВОЗ: обновленная приверженность достижению к 2015 году целей элиминации кори и краснухи и профилактики синдрома врожденной краснухи (Европейский региональный комитет ВОЗ, 60-я сессия, 2010г.),

Читайте также:  Побочные действия на корь

п о с т а н о в л я ю:

1. Утвердить программу «Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации (2013-2015гг.)» (далее — Программа) (Приложение №1), и План мероприятий по реализации программы «Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации» (далее – План) (Приложение № 2).

2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления рекомендовать:

2.1. Установить действенный контроль за разработкой и выполнением региональных планов мероприятий по реализации программы «Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации (2013 – 2015 гг.)».

2.2. При необходимости рассмотреть вопрос о выделении бюджетных ассигнований на осуществление мероприятий региональных планов по реализации программы «Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации (2013 – 2015 гг.)».

2.3. Оказывать содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан и управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в проведении в средствах массовой информации разъяснительной работы с населением по вопросам профилактики и элиминации кори и краснухи.

3. Ответственным исполнителям Плана рекомендовать принять действенные меры по организации и контролю за проведением мероприятий, предусмотренных Планом.

4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан:

4.1. Разработать и внести на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональные планы мероприятий по реализации программы «Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации (2013 – 2015 гг.)».

4.2. Повысить уровень взаимодействия с заинтересованными организациями и учреждениями в реализации разработанных региональных

планов мероприятий по реализации программы «Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации (2013 – 2015 гг.)».

5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, главным врачам ФБУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации», руководителям научно-исследовательских учреждений Роспотребнадзора обеспечить выполнение мероприятий в соответствии с Планом (Приложение №2) и региональными планами мероприятий по реализации программы «Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации (2013 – 2015 гг.)».

6. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации обеспечить действенный контроль за выполнением региональных планов мероприятий по реализации программы «Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации (2013 – 2015 гг.)». Информацию о ходе их реализации ежегодно представлять в Роспотребнадзор в срок до 20 апреля следующего за отчетным года.

7. ФБУН «Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии» им. Г. Н.Габричевского Роспотребнадзора (В. А. Алешкин):

7.1. В срок до 01.06.2013 представить в Роспотребнадзор предложения по составу национальной комиссии по верификации процесса элиминации кори и краснухи (НКВ) в Российской Федерации.

7.2. Разработать с учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения и представить в Роспотребнадзор в срок до 01.06.2013 пакет документов для организации процедуры верификации элиминации кори и краснухи в Российской Федерации.

8. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Руководитель Г. Г. Онищенко

Вид документа — Постановление Правительства РФ

Номер — № 17

Дата принятия — 17.04.2013

Файлы для загрузки

Источник

30.12.2012 Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г. Г. Онищенко утверждена Программа «Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации (2013-2015гг.)»

Повсеместное использование живых вакцин привело к значительному снижению заболеваемости корью и краснухой во многих странах мира.

В соответствии со стратегическим планом Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) к концу 2015 года планируется обеспечить элиминацию кори/краснухи/синдрома врожденной краснухи (СВК) во всех 6 регионах мира, а к 2020 году ликвидировать корь как минимум в 5 регионах ВОЗ.

Ряд стран — членов Европейского региона ВОЗ, в том числе Российская Федерация, к 2010 году достигли определенного прогресса в решении задач по элиминации кори и краснухи.

В Российской Федерации, в результате реализации с 2002 по 2010 год «Программы элиминации кори на территории Российской Федерации» удалось достигнуть выраженного снижения заболеваемости корью. С 2007 по 2010 год включительно, при стабильно высоком охвате населения прививками против кори, заболеваемость корью не превышала 1,0 случая на млн. населения, циркуляция эндемичного штамма вируса кори не определялась, что свидетельствовало о вступлении страны в стадию элиминации инфекции.

Однако, по данным ВОЗ более половины европейских государств не смогли обеспечить элиминацию кори к 2010 году. Конечная цель элиминации кори в европейском регионе не была достигнута из-за недостаточного уровня популяционного иммунитета – наличия среди населения стран региона значительного числа не привитых против кори лиц. С середины 2009 года в странах Западной Европы отмечен выраженный рост заболеваемости корью, в 2011 году в 38 странах региона зарегистрировано более 25,8 тыс. случаев заболеваний. Неблагополучие по кори в Европе и Азии повлияло на рост заболеваемости корью на территории Российской Федерации.

В 2011-2012 годах, в результате увеличения числа «завозов» этой инфекции и распространения ее среди не привитых лиц в ряде субъектов Российской Федерации, показатель заболеваемости корью в целом по стране превысил 1 случай на млн. населения — значение, определенное ВОЗ как один из критериев элиминации кори на территории.

Читайте также:  Заболеваемость корью в россии

По результатам рассмотрения на 60-й сессии Европейского регионального комитета ВОЗ (2010) состояния процесса элиминации кори и краснухи в Европейском регионе, принимая во внимание реальность достижения поставленных целей, срок достижения элиминации кори и краснухи в регионе был перенесен на 2015 год.

Начиная с 2013 года Европейским региональным бюро ВОЗ предполагается проведение верификации (наблюдения) за эпидемиологической ситуацией по кори и краснухе в странах региона. Вопрос о сертификации Европейского региона, как территории, свободной от эндемичной кори/краснухи, будет рассмотрен при условии достижения в течение трех лет во всех странах региона критериев элиминации этих заболеваний.

Целью Программы «Профилактика кори и краснухи в период верификации элиминации инфекций в Российской Федерации на 2013-2015гг» является достижение, поддержание и верификация элиминации кори и краснухи на территории Российской Федерации.

Программа предусматривает решение следующих задач:

— достижение и поддержание высокого уровня охвата населения прививками (вакцинация и ревакцинация) против кори и краснухи;

— совершенствование качества эпидемиологического надзора за корью и краснухой;

— контроль качества препаратов для вакцинации против кори и краснухи. Обеспечение условий транспортировки и хранения вакцинных препаратов;

— повышение квалификации медицинских работников и специалистов органов и учреждений Роспотребнадзора по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики и профилактики кори и краснухи;

— повышение значимости информационно- мобилизационной системы при решении задач элиминации кори и краснухи;

— проведение прикладных научных исследований по решению оперативных задач элиминации кори и краснухи;

— развитие международного сотрудничества по проблеме элиминации кори и краснухи;

— организация и осуществление процесса верификации элиминации кори и краснухи.

Основные принципы реализации программы:высокий охват населения прививками против кори и краснухи, своевременное выявление, учет и обязательное лабораторное подтверждение всех случаев кори и краснухи, а также молекулярно-генетическое типирование штаммов вирусов кори и краснухи, циркулирующих среди населения, с целью подтверждения элиминации инфекций на территории Российской Федерации.

Успешная реализация мероприятий Программы позволит Российской Федерации добиться статуса территории, свободной от эндемичной кори и краснухи, в процессе верификации элиминации кори и краснухи в Европейском регионе.

Источник

Ïîðòàë ãîñóäàðñòâåííûõ óñëóã
ÌÔÖ

Ïîñòàíîâëåíèå Ïðàâèòåëüñòâà ÐÔ îò 04.09.2013


ß, Ãëàâíûé ãîñóäàðñòâåííûé ñàíèòàðíûé âðà÷ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè Ã.Ã. Îíèùåíêî, ïðîàíàëèçèðîâàâ ýïèäåìèîëîãè÷åñêóþ ñèòóàöèþ ïî êîðè è êðàñíóõå â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè è â çàðóáåæíûõ ñòðàíàõ, à òàêæå äîêóìåíòû Âñåìèðíîé îðãàíèçàöèè çäðàâîîõðàíåíèÿ (ÂÎÇ) ïî äàííîìó âîïðîñó, óñòàíîâèë.

Ïîâñåìåñòíîå èñïîëüçîâàíèå æèâûõ âàêöèí ïðèâåëî ê çíà÷èòåëüíîìó ñíèæåíèþ çàáîëåâàåìîñòè êîðüþ è êðàñíóõîé âî ìíîãèõ ñòðàíàõ ìèðà, ÷òî äàëî îñíîâàíèå Âñåìèðíîé îðãàíèçàöèè çäðàâîîõðàíåíèÿ ðàçðàáîòàòü «Ðåãèîíàëüíûé ñòðàòåãè÷åñêèé ïëàí ýëèìèíàöèè êîðè è êðàñíóõè è ïðåäóïðåæäåíèþ ñèíäðîìà âðîæäåííîé êðàñíóõè (ÑÂÊ)».

Ãîñóäàðñòâà-÷ëåíû Åâðîïåéñêîãî ðåãèîíà ÂÎÇ, â òîì ÷èñëå Ðîññèéñêàÿ Ôåäåðàöèÿ, äîñòèãëè ê 2010 ãîäó çíà÷èòåëüíîãî ïðîãðåññà â ðåàëèçàöèè óêàçàííîãî ïëàíà. Îäíàêî êîíå÷íàÿ öåëü ýëèìèíàöèè íå áûëà äîñòèãíóòà èç-çà íåäîñòàòî÷íîãî óðîâíÿ ïîïóëÿöèîííîãî èììóíèòåòà. Ñ ñåðåäèíû 2009 ãîäà â ñòðàíàõ Çàïàäíîé Åâðîïû ïðîèçîøåë çíà÷èòåëüíûé ðîñò çàáîëåâàåìîñòè êîðüþ.  2011 ãîäó â 38 ñòðàíàõ ðåãèîíà çàðåãèñòðèðîâàíî áîëåå 25,8 òûñ. ñëó÷àåâ çàáîëåâàíèé.

Ñ ó÷åòîì ñêëàäûâàþùåéñÿ â Åâðîïåéñêîì ðåãèîíå ýïèäåìèîëîãè÷åñêîé îáñòàíîâêè ïî êîðè è êðàñíóõå, â 2010 ãîäó íà 60-é ñåññèè Åâðîïåéñêîãî ðåãèîíàëüíîãî êîìèòåòà ÂÎÇ ñðîê äîñòèæåíèÿ ýëèìèíàöèè êîðè è êðàñíóõè â ðåãèîíå áûë ïåðåíåñåí íà 2015 ãîä.

 öåëÿõ îáåñïå÷åíèÿ â äàëüíåéøåì âîçìîæíîñòè ïðîâåäåíèÿ ñåðòèôèêàöèè Åâðîïåéñêîãî ðåãèîíà êàê òåððèòîðèè, ñâîáîäíîé îò ýíäåìè÷íûõ êîðè è êðàñíóõè, Âñåìèðíàÿ îðãàíèçàöèÿ çäðàâîîõðàíåíèÿ ñ 2013 ãîäà íà÷èíàåò â ðåãèîíå ïðîöåäóðó âåðèôèêàöèè – íàáëþäåíèå è ýêñïåðòíóþ îöåíêó ìåðîïðèÿòèé ïî ýëèìèíàöèè êîðè è êðàñíóõè è èõ ðåçóëüòàòèâíîñòè â ñòðàíàõ Åâðîïåéñêîãî ðåãèîíà. Äàííîå íàáëþäåíèå îñíîâûâàåòñÿ íà ïðåäñòàâëÿåìûõ åæåãîäíî ñòðàíàìè ðåãèîíà äîêàçàòåëüíûõ ìàòåðèàëàõ ïî äàííîé ïðîáëåìå, ïîäãîòîâëåííûõ íåçàâèñèìûìè ýêñïåðòíûìè êîìèññèÿìè ñòðàí.

 Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè â 2007 — 2010 ãîäàõ, ïðè ñòàáèëüíî âûñîêîì îõâàòå íàñåëåíèÿ ïðèâèâêàìè ïðîòèâ êîðè (95% è áîëåå) îòíîñèòåëüíûå ïîêàçàòåëè çàáîëåâàåìîñòè êîðüþ íå ïðåâûøàëè 1,0 ñëó÷àÿ íà ìëí. íàñåëåíèÿ, ïðè ýòîì öèðêóëÿöèè ýíäåìè÷íîãî øòàììà âèðóñà êîðè íå îòìå÷àëîñü, ÷òî ñâèäåòåëüñòâîâàëî î âñòóïëåíèè ñòðàíû â ñòàäèþ ýëèìèíàöèè èíôåêöèè.

Âìåñòå ñ òåì, â ïîñëåäíèå ãîäû â ðÿäå ñóáúåêòîâ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, â ðåçóëüòàòå ïðîñ÷åòîâ â ðàáîòå ïî îðãàíèçàöèè èììóíèçàöèè íàñåëåíèÿ, íàêîïèëèñü ãðóïïû âîñïðèèì÷èâûõ ê êîðåâîé èíôåêöèè ëèö. Ïðè óõóäøåíèè ýïèäñèòóàöèè ïî êîðè âî ìíîãèõ ñòðàíàõ ìèðà è óâåëè÷åíèè ÷èñëà «çàâîçíûõ» ñëó÷àåâ â 2011-2012 ãîäàõ, ïðîèçîøåë çíà÷èòåëüíûé ðîñò çàáîëåâàåìîñòè íàñåëåíèÿ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, êîãäà ïîêàçàòåëü çàáîëåâàåìîñòè ïðåâûñèë çíà÷åíèå 2010 ãîäà â 4,4 è â 14 ðàç ñîîòâåòñòâåííî.

Ïðè ýòîì âûðàæåííûé ðîñò çàáîëåâàåìîñòè êîðüþ íàáëþäàëñÿ òîëüêî â ñóáúåêòàõ Ñåâåðî-Êàâêàçñêîãî è Þæíîãî ôåäåðàëüíûõ îêðóãîâ è â ã. Ìîñêâå, òîãäà êàê â îñòàëüíûõ ðåãèîíàõ ñëó÷àè çàáîëåâàíèé íå ðåãèñòðèðîâàëèñü, ëèáî ðàñïðîñòðàíåíèå èíôåêöèè íå ïðåâûøàëî äâóõ ãåíåðàöèé, ÷òî ñâèäåòåëüñòâóåò î äîñòàòî÷íî âûñîêîì êîëëåêòèâíîì èììóíèòåòå íà áîëüøèíñòâå òåððèòîðèé ñòðàíû.

Ïî ðåçóëüòàòàì ýïèäåìèîëîãè÷åñêîãî ðàññëåäîâàíèÿ âñïûøå÷íîé çàáîëåâàåìîñòè êîðüþ â ðÿäå ñóáúåêòîâ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè âûÿâëåíû ñåðüåçíûå íåäîñòàòêè â ðàáîòå ïî èììóíèçàöèè íàñåëåíèÿ ïðîòèâ êîðè, âêëþ÷àÿ äåôåêòû ïëàíèðîâàíèÿ è îò÷åòíîñòè, íåäîñòàòî÷íûé îõâàò ïðèâèâêàìè íàñåëåíèÿ, ïðåæäå âñåãî èç ÷èñëà ãðóïï ðèñêà (ðàáîòíèêîâ ìåäèöèíñêèõ è îáðàçîâàòåëüíûõ îðãàíèçàöèé, ðàáîòíèêîâ òîðãîâëè, ìèãðàíòîâ, êî÷óþùèõ ãðóïï íàñåëåíèÿ è äðóãèõ), ïîçäíþþ äèàãíîñòèêó çàáîëåâàíèÿ, íàðóøåíèÿ ïðîòèâîýïèäåìè÷åñêîãî ðåæèìà â ìåäèöèíñêèõ ñòàöèîíàðàõ, íåäîñòàòêè â ðàáîòå â î÷àãàõ êîðåâîé èíôåêöèè.

Ïðèíèìàÿ âî âíèìàíèå îòñóòñòâèå öèðêóëÿöèè íà òåððèòîðèè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ýíäåìè÷íîãî âèðóñà êîðè, ïîääåðæèâàåìûé íà âûñîêîì óðîâíå îõâàò íàñåëåíèÿ ñòðàíû ïðèâèâêàìè ïðîòèâ êîðè, îáåñïå÷èâàþùèé îòñóòñòâèå èëè ðåãèñòðàöèþ ëèøü åäèíè÷íûõ ñëó÷àåâ çàáîëåâàíèé â áîëüøèíñòâå ñóáúåêòîâ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, äîñòèæåíèå è ïîääåðæàíèå ýëèìèíàöèè êîðè íà âñåé òåððèòîðèè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ïðåäñòàâëÿåòñÿ âîçìîæíûì.

 íàñòîÿùåå âðåìÿ â ñóùåñòâóþùóþ ñèñòåìó íàäçîðà çà êîðüþ èíòåãðèðóåòñÿ íàäçîð çà êðàñíóõîé, â òîì ÷èñëå çà âðîæäåííîé êðàñíóøíîé èíôåêöèåé (ÂÊÈ) è ñèíäðîìîì âðîæäåííîé êðàñíóõè (ÑÂÊ).

 ðåçóëüòàòå ìàññîâûõ ïðèâèâîê ïðîòèâ êðàñíóøíîé èíôåêöèè çàáîëåâàåìîñòü êðàñíóõîé ñ 2005 ïî 2012 ãîä ñíèæåíà áîëåå, ÷åì â 150 ðàç (ñ 100,8 íà 100 òûñ. äî 0,67 ñîîòâåòñòâåííî).  2012 ãîäó íà òåððèòîðèè 25 ñóáúåêòîâ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ñëó÷àè êðàñíóõè íå ðåãèñòðèðîâàëèñü, â 57 ñóáúåêòàõ ïîêàçàòåëü çàáîëåâàåìîñòè êðàñíóõîé áûë ìåíåå 1 ñëó÷àÿ íà 100 òûñ. íàñåëåíèÿ.  âîçðàñòíîé ñòðóêòóðå çàáîëåâøèõ ïðåîáëàäàþò âçðîñëûå (92%). Ñðåäè ïåðåáîëåâøèõ êðàñíóõîé â 2012 ãîäó 90,7% ñîñòàâèëè ëèöà, íå ïðèâèòûå ïðîòèâ ýòîé èíôåêöèè, è ëèöà ñ íåèçâåñòíûì ïðèâèâî÷íûì àíàìíåçîì.

 2011-2012 ãîäàõ 94-95% î÷àãîâ êðàñíóõè íå èìåëè ðàñïðîñòðàíåíèÿ èíôåêöèè, ÷òî ñâèäåòåëüñòâóåò î äîñòàòî÷íî âûñîêîì óðîâíå êîëëåêòèâíîãî èììóíèòåòà.

 ïîñëåäíèå ãîäû ðåãèñòðèðóþòñÿ åäèíè÷íûå ñëó÷àè ñèíäðîìà âðîæäåííîé êðàñíóõè, âìåñòå ñ òåì èñêëþ÷èòü âîçìîæíîñòü íåäîó÷åòà ýòèõ ñëó÷àåâ íåëüçÿ.

Читайте также:  Температура после прививки от кори у ребенка 1 год

Îïðåäåëåí ãåíîòèïè÷åñêèé ïåéçàæ øòàììîâ âèðóñà êðàñíóõè, öèðêóëèðóþùèõ â ðàçíûõ ðåãèîíàõ Ðîññèè.  2010-2011 ãîäàõ ïîäàâëÿþùåå áîëüøèíñòâî øòàììîâ èäåíòèôèöèðîâàíû êàê ïðåäñòàâèòåëè ãåíîòèïà 1H, áëèçêîðîäñòâåííûå øòàììàì, öèðêóëèðîâàâøèì ðàíåå â ðåãèîíå ÑÍà (Ðîññèéñêàÿ Ôåäåðàöèÿ, Êàçàõñòàí, Áåëàðóñü; 2004-2009ãã).

Èñïîëüçîâàíèå îïûòà ðàáîòû ïî ýëèìèíàöèè êîðè â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, ïîääåðæàíèå íà äîëæíîì óðîâíå îõâàòà íàñåëåíèÿ ïðîôèëàêòè÷åñêèìè ïðèâèâêàìè ïðîòèâ ýòîé èíôåêöèè ïðè óñïåøíîé èíòåãðàöèè íàäçîðà çà êðàñíóøíîé èíôåêöèåé â ñèñòåìó íàäçîðà çà êîðüþ ïîçâîëÿåò ñ÷èòàòü ðåàëüíîé âîçìîæíîñòü ýëèìèíàöèè êðàñíóøíîé èíôåêöèè íà òåððèòîðèè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè.

Âàæíåéøåé çàäà÷åé íà ïðåäñòîÿùèå òðè ãîäà ÿâëÿåòñÿ äîñòèæåíèå ýëèìèíàöèè êîðè è êðàñíóõè íà âñåé òåððèòîðèè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè è îðãàíèçàöèÿ ìåðîïðèÿòèé íà ôåäåðàëüíîì è ðåãèîíàëüíîì óðîâíÿõ ïî îñóùåñòâëåíèþ âåðèôèêàöèè ïðîöåññà ýëèìèíàöèè ýòèõ çàáîëåâàíèé â ñîîòâåòñòâèè ñ ìåæäóíàðîäíûìè òðåáîâàíèÿìè.

Äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ ðàñïðîñòðàíåíèÿ êîðè è êðàñíóõè è ýëèìèíàöèè ýòèõ èíôåêöèé íà òåððèòîðèè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè íåîáõîäèìî îáðàòèòü îñîáîå âíèìàíèå íà ïîâñåìåñòíîå äîñòèæåíèå è ïîääåðæàíèå âûñîêîãî îõâàòà ïðèâèâêàìè íàñåëåíèÿ, â òîì ÷èñëå òðóäíîäîñòóïíûõ ãðóïï (íàñåëåíèå, ïðîæèâàþùåå íà îòäàëåííûõ òåððèòîðèÿõ, êî÷óþùèå ãðóïïû íàñåëåíèÿ, ïåðåñåëåíöû, ëèöà áåç îïðåäåëåííîãî ìåñòà æèòåëüñòâà, èíîñòðàííûå ãðàæäàíå, ïðîæèâàþùèå íà òåððèòîðèè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè).

Ïðè ýòîì ñëåäóåò ó÷èòûâàòü ðàçâèâàþùèåñÿ ìåæäóíàðîäíûå ñâÿçè, ïðåæäå âñåãî òóðèñòè÷åñêèå, à òàêæå çíà÷èòåëüíûå ïîòîêè ìèãðàíòîâ èç ñòðàí ÑÍÃ, êîòîðûå ïîääåðæèâàþò âûñîêèé ðèñê çàâîçà êîðè è êðàñíóõè èç íåáëàãîïîëó÷íûõ ñòðàí.

 öåëÿõ ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ è ïîâûøåíèÿ ýôôåêòèâíîñòè ìåðîïðèÿòèé ïî ïðîôèëàêòèêå êîðè è êðàñíóõè è äîñòèæåíèÿ èõ ýëèìèíàöèè â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè â 2013-2015 ãîäàõ, à òàêæå îðãàíèçàöèè è ïðîâåäåíèÿ ïðîöåäóðû âåðèôèêàöèè ýëèìèíàöèè ýòèõ èíôåêöèé è â ñîîòâåòñòâèè ñî ñò. 51 Ôåäåðàëüíîãî çàêîíà îò 30 ìàðòà 1999 ãîäà ¹ 52-ÔÇ «Î ñàíèòàðíî-ýïèäåìèîëîãè÷åñêîì áëàãîïîëó÷èè íàñåëåíèÿ» (Ñîáðàíèå çàêîíîäàòåëüñòâà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, 1999, ¹ 14, ñò. 1650; 2002, ¹ 1 (÷. 1), ñò. 2; 2003, ¹ 2, ñò. 167; ¹ 27 (÷. 1), ñò. 2700; 2004, ¹ 35, ñò. 3607; 2005, ¹ 19, ñò. 1752; 2006, ¹ 1, ñò. 10; ¹ 52 (÷. 1), ñò. 5498; 2007 ¹ 1 (÷. 1), ñò. 21; ¹ 1 (÷. 1) ñò. 29; ¹ 27, ñò. 3213; ¹ 46, ñò. 5554; ¹ 49, ñò. 6070; 2008, ¹ 24, ñò. 2801; ¹ 29 (÷. 1), ñò. 3418; ¹ 44, ñò. 4984; ¹ 52 (÷. 1), ñò. 6223; ¹ 30 (÷. 2), ñò. 3616; 2009, ¹ 1, ñò. 17; 2010, ¹ 40, ñò. 4969; 2011, ¹ 1, ñò. 6; ¹ 30 (÷. 1), ñò. 4563, ñò. 4590, ñò. 4591), ñò. 1 Ôåäåðàëüíîãî çàêîíà îò 30 èþíÿ 2006 ãîäà ¹ 91-ÔÇ «Î âíåñåíèè èçìåíåíèÿ â ñòàòüþ 9 Ôåäåðàëüíîãî çàêîíà «Îá èììóíîïðîôèëàêòèêå èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé» (Ñîáðàíèå çàêîíîäàòåëüñòâà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, 2006, ¹ 27, ñò. 2879), à òàêæå â öåëÿõ ðåàëèçàöèè ïðèíÿòûõ äîêóìåíòîâ Âñåìèðíîé îðãàíèçàöèè çäðàâîîõðàíåíèÿ ïî äàííîìó âîïðîñó (Ðåãèîíàëüíûé ñòðàòåãè÷åñêèé ïëàí ýëèìèíàöèè êîðè è êðàñíóõè è ïðåäóïðåæäåíèÿ ñèíäðîìà âðîæäåííîé êðàñíóõè (ÑÂÊ) (Åâðîïåéñêîå ðåãèîíàëüíîå áþðî ÂÎÇ), Ðóêîâîäñòâî ïî ýïèäåìèîëîãè÷åñêîìó íàäçîðó çà êîðüþ, êðàñíóõîé è ÑÂÊ â Åâðîïåéñêîì ðåãèîíå ÂÎÇ (2010ã.). Ðåçîëþöèÿ Åâðîïåéñêîãî ðåãèîíàëüíîãî êîìèòåòà ÂÎÇ: îáíîâëåííàÿ ïðèâåðæåííîñòü äîñòèæåíèþ ê 2015 ãîäó öåëåé ýëèìèíàöèè êîðè è êðàñíóõè è ïðîôèëàêòèêè ñèíäðîìà âðîæäåííîé êðàñíóõè (Åâðîïåéñêèé ðåãèîíàëüíûé êîìèòåò ÂÎÇ, 60-ÿ ñåññèÿ, 2010ã.),

ï î ñ ò à í î â ë ÿ þ:

1. Óòâåðäèòü ïðîãðàììó «Ïðîôèëàêòèêà êîðè è êðàñíóõè â ïåðèîä âåðèôèêàöèè èõ ýëèìèíàöèè â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè (2013-2015ãã.)» (äàëåå — Ïðîãðàììà) (Ïðèëîæåíèå ¹1), è Ïëàí ìåðîïðèÿòèé ïî ðåàëèçàöèè ïðîãðàììû «Ïðîôèëàêòèêà êîðè è êðàñíóõè â ïåðèîä âåðèôèêàöèè èõ ýëèìèíàöèè â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè» (äàëåå – Ïëàí) (Ïðèëîæåíèå ¹ 2).

2. Îðãàíàì èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè ñóáúåêòîâ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè è ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ ðåêîìåíäîâàòü:

2.1. Óñòàíîâèòü äåéñòâåííûé êîíòðîëü çà ðàçðàáîòêîé è âûïîëíåíèåì ðåãèîíàëüíûõ ïëàíîâ ìåðîïðèÿòèé ïî ðåàëèçàöèè ïðîãðàììû «Ïðîôèëàêòèêà êîðè è êðàñíóõè â ïåðèîä âåðèôèêàöèè èõ ýëèìèíàöèè â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè (2013 – 2015 ãã.)».

2.2. Ïðè íåîáõîäèìîñòè ðàññìîòðåòü âîïðîñ î âûäåëåíèè áþäæåòíûõ àññèãíîâàíèé íà îñóùåñòâëåíèå ìåðîïðèÿòèé ðåãèîíàëüíûõ ïëàíîâ ïî ðåàëèçàöèè ïðîãðàììû «Ïðîôèëàêòèêà êîðè è êðàñíóõè â ïåðèîä âåðèôèêàöèè èõ ýëèìèíàöèè â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè (2013 – 2015 ãã.)».

2.3. Îêàçûâàòü ñîäåéñòâèå îðãàíàì èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè ñóáúåêòîâ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè â îáëàñòè îõðàíû çäîðîâüÿ ãðàæäàí è óïðàâëåíèÿì Ðîñïîòðåáíàäçîðà ïî ñóáúåêòàì Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè â ïðîâåäåíèè â ñðåäñòâàõ ìàññîâîé èíôîðìàöèè ðàçúÿñíèòåëüíîé ðàáîòû ñ íàñåëåíèåì ïî âîïðîñàì ïðîôèëàêòèêè è ýëèìèíàöèè êîðè è êðàñíóõè.

3. Îòâåòñòâåííûì èñïîëíèòåëÿì Ïëàíà ðåêîìåíäîâàòü ïðèíÿòü äåéñòâåííûå ìåðû ïî îðãàíèçàöèè è êîíòðîëþ çà ïðîâåäåíèåì ìåðîïðèÿòèé, ïðåäóñìîòðåííûõ Ïëàíîì.

4. Ðóêîâîäèòåëÿì óïðàâëåíèé Ðîñïîòðåáíàäçîðà ïî ñóáúåêòàì Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ñîâìåñòíî ñ îðãàíàìè èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè ñóáúåêòîâ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè â îáëàñòè îõðàíû çäîðîâüÿ ãðàæäàí:

4.1. Ðàçðàáîòàòü è âíåñòè íà ðàññìîòðåíèå îðãàíîâ èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè ñóáúåêòîâ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ðåãèîíàëüíûå ïëàíû ìåðîïðèÿòèé ïî ðåàëèçàöèè ïðîãðàììû «Ïðîôèëàêòèêà êîðè è êðàñíóõè â ïåðèîä âåðèôèêàöèè èõ ýëèìèíàöèè â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè (2013 – 2015 ãã.)».

4.2. Ïîâûñèòü óðîâåíü âçàèìîäåéñòâèÿ ñ çàèíòåðåñîâàííûìè îðãàíèçàöèÿìè è ó÷ðåæäåíèÿìè â ðåàëèçàöèè ðàçðàáîòàííûõ ðåãèîíàëüíûõ

ïëàíîâ ìåðîïðèÿòèé ïî ðåàëèçàöèè ïðîãðàììû «Ïðîôèëàêòèêà êîðè è êðàñíóõè â ïåðèîä âåðèôèêàöèè èõ ýëèìèíàöèè â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè (2013 – 2015 ãã.)».

5. Ðóêîâîäèòåëÿì óïðàâëåíèé Ðîñïîòðåáíàäçîðà ïî ñóáúåêòàì Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, ãëàâíûì âðà÷àì ÔÁÓÇ «Öåíòðû ãèãèåíû è ýïèäåìèîëîãèè â ñóáúåêòàõ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè», ðóêîâîäèòåëÿì íàó÷íî-èññëåäîâàòåëüñêèõ ó÷ðåæäåíèé Ðîñïîòðåáíàäçîðà îáåñïå÷èòü âûïîëíåíèå ìåðîïðèÿòèé â ñîîòâåòñòâèè ñ Ïëàíîì (Ïðèëîæåíèå ¹2) è ðåãèîíàëüíûìè ïëàíàìè ìåðîïðèÿòèé ïî ðåàëèçàöèè ïðîãðàììû «Ïðîôèëàêòèêà êîðè è êðàñíóõè â ïåðèîä âåðèôèêàöèè èõ ýëèìèíàöèè â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè (2013 – 2015 ãã.)».

6. Ðóêîâîäèòåëÿì óïðàâëåíèé Ðîñïîòðåáíàäçîðà ïî ñóáúåêòàì Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè îáåñïå÷èòü äåéñòâåííûé êîíòðîëü çà âûïîëíåíèåì ðåãèîíàëüíûõ ïëàíîâ ìåðîïðèÿòèé ïî ðåàëèçàöèè ïðîãðàììû «Ïðîôèëàêòèêà êîðè è êðàñíóõè â ïåðèîä âåðèôèêàöèè èõ ýëèìèíàöèè â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè (2013 – 2015 ãã.)». Èíôîðìàöèþ î õîäå èõ ðåàëèçàöèè åæåãîäíî ïðåäñòàâëÿòü â Ðîñïîòðåáíàäçîð â ñðîê äî 20 àïðåëÿ ñëåäóþùåãî çà îò÷åòíûì ãîäà.

7. ÔÁÓÍ «Ìîñêîâñêèé íàó÷íî-èññëåäîâàòåëüñêèé èíñòèòóò ýïèäåìèîëîãèè è ìèêðîáèîëîãèè» èì. Ã. Í.Ãàáðè÷åâñêîãî Ðîñïîòðåáíàäçîðà (Â. À. Àëåøêèí):

7.1. Â ñðîê äî 01.06.2013 ïðåäñòàâèòü â Ðîñïîòðåáíàäçîð ïðåäëîæåíèÿ ïî ñîñòàâó íàöèîíàëüíîé êîìèññèè ïî âåðèôèêàöèè ïðîöåññà ýëèìèíàöèè êîðè è êðàñíóõè (ÍÊÂ) â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè.

7.2. Ðàçðàáîòàòü ñ ó÷åòîì ðåêîìåíäàöèé Âñåìèðíîé îðãàíèçàöèè çäðàâîîõðàíåíèÿ è ïðåäñòàâèòü â Ðîñïîòðåáíàäçîð â ñðîê äî 01.06.2013 ïàêåò äîêóìåíòîâ äëÿ îðãàíèçàöèè ïðîöåäóðû âåðèôèêàöèè ýëèìèíàöèè êîðè è êðàñíóõè â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè.

8. Êîíòðîëü çà âûïîëíåíèåì íàñòîÿùåãî ïîñòàíîâëåíèÿ îñòàâëÿþ çà ñîáîé.

Ðóêîâîäèòåëü Ã. Ã. Îíèùåíêî

Âèä äîêóìåíòà — Ïîñòàíîâëåíèå Ïðàâèòåëüñòâà ÐÔ

Íîìåð — ¹ 17

Äàòà ïðèíÿòèÿ — 17.04.2013

Ôàéëû äëÿ çàãðóçêè

Источник