Программа элиминации кори и краснухи
Программа элиминации кори в Российской Федерации
Н.Т. Тихонова, A.Г. Герасимова, Т.А. Мамаева
Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского
Динамика эпидемического про-цесса кори в России с 90-х годов прошлого века характеризуется неуклонным снижением заболеваемости при ежегодном среднем темпе снижения 24,2%.
С 1995 года в России регистрируются чрезвычайно низкие показатели заболеваемости корью — от 5,4 в 1996 году до 1,4 в 2001 году, в среднем не превышая 3,7 на 100 тыс. населения. Спорадический характер заболеваемости наблюдается на большинстве территорий Российской Федерации (2/3). Так в 2001 году в 28 регионах заболеваемость корью не регистрировалась вообще, в 30 — имели место от 1 до 4 случаев кори.
Анализ привитости детей в возрасте до 2 лет показал, что на большей части территории России уровень охвата вакцинацией детей этого возраста за последние 5 лет увеличился в среднем с 86,0% в 1997 году до 94,1% в 2000 году. В 2001 году этот показатель практически остался на уровне 2000 года. Охват ревакцинирующими прививками детей 7-летнего возраста достигает 99%.
Однако комплексный анализ заболеваемости корью по отдельным регионам свидетельствует о сохраняющихся значительных колебаниях показателей — от полного отсутствия случаев кори в Калининградской области (в течение 4 лет) до 98,1 на 100 тыс. в 1999 г. в Чувашской республике.
Кроме того, до сих пор в каждом крупном регионе России имеются отдельные территории, на которых уровень привитости детей в декретированные сроки не превышает 80%, а показатели заболеваемости существенно выше республиканского уровня. Именно этим объясняется активное включение в эпидемический процесс кори подростков (15-17 лет) и лиц старшего возраста, а также случаи заболевания корью ревакцинированных живой коревой вакциной (ЖКВ).
Тем не менее, низкие показатели заболеваемости корью на большинстве территорий страны, повсеместное и неуклонное увеличение охвата вакцинацией и ревакцинацией ЖКВ в декретированные сроки, наличие в стране высокоэффективной коревой вакцины позволили России разработать национальную программу элиминации кори и включиться в региональную программу ВОЗ по ликвидации кори вслед за американским (1994-2000 гг.) и восточно-средиземноморским (1998-2010 гг.) регионами.
Целью национальной программы является элиминация кори в Российской Федерации к 2007 году и сертификация территорий, свободных от этой инфекции, к 2010 году.
Мероприятия, предусмотренные национальной программой элиминации кори, планируется осуществить в 3 этапа:
I этап (2002-2004 гг.) — это достижение повсеместной стабилизации заболеваемости корью на спорадическом уровне на всех территориях России.
В течение II этапа (2005-2007 гг.) планируется создать реальные условия для предупреждения возникновения случаев кори и элиминации коревой инфекции в Российской Федерации.
В течение III этапа (2008-2010 гг.) должна быть проведена сертификация территорий, свободных от кори, в составе Европейского региона.
Основными принципами элиминации кори являются: достижение и поддержание высокого (95-98%) уровня охвата населения прививками иммуногенной ареактогенной вакциной; полное и активное выявление всех случаев кори и их обязательное лабораторное подтверждение; проведение эффективного эпидемиологического надзора за корью, предусматривающего своевременное принятие оперативных управленческих решений и контроль за их выполнением.
Достижение устойчивой стабилизации заболеваемости корью на спорадическом уровне за счет высокого охвата детского населения прививками против кори на каждом педиатрическом участке является основополагающим мероприятием элиминации кори в России. Высокий охват населения прививками не только уменьшит число случаев кори, но и будет препятствовать распространению возбудителя среди населения в случае его заноса. Весьма важно, чтобы уровень охвата населения прививками не снижался при достижении на территории низких показателей заболеваемости или при полном отсутствии случаев кори.
В период выполнения программы элиминации кори чрезвычайно важным является полное и активное выявление всех случаев кори с помощью лабораторного обследования больных с экзантемными заболеваниями. Выполнение этого условия чрезвычайно актуально для нашей страны, в которой регистрируется высокая заболеваемость краснухой. Хотя вакцинация против краснухи введена в 2001 г. в календарь прививок, мы еще очень далеки от контроля за этой инфекцией. Данное утверждение справедливо и в отношении синдрома врожденной краснухи (СВК), регистрация которого введена еще в 1992 году.
Для эпидемического процесса краснухи 90-х годов характерными являются высокий уровень заболеваемости при колебании показателей на 100 тыс. населения от 98,2 в 1992 году до 399,6 в 1999 году, широкое распространение и высокая эпидемичность, проявляющаяся короткими (4-5 лет) и длинными (10-12 лет) эпидемическими циклами заболеваемости. Причем 90-е годы представлены восходящей ветвью большой волны эпидемического подъема заболеваемости краснухой со среднегодовым темпом прироста 22,4%.
В 2000 году в структуре инфекционных респираторных заболеваний (без гриппа и ОРВИ) краснуха занимала 29,6%, а корь — лишь 0,8%. В 2001 году эти показатели существенно не изменились.
На субрегиональном совещании руководителей национальных программ иммунизации Европейского региона в феврале с.г. все страны региона были условно подразделены на 3 группы в зависимости от стадии контроля за корью и задач, которые ставит страна на ближайшие годы.
В первые 2 группы объединены страны с относительно невысоким уровнем охвата населения прививками и относительно высокой заболеваемостью корью с периодическими вспышками. Россия вошла в 3-ю группу, но только в подгруппу 3″А», которую составили страны, поставившие задачу элиминации кори, поскольку достигли высокого уровня охвата населения двумя дозами живой коревой вакцины и обеспечили контроль за этой инфекцией. В то же время большинство Европейских стран вошли в подгруппу 3″Б», где, помимо ликвидации кори, решаются задачи профилактики СВК.
Из-за высокой заболеваемости краснухой и схожести ее клинического течения с легкой и атипичной формой кори сегодня необходимо ориентировать врачей-педиатров, инфекционистов при малейшем подозрении на корь серологически обследовать больных для подтверждения диагноза.
В современных условиях резко возрастает значимость эпидемиологического надзора, который должен стать обязательным, а не рекомендательным, как сегодня, мероприятием на всей территории Российской Федерации.
Следует отметить, что основные элементы эпидемиологического надзора за корью, включающие слежение за заболеваемостью, состоянием иммунитета, клиническим течением инфекции, циркуляцией возбудителя, а также оценку эффективности профилактических и противоэпидемических мероприятий, принятие оперативных решений и контроль за их выполнением сохраняются. Однако при реализации программы элиминации кори резко возрастают требования к получению полной и достоверной информации о заболеваемости корью и состоянии противокоревого иммунитета в разных возрастных группах населения, что позволит прогнозировать эпидситуацию и дифференцированно проводить оперативные мероприятия на разных территориях. В соответствии с единым европейским подходом на первом этапе элиминации кори отчет о заболеваемости корью должен быть ежемесячным, в дальнейшем — еженедельным, с учетом возраста и прививочного анамнеза больного.
Успех программы элиминации кори определяется не только обоснованным контролем заболеваемости, но и быстрым реагированием службы здравоохранения на каждый случай кори, своевременным принятием адекватных мер по предупреждению вспышек кори и ограничению ее распространения.
В условиях низкой заболеваемости корью существенно возрастает роль серологического мониторинга, позволяющего своевременно определить группы и территории риска и выяснить причины увеличения числа серонегативных к вирусу кори лиц.
Эпиднадзор за корью в период ее элиминации включает также изучение биологической и молекулярно-генетической характеристики циркулирующих среди населения коревых штаммов, что позволит контролировать их географическое распространение и пополнить глобальную генетическую карту вируса кори. Планируется, что данная работа будет выполняться по единой методике на базе 3-х учреждений: МНИИЭМ им. Г.Н. Габричевского, НИИ вирусных препаратов РАМН и НПО «Вектор».
Учитывая необъятные просторы нашей Родины, необходимо также обеспечить условия транспортировки и хранения живой коревой вакцины и диагностических препаратов. При этом должен быть налажен контроль выполнения действующих в настоящее время Санитарных правил «Условия хранения и транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов» на всех этапах — от предприятия производителя вакцины до прививочных кабинетов лечебно-профилактических учреждений.
Для реализации программы создан Национальный научно-методический центр по надзору за корью на базе МНИИЭМ им. Г.Н. Габричевского (приказ МЗ РФ № 327 от 15/8-01) и 10 региональных центров на базе центров госсанэпиднадзора в г. Москве, Ростовской, Нижегородской, Новосибирской, Пермской, Амурской областях, Красноярском и Приморских краях, Республике Башкортостан и Санкт-Петербургском НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера. Все территории Российской Федерации закреплены за тем или иным региональным центром (приказ МЗ РФ № 59 от 20/02-02).
Опыт борьбы с полиомиелитом свидетельствует, что в России существуют основные условия реализации программы элиминации кори. Тем не менее, выполнение программы возможно только при условии признания проблемы борьбы с корью приоритетной задачей здравоохранения Российской Федерации и создания на территории России единой системы управления эпидемическим процессом коревой инфекции с четким подчинением, контролем и оперативной обратной связью.
© Н.Т. Тихонова, A.Г. Герасимова, Т.А. Мамаева, 2002, 2002
Источник
В целях реализации программы «Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации (2013-2015 гг.)» и организации подготовки материалов для представления в Европейскую региональную комиссию по верификации элиминации кори и краснухи (RVC) приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Состав комиссии по верификации элиминации кори и краснухи в Российской Федерации (приложение № 1)
1.2. Форму отчета по элиминации кори и краснухи (приложение № 2).
2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан (по согласованию) обеспечить:
2.1. Проведение сбора необходимой информации и заполнение формы отчета по элиминации кори и краснухи. Принять к сведению, что в 2013 году отчет представляется за 2010, 2011 и 2012 годы, далее — за прошедший год.
2.2. Представление отчета по элиминации кори и краснухи в закрепленный региональный центр по надзору за корью и краснухой в срок до 01.05.2013, далее ежегодно в срок до 1 марта следующего за отчетным года.
2.3. Проведение информационно-разъяснительной работы с населением по вопросам профилактики кори и краснухи, верификации элиминации этих заболеваний.
3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по городам Москве, Санкт-Петербургу, Красноярскому, Пермскому, Приморскому краям, Нижегородской, Ростовской, Новосибирской, Амурской областям, Республике Башкортостан (региональные центры по надзору за корью и краснухой) обеспечить:
3.1. Обобщение представленных прикрепленными субъектами Российской Федерации материалов (отчетов по элиминации кори и краснухи и справочных материалов) и формирование отчета регионального центра по надзору за корью и краснухой в соответствии с приложением № 2.
3.2. Представление отчета регионального центра по надзору за корью и краснухой (отчет по элиминации кори и краснухи на прикрепленных территориях и справочный материал, первичные документы субъектов Российской Федерации) во ФГУН «Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского» Роспотребнадзора (Национальный научно-методический центр по надзору за корью и краснухой) в срок до 01.06.2013, далее — ежегодно в срок до 1 апреля следующего за отчетным года.
4. ФГУН «Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского» Роспотребнадзора (Национальный научно-методический центр по надзору за корью и краснухой) обеспечить:
4.1. Оказание консультативной помощи региональным центрам по надзору за корью и краснухой, управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан по вопросам организации и проведения документального подтверждения элиминации кори и краснухи на территориях субъектов Российской Федерации.
4.2. Обобщение отчетов по элиминации кори и краснухи, представленных региональными центрами по надзору за корью и краснухой.
4.3. Формирование пакета информационных материалов по вопросам элиминации кори и краснухи на территории Российской Федерации за отчетный период для представления в комиссию по верификации элиминации кори и краснухи в Российской Федерации.
4.4. Представление обобщенных материалов в комиссию по верификации элиминации кори и краснухи в Российской Федерации в срок до 01.07.2013, далее — ежегодно в срок до 1 мая следующего за отчетным года.
5. Комиссии по верификации элиминации кори и краснухи в Российской Федерации обеспечить:
5.1. Проведение экспертной оценки документации, подтверждающей элиминацию эндемичной кори и краснухи в субъектах Российской Федерации, представленной ФГУН «Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского» Роспотребнадзора (Национальный научно-методический центр по надзору за корью и краснухой).
5.2. Подготовку отчета и экспертного заключения о достижениях по элиминации кори и краснухи на территории Российской Федерации и представления его в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в срок до 20.07.2013, далее — в срок до 10 июня следующего за отчетным года.
6. Управлению эпидемиологического надзора (Ежлова Е.Б.) обеспечить:
6.1. Организационно-методическую помощь управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и органам управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации в организации работы по прохождению процедуры верификации элиминации кори и краснухи, комиссии по верификации элиминации кори и краснухи в Российской Федерации.
6.2. Контроль за своевременным предоставлением отчетных документов по элиминации кори и краснухи в региональные центры по надзору за корью и краснухой, Национальный научно-методический центр по надзору за корью и краснухой, комиссию по верификации элиминации кори и краснухи в Российской Федерации.
6.3. Организацию сбора и представления в комиссию по верификации элиминации кори и краснухи в Российской Федерации дополнительной информации по вопросам элиминации кори и краснухи в Российской Федерации (по запросам комиссии).
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
6.3. Представление отчета и экспертного заключения о достижениях по элиминации кори и краснухи на территории Российской Федерации, подготовленных комиссией по верификации элиминации кори и краснухи в Российской Федерации, в Европейскую региональную комиссию по верификации элиминации кори и краснухи (RVC) в срок до 31 июля, следующего за отчетным года.
7. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель | Г.Г. Онищенко |
Приложение № 1
Состав
комиссии по верификации элиминации кори и краснухи в Российской Федерации
(утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11 апреля 2013 г. № 205)
Приложение № 2
Отчет
по элиминации кори и краснухи на территории
_______________________________________________
наименование субъекта РФ (регионального центра)
(утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11 апреля 2013 г. № 205)
Таблица № 1
Перечень
территорий 2-го административного уровня, где охват прививками против кори в декретированных группах ниже регламентируемых показателей
Таблица № 2
Перечень
территорий 2-го административного уровня, где охват прививками против краснухи в декретированных группах менее регламентируемых показателей
Таблица № 3
Охват прививками против краснухи девушек и женщин детородного возраста (по состоянию на 01.01 года, следующего за отчётным)
Таблица 4
Дополнительная информация
об уровне охвата (О) прививками против кори/краснухи и серомониторинг (С) целевых групп в 2012 г.
Дополнительные мероприятия по иммунизации против кори/краснухи проводились: да/нет (нужное подчеркнуть).
Если проводились, указать какие — национальные программы и дни иммунизации, «подчищающая» и/или другие (указать какие).
Если дополнительные мероприятия проводились, заполнить таблицу № 5
Таблица № 5
Дополнительные мероприятия по кори/краснухе* (2010-2012)
_____________________________
* заполняются отдельные таблицы по кори и краснухе
Дать оценку каждому мероприятию — указать поставленные цели и достигнутые результаты.
Таблица 6
Охват прививками против кори и краснухи в группах населения высокого риска
_____________________________
* в том числе в отчётном году
Таблица 7
Вспышки кори и краснухи, зарегистрированные в 2010-2012 году
Таблица 8
Оценочные показатели
эпидемиологического надзора за корью и краснухой
(в %) (заполняются отдельные таблицы по кори и краснухе)
Таблица 9
Соблюдение «холодовой» цепи на разных уровня транспортирования и хранения вакцинного препарата
Указать степень изношенности эксплуатируемого холодильного оборудования — ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 10
Технический отчёт
о дополнительной иммунизации (дни массовой иммунизации — ДМИ) по кори и краснухе
Таблица 11
Отношение населения и медицинских работников к цели элиминации кори и краснухи
Таблица 12
Организационные мероприятия
по реализации программы «Профилактика кори и краснухи в период верификации элиминации инфекций в Российской Федерации» (2013-2015)*
_____________________________
* Представить краткую справку о профилактических, противоэпидемических и организационных мероприятиях по элиминации кори и краснухи на территории субъекта РФ за 2010-2012 годы.
Руководитель
Управления Роспотребнадзора
по _________________________ ____________ ________________
субъект РФ подпись ФИО
М.П.
«Согласовано»
«__» ____________ 2013 г. ____________ __________
подпись ФИО
Орган исполнительной власти
субъекта Российской Федерации
в области охраны здоровья граждан М.П.
Руководителям управлений Роспотребнадзора в субъектах РФ совместно с органами исполнительной власти в области здоровья граждан необходимо провести сбор необходимой информации и сформировать отчет по элиминации кори и краснухи и представит его в закрепленный региональный центр ежегодно до 1 марта 2013 г. В 2013 году отчет представляется за 2010- 2012 годы, далее — за прошедший год. Также, им необходимо провести информационно-разъяснительные работы с населением по вопросам профилактики.
Национальному научно-методический центру по надзору за корью и краснухой надлежит оказать консультативную помощь региональным центрам по организации документального подтверждения, обобщить отчеты и сформировать пакет информационных материалов по этим вопросам.
Комиссии по верификации нужно провести экспертную оценку документации, подготовить отчет и экспертное заключение.
Управление эпидемнадзора обеспечивает организационно-методическую помощь отделениям Роспотребнадзора, контроль за своевременным предоставлением отчетности, сбор дополнительной информации по запросам и представление отчета и экспертного заключения в Европейскую региональную комиссию по верификации элиминации кори и краснухи (RVC) в срок до 31 июля.
Источник