Ретросинтетический анализ по кори
Ретросинтети́ческий ана́лиз — методологический подход в органической химии, предназначенный для планирования синтезов сложных органических соединений, разработанный американским химиком Элайасом Кори в середине 1960-х годов и введённый в практику в 1970-х. В основе метода лежит пошаговое упрощение структуры исходной молекулы вплоть до простых и доступных исходных соединений. Результатом анализа является схема химических реакций, позволяющих получить целевое соединение из выбранных в ходе анализа доступных реагентов. Методика комбинаторного перебора возможных вариантов упрощения скелета молекулы может быть осуществлена при помощи компьютеров, в связи с чем популяризация и развитие метода были тесно связаны с развитием вычислительных машин и компьютерного синтеза.
За разработку метода Кори был награждён Нобелевской премией по химии в 1990 году.
История[править | править код]
Автор ретросинтетического анализа Элайас Джеймс Кори в 2007 году
Ко второй половине ХХ века органическая химия накопила достаточно большой багаж известных реакций, которые позволяли создавать практически любой желаемый скелет молекулы и дополнить его функциональными группами до требуемого соединения. Однако планирование сколь-либо сложных синтезов осуществлялось эмпирическими методами, которые требовали от химика широкого кругозора, хорошего знания реакций и свойств реагентов, при этом упор делался на нахождение сходств структуры требуемой молекулы и каких-либо уже известных ранее соединений. Подобный подход не всегда позволял найти оптимальный путь по количеству стадий, правильно оценить конечный выход и выявить на начальных этапах наиболее перспективных предшественников. Типичным решением этого периода было составление нескольких возможных цепочек превращений на основе интуиции для одного целевого соединения и их последующий анализ. Цепочки превращения имели примерно следующий вид:
, где A, B, C, D — различные предшественники, стрелочки () — химические реакции, а TM — целевое соединение[1][2].
На основе описанного выше мнемонического метода, в 1960-х годах американский химик Элайас Кори смог разработать систематический подход к планированию синтеза, названный впоследствии ретросинтетическим анализом. Его новый подход делал упор на анализ, направленный в обратном направлении по отношению к синтезу; от целевого соединения — к прекурсорам. Схема анализа могла быть записана следующим образом:
, где обозначения аналогичны приведённым выше, а стрелочки () обозначали новое понятие, названное трансформом — мысленно проводимые реакции, обратные реакциям синтеза[1][2].
Помимо собственно стратегии анализа, также были разработаны связанные с ним методики и манипуляции с молекулярными структурами и определённые правила, позволяющие из результатов строить итоговую цепочку синтеза. Эта новая методология получила поддержку среди многих химиков в 1970-х годах, чему немало способствовали монографические работы Стьюарта Уоррена, посвящённые её популяризации. За разработку ретросинтетического анализа Элайас Кори получил в 1990 году Нобелевскую премию в области химии[2].
Задачи метода и терминология[править | править код]
Основные термины метода:
- синтон — фрагмент исходной молекулы, более простой по структуре, из которого путём известных химических реакций может быть получена исходная молекула. Следует отметить, что синтон — это обобщённое представление соединения, структура которого преднамеренно не устанавливается точно. Например, в качестве синтона в некоторой реакции на определённой стадии может быть выбран карбанион, а уже в дальнейшем, при построении схемы синтеза, в зависимости от обстоятельств этот синтон может быть заменён на реальные реагенты, называемые синтетическими эквивалентами. Для карбаниона, химик может выбрать, для примера, реактив Гриньяра или литийорганическое соединение, которые в ходе реакции уже и образуют в целевом соединении требуемый карбанион[3][1];
- трансформ — понятие, обратное химической реакции, обратная трансформация сложной исходной молекулы к такому синтону, к которому можно путём применения этой химической реакции получить исходное соединение текущего шага анализа[4];
Основной задачей ретросинтетического анализа является нахождение таких разбиений скелета молекулы на синтоны, для которых возможно проведение реальных соединений путём химических реакций. Для сложных целевых соединений, помимо этого, в список задач входит также рассмотрение различных схем таких преобразований и выбор из них оптимальных с учётом доступности базовых соединений, количества и сложности химических реакций и других параметров[3][4].
Ход анализа[править | править код]
Анализ начинают с этапа рассмотрения целевой молекулы с целью установления наиболее вероятного предшественника (прекурсора), при этом рассматривается только последняя стадия синтеза, приводящая к целевому соединению. Такой этап называют ретросинтетической стадией. После определения такого соединения, называемого первым предшественником, анализ может быть продолжен, но на втором этапе в роли целевого соединения уже будет выступать этот полученный первый предшественник, а результатом станет другое соединение — второй предшественник, и так далее[1].
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Дядченко В. П. Планирование многостадийных синтезов // Органическая химия : в 4 частях / Реутов О. А., Курц А. Л., Бутин К. П. — 2-е, испр. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. — Часть 4. — (Классический университетский учебник). — ISBN 978-5-9963-0461-5.
- Соколов В. И. Ретросинтетический анализ // Химическая энциклопедия: в 5 т. / Н. С. Зефиров (гл. ред.). — М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. — Т. 4: Полимерные—Трипсин. — С. 260. — 639 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-85270-039-8.
- Травень В. Ф. Органическая химия. — 4-е издание (электронное). — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015. — Т. 2. — 550 с.
Ссылки[править | править код]
- Дильман А. Д. Ретросинтетический анализ. Большая Российская Энциклопедия. Министерство культуры Российской Федерации. Дата обращения 3 апреля 2019.
- Дядченко В. П. Стратегия органического синтеза. Основы ретросинтетического анализа. youtube.com. teach-in. Дата обращения 5 апреля 2019.
Источник
Ïëàíèðîâàíèå ìíîãîñòàäèéíûõ ñèíòåçîâ./ Îðãàíè÷åñêàÿ õèìèÿ
Îñíîâíûå ïîíÿòèÿ ðåòðîñèíòåòè÷åñêîãî àíàëèçà
 îñíîâå ðåòðîñèíòåòè÷åñêîãî àíàëèçà ëåæèò
èäåÿ ïîñòåïåííîãî óìåíüøåíèÿ ìîëåêóëÿðíîé
ñëîæíîñòè ÒÌ. Ïðîâîäÿò ïîñëåäîâàòåëüíîå
óïðîùåíèå ñòðóêòóðû ÒÌ â ñîîòâåòñòâèè ñ
îïðåäåëåííûìè ïðàâèëàìè äî òåõ ïîð, ïîêà íå áóäåò
ïîëó÷åíî äîñòóïíîå ñîåäèíåíèå, ëèáî òàêîå
ñîåäèíåíèå, ñïîñîá ñèíòåçà êîòîðîãî èçâåñòåí.
Ýòî ïîëîæåíèå ïîÿñíÿþò ïðèâåäåííûå íèæå ïðèìåðû.
Ðàññìîòðèì 3-ãèäðîêñè-2-ìåòèëïåíòàíàëü (3) —
ïðîäóêò àëüäîëüíîé êîíäåíñàöèè ïðîïàíàëÿ:
Ó ïðîäóêòà êîíäåíñàöèè ìîëåêóëÿðíàÿ ñëîæíîñòü
âûøå, ÷åì ó ïðîïàíàëÿ: â ìîëåêóëå (3) áîëüøå àòîìîâ,
óãëåðîäíûé ñêåëåò ðàçâåòâëåí, ïðèñóòñòâóþò äâà
ñòåðåîöåíòðà (àñèììåòðè÷åñêèõ àòîìà).
Åñëè ìû çàäàäèìñÿ öåëüþ ñïëàíèðîâàòü ñèíòåç
ñîåäèíåíèÿ (3), ìû ìûñëåííî ïðîâîäèì ðåàêöèþ,
îáðàòíóþ ðåàêöèè ñèíòåçà. Ïðè ýòîì ìû ðàñ÷ëåíèì
ìîëåêóëó (3) (íàçîâåì åå ÒÌ1) ïî öåíòðàëüíîé ñâÿçè
Ñ-Ñ:
Ìûñëåííî ïðîâîäèìûå ðåàêöèè, îáðàòíûå
ðåàêöèÿì ñèíòåçà, íàçûâàþòñÿ òðàíñôîðìàìè (Tf).
Öåëü òðàíñôîðìà — óìåíüøåíèå ìîëåêóëÿðíîé
ñëîæíîñòè.Òðàíñôîðì èìååò äâîéíîå íàçâàíèå: ïî
ðåàêöèè ñèíòåçà (â ñëó÷àå ÒÌ1 — Tf
àëüäîëüíîé êîíäåíñàöèè) è ïî íàïðàâëåíèþ
àíàëèçà, èëè õàðàêòåðó òðàíñôîðìà (â
ñëó÷àå ÒÌ1 — ðàñ÷ëåíåíèå, D — îò àíãë. disconnection).
Äëÿ òîãî ÷òîáû îòëè÷èòü òðàíñôîðì îò ðåàëüíîé
ðåàêöèè, èñïîëüçóþò äâîéíóþ ñòðåëêó:
» «
Àíàëîãè÷íî ìîæíî àíàëèçèðîâàòü ñîåäèíåíèå ÒÌ2:
Àíàëèç
 ñëó÷àå ÒÌ2 íàì âñòðåòèëèñü äâà òðàíñôîðìà: Tf
ãèäðèðîâàíèÿ, èëè FGA (Functional Group Addition) è Tf
Äèëüñà-Àëüäåðà, èëè D (ðàñ÷ëåíåíèå).
Òàêîé àíàëèç â íàïðàâëåíèè «íàçàä»,
íà÷èíàÿ ñ öåëåâîé ìîëåêóëû, è íàçûâàåòñÿ ðåòðîñèíòåòè÷åñêèì
àíàëèçîì. Ìû øàã çà øàãîì èçìåíÿåì ÒÌ â
ñîîòâåòñòâèè ñ èçâåñòíûìè íàì ðåàêöèÿìè, ïîêà íå
ïðèäåì ê äîñòóïíîìó ñîåäèíåíèþ. Íà êàæäîì øàãå
ñëåäóåò ïðîâåðÿòü, ñóùåñòâóåò ëè ðåàëüíàÿ
ðåàêöèÿ (â íàïðàâëåíèè ñèíòåçà),
ñîîòâåòñòâóþùàÿ äàííîìó òðàíñôîðìó.
Ïîñëå òîãî, êàê ïðîâåäåí àíàëèç, ìîæíî íàïèñàòü
ñõåìó ñèíòåçà.
Ñèíòåç
Íàèáîëåå ÷àñòî â àíàëèçå âñòðå÷àþòñÿ ñëåäóþùèå
òèïû òðàíñôîðìîâ:
1.Ðàñ÷ëåíåíèå, D: ðàñ÷ëåíåíèå öåïè, CHD
(chain disconnection); ðàñ÷ëåíåíèå öèêëà, RGD (ring disconnection);
îòùåïëåíèå ôóíêöèîíàëüíîé ãðóïïû, FGD (functional
group disconnection); îòùåïëåíèå îòâåòâëåíèÿ, APD (appendage
disconnection).
2.Cî÷ëåíåíèå, R (reconnection): ñî÷ëåíåíèå,
íàïðèìåð, âöèêë, RR (ring reconnection).
3.Ââåäåíèå ôóíêöèîíàëüíîé ãðóïïû, FGA
(functional group addition).
4.Çàìåíà îäíîé ôóíêöèîíàëüíîé ãðóïïû íà
äðóãóþ, FGI (functional group interconvertion).
5.Ïåðåãðóïïèðîâêà, Rt (rearrangement).
Òàêèì îáðàçîì, â ïðîöåññå ðåòðîñèíòåòè÷åñêîãî
àíàëèçà ìîëåêóëà ÒÌ ïðåâðàùàåòñÿ â ñâîé
ñèíòåòè÷åñêèé ïðåäøåñòâåííèê ñ ïîìîùüþ
òðàíñôîðìà. Ýòîò ïðåäøåñòâåííèê, â ñâîþ î÷åðåäü,
ñòàíîâèòñÿ ïðåäìåòîì àíàëèçà è òàê äàëåå — äî
ïîëó÷åíèÿ äîñòóïíîãî èñõîäíîãî ñîåäèíåíèÿ. Ýòà
ïðîöåäóðà ìîæåò ïîâòîðÿòüñÿ ìíîãîêðàòíî, ïîêà íå
áóäåò äîñòèãíóò æåëàåìûé ðåçóëüòàò (äîñòóïíîå
ñîåäèíåíèå). Òàê, äàæå äëÿ àíàëèçà íå î÷åíü
ñëîæíîãî ñîåäèíåíèÿ ÒÌ3 ïðèõîäèòñÿ ïðèìåíèòü 6
òðàíñôîðìîâ.
Àíàëèç
Ñèíòåç [5]
Ïîñêîëüêó ê îäíîìó è òîìó æå ñîåäèíåíèþ ìîæíî
ïðèéòè ðàçëè÷íûìè ñèíòåòè÷åñêèìè ïóòÿìè, â îáùåì
ñëó÷àå àíàëèç äàííîé ÒÌ ðàçâåòâëÿåòñÿ. Äîïóñòèì,
ïåðâîå ðàñ÷ëåíåíèå ÒÌ ìîæåò áûòü ïðîâåäåíî ïÿòüþ
ðàçëè÷íûìè ñïîñîáàìè:
Ïîëó÷åííûå ïÿòü âàðèàíòîâ ðàçáèåíèÿ ìîëåêóëû
àíàëèçèðóåòñÿ äàëåå. Ïðè ýòîì îáùåå ÷èñëî
«âåòâåé» àíàëèçà âîçðàñòàåò. Ýòà ïðîöåäóðà
íà êàæäîé èç âåòâåé ïîâòîðÿåòñÿ äî òåõ ïîð, ïîêà
íå ïîëó÷èòñÿ èçâåñòíîå èñõîäíîå ñîåäèíåíèå.
×àñòü âåòâåé ïðèõîäèòñÿ îòáðîñèòü, ò.ê. èõ
ïðîäîëæåíèå ïðèâîäèò ê óñëîæíåíèþ ñèíòåçà. Â
ðåçóëüòàòå ïîëó÷àåòñÿ «äåðåâî ñèíòåòè÷åñêèõ
èíòåðìåäèàòîâ» èëè «äåðåâî ñèíòåçà» [2]:
Ñëåäóåò óòî÷íèòü ïîíÿòèå «ðàñ÷ëåíåíèå»
(disconnection), ñòîëü øèðîêî èñïîëüçóåìîå â
ðåòðîñèíòåòè÷åñêîì àíàëèçå. Òåðìèí «ðàñ÷ëåíåíèå»
îçíà÷àåò ìûñëåííî ïðîâîäèìûé ðàçðûâ ñâÿçåé,
äàþùèé ïîñëåäîâàòåëüíî áîëåå ïðîñòûå
ìîëåêóëû-ïðåäøåñòâåííèêè, íî âñåãäà òàêèì ïóòåì,
÷òîáû ýòè ñâÿçè ìîãëè áûòü âíîâü ñîçäàíû
èçâåñòíûìè èëè ðàçóìíûìè õèìè÷åñêèìè ðåàêöèÿìè.
Ñóùåñòâóåò äâà ïîäõîäà ê ïëàíèðîâàíèþ ñèíòåçà:
1. Ñèíòåç äàííîé ÒÌ èç èçâåñòíîãî, çàäàííîãî
ñîåäèíåíèÿ (çàäà÷à 1).
2. Ñèíòåç äàííîé ÒÌ ïðè íåîïðåäåëåííîñòè
èñõîäíîãî ñîåäèíåíèÿ (çàäà÷à 2).
Õèìèê-ñèíòåòèê, êàê ïðàâèëî, ðåøàåò çàäà÷ó (2),
ýòî è åñòü öåëü ðåòðîñèíòåòè÷åñêîãî àíàëèçà.
Îäíàêî îñíîâíûå ïðèíöèïû ëåã÷å ïîíÿòü íà ïðèìåðå
ðåøåíèÿ çàäà÷è (1).
Äîïóñòèì, íàì ïðåäñòîèò ñïëàíèðîâàòü ñèíòåç
ÒÌ4, èñõîäÿ èç 2-ìåòèëïðîïåíà (ïðèìåð çàèìñòâîâàí èç
ìîíîãðàôèè Ì. Ñìèòà [6])
 ÒÌ4 ìû íàõîäèì ñòðóêòóðíûé ôðàãìåíò
2-ìåòèëïðîïåíà â äâóõ ìåñòàõ (âûäåëåííûå ñâÿçè): 1
è 2.  ñîîòâåòñòâèè ñ ýòèì ïðîâåäåì ðàñ÷ëåíåíèå
ñâÿçåé Ñ-Ñ äâóìÿ ïóòÿìè:
Ìû óìåíüøèëè ìîëåêóëÿðíóþ ñëîæíîñòü, ïðîâåäÿ
ðàñ÷ëåíåíèÿ: êàæäûé èç ïîëó÷åííûõ ôðàãìåíòîâ
(4)-(7) ïðîùå, ÷åì ÒÌ4. Îäíàêî ýòà ïðîöåäóðà ìàëî ÷òî
äàëà ñàìà ïî ñåáå, ò.ê. ïîêà ìû íå âèäèì ðåàëüíûõ
ðåàãåíòîâ, êîòîðûå ñîîòâåòñòâóþò ïîëó÷åííûì
«îñêîëêàì» ìîëåêóëû. Òåïåðü ïðèìåì äâà
äîïóùåíèÿ:
1. Ñâÿçü, êîòîðóþ ìû ðàçðûâàåì, äîëæíà
ñîçäàâàòüñÿ ìàëîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòüþ ðåàêöèé,
à ëó÷øå — îäíîé ðåàêöèåé.
2. Ðàçîðâàííûå íàìè ñâÿçè äîëæíû ñîçäàâàòüñÿ
ðåàêöèÿìè, âêëþ÷àþùèìè èîííûå èíòåðìåäèàòû
(â ðåäêèõ ñëó÷àÿõ — ðåêîìáèíàöèåé ðàäèêàëüíûõ
÷àñòèö).
 ñîîòâåòñòâèè ñ ýòèì ïðèïèøåì çàðÿäû ïðîäóêòàì
ðàñ÷ëåíåíèé (4)-(7). Äëÿ (4) è (5) âîçìîæíû äâà
âàðèàíòà:
Ïîëó÷åííûå ïðè ýòîì ÷àñòèöû (4d), (5a), (4a) è (5d)
íàçûâàþòñÿ ñèíòîíàìè.
Èäåàëèçèðîâàííûé ôðàãìåíò (êàòèîí, àíèîí,
ðàäèêàë, êàðáåí), âîçíèêàþùèé â ðåçóëüòàòå
òðàíñôîðìà ðàñ÷ëåíåíèå (D), íàçûâàåòñÿ ñèíòîíîì.
Ñèíòîí ìîæåò áûòü ðåàëüíûì ó÷àñòíèêîì ðåàêöèè,
à ìîæåò áûòü âèðòóàëüíîé ÷àñòèöåé, íå
îáðàçóþùåéñÿ â õîäå ñèíòåçà (íåêîòîðûå õèìèêè ïîä
ñèíòîíîì ïîíèìàþò êàêîé-ëèáî ïîëåçíûé äëÿ
ñèíòåçà ðåàãåíò, ÷òî íåâåðíî).
Îäíà èç çàäà÷ ðåòðîñèíòåòè÷åñêîãî àíàëèçà —
íàéòè ðåàëüíûå ðåàãåíòû, ñîîòâåòñòâóþùèå
ñèíòîíàì.
Òàê, ïîëó÷åííûì íàìè ñèíòîíàì ñîîòâåòñòâóþò
ñëåäóþùèå ðåàãåíòû:
Ïðè äðóãîì ðàçáèåíèè ÒÌ4 ïîëó÷àþòñÿ ñëåäóþùèå
ñèíòîíû:
Ðåàãåíòàìè, ñîîòâåòñòâóþùèìè ñèíòîíàì (6) è (7),
ìîãóò áûòü, íàïðèìåð, òàêèå:
Âàðèàíò À ëó÷øå èñêëþ÷èòü èç ðàññìîòðåíèÿ,
ïîñêîëüêó âçàèìîäåéñòâèå ìàãíèéîðãàíè÷åñêîãî
ñîåäèíåíèÿ ñ -õëîðêåòîíîì
îñëîæíèòñÿ îáðàçîâàíèåì ýïîêñèäà. Îñòàëüíûå
âàðèàíòû (B-D) âïîëíå ðåàëèçóåìû ïðàêòè÷åñêè.
Ñêîðåå âñåãî, îïòèìàëüíûì ÿâëÿåòñÿ ïóòü (Â) — îí
âêëþ÷àåò â ñåáÿ íàèìåíüøåå ÷èñëî ñòàäèé.
Ñèíòîíû, â çàâèñèìîñòè îò èõ çàðÿäà,
ïîäðàçäåëÿþò íà à-ñèíòîíû (ñèíòîíû ñ àêöåïòîðíûì
àòîìîì, èìåþùèì ïîëîæèòåëüíûé çàðÿä), è d-ñèíòîíû
(ñèíòîíû ñ äîíîðíûì àòîìîì, çàðÿæåííûì
îòðèöàòåëüíî). Àíàëîãè÷íî, íà àòîìû à- è d-òèïà
ïîäðàçäåëÿþòñÿ àòîìû Ñ â óãëåðîäíîé öåïè,
èìåþùåé íà îäíîì èç êîíöîâ àêöåïòîðíóþ ãðóïïó.
Åñëè óãëåðîäíàÿ öåïü ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé
ïîëíîñòüþ ñîïðÿæåííóþ ñèñòåìó, â íåé íàáëþäàåòñÿ
àëüòåðíèðîâàíèå äîíîðíûõ è àêöåïòîðíûõ àòîìîâ:
 íàñòîÿùåå âðåìÿ ñ÷èòàþò [7], ÷òî òàêîå æå
àëüòåðíèðîâàíèå àêöåïòîðíûõ è äîíîðíûõ öåíòðîâ
èìååòñÿ è â íàñûùåííîé óãëåðîäíîé öåïè ñ
àêöåïòîðíûì àòîìîì íà êîíöå:
Öåïü àòîìîâ íóìåðóþò, íà÷èíàÿ ñ àòîìà Õ,
êîòîðîìó ïðèïèñûâàþò íóëåâîé íîìåð. Ñèíòîíû,
ïîëó÷àþùèåñÿ ïðè ðàñ÷ëåíåíèè òàêîé öåïè, ìîãóò
ïîëó÷èòü çàðÿäû, ñîîòâåòñòâóþùèå ýòîé
«åñòåñòâåííîé» ïîëÿðíîñòè, íàïðèìåð:
èëè
 ýòîì ñëó÷àå ãîâîðÿò î «åñòåñòâåííûõ», èëè
«ëîãè÷íûõ» ñèíòîíàõ.
Åñëè æå çàðÿäû ñèíòîíîâ íå ñîîòâåòñòâóþò
«åñòåñòâåííîìó» àëüòåðíèðîâàíèþ äîíîðíûõ è
àêöåïòîðíûõ àòîìîâ â óãëåðîäíîé öåïè, ãîâîðÿò î ñèíòîíàõ
ñ îáðàùåííîé ïîëÿðíîñòüþ [8], íàïðèìåð:
 àíãëîÿçû÷íîé ëèòåðàòóðå äëÿ òàêèõ (d1,
a2, d3) ñèíòîíîâ èñïîëüçóþò òåðìèí «umpoled
synthons» îò íåìåöêîãî «die Umpolung» —
îáðàùåíèå ïîëÿðíîñòè.
Òàê, íàïðèìåð, â ðàññìîòðåííîì âûøå àíàëèçå
ÒÌ4 ñèíòîíû 4a, 5d, 6d è 7a ÿâëÿþòñÿ åñòåñòâåííûìè
(ëîãè÷íûìè), à ñèíòîíû 4a, 5a, 6a è 7d — íååñòåñòâåííûìè
(íåëîãè÷íûìè).
Êîíå÷íî, òàêîå ïîäðàçäåëåíèå ñèíòîíîâ óñëîâíî,
ïîñêîëüêó ðåàëüíî ñóùåñòâóþò ðåàãåíòû,
ñîîòâåòñòâóþùèå «íååñòåñòâåííûì» (umpoled)
ñèíòîíàì [7-9]. Òàê, íàïðèìåð, ñèíòîíó 7d (àöèë-àíèîí)
ñîîòâåòñòâóåò ëèòèåâàÿ ñîëü äèòèàíà:
Òåïåðü ìîæíî ñôîðìóëèðîâàòü ïðèíöèïû
ïîäõîäà ê ïëàíèðîâàíèþ ñèíòåçà èç çàäàííîãî
èñõîäíîãî ñîåäèíåíèÿ:
1.Îïðåäåëèòå ïîëîæåíèå îñòîâà èñõîäíîãî
ñîåäèíåíèÿ â ÒÌ.
2.Ïðîâåäèòå ðàñ÷ëåíåíèå ñâÿçè, êîòîðàÿ äàåò
ìàêñèìàëüíîå óïðîùåíèå ñòðóêòóðû. Ëó÷øå
âñåãî «ìàëûì óêóñîì» (small bite) ðàçáèòü
ìîëåêóëó íà äâà êðóïíûõ «îñêîëêà».
3.Ïðèïèøèòå ïðîäóêòàì ðàñ÷ëåíåíèÿ çàðÿäû — ïðè
ýòîì ïîëó÷àòñÿ ñèíòîíû.
4.Íàéäèòå ðåàãåíòû, ñîîòâåòñòâóþùèå ýòèì
ñèíòîíàì.
5.Âûáåðèòå íàèëó÷øóþ êîìáèíàöèþ ñèíòîíîâ ñ
ó÷åòîì ñîîòâåòñòâóþùèõ èì ðåàãåíòîâ.
6.Ïîâòîðèòå ïðîöåäóðó äî òåõ ïîð, ïîêà íå íàéäåòå
ñïîñîáû ïîñòðîåíèÿ âñåõ èíòåðåñóþùèõ Âàñ Ñ-Ñ
ñâÿçåé.
7.Îáðàòèòå ðåòðîñèíòåòè÷åñêóþ ïðîöåäóðó è
íàïèøèòå ñõåìó ñèíòåçà.
Îäíàêî, â ñâîåé ðàáîòå õèìèê-ñèíòåòèê
ñòàëêèâàåòñÿ ñ äðóãîé ïîñòàíîâêîé ïðîáëåìû: êàê
ïðàâèëî, èçâåñòíà ëèøü ñòðóêòóðà ìîëåêóëû
öåëåâîãî ñîåäèíåíèÿ (ÒÌ).  ýòîì ñëó÷àå çàäà÷à
óñëîæíÿåòñÿ — â íà÷àëå àíàëèçà íå èçâåñòíî, ê
êàêèì èñõîäíûì ñîåäèíåíèÿì ìû ïðèäåì. ßñíî ëèøü,
÷òî ýòè èñõîäíûå ñîåäèíåíèÿ äîëæíû áûòü
äîñòóïíûìè.
 ýòîì ñëó÷àå ðåøåíèå òàêæå ìîæíî íàéòè ñ
ïîìîùüþ ïîñëåäîâàòåëüíûõ ðàñ÷ëåíåíèé ÒÌ (disconnection
approach). Èìåííî òàêîé ïîäõîä ÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå
ïðîäóêòèâíûì. Ïðè ýòîì î÷åíü âàæåí ïðàâèëüíûé
âûáîð ðàñ÷ëåíåíèé è ñîîòâåòñòâóþùèõ
òðàíñôîðìîâ.
 õîäå àíàëèçà ïðåäïî÷òåíèå ñëåäóåò
îòäàâàòü òàêèì òðàíñôîðìàì, êîòîðûå äàþò
ìàêñèìàëüíîå óïðîùåíèå ñòðóêòóðû ìîëåêóëû. Ýòèì
ìîùíûì óïðîùàþùèì òðàíñôîðìàì ñîîòâåòñòâóþò
«ìîùíûå ðåàêöèè» [2] ñèíòåçà. Ðÿä òàêèõ
ðåàêöèé ïðèâåäåí â òàáëèöå 1.
Ýòè ðåàêöèè íàçûâàþòñÿ ìîùíûìè, ïîñêîëüêó îíè â
îäíó ñòàäèþ ïðèâîäÿò ê çíà÷èòåëüíîìó óñëîæíåíèþ
ìîëåêóëû. Ïðè ýòîì ìîæåò ïðîèçîéòè öèêëèçàöèÿ,
ëèáî ñóùåñòâåííàÿ ðåîðãàíèçàöèÿ ìîëåêóëû.
Îòíîñèòåëüíî ìàëî ðåàêöèîííîñïîñîáíûå
ôóíêöèîíàëüíûå ãðóïïû ìîãóò ïðåâðàòèòüñÿ â
âûñîêî ðåàêöèîííîñïîñîáíûå. Î ïîäîáíûõ ìîùíûõ
ðåàêöèÿõ ñëåäóåò âñåãäà ïîìíèòü ïðè
êîíñòðóèðîâàíèè äåðåâà ñèíòåçà.
Источник
При рассмотрении задачи синтеза сложного соединения неизбежно возникает множество вопросов, среди которых основной — логика планирования синтеза. Очевидно, что план синтеза должен включать альтернативные схемы построения целевой структуры. Кроме того, должны быть критерии оценки перспективности той или иной из этих схем.
Подход, позволяющий составить общий план синтеза, называется ретросин- тетическим анализом. Этот подход интенсивно разрабатывался Кори в середине 1960-х гг., и с тех пор общая логика ретросинтетического анализа стала неотъемлемой частью планирования всех исследований по полному синтезу.36 Подробное изложение концептуальных основ и практики ретросинтетического анализа можно найти во многих публикациях.363’37 По этой причине мы сочли возможным ограничиться здесь рассмотрением лишь некоторых, самых общих особенностей этого подхода на простейших моделях с тем, чтобы далее показать, как конкретно «работает» ретросинтетический анализ в практике современного органического синтеза.
Посмотрим, например, как может быть составлен план синтеза бицикли- ческого диенона, показанного на схеме 1.34. Если задаться вопросом, какое более простое соединение может служить непосредственным предшественником целевой структуры (ТМ, target molecule), то ответ представляется очевидным — ендион TMh превращение которого в ТМ требует реакции Витти- га. Для обозначения подобных ретросинтетических шагов принято использовать двойную стрелку (=>). Далее, аналогично рассмотрев вещество
Схема1.34
ТМ], можно увидеть, что оно может быть получено по схеме альдольной конденсации из гриона ТМ2. В свою очередь, этот грион очевидным образом синтезируется по реакции Михаэля из метилвинилкетона и 2-ме- тилциклогекса-1,3-диона — оба достаточно доступные реагенты.
В рассмотренном примере словосочетание «реакция Виттига» на самом деле имеет обобщающий смысл и означает просто тип реакции, для чего используют термин «трансформ». Для реализации трансформа Виттига в данном конкретном примере могут использоваться не только Ph3P=CH2 (собственно реакция Виттига), но и такие реагенты, как Me3SiCH2MgCl (реакция Петерсена) или Cp2Ti=CH2 (реакция Теббе). Очевидно, что чем больше методов известно для реализации определенного трансформа, гем больше оснований полагать, что данное превращение сработает в конкретном синтетическом контексте, и тем более обосновано включение этого трансформа в цепочку ретросингетического анализа.
В ретросингетическом анализе используются также термины «ретрон» и «сингон», смысл которых может быть пояснен на гой же модели для стадии перехода от ТМ2 к метилвинилкетону и 2-метилциклогекса-1,3-диону (схема 1.35). Для этой стадии трансформом является реакция Михаэля, и указанием на возможность использования этого трансформа служит наличие в трионе ТМ2 1,5-дикарбонильного фрагмента, по отношению к которому правомерно использовать термин «ретрон». Трансформу реакции Михаэля соответствует гетеролитическое расщепление С—С-связи у а-атома углерода циклогександионового остатка, формальным результатом которого является возникновение карбокатионного и карбанионного фрагментов (С4 и С7 соответственно). В действительности такого рода карбокатионы и карб- анионы существовать не могут, а подобные виртуальные частицы называются «синтонами». Для каждого из показанных синтонов существуют синтетические эквиваленты, а именно метилвинилкетон для синтона С4 и литиевый енолят 2-метилциклогекса-1,3-диона для синтона С7.
Аналогичным образом термин «ретрон» применим к обозначению любой функции или их набора, наличие которых в рассматриваемой структуре и обеспечивает применимость данного трансформа. Непосредственным результатом приложения последнего является идентификация структур требуемых синтонов и соответствующих им реальных синтетических эквивалентов.
Схема 1.35
Таким образом, ретросинтетический анализ подразумевает последовательное упрощение структуры посредством разрыва тех или иных связей, причем выбор места разрыва определяется как особенностями структуры, гак и наличием синтетических методов, способных обеспечить образование этих связей в ходе построения данного фрагмента. В общем случае для подобного анализа характерна множественность решений, что может быть отражено в виде древа, показанного на схеме 1.36.
Схема 1.36
Понятно, что практически нереально проанализировать все формально возможные варианты ретросинтеза. Но на самом деле, как правило, в этом не возникает необходимости, поскольку при решении конкретных задач синтеза всегда возможна формулировка дополнительных критериев, позволяющих существенно сократить число вариантов синтетических решений и выйти к рассмотрению наиболее перспективных из них.
Рассмотрим далее некоторые примеры составления синтетических планов применительно к конкретным задачам полного синтеза.
Меррилактон А, пентациклический сесквитерпен, выделенный в 2000 г. из стенок плодов Illicium merrillianum (один из видов бадьяна), привлек особое внимание исследователей в силу совершенно необычного характера своей биологической активности. Согласно предварительным тестам, это вещество принадлежит к числу немногих непептидных малых молекул, которые способны вызывать рост отростков нейронов, и по этой причине меррилактон А перспективен для разработки средств лечения болезней, вызываемых дегенерацией нервных клеток. Более развернутое изучение действия меррилактона А было затруднено крайне низким содержанием этого вещества в природном источнике (0.004% от содержимого метаноль- ного экстракта). Однако за последние годы выполнено несколько полных синтезов меррилактона А, что позволяет считать решенной, по крайней мере в принципе, проблему малой доступности этого вещества.
Первый успешный синтез меррилактона А был выполнен С. Данишефским в 2002 г. на основании линейной регросинтетической последовательности, приведенной на схеме 1.37.38 Показанный ретросинтез включает семь стадий упрощения скелета исходной молекулы. Из них три стадии (1, 3 и 5) предусматривают последовательное расщепление циклических фрагментов, а стадии 2 и 4 обеспечивают создание ретронов для этих трансформаций. Стадия 6 — эго удаление карбэтоксимети- ленового звена по схеме ретро-перегруппировки Кляйзена, что приводит к довольно простой структуре [5.5]-бициюшческого лактона, который может быть получен с помощью несложных превращений (стадия 7) из [6.5]- бициклического продукта А. Синтез последнего казался несложным по
Схема 1.37
реакции [4+2]-циклоприсоединения из показанных диена В и диено- фила С.
Хотя правомерность этой схемы была хорошо обоснована наличием набора подходящих трансформов, это, однако, совершенно не означало возможности их автоматического приложения к решению конкретной задачи. Как это часто случается, наибольшие усилия в ходе реального синтеза пришлось потратить именно на отработку конкретной природы реагентов и условий их применения для реализации того или иного из требуемых превращений. Так, например, на самой начальной стадии синтеза пришлось отказаться от использования буте- нолида С в качестве диенофила в силу его крайней инертности и использовать в качестве его синтетического эквивалента диметилмалеиновый ангидрид С. Это позволило провести стадию [4+2]-циклоприсоединения с хорошим выходом, но далее пришлось использовать еще четыре стадии для того, чтобы перейти от получающегося циклоаддукта А’ к целевому ад дукту А.
Тем не менее конечный результат синтетических усилий оказался очень впечатляющим. Действительно, хотя выполненная линейная схема включала последовательность из 20 стадий, она позволила получить меррилактон А с суммарным выходом 10.7%, что соответствует среднему выходу 88% на стадию. Как отмечают авторы этой работы, по этой схеме возможно получать целевой продукт в мультиграммовых количествах, чего более чем достаточно для проведения доклинических испытаний.
Поучительно использование общей методологии ретросинтетического анализа применительно к разработке конвергентных схем полного синтеза эпотилонов А и В.39 Эти вещества, выделенные в начале 1990-х гг. из культуральной жидкости миксобактерий Sorangium cellulosum, проявляют необычайно высокую активность в подавлении роста раковых клеток, во многом подобную действию таксола (см. выше), причем эта активность сохраняется и по отношению к таксолрезистентным клеткам.
Исследования по синтезу эпотилонов были начаты практически немедленно после установления их структуры в начале 1996 г. Первые три полных синтеза были выполнены уже в начале 1997 г. в группах Данишефского, Николау и Шин- цера, а вслед за этим последовала разработка еще ряда синтетических схем, применимых для получения широкого набора модифицированных аналогов этих соединений.
Ретросинтетический анализ структуры эпотилона А, который был положен в основу его полного синтеза по Николау, представлен на схеме 1.38. Начальный этап этого анализа (после очевидной стадии снятия эпоксидного цикла с переходом к структуре эпотилона С) — разрыв макроциклического 16-членного цикла по ретрореакции метатезиса привел к ациклической структуре А, дальнейшее упрощение которой было основано на использовании ретрореакции альдоль- ной конденсации и этерификации. Результатом такого анализа явилось разбиение целевой молекулы на три блока В, С и D, почти одинаковых по размеру и степени сложности. Таким образом, решение довольно непростой синтетической задачи было сведено к независимому получению трех относительно несложных предшественников, синтезы которых не представляли особых проблем.
В реальном синтезе последовательность ключевых конвергентных стадий альдольной конденсации (В + С) и этерификации была осуществлена с хорошим суммарным выходом (45% в расчете на С). Внутримолекулярная реакция метатезиса оказалась достаточно эффективным путем макроциклизации ациклического субстрата А, хотя при этом наряду с образованием требуемого Z-изомера (выход 55%) наблюдалось значительное образование ?-стереоизомера.40
«Блочный» принцип построения структуры эпотилона позволил использовать ту же схему синтеза применительно к различным модифи-
Схема 1.38
цированным аналогам блоков В, С и D и, таким образом, синтезировать методами комбинаторной химии около сотни аналогов эпотилонов, что открыло широкие возможности для изучения закономерностей структура- свойство с целью выявления наиболее активных противоопухолевых средств среди этой группы соединений.
Благодаря этим исследованиям уже к началу 2006 г. среди полученных аналогов эпотилона удалось выявить более 350 активных соединений. Одно из этих соединений под шифром ZK-EPO (схема 1.39) оказалось чрезвычайно перспективным по набору фармакологически важных свойств, и в настоящее время оно проходит фазу II клинических испытаний для лечения онкологических заболеваний. Полный синтез этого вещества был выполнен синтетиками фирмы Ше- ринг также по конвергентной схеме. Хотя этот синтез включат 22 стадии и суммарный выход целевого продукта составил всего 0.9%, количество полученного препарата (36 г) оказалось достаточным для проведения всех требуемых доклинических испытаний.41
Схема 1.39
Выше мы рассмотрели два предельных случая использования ретро- си нтетического анализа в планировании синтеза. Один из них, показанный на примере меррилактона, был нацелен на разработку линейной схемы синтеза, другой — для эпотилона — изначально предполагал создание конвергентной схемы. Естественно, что подобного рода «чистые случаи» встречаются довольно редко, и в большинстве схем полного синтеза можно найти комбинацию линейного и конвергентного подходов.
При обсуждении общей методологии ретросинтетического анализа следует всегда иметь в виду, что этот подход не предполагает возможности составления какой-либо сводки готовых алгоритмов поиска синтетических решений. Скорее он представляет собой обобщение логики разработки синтетических планов — обобщение, безусловно полезное как для практикующих синтетиков, так и для всех тех, кто интересуется концептуальными основами органического синтеза.
Источник