Самарканд медресе тилля кори
Медресе Тилля-Кари (узб. Tillа Qori madrasasi — Позолоченное медресе) — культовое, духовно-просветительское и образовательное сооружение XVII века в Самарканде на площади Регистан. Является самым поздним строением на площади и вместе с медресе Улугбека и медресе Шердор образует целостный архитектурный ансамбль. В 2001 году в числе других достопримечательностей Самарканда внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
История[править | править код]
Строительство медресе Тилля-Кари началось в 1646 году по приказу удельного правителя (хакима) Самарканда Ялангтуша Бахадура, происходившего из узбекского рода алчин[1][2][3] на месте построенного ещё в XV веке и сильно обветшавшего караван-сарая Мирзои с частичным использованием его фундаментов и стен. К моменту начала строительства соборные мечети Самарканда (Биби-Ханым и Алике Кукельташ) лежали в руинах, и при проектировании было решено совместить в здании медресе высшую духовную школу и джума-мечеть. Строительные и отделочные работы продолжались 14 лет и были завершены в 1660 году уже после смерти Ялангтуша Бахадура. Вероятно по этой причине отделка некоторых элементов медресе была выполнена с заметной небрежностью, а внешний купол мечети Тилля-Кари так и не был завершён. Строительство медресе Тилля-Кари завершило оформление площади Регистан и придало расположенному здесь архитектурному ансамблю законченный вид. В XIX веке здание медресе было повреждено сильным землетрясением (1817/|18 год)[4]. Особенно пострадал входной портал. Обрушилась его верхняя часть вместе с тимпаном. По распоряжению эмира Хайдара портал был восстановлен, но уже без изразцовой отделки. К началу XX века большая часть облицовки медресе была утрачена. Реставрационные работы начались в 20-х годах XX века, когда были предприняты усилия по спасению уцелевших фрагментов декора. В начале 30-х годов были проведены работы по восстановлению облицовки наружных фасадов. В 1950—1958 годах были отреставрированы дворовые фасады медресе и барабан купола мечети. В первой половине 70-х годов был восстановлен декор тимпана главного портала и возведён наружный купол мечети. В 1979 году были завершены работы по восстановлению росписи интерьера мечети. В настоящее время в медресе Тилля-Кари размещается экспозиция музея реставрации площади Регистан.
Архитектура[править | править код]
Медресе Тилля-Кари расположено в северной части площади Регистан и завершает обращённый на юг архитектурный ансамбль из трёх медресе. Оно представляет собой квадратное в плане сооружение общей площадью 75х75 метров. Архитектор, очевидно принадлежавший к бухарской архитектурной школе, не стал слепо копировать пропорции двух других расположенных на площади медресе, а решил стоявшую перед ним задачу композиционно, вытянув крылья главного фасада, что придало пространству площади замкнутый вид. Изменение пропорций главного фасада имело и другое следствие: будучи центральным элементом композиции, медресе Тилля-Кари в то же время не выглядит таким же массивным и не приковывает к себе лишнего внимания, как бы являясь фоном для двух других более монументальных медресе.
Главный фасад медресе выполнен в бухарском стиле. Он состоит из центрального портала и двухъярусных фронтальных крыльев с арочными нишами выходящих на площадь 16-ти худжр (по восемь с каждой стороны и по четыре в ярусе). Симметрия фасада подчёркнута угловыми башнями-гульдаста, которые одновременно могут выполнять функции минаретов. Главный входной портал прорезан глубокой пятигранной нишей с тремя проходами. Просторный четырёхайванный двор обнесён по периметру худжрами, расположенными в два этажа по главному фасаду и в один — вдоль остальных сторон. С западной стороны двора расположено портально-купольное здание мечети Тилля-Кари. Для сохранения симметрии двора на его центральных осях возведены дополнительные дворовые порталы. Мечеть состоит из трёх частей. В центре крестообразное в плане помещение, перекрытое двойным куполом, в котором расположены отделанный мрамором михраб и одиннадцатиступенчатый мраморный минбар. С обеих сторон к центральному залу примыкают открытые со стороны двора галереи на столбах.
Наружные и дворовые фасады медресе облицованы кирпичной и наборной мозаикой и майоликой с геометрическими, растительными и эпиграфическими орнаментами. Особенно богато украшено помещение мечети. Его стены и купол сплошь покрыты росписью в технике кундаль с обильным применением позолоты.
Примечания[править | править код]
- ↑ Хорошхин А. П. Сборник статей касающихся до Туркестанского края. — С.-Петербургъ: типография А. Траншеля, 1876. — 583 с.
- ↑ Эварницкій Д. И. Путеводитель по Средней Азіи. Отъ Баку до Ташкента. — Ташкент: изд. на средства, ассигн. туркест. генерал-губернатором, 1893. — С. 73—77. — 202 с.
- ↑ Туркестанский край // Россия. Полное географическое описание нашего отечества: Настольная и дорожная книга для русских людей : [В 19-ти т.] / под ред. В. П. Семенова. — СПб: издание А. Ф. Девриена, 1913. — Т. 19.
- ↑ Файзиев, 1988, p. 20.
Литература[править | править код]
- Регистан — статья из Большой советской энциклопедии.
- Якубов Н. Легенды о Самарканде. Самарканд, 1990.
- Самаркад. Музей под открытым небом. — Ташкент: Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, 1986. — С. 143—168. — 248 с.
- Памятники искусства Советского Союза. Средняя Азия. Справочник-путеводитль / Автор текста и составитель альбома Г.А. Пугаченкова. — М.: Искусство, 1983. — С. 393. — 428 с.
- Файзиев А. Ф. Вакуфные документы Самарканда первой половины XIX века // Вопросы социально-экономической жизни Узбекистана в XVI—начале XX веков. — 1988. — С. 15—23.
Ссылки[править | править код]
- Регистан — сердце города барсов
- Портал города Самарканда. Медресе Тилля-Кари. Дата обращения 23 сентября 2012. Архивировано 19 октября 2012 года.
- Площадь Регистан. Дата обращения 23 сентября 2012.
- Справочник по архитектуре и проектированию. Площадь Регистан в Самарканде: Медресе Улугбека. Шер-Дор. Тилля-Кари. Дата обращения 23 сентября 2012. Архивировано 19 октября 2012 года.
- Фотографии С. М. Прокудина-Горского: 1, 2, 3, 4 5, 6
- Фотографии с сайта samarkand-foto.ru (Самарканд в фотографиях): 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Источник
Покрытое золотом — так звучит перевод названия медресе Тилля-Кари, это культовое сооружение, построенное в семнадцатом столетии в городе Самарканде. Позолоченное медресе является неотъемлемой частью зодческого ансамбля, украшающего площадь Регистан. Духовное училище Тилля-кари, стоящее на северной стороне площади Регистан, является завершающим звеном архитектурного комплекса, состоящего из трех зданий медресе, обращенных лицевым фасадом на юг.
Здание духовного училища Тилля-Кари имеет форму квадрата со сторонами в 75 метров каждая. Автор проекта, архитектор бухарской школы решил по-своему выстроить композицию, отойдя от системы копирования пропорций, стоящих на площади медресе. Он изменил концепцию застройки, вытянув крылья центрального фасада сооружения, придав, таким образом, пространству площади, некую изолированность. Отличительная черта строения — форма лицевого фасада медресе не имеет массивности, присущей двум соседним строениям и служит для них фоном заднего плана.
Центральный фасад позолоченного медресе выстроен в архитектурном стиле, присущем бухарской зодческой школе. Лицевая сторона здания включает в себя главный вход и фронтальные крылья, состоящие из двух уровней. Симметричность лицевого фасада подчеркнута минаретными башнями, расположенными по углам здания. Центральный портал представляет собой нишу в виде пятигранника с отдельными входами.
Внутренний дворик окружен худжрами — двухэтажными со стороны главного фасада, одноэтажными с боковых сторон. Здание мечети, состоящее из трех секций, находится в западной части двора. Центральное помещение имеет форму креста, укрытое двойным куполом, где находится молитвенная ниша, обращенная к Мекке (михраб), обрамленная мраморными плитами, и минбар (кафедра) из одиннадцати мраморных ступеней. К основному залу примыкают обширные, открытые с внутренней стороны дворика, галереи, поддерживаемые колоннами. Для поддержания симметричности дворика на его основных линиях сооружены дополнительные проходы.
Наружный фасад строения и стены, выходящие во двор, отделаны глазурованным кирпичом, наборной мозаикой, керамической майоликой геометрических форм, выполненной в этнографическом стиле эпиграфических орнаментов. С особой роскошью украшено здание мечети, ее стены, купол расписаны в своеобразной технике «кундаль», в работе использовалось неимоверное количество позолоты.
Училище Тилля-Кари начали строить в конце 1645 года по указу Бахадура, на тот период властителя города Самарканда. Строение возводилось на фундаменте обветшалого караван-сарая, служившего пристанищем для путешественников в пятнадцатом веке. На момент начала строительных работ две соборные мечети города были разрушены, и на стадии проектирования было принято решение о возведении под одной крышей мечети и духовного училища.
Строительство основных конструкций медресе и его отделка длились около 15 лет, и закончились к концу 1660 года, вскоре после ухода из жизни Бахадура. Возможно, смерть учредителя медресе и привела к некоторым явным недочетам в отделке здания, не был достроен купол мечети. Построенное медресе, стало последним звеном в придании законченного вида зодческому комплексу площади Регистан.
Сильное землетрясение, произошедшее в девятнадцатом веке, частично повредило здание медресе. Обвалилась верхняя часть главного входа. По указу правителя Хайдара, центральный вход подвергли реконструкции, но без обновления изразцов, ранее украшавших портал. В начале двадцатого столетия культовое сооружение уже недосчитывалось значительной части облицовки. Благодаря предпринятым действиям, в первое десятилетие двадцатого столетия начались работы по реставрации здания, позволившие сохранить большую часть декоративных элементов. В 30 — 50-е годы реконструкции подверглись как наружные, так и внутренние фасады здания и восстановлен купол мечети. Декоративные элементы тимпана центрального входа, и окончание работ по реставрации росписи внутреннего убранства мечети пришлось на конец семидесятых годов. В наши дни в здании училища размещена выставка, рассказывающая об этапах реконструкции площади Регистан.
Медресе Тилля Кари: видео
Другие интересные места Самарканда
Источник
У этого термина существуют и другие значения, см. Медресе Улугбека.
Медресе Улугбека (узб. Ulug`bek mаdrаsasi) — мусульманское духовно-просветительское, образовательное и культовое сооружение XV века в Самарканде. Старейшее медресе архитектурного ансамбля площади Регистан, возведённое правителем государства Тимуридов и учёным-астрономом Улугбеком. Вместе с медресе Шердор и Тилля-Кари образует целостный архитектурный ансамбль. В 2001 году в числе других достопримечательностей Самарканда внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
История[править | править код]
Со времён Амира Тимура Регистан являлся главной рыночной площадью и общественным центром средневекового Самарканда. Здесь располагались многочисленные торговые лавки, караван-сараи и крытые торговые пассажи (тимы), крупнейшим из которых был тим Тильпак-фурушон. В правление внука Тимура Улугбека облик площади начинает постепенно меняться. Перестройку Регистана Улугбек начинает со строительства крупнейшего в Средней Азии исламского университета.
Дата начала строительства медресе на площади Регистан точно неизвестна. Надпись в нише входного портала дословно гласит: «Год 820 (1417). Да будет известно: это здание превосходнейшее и высочайшее из мест мира, совершеннейшее из построек по искусству и работе…». Это позволяет сделать вывод, что в 1417 году здание медресе уже строилось. При самых высоких темпах строительства возведение подобных сооружений в Мавераннахре занимало не менее 5-6 лет[1]. Учитывая, что основные работы были завершены в 1420 году, можно предположить, что строительство началось не позднее 1415 года. Автором проекта медресе обычно считается придворный зодчий эмира Шахруха Кавамаддин Шерази, однако средневековый историк Васифи, современник Улугбека, называет архитектором ученика Кази-заде ар-Руми Камаледдина Мухандиса.
Уже вскоре после окончания строительства медресе Улугбека становится одним из самых престижных университетов мусульманского Востока XV века. По преданию, здесь обучался знаменитый поэт, учёный и философ Абдурахман Джами. Его слушателями были шейх тариката Накшбанди Ходжа Ахрар и поэт Алишер Навои. В учебном заведении читались лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, богословию, сводам учений о человеке и мировой душе. Читали их такие известные учёные как Кази-заде ар-Руми, Джемшид Гияс ад-Дин Ал-Каши, Ал-Кушчи, а также сам Улугбек. Первым мударрисом (ректором) университета был назначен Маулана Мухаммад Хавафи — бродячий дервиш, простолюдин по происхождению, обладавший глубокими научными знаниями.
В 1533 году к власти в Мавераннахре пришёл узбекский хан Убайдулла, который вскоре перенёс столицу своего государства в Бухару. Утратив столичный статус, Самарканд постепенно приходит в упадок. Однако медресе Улугбека продолжает сохранять статус одного из лучших учебных заведений Средней Азии. В правление Ялангтуша Бахадура, осуществившего коренную перестройку площади Регистан, здание медресе было капитально отремонтировано. Именно его грациозные пропорции легли в основу построенного удельным правителем Самарканда нового медресе, позднее получившего название Шердор. В период феодальных войн и народных волнений, сопровождавших правление последнего бухарского хана из династии Аштарханидов Абулфейза, внешний облик медресе Улугбека был сильно испорчен. По сообщению самаркандского историка XVIII века Абу Тахира ходжи бухарский наместник распорядился снести второй этаж здания из опасения, что с высоких стен медресе повстанцы могут обстреливать его резиденцию.
В первой половине XIX века медресе Улугбека было разрушено сильным землетрясением (1817/18 год)[2]. Характеризуя состояние сооружения словами персонажа своего произведения, известный французский писатель Жюль Верн писал:
Площадь Регистан — красивый четырехугольник… По трем сторонам площади возвышаются хорошо сохранившиеся развалины трех «медресе», где «муллы» давали детям религиозное образование. Склонившиеся минареты, кажется, вот-вот упадут, но никогда не падают, к счастью для их эмалевой облицовки.
— Ж. Верн. Клодиус Бомбарнак. Записная книжка репортера об открытии большой Трансазиатской магистрали (Из России в Пекин)
Землетрясение 1897 года превратило «хорошо сохранившиеся развалины» в руины.
Реставрация медресе Улугбека началась в 20-х годах XX века и продолжалась более семидесяти лет. На первом этапе были проведены неотложные работы по сохранению уцелевших фрагментов здания. В 1932 году по проекту архитекторов В. Г. Шухова и М. Ф. Мауэра[3] была проведена уникальная операция по выпрямлению северо-восточного минарета, имевшая резонанс во всём мире. Основные реставрационные работы были проведены в 50-е — 60-е годы XX века: был понижен уровень земли на 2 метра, восстановлен портал, элементы декора здания. В 1965 году инженерами Э. М. Генделем и Е. О. Нелле был выпрямлен юго-восточный минарет. В 1990-х годах был отстроен заново второй этаж худжр. В настоящее время из первоначальных элементов здания отсутствуют наружные купола над угловыми аудиториями и юго-западный минарет. Северо-западный минарет сохранился частично.
Архитектура[править | править код]
Внутренний двор медресе Улугбека
Медресе Улугбека построено согласно мусульманскому канону в полном соответствии с требованиями своей эпохи. Оно является классическим образцом духовного учебного заведения Средней Азии и Ближнего Востока.
Медресе представляет собой прямоугольное в плане сооружение общей площадью 81×56 метров. Его главный восточный фасад обращён на площадь Регистан. Основным элементом главного фасада является мощный входной портал — пештак. В глубине портала имеется три входа, из которых центральный, обрамлённый преувеличенно большой стрельчатой аркой, закрыт ажурной панджарой. Два других входа также оформлены стрельчатыми арками, но меньшего размера. Над каждым из них расположено по одной лоджии выходящих на площадь худжр. По углам медресе некогда возвышались четыре минарета высотой 33 метра, из которых полностью сохранились только восточные. В углах здания расположены просторные аудитории (дарсханы), некогда перекрытые двойными куполами. Квадратный в плане четырёхайванный двор площадью 30х30 метров вымощен большими каменными плитами и обрамлён двумя этажами однокомнатных и двухкомнатных худжр. Айваны расположены на осях здания и оформлены порталами. Каждый айван делит секции худжр пополам так, что с каждой его стороны в два этажа располагается по шесть худжр. Северный и южный айваны глухие и ранее выполняли функцию летних аудиторий. В западном айване расположен вход в зимнюю мечеть, занимающую всю центральную часть западного крыла.
В отделке медресе был использован весь набор имевшихся в то время материалов: глазурованные кирпичи, резная кашинная мозаика, майолика, резной мрамор. Сочетание белых, синих, голубых и марганцево-чёрных изразцов с терракотовыми облицовочными кирпичиками создаёт всё богатство геометрических, растительных и эпиграфических узоров. Порталы медресе и тимпаны арок худжр украшены мозаикой из разноцветного кашина. Особенно роскошен главный портал. Мозаичные звёзды на его тимпане образуют узор, символизирующий звёздное небо, а пилоны украшены мозаичными панно с геометрическими узорами. Архитектурные достоинства медресе Улугбека, подчёркнутые высокохудожественным декоративным оформлением, ставят его в один ряд с другими шедеврами мусульманского средневекового зодчества.
Интересные факты[править | править код]
В 1960-х годов академик И.Муминов при поддержке руководителя Узбекской ССР Ш.Рашидова разрабатывал идею широкого изучения истории высшего образования — системы медресе в Самарканде. Планировалось восстановить систему образования в медресе Мирзо Улугбека и отпраздновать 550-летие медресе в 1970 году, однако инициатива не была поддержана вышестоящими органами власти. Только после обретения Узбекистаном независимости в 2000 году академик Б.Валиходжаев попытался возродить эту идею в другом формате.[4].
См. также[править | править код]
- Медресе Улугбека (Бухара)
- Медресе Улугбека (Гиждуван)
Источники[править | править код]
- Регистан — сердце города барсов
- Регистан — статья из Большой советской энциклопедии.
Литература[править | править код]
- Самаркад. Музей под открытым небом. — Ташкент: Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, 1986. — С. 99—117. — 248 с.
- Памятники искусства Советского Союза. Средняя Азия. Справочник-путеводитль / Автор текста и составитель альбома Г.А. Пугаченкова. — М.: Искусство, 1983. — С. 392. — 428 с.
Примечания[править | править код]
- ↑ Портал города Самарканда. Медресе Улугбека
- ↑ Файзиев, 1988, p. 20.
- ↑ Мауэр, Михаил Фёдорович (1866-после 1932) — русский военный инженер и архитектор. Титулярый советник (1907). В 1932 году — заведующий строительной секцией Туркестанского комитета по делам музеев, охраны памятников старины, искусства и природы
- ↑ Валихужаев Б. Самарқандда олий таълим-мадрасайи олия-университет тарихидан лавхалар. Самарканд: Абдулло Қодирий номидаги халқ мероси нашриёти, 2001
Литература[править | править код]
- Файзиев А. Ф. Вакуфные документы Самарканда первой половины XIX века // Вопросы социально-экономической жизни Узбекистана в XVI—начале XX веков. — 1988. — С. 15—23.
Ссылки[править | править код]
- Регистан — сердце города барсов
- Fazlıoğlu İ. The Samarqand Mathematical-Astronomical School: A Basis for Ottoman Philosophy and Science // Journal for the History of Arabic Science. — 2008. — Vol. 14. — P. 3—68. Архивировано 22 февраля 2014 года.
- Статья Михаила Массона «Зуб времени», землетрясения и особенно сам человек на сайте Православной церкви в Средней Азии
- Фотографии С. М. Прокудина-Горского: 1, 2, 3, 4, 5, 6
- Фотографии с сайта samarkand-foto.ru (Самарканд в фотографиях): 1, 2, 3, 4, 5, 6
- Площадь Регистан. Древние свидетели истории Самарканда. Дата обращения 23 сентября 2012.
- Справочник по архитектуре и проектированию. Медресе Улугбека. Дата обращения 23 сентября 2012. Архивировано 19 октября 2012 года.
- Портал города Самарканда. Дата обращения 17 декабря 2012. Архивировано 19 декабря 2012 года.
Источник