Шайх абдували кори мирзаев
Что случилось с андижанским имамом Абдували кори Мирзаевым? Он исчез в аэропорту Ташкента 24 года назад, и власть до сих пор не может ответить: где он?
Абдували кори Мирзаев
29 августа 1995 года авторитетный андижанский имам Абдували кори Мирзаев в сопровождении спутника – предпринимателя Рамазана Маткаримова вылетал на конференцию в Москву.
Как вспоминает сегодня один из его последователей – имам Мухаммадсалих Абутов, проживающий в изгнании в Швеции, в тот день Мирзаев изменил своей обычной привычке путешествовать через соседний с Андижаном кырызстанский Ош и решил лететь через Ташкент.
Имама и его товарища проводили близкие до аэропорта, ожидая вскоре услышать об их благополучном приземлении в Москве.
Но через несколько часов из российской столицы стали поступать тревожные звонки, что ни Мирзаева, ни Маткаримова среди прибывших пассажиров нет.
Они исчезли. Вся информация, связанная с их перелетом, мгновенно оказалась засекреченной: авиакомпания не могла сказать, были ли эти люди на борту самолета, органы внутренних дел Узбекистана на вопросы об их исчезновении тоже не отвечали.
Мухаммадсалих Абутов говорит, что удалось по крупицам собрать свидетельства некоторых пассажиров, также андижанцев, которые видели, как Мирзаева и его спутника после регистрации из зала ожидания попросили пройти во внутреннее помещение аэропорта – оттуда они не вернулись…
Абутов, сам политический беженец, проведший в Узбекистане за свои религиозные взгляды несколько лет за решеткой, сегодня с иронией вспоминает, как писал письма президенту Исламу Каримову, собирал подписи под обращением к лидеру страны с просьбой посодействовать в поисках имама.
Спустя какое-то время, по его словам, в Узбекистане начали задерживать и осуждать на долгие сроки тех, кто подписывал эти обращения, а у него не осталось сомнений, что за похищением имама стояла сама власть в Ташкенте.
Конец 80-х и начало 90-х годов, когда в СССР началась перестройка, а затем Узбекистан переживал первые годы независимости, как вспоминает сегодня Абутов, стали временем, когда страна после десятилетий атеизма переживала возрождение интереса к исламу.
«Нам было интересно узнать о своей религии, открывались новые медресе, закрывшиеся мечети, из подполья выходили люди, как выяснилось, знавшие Коран и ислам», – рассказывает Абутов.
Мухаммадсалих, в то время молодой человек 22 лет, будучи родом из каракалпакского Турткуля, учился в Андижане в суфизском медресе.
Там, по его словам, он впервые услышал об имаме Абдували кори Мирзаеве, который проповедует в старинной мечети «Джами».
Она действовала в Андижане еще до советской власти, а затем была превращена в склад при ближайшем заводе. Во время горбачевской перестройки у андижанцев появилась возможность снова открыть мечеть «Джами».
Интерес Абутова к Мирзаеву появился после того, как суфизский учитель предостерег его от проповедей в «Джами», сказав, что тамошний имам не всё верно толкует, поэтому к нему лучше не ходить.
Мухаммадсалих вскоре отправился в мечеть «Джами». Он вспоминает, что там увидел невысокого, плотного мужчину – имама, у которого, как рассказывает, было очень светлое, лучезарное лицо.
В его проповеди Абутов не услышал ничего радикального, противоречащего тому, что он знал и во что верил. После проповеди молодой человек решился зайти к имаму и попросил его благословения.
«Я был одет в белую суфизскую одежду, и Мирзаев знал, что суфии отрицательно относятся к нему, но он не сказал ни слова об этом, ничего в адрес своих противников, а благословил меня, пожелав, чтобы Аллах направил меня на путь праведников», – рассказывает Абутов.
Вскоре молодой Мухаммадсалих стал частым слушателем проповедей Мирзаева и все больше постигал истинное содержание Корана, хадисы пророка Мухаммада.
По его словам, «официальные» имамы в Узбекистане всегда говорили на такие общие темы, как «уважение к старшим», «помощь бедным», но никогда не затрагивали политику. Мирзаев же рассказывал, что история пророков – это и борьба с правителями.
Он также выступал за «чистый» ислам, то есть освобожденный от наростов в виде обычаев, взятых из традиционной культуры, призывал к тому, чтобы люди не создавали идолов, а поклонялись только Аллаху, был против памятников на могилах и других объектов, объявленных святыми.
В конце 1991 года, перед первыми в Узбекистане президентскими выборами, в Намангане вспыхнули протесты под зеленым флагом ислама, их организатором стал молодой Тахир Юлдашев, который в будущем прославится как лидер Исламского движения Узбекистана.
Юлдашев и его сторонники бросили вызов Каримову, требуя от него объявления Узбекистана исламским государством. Каримов бесстрашно вступил с ним в переговоры, но, по словам Абутова, Абдували кори Мирзаев тоже сыграл свою роль в утихомиривании толпы: он просил людей разойтись.
Мухаммадсалих Абутов говорит, что события в Намангане навсегда остались травмой в душе Каримова, который увидел в исламистах своих главных врагов. В то же время его задело влияние и авторитет среди людей новых исламских проповедников, среди которых был и Мирзаев.
Уже вскоре в Узбекистане начались гонения против религиозных людей, многие были вынуждены бежать из страны, часть –арестована.
Судьба же тех, кто исчез, а таких в Узбекистане больше двадцати, по мнению Абутова, самая незавидная.
Наиболее громким исчезновением после Мирзаева стало похищение весной 2004 года в Ташкенте ряда исламских деятелей, среди которых был сын известного имама Обида кори Назарова – Хуснуддин.
Сам имам Назаров, проживающий с 2006 года в Швеции, в 2012-м в шведском городке пережил покушение на жизнь: ему прострелили голову в подъезде дома – он выжил, но стал инвалидом.
Абутов убежден: власть Шавката Мирзиёева в Ташкенте обязана дать ответ, что случилось со всеми исчезнувшими, где они, а если эти люди живы – необходимо вернуть их родным и близким.
Источник
Группа узбекских оппозиционеров, проживающих на Западе, проводит акцию в память о похищенных и уничтоженных спецслужбами Узбекистана оппонентах каримовского режима. «Озодлик» (Узбекская редакция радио «Свобода») собрал данные об имаме Абдували кори Мирзаеве, гражданском активисте Абдулле Утаеве и сыне известного богослова Обидхона кори Назарова Хусниддине Назарове.
Список двадцати шести похищенных
Кампания под названием «Поминаем людей, похищенных и уничтоженных режимом ИАК (Ислама Абдуганиевича Каримова – ред.)» проводится оппозиционной инициативной группой «Альтернативный Узбекистан», в состав которой входят оппозиционеры, правозащитники и группа верующих мусульман, вынужденно покинувшие Узбекистан и проживающие на Западе.
Акция началась 29 июля этого года в связи с исполнением 20 лет с момента исчезновения известного узбекского богослова, андижанца Абдували-кори Мирзаева, бесследно исчезнувшего в аэропорту Ташкента в 1995 году – в самом начале независимости страны.
Помимо этого, участники кампании ставят перед собой цель – накануне Международного дня жертв насильственных исчезновений, ежегодно отмечаемого 30 августа, обратить внимание общественности на судьбу известных религиозных деятелей, представителей оппозиции и обычных заключённых, бесследно исчезнувших в разные годы в Узбекистане.
С начала акции «Альтернативный Узбекистан» обнародовал в интернете список двадцати шести человек, по утверждению родных, похищенных спецслужбами Узбекистана, а также полные данные о жизни этих людей.
Один из инициаторов данной кампании Мухаммадсолих Абутов говорит «Озодлик», что спустя десять дней после начала акции, на основе данных, предоставленных общественными активистами и родными исчезнувших, изначальный список из девятнадцати человек, был расширен до двадцати шести человек.
– Лиц в списке можно разделить на три категории. В первую категорию входят Абдували кори Мирзяев, Абдулла Утаев, и Хусниддин Назаров. Возможно, что эти лица были похищены по приказу президента. Следующая категория – это лица, ставшие свидетелями похищения и по этой причине уничтоженные, например, такие как Рамазан Маткаримов. Третья категория – это лица, похищенные не по приказу Каримова, а непосредственно по поручению нижестоящих чиновников, — говорит Мухаммадсолих Абутов.
По его словам, в настоящее время «Альтернативный Узбекистан» продолжает пополнять список похищенных людей, после завершения акции 30 августа, группа намерена направить заполненный список в ООН, различные международные организации и правительству Узбекистана с требованием предоставить данные о судьбе похищенных лиц.
Имам, гражданский активист и сын богослова
В списке лиц, опубликованном инициативной группой «Альтернативный Узбекистан» приводятся имена известных среди общественности Узбекистана личностей, бесследно исчезнувших в разные годы – известного андижанского имама Абдували кори Мирзаева, пытавшегося при СССР создать узбекское отделение «Исламской партии Возрождения» Абдуллы Утаева, сына известного узбекского богослова Обидхона кори Назарова, проживающего в Швеции в качестве беженца, Хусниддина Назарова, а также верующего мусульманина, мастера спорта Рамазана Маткаримова, находившегося рядом с Абдували кори Мирзаевым на момент его исчезновения.
Интересовавшаяся судьбой этих лиц и напомнившая о них общественности инициативная группа «Альтернативный Узбекистан» открыла в интернете специальную страницу, в которой друг за другом публикуются данные о бесследно исчезнувших людях в Узбекистане.
«Озодлик собрал и публикует данные о некоторых из них.
Абдували кори Мирзаев в списке розыскиваемых лиц.
В начале 90-х годов андижанский имам Абдували кори Мирзаев, 1950 года рождения, вначале являлся известным имамом в городе Андижане, затем во всей Ферганской долине.
Существуют противоречивые мнения относительно его имамской деятельности и пропаганды ислама.
Узбекские власти обвинили его в качестве одного из основателей «ваххабитского» течения в стране, это обвинение до сих пор используется против верующих в следственных и судебных документах в Узбекистане.
Кроме того, среди религиозных деятелей в Ферганской долине и других регионах Узбекистана есть люди, которые обвиняют, а порой даже очерняютМирзаева за чрезмерную радикальность в его учении.
Однако сторонники Абдували кори Мирзаева отрицают эти обвинения. По их мнению, имам никогда не пропагандировал ни радикализм, ни джихадизм. Он всего лишь пытался донести до людей истинный ислам, считают они.
В списке «Альтернативного Узбекистана» приведены следующие данные, дающие повод предполагать, что имам Абдували кори Мирзаев был похищен узбекскими спецслужбами.
«29 августа 1995 года, во время вылета в Москву из аэропорта города Ташкента для участия в исламской конференции Абдували Мирзаев прошёл необходимый паспортный и таможенный контроль, затем был задержан сотрудниками спецслужб. С тех пор прошло двадцать лет, но о его судьбе ничего неизвестно. В связи с его бесследным исчезновением, 18 июня 2008 года УВД Андижанской области и города Андижана объявили его в розыск, он был внесён в федеральный список разыскиваемых в России под номером 8174».
В 2005 году в интервью «Озодлик» пресс-секретарь Службы национальной безопасности (СНБ) Узбекистана сказал следующее:
«15 мая 1999 года Генеральная прокуратура заочно выдвинула против Абдували Мирзаева обвинения по нескольким статьям и объявила его в розыск. В 2001 году по причине неизвестности местонахождения обвиняемого, следствие было временно приостановлено. Ещё раз повторяю, все необоснованные претензии о том, что его похитили сотрудники СНБ, являются всего лишь пустой клеветой».
Однако после исчезновения Абдували кори Мирзаева и до этого времени многие верующие в Узбекистане подверглись преследованиям, гонениям, были заключены в тюрьмю только за то, что обучались у него или просто были знакомы с ним.
Иными словами, имя имама Абдували кори Мирзаева связано с беспощадными репрессиями против верующих мусульман в Узбекистане, начатых после 1992 года.
Лидер «Партии Исламского Возрождения» в Узбекистане Абдулла Утаев.
Ещё одна известная личность, упоминаемая в списке похищенных и уничтоженных нынешним режимом, опубликованного «Альтернативным Узбекистаном» – Абдулла Утаев, выходец из Сурхандарьинской области страны, пытавшийся ещё во времена СССР открыть узбекское отделение «Исламской партии Возрождения» в Узбекистане.
Абдулла Утаев, родившийся в 1948 году в селе «Шурчи» Деновского района Сурхандарьинской области, является первым узбекским активистом, бесследно исчезнувшим 15 декабря 1992 года.
В своём списке «Альтернативный Узбекистан» приводит следующую информацию об этом человеке:
«15 декабря 1992 года примерно в девять-десять часов утра, когда Абдуллажон вместе со своим младшим братом Хасанжоном вышли из дома родителей на улицу Хувайдо, неизвестные люди в руках с автоматами Калашникова на машине УАЗ остановили его машину, и насильно посадив к себе в автомобиль, уехали в неизвестном направлении. С тех пор их никто не видел. В связи с исчезновением Абдуллы Утаева 18 июня 2008 года РОВД Шайхонтохурского района города Ташкента объявило его в розыск, он был внесён в федеральный список разыскиваемых в России под номером 09226/93».
«Озодлик» неизвестны случаи, когда официальные лица правоохранительных органов Узбекистана давали комментарий относительно исчезновения Абдуллы Утаева.
Сподвижники и родные Утаева уверены в том, что он был похищен по приказу Ислама Каримова.
Несколько лет назад в одном из своих интервью нашему радио супруга Абдуллы Утаева, Салима Утаева сказала, что надеется, что её супруг всё ещё жив и находится в каком-то месте.
– Кажется, это было в 1997 году, точно не помню. Тогда мой свёкор обратился в президентский аппарат, где три-четыре чиновника сказали ему: «Ваш сын в наших руках. Он жив и здоров. Пусть президент съездит в Америку, пусть пройдёт конференция. После, если Бог даст, возможно, будет какая-то новость по делу вашего сына». После этого президент съездил в Америку, и конференция прошла. Мой свёкор повторно обратился в аппарат президента, но там все эти чиновники отказались от ранее сказанных ими обещаний. «Нет, мы вам такого не говорили», заявили они тогда моему свёкру. С тех пор тишина. Я думаю, что мой муж находится в руках властей, — сказала тогда «Озодлик» Салима Утаева.
Сын известного узбекского богослова Обидхона кори Назарова Хусниддин Назаров.
В мае 2004 года исчез Хусниддин Назаров, сын известного узбекского богослова Обидхона кори Назарова, в то время вынужденно покинувшего Узбекистан.
Свидетельства соседей семьи Назаровых дают полные основания предполагать, что Хусниддин Назаров был похищен спецслужбами Узбекистана.
Хусниддин родился в 1976 году в Намангане. У него есть трое детей. До исчезновения он вместе с родителями проживал в городе Ташкенте, Сабир Рахимовском районе, на улице Ниязова, дом 3, квартира 54.
Его близкие уверены в том, что Хусниддин был похищен узбекскими спецслужбами с целью оказания давления на его отца Обидхона кори Назарова и добиться его возвращения в Узбекистан.
«Альтернативный Узбекистан» сообщает об Хусниддине Назарове следующее:
«16 мая 2004 года ближе к вечернему намазу кто-то позвонил Хусниддину. Он о чём-то поговорил с этим человеком, после сделал омовение, плохо вытеревшись, спеша вышел на улицу…Люди видели, что за ним следовала какая-то машина…После стало известно, что люди с соседнего дома видели с окна, как увозят Хусниддина. Проехав несколько метров, машина остановилась, Хусниддина силой затолкали внутрь и увезли. Соседи, видевшие это, позже рассказали об этом его семье, однако побоялись давать об этом показания».
Эти данные «Альтернативному Узбекистану» сообщил Довудхон Обидхон угли, младший брат исчезнувшего одиннадцать лет назад Хусниддина Назарова, который в настоящее время проживает вместе с отцом в одной из западных стран в качестве беженца.
Оппозиционная группа «Альтернативный Узбекистан» собирает данные о похищенных в Узбекистане людях к Международному дню жертв насильственных исчезновений, ежегодно отмечаемого 30 августа. После этот список будет направлен в ООН, международные правозащитные организации Amnesty International (Эмнести Интернешнл) и Human Rights Watch (Хьюман Райтс Вотч), а также правительству Узбекистана.
Члены оппозиционной группы намерены требовать от узбекских властей дать официальную информацию об исчезнувших лицах и добиться, чтобы имена их не остались забытыми.
Уважаемый читатель, если кто-то из ваших родных исчез, и вы не знаете, в какую организацию обратиться за помощью, или же вам известны случаи незаконного исчезновения в других семьях, о которых вы хотели бы сообщить широкой общественности, свяжитесь с нами по следующему номеру:
+420 221 123 437
Также вы можете связаться с «Озодлик» или «Альтернативным Узбекистаном» в их страницах в социальных сетях или через официальные страницы в Интернете!
Кроме того, вы можете отправлять фото и видео материалы через мобильные приложения WhatsApp, Viber и Telegram на номер +420 724 971 539.
Источник
Super Master
Группа: Администраторы
Сообщений: 231
Статус: Offline
На фото: Абдували-кори Мирзаев
10.10.07 16:12
Абдували-кори Мирзаев: «Нам помогает сам Аллах!»
Uznews.net — Предлагаем вашему вниманию интервью с известным узбекским богословом Абдували-кори Мирзаевым, уже 12 лет томящимся в неволе. Это интервью было взято у него корреспондентом Андижанского областного телевидения в 1989 году, когда разговоры о независимости Узбекистана только начинались.
Текст данного интервью списан с видеокассеты, которая сохранилась у частных лиц и все эти годы передавалась из рук в руки. Имя журналиста, беседовавшего с религиозным ученым, к сожалению, утеряно. Интервью публикуется с некоторыми небольшими сокращениями.
— Кори-домла, мнения наших граждан о Центральной мечети Андижана неоднородны: кто-то относится к ней положительно, а кто-то отрицательно. Что вы думаете по этому поводу?
— То, что люди относятся к нашей мечети-медресе по-разному, является всем известным фактом. Но это противоречие не касается только лишь мечети. Во всем мире по отношению к любому явлению всегда существует резко противоположные точки зрения. Поэтому было бы хорошо, если бы сомневающиеся люди сами пришли в нашу мечеть-медресе и получили объективное представление о нашей деятельности.
Должен отметить, служащие Центральной мечети, выполняющие религиозные обряды, не получают зарплату. Например, совершенно бескорыстно работают имам-хатиб, муэдзин (человек, призывающий к молитве), наибы (заместители имама), сотрудники мутаваллията (школы) и бухгалтер. Наоборот, они гордятся тем, что используют свои знания для своей службы.
Как вы сами видите, здание нашей мечети-медресе было приведено в хорошее состояние без материальной помощи народа или властей. Нам помог сам Аллах. Так как нынешнее положение нашего народа достаточно тяжелое, трудное, я считаю, будет очень хорошо, если люди смогут тратить свои сбережения на себя, обходясь без помощи других.
Во-вторых, во время обрядовых мероприятий, например, похорон наши сотрудники не принимают вознаграждений. Мы часто слышим разговоры о том, что «неужели существуют мечети, работники которых работают бескорыстно?» Но для нас это является обычным делом.
И во время религиозной церемонии бракосочетания – Никоха, согласно законам Шариата, любой наш сотрудник может в присутствии двух свидетелей осуществить эту церемонию, и это является его долгом, не являясь работой, за которую человек получает зарплату.
Для того, чтобы как-то помочь нуждающимся прихожанам, мы создали несколько малых предприятий, перечисляющих часть своей прибыли в нашу мечеть. Эти средства мы используем для ее благоустройства. К примеру, у нас всегда можно недорого купить свежее мясо и лепешки. При мечети функционируют три столовые, где нами созданы все условия для приготовления пищи по законам Шариата.
Сейчас проходит священный месяц Рамадан. В течение тридцати дней Рамадана мы организуем бесплатные утренние (сахарлик) и вечерние (ифтар) трапезы для школьников.
— Кори-домла, конечно, бескорыстность ваших служащих заслуживает всяческой похвалы, но где они берут средства для нужд своих семей?
— Очень хороший вопрос. Я считаю уместным ответить на него на собственном примере. Я прихожу в мечеть лишь для совершения религиозного обряда — чтения намаза, а все остальное время занимаюсь своим основным делом, приносящим мне доход. Также и другие наши братья, совершив намаз, отправляются работать по своей основной профессии, поскольку мечеть не является для них источником дохода.
Например, я занимаюсь сельским хозяйством, и заработанных денег мне вполне хватает на собственную жизнь и на то, чтобы, как и другие братья, излишки приносить в мечеть.
Должен отметить, такая практика существует и в других странах. Если вы за рубежом спросите у имамов какой-нибудь мечети о том, кем они работают, немногие из них ответят, что работа имамом данной мечети – их основное занятие. Один по профессии может оказаться инженером, другой – доктором. Они назначены имам-хатибами мечетей, так как крепко овладели знаниями Шариата.
— Кори-домла, из беседы с вами я понял, что вы часто ездите в заграничные поездки. Интересно узнать, с какой целью: как путешественник или с целью дальнейшего развития мечети? Возможно ли отправить на учебу за границу студентов нашего медресе?
— Разумеется, мы ездим за границу не туристами, а по приглашению. В Индию — по приглашению улема Центра Низамиддина, в Дубаи – руководства предприятия «Хурий Хил», в Судане побывали по приглашению Коллегии Дружбы народов мира.
Во время недавнего посещения Судана, в числе многих мечетей мы посетили Министерство просвещения, где шел разговор и об отправке к ним на учебу студентов из Узбекистана, в частности, из Андижанской области.
Кроме того, подобное приглашение на учебу мы получили и от наших братьев из Кувейта. Однако, из-за того, что узбекские власти не могут самостоятельно решить некоторые вопросы, наши дела в этом направлении продвигаются очень медленно.
Было бы здорово, если бы руководство Андижанской области помогло нам организовать поездки студентов на учебу и верующих – для совершения хаджа в Мекку без всяких проволочек. Вся процедура могла бы стать намного упрощенной, если бы ответственные за связи с зарубежными странами лица выполняли свою работу безупречно.
— Как относятся наши сограждане-мусульмане, проживающие за границей к Центральной мечети Андижана?
— Моя первая зарубежная поездка была в Индию. Там я посетил Центр Низамиддина, который отличается тем, что его двери открыты для мусульман всего мира – его посещают мусульмане со всех континентов, в том числе, и наши соотечественники. Они были рады узнать, что я их земляк.
Более того, узнав, что я служу в Центральной мечети Андижана, они обрадовались вдвойне, поскольку знают о нашей мечети не понаслышке. «На своем веку я видел много мечетей, но такую праведную общину я в своей жизни видел лишь дважды — в мечети пророка Расулуллаха Соллаллоху Алайхи Васаллама в Медине и в Центральной мечети-медресе Андижана», — делился своими впечатлениями один из наших земляков.
Наша мечеть-медресе всегда бывает полна прихожанами. И когда я спрашиваю у них — «Откуда вы узнали о нашей мечети?», они радостно отвечают: «О славе этой мечети нам рассказывает люди, которые побывали здесь».
Uznews.net
O’zbekiston — inhsa Alloh kelajagi buyuk davlat!
Источник