Ситуационная задача на тему краснуха

Бригада «скорой помощи» была вызвана 20.01 к больной С., 29 лет. Врач нашел больную без сознания. Со слов родственников стало известно, что 13.01 больная отметила слабость, головную боль, боли в мышцах, озноб, насморк, светобоязнь, температура тела поднялась до 38,2ºС. Принимала анальгин, 15.01 утром появилась сыпь на туловище, а к вечеру – на верхних и нижних конечностях. Отметила также боль в затылочной области. Вызванный участковый врач поставил диагноз «ОРЗ, медикаментозная сыпь». Назначена десенсибилизирующая терапия. С 3-го дня болезни температура начала снижаться и к 5-му дню болезни нормализовалась. В это же время сыпь побледнела и к 5-му дню угасла, не оставив следов. Утром 20.01 вновь поднялась температура до 38,8ºС, появилась неадекватность поведения, рвота, судороги. При осмотре: состояние тяжелое, сознание отсутствует. Кожа чистая. Увеличены затылочные и заднешейные лимфатические узлы. Дыхание ритмичное, хрипов нет. Тоны сердца приглушены. Пульс 60 уд/мин. АД 130/90 мм.рт.ст. Живот мягкий, безболезненный. Реакция зрачков на свет снижена, легкая сглаженность носогубной складки слева, положительные симптомы Гордона, Оппенгейма слева, положительный ладонно-подбородочный рефлекс справа. Выявлена также ригидность затылочных мышц, положительный симптом Кернига.

1.Поставьте и обоснуйте диагноз.

2.Составьте план обследования и лечения.

3.Каков прогноз заболевания?

1. Краснуха, менингоэнцефалит, тяжелое течение болезни. Диагноз поставлен на основании характерной клиники – наличие лихорадки, катаральных явлений, сыпи, увеличения затылочных лимфоузлов, а также внезапное появление на 8-й день болезни температуры, судорог и потери сознания, рвоты.

2. Для подтверждения диагноза показана люмбальная пункция с исследованием цереброспинальной жидкости. Обнаружение в крови антител класса IgM или 4-х кратного нарастания титра общих антител к вирусу краснухи. Лечение – патогенетическое, борьба с отеком мозга путем применения салуретиков и дексазона.

3. Прогноз серьезный. Летальность достигает 20 – 40%.

Краснуха (Rubeola) — вирусное заболевание, поражающее только человека, проявляющееся мелкопятнистой сыпью, незначительным воспалением верхних дыхательных путей и лёгким интоксикационным синдромом.

Впервые, в литературе упоминание о краснухе установлено ещё в XVI в. А в 1829 г Вагнер установил отличия этого заболевания от кори и скарлатины, а в 1881г. — краснуха выделена, как отдельное заболевание. В 1938г – японские исследователи доказали вирусную природу инфекции путём заражения добровольца. В 1941г – немецкий учёный Гретт выдвинул теорию о тератогенности вируса кори на плод при заражении матери во время беременности, то есть он может вызывать врождённые уродстваа. В 1973г нашими отечественными учёными была доказана эта теория и получены аттенуированые штаммы (т.е лишённые вирулентности – не опасные), с последующем созданием вакцины.

Вирус краснухи

Вирус краснухи относится к семейству тогавирусов, toga (плащ) покрывает двойной мембраной свою молекулу РНК. На поверхности этой мембраны расположены шипы (ворсинки) — они содержат гемагглютинин, также есть нейраминидаза. Заразность, по сравнению с другими острыми капельными инфекциями (корью, коклюшем, а также в сравнении с ветряной оспой) невелика из-за относительной неустойчивости во внешней среде (даже не смотря на двойную мембранную оболочку). Но для неиммунизированных лиц восприимчивость составляет 90%!

Как уже было сказано, вирус нестоек во внешней среде, и при комнатной температуре может сохраняться в течении нескольких часов. Быстрая его гибель наступает при изменении рН (кисло-щелочная среда) в щелочную или кислую сторону. Так же вирус краснухи не устойчив к смене температур (гибнет при 56⁰С), высушиванию, действию УФИ, дезинфекционных средств, эфиру и формалину.

Риск заболеваемости велик для тех, кто никогда не болел и не был привит, под эту категорию людей попадают дети 2-9 лет. Для вспышек заболеваемости характерна сезонность – зимне-весенняя. Эпидемические вспышки повторяются каждые 10 лет. После перенесённого заболевания формируется стойкий пожизненный иммунитет, но по некоторым данным, все же возможно повторное заражение.

Причины заражения краснухой:

Источник вируса – больной человек, с остропротекающей инфекцией или даже субклинической формой заболевания, когда симптомов не видно. Также источником могут быть дети с врождённой краснухой (от матери, болевшей на момент беременности) – они могут являться источниками заражения на протяжении до 3 лет своей жизни (зарегистрированы случаи выделения вируса до 18 лет). Болеющий опасен за 5-7 дней до появления сыпи и в течении 7 дней после её исчезновения.

Пути заражения – воздушно-капельный (во время чихания, кашля, крике, разговоре, резком выдохе), трансплацентарный (заражение беременной женщины, с последующим заражением плода).

Благоприятными условиями для заражения служит скученность населения, т.е организованные коллективы, из этого следует вывод об изоляции больного.

Симптомы краснухи

Инкубационный период (от момента внедрения возбудителя и его жизнедеятельности в организме до первых симптомов) — 13-23 дня, но уже в эти дни человек может быть источником, т.к выделение возбудителя наступает за 5 дней до появления сыпи, а этому периоду может ничего не предшествовать, даже могут отсутствовать катаральные проявления, а появиться практически одновременно с сыпью. Так что, заражение может быть и от «здорового» на первый взгляд человека.

В этот период происходит проникновение и крепление вируса на слизистых верхних дыхательных путей, по мере его проникновения в глублежащие ткани (за счёт нейраминидазы) и распространение по лимфатической системе – приближается продормальный период или сразу наступает период высыпаний.

Продромальный период — его может и не быть, а если и есть, то длится может от нескольких часов до 2 дней. При том, катаральные явления выражены в наименьшей степени – недомогание, температура поднимается до37,5-38⁰С. Наблюдается увеличение лимфоузлов за день или за два до высыпаний, в таком состоянии заболевание находятся около 1-3 недель (лимфоузлы — это единственное, что может выдать продромальный период), в основном увеличиваются заднешейные и затылочные лимфоузлы, они мягкой консистенции, неспаянны с окружающими тканями и безболезненны.

Период высыпаний – 3-4 дня. Перед кожными высыпаниями часто появляется энантема – розовые пятнышки на мягком нёбе, которые могут сливаться и переходить на дужки и твёрдое нёбо. После сыпи на слизистой возникает мелкопятнистая сыпь по всей поверхности тела, но преимущественно на лице, разгибательных поверхностях и ягодицах. Характер сыпи – мелкопятнистая, относительно обильная, редко сливается и быстро теряет яркость окраски. Появление сыпи объясняется распространением вируса по крови, одновременным действием гемагглютинина (он вызывает склеивание эритроцитов) и дерматотропизма (выборочное поражение слоя дермы кожи) – в результате, склеенные эритроциты как бы застреют в кожном слое.

Читайте также:  Признаки и симптомы краснухи у беременных

Лёгкие катаральные проявления, которых может и не быть, сопровождающие подъёмом температуры до 38⁰С. У взрослых могут наблюдаться артралгии (боли в суставах), сопровождающиеся гиперемией (покраснением и припухлостью), но после выздоровления эти симптомы исчезают бесследно.

Период реконволисценций – выздоровление. В этот период все проявления идут на убыль. Но больной ещё может заразить других (неболевших/непривитых) на протяжении 7 дней от прошедших высыпаний.

Врожденная краснуха характеризуется триадой Грегга:

катаракта (помутнение хрусталика) одно- или двухсторонняя, часто сопровождается микрофтальмом.

Пороки сердца (незаращение артериального протока, стеноз легочной артерии, поражение клапанного аппарата или какой-либо сердечной перегородки);

Глухота. Наряду с этими тремя признаками, могут быть и другие пороки развития: гидроцефалия, незаращение мягкого и твёрдого нёба, неврологические нарушения (ПСПЭ). Псоледнее переводится как Подростковый Склерозирующий Панэнцефалит – на момент рождения может быть и не определен, но через несколько лет эта патология даст о себе знать. Это объясняется возможностью вируса длительно (годами) пребывать в организме, несмотря на наличие высоких титров специфических антител. Он проявляется на первых годах жизни и характеризуется прогрессированием нарушения интеллекта и двигательных расстройств.

Вышеуказанный пример говорит о минимальных изменениях, т.к в ином случае беременность может закончится самопроизвольным выкидышем или мертворождением. Проявление степени тератогенности будет зависеть от сроков беременности и наиболее опасными считаются 1-3 триместры – это период органогенеза, и поражения поэтому будут системными (т.е ЦНС, ЖКТ и т.д). В этих случаях, шансы на живорождение минимальны.

Тератогенность (способность вызывать врождённые уродства или выкидыши) вируса краснухи объясняется его тропизмом (направленное действие) к эмбриональным тканям и беспрепятственным проникновением через плацентарный барьер, и развитие врождённых аномалий происходит в результате торможения деления клеток эмбриона на момент формирования органов и систем.

Диагностика краснухи

1. Диагноз основывается на характере сыпи, сроках ее появления, одномоментности высыпаний и локализации, эпидемической обстановке. Но не стоит уповать на свой жизненный опыт, т.к существует множество других похожих заболеваний со схожей симптоматикой: корь, скарлатина, псевдотуберкулёз, энтеровирусная экзантема, ветряная оспа, менингококковые высыпания (но только на начальных этапах). Последний вариант пропустить непростительно, если родители или же сами болеющие взрослые решат взять на себя такую ответственность, т.к летальность при этом заболевании достигает 30%.

2. Вирусологический метод – направлен на обнаружение самого вируса, метод эффективен лишь в определённые сроки: исследование крови и фекалий целесообразно в период пребывания вируса в крови от 7-14 день инфицирования (т.е до появления сыпи!); отделяемое носоглотки целесообразно брать при наличии сыпи.

3. Серологические методы – определяет наличие вируснейтрализующих антител с помощью РНГА и РН, а также определяют классоспецифические антитела IgG, M и А – с помощью ИФА. Эти методы используют в 1-2 день после появления сыпи и на 20 сутки и, остаются высокими пожизненно вируснейтрализующие и тормозящие гемагглютинацию антитела.

— РНГА (реакция непрямой гемагглютинации) и РН (реакция нейтрализации) – ставятся с парными сыворотками в интервал в 10 дней (т.е 2 раза берётся кровь и смотрят какие изменения произошли), при этом происходит нарастание титра антител в 4 раза.
— РСК (реакция связывания комплемента) – проводится на обнаружение комплементсвязывающих антител (они есть всего 3 года с момента перенесения заболевания) – наличие их говорит о недавно перенесённом заболевании, или периоде выздоровления.
— ИФА (иммуноферментный анализ) – определяет класоспецифические антитела — иммуноглобулины IgG, M и A. Если обнаруживаются классы М и А – это говорит о начальном периоде инфекционного процесса, G – об остром периоде или периоде реконвалесценции (выздоровление) в зависимости от их авидности (прочности связи антигена с антителом – чем прочнее связь, тем давнее было заражение). Этот метод используют для определения напряжённости иммунитета при решении вопроса о вакцинации взрослых и ревакцинации. Этот же метод используют для диагностики врождённой краснухи – отсутствие IgG исключает краснуху.

Лечение краснухи

Специфического лечения не разработано, поэтому используют:

постельный режим в течении 3-7 дней;

полноценное питание, с учётом возрастных особенностей;

Этиотропная терапия с применением вирацидов (арбидол, изопринозин), иммуномодуляторы (интерферон, виферон) и иммуностимуляторы (циклоферон, анаферон).

дезинтоксикационная терапия — обильное питьё;

симптоматическая терапия (отхаркивающие – определённая группа применяется при определённом характере кашля, т.е нельзя применять одновременно отхаркивающие и противокашлевые), муколитики, жаропонижающие, анальгетики);

Осложнения краснухи

Артриты, энцефалит, менингоэнцефалит, отиты, пневмонии, обострение хронических инфекций.

Профилактика краснухи

Общие мероприятия в очагах краснушной инфекции малоэффективны из-за наличия инаппарантных форм и выделения вируса задолго до появления первых симптомов. Но тем не менее, заболевший изолируется на 5-7 дней от момента появления сыпи, а контактировавшие с ним – на 21 день.

При контакте беременной женщины с больным, её восприимчивость определяется серологическими методами и смотрят на наличие IgG — если они есть, то женщина считается иммунной, если нет – пробу повторяют через 5 недель и, при положительном результате IgG предлагают прерывание беременности, но если и на второй раз ничего не обнаруживают – проводят пробу в третий раз через месяц – интерпретация таже, что и при второй пробе.

Специфическая профилактика – это вакцинация живой вакциной «Рудивакс» или живой комбинированной вакциной против краснухи/кори/паротита – «MMR-II». Первый раз прививают в 12-15 месяцев, а ревакцинаруют в 6 лет. Невакцинированным девочкам прививку следует делать в 14 лет. Противопоказания: иммунодефицит, гиперчувствительность к аминогликозидам и яичному белку (при применении MMR-II), острое заболевание или обострение хронического; также прививку не вводят за 3 месяца до наступления беременности. Во всех остальных случаях, прививать можно после стабилизации состояния.

Дата добавления: 2015-02-02 | Просмотры: 2683 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 |

Читайте также:  Ревакцинацию против краснухи проводят

Источник

1. Контрольные вопросы и задания:

I. Характеристика
возбудителя.

II.
Эпидемиология краснухи.

III. Патогенез.

IV. Клиника.

  1. Инкубационный
    период.

  2. Ранние признаки
    болезни.

  3. Ведущие клинические
    симптомы.

  4. Динамика развития
    ведущих клинических симптомов.

  5. Осложнения со
    стороны ЦНС при краснухе.

  6. Влияние краснухи
    на исход беременности (“врожденный
    краснушный синдром”).

  7. Исходы краснухи.

V. Диагностика.

  1. Обоснование
    диагноза клиническое и лабораторное.

  2. Дифференциальный
    клинический диагноз.

VI. Лечение.

VII. Противоэпидемические
и профилактические мероприятия.

  1. Значение
    своевременной диагностики и изоляции
    больного.

  2. Сроки изоляции
    больного, мероприятия в отношении
    контактных.

  3. Профилактические
    мероприятия в отношении контактных
    беременных.

  4. Специфическая
    профилактика краснухи.

2. Ситуационные задачи:

Задача
1.

Ребёнок
9 месяцев заболел 2.10. — температура 39С,
насморк, 3.10. при осмотре: температура
37,5С,
небольшой ринит, катаральный конъюнктивит,
гиперемия зева; на коже лица, шеи, верхней
половине туловища мелкая пятнисто-папулезная
сыпь, увеличены заднешейные лимфатические
узлы. Других изменений по органам нет.

  1. Ваш предварительный
    диагноз?

  2. Какие из перечисленных
    клинических проявлений дают основание
    для постановки данного диагноза?

  3. Какие данные
    эпиданамнеза, необходимые для диагностики,
    следует уточнить?

При
повторном осмотре 4.10: температура
37,2С,
на лице, туловище, преимущественно на
разгибательных поверхностях конечностей
и ягодицах мономорфная пятнисто-папулезная
сыпь, по органам без изменений.

  1. Ваш окончательный
    диагноз?

  2. Укажите основные
    клинические отличия краснухи от легкой
    формы кори?

Эталон к задаче
1:

1.Краснуха.

2.
короткий продромальный период, увеличение
заднешейных лимфатических узлов,
появление сыпи на фоне невысокой
температуры.

3.
контакт с краснухой, контакт с корью

4.
Краснуха.

5.
Отсутствие продромального периода или
короткая продрома, отсутствие симптома
Филатова-Коплика, отсутствие этапности
высыпания или высыпание на протяжении
суток, мономорфность пятнисто-папулезной
сыпи с «излюбленной» локализацией,
отсутствие пигментации, увеличение
заднешейных лимфатических узлов.

3. Тестовый контроль:

1.
В каком периоде беременности вирус
краснухи оказывает наиболее повреждающее
действие на плод:

1.
1-3 месяцев беременности

2.
4-6 месяцев

3.
7-9 месяцев

2. Срок появления
сыпи при краснухе:

1. 1-й день

2. 2-3 дни

3. 4-5 дни

4. 6-7 дни

3. Характер сыпи
при краснухе:

1. везикулезный

2. мелкопятнистый

3. пятнисто-папулезный

4. геморрагический

4. Специфические
осложнения краснухи (несколько вариантов
ответа):

1. отит

2. артрит

3. тромбоцитопения

4. энцефалит

5.
Изменения в общем анализе крови при
краснухе (несколько вариантов ответа):

1. атипичные
мононуклеары

2. плазматические
клетки

3. нейтрофилез

4. лимфоцитоз

Эталоны
ответов:
1 –
1; 2 – 1; 3 – 2; 4 – 2,3,4; 5 – 2,4.

10.
1.Тема занятия: Паротитная инфекция

2.Значение
изучения темы:

Паротитная инфекция в прошлом широко
распространенное инфекционное
заболевание. В последние годы после
введения всеобщей вакцинации стала
регистрироваться реже. Тем не менее,
среди капельных инфекций по заболеваемости
паротит занимает второе место после
ветряной оспы. Несмотря на то, что
летальность при паротитной инфекции
невелика, ее никак нельзя относить к
безобидной патологии, к «малым»
инфекциям. После нее могут оставаться
серьезные расстройства здоровья
(бесплодие, глухота, диабет, др.), имеющие
большое социальное значение. Заболеваемость
коле6лется в настоящее время около 30 —
70 на 100 тыс. населения (среди детей
160-200) с тенденцией к росту.

3.
Цель занятия:
научиться
собирать анамнез, эпид. анамнез, проводить
объективное обследование, выявлять
поражение различных органов и систем,
проводить дифференциальную диагностику,
назначать лечение и проводить
противоэпидемические мероприятия при
паротитной инфекции.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Методические  указания  для студентов

НИИ медсестринства

Кафедра педиатрии с детской
хирургией №1

ЗАНЯТИЕ № 3
(практическое 6 часов)

Темы:

1. Коклюш, паракоклюш. Клиника, диагностика,
профилактика, организация карантинных мероприятий, принципы лечения и ухода,
показания к госпитализации.

2. Корь, краснуха. Клиника, диагностика,
профилактика, организация карантинных мероприятий, принципы лечения и ухода,
показания  к госпитализации.

3. Скарлатина, ветряная оспа. Клиника,
диагностика, профилактика, организация карантинных мероприятий, принципы лечения
и ухода, показания  к госпитализации.

Количество
часов:
6.

Професионная
ориентация студентов.
Большинство инфекционных  заболеваний человек   переносит в детском возрасте. Основные
клинические и лабораторные  симптомы
детских  инфекционных  заболеваний 
и особенности  лечебной тактики  необходимы врачам  всех 
специальностей.  Знание  основных клинических  форм инфекционных заболеваний  поможет  избежать ошибок.

Цель: Научить собирать  эпидемический анамнез у больных с признаками  инфекционных  заболеваний, виявлять диагностические  критерии заболеваний, проводить дифференционную
диагностику, назначить   лечение,
проводить профилактические мероприятия.

Методика
проведения
практической  работы:

І.Тема
№1 практического  занятия.

Работа 1.

Собрать анамнез у ребёнка с инфекционным  заболеванием, что проявляется наличием кожных
высыпаний. Сделать выводы стосовно вероятности 
причин возникновения  даного
процесса.

Работа 2.

 Провести
обьективное обследование  пациента,
выделить ведущие патологические синдромы, обосновать  диагноз.

Работа 3.

Назначить лечебные и  профилактические  мероприятия даному больному.

ІІ. Тема №2 практического  занятия.

Работа 4.

Собрать анамнез у ребёнка с   проявлениями  инфекционного  заболевания  (коклюш, дифтерия, паротит).

Работа 5.

 Провести
обьективное обследование  пациента,
выделить ведущие патологические  синдромы,
обосновать  диагноз.

Работа 6.

Назначить адекватное лечение и профилактические мероприятия  даному больному.

ІІІ. Тема №3 практического занятия.

Работа 7.

Собрать анамнез у ребёнка с   проявлениями 
инфекционного  заболевания  (скарлатина, ветряная оспа).

Программа
самоподготовки студента

І.Тема
№1 практического занятия

       1. Этиопатогенез коклюша, паракоклюша.

       2.  Клинические проявления коклюша и
паракоклюша  у детей.

       3. Диагностика коклюша и
паракоклюша.

       4. Дифференциальная
диагностика коклюша и паракоклюша.

       5. Лечение и профилактика
коклюша и паракоклюша у детей.

ІІ.Тема
№2 практического занятия

       1. Этиопатогенез кори,
краснухи.

       2.  Клинические проявления кори, краснухи  у детей.

       3. Диагностика кори, краснухи.

       4. Дифференциальная
диагностика  кори, краснухи.

Читайте также:  Как есть рыбу больную краснухой

       5. Лечение и профилактика кори,
краснухи у детей.

ІІІ.Тема
№3 практического занятия

       1. Ветряная оспа: эпидемиология,
клинические признаки и особенности ухода.

       2. Скарлатина: эпидемиология,
клиника, дифференциальная диагностика, лечебная тактика.

            Семинарское
обсуждение  теоретических вопросов.

Примеры  тестовых
заданий и ситуационных  задач.

1. Источник инфекции при
ветряной оспе:

A.   Носитель инфекции.

B.     Реконвалесцент.

C.    Больной
человек.

D.    Насекомые.       

E.     Дикие и
домашние животные.

 2. Этапность высипаний  при ветряной оспе:

A.   Пятно-папула-корочка.

B.    Пятно-эритема-папула-корочка.

C.   Пятно-папула-пузырь-рубец.

D.   Пятно-папула-пузырь-корочка.

E.    Пятно- пузырь-корочка.

3. Назовите  препараты этиотропной терапии ветряной оспы:

A.   Бензилпенициллин.

B.    Тетрациклин.

C.   Левомицетин.

D.   Макропен.

E.    Не существует.

4. Характеристика высипаний
при скарлатине:

A.  
 Пятнисто-папулезные, бледно-розовые, на неизмененном
фоне кожи, на разгибательных  поверхнях, 
не оставляют пигментации.

B.   
Геморагические звезднообразные,
разной величины.

C.  
Пятнисто-папулезные ярко-розовые, с тенденцией к слиянию, возникают  поэтапно, оставляя  пигментацию.

D.  
Мелкоточечные, образуют 
гиперэмированный  фон, бледный
носогубной треугольник,   на сгибательных
поверхностях, в складках.

5. Антибиотик, который
применяют  для лечения  скарлатины.

A.  
 Гентамицин.

B.   
 Левомицетин.

C.  
 Эритромицин.

D.  
 Полимиксин.

E.   
 Пенициллин.

6. Основные клинические симптоми
при коклюше до 1 года:

A.  
Температурная
реакция.      

B.   
Кровоизлияния  в слизистые.

C.  
Спазматический
кашель.

D.  
Апноэ.

E.   
Синдром крупа.

7. Сроки  вакцинации  при коклюше:

A.  
На 4-5 день после  рождения однократно.

B.   
В 1 мес. дважды  с интервалом
между вакцинациями  в 1 месяц.

C.  
В 3 мес. трехкратно с интервалом 30
суток, ревакцинация в 18 мес.;

D.  
Вакцинация в 1 год,  ревакцинация в 3 года.

E.   
Вакцинация в 3 мес., ревакцинация в 3 и в 6 лет.

Эталоны ответов:

1.     B.

2.     D.

3.     E.

4.     D.

5.     E.

6.     D.

7.  C.

Ситуационные  задачи.

Задача 1.

 У девочки 
3 лет  на фоне субфебрильной
температуры возникли  высипания в виде
папул и  одиночных  везикул на разных участках кожи, в том числе
на голове, которые  вызывают зуд.  Болеет на протяжении   3 дней. Ребёнок  до заболевания посещал   детский
садик.

1.    
Какое  заболевание 
можна подозревать у пациентки?

2.    
Нужно ли
проводить противоэпидемические  мероприятия
 в детском саду
и какие?

Задача 2.

   Мальчик 9 лет болеет  3 дня. Начало с повышения  температуры тела до 39,2, в конце 1-ых суток
появились высипания. Известко, что младшая сестричка несколько недель
переболела  ангиной.

  Ребёнок  жалуется  на головную боль, боль в горле, общую слабость.
При осмотре: на умеренно  гиперемированной
 кожи 
яркая мелкоточечная   высипка,
носогубной треугольник бледный, миндалины, язычек ярко гиперемированны, отёчные,
в лакунах гной. На мягком небе   мелкоточечные
геморагические высипания. Дермографизм белый. Умеренно  увеличенны 
подчелюстные  лимфоузлы.
Выраженная тахикардия.

1.     
Какой  диагноз у ребенка? 

2.     
Перечислите  основные критерии диагноза.

Задача 3.

     Ребёнку  6 лет. Жалобы 
на сухой кашель, который  появился  8 дней до поступления, повышение  температуры тела до 37,8 С. В  первые дни был осмотр
участкового врача, диагностирован острый фарингит и назначено соотвествующее
лечение.  Кашель с каждым днем
усиливался.   Профилактические
привывки   проводились не регулярно. Детский садик   не
посещает. Во время осмотра   ротогорла
появился  сухой надсадный кашель.

1.    
Какое заболевание
нужно заподозрить, критерии диагноза?

2.    
Какие симптомы могут
 появится в
последующие дни?

3.    
Какие  исследования нужно провести для постановки
диагноза?

Эталоны
ответов:

Задача 1.

1.    
Ветряная оспа,
типичная форма, легкая степень, период высипаний.

2.     Да, потому что ребенок заразен с последних   дней 
инкубационного периода (в это время посещала детский сад). Необходимо изолировать
больного к 5 дню со времени появления 
последних высыпаний.

     Карантин в детском садике с  изоляцией контактных,
которые  не болели с 11 по 21 день последнего  контакта. Влажная уборка, проветривание.
Срочное оповещение   в СЭС.

Задача 2.

1.    
Скарлатина,
типичная форма, период высипаний, средней тяжести, легкое  течение.

2.    
Мелкоточечные  высипания на
незначительно гиперемированном  фоне,
бледный носогубной треугольник, белый дермографизм, ангина, выраженная
интоксикация, реакция регионарных лимфатических узлов.

Задача 3.

1.    
Коклюш,
катаральный период. Критерии диагноза: стойкий сухой кашель, периодичность
которого   наростает,  чаще беспокоит   ночью.

2.    
Через 5-7 дней
кашель становится нападообразным, усиливается.

3.    
Общий анализ
крови  (лейкоцитоз, лимфоцитоз),
бактериологический посев мокроты  на коклюшну  палочку (мазок или метод «кашлевых
пластинок»).

Студент должен знать:

       1. Этиопатогенез коклюша,
паракоклюша.

       2.  Клинические проявления коклюша и
паракоклюша  у детей.

       3. Диагностика коклюша и
паракоклюша.

       4. Дифференциальная диагностика
коклюша и паракоклюша.

       5. Лечение и профилактика
коклюша и паракоклюша у детей.

       6. Этиопатогенез кори,
краснухи.

       7.  Клинические проявления кори, краснухи  у детей.

       8. Диагностика кори, краснухи.

       9. Дифференциальная диагностика
 кори, краснухи.

       10. Лечение и профилактика
кори, краснухи у детей.

       11. Ветряная оспа:
эпидемиология, клинические признаки и особенности ухода.

       12. Скарлатина: эпидемиология,
клиника, дифференциальная диагностика, лечебная тактика.

Студент должен  уметь:

1.    
Соблюдать
основные правила работы у постели 
больного  на инфекционное заболевание.

2.    
Собрать  анамнез заболевания с  оценкой эпидемиологических  данных.

3.    
Осмотреть
больного и выявить основные симптомы, характерные для  даного заболевания.

4.    
Оформить даные
анамнеза и обследования больного   в
истории болезни и  обосновать
предварительный  диагноз.

5.    
План обследования
больного.

6.    
Провести
организацию   противоэпидемических  мероприятий в очаге  инфекции.

7.    
Проводить уход за
ребенком при наличии высыпаний при ветряной оспе.

8.    
Оказывать
неотложную помощь при гипертермическом синдроме у ребенка.

9.    
Проводить уход за
ребенком при наличии высыпаний при кори, краснухе, скарлатине.

ИСТОЧНИКИ  ИНФОРМАЦИИ:

А. Основные:

1.    
А.М.Михайлова,
Л.О.Трішкова, С.О.Крамарєв, С.М.Кочеткова. Інфекційні хвороби у дітей. К.:
Здоров”я,1998.

2.    
В.Ф.Учайкин
Керівництво по дитячих інфекційних хворобах, Сп-б, ГЕОТАР, 2000.

3.    
Медицина
дитинства /за ред. П.С.Мощича, Т.3- До: Здоров’я, 1999.

В. Дополнительные:

1.    
Практична
педіатрія / за ред. И.С.Сміяна. – К.: Здоров’я, 1993. – 240 з.

2.    
Быстрякова Л.В.
Інфекційні висипи в дітей. – Л.: Медицина, 1982. – 216 з.

Методические указания
составила: к.м.н. Косовская Т.М.

Источник