Слизистая полости рта при кори

Корь — это острое вирусное высокозаразное заболевание, для которого присущи симптомы острой респираторной инфекции, двухволновая лихорадка, поэтапное высыпание пятнисто-папулезной сыпи, конъюнктивит и интоксикация. Вирусом кори поражается только организм человека, куда возбудитель попадает воздушно-капельным путем. Ведущие симптомы кори у детей и взрослых связаны с развитием аллергических процессов, из-за чего данное заболевание относится в разряд инфекционно-аллергических.

Рис. 1. На фото корь у ребенка. Сыпь на второй день высыпания.

Как развивается корь (патогенез заболевания)

Входными воротами для вирусов кори является слизистая оболочка полости рта, глотки, верхних дыхательных путей и конъюнктивальная оболочка глаз. В первую очередь вирусы поражают иммунные клетки — макрофаги, ретикулярные и лимфоидные клетки. Увеличение количества лимфомакрофагальных элементов приводит к разрастанию ткани и образованию очаговых инфильтратов. Активно размножаясь, вирусы начинают проникать в региональные лимфоузлы и кровь. Инкубационный период при кори составляют от 8 до 13 дней.

Рис. 2. На фото корь у детей. В первый день высыпаний сыпь локализуется на лице.

Вирусемия при кори

Вирусемия (попадание возбудителей в кровоток) развивается на 3 — 5 день от начала инкубационного периода. Своего максимума она достигает в конце инкубационного периода и в начале периода высыпания. За это время вирусы фиксируются в клетках ретикулоэндотелиальной системы. Запускается работа иммунных механизмов, что приводит к массовому высвобождению возбудителей. Развивается вторая волна вирусемии. Вирусы повторно инфицируют клетки слизистой оболочки рта, глотки и верхних дыхательных путей. При заносе вируса в центральную нервную систему развивается коревой энцефалит. Поражаются кожные покровы. В некоторых лейкоцитах повреждаются хромосомы, некротизируется эпителий дыхательных путей.

Вирусы кори вызывают гиперплазию лимфоидной ткани. В аденоидах и миндалинах, лимфатических узлах и селезенке, аппендиксе и коже, в легочной ткани и мокроте появляются гигантские многоядерные клетки Уортина-Финкельдея (Warthin-Finkeldey). Обнаружение данных клеток является патогномоничным признаком кори.

На третий день высыпания количество вирусов в крови понижается, а на 4-й день исчезает их крови вовсе. В крови появляются вируснейтрализующие антитела.

Рис. 3. На фото гигантские многоядерные клетки Уортина-Финкельдея.

Происхождение сыпи при кори

На белковые компоненты возбудителей в организме больного развиваются аллергические реакции. Проницаемость мелких сосудов повышается, повреждаются их стенки. В органах и тканях (чаще дыхательной и пищеварительной системы) в слизистых оболочках развивается катарально-некротическое воспаление. Поражаются верхние слои кожи, на которых вначале появляется папулезная сыпь. В дальнейшем клетки эпидермиса подвергаются некротизации, что проявляется шелушением.

В полости рта эпителий также подвергается некротизации. Он мутнеет. Очаги некроза становятся похожими на мелкие белые точки (пятна Бельского-Филатова-Коплика). Они появляются за сутки раньше высыпаний на коже. Сыпь на коже появляется поэтапно, начинается с головы и далее постепенно распространяется на все тело.

Рис. 4. На фото симптомы кори — пятна Бельского-Филатова-Коплика.

Развитие осложнений

Вирусы кори в организме больного подавляют как общий, так и местный иммунитет. Под их влиянием снижается количество Т-лимфоцитов. Развивается анергия. Обостряются хронические заболевания. Присоединение вторичной инфекции становится причиной развития катарально-некротического воспаления в верхних дыхательных путях, пищеварительной системе и кожных покровах.

к содержанию ↑

Признаки и симптомы кори у детей и взрослых

Периоды заболевания

В течении классической кори различают четыре периода: катаральный, период высыпаний, пигментации и выздоровления. Длительность заболевания в среднем составляет около 10 дней. Колебания составляют 8 — 21 день. Каждый из периодов длиться 3 дня. Катаральный период может удлиняться до 7 дней.

Инкубационный период

Инкубационный период (период от момента заражения вирусами до появления первых симптомов заболевания) при кори составляет около 10 суток. Колебания составляют от 8 до 13 — 17 суток.

Рис. 5. На фото вид сыпи при кори.

Признаки и симптомы кори в катаральный период

Начинается заболевание с развития воспаления слизистых оболочек верхних дыхательных путей и конъюнктивы глаз. Отмечаются обильные слизистые выделения из носа, охриплость голоса и сухой кашель. Температура тела повышается до 39оС. Появляются симптомы интоксикации: слабость, разбитость, общее недомогание и потеря аппетита.

Конъюнктива глаз гиперемируется, веки отекают, из глаз появляются гнойные выделения. В крови отмечается снижение количества лимфоцитов (лимфопения).

При появлении сыпи катаральные явления ослабевают и через 1 — 2 дня исчезают совсем. В полости рта на фоне гиперемированной, рыхлой и шероховатой слизистой оболочки появляются мелкие (с маковое зерно) беловатые пятна с красным венчиком по периферии. Высыпания носят название пятен Бельского-ФилатоваКоплика. Они обычно располагаются на слизистой щек в области коренных зубов. На слизистой оболочке мягкого и твердого неба появляются пятна розового цвета (коревая энантема).

К концу третьего дня отмечается снижение температуры тела, но в период появления коревой сыпи она вновь значительно повышается, а симптомы интоксикации и поражения верхних дыхательных путей усиливаются.

Рис. 6. На фото симптомы кори — пятна Бельского-Филатова-Коплика на слизистой щек и коревая энантема в области неба.

Сыпь при кори

Сыпь при кори имеет вид папул размером около 2-х мм, окруженных участком покраснения неправильной формы. Местами сыпь сливается и тогда их конфигурация похожа на сложные фигуры с волнистыми (фестончатыми) краями. Основной фон кожных покровов остается неизмененным. Иногда на фоне коревой сыпи отмечаются петехии (кровоизлияния).

Сыпь у больного появляется на 4 — 5 день заболевания. Вначале она локализуется на лице, шее и за ушами. Через сутки сыпь распространяется на все туловище и покрывает верхнюю часть рук. Еще через сутки сыпью покрываются кожные покровы ног и нижнюю часть рук, при этом на лице сыпь начинает бледнеть.

При тяжелом течении заболевания сыпь носит сливной характер. Она покрывает все кожные покровы, в том числе появляется на ладонях и подошвах. На коже появляются многочисленные кровоизлияния и даже кровоизлияния, диаметр которых превышает 3 мм (эхимозы, в быту — синяки). Кровоизлияния появляются также на слизистой оболочке глаз и рта. Одутловатость лица, век, носа и верхней губы, покраснение конъюнктивы глаз, гнойные выделения, ринорея — основные симптомы кори в этот период.

Через 3 — 4 дня наступает период угасания сыпи. Снижается температура тела. На месте сыпи появляется пигментация — пятна бурого цвета.

Рис. 7. На фото корь у ребенка, начальная стадия. Сыпь вначале заболевания локализуется на лице, шее и за ушами (первый день высыпаний).

Рис. 8. На фото корь у детей. Сыпь появляется на туловище и верхних частях рук (второй день высыпаний).

Рис. 9. На фото корь у ребенка. Сыпь при кори, 2-й день высыпаний.

Признаки и симптомы кори у детей и взрослых в стадии пигментации

Пигментация сыпи при кори обозначает, что инфекционный процесс перешел в стадию окончания периода заразности и восстановления больного.

Пигментация сыпи, как и высыпания, происходит поэтапно. Она обусловлена проникновением в кожу эритроцитов во время высыпания и последующим распадом гемосидерина — пигмента, который образуется в результате распада гемоглобина.

Читайте также:  Эпидемиологическая ситуация по кори в мире

Процесс начинается на 7 — 8 сутки заболевания и удерживается до 7 — 10 дней. На участках сыпи отмечается отрубевидное шелушение. Постепенно нормализуется температура тела.

Общее состояние больного нормализуется медленно. Явления астении и иммунодепрессии сохраняются длительное время.

Рис. 10. На фото сыпь при кори в стадии пигментации.

Признаки и симптомы кори у детей первого года жизни

Корь у детей первого года жизни имеет свои особенности:

  • катаральный период часто отсутствует,
  • повышение температуры тела и появление сыпи происходит одновременно,
  • часто отмечается дисфункция кишечника,
  • бактериальные осложнения регистрируются у 2/3 детей.

Рис. 11. На фото симптомы кори: увеличенные лимфатические узлы и конъюнктивит.

к содержанию ↑

Осложнения (последствия) кори

Причиной осложнений кори является влияние вируса на иммунную систему организма больного. В периферической крови резко понижается количество Т-лимфоцитов. Способствует развитию воспаления аллергизация организма на белковые компоненты вирусов, что приводит к повышению проницаемости мелких сосудов и повреждению их стенок. В слизистых оболочках органов и тканей (чаще дыхательной и пищеварительной системы) развивается катарально-некротичекое воспаление.

  • Наслоение вторичной (вирусно-бактериальной) инфекции приводит к развитию целого ряда гнойно-некротических воспалительных процессов в носу, гортани, трахее, бронхах и легочной ткани.
  • Развивается стоматит и колит.
  • При заболевании всегда развивается конъюнктивит. Часто поражается роговица глаза.
  • В период пигментации нередко возникает воспаление среднего уха.
  • При неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях развиваются гнойничковые поражения кожных покровов, вызванных стрепто- и стафилококками.
  • Нарушения микроциркуляции в головном мозге приводит к гипоксии, развивается энцефалопатия. Коревая энцефалопатия чаще регистрируется у детей раннего возраста. Более тяжелое осложнение кори — энцефалит и менингоэнцефалит. Патология развивается на 5 — 7 день заболевания. Течение заболевания тяжелое, с высоким показателем летальности (до 10%). У выживших детей (около 40%) часто отмечаются психические расстройства и эпилепсия.
  • Поражение зрительных и слуховых нервов всегда заканчиваются тяжелыми последствиями. Поражение спинного мозга приводит к тазовым расстройствам.
  • Очень редко в результате коревой инфекции развивается миокардит, гепатит и гломерулонефрит.

Рис. 12. На фото корь у детей. Присоединение вторичной инфекции приводит к развитию бактериального конъюнктивита. Конъюнктива глаз гиперемируется, веки отекают, из глаз появляются гнойные выделения.

к содержанию ↑

Атипичные формы кори

Кроме типичного течения, заболевание может иметь атипичное течение.

Атипичная (стертая) форма

Атипичная форма кори отмечается у детей 3 — 9 месяцев, так как в этот период заболевание у них развивается на фоне пассивного иммунитета, который они получают при рождении от матери. Инкубационный период при атипичном течении удлинен, отсутствуют типичные признаки заболевания, течение стертое, нарушена этапность высыпаний.

Корь у привитых детей

Если по каким-либо причинам у привитого ребенка отсутствуют антитела против заболевания, то при заражении коревыми вирусами заболевание у него будет протекать типично. Если в организме ребенка сохранилось небольшое количество антител, то корь у них будет протекать в стертой форме.

Митигированная корь

Митигированная корь развивается в случае, когда инфицированному вирусами кори в инкубационном периоде вводится противокоревая вакцина или иммуноглобулин. Возникает ситуация, когда у инфицированного человека иммунитет к заболеванию появился, но уровень его недостаточный. Развившееся заболевание при этом протекает в легкой форме.

  • Инкубационный период при митигированной кори удлинен и составляет от 21 до 28 дней.
  • Катаральный период короткий и завершается по истечении 1 — 2 суток, либо вовсе отсутствует.
  • Симптомы заболевания слабо выражены.
  • Температура тела часто отсутствует или повышается до субфебрильных цифр. Пятна Бельского-Филатова-Коплика на слизистой оболочке щек отсутствуют.
  • Сыпь на кожных покровах скудная, необильная, бледной окраски. Она появляется одномоментно на всех участках кожи и часто отсутствует на конечностях. Не склонна к слиянию. Пигментация сыпи выражена слабо, исчезает быстро.
  • Заболевание протекает без осложнений.
  • Диагностика заболевания часто затруднена. Основу лабораторной диагностики составляет серологическое исследование.

«Черная» или геморрагическая корь

При тяжелом течении заболевания сыпь может приобретать геморрагический характер. На коже появляются многочисленные кровоизлияния и даже кровоизлияния, диаметр которых превышает 3 мм (эхимозы, в быту — синяки). Кровоизлияния появляются также на слизистой оболочке глаз и рта.

Конгестивная (диспноичная) форма кори

Конгестивная или диспноичная форма заболевания проявляется сильной одышкой и непрерывным кашлем, при скудных физикальных данных. Сыпь появляется поздно и имеет цианотичный оттенок. Постепенно нарастает гипоксия. Недостаточность кровообращения в головном мозге приводит к появлению судорог и потере сознания. Причиной конгестивной или диспноичная формы кори считается поражение вирусами легочной ткани (корь легких).

Реакция на прививку

На введение живой вакцины против кори у 25 — 50% детей развивается выраженная реакция, напоминающая митигированную корь. Такая реакция протекает с повышенной температурой тела, катаром верхних дыхательных путей и скудным высыпанием. Редко отмечаются судороги и рвота.

Вакцинированные лица опасности для окружающих не представляют. Дети с иммунодефицитами к вакцинации не допускаются. Введение живой вакцины у них вызывает тяжелую реакцию.

Течение кори у лиц с иммунодефицитом

В 80% случаев у лиц с иммунодефицитом заболевание протекает крайне тяжело. В 70% случаев у онкологических больных и в 40% случаев у ВИЧ-инфицированных корь заканчивается смертельным исходом. У третей части больных с иммунодефицитом сыпь при кори отсутствует, в 60% случаев сыпь носит атипичный характер. Осложнения тяжелые.

Рис. 13. Рисунок 22 и 23. На фото корь у детей. На фото слева сыпь на лице (1-й день высыпания), на фото справа сыпь на лице и туловище (2-й день высыпания).

к содержанию ↑

Корь у взрослых

Корь у взрослых и лиц подросткового возраста часто протекает тяжело. Интоксикационный синдром выражен значительно. Больных часто беспокоят сильная головная боль и рвота. Нарушается сон. Катаральный период длится 4 — 8 дней. Катаральные явления верхних дыхательных путей выражен слабо, пятна Бельского-Филатова-Коплика обильные, часто сохраняются весь период высыпания. Сыпь обильная. Увеличиваются несколько групп лимфоузлов. Иногда пальпируется увеличенная селезенка. Осложнения развиваются редко.

Рис. 14. На фото корь у взрослых. Сыпь — основной симптом заболевания.

к содержанию ↑

Прогноз при кори

Прогноз при неосложненном течении заболевания благоприятный. Летальность при кори составляет не более 1,5%. В основном она приходится на детей первого года жизни.

к содержанию ↑

Иммунитет при кори

После перенесенной кори, как правило, развивается стойкий иммунитет. Случаи повторного заболевания регистрируются крайне редко. После вакцинации иммунитет с годами ослабевает и через 10 лет сохраняется лишь у 1/3 привитых.

Рис. 15. На фото корь у взрослых.

Статьи раздела «Корь»

Самое популярное

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ?

Подпишитесь на нашу рассылку!

Источник

Èçìåíåíèÿ íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ïðè ðàçëè÷íûõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ èíòîêñèêàöèåé è ïîâûøåíèåì òåìïåðàòóðû òåëà. Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä è êëèíèêà ñêàðëàòèíû. Âîçáóäèòåëü êîðè. Äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà â ïðîäðîìàëüíîì ïåðèîäå.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Читайте также:  Корь в легкой степени

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Êàôåäðà õèðóðãè÷åñêîé ñòîìàòîëîãèè

ÑÐÑ

Íà òåìó: Èçìåíåíèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà ïðè èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ Ñêàðëàòèíà, Êîðü, Äèôòåðèÿ, áîëåçíü Ôèëàòîâà-Ïôåéôôåðà

Àëìàòû 2016ã.

Íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå âûÿâëÿþòñÿ òå èëè èíûå èçìåíåíèÿ ïðè ðàçëè÷íûõ îñòðûõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ èíòîêñèêàöèåé è ïîâûøåíèåì òåìïåðàòóðû òåëà. Áîëüíûå äåòè îòêàçûâàþòñÿ îò åäû, íàðóøàåòñÿ ñàìîî÷èùåíèå ïîëîñòè ðòà, ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ñòàíîâèòñÿ ñóõîé, ïîÿâëÿþòñÿ íàëåòû, îñîáåííî íà ÿçûêå, çà ñ÷åò ñêîïëåíèÿ ñëóùåííîãî ýïèòåëèÿ, ëåéêîöèòîâ, ñëèçè, îñòàòêîâ ïèùè è áîëüøîãî êîëè÷åñòâà áàêòåðèé. Ïîíèæåíèå ñîïðîòèâëÿåìîñòè îðãàíèçìà ñïîñîáñòâóåò ïîâûøåíèþ âèðóëåíòíîñòè ìèêðîôëîðû ïîëîñòè ðòà, ðÿä ñàïðîôèòîâ ïðèîáðåòàåò ñâîéñòâà ïàòîãåííûõ ìèêðîáîâ. Ïîýòîìó ñîñòîÿíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ðòà ìîæåò áûòü ñõîäíûì ïðè ðàçíûõ çàáîëåâàíèÿõ: ãðèïïå, àíãèíå, äèçåíòåðèè, ìàëÿðèè, òèôå è äð., à òàêæå è ïðè øèðîêî ðàñïðîñòðàíåííûõ â äåòñêîì âîçðàñòå òàê íàçûâàåìûõ îñòðûõ ðåñïèðàòîðíûõ èíôåêöèÿõ. ×àùå íàáëþäàåòñÿ êàòàðàëüíîå âîñïàëåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ðòà, ïðè êîòîðîì èìåþòñÿ ðàçëèòàÿ ãèïåðåìèÿ è îòå÷íîñòü ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, äåñíåâîé êðàé âàëèêîîáðàçíî ïðèïîäíÿò, çàêðûâàåò ÷àñòü êîðîíîê çóáîâ. Íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ùåê è ïî êðàÿì èìåþòñÿ îòïå÷àòêè çóáîâ. Èíîãäà â îáëàñòè ïåðåõîäíûõ ñêëàäîê âèäåí áåëîâàòî-ñåðûé ëåãêî ñíèìàþùèéñÿ íàëåò, ýïèòåëèé ïîä íèì íå ïîâðåæäåí. Êàòàðàëüíîå âîñïàëåíèå ïðè óñïåøíîì ëå÷åíèè îñíîâíîãî çàáîëåâàíèÿ è ïðàâèëüíîì óõîäå çà ïîëîñòüþ ðòà áûñòðî çàêàí÷èâàåòñÿ ïîëíûì âûçäîðîâëåíèåì. Çíà÷èòåëüíî ðåæå ïðè îñòðûõ èíôåêöèÿõ íàáëþäàþòñÿ ýðîçèè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ðòà è ÿçâåííî-íåêðîòè÷åñêèå ïîðàæåíèÿ. Ïðè íåêîòîðûõ îñòðûõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ âîçíèêàþò èçìåíåíèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ðòà, õàðàêòåðíûå â îñíîâíîì äëÿ äàííîãî çàáîëåâàíèÿ, êîòîðûå ìîãóò ñëóæèòü âàæíûì äèàãíîñòè÷åñêèì ïðèçíàêîì, òàê êàê ïîÿâëÿþòñÿ ðàíüøå, ÷åì âûñûïàíèÿ íà êîæå.

Ñêàðëàòèíà — îñòðîå èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå, õàðàêòåðèçóþùèåñÿ ñèìïòîìàìè îáùåé èíòîêñèêàöèè, àíãèíîé è âûñûïàíèÿìè íà êîæå. Âîçáóäèòåëåì ñêàðëàòèíû ÿâëÿåòñÿ â- ãåìîëèòè÷åñêèé ñòðåïòîêîêê ãðóïïû À ñ áîëüøèì ÷èñëîì 17 ñåðîëîãè÷åñêèõ òèïîâ. Áîëåþò ïðåèìóùåñòâåííî äåòè äîøêîëüíîãî è ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà. Îñíîâíûì èñòî÷íèêîì èíôåêöèè ÿâëÿåòñÿ áîëüíîé ñêàðëàòèíîé, êîòîðûé çàðàçåí ñ ìîìåíòà çàáîëåâàíèÿ. Èíôåêöèÿ ïåðåäàåòñÿ âîçäóøíî-êàïåëüíûì ïóòåì, âîçìîæíà ïåðåäà÷à èíôåêöèè ÷åðåç ïðåäìåòû îáèõîäà, èãðóøêè, îäåæäó áîëüíîãî.

Ïîñëå ïåðåíåñåííîãî çàáîëåâàíèÿ âûðàáàòûâàåòñÿ ñòîéêèé àíòèòîêñè÷åñêèé èììóíèòåò.

Êëèíèêà èíêóáàöèîííûé ïåðèîä ÷àùå äëèòüñÿ 2-7 äíåé. Çàáîëåâàíèå íà÷èíàåòñÿ îñòðî. Âíåçàïíî ïîâûøàåòñÿ òåìïåðàòóðà òåëà, ïîÿâëÿþòñÿ ðâîòà è áîëü â ãîðëå. ×åðåç íåñêîëüêî ÷àñîâ ïîÿâëÿåòñÿ ñûïü, ðàñïðîñòðàíÿþùàÿñÿ íà ëèöî, òåëî, òóëîâèùå, êîíå÷íîñòè. Äëÿ ñêàðëàòèíû õàðàêòåðíà òî÷å÷íàÿ ñûïü íà ãèïåðåìèðîâàííîì ôîíå êîæè. Íà ëèöå ñûïü îñîáåííî ãóñòî ðàñïîëàãàåòñÿ íà ùåêàõ, êîòîðûå ñòàíîâÿòñÿ ÿðêî-êðàñíûìè, îñîáåííî îòòåíÿÿ áëåäíûé, íå ïîêðûòûé ñûïüþ, íîñîãóáíîé òðåóãîëüíèê. Ñûïü îáû÷íî äåðæèòñÿ 3-7 äíåé, èñ÷åçàÿ, îíà íå îñòàâëÿåò ïèãìåíòàöèè.

 ïîëîñòè ðòà: ïîñòîÿííûì ñèìïòîìîì ñêàðëàòèíû ÿâëÿåòñÿ àíãèíà, äëÿ íåå òèïè÷íà ÿðêàÿ ãèïåðåìèÿ ðîòîãëîòêè (ìèíäàëèí, ÿçû÷êà, äóæåê) — «ïûëàþùèé çåâ» ñ ìåëêîòî÷å÷íîé ñûïüþ â öåíòðå ìÿãêîãî íåáà, ïðè÷åì ãèïåðåìèÿ ÷åòêî îãðàíè÷åíà è íå ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó òâåðäîãî íåáà. Äëÿ ñêàðëàòèíû õàðàêòåðíà ñóõîñòü ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà, åå ãèïåðåìèÿ. Ñîîòâåòñòâåííî ñòåïåíè ïîðàæåíèÿ çåâà âîâëåêàþòñÿ â ïðîöåññ è ðåãèîíàðíûå ëèìôàòè÷åñêèå óçëû.  îáëàñòè ìÿãêîãî íåáà ïîÿâëÿþòñÿ ÿðêî-êðàñíûå ïåòåõèè äèàìåòðîì 1-2ìì. Õàðàêòåðíû èçìåíåíèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ÿçûêà.  íà÷àëå áîëåçíè ÿçûê îáëîæåí ñåðî-æåëòûì íàëåòîì. Íà 3-é äåíü íà÷èíàåò î÷èùàòüñÿ ñ êðàåâ è êîí÷èêà, ÷òî ñîïðîâîæäàåòñÿ ñèëüíîé äåñêâàìàöèåé ýïèòåëèÿ. ßçûê ñòàíîâèòñÿ ÿðêî-êðàñíûì, ñóõèì è áëåñòÿùèì. Íàðÿäó ñ èñ÷åçíîâåíèåì íèòåâèäíûõ ñîñî÷êîâ îòìå÷àåòñÿ ãèïåðïëàçèÿ ãðèáîâèäíûõ ñîñî÷êîâ, êîòîðûå íàïîìèíàþò çåðíà ìàëèíû. «Ìàëèíîâûé ÿçûê» öåííûé äèàãíîñòè÷åñêèé ïðèçíàê ñêàðëàòèíû. Äåñêâàìàòèâíûé ãëîññèò äåðæèòñÿ íà ïðîòÿæåíèè 2 íåäåëü. Íåñïåöèôè÷åñêèì ñèìïòîìîì ÿâëÿåòñÿ êàòàðàëüíûé ãèíãèâèò. Îí óñèëèâàåòñÿ â ïåðèîä âûðàæåííîé äåñêâàìàöèè ýïèòåëèÿ ÿçûêà è «øåëóøåíèÿ» ýïèäåðìèñà êîæè.

Îòìå÷àþòñÿ õàðàêòåðíûå èçìåíåíèÿ ãóá: îíè óïëîòíÿþòñÿ, ïðèíèìàþò ÿðêóþ ïóíöîâóþ, ìàëèíîâóþ èëè âèøíåâóþ îêðàñêó.

ÊîðüÎñòðîå èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ ïîâûøåíèåì òåìïåðàòóðû òåëà, íàëè÷èåì èíòîêñèêàöèè, êàòàðà âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé, ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê ãëàç, à òàêæå âûñûïàíèé ïÿòíèñòî-ïàïóëåçíîé ñûïè.

Âîçáóäèòåëü êîðè — ÐÍÊ-ñîäåðæàùèé âèðóñ, îòíîñÿùèéñÿ ê ñåìåéñòâó ïàðàìèêñîâèðóñîâ. Èñòî÷íèêîì èíôåêöèè ÿâëÿåòñÿ òîëüêî áîëüíîé ÷åëîâåê. Áîëåþò ïðåèìóùåñòâåííî äåòè äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ïîñëå ïåðåíåñåííîãî çàáîëåâàíèÿ ôîðìèðóåòñÿ ñòîéêèé èììóíèòåò. Íàèáîëåå çàðàçåí áîëüíîé â êàòàðàëüíûé ïåðèîä è â ïåðâûé äåíü ïîÿâëåíèÿ ñûïè. Ïåðåäà÷à èíôåêöèè ïðîèñõîäèò âîçäóøíî-êàïåëüíûì ïóòåì ïðè êàøëå è ÷èõàíèè, ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà çíà÷èòåëüíûå ðàññòîÿíèÿ.

Ïàòîãåíåç. Âõîäíûìè âîðîòàìè äëÿ âèðóñà êîðè ÿâëÿþòñÿ ñëèçèñòûå îáîëî÷êè âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé è êîíúþêòèâû. Ïåðâè÷íàÿ ðåïðîäóêöèÿ ïðîèñõîäèò â ïîäñëèçèñòîì ñëîå è ðåãèîíàðíûõ ëèìôàòè÷åñêèõ óçëàõ, à ïî äîñòèæåíèè âèðóñîì ïîðîãîâîãî óðîâíÿ ðàçâèâàåòñÿ âèðóñåìèÿ ñ ìàêñèìàëüíîé êîíöåíòðàöèåé ê ïåðâîìó äíþ âûñûïàíèé. Âèðóñ êîðè îáëàäàåò òðîïèçìîì ê öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìå, äûõàòåëüíîé ñèñòåìå è ïèùåâàðèòåëüíîìó òðàêòó. Íàáëþäàåòñÿ âûðàæåííîå ñíèæåíèå îáùåãî è ìåñòíîãî èììóíèòåòà.

Êëèíèêà. Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä ñîñòàâëÿåò 8-12 äíåé.  òå÷åíèè áîëåçíè ðàçëè÷àþò ïåðèîäû: êàòàðàëüíûé, âûñûïàíèé è ïèãìåíòàöèè. Çàáîëåâàíèå íà÷èíàåòñÿ ñ ïîäúåìà òåìïåðàòóðû òåëà äî 38,50 — 390 Ñ, ñóõîãî, ëàþùåãî êàøëÿ, ðèíèòà, êîíúþíêòèâèòà. Îòìå÷àåòñÿ ñâåòîáîÿçíü, ãèïåðåìèÿ è îòå÷íîñòü âåê, ñêëåðèò. Îáùåå ñîñòîÿíèå çíà÷èòåëüíî íàðóøàåòñÿ. Ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ïîëîñòè ðòà ãèïåðåìèðîâàíà, òóñêëàÿ, ðûõëàÿ, øåðîõîâàòàÿ. Çà 1-3 äíÿ äî êîæíûõ âûñûïàíèé ïîÿâëÿåòñÿ ïàòîãîìîíè÷íûé ïðèçíàê: êîðåâàÿ ýíàíòåìà — ìåëêèå ðîçîâàòî-êðàñíûå ïÿòíà íà ìÿãêîì è òâåðäîì íåáå. Çàòåì íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ùåê ó æåâàòåëüíûõ çóáîâ ïîÿâëÿþòñÿ âîçâûøàþùèåñÿ íàä ïîâåðõíîñòüþ ýïèòåëèÿ ñåðîâàòî- áåëîâàòûå òî÷êè («áðûçãè èçâåñòè») íå áîëåå áóëàâî÷íîé ãîëîâêè, òàê íàçûâàåìûå ïÿòíà Áåëüñêîãî-Ôèëàòîâà-Êîïëèêà. Ýòè ýëåìåíòû íå ñíèìàþòñÿ è íå ñëèâàþòñÿ, äåðæàòñÿ 2-3 äíÿ è ñ ïîÿâëåíèåì ñûïè íà êîæå èñ÷åçàþò. Íà 4-5 äåíü áîëåçíè ïîÿâëÿåòñÿ ðîçîâàòàÿ ïÿòíèñòî- ïàïóëåçíàÿ ñûïü íà ëèöå, çà óøàìè è íà øåå, íà 6 äåíü îíà ïîëíîñòüþ ïîêðûâàåò âåðõíþþ ÷àñòü òåëà è çàòåì ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà ðóêè è íîãè. Êîðåâàÿ ýêçàíòåìà èìååò òåíäåíöèþ ê ñëèÿíèþ, ðàâíîìåðíî ïîêðûâàåò ñãèáàòåëüíûå è ðàçãèáàòåëüíûå ïîâåðõíîñòè êîíå÷íîñòåé, 8 ðàñïîëàãàåòñÿ íà íåèçìåíåííîì ôîíå êîæè, èíîãäà ïðèíèìàåò ãåìîððàãè÷åñêèé õàðàêòåð. Ïèãìåíòàöèÿ ñûïè íà÷èíàåòñÿ ñ 7-8 äíÿ çàáîëåâàíèÿ, ïèãìåíòèðîâàííûå ïÿòíà äåðæàòñÿ 1 — 1,5 íåäåëè; â ýòîò ïåðèîä ìîæåò íàáëþäàòüñÿ ìåëêîå îòðóáåâèäíîå øåëóøåíèå êîæè.

Ïðè êîðè ðåçêî ñíèæàåòñÿ ñîïðîòèâëÿåìîñòü ê äðóãèì èíôåêöèÿì. Âîçìîæíî ðàçâèòèå îñëîæíåíèé â ëþáîì ïåðèîäå çàáîëåâàíèÿ, êîòîðûå ñâÿçàíû ñ ïðèñîåäèíåíèåì âòîðè÷íîé èíôåêöèè. Íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþòñÿ îòèòû, ñòîìàòèòû (ÎÃÑ, ÕÐÃÑ, îïîÿñûâàþùèé ãåðïåñ ó äåòåé ñòàðøå 7 — 10 ëåò), ëàðèíãèòû, òðàõåîáðîíõèòû, ïíåâìîíèè, ðåæå — êîëèòû è ýíòåðîêîëèòû. èíôåêöèîííûé ñêàðëàòèíà êîðü

Äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà â ïðîäðîìàëüíîì ïåðèîäå ïðîâîäèòñÿ ñ ÎÐÂÈ, ãðèïïîì, èíôåêöèîííûì ìîíîíóêëåîçîì, â ïåðèîä âûñûïàíèé — ñ êðàñíóõîé, îñòðûì ãåðïåòè÷åñêèì ñòîìàòèòîì, ñêàðëàòèíîé, êàíäèäîçîì, àëëåðãè÷åñêîé ñûïüþ, ñèíäðîìàìè Ëàéåëëà è Ñòèâåíñà-Äæîíñîíà.

Ëå÷åíèå. Îñíîâíîå âíèìàíèå â êîìïëåêñå ëå÷åáíûõ ìåðîïðèÿòèé äîëæíî áûòü íàïðàâëåíî íà ñîáëþäåíèå ñàíýïèäðåæèìà. Áîëüíîãî ðåáåíêà íåîáõîäèìî ñâîåâðåìåííî èçîëèðîâàòü ñ öåëüþ îãðàíè÷åíèÿ ðàñïðîñòðàíåíèÿ èíôåêöèè. Íåîáõîäèì ïîñòåëüíûé ðåæèì â çàòåìíåííîé êîìíàòå â òå÷åíèå 8-10 äíåé îò íà÷àëà áîëåçíè. Íàçíà÷àåòñÿ ìîëî÷íî- ðàñòèòåëüíàÿ ùàäÿùàÿ äèåòà, îáèëüíîå ïèòüå. Îáùåå ñèìïòîìàòè÷åñêîå ëå÷åíèå ïðîâîäèò èíôåêöèîíèñò.

Читайте также:  Прививка от кори для работников образования

Ðîëü âðà÷à-ñòîìàòîëîãà çàêëþ÷àåòñÿ â äèàãíîñòèêå çàáîëåâàíèÿ â ïðîäðîìàëüíûé ïåðèîä ïî ïàòîãíîìîíè÷íûì ïðèçíàêàì. Ïðè ìåñòíîì ëå÷åíèè ñëåäóåò îñîáîå âíèìàíèå îáðàòèòü íà òùàòåëüíóþ ãèãèåíó ïîëîñòè ðòà, ïðîâåäåíèå ïîëîñêàíèé ïîëîñòè ðòà àíòèñåïòèêàìè. Ïðè âîçíèêíîâåíèè îñòðûõ ñòîìàòèòîâ (âèðóñíûõ, êàíäèäîçíûõ) ïðîâîäèòñÿ ýòèîëîãè÷åñêàÿ è ïàòîãåíåòè÷åñêàÿ òåðàïèÿ (ïðèìåíåíèå îáåçáîëèâàþùèõ ñðåäñòâ, àïïëèêàöèÿ íà ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó ïîëîñòè ðòà ïðîòèâîâèðóñíûõ èëè àíòèìèêîòè÷åñêèõ ìàçåé, à çàòåì ñðåäñòâ, ñïîñîáñòâóþùèõ ýïèòåëèçàöèè).

Äèôòåðèÿ — ÿâëÿåòñÿ îñòðûì èíôåêöèîííûì çàáîëåâàíèåì, êîòîðîå âûçûâàåòñÿ 18 ñïåöèôè÷åñêèì âîçáóäèòåëåì — ïàëî÷êîé Ëåôôëåðà. Çàáîëåâàíèå ñîïðîâîæäàåòñÿ âûñîêîé ëèõîðàäêîé è òîêñåìèåé âñëåäñòâèå âñàñûâàíèÿ òîêñèíà, îáðàçóåìîãî âîçáóäèòåëåì.

Îñíîâíîé ïóòü ïåðåäà÷è èíôåêöèè âîçäóøíî-êàïåëüíûé. ×àùå áîëåþò äåòè îò 1ãîäà äî 5 ëåò.

Ïàòîãåíåç Äèôòåðèÿ — êëàññè÷åñêàÿ òîêñèêî-èíôåêöèÿ. Âûäåëÿþò ëîêàëèçîâàííóþ è ðàñïðîñòðàíåííóþ (òîêñè÷åñêóþ) ôîðìû äèôòåðèè. Ïåðâè÷íî ïîðàæàþòñÿ íåáíûå ìèíäàëèíû, ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà çåâà è âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé. Ïðè ëîêàëèçîâàííîé ôîðìå (íàèáîëåå ÷àñòîé) ñèìïòîìû èíòîêñèêàöèè âûðàæåíû íåçíà÷èòåëüíî, òåìïåðàòóðà òåëà ïîâûøàåòñÿ äî 37,5-38ºÑ. Ôèáðèíîçíûå ïëåíêè íà ìèíäàëèíàõ ìîãóò áûòü â âèäå òî÷åê, îñòðîâêîâ èëè ñïëîøíûõ ïëåíîê. Îòìå÷àåòñÿ óìåðåííàÿ ïðèïóõëîñòü è íåçíà÷èòåëüíàÿ áîëåçíåííîñòü ðåãèîíàðíûõ ëèìôîóçëîâ. Ïðè òîêñè÷åñêîé ôîðìå äèôòåðèè (òåìïåðàòóðà äî 39-40ºÑ, âûðàæåííàÿ èíòîêñèêàöèÿ) ïðîöåññ ìîæåò ðàñïðîñòðàíÿòüñÿ è íà ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó ïîëîñòè ðòà. Ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà çåâà ðåçêî íàáóõàåò, ïðèîáðåòàåò ÿðêî-êðàñíûé öâåò. Íà ýòîì ôîíå âñëåäñòâèå íåêðîçà ýïèòåëèÿ îáðàçóþòñÿ ïëåíêè áåëîâàòî-ñåðîãî öâåòà, êîòîðûå ñî âðåìåíåì òåìíåþò. Ïîñëå îòòîðæåíèÿ ïëåíîê îñòàþòñÿ êðîâîòî÷àùèå ðåçêî- áîëåçíåííûå ÿçâû. Ïðè ëîêàëèçàöèè çàáîëåâàíèÿ íà äåñíàõ ïðîöåññ íà÷èíàåòñÿ ñ ìåæçóáíûõ ñîñî÷êîâ, à çàòåì ïåðåõîäèò íà âñþ äåñíó. Íåêðîç, êàê ïðàâèëî, íå ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà çíà÷èòåëüíóþ ãëóáèíó òêàíåé, íî øèðîêî ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ ïî ïîâåðõíîñòè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè. Ó äåòåé íàáëþäàåòñÿ îáèëüíîå ñëþíîîòäåëåíèå, íåïðèÿòíî-ïðèòîðíûé ñëàäêîâàòûé çàïàõ èçî ðòà, âûðàæåííûé ëèìôàäåíèò ïîä÷åëþñòíûõ è øåéíûõ ëèìôîóçëîâ. Îòåê êëåò÷àòêè — âàæíåéøèé ïðèçíàê òîêñè÷åñêîé ôîðìû. Õàðàêòåðåí âíåøíèé âèä áîëüíîãî: ðåçêàÿ áëåäíîñòü, îäóòëîâàòîå ëèöî, ïîëóîòêðûòûé ðîò, ãóáû ñóõèå ñ òðåùèíàìè, ãîëîñ íåâíÿòíûé, äûõàíèå õðèïÿùåå. Äèàãíîç ñòàâèòñÿ íà îñíîâàíèè êëèíè÷åñêèõ è ëàáîðàòîðíûõ äàííûõ.

Èíôåêöèîííûé ìîíîíóêëåîç (áîëåçíü Ôèëàòîâà-Ïôåéôôåðà) — Îñòðîå èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ ãåíåðàëèçîâàííûì èíôåêöèîííûì ïðîöåññîì ñ ïîðàæåíèåì îðãàíîâ ðåòèêóëîýíäîòåëèàëüíîé ñèñòåìû, êëèíè÷åñêè ïðîòåêàþùåå ñ àíãèíîé, ïîëèëèìôàäåíèòîì, ãåïàòîëèåíàëüíûì ñèíäðîìîì è íàëè÷èåì àòèïè÷íûõ ìîíîíóêëåàðîâ â êðîâè íà ôîíå îáùåé èíòîêñèêàöèè îðãàíèçìà.

Âîçáóäèòåëü çàáîëåâàíèÿ — ÄÍÊ-ñîäåðæàùèé âèðóñ Ýïøòåéí-Áàððà ( ñèíîíèì: âèðóñ ãåðïåñà ÷åëîâåêà 4-ãî òèïà, ÍÍV-4, Epstein-Barr virus, EBV), îòíîñèòñÿ ê ñåìåéñòâó ãåðïåòèôîðìíûõ âèðóñîâ. Îòëè÷àåòñÿ òåì, ÷òî âûçûâàåò íå öèòîëèç, à ðàçìíîæåíèå 10 ïîðàæåííûõ êëåòîê — Â-ëèìôîöèòîâ. Âèðóñ ñïîñîáåí ê äëèòåëüíîé ïåðñèñòåíöèè â íèõ, óñòîé÷èâ âî âíåøíåé ñðåäå.

Èñòî÷íèêîì èíôåêöèè ÿâëÿåòñÿ êàê áîëüíîé ÷åëîâåê, òàê è âèðóñîíîñèòåëü. Ìåõàíèçì ïåðåäà÷è — âîçäóøíî-êàïåëüíûé è êîíòàêòíûé. Èíôåêöèîííûì ìîíîíóêëåîçîì áîëåþò ëþäè ëþáîãî âîçðàñòà, íî ïðåèìóùåñòâåííî äåòè, ïîäðîñòêè è ìîëîäûå ëþäè äî 30 ëåò. Çàáîëåâàíèå ðåãèñòðèðóåòñÿ êðóãëûé ãîä, îäíàêî íàèáîëüøåå ÷èñëî ñëó÷àåâ áîëåçíè ïðèõîäèòñÿ íà âåñåííèå è îñåííèå ìåñÿöû. Ïîñëå ïåðåíåñåííîé èíôåêöèè âûðàáàòûâàåòñÿ ñòîéêèé èììóíèòåò.

Ïàòîãåíåç. Âõîäíûìè âîðîòàìè ÿâëÿåòñÿ ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ðîòîãëîòêè è âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé. Âèðóñ âûçûâàåò ïîðàæåíèå íåáíûõ è íîñîãëîòî÷íûõ ìèíäàëèí, â êîòîðûõ ïðîèñõîäèò ìàññèâíàÿ ðåïëèêàöèÿ âîçáóäèòåëÿ. Çàòåì ëèìôîãåííûì è ãåìàòîãåííûì ïóòåì âèðóñ ïðîíèêàåò â ëèìôàòè÷åñêèå óçëû, ïå÷åíü è ñåëåçåíêó, âûçûâàÿ ãèïåðïëàñòè÷åñêèå ïðîöåññû â ýòèõ îðãàíàõ. Âèðóñíûå ÷àñòèöû ñîäåðæàòñÿ è ïðîäóöèðóþòñÿ â Â-ëèìôîöèòàõ. Èíôåêöèîííî-àëëåðãè÷åñêèé êîìïîíåíò ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ ðåçêî âûðàæåííîãî îòåêà íîñîãëîòêè, ïîÿâëåíèþ ðàçëè÷íûõ âûñûïàíèé, âîëíîîáðàçíîìó òå÷åíèþ ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà. Ïîÿâëåíèþ àíãèíû ñîäåéñòâóåò áàêòåðèàëüíàÿ ôëîðà, àêòèâèçèðóþùàÿñÿ â ðåçóëüòàòå ïîâðåæäàþùåãî äåéñòâèÿ âèðóñà íà òêàíè.

Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà. Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä ñîñòàâëÿåò 11-24 äíÿ. Çàáîëåâàíèå íà÷èíàåòñÿ îñòðî ñ ïîâûøåíèÿ òåìïåðàòóðû òåëà äî 39-400Ñ, èíòîêñèêàöèè, ïîÿâëåíèÿ íàëåòà íà ìèíäàëèíàõ, çàòðóäíåíèÿ íîñîâîãî äûõàíèÿ, óâåëè÷åíèÿ øåéíûõ ëèìôàòè÷åñêèõ óçëîâ. Ê êîíöó ïåðâîé íåäåëè ïàëüïèðóþòñÿ óâåëè÷åííûå ïå÷åíü è ñåëåçåíêà. Èíîãäà ïîÿâëÿåòñÿ æåëòóøíîñòü ñêëåð è êîæè, à òàêæå âûñûïàíèÿ íà êîæå ðàçëè÷íîãî õàðàêòåðà.  ðÿäå ñëó÷àåâ çàáîëåâàíèå íà÷èíàåòñÿ ïîñòåïåííî.  òå÷åíèå 2-5 äíåé ðåáåíêà áåñïîêîèò ñóáôåáðèëüíàÿ òåìïåðàòóðà, íåáîëüøèå êàòàðàëüíûå ÿâëåíèÿ. Õàðàêòåðåí âíåøíèé âèä áîëüíîãî: ëèöî ïàñòîçíîå, èç-çà çàëîæåííîñòè íîñà â ñâÿçè ñ ãèïåðòðîôèåé íîñîãëîòî÷íîé ìèíäàëèíû äûõàíèå çàòðóäíåíî è ðåáåíîê äûøèò îòêðûòûì ðòîì, îòäåëÿåìîå èç íîñà îòñóòñòâóåò. Øåéíûå è îñîáåííî çàäíåøåéíûå ëèìôàòè÷åñêèå óçëû çàìåòíî óâåëè÷åíû è ìîãóò ñîçäàâàòü âïå÷àòëåíèå îòåêà øåè; îíè ïëîòíûå íàîùóïü, íå ñïàÿíû ìåæäó ñîáîé, ìàëîáîëåçíåííû. Êîæà íàä ëèìôàòè÷åñêèìè óçëàìè íå èçìåíåíà. Ïîëèàäåíèÿ — âàæíûé ñèìïòîì èíôåêöèîííîãî ìîíîíóêëåîçà.

Ïðè îñìîòðå çåâà ìèíäàëèíû ãèïåðòðîôèðîâàíû, îòå÷íû, ñîïðèêàñàþòñÿ ìåæäó ñîáîé. ×àñòî íà íåáíûõ è íîñîãëîòî÷íûõ ìèíäàëèíàõ ïîÿâëÿåòñÿ êðîøêîâàòûé æåëòî-ñåðûé íàëåò, èíîãäà â âèäå ñïëîøíîé ïëåíêè, íå âûõîäÿùåé çà èõ ïðåäåëû, êîòîðûé ëåãêî ñíèìàåòñÿ, ïîñëå ñíÿòèÿ êðîâîòî÷èâîñòè íå îòìå÷àåòñÿ. Íàëåò íà ìèíäàëèíàõ ìîæåò ïîÿâëÿòüñÿ â ïåðâûå äíè áîëåçíè èëè ñïóñòÿ 3-4 äíÿ. Ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ïîëîñòè ðòà ãèïåðåìèðîâàíà, îòå÷íà, íà ïîâåðõíîñòè ÑÎÏÐ èìåþòñÿ ýðîçèè, àôòû, ãåìîððàãèè. ßçûê îáëîæåí.

 êðîâè íàáëþäàåòñÿ ëåéêî-, ëèìôî- è ìîíîöèòîç, ïîâûøåíèå ÑÎÝ. Ñàìûì õàðàêòåðíûì ïðèçíàêîì èíôåêöèîííîãî ìîíîíóêëåîçà ñî ñòîðîíû êðîâè ÿâëÿåòñÿ íàëè÷èå àòèïè÷íûõ ìîíîíóêëåàðîâ.

Äèôôåðåíöèàëüíóþ äèàãíîñòèêó ñëåäóåò ïðîâîäèòü ñ ÎÐÂÈ, àíãèíîé, äèôòåðèåé çåâà, êîðüþ, êðàñíóõîé, ýïèäåìè÷åñêèì ïàðîòèòîì, ëèìôàäåíèòîì, ëèìôîãðàíóëåìàòîçîì, ÂÈ×-èíôåêöèåé, ëåéêîçîì.

Ëå÷åíèå. Îáùåå ëå÷åíèå ïðîâîäèò èíôåêöèîíèñò. Áîëüíîãî ðåáåíêà íåîáõîäèìî èçîëèðîâàòü ñ öåëüþ îãðàíè÷åíèÿ ðàñïðîñòðàíåíèÿ èíôåêöèè. Ñèìïòîìàòè÷åñêàÿ òåðàïèÿ çàêëþ÷àåòñÿ â íàçíà÷åíèè æàðîïîíèæàþùèõ ñðåäñòâ. Ðîëü âðà÷à-ñòîìàòîëîãà â ëå÷åíèè èíôåêöèîííîãî ìîíîíóêëåîçà çàêëþ÷àåòñÿ â äèàãíîñòèêå çàáîëåâàíèÿ íà ðàííèõ ñòàäèÿõ ïîëèàäåíèè. Ìåñòíàÿ òåðàïèÿ äîëæíà âêëþ÷àòü òùàòåëüíóþ ãèãèåíó ïîëîñòè ðòà, ïðèìåíåíèå îáåçáîëèâàþùèõ, àíòèñåïòè÷åñêèõ, ïðîòèâîâèðóñíûõ ñðåäñòâ è ñðåäñòâ, ñïîñîáñòâóþùèõ ýïèòåëèçàöèè.

Ëèòåðàòóðà

1. Âèíîãðàäîâà Ò.Ô., Ìàêñèìîâà Î.Ï., Ìåëüíè÷åíêî Ý.Ì. Çàáîëåâàíèÿ ïåðèîäîíòà è ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà ó äåòåé. Ì.: Ìåäèöèíà, 1983.

2. Âèíîãðàäîâà Ò.Ô. Ïåäèàòðó î ñòîìàòîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ ó äåòåé. Ì.: Ìåäèöèíà, 1982.

3. Ãåðìàíåíêî È.Ã., Êóäèí À.Ï. Âèðóñ ïðîñòîãî ãåðïåñà è íîâûå ãåðïåñ-âèðóñû â ïàòîëîãèè ÷åëîâåêà. — Ìí., 2001. — 36 ñ.

4. Ìåëüíè÷åíêî Ý.Ì. è ñîàâò. Ãðèáêîâûå çàáîëåâàíèÿ îðãàíîâ ïîëîñòè ðòà è ÷åëþñòíî- ëèöåâîé îáëàñòè. Ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè. — Ìí., 1988.

5. Ìåëüíè÷åíêî Ý.Ì. è ñîàâò. Äèàãíîñòèêà è ëå÷åíèå ñòîìàòèòîâ ó äåòåé, áîëüíûõ îñòðûì ëèìôîáëàñòíûì ëåéêîçîì. Ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè. — Ìí., 1997.

6. Ìåëüíè÷åíêî Ý.Ì. Ìèõàéëîâñêàÿ Â.Ï. Ïîðàæåíèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà ïðè âèðóñíûõ çàáîëåâàíèÿõ ó äåòåé. Ó÷åáíî-ìåòîäè÷åñêàÿ ðàçðàáîòêà äëÿ ñòóäåíòîâ. — Ìèíñê, 1993.

7. Ìåëüíè÷åíêî Ý.Ì. Ìèõàéëîâñêàÿ Â.Ï. Ïðîÿâëåíèÿ â ïîëîñòè ðòà áàêòåðèàëüíûõ çàáîëåâàíèé ó äåòåé. Ó÷åáíî-ìåòîäè÷åñêàÿ ðàçðàáîòêà äëÿ ñòóäåíòîâ. — Ìí., 1996.

8. Ðûáàêîâ À.È., Áàí÷åíêî Ã.Â.. Çàáîëåâàíèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà. — Ì.:Ìåäèöèíà, 1978.

9. Òåðåõîâà Ò.Í. è ñîàâò. Ïðîÿâëåíèÿ ñîìàòè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé â ïîëîñòè ðòà äåòåé. Ðîëü âðà÷à — ñòîìàòîëîãà. Ó÷åáíî-ìåòîäè÷åñêîå ïîñîáèå. — Ìí., 2005.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник