Знаете знайте колете колите думаете думайте

Глагол

Употребление буквы Ь в глагольных формах

Буква ь пишется:

1) в неопределённой форме глагола: умывать — умываться (ср.: наст. вр. — умывается); беречь — беречься;

2) в окончании 2-го л. ед. ч. настоящего или будущего простого времени: купаешь — купаешься, возвратишь — возвратишься;

3) в повелительном наклонении после согласных: исправь — исправьте, спрячься — спрячьтесь (но: ляг — лягте);

4) в возвратной частице (суффиксе), стоящей после гласной: вернусь, вернитесь, вернулись.

    Примечание. У глаголов типа удаться различаются формы инфинитива и 3-го л. ед. ч. Ср.: это должно удаться — это ему удастся.

Правописание суффиксов глаголов

1. Суффиксы -ова-, -ева- пишутся в инфинитиве и в прошедшем времени, если в форме 1-го л. ед. ч. настоящего времени глаголы оканчиваются на -ую, -юю: беседовать, беседовал — беседую; танцевать, танцевал — танцую.

2. Суффиксы -ыва-, -ива- пишутся в инфинитиве и в прошедшем времени, если в форме 1-го л. ед. ч. настоящего времени глаголы оканчиваются на -ываю, -иваю: откладывать, откладывал — откладываю; развеивать, развеивал — развеиваю.

    Примечание. В глаголах застревать, затмевать, намереваться, продлевать пишется суффикс -ева-.

3. В переходных глаголах пишется суффикс -и-, в непереходных — -е-: обезлесить (лишить леса) — обезлесеть (лишиться леса); обезводить (лишить воды) — обезводеть (лишиться воды).

4. У глаголов в форме прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и в основе инфинитива: веял — веять; верил — верить; слышал — слышать.

О правописании личных окончаний глагола см. § 47.

251. Поставьте глаголы (в составе словосочетаний) в форму 2-го л. ед. ч. и 3-го л. мн. ч. Выделите личные окончания, определите спряжение глаголов.

    Слышать, стать, беседовать, слышаться, класть, видеть, хотеть, взвешивать, заливать, закрыть, отбыть, лечить, печь, бить, дуть, выдрать, ходить, беречь.

252. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Выполните морфологический разбор 5 глаголов (на выбор). Составьте несколько предложений с глаголами, укажите их синтаксическую роль в предложении.

    Держ…шь, запева…м, чита…т (они), зижд…тся (он), облаз…ть, черне…т (они), слыш…т (они), мож…шь, пиш…м, плач…шь, плач…м, заиндеве…т (он), стел…т (он), брызж…т (они), гре…т (он), гре…м.

253. Определите форму глаголов. Объясните, в чём различие в написании этих форм.

Образец: пиш-ете (2-е л. мн. ч.) — пиш-и-те (повел, накл., мн. ч.).

    Знаете — знайте, колете — колите, думаете — думайте, отодвинете — отодвиньте, отрежете — отрежьте, боретесь — боритесь, брызнете — брызните.

Знаете знайте колете колите думаете думайте254. Прочитайте воспоминания Корнея Чуковского о А. Чехове. Почему автор, рассказывая о Чехове, вначале использует формы изъявительного наклонения глагола, а в конце текста обращается к формам условного наклонения? Какое значение выражают эти глагольные формы?

    Натура жизнеутверждающая, динамическая, неистощимо активная, Чехов стремился не только описывать жизнь, но и переделывать, строить её.

    То хлопочет об устройстве в Москве первого Народного дома с читальней, библиотекой, аудиторией, театром.

    То добивается, чтобы тут же, в Москве, была выстроена клиника кожных болезней.

    То хлопочет об устройстве в Крыму первой биологической станции.

    То собирает книги для всех сахалинских школ и шлёт их туда партиями.

    То строит недалеко от Москвы одну за другой три школы для крестьянских детей, а заодно и колокольню, и пожарный сарай для крестьян. И позже, поселившись в Крыму, строит там четвёртую школу.

    Вообще всякое строительство увлекает его, так как оно, по его представлению, всегда увеличивает сумму человеческого счастья.

    «Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша! — сказал он как-то А. М. Горькому. — Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-нибудь в этом роде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно».

Читайте также:  Как быстро развивается колит

1. Выпишите из текста глаголы, заполняя соответствующие графы таблицы.

Глагол

2. Найдите в тексте парцелляцию — намеренное расчленение предложения на несколько частей. Как выдумаете, с какой целью использует К.И. Чуковский эту синтаксическую конструкцию?

3. Выпишите предложение с количественным числительным. Каким членом предложения оно будет в предложении? Выделите грамматическую основу, графически объясните знаки препинания. А каким членом предложения будут порядковые числительные?

Знаете знайте колете колите думаете думайте 4. Что имел в виду А.П. Чехов, говоря А.М. Горькому: «Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-нибудь в этом роде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно»? Напишите сочинение-рассуждение: объясните утверждение писателя, выскажите свою точку зрения на эту проблему и приведите аргументы.

255. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания. Объясните, от чего зависит написание окончаний глаголов. Сформулируйте правила. Укажите синтаксическую роль глаголов в предложениях.

    1. Тогда я опять появлюсь пред тобой, и речь моя ум твой ветревож…т, и пусть я услышу ответ роковой, тогда ничего не помож…т. (Л.) 2. Солнце брызж…т, солнце гре…т. (С. Чёрн.) 3. Ты помн…шь ли: мягкие тени дожил…сь неслышно кругом… (Фоф.) 4. Еще не царству..т река, но синий лёд она уж топ…т; ещё не та…т облака, но снежный кубок солнцем доп…т. Через притворенную дверь ты сердце шелестом тревож…шь… Ещё не люб…шь ты, но верь: не полюбить уже не мож…шь… (Аннен.) 5. Я живу с твоей карточкой, с той, что хохоч…т, у которой суставы в запястьях хрустят, той, что пальцы лома…т и брос…ть не хоч…т, у которой гостят и гостят и грустят. (Паст.) 6. И не зна…шь ты, что зарёй в Кремле легче дыш…тся — чем на всей земле! (Цв.) 7. Ты прохладой меня не муч…й… (Ес.) 8. Не вер…т в мире многие любви и тем счастливы… (Л.) 9. Пускай поэта об виня…т насмешливый, безумный свет, никто ему не помета…т, он не услыш…т мой ответ. (Л.) 10. Что он ход…т за мной, всюду ищ…т меня и, встречаясь, глядит так лукаво всегда? (Кольц.) 11. Люди спят; мой друг, пойдём в тенистый сад. Люди спят; одни лишь звёзды к нам глядят. Да и те не вид…т нас среди ветвей и не слыш…т — слыш…т только соловей… (Фет.) 12. Средь шумного бала, случайно, в тревоге мирской суеты, тебя я увид…л, но тайна твои покрывала черты. (А.К. Т.)

Читайте также:  Неспецифический язвенный колит оперативное лечение

Окончание >>>

Источник

Reshak.ru – сборник решебников для учеников старших классов. Здесь можно найти решебники, ГДЗ, переводы текстов по школьной программе. Практически весь материал, собранный на сайте – сделанный для людей. Все решебники выполнены качественно, с приятной навигацией. Вы сможете скачать гдз, решебник английского, улучшить ваши школьные оценки, повысить знания, получить намного больше свободного времени.

Главная задача сайта: помогать школьникам в решении домашнего задания. Кроме того, весь материал гдз совершенствуется, добавляются новые сборники решений.

Информация

© adminreshak.ru

  • 10 – 11 классы
  • Русский язык
  • 13 баллов

Составьте предложения с кажным слово: Знаете, Знайте, Колете, Колите, думаете, думайте, отодвинете, отодвиньте, отрежете, отрежьте, боретесь, боритесь, брызнете, брызните

Зачем нужно знать спряжение глагола? Во-первых, это нужно для того, чтобы правильно писать личные окончания. Во вторых, образование причастий напрямую связано со спряжением исходного слова. В-третьих, чтобы хорошо сдать экзамен по русскому языку.

Определение спряжения глагола

Чтобы определить, например, какого спряжения глагол «колоть», нужно посмотреть, на что он оканчивается. Заканчивается на -оть. Теперь заглянем в таблицу.

Все на -ить (кроме исключений брить, стелить)

Все глаголы на -ать (кроме четырёх исключений в соседней графе)

Четыре глагола на -ать:

  • Гнать
  • Держать
  • Дышать
  • Слышать

Все на -еть (кроме исключений в соседней графе)

  • Смотреть
  • Видеть
  • Ненавидеть
  • Зависеть
  • Терпеть
  • Обидеть
  • Вертеть

Все на -уть, -оть, -ыть, -ять.

Значит, глагол «колоть» спряжение имеет первое.

Спрягаем

Спрягать – это измененять по лицам и числам глаголов в настоящем и будущем времени.

В единственном числе

Во множественном числе

3-е лицо (он, она, оно, они)

Теперь, когда мы знаем, что глагол «колоть» спряжение имеет первое, можем просклонять его:

  • 1-е лицо – я колю, мы колем.
  • 2-е лицо – ты колешь, вы колете.
  • 3-е лицо – он колет, они колют.

Упражнения

1. Перед вами предложения, в них нужно вставить буквы вместо точек, для этого вспомните, какое спряжение у глагола «колоть».

  • Дрова кол…т не топором, а колуном.
  • Что-то в боку у меня кол…т, надо отдохнуть.
  • Мы его обязательно раскол…м.
  • Чем вы лучину кол…те?
  • Сколько ты накол…шь сегодня дров?
  • Вадик решил, что он накол…т тату во всю спину.
  • Свитер ужасно кол…тся.
  • Шипы розы кол…тся, будь осторожна.
  • Мы закол..м тебе косы наверх, и будет красиво.
  • Ты прикол…шься над нами, но потом тебе никто не поверит.
  • Осторожней, а то ветки глаза выкол…т.
  • Все руки иголкой искол…шь, пока пришьёшь подворотничок.
  • Потом брошь прикол…м к вороту, и всё будет хорошо.

2. То же самое сделайте в тексте:

Хорошо в лесу весной, когда пробужда..тся в жизнь. Та..т снег. Все больше слыш. тся весёлые голоса птиц. На полянках появля. тся проталины, разраста. тся подснежники. На кочках вид. шь прошлогодние листочки.

Многое услыш. шь весной в лесу. На вершине ели распева. т дрозд. Тоненько посвистыва. т рябчик, на болоте воз. тся журавли.

Образование причастий

От глаголов образуется часть речи, обозначающая признак предмета по действию. Они называются причастиями. Образуются такие слова от основы глаголов при помощи суффиксов, некоторые из которых зависят от спряжения.

Образование действительных причастий настоящего времени:

  • от глаголов первого спряжения – -ущ (-ющ);
  • от глаголов второго спряжения – -ащ (-ящ).
  • от глаголов первого спряжения – -ем (-ом);
  • от глаголов второго спряжения – -им.
Читайте также:  Суп при язвенном колите кишечника рецепт

Прмеры образования причастий:

  • видеть – видящий, видимый;
  • сиять – сияющий.

Пример использования причастий: Вся видимая глазом панорама была засыпана сияющим светом.

Причастия, образованные от глагола «колоть»

Мы знаем, что глагол «колоть» спряжение имеет первое. Значит, суффиксы у причастий будут -ющ и -ем:

Но формы «колемый» не существует в русском языке.

Возможно образовать от глагола «колоть» другие формы причастий: коловший, колотый.

Такие формы причастий образуются от «колет», глагол какого спряжения – в этих случаях не имеет значения.

1. Есть такое задание среди экзаменационных, которые направлены на выявление уровня знаний выпускников орфограмм, связанных с окончаниями и суффиксами глаголов и слов, от них образованных. Ниже даны примеры, в которых использованы слова, в том числе и глагол «колоть», спряжение поможет сделать правильный выбор. Нужно вставить пропущенные буквы.

  • пил..шь доски во дворе;
  • дыш…шь через соломинку;
  • пиш…шь сочинение о лете;
  • успоко…шься до наступления экзамена ;
  • расчист…вший от мусора;
  • отведа…шь за обедом;
  • обвева…мый лёгким ветерком;
  • бре…шь бороду каждый день;
  • улавлива…мый локатором;
  • ненавид…шь скуку и серость;
  • слыш…мый откуда-то издалека;
  • продвига…шься в день по десять километров;
  • возвраща…тся из командировки;
  • огиба…мый по периметру;
  • освеща…мый средствами массовой информации;
  • планиру…мый целый год;
  • кол…щий предмет;
  • скандал…шь из-за пустяков;
  • запряч…шься надолго;
  • провоз…шься целый день;
  • прицел…шься в мишень;
  • освеща…т площадку;
  • движ…мый благими идеями;
  • откол…т от целого куска;
  • свищ…т на улице;
  • подбадрива…мый друзьями;
  • приоткрыв…мые за завесой тайны.
  • реша…мые очень просто;
  • гон…шься за преступниками;
  • муч…мый угрызениями совести;
  • реша…мые на месте;
  • спряч…шься от преследователей.

2. Во всех предложениях, данных ниже, есть слово «колоть», спряжение глагола мы уже определи. Нужно поставить этот глагол в нужной форме.

  • Вся жизнь моя завтра (расколоться) на две части: до поступления в институт и после.
  • Я знаю, что моё мнение (расколоть) всех собравшихся на два враждующих лагеря.
  • Мы (наколоть) наши экспонаты на булавки и разместим на выставке.
  • Камни от жара (расколоть), и можно будет закладывать взрывчатку.
  • Всё его жизнь завтра (расколоть) на две половины: до школы и школьную.
  • Громыхнул гром – сейчас молния (расколоть) небо пополам.

3. Дайте ответ на вопрос: “Как определить у «колет» спряжение глагола?”

Ответы

  • пилИшь доски во дворе;
  • дышИшь через соломинку;
  • пишЕшь сочинение о лете;
  • успокоИшься до наступления экзамена ;
  • расчистИвший от мусора;
  • отведаЕшь за обедом;
  • обвеваЕмый лёгким ветерком;
  • бреЕшь бороду каждый день;
  • улавливаЕмый локатором;
  • ненавидИшь скуку и серость;
  • слышИмый откуда-то издалека;
  • продвигаЕшься в день по десять километров;
  • возвращаЕтся из командировки;
  • огибаЕмый по периметру;
  • освещаЕмый средствами массовой информации;
  • планируЕмый целый год;
  • колЮщий предмет;
  • скандалИшь из-за пустяков;
  • запрячЕшься надолго;
  • провозИшься целый день;
  • прицелИшься в мишень;
  • освещаЕт площадку;
  • движИмый благими идеями;
  • отколОт от целого куска;
  • свищЕт на улице;
  • подбадриваЕмый друзьями;
  • приоткрывЕмые завесой тайны;
  • решаЕмые очень просто;
  • гонИшься за преступниками;
  • мучИмый угрызениями совести;
  • решаЕмые на месте;
  • спрячЕшься от преследователей.
  • Вся жизнь моя завтра РАСКОЛЕТСЯ на две части: до поступления в институт и после.
  • Я знаю, что моё мнение РАСКОЛЕТ всех собравшихся на два враждующих лагеря.
  • Мы НАКОЛЕМ наши экспонаты на булавки и разместим на выставке.
  • Камни от жара РАСКОЛЮТСЯ, и можно будет закладывать взрывчатку.
  • Громыхнул гром – сейчас молния РАСКОЛЕТ небо пополам.

У глагола «колет» окончание –ЕТ, значит, оно первого спряжения.

“>

No related posts.

No related posts.

Источник