Автор об оспе и кори
В Википедии есть статьи о других людях с куньей Абу Бакр , именем Мухаммад и нисбой Рази.
Абу́ Бакр Муха́ммад ибн Закария́ ар-Рази́ (около 865, Рей — около 925, там же) — персидский учёный-энциклопедист, врач, алхимик и философ. Многие сочинения Ар-Рази в дальнейшем были переведены на латинский язык и получили широкую известность и признание среди западноевропейских врачей и алхимиков. В Европе известен под латинизированными именами Разес (Rhazes) и Abubater.
Биография[править | править код]
Абу Бакр Мухаммад ибн Закария Ар-Рази родился в персидском городе Рее, близ Тегерана. В Персии он получил разностороннее образование и, в частности, изучал философию, метафизику, поэзию и алхимию. Ещё в молодости он начал заниматься опытами облагораживания металлов и поисками «эликсира». В 30-летнем возрасте Ар-Рази отправился в Багдад, где изучал медицину. Вскоре он прославился как весьма искусный врач; руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Ар-Рази был хорошо знаком с античной наукой, медициной и философией; он оставил труды по философии, этике, теологии, логике, медицине, астрономии, физике и алхимии — всего 184 сочинения, из которых до нас дошло 61; многие труды Ар-Рази были переведены на латинский язык в Европе в X—XIII вв.
Учение[править | править код]
Философия[править | править код]
В основе философской концепции Ар-Рази, близкой некоторым разновидностям гностицизма, лежит учение о пяти вечных началах: «творце», «душе», «материи», «времени», «пространстве»; посланный «творцом» «разум» внушает «душе», пленённой «материей», стремление к освобождению; путь к этому — изучение философии. Атомизм Ар-Рази близок атомизму Демокрита; Ар-Рази верил в абсолютное пространство, абсолютное время и признавал множественность миров. Все вещи, по его мнению, состоят из неделимых элементов (атомов) и пустого пространства между ними. Эти элементы вечны, неизменны и обладают определенными размерами. Свойства веществ, состоящих из четырех начал Аристотеля, определяются размерами составляющих их атомов и пустот между ними. Величина пустого пространства между атомами самих четырёх начал определяет их естественное движение. Так, вода и земля движутся вниз, в то время как огонь и воздух — вверх.
В этике Ар-Рази выступал против аскетизма, призывал к активной общественной жизни, считая образцом Сократа. Ар-Рази критиковал все существовавшие в его время религии: истина — едина, религий — множество, следовательно, все религии ложны. Источником истины, по мнению Ар-Рази, должны стать книги философов и учёных, а не Священное Писание. Антиклерикальные высказывания Ар-Рази вызвали яростную критику со стороны мусульманских мыслителей X—XI веков, в частности Аль-Фараби.
Алхимия и ятрохимия[править | править код]
Среди алхимических сочинений Ар-Рази наиболее известны «Книга тайн» и «Книга тайны тайн». Ар-Рази, очевидно, хорошо знал труды греческих философов и произведения александрийских алхимиков; он изучил и оригинальные сочинения арабских авторов VIII и IX вв.
Целью алхимии, по мнению Ар-Рази, является трансмутация металлов при помощи «эликсира», осуществляемая через операцию получения «основы» металла. Кроме того, алхимия должна заниматься получением драгоценных камней из «обычных» (кварца и стекла). Основными элементами (принципами), составляющими металлы, Ар-Рази, следуя Джабиру, считал Ртуть и Серу, однако он добавлял к ним ещё третий принцип — «Соль». Это представление о составе металлов получило в дальнейшем широкое распространение в европейской алхимической литературе.
В своих сочинениях Ар-Рази описал различные химические аппараты и приборы и химические операции. В «Книге тайн» он разбил весь материал алхимии на три основных раздела:
- Познание вещества
- Познание приборов
- Познание операций.
Ар-Рази впервые в истории химии предпринял попытку классифицировать все известные ему вещества. Он разделил их на три больших класса:
- землистые (минеральные) вещества,
- растительные вещества,
- животные вещества
Минеральные вещества Ар-Рази, в свою очередь, разделил на шесть групп[3]:
- «духи» (спирты, летучие вещества); к этой группе он относил ртуть, нашатырь, аурипигмент или реальгар, и серу;
- «тела» (то есть металлы), всего их семь: золото, серебро, медь, железо, олово, свинец, и «харасин» (вероятно, цинк);
- «камни», тринадцать видов: марказит, марганцовая руда, бурый железняк, галмей, ляпис-лазурь, малахит, бирюза, красный железняк, белый мышьяк, сернистый свинец и сернистая сурьма, слюда, гипс и стекло;
- купоросы, шесть видов: чёрный купорос, квасцы, белый купорос (вероятно, цинковый), зелёный купорос, жёлтый, красный (сульфат железа);
- «бораки», шесть видов: хлебная бура (вероятно, поташ), натрон (сода), бура ювелиров, «тинкар» (род мыла, применявшегося при пайке металлов), зараванская бура, арабская бура;
- «соли», одиннадцать видов: хорошая соль (поваренная), горькая (возможно, мирабилит или английская), каменная, белая, нефтяная, индийская, китайская соль, поташ, соль мочи, известь и соль золы.
Растительные вещества Ар-Рази не перечислял, упоминая лишь о том, что они редко употребляются. Из животных веществ он выделял десять: волосы, кости черепа, мозг, желчь, кровь, молоко, моча, яйца, раковины и рог.
Среди аппаратов и приборов, описанных в сочинениях Ар-Рази, фигурируют, в частности, кубки, колбы, тазы, стеклянные блюдца для кристаллизации, кувшины, кастрюли, горелки, нефтяные лампы, жаровни и печи (атанор), печи для плавки, напильники, шпатели, ковши, ножницы, молотки, щипцы, песчаные и водяные бани, фильтры из тканей и шерсти, алембики (перегонные кубы), воронки, ступки с пестиками, сита металлические, волосяные и шелковые и другие приборы и принадлежности.
Ар-Рази описал и различные химические операции, в частности плавление тел, декантацию, фильтрование, дигерирование (настаивание при повышенной температуре), дистилляцию, сублимацию, амальгамирование, растворение, коагуляцию (сгущение).
Медицина[править | править код]
Основные работы Ар-Рази по медицине — книга «Аль-хави» («Всеобъемлющая книга по медицине») и 10-томная «Медицинская книга, посвященная Мансуру» — своеобразные медицинские энциклопедии на арабском языке. Будучи переведёнными на латинский язык, они в течение нескольких столетий служили руководством для врачей. Ар-Рази также составил наставления по сооружению больниц и выбору места для них, написал труды о значении специализации врачей («Один врач не может лечить все болезни»), о медицинской помощи и самопомощи для неимущего населения («Медицина для тех, у кого нет врача») и др.
Ар-Рази одним из первых высказал предположение об инфекционной природе некоторых заболеваний. В труде «Об оспе и кори» он дал классическое описание этих болезней, особо отметив невосприимчивость к повторному заболеванию; применял оспопрививание для предотвращения заболевания. Ар-Рази ввёл в медицинскую практику составление истории болезни для каждого больного, использование гипсовой повязки для иммобилизации конечности при переломах. Одним из первых начал применять вату при перевязках и кетгут при сшивании ран; описал специальный инструмент для извлечения инородных тел из глотки.
Математика и астрономия[править | править код]
Ар-Рази был сторонником математического атомизма, учение о котором было изложено им в «Книге о времени и пространстве». Он написал также «Трактат о том, что факт несоизмеримости диагонали квадрата со стороной не относится к геометрии».
Известен также ряд трактатов Ар-Рази о сферической природе Земли, звёзд и космоса в целом.
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Фигуровский Н. А. Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX века. — М.: Наука, 1969. — 455 с.
- Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века. — М.: Наука, 1980. — 399 с.
- Рази / Бертельс А. Е., Петров Б. Д. // Проба — Ременсы. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 21).
- Разес // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Ссылки[править | править код]
- Всеобщая история химии
- Биографии химиков
Источник
Абу Бакр Мухаммад ар-Рази
Абу ар-Рази (Разес, IX-X века) — главный врач, основатель больницы и школы врачей в Багдаде, а еще известный алхимик.
Многие сочинения Ар-Рази переведены на латинский язык и получили широкую известность и признание среди западноевропейских врачей и алхимиков. В Европе известен под латинизированными именами Разес (Rhazes) и Abubater.
Абу Бакр Мухаммад ибн Закария Ар-Рази родился в персидском городе Рее, близ Тегерана. В Персии он получил разностороннее образование и, в частности, изучал философию, метафизику, поэзию и алхимию. Ещё в молодости он начал заниматься опытами облагораживания металлов. В 30-летнем возрасте Ар-Рази отправился в Багдад, где изучал медицину. Вскоре он прославился как весьма искусный врач; руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде.
Ар-Рази был хорошо знаком с античной наукой, медициной и философией; он оставил труды по философии, этике, теологии, логике, медицине, астрономии, физике и алхимии — всего 184 сочинения, из которых до нас дошло 61.
Предание о способе Ар-Рази выбирать место под больницу известно до сих пор: для постройки больницы он развешивал куски мяса в разных частях города, наблюдая, где оно не загнивает. Это место он считал наиболее здоровым и подходящим для больницы.
Ар-Рази (Разес) связывал теоретическое обучение с врачебной практикой. В работе «Об оспе и кори» дано описание их симптомов, течения болезней, их отличий, невосприимчивости к повторному заболеванию оспой, необходимости прививки здоровым содержимого оспенных пустул.
Среди мер по уходу за больным ребенком он указывал на уход за ртом, рекомендуя полоскание подкисленной водой, промывания глаз.
Достижения в химии
Разес классифицировал вещества на три группы: минеральные, растительные и животные. Минеральные вещества считал самыми распространенными, поэтому разделял их еще на 6 видов:
1) спирты (ртуть, нашатырь и другие). Спиртами (алкоголями) называл все вещества, которые улетучиваются без остатка.
2) тела (золото, серебро)
3) камни
4) купоросы
5) бура
6) соли
Достижения в медицине
Разес описал инструмент для извлечения инородных тел из глотки. Он одним из первых стал применять вату при перевязке, нитки кишок барана для зашивания ран брюшной полости. Он впервые в халифатах ввел записи о больных, положив начало истории болезни.
Известные труды Абу ар-Рази
«Медицинская книга» (10 томов)
«Один врач не может лечить все болезни» (о значении специализации врачей)
«Легкие болезни могут быть трудно излечимы»
«Для тех, у кого нет врача» (или «О медицине бедных»)
«Всеобъемлющая книга о медицине» (25 томов) — первый в арабской литературе энциклопедический свод по медицине, собранный и обобщенный его учениками после его смерти.
«Антидотария» — книга о приготовлении лекарств, прописи часто встречающихся сложных препаратов.
Цитаты великого ученого Абу ар-Рази можно посмотреть в НАРРАТИВЕ.
В эпоху Ар-Рази его книги были учебниками на медицинских факультетах университетов Европы.
Удачи вам и успехов. Ваша подписка и лайк — лучшая благодарность, это поможет чаще видеть наши статьи в ленте.
Подписывайтесь на Аптека.Ортопедия.Бизнес, чтобы не пропустить много интересного.
Похожие статьи:
Лекарствоведение в Древней Индии
Боги медицины и фармации Древнего Египта
Как лечили в древности: Индия
Как лечили в древности: Египет
Источник
Абу Бакр Мухаммед ибн Закария
Ар-Рази
865 г. – 925 г.
Иранский учёный-энциклопедист, врач,
алхимик и философ Абу Бакр Мухаммед ибн Закария
Ар-Рази (латинизированное имя Разес, Rhazes)
родился в персидском городе Рее, близ
Тегерана. В Персии, а также в городах,
расположенных на территории современных
Узбекистана и Таджикистана, он получил
разностороннее образование и, в частности,
изучал философию, метафизику, поэзию, магию
и алхимию. Еще в молодости он начал
заниматься опытами облагораживания
металлов и поисками «эликсира». В 30-летнем
возрасте он отправился в Багдад, где изучал
медицину. Вскоре он прославился как весьма
искусный врач; руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде.
Ар-Рази был хорошо знаком с античной наукой, медициной и философией;
он оставил труды по философии, этике, теологии, логике, медицине, астрономии, физике и
алхимии – всего, очевидно, 184 сочинения (до нас дошло 61);
многие труды Ар-Рази были переведены на латинский язык в Европе в
X – XIII вв.
В основе философской концепции
Ар-Рази, близкой некоторым разновидностям гностицизма, лежит учение о пяти вечных началах: «творце», «душе», «материи», «времени», «пространстве»; посланный «творцом» «разум» внушает «душе», пленённой «материей», стремление к освобождению; путь к этому – изучение философии. Атомизм
Ар-Рази близок атомизму Демокрита;
Ар-Рази верил в абсолютное пространство, абсолютное время и признавал множественность миров.
Все вещи, по его мнению, состоят из
неделимых элементов (атомов) и пустого
пространства между ними. Эти элементы вечны,
неизменны и обладают определенными
размерами. Свойства веществ, состоящих из
четырех начал Аристотеля,
определяются размерами составляющих их
атомов и пустот между ними. Величина
пустого пространства между атомами самих
четырех начал определяет их естественное
движение. Так, вода и земля движутся вниз, в
то время как огонь и воздух – вверх.
В этике
Ар-Рази выступал против аскетизма, призывал к активной общественной жизни, считая образцом Сократа.
Ар-Рази критиковал все существовавшие в его время религии. Истина, по
Ар-Рази – едина, религий – множество, следовательно, все религии ложны; надо читать не Священное писание, а книги философов и учёных. Антиклерикальные высказывания
Ар-Рази вызвали яростные нападки мусульманских мыслителей
X – XI вв., в частности Фараби.
Среди
алхимических сочинений Ар-Рази наиболее
известны «Книга тайн» и «Книга тайны тайн».
Ар-Рази, очевидно, хорошо знал труды
греческих философов и произведения
александрийских алхимиков; он изучил и
оригинальные сочинения арабских авторов VIII
и IX вв.
Целью алхимии, по мнению Ар-Рази,
является трансмутация металлов при помощи
«эликсира», осуществляемая через операцию
получения «основы» металла. Кроме того,
алхимия должна заниматься получением из «обычных»
камней (кварца и стекла) драгоценных камней.
Основными элементами (принципами),
составляющими металлы, Ар-Рази, следуя Джабиру,
считал ртуть и серу, однако он добавлял к
ним еще третий принцип – «соль». Это
представление о составе металлов получило
в дальнейшем широкое распространение в
европейской алхимической литературе.
В
своих сочинениях Ар-Рази описывает
различные химические аппараты и приборы и
химические операции. В «Книге тайн» он
делит весь материал алхимии на три раздела:
1) Познание вещества, 2) Познание приборов и 3)
Познание операций.
Ар-Рази впервые
в истории химии предпринял попытку
классифицировать все известные ему
вещества. Он разделяет их на три больших
класса: 1) землистые (минеральные), 2)
растительные и 3) животные. Минеральные
вещества он, в свою очередь, делит на шесть
групп: 1) «духи» (спирты, летучие вещества), к
этой группе он относит ртуть, нашатырь,
аурипигмент или реальгар, и серу; 2) «тела» (т.
е. металлы), всего их семь: золото, серебро,
медь, железо, олово, свинец, и «харасин» (вероятно,
цинк); 3) «камни», всего их тринадцать:
марказит, марганцовая руда, бурый железняк,
галмей, ляпис-лазурь, малахит, бирюза,
красный железняк, белый мышьяк, сернистый
свинец и сернистая сурьма, слюда, гипс и
стекло; 4) купоросы, их шесть видов: черный
купорос, квасцы, белый купорос (вероятно,
цинковый), зеленый купорос, желтый, красный (сульфат
железа); 5) «бораки», которых также шесть
видов; 6) «соли». Растительные вещества Ар-Рази
не перечисляет, упоминая лишь о том, что они
редко употребляются. Из животных веществ он
выделяет 10: волосы, кости черепа, мозг, желчь,
кровь, молоко, моча, яйца, раковины и рог.
Среди
аппаратов и приборов, описанных в
сочинениях Ар-Рази, фигурируют, в частности,
кубки, колбы, тазы, стеклянные блюдца для
кристаллизации, кувшины, кастрюли, горелки,
нефтяные лампы, жаровни и печи (атанор), печи
для плавки, напильники, шпатели, ковши,
ножницы, молотки, щипцы, песчаные и водяные
бани, фильтры из тканей и шерсти, алембики,
воронки, ступки с пестиками, сита
металлические, волосяные и шелковые и
другие приборы и принадлежности.
Ар-Рази
описал и различные химические операции, в
частности плавление тел, декантацию,
фильтрование, дигерирование (настаивание
при повышенной температуре), дистилляцию,
сублимацию, амальгамацию, растворение,
коагуляцию (сгущение).
Основные работы
Ар-Рази по медицине – книга «Аль-хави» («Всеобъемлющая книга по медицине») и 10-томная «Медицинская книга, посвященная Мансуру» – своеобразные медицинские энциклопедии на арабском языке; переведённые на латинский язык, они в течение столетий служили руководством для врачей. В труде «Об оспе и кори»
Ар-Рази дал классическое описание этих болезней, отметив невосприимчивость к повторному заболеванию; применял оспопрививание (вариоляцию). Считают, что
Ар-Рази впервые ввёл составление истории болезни для каждого больного. Первым описал инструмент для извлечения инородных тел из глотки, одним из первых начал применять вату при перевязках и кетгут при сшивании ран. Составил наставления по сооружению больниц и выбору места для них. Автор работ о значении специализации врачей («Один врач не может лечить все болезни»), о медицинской помощи и самопомощи для неимущего населения («Медицина для тех, у кого нет врача») и др.
Сочинения
Ар-Рази вскоре проникли в арабскую Испанию
и в дальнейшем были переведены на латинский
язык и особо почитались
западноевропейскими алхимиками.
Источники:
1. Большая советская энциклопедия. В 30 тт.
2. Фигуровский Н.А. Очерк общей истории химии.
От древнейших времен до начала XIX века. – М.:
Наука, 1969. 455 с.
Хронология событий и открытий в химии
До XIX века • 1801–1850
• 1851–1900 • 1901–1950
• 1951–2000
Источник
Рисунок 1. Абу Бакр Мухаммад ибн Закария ар-Рази. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Биография
Абу Бакр Мухаммад ибн Закария ар-Рази (лат. Разес) родился около 865 года в городе Рей неподалеку от Тегерана. В молодости он изучал, главным образом, философию. Затем увлекся алхимией. А в возрасте 30 лет он заинтересовался медициной и отправился в Багдад получать знания. Он осваивал азы дисциплины под руководством врача при дворе халифа Багдада, автора трактата «Рай знаний».
Со временем Ар-Рази прославился там как талантливый врач, основал собственную клинику, которой руководил долгие годы, а затем и школу врачей при ней, преимуществом которой была возможность совмещать теоретические лекции с практическими уроками.
Умер он в родном городе около 925 года.
Достижения в медицине
Считается, что Ар-Рази является автором таких нововведений в хирургии, как использование ваты для обработки ран и создание специального медицинского инструмента для извлечения инородных тел из гортани. Одним из первых он стал использовать при закрытии ран брюшной полости саморассасывающиеся нитки, сделанные из стенки кишки барана.
Также, великий врач ввел в практику прививание жидкостью из пузырьков больных легкой формой оспы. Процедура был небезопасна и в некоторых случаев вызывала осложнения вплоть до летального исхода, однако в условиях эпидемий она все же помогала снизить смертность от оспы.
Наконец, Ар-Рази ввёл в медицинскую практику составление истории болезни для каждого больного.
Труды Ар-Рази
Ар-рази был не только врачом, но и философом. Всего под его авторством было создано 184 сочинения, 61 из которых сохранилось. Лишь часть из них была посвящена медицине. Многие работы Ар-рази были переведены на латынь и широко распространились среди врачей Западной Европы.
Замечание 1
Ар-Рази создал самую первую арабскую медицинскую эницклопедию – «Всеобъемлющую книгу по медицине» («Kitab al-Hawi»). Труд состоял из 25 томов и обобщил знания и опыт в области патологии, хирургии, фармацевтики, гигиены, инфекционных болезней и пр. Надо заметить, что Ар-Рази в своей работе рассмотрел болезни с разных точек зрения. Он изложил взгляды персидских и арабских, греческих, сирийских и индийских ученых, а также описал свое видение различных заболеваний. В XIII веке трактат был переведен на латынь и получил широкое распространение в Европе и Малой Азии. В течение нескольких столетий он был основной книгой, собирающей в себе все последние достижения медицины, руководством для врачей и одним из самых востребованных учебников во множестве европейских университетов.
Уникальный труд «Об оспе и кори» представляет собой собственные наблюдения Ар-Рази за течением двух опаснейших инфекционных болезней и методами борьбы с ними. Оспа и корь были тогда одними из самых распространенных причин смерти. В трактате были отражены идеи заразности, невосприимчивости к повторному заболеванию, профилактики с помощью оспопрививания, описаны первые симптомы болезней и различия клинической картины, приведены рекомендации по лечению, диете и уходу за больным. В Европе работа получила распространение только в эпоху Возрождения, когда была впервые напечатана. После этого книга была выпущена на нескольких языках, в том числе на латыни.
Для тех, кто был лишен возможности обратиться к образованному врачу, Ар-Рази изложил понятные и доступные рекомендации по профилактике болезней и укреплению здоровья в книге под названием: «Для тех, у кого нет врача».
Стоит также отметить сочинение «Один врач не может лечить все болезни». Уже тогда Ар-Рази указывал на необходимость разделения врачебного труда между более узкими специалистами.
Кроме перечисленных, к его авторству относят множество мелких сочинений, посвященных анатомии и физиологии различных органов, а также их заболеваниям.
Легенды про Ар-Рази
Существует легенда, согласно которой Ар-Рази очень тщательно выбирал место для строительства своей клиники в Багдаде. Предполагая наличие связи между некоторыми болезнями и чистотой воздуха, мудрейший врач посчитал, что в наиболее безопасных местах гниение мяса происходит медленнее. По его указанию были вывешены куски мяса в разных частях города, и выбрано то место, где мясо начало гнить позже всего.
Замечание 2
Ходила также другая легенда о том, как Ар-Рази потерял зрение. Некоторые исследователи считают, что на зрение повлияли многочисленные химические опыты с едкими веществами. Однако согласно легенде, слепоту вызвал удар кнутом, которым наградил его халиф Хорасан Абу Салих Мансур ибн Исхак. Заинтересовавшись сочинениями Ар-Рази по алхимии, он обеспечил строительство дорогостоящей лаборатории для него. Но когда он увидел неудачные опыты ученого, разозлился и ударил последнего.
Ар-Рази был не только талантливым врачом, но и великим ученым, оставившим после себя огромное наследие.
Источник