Для чего ледокол колит лед

Этот вопрос можно часто всретить под новостями о закладке/спуске
на воду ледоколов, особенно атомных. Мол, никто не строит — а зачем мы вбухиваем на них миллиарды долларов?

1) Ледоколы нужны для обслуживания Северного морского пути. Дело
в том, что судоходство по Северном морскому пути является самым
коротким, дешевым и безопасным путем из Европы в Азию. Во льдах
не бывает ни волн, ни штормов — за всю историю потерпели крушение
всего 8 пароходов и не погибло одного человека (для сравнения:
ежегодно в мире идут ко дну порядка 700 судов). Кроме того, СМП
имеет колоссальное значение для логистики Крайнего Севера.

В 2010 году транзитные перевозки по СМП составили около 110 тыс.
тонн (проведено 4 судна).

В 2011 году транзитные перевозки по СМП составили более 820 тыс.
тонн (проведено 34 судна).

В 2012 году транзитные перевозки по СМП за летне-осеннюю
навигацию составили 1,26 млн тонн. (проведено 46 судов).В
этом же году состоялась первая в мире перевозка сжиженного
природного газа (СПГ) по СМП. Танкер-газовоз Ob River перевёз
134500 м3 газа
из Норвегии в Японию.

В 2013 году перевозка различных грузов по Северному морскому пути
составляла 2,8 млн тонн, из них генеральных грузов — 1,6 млн
тонн. Транзитные перевозки составляли 1,18 млн тонн.

В 2014 году произошло падение транзитных перевозок, но зато
резкое увеличение перевозки генеральных грузов. Генеральных
грузов по СМП перевезено 2,5 млн. тонн, что на 53,9% превышает
показатель 2013 года. Тоннаж же транзитных грузов сократился
в 4,3 раза до 274,3 тыс. тонн.

2) Арктика — лакомый кусок современной геополитики. Своими
запасами нефти и газа она привлекает «арктическую пятерку»
(Россию, США, Канаду, Данию, Норвегию) и Китай. По подсчетам
Управления энергетической информации США (EIA), на дне Северного
Ледовитого океана может содержаться до 412 млрд баррелей
нефтяного эквивалента — это почти четверть мировых запасов
углеводородов. При этом 78% из них — природный газ, большее
количество которого находится в российском секторе Арктики, а самые большие запасы нефти — на Аляске.

Запасы российских арктических шельфов равняются десяткам млрд
тонн нефти и кубометров газа. Уже сейчас заключены контракты на вывоз 18 млн тонн сжиженного газа, а в 2018 году начнется вывоз
газа по проекту «Ямал СПГ».

3) Жизненно важной задачей для страны также является
необходимость круглогодичного военного присутствия ВМФ РФ в полярных водах. Стратегическое значение арктического региона
для обеспечения обороноспособности страны определяется тем, что
именно через него проходят самые короткие воздушные маршруты из Северной Америки в Евразию и обратно. То есть гипотетический
обмен ракетными ударами между Россией и США должен состояться
через воздушное пространство Арктики и ближний космос над ней.
Соответственно, Арктика становится передовым рубежом
противоракетной и противовоздушной обороны. В последние годы
Северный флот ежегодно совершает арктические походы с привлечением атомных ледоколов. Так, в сентябре 2013 года
была проведена операция по восстановлению аэродрома «Темп» на острове Котельный. В операции участвовали ледоколы «50 лет
Победы», «Вайгач», «Таймыр», «Ямал» и ракетный крейсер «Петр
Великий».

Таким образом, ледоколы играют ключевую роль в обеспечении
обороны, логистики и экономической деятельности севера страны.
Ппрричем наибольшую ценность имеют именно атомные ледоколы,
которые благодяря наличию ядерного реактора имеют неограниченную
автономность и более года могут не заходить в порт, а также
огромную мощность, что позволяет проламывать льды толщиной до 3
метров.

И хотя Россия обладает крупнейшим в мире ледокольным флотом -34
эксплуатируемых ледокола, 4 в постройке и 9 в проектировании
(для сравнения — сСвместный флот Финляндии, Швеции и Дании
насчитывает 20 кораблей, а у Канады и США их 12 и 9
соответственно), эксплуатируются они крайне активно.

Так, в итоге навигации 2014 года выяснилось, что потребность в ледоколах-атомоходах составляла 40 рабочих месяцев, что близко к максимально допустимой нагрузке. План развития региона
подразумевает рост этого показателя в навигацию 2018 года до 45
рабочих месяцев, что сделало необходимым расконсервацию еще
одного судна типа «Арктика» — ледокола «Советский союз».

В настоящий же момент у России 4 действующих атомных
ледокола из которых два («Таймыр» и «Вайгач») были построены
еще при СССР в Финляндии. Из шести построенных ледоколов типа
«Арктика» на сегодняшний день два находятся в работе, два ждут
утилизации, а еще два ждут решения о своей участи.

Более того, к 2020 году из 4 действующих ледоколов у трех
(«Вайгач», «Ямал» и «Таймыр») закончится 30-летний срок службы,
который и так был продлен.

Поэтому одной из важнейших задач российского судостроения
является поддержание численности атомного ледокольного флота.

В настоящий момент в России строится три новых атомных ледокола
проекта ЛК-60Я (проект 22220). Этот корабль уникальный. Он имеет
балластные цистерны, которые, заполняясь, меняют осадку корабля с 8,5 м до 10,5 м в зависимости от того, что ему на данном этапе
важнее: мореходность и вес, либо способность передвигаться по мелководью. Одновременно с этим мощность корабля станет даже выше
чем у атомохода «Арктика». Она будет составлять 60 МВт при
водоизмещении 33 600/24 800 тонн.

Читайте также:  Хронический неспецифический язвенный колит реферат

В ноябре 2015 года был окончен монтаж реакторной установки
ледокола «Арктики», и корабль имеет все шансы попасть в строй к 2019 году, а «Сибирь» по плану вступит в строй в 2020 году. Между
тем, именно в 2018 году должен быть списан «Таймыр», а в 2020
второй корабль проекта — «Вайгач».

Третий корабль серии заменит один из старых ледоколов типа
«Арктика» (скорей всего «Советский Союз»). Тем не менее, расчеты
показывают, что для обеспечения планов по перевозкам грузов по СМП (15 млн тонн СПГ, 8-10 млн тонн нефти, до 8 млн тонн угля и
т.д.) потребуется постройка в первой половине 2020-х еще как
минимум двух кораблей данного типа.

Также обновляется флот дизель-электрических ледоколов. На смену
старым ледоколам типа «Ермак» и «Капитан Сорокин» идут ледоколы
проекта 21900 «Москва» (4 построено, 1 строится) и проекта 22600
(gредполагается серия из трех единиц). Таким образом, Россия к 2020-2022 году будет иметь обновленный линейный
дизель-электрический ледокольный флот из 8 кораблей отечественной
постройки.

Но ведь льды тают?

Изменение площади льда в арктике имеет разнонаправленную
тенденцию — она то увеличивается, то уменьшается.

В начале августа 2007 года, за месяц до конца сезона таяния, было
зарегистрировано самое большое сокращение арктического льда за всю историю наблюдений — более миллиона квадратных
километров. Был достигнут годовой минимум льда в размере 4,28 млн
квадратных километров.

С 2008 по 2011 год минимум морского льда в Арктике был выше, чем
в 2007 году, но он, тем не менее, не вернулся к уровню предыдущих
лет. В конце августа 2012 года, за 3 недели до конца сезона
таяния, был зафиксирован новый рекорд минимума льда.Минимум был
достигнут 16 сентября 2012 года и составил 3,41 млн
квадратных километров, или на 760 000 квадратных километров
меньше предыдущего минимума 18 сентября 2007 года. Однако в 2013 году темпы таяния льда существенно меньше чем в 2010-2012, в мае и июне 2013 площадь льда была близкой к норме,
после достижения минимума в 5 млн квадратных километров
(против 3,4 в 2012), вновь начала расти. Аналогично, в 2014
площадь льда была больше чем в 2008-12, составив 5,0 млн.
квадратных километров, что близко к норме 1979-2010 (около 6,0
млн квадратных километров).

Необходимо также учитывать, что ранее 1979, когда спутниковые
наблюдения не велись, также наблюдались очень малоледовитые
периоды, один из которых в 1920—1940 годы также вызвал дискуссии
о потеплении Арктики.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 ноября 2019;
проверки требуют 2 правки.

Ледоко́л — самоходное специализированное судно, предназначенное для различных видов ледокольных операций с целью поддержания навигации в замерзающих бассейнах. К ледокольным операциям относятся: проводка судов во льдах, преодоление ледовых перемычек, прокладка канала, буксировка, околка, выполнение спасательных работ.

Существует два способа преодоления ледяных препятствий: путём разрезания льда острым и подкреплённым форштевнем с последующей раздвижкой образовавшейся полыньи либо путём продавливания и раскрашивания льда весом судна. Это различие непосредственно подтверждается формой корпуса и находит своё отражение в исторически закреплённом разделении судов ледового плавания на ледоколы и ледорезы. Последний из этих терминов широко применялся во время интенсивного освоения Северного морского пути в начале XX века[1].

История ледоколов[править | править код]

Колёсный пароход «City Ice Boat No. 1» на реке Делавэр

В 1837 году в Филадельфии (США) был построен деревянный колёсный пароход «City Ice Boat No. 1», предназначенный для колки льда в гавани.

Первым в мире ледокольным судном современного типа стал российский буксирный пароход «Пайлот»[2], построенный в 1864 году. Он представлял собой портовый буксир с переделанной по типу поморской лодки носовой частью, позволявшей ломать лёд собственным весом.

Во время холодной зимы 1870/1871 годов власти Гамбурга купили чертежи «Пайлот» и построили ледокол «Айсбрехер-1» (нем. Eisbrecher I; буквально — «разрушитель льда»).

Позже появились и другие суда подобного типа. Речной «Саратовский ледокол» построен в 1896 году английской фирмой Армстронг по заказу Рязано-Уральской железной дороги для обеспечения действия переправы через Волгу у Саратова. Той же фирмой были построены для России ледоколы «Байкал» (1899) и «Ангара» (1900) для обеспечения работы железнодорожной переправы через Байкал.

Первым в мире арктическим ледоколом стал построенный на верфи Armstrong Whitworth «Ермак» (1898 год — эксплуатировался Балтийским флотом до 1964 года). В 1917 году в Англии был построен «Святогор» (с 1927 года носит имя «Красин» в честь советского полпреда в Лондоне Л. Б. Красина, добившегося его передачи СССР). В 1942 году в составе конвоя PQ-15 «Красин» прошёл из исландского порта Рейкьявик в Мурманск, эксплуатировался Северным морским пароходством и Мурманским морским пароходством.

Читайте также:  Можно ли есть киви при колите

Балтийский завод (Санкт-Петербург) построил с 1921 по 1941 год 8 ледоколов, в том числе «И. Сталин», «В. Молотов», в период 1956—1958 завод построил 10 речных ледоколов, с 1974 года завод построил серию атомных ледоколов типа Арктика.

Первым в мире ледоколом с атомной энергетической установкой стал ледокол «Ленин» построенный в 1959 году, в 1974 году были завершены ходовые испытания второго атомного ледокола — «Арктика», который стал головным в одноимённой серии крупнейших ледоколов мира.

В 1988 году был построен советский лихтеровоз «Севморпуть», в мире крупнейшее ледокольно-транспортное судно и одно из четырёх торговых судов с ядерной силовой установкой.

В ноябре 2013 года был заложен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и 16 июня 2016 года был спущен на воду новый самый большой и мощный двухреакторный ледокол в мире, который вновь получил имя «Арктика» и стал головным из новой серии атомных ледоколов ЛК-60Я.[3].

Конструкция ледоколов[править | править код]

Классическая форма корпуса арктического ледокола (Ледокол «Красин», вид с форштевня)

Корпус судна обычно делается бочкообразным, со специальным ледовым усилением в районе ватерлинии (ледовый пояс), «ледокольной» формой носовой и М-образной формой кормовой оконечности, а энергетическая установка — дизельная или атомная паротурбинная с электрической передачей.

Такая конструкция корпуса обеспечивает его повышенную прочность, способность противостоять воздействию льда: устойчивость к истиранию в районе ватерлинии а также возможным сжатиям в ледовых полях. Форма носа позволяет с ходу выползать на кромку льда, разламывая его своим весом. М-образная в плане форма кормы используется для обеспечения возможности буксировать другое судно «на усах», когда нос буксируемого судна размещается в углублении кормовой оконечности (и при этом буксируемое судно может «подталкивать» ледокол). Вместе с тем, классическая бочкообразная конструкция корпуса, хорошо работающая во льдах, придаёт ледоколу не самые лучшие мореходные качества: на волне в свободной воде его может довольно сильно и резко качать.

Применяемая на ледоколах дизель-электрическая (или атомная турбо-электрическая) установка сама по себе обеспечивает судну высокую манёвренность (на более старых ледоколах ставили паровые машины с непосредственной передачей) и возможность варьировать мощность. Современные отечественные ледоколы, включая и атомные, строятся с тремя гребными винтами. Это также направлено на повышение манёвренности и живучести пропульсивной установки судна. Кроме того, силовая установка должна обеспечивать судну повышенную автономность, потому что при работе во льдах дозаправка практически невозможна (ледоколы с паровыми машинами не могли пройти без дозаправки всю трассу Северного Морского пути)[4].

Применение ледоколов[править | править код]

Ледоколы применяются для самостоятельной доставки грузов в труднодоступные районы Арктики и Антарктики, эвакуации и доставки экспедиций на научные станции, а чаще всего для прокладки судоходного пути другим судам, следующим за ледоколом.

Ледоколы внесли значительный вклад в освоение Северного морского пути.

Наибольшим ледокольным флотом обладают Россия, США, Канада, Финляндия, Швеция.

Ранее[когда?] США имели 7 ледоколов, а в настоящее время[когда?] — 3, из которых только один тяжёлый. Россия имеет 40 ледоколов, а ещё 11 находятся в стадии планирования или строительства[5]. В настоящее время[когда?] у России есть четыре действующих атомных ледоколов — «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач». Ожидают утилизации[когда?] пять атомных ледокола — «Арктика», «Россия», «Советский Союз», «Сибирь» и «Россия»[6]. Также у России есть единственный в мире атомный лихтеровоз «Севморпуть».

Ледоколы в России сегодня[править | править код]

Ледокольный флот России включает мощные атомные ледоколы, а также дизельные ледоколы.

По данным на 2011 год, всего в России эксплуатировалось 5 атомных и 39 дизель-электрических ледоколов; один атомный ледокол «Советский Союз» находился в ремонте.

Из-за старения ледокольного флота и задержек построения новых ледоколов примерно к 2015 году в России могла возникнуть так называемая «ледовая пауза». 31 января 2007 года в России был достроен ледокол «50 лет Победы».

1 октября 2005 премьер-министр России Михаил Фрадков подписал распоряжение о передаче ледокола «50 лет Победы» в доверительное управление ОАО «Мурманское морское пароходство» до 27 августа 2008 года. После указанной даты ледокол перешёл в управление ФГУП «Росатомфлот».

Всего, по сообщениям Министерства транспорта, Россия нуждается в 6 атомных ледоколах[7]. При этом срок строительства одного ледокола составляет около 8 лет.

Читайте также:  Можно ли есть рис при колите

Атомный ледокольный флот позволяет доставлять по Северному морскому пути ежегодно 5 млн тонн груза; реальный грузопоток составляет 1,2 млн тонн. Основная часть грузопотока приходится на Норильский промышленный район. В период с 2006 по 2009 год «Норильский никель» сформировал собственный арктический флот из нескольких крупных транспортных судов усиленного ледового класса, способных идти во льдах толщиной 1,5 метра, и практически перестал нуждаться в услугах ледоколов.

Действующие дизельные ледоколы мощностью 10 МВт и выше

НазваниеГод ввода в строй, страна/заводПредполагаемый год выработки продлённого ресурсаМощностьДоп. сведения
«Тор»1964,

Финляндия

н/д10 МВтПринадлежит ООО «Вспомогательный флот». Работает на Балтике (на начало 2007 г.). В начале 2014 года числился в резерве.[8]
«Дудинка»1970,

Финляндия

н/д10 МВтПринадлежит МТФ ОАО «ГМК «Норильский Никель». Работает на Енисее (на 2006 г.)
«Ермак»1974,

Финляндия

201526,5 МВтНа балансе ФГУП «Росморпорт». Работает на Балтике.
«Адмирал Макаров»1975,

Финляндия

201526,5 МВтПринадлежит компании «Феско» (ДВМП).
«Красин»1976,

Финляндия

201726,5 МВтПринадлежит компании «Феско» (ДВМП).
«Капитан Сорокин»1977,

Финляндия

201716,2 МВтНа балансе ФГУП «Росморпорт». Работает на Балтике.
«Капитан Николаев»1978,

Финляндия

201716,2 МВтПринадлежит ФГУП «Росморпорт».
«Талаги»1979,

Канада

н/д12 МВтКуплен компанией «Роснефть» в 2003 г. для проводки танкеров. Бывший «Canmar Kigoriak».
«Капитан Драницын»1980,

Финляндия

201916,2 МВтПринадлежит ФГУП «Росморпорт». Сертифицирован как пассажирское судно (для круизов).
«Капитан Хлебников»1981,

Финляндия

201716,2 МВтПринадлежит компании «Феско» (ДВМП).
«Магадан»1982,

Финляндия

20177 МВтПринадлежит компании «Феско» (ДВМП). Используется в рамках сахалинских нефтяных проектов и как портовый ледокол.
«Владимир Игнатюк»1983,

Канада

н/дОк. 17 МВтЛедокол-буксир. Куплен ММП в 2003 г. Бывший «Arctic Kalvik».
«ФЕСКО Сахалин»2005,

Финляндия

н/д17,4 МВтПринадлежит компании «Феско» (ДВМП). Предназначен для обслуживания буровых платформ.
Pacific Endeavour[9]2006, корпус —

Румыния, начинка — Норвегия

н/д17,3 МВтПринадлежит «Приморскому морскому пароходству» и Swire Pacific. Предназначен для обслуживания буровых платформ в рамках проекта «Сахалин-2».
Pacific Endurance[9]2006, корпус —

Румыния, начинка — Норвегия

н/д17,3 МВтПринадлежит «Приморскому морскому пароходству» и Swire Pacific. Предназначен для обслуживания буровых платформ в рамках проекта «Сахалин-2».
Pacific Enterprise[9]2006, корпус —

Румыния, начинка — Норвегия

н/д17,3 МВтПринадлежит «Приморскому морскому пароходству» и гонконгской Swire Pacific. Предназначен для обслуживания буровых платформ в рамках проекта «Сахалин-2».
«Владислав Стрижов»[10]2006, корпус —

Украина, начинка — Норвегия

н/д20 МВтПринадлежит компании «Севморнефтегаз». Предназначен для обслуживания буровых платформ в рамках освоения Приразломного месторождения.
«Юрий Топчев»[10]2006, корпус —

Украина, начинка — Норвегия

н/д20 МВтПринадлежит компании «Севморнефтегаз». Предназначен для обслуживания буровых платформ в рамках освоения Приразломного месторождения.
«Москва»2008,

Балтийский завод

н/д16 МВтПередан ФГУП «Росморпорт» для работы на Балтике.
«Санкт-Петербург»[11]2009,

Балтийский завод

н/д16 МВтПередан ФГУП «Росморпорт» для работы на Балтике.
«Владивосток»2015,

Выборгский судостроительный завод

н/д17,4 МВтПередан ФГУП «Росморпорт».
«Мурманск»2015,

Выборгский судостроительный завод

н/д17,4 МВтПередан ФГУП «Росморпорт».
«Обь»2019, Выборгский судостроительный заводн/д14,6 MBтПередан ФГУП «Атомфлот»

Ледоколы в филателии[править | править код]

  • Серия почтовых марок СССР, 1978 год
  • Ледокол «Арктика»

  • Ледокол «Ленин»

  • Ледокол «Адмирал Макаров»

  • Ледокол «Василий Прончищев»

  • Ледокол «Капитан Белоусов»

  • Ледокол «Москва»

  • Серия почтовых марок России, 2009 год
  • Ледокол «Ленин»

  • Ледокол «Таймыр»

  • Ледокол «Ямал»

  • Ледокол «50 лет Победы»

См. также[править | править код]

  • Ледоколы России
  • Ледовый класс

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Андриенко В. Г. Ледокольный флот России, 1860-е — 1918 гг. — М.: Европейские издания, 2009. — 531 с. — ISBN 9785987970379.
  • Алексеев Г.М. Особые случаи морской практики. [Учеб. пособие для курсантов высш. инж. морских училищ] / Ленингр. высш. инж. морское училище им. адм. С. О. Макарова. — М.: Морской транспорт, 1959. — 339 с.

Ссылки[править | править код]

  • «Современные ледоколы» — статья о принципах конструкций ледоколов
  • Флотилия Р. У.ж.д.
  • Атомный ледокол «Ямал»
  • Как устроен атомный ледокол? Виртуальная экскурсия

Источник