Донорство кала при неспецифическом язвенном колите кишечника

Сегодня на пересадку кала возлагают большие надежды — она доказала свою эффективность в борьбе с колитами, болезнью Крона, диареей. Зараженные устойчивыми к антибиотикам клостридиями пациенты вылечивались в 90% случаев. Однако при неправильном подходе метод способен привести к гибели пациента.

Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) опубликовало первый отчет о смерти одного из больных и тяжелых осложнениях другого. Имена и диагнозы пациентов не сообщаются.

В обоих случаях пациенты вместе с кишечной флорой доноров получили супербактерию — штамм кишечной палочки, производящий бета-лактамазу широкого спектра действия. Этот фермент разрушает антибиотики не только пенициллинового ряда (как обычная бета-лактамаза), но и препараты следующего поколения, цефалоспорины. Кроме того, свою роль сыграл ослабленный иммунитет обоих пациентов.

Вероятность передачи устойчивых к антибиотикам бактерий при фекальной трансплантации уже обсуждалась в научном сообществе, но к гибели пациента она привела впервые.

Как оказалось, оба пациента получили материал от одного и того же донора. Изучив образцы его кала, специалисты действительно обнаружили в них патогенный штамм кишечной палочки. Однако перед пересадкой материал не проверялся на устойчивость к антибиотикам, да и в принципе донорская микрофлора ранее не подвергалась таким проверкам.

FDA постановило приостановить процедуры по пересадке кишечной микробиоты, пока исследователи не смогут обеспечить надлежащие процедуры тестирования. Неизвестно, сколько именно исследований придется прервать из-за инцидента, но речь идет о достаточно большом их числе, отмечают представители агентства.

Также агентство предупредило пациентов, что процедура пересадки кала не одобрена FDA и возможна только в качестве крайней меры. Соглашающимся на нее пациентам следует помнить обо всех возможных рисках, а врачи, в свою очередь, должны о них информировать.

«Хотя мы поддерживаем эту область научных открытий, важно отметить, что трансплантация фекальной микробиоты всегда связана с риском»,

— отмечает доктор Питер Маркс, один из представителей FDA.

Первыми использовать кал в лекарственных целях додумались китайцы еще более тысячи лет назад — для лечения болезней брюшной полости использовался «желтый суп» из воды и растворенных в ней фекалий. Также известно о бедуинах, которые лечились от дизентерии с помощью верблюжьих фекалий в годы Второй мировой войны.

Технология трансплантации фекальной микробиоты стала подробно изучаться во второй половине ХХ века в США.

Оказалось, что клизмы с калом здоровых людей помогают при ряде заболеваний кишечника, в том числе инфекционных.

После 2010 года резко возросло число публикаций, посвященных пересадке кала и возможности использовать ее при лечении не только болезней кишечника, но и других заболеваний, от диабета до рассеянного склероза и депрессии.

Так, недавно выяснилось, что введение микробиоты, полученной из кала здоровых людей,

может в полтора раза ослабить симптомы аутизма у детей.

Более ранние исследования показали, что у детей с аутизмом наблюдаются изменения в составе кишечной флоры, в частности, у них не хватает ферментативных бактерий и в целом понижена бактериальная активность. В первую очередь это сказывается на пищеварении, но допускалось, что изменения могут влиять и на работу мозга.

Ученые предположили, что, приведя микробиом кишечника в норму, они смогут облегчить симптомы аутизма. И это сработало — уже через два месяца после начала терапии распространенные среди детей с аутизмом проблемы с пищеварением в виде запоров, диареи и несварения желудка сократились на 80%. Симптомы аутизма (нарушение речи, отсутствие эмоционального контакта, приступы агрессии и т. п.) сократились почти на четверть.

Спустя два года оказалось, что симптомы аутизма продолжили сходить на нет даже после прекращения приема микробиоты здоровых людей — теперь они сократились уже на 47% по сравнению с состоянием детей до начала эксперимента.

Говорить о том, что изменения микрофлоры приводят к аутизму, некорректно, подчеркивают авторы работы. Это сложное состояние, связанное и с генетическими особенностями, и с воздействием окружающей среды. Тем не менее, определенные симптомы все же можно облегчить, оздоровив микробиом. Возможно, дальнейшие исследования позволят найти способ бороться с симптомами аутизма еще более эффективно.

Источник

Энциклопедия / Заболевания / Желудочно-кишечный тракт / Неспецифический язвенный колит (НЯК)

Неспецифический язвенный колит (НЯК) – хроническое воспалительное  заболевание толстого кишечника, характеризующееся прогрессирующим течением и образованием язвенных дефектов.

По протяженности патологического процесса выделяют:

  • проктит – легкая форма заболевания, воспалительные изменения затрагивают только прямую кишку;
  • проктосигмоидит – средняя степень тяжести, заболевание прямой и сигмовидной кишки;
  • тотальный колит – тяжелая форма, характеризующаяся поражением всей толстой кишки.

По течению выделяют острое, хроническое непрерывное и хроническое рецидивирующее течение болезни.

Причины заболевания до сих пор не установлены, хотя исследования постоянно ведутся. В разное время предположительными факторами развития НЯК считались различные бактерии, вирусы, токсины, психогенные факторы, влияние окружающей среды (жители сельской местности болеют реже, чем горожане), аутоиммунные механизмы, генетическая предрасположенность.

Следует отметить, что курение снижает риск развития данного заболевания.

Симптомы неспецифического язвенного колита зависят от протяженности патологического процесса и выраженности воспалительных изменений.

Местные симптомы:

  • появление примеси крови на оформленном кале,
  • ложные позывы на дефекацию (особенно по ночам),
  • диарея при распространенном процессе (частота стула в тяжелых случаях может достигать 10 – 20 раз в сутки),
  • наличие слизи и гноя в стуле,
  • запоры (в случае поражения только прямой кишки),
  • боли в животе.

При распространенном НЯК характерно присоединение общих симптомов:

  • интоксикация,
  • общая слабость,
  • похудение,
  • отсутствие аппетита,
  • тошнота,
  • выраженная эмоциональная неустойчивость.

Возможно появление системных проявлений:

  • узловая эритема,
  • полиартрит,
  • поражения глаз, печени,
  • стоматит, глоссит, гингивит.

В случае тяжелого течения болезни возможно развитие осложнений:

  • кишечные кровотечение,
  • разрыв стенки кишки,
  • образование свищей и абсцессов,
  • формирование рубцовых сужений кишечника с развитием непроходимости.

При подозрении на наличие у пациента неспецифического язвенного колита необходимо провести ряд обследований:

  • общеклинические: общий анализ крови и мочи, ЭКГ, флюорография, измерение артериального давления, пульса, определение группы крови и резус-фактора
  • развернутый биохимический анализ крови (глюкоза, билирубин+фракции, общий белок+фракции, мочевина, креатинин, АЛТ, АСТ, ГГТФ, ЩФ, железо, СРБ, калий, натрий)
  • рентгенологические исследования: обзорный снимок органов брюшной полости и малого таза, рентгенография толстой кишки с контрастированием
  • эндоскопические методы: колоноскопия с биопсией, ректороманоскопия, гастроскопия
  • анализ кала на скрытую кровь и его клинический анализ (копрограмма)

Дифференциальная диагностика проводится с такими заболеваниями, как

  • болезнь Крона,
  • хронический (неязвенный) колит,
  • синдром раздраженного кишечника,
  • заболевания печени, поджелудочной железы, желчевыводящих путей.

*свериться с Федеральными рекомендациями по лечению и диагностике >>>

Одни и те же симптомы могут быть признаками разных заболеваний, а болезнь может протекать не по учебнику. Не пытайтесь лечиться сами — посоветуйтесь с врачом.

Лечением НЯК занимается гастроэнтеролог и хирург при осложнениях.

Питание

Важную роль в терапии играет диета с механический и химическим щажением, с увеличением потребления белка, снижением жира до 60-80 г в сутки, с максимальным ограничением клетчатки.

Медикаментозная терапия

Основными группами препаратов для лечения неспецифического язвенного колита являются:

сульфаниламиды:

препараты 5-аминосалициловой кислоты (5-АСК):

  • салофальк для перорального применения, а также в свечах и растворе для клизм;
  • пентаса

глюкокортикостероиды:

будесонид для местного применения,

  • преднизолон в виде свечей,
  • при неэффективности и большой протяженности патологического процесса преднизолон используется системно (перорально или парентерально)
Читайте также:  Колит живот в первом триместре

антибиотики и противопротозойные средства:

в тяжелых случаях при неэффективности ГКС и 5-АСК к лечению подключают цитостатики:

  • азатиоприн,
  • циклоспорин

новые препараты – селективные иммуносупрессоры:

вспомогательные средства:

  • антациды,
  • ферменты

Хирургическое лечение

Удаление части толстого кишечника проводят при осложнениях и неэффективности консервативной терапии.

Современные методы лечения оказываются эффективными у 85% больных с легким или среднетяжелым течением неспецифического язвенного колита.

У большинства пациентов удается достичь полной ремиссии.

Умеренно выраженные клинические проявления сохраняются у 10% больных. 

Раздел по диагностике и лечению неспецифического язвенного колита написана в соответствии с Федеральными рекомендациями.

Источник: diagnos.ru

Источник

Язвенный колит (ЯК) – это хроническое рецидивирующее воспалительное заболевание толстой кишки, характеризующееся наличием язв на ее слизистой оболочке. В результате могут появляться боли в животе, диарея, ложные позывы к опорожнению кишечника. Также возможно развитие опасных для жизни осложнений – кишечного кровотечения и колоректального рака.

Причина возникновения ЯК до сих пор точно неизвестна. Предполагается, что основную роль в развитии заболевания играют иммунные и генетические факторы.

Чаще всего язвенным колитом страдают люди в возрасте от 15 до 30 лет. Заболевание протекает периодами: случаются обострения и ремиссии (ослабление проявлений болезни вплоть до полного их исчезновения), причем ремиссия иногда может длиться годами.

Для лечения обычно используются препараты, подавляющие иммунную систему. Однако в некоторых случаях возможно только хирургическое лечение.

Синонимы русские

Неспецифический язвенный колит, НЯК.

Синонимы английские

Ulcerative Colitis,Colitis ulcerosa, UC.

Симптомы

Наиболее частыми симптомами ЯК являются:

  • хроническая диарея с примесью крови в стуле, иногда слизи,
  • боли в животе, возможно, схваткообразного характера,
  • чувство неполного опорожнения кишечника и ложные позывы к опорожнению,
  • анальные трещины,
  • кишечные кровотечения,
  • общая слабость и недомогание,
  • повышение температуры,
  • потеря аппетита и массы тела,
  • анемия вследствие кровотечений и нарушения всасывания железа.

Ряд симптомов является следствием иммунных нарушений:

  • боли в суставах,
  • воспаления глаз,
  • поражение кожи в виде красных, шишкообразных, болезненных высыпаний,
  • боли в правом подреберье как следствие вовлечения в патологический процесс печени,
  • дискомфорт и боли в поясничной области, указывающие на поражение почек или наличие в них камней.

Общая информация

Язвенный колит – это хроническое заболевание, характеризующееся рецидивирующим течением и наличием воспаления и язв на слизистой оболочке толстой кишки.

В настоящее время причина ЯК до конца неизвестна. Предполагается, что главным образом заболеванию способствуют нарушения в иммунной системе и отягощенная наследственность.

В норме у человека клетками иммунной системы синтезируются антитела для защиты организма от чужеродных воздействий.

У некоторых иммунная система производит слишком много антител против клеток собственной слизистой оболочки. Таким образом, патологический процесс приобретает аутоиммунный характер. Этим объясняется наличие у больных системных проявлений заболевания: артритов, конъюнктивитов, хронического гепатита, узловой эритемы (шишкообразных, болезненных образований на коже). На этой же версии основана и лекарственная терапия ЯК, так как все используемые препараты подавляют иммунитет.

У людей, у родственников которых был ЯК, развитие этого заболевания более вероятно, чем у людей с неотягощенной наследственностью.

Увеличивают риск заболеть ЯК стрессовые воздействия и характер питания, а также перенесенные кишечные инфекции.

В норме в толстой кишке происходит всасывание воды, микроэлементов, желчных кислот. При хроническом воспалении этот процесс нарушается, слизистая оболочка истончается и на ней появляются язвы, которые могут кровоточить. Результатом этого является постоянное раздражение кишки, что провоцирует диарею и боли в животе. Кроме того, учитывая снижение аппетита, все это уменьшает поступление питательных веществ, так что их уровень в крови снижается, что проявляется анемией, остеопорозом, белковой недостаточностью, нехваткой глюкозы в крови, гиповитаминозом.

Происходящие в организме нарушения метаболизма могут приводить к расстройству функции почек и образованию в них камней.

При данной патологии поражаются только поверхностные отделы слизистой оболочки толстой кишки. Воспалительный процесс носит сплошной характер, то есть, начинаясь в прямой кишке, захватывает все участки ее слизистой, не оставляя здоровых фрагментов. В дальнейшем воспаление так же непрерывно может распространяться на вышележащие отделы толстой кишки.

В течении заболевания выделяют периоды обострения и ремиссии, которая может длиться месяцами или даже годами. При этом у таких пациентов высока вероятность кишечного кровотечения, колоректального рака, перфорации кишки, токсического мегаколона (прекращение кишечной перистальтики и расширение кишки), что может серьезно угрожать их жизни.

Кто в группе риска?

  • Лица, родственники которых болели язвенным колитом.
  • Молодые люди до 30 лет.
  • Отказавшиеся от курения – это может спровоцировать обострение ЯК.
  • Лица, длительно принимающие обезболивающие препараты (нестероидные противовоспалительные средства): ибупрофен, напроксен, аспирин.
  • Жители мегаполисов.

Диагностика

  • Иммунологическое исследование крови позволяет выявить антитела к цитоплазме собственных нейтрофилов, что подтверждает аутоиммунную природу заболевания и достаточно специфично для язвенного колита. Под действием таких антител разрушаются нейтрофилы, что способствует воспалительным реакциям.
  • Общий анализ крови (без лейкоцитарной формулы и СОЭ). Снижение гемоглобина свидетельствует об анемии; повышение уровня лейкоцитов может указывать на присоединение инфекции.
  • Биохимический анализ крови – помогает определить нарушение всасывания, при котором уровни общего белка, глюкозы, холестерола, электролитов могут быть снижены. Изменения концентрации аланинаминотрансферазы, аспартатаминотрансферазы, щелочной фосфатазы свидетельствует о поражении печени. Уровень креатинина, мочевины может повышаться при патологии почек.
  • С-реактивный белок, повышение уровня которого говорит об активности процесса.
  • Анализ кала на скрытую кровь позволяет определить не видимое глазом количество крови в стуле.
  • Копрограмма отражает способность ЖКТ переваривать пищу.

Также используются инструментальные методы обследования:

  • ректороманоскопия – осмотр прямой и сигмовидной кишки;
  • ирригоскопия – рентгенологическое исследование с введением бария в толстую кишку, позволяет исследовать рельеф слизистой;
  • фиброколоноскопия – осмотр толстой кишки при помощи эндоскопа, что позволяет увидеть изменения на слизистой и взять биопсию с пораженных участков;
  • УЗИ органов брюшной полости и почек позволяет оценить состояние стенки кишечника, а также печени, желчного пузыря, поджелудочной железы, выявить изменения в почках;
  • гистологическое исследование биоптата (кусочка слизистой кишки, взятого при эндоскопическом исследовании) обычно позволяет окончательно определиться с видом заболевания.

Лечение

Терапия, как правило, начинается с приема препаратов 5-аминосалициловой кислоты. При ее недостаточной эффективности применяют глюкокортикостероидные гормоны. Препаратами резерва служат цитостатики. Все эти лекарства влияют на иммунную систему, подавляя её избыточную функцию. Таким образом, происходит уменьшение синтеза антител против собственной слизистой оболочки и активность воспаления снижается.

При присоединении инфекционного процесса показан прием антибиотиков.

В случае неэффективности терапии проводится оперативное лечение.

В редких случаях применяется биологическая терапия антителами, подавляющими избыточную функцию собственной иммунной системы, а следовательно, и активность воспалительного процесса.

В периоды ремиссии назначают поддерживающую терапию, обычно препараты 5-аминосалициловой кислоты.

Рекомендуемые анализы

  • Общий анализ крови
  • Железо в сыворотке
  • Калий, натрий, хлор в сыворотке
  • Кальций в сыворотке
  • Холестерол общий
  • Аланинаминотрансфераза (АЛТ)
  • Аспартатаминотрансфераза (АСТ)
  • Фосфатаза щелочная общая
  • Альбумин в сыворотке
  • Белок общий в сыворотке
  • Креатинин в сыворотке
  • Мочевина в сыворотке
  • Глюкоза в плазме
  • С-реактивный белок, количественно
  • Циркулирующие иммунные комплексы (ЦИК)
  • Антитела к цитоплазме нейтрофилов, IgG
  • Диагностика воспалительных заболеваний кишечника (антитела к бокаловидным клеткам кишечника и протокам поджелудочной железы)

Источник

(íå ìîå.)

 ñâÿçè ñî ñòðàøíîé è âíåçàïíîé ñìåðòüþ Þëèè Íà÷àëîâîé õî÷åòñÿ ïðîäîëæèòü ðàçãîâîð î âðà÷àõ, òåì áîëåå, ÷òî òåìà âûçûâàåò òàêîé èíòåðåñ. Ïîæàëóé, ðàññêàæó ÷óòü áîëåå ïîäðîáíî èñòîðèþ ïðî ñïàñåíèå ìàìû îò åå æóòêèõ òðîôè÷åñêèõ ÿçâ íà íîãàõ – õîòÿ áû â ïàìÿòü î òîì íàñòîÿùåì Âðà÷å, êîòîðûé ýòî ñäåëàë.

Читайте также:  Язвенный колит и его последствия

 îáùåì, ïîñëå òîãî, êàê íàñ ñ ìàìîé áóêâàëüíî âûãíàëè èç «ïðåñòèæíîé» Âîëûíñêîé áîëüíèöû, ïîñòàâèâ íåâåðíûé ñìåðòåëüíûé äèàãíîç è íå îêàçàâ íèêàêîé ïîìîùè, ìû îêàçàëèñü, ñîáñòâåííî, íà òîì æå ìåñòå, ñ êîòîðîãî íà÷àëè. Äà, äèàãíîç «ãàíãðåíà» îïðîâåðã âåñåëûé âðà÷ «Ñêîðîé» ïî òåëåôîíó, íî ÿçâû-òî âñå ðàâíî îñòàâàëèñü, è ÿçâû áûëè æóòêèå. Ïîñëå ýòîãî ìû åùå íåñêîëüêî íåäåëü ïîìîòàëèñü ïî áîëüíèöàì, â îäíó ìàìó äàæå ïîëîæèëè – íî íå ëå÷èëè.

Âðà÷è öîêàëè ÿçûêàìè, ðàçâîäèëè ðóêàìè – íî, â îáùåì, äàæå äèàãíîç ïîñòàâèòü òàê è íå óäîñóæèëèñü. Ñîáñòâåííî æå «ëå÷åíèå» îãðàíè÷èâàëîñü ïîñòàíîâêîé êàïåëüíèö ñ ãëþêîçîé èëè äàæå ñ ôèçðàñòâîðîì – ÷òî, êîíå÷íî, òîæå èìåëî ñìûñë, ïîñêîëüêó ÿçâû ïîñòîÿííî «òåêëè», è ìàìà òåðÿëà ìíîãî æèäêîñòè. Îäíàêî òàêîå «ëå÷åíèå» áûëî ìàêñèìóì ïîääåðæèâàþùèì, à íàäåæäà íà òî, ÷òî â êàêîé-òî ìîìåíò îíè íàêîíåö-òî íà÷íóò ëå÷èòü ïî-íàñòîÿùåìó, òàÿëà ñ êàæäûì äíåì.

Çà ýòî æóòêîå âðåìÿ ìû, ìîæíî ñêàçàòü, ïðîøëè âñþ íàøó ìåäèöèíó – è ïëàòíóþ, è áåñïëàòíóþ. Ðàçíèöó ÿ çàìåòèë òîëüêî îäíó: â ïëàòíûõ êëèíèêàõ òàìîøíèå õèðóðãè, êàê ïðàâèëî, ñðàçó ÷ðåçâû÷àéíî ðàçäðàæàëèñü âèäîì ìàìèíûõ ÿçâ è íà÷èíàëè îðàòü – êàê æå, ìîë, ìàìà «òàê ñåáÿ çàïóñòèëà».  ïðèíöèïå, õàðàêòåðíàÿ ðåàêöèÿ äëÿ Ðîññèè – ó íàñ æå ëþáÿò «îáâèíÿòü æåðòâó», õîòÿ ñàìî ïîíÿòèå «âèêòèìáëåéìèíã» — íå ðîññèéñêîå. Íó äà, ñìîòðåòü íà òðîôè÷åñêèå ÿçâû ìàëîïðèÿòíî – ýòî æ, ïî ñóòè, îòêðûòûå ðàíû, ïî êîòîðûì ê òîìó æå ïîñòîÿííî òå÷åò êðîâü è ñóêðîâèöà; íî, êàçàëîñü áû, óæ õèðóðã-òî ïî ñïåöèàëüíîñòè «ÃÍÎÉÍÀß õèðóðãèÿ» äîëæåí áûë áû âåñòè ñåáÿ ïîñäåðæàííåå? Íî íåò – îíè íàòóðàëüíî îáèæàëèñü, áóêâàëüíî çà òî, ÷òî èì ïðèâîëîêëè «òàêóþ ãàäîñòü». Ïðàâäà, òîëüêî ïëàòíûå.

À âîò áåñïëàòíûå, â îáû÷íûõ ãîñóäàðñòâåííûõ êëèíèêàõ, îòíîñèëèñü ê ýòîìó ìíîãî ñïîêîéíåå – íó, ÿçâû è ÿçâû. Õîòÿ åäâà ëè â ñèëó ñâîåé áîëüøåé âîñïèòàííîñòè èëè ÷åëîâå÷íîñòè – ñêîðåå ïîòîìó, ÷òî îò îáùåé çàìîðäîâàííîñòè èì áûëî â ïðèíöèïå íà âñ¸ íàêëàñòü.

Íî íå ëå÷èëè íè òå, íè äðóãèå. À âåäü ñèòóàöèÿ óõóäøàëàñü ñ êàæäûì äíåì. Ïîñòîÿííî «òåêóùèå» ðàíû – ýòî âåäü ñåðüåçíûé «ïðîáîé». Ìàìà ñëàáåëà ñ êàæäûì äíåì, ÷åðåç ïàðó íåäåëü ïîñëå âèçèòà ê ñòåðâå èç Âîëûíñêîé áîëüíèöû îíà óæå ïî÷òè íå ìîãëà õîäèòü. È ãëàâíîå – áîëè íàðàñòàëè è ñòàíîâèëèñü íåñòåðïèìûìè – ïðè òîì, ÷òî ìàìà ó ìåíÿ áûëà âñåãäà ÷ðåçâû÷àéíî òåðïåëèâîé, ñïîêîéíîé è ìóæåñòâåííîé, ñ ìÿãêèì è âåñåëûì õàðàêòåðîì, íî æåëåçíîé âîëåé. È âîò îíà óæå íå âûäåðæèâàëà – íà÷àëà ñòîíàòü. Áîëåóòîëÿþùèå ïîìîãàëè ïëîõî.

Ó íàñ ïðèíÿòî ðóãàòü è îñóæäàòü âðà÷åé-ðâà÷åé, êîòîðûå âûìîãàþò äåíüãè ó ïàöèåíòîâ, ïîëüçóÿñü èõ áåñïîìîùíûì ïîëîæåíèåì, è òðåáóþò ïëàòèòü çà êàæäîå èõ âðà÷åáíîå äåéñòâèå. Íî â òî âðåìÿ ÿ ïîíÿë íåîæèäàííóþ âåùü: ïîæàëóé, åùå õóæå, êîãäà âðà÷ óæå è äåíåã íå áåðåò. «Ìû çàïëàòèì! Ñäåëàéòå ÷òî-íèáóäü!!» Íî âðà÷è – îäèí çà äðóãèì, ïëàòíûå è áåñïëàòíûå – òîëüêî ïîæèìàþò ïëå÷àìè áåçðàçëè÷íî è óõîäÿò ïðî÷ü. Ìàêñèìàëüíûé ñîâåò – «Íó, ïîñòàâüòå åé êàïåëüíèöó ñ ôèçðàñòâîðîì – îíà æå òåðÿåò ìíîãî æèäêîñòè».

Âîò òóò è íàñòóïàåò ñîñòîÿíèå òîé ñàìîé «âûó÷åííîé áåñïîìîùíîñòè», ïðî êîòîðîå ÿ ÷èòàë â ó÷åáíèêàõ ïî ïñèõîëîãèè, íî ñ êîòîðûì äîâåëîñü ïîçíàêîìèòüñÿ íà ïðàêòèêå. ×òî íè äåëàåøü – âñå ïîëó÷àåòñÿ òîëüêî õóæå. Ìàìà ñòîíåò óæå â ãîëîñ, ìíå åùå è íà ðàáîòó íàäî õîäèòü, õîòÿ êàêàÿ òóò ðàáîòà… Â öåíòðå Ìîñêâû, â îêðóæåíèè, êàçàëîñü áû, âðà÷åé âñåõ ïðîôèëåé, êîòîðûå, îäíàêî, çà ãîä íå ñóìåëè äàæå äèàãíîç ïîñòàâèòü! («òðîôè÷åñêàÿ ÿçâà» — ýòî âåäü ïî áîëüøîìó ñ÷åòó íå äèàãíîç, ýòî îïèñàíèå ñèìïòîìà).

(òåïåðü ÿ äóìàþ, ÷òî îòãàäêà ïàññèâíîñòè âðà÷åé áûëà äî óæàñà ïðîñòà – îíè ðåàëüíî íå çíàëè, ÷òî äåëàòü. Ïðîñòî íå çíàëè, è âñ¸. Íà íåò è ñóäà íåò. Òî ëè âñå ïëîõî ó÷èëèñü, òî ëè òàêîå ó íàñ ñîñòîÿíèå ìåäèöèíû)

Ìåæäó òåì ìàìà – ÷åëîâåê ðåøèòåëüíûé è ìóæåñòâåííûé, êàê ÿ óæå ñêàçàë. Áóäó÷è èíæåíåðîì-ôèçèêîì ïî ïðîôåññèè, çàêîí÷èâøåé ñîâñåì íå æåíñêèé ÌÈÔÈ, îíà, êàê ÿ óçíàë óæå ïîòîì, çàäóìàëà ðåøèòü ïðîáëåìó ðàäèêàëüíî (åñòåñòâåííî, ñî ìíîé ñîâåòîâàòüñÿ ïî òàêîìó âîïðîñó îíà íå ñòàëà).  ïåðèîä íåêîòîðîãî ïðîñâåòëåíèÿ îíà «ïîñìîòðåëà íà ïðîáëåìó òðåçâî»: ñîñòîÿíèå ïîñòîÿííî óõóäøàåòñÿ, íîãè áîëÿò âñå íåñòåðïèìåé, âðà÷åé îáîøëè óæå ïîëòîðà äåñÿòêà, ÿñíî, ÷òî ëå÷èòü åå íèêòî íå áóäåò è íå ñîáèðàåòñÿ, «îäíà áîëòîâíÿ». ×òî îñòàåòñÿ? Íàäî óõîäèòü.

 îáùåì, îíà ðåøèëà ïîêîí÷èòü æèçíü ñàìîóáèéñòâîì. Äîæäàëàñü, ïîêà â êâàðòèðå íèêîãî íå áûëî, ñîáðàëà âñå òàáëåòêè, êîòîðûå íàêîïèëèñü ðÿäîì ñ íåé – áîëåóòîëÿþùèå, ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûå, ñíîòâîðíûå, âñÿêèå, âñåãî øòóê 50 – è âñå ðàçîì ïðîãëîòèëà. È çàêðûëà ãëàçà.

Ïðîñíóëàñü ÷àñà ÷åðåç 4. Ñ ãðóñòüþ îáíàðóæèâ, ÷òî âñå åùå æèâà, òîëüêî êî âñåìó ïðî÷åìó ïðèáàâèëàñü åùå è ñòðàøíàÿ ãîëîâíàÿ áîëü (÷òî áûëî ñòðàííî – ó ìàìû, êàê, êñòàòè, è ó ìåíÿ, ãîëîâà íå áîëåëà íèêîãäà, òàê ìû óñòðîåíû). Ôåíîìåíàëüíî, êîíå÷íî – åå äàæå íå ñòîøíèëî.

 èòîãå è ýòîò «ðåöåïò» îêàçàëñÿ íåðàáî÷èì…

Êàêàÿ-òî ñîâñåì áåçíàäåæíàÿ ñèòóàöèÿ. È âîò â ýòîò ìîìåíò ñàìîãî ãëóõîãî îò÷àÿíèÿ ëó÷ íàäåæäû áëåñíóë ñ ñàìîé íåîæèäàííîé ñòîðîíû. Ïðÿìî ïî Ñòàíèñëàâó Åæè Ëåöó – «Èç ëþáîé áåçâûõîäíîé ñèòóàöèè åñòü ïî êðàéíåé ìåðå îäèí âûõîä – òàì, ãäå áûë âõîä»).

Íà âõîäå â ëþáóþ áîëåçíü, ïî èäåå, ó êàæäîãî ðîññèéñêîãî ÷åëîâåêà ñòîèò (äîëæíà ñòîÿòü) ðàéîííàÿ ïîëèêëèíèêà. È ïîëó÷èëîñü òàê, ÷òî ê íàì èç ýòîé ïîëèêëèíèêè åæåäíåâíî õîäèë äåëàòü ïåðåâÿçêè ìåäáðàò – ìîëîäîé ïàðåíü ïî èìåíè Âîëîäÿ. Ìàìà çâàë åãî ïðîñòî «ìàëü÷èê». Õîäèë, åñòåñòâåííî, ÷àñòíûì îáðàçîì, çà êýø – åãî ìàìå ïîäðóãè ïîñîâåòîâàëè. Ñòàäèþ «îáðàùåíèÿ â ïîëèêëèíèêó ïî ìåñòó æèòåëüñòâà» ìàìà â ñâîå âðåìÿ ïðîåõàëà ñî ñâèñòîì, òàê êàê íèêîãäà íå ëþáèëà «õîäèòü ïî âðà÷àì» è âîîáùå ñ÷èòàëà ýòî ïîñòûäíûì ñòàðóøå÷üèì çàíÿòèåì. Ìàìå-òî áûëî ÷óòü çà 60, è îíà ñåáÿ ñòàðóøêîé íèêàê íå ñ÷èòàëà, îíà è ïåíñèþ-òî äîëãî íå õîòåëà îôîðìëÿòü. Òàê ÷òî ïåðâîå âðåìÿ, ïîêà ÿçâà ðàñøèðÿëàñü (ïîðàíèëà íîãó, âûõîäÿ èç ðæàâûõ «Æèãóëåé» êàêîãî-òî áîìáèëû, îá äâåðöó) îíà ëåãêîìûñëåííî ñ÷èòàëà, ÷òî «ñàìî ïðîéäåò» — à êîãäà óæå ñòàëî ÿñíî, ÷òî íå ïðîõîäèò, ñîñòîÿíèå ðàíû áûëî òàêîå, ÷òî âðîäå êàê â ïîëèêëèíèêó èäòè ïîçäíî, è ìû ïîøëè ïî «ñâåòèëàì» è ïî áîëüíèöàì.

Òàê âîò ýòîò Âîëîäÿ ðàáîòàë â íàøåé ïîëèêëèíèêå ïîìîùíèêîì â êàáèíåòå õèðóðãèè. Õîäèë ñíà÷àëà ðàäè ïîäðàáîòêè, ïîòîì îíè ñ ìàìîé ïîäðóæèëèñü – ìàìà îáëàäàëà äàðîì ðàñïîëàãàòü ê ñåáå âñåõ, êòî ñ íåé ïîîáùàëñÿ õîòÿ áû 10 ìèíóò. È äàæå ñòðàäàÿ îò íåïðåðûâíîé èçìàòûâàþùåé áîëè, íå óòðàòèëà ýòó ñïîñîáíîñòü.  îáùåì, îíà åãî íè î ÷åì íå ïðîñèëà (äà îíà óæå íèêîìó è íå âåðèëà) – íî Âîëîäÿ ïî ñîáñòâåííîé èíèöèàòèâå ðàññêàçàë î «áîëüíîé ïàöèåíòêå» ñâîåìó, ìîæíî ñêàçàòü, íà÷àëüíèêó – õèðóðãó ýòîé ïîëèêëèíèêè. Åãîðîâó Åâãåíèþ Ïàâëîâè÷ó.

Читайте также:  Колит левый бок спереди и сзади

È õèðóðã íåîæèäàííî çàèíòåðåñîâàëñÿ. È ïîïðîñèë ðàçðåøåíèÿ çàéòè.

Ñïîêîéíûé, ðàçìåðåííûé ÷åëîâåê ëåò 50. ßâíî ïîìÿòûé æèçíüþ. Ìàìèíû ïîäðóãè, êîòîðûå ñèäåëè ó åå ïîñòåëè, òóò æå çàïèñàëè åãî â «çàâÿçàâøèå àëêîãîëèêè», ìàìà ìàõíóëà ðóêîé è ñêàçàëà, ÷òî åé âñå ðàâíî.  îáùåì, ÷òî ãîâîðèòü: åñëè ÷åëîâåê â 50 ëåò «ïðèçåìëèëñÿ» íà äîëæíîñòü õèðóðãà â ðàéîííîé ïîëèêëèíèêå íà ñàìîé îêðàèíå Ìîñêâû, êîòîðûå òîãäà (äà è ñåé÷àñ) ïîëó÷àëè êîïåéêè – ìîæíî ñêàçàòü ñìåëî, ÷òî êàðüåðû â ìåäèöèíå îí íå ñäåëàë.

À íàñ äîêòîðà è êàíäèäàòû íàóê èç «ýëèòíûõ êëèíèê» íå ïî ðàçó óæå ïîñûëàëè íàõðåí, ïðåçðèòåëüíî îòêàçûâàÿñü îò äåíå㠖 ÷òî íàì êàêîé-òî ðàéîííûé õèðóðã? ×åì îí ïîìîæåò? «Äà ó íåãî, ïîäè, è ðóêè äðîæàò» (øåïòàëè ìàìèíû ïîäðóãè).

Òåì íå ìåíåå èìåííî Åâãåíèé Ïàëû÷ ñêàçàë, ÷òî îí âðîäå áû çíàåò ñïîñîá, êàê ìàìå ìîæíî ïîìî÷ü. Åãî, äåñêàòü, ýòîìó ó÷èë îäèí ñòàðèê-ïðîôåññîð, êîãäà îí åùå ñàì ó÷èëñÿ â ÂÓÇå. È ÿêîáû â ïðåæíèå âðåìåíà ýòîò ñïîñîá äîâîëüíî ÷àñòî ïðèìåíÿëè – à ñåé÷àñ, íàñêîëüêî îí çíàåò, çàáðîñèëè, ñî÷òÿ îïàñíûì è ìàëîýôôåêòèâíûì.

Íàäî æå – ïåðâûé ðàç âñòðåòèëñÿ ÷åëîâåê, êîòîðûé õîòÿ áû ñêàçàë, ÷òî çíàåò ñïîñîá!! Äî ñèõ ïîð âñå âðà÷è, êîòîðûå íàì âñòðå÷àëèñü, íè÷åãî áîëåå óìíîãî, ÷åì «ñòàâüòå êàïåëüíèöó è ïðîìûâàéòå ðàíó», ïðåäëîæèòü íå ìîãëè. ß, ïðàâäà, íå î÷åíü ïîâåðèë. À ïîòîì è íàñòîðîæèëñÿ.

Åâãåíèé Ïàëû÷, íàäî îòäàòü åìó äîëæíîå, íå ñòàë îò íàñ íè÷åãî ñêðûâàòü. Ïî åãî ñëîâàì, áûë ëèøü ñëàáûé øàíñ. ×òî òàêîå òðîôè÷åñêàÿ ÿçâà? Áóêâàëüíî – ýòî îòêðûòàÿ ðàíà, â êîòîðîé ïëîòü áóêâàëüíî ãíèåò, à îðãàíèçì íå ìîæåò åå âûëå÷èòü è ðàíó çàòÿíóòü, ïîòîìó ÷òî íàðóøåíî ïèòàíèå (òðîôèêà) ýòîãî ó÷àñòêà òåëà – ñãíèëè è ðàçðóøèëèñü ñîñóäû è ñîñóäèêè, ïî êîòîðûì äîëæíà ïîñòóïàòü êðîâü. Ìàçàòü ñâåðõó – áåñïîëåçíî, ìàçü íå ïðîíèêàåò ãëóáîêî. Ãëîòàòü òàáëåòêè èëè ñòàâèòü êàïåëüíèöû – áåñïîëåçíî, äî ðàíû äîõîäèò íè÷òîæíîå êîëè÷åñòâî ëåêàðñòâà.

Íî åñòü ðàäèêàëüíàÿ âîçìîæíîñòü – óêîë ïðÿìî â áåäðåííóþ àðòåðèþ. Òóäà, ãäå ñàìûé ñòðåìèòåëüíûé êðîâîòîê, ïðè÷åì êðîâü èäåò êàê ðàç òóäà, êóäà íóæíî – ê íîãàì. Òîãäà ëåêàðñòâî íå «ïîòåðÿåòñÿ» ïî äîðîãå, à ïðÿìî ïðèáóäåò òóäà, êóäà íàäî.

Âðîäå âñå ïðåêðàñíî. Ïî÷åìó æ íàì òàêîå íå ïðåäëàãàëè??

È Ïàëû÷ îáúÿñíèë – òàê æå ñïîêîéíî, îáñòîÿòåëüíî è äàæå, ïîæàëóé, ÷óòü çàòîðìîæåííî, êàê îí äåëàë âîîáùå âñ¸. Äåëî â òîì, ÷òî ñàì ïî ñåáå óêîë â áåäðåííóþ àðòåðèþ – ñìåðòåëüíî îïàñíîå ìåðîïðèÿòèå.

Äëÿ îáúÿñíåíèÿ, ïî÷åìó, äîñòàòî÷íî âñïîìíèòü õîòÿ áû íàøóìåâøåå ïðèìåðíî â òî æå âðåìÿ «äåëî Èâàííèêîâîé» — êîãäà äåâèöà íåâçíà÷àé óáèëà ñâîåãî íàñèëüíèêà. Ïîìíèòå? Äåâèöó Èâàííèêîâó ïîõîòëèâûé øîôåð òàêñè âìåñòî äîìà çàâåç êóäà-òî çà ãàðàæè, ãäå è ïîòðåáîâàë íà÷àòü äîñòàâëÿòü åìó ïëîòñêèå óòåõè – äëÿ ÷åãî äàæå óñïåë ñíÿòü ñ ñåáÿ øòàíû. Äåâèöà äîñòàâëÿòü óòåõè íå çàõîòåëà, à âìåñòî ýòîãî íàùóïàëà ó ñåáÿ â êàðìàíå ìàëåíüêèå íîæíè÷êè è, çàæàâ èõ â êóëàêå, íàíåñëà øîôåðó óäàð â îáëàñòü ïàõà. È, íàäî æå òàê ñëó÷èòüñÿ – ïîïàëà íå â ïàõ, à êàê ðàç â áåäðåííóþ àðòåðèþ! Øîôåð çàêðè÷àë, îíà âûðâàëàñü è óáåæàëà.

Ïîïàäè îíà â ëþáîå äðóãîå ìåñòî – íè÷åãî á íå ñëó÷èëîñü, êðîìå ïîðåçà. Íî áåäðåííàÿ àðòåðèÿ – ýòî «òðóáà», ïî êîòîðîé êðîâü èäåò ñ ìàêñèìàëüíûì íàïîðîì è ìàêñèìàëüíîé ñêîðîñòüþ; íåçàäà÷ëèâûé íàñèëüíèê íå óñïåë íè÷åãî ñäåëàòü è óìåð – ïîëíîñòüþ èñòåê êðîâüþ çà 15 ìèíóò. Àíåêäîòè÷åñêàÿ ñìåðòü – äåâóøêà ïî ôàêòó çàðåçàëà åãî ìàíèêþðíûìè íîæíèöàìè!

Íî îòñþäà âû âèäèòå, ïî÷åìó óêîë â áåäðåííóþ àðòåðèþ òàê îïàñåí. Ìàëåéøàÿ îøèáêà – è êðîâü ìîæåò áèòü áóêâàëüíî ôîíòàíîì. Ñîáñòâåííî, ïîýòîìó äåëàòü òàêèå óêîëû âíå ñòàöèîíàðà ñòðîæàéøå çàïðåùåíî – è ýòîãî îáñòîÿòåëüñòâà Ïàëû÷ òîæå îò íàñ íå ñêðûë. Îíî è ïîíÿòíî: åñëè ÷òî – íèêàêàÿ «Ñêîðàÿ», ñêîðåå âñåãî, ïðèåõàòü ïðîñòî íå óñïååò.

Êîðî÷å: Ïàëû÷ ïðåäëîæèë, ÷òî îí ýòè óêîëû ñäåëàòü ìîæåò. Íàäî øåñòü: òðè â îäíó íîãó è òðè â äðóãóþ. Öåíà (òóò îí ñëåãêà ïîìîðùèëñÿ) äîðîãàÿ: ïî 100 áàêñîâ çà óêîë. Íà âñå ïî âñå, òàêæå ïðåäóïðåäèë îí – òðè äíÿ: îäèí äåíü – ïî óêîëó â êàæäóþ íîãó. Ðåøàéòå.

ß áûë â ñîìíåíèÿõ (è äåëî, êîíå÷íî, íå â äåíüãàõ). Ðèñêè î÷åâèäíû. Íî ìàìà ñîãëàñèëàñü ñðàçó, íå ðàçäóìûâàÿ íè ìèíóòû. Âîëîäÿ ñîãëàñèëñÿ àññèñòèðîâàòü – îí ÿâíî áåçãðàíè÷íî äîâåðÿë ñâîåìó íà÷àëüíèêó.

Êòî-òî ñêàæåò, ÷òî Ïàëû÷ íàøåë ñåáå «õàëÿâó»: îáà óêîëà âìåñòå ñ ïîäãîòîâêîé ê íèì – ãäå-òî ïîë÷àñà; 30 ìèíóò â äåíü – è 200 áàêñîâ â êàðìàíå, îòëè÷íûé áèçíåñ! Íî íà ñàìîì äåëå ÿ è ñåé÷àñ âîñõèùàþñü ýòèì ÷åëîâåêîì, è äàæå ñ êàæäûì ãîäîì âñå áîëüøå.

Îí âåäü æèë ðàçìåðåííîé æèçíüþ, äîì, ñåìüÿ, íîðìàëüíàÿ, õîòÿ è ìàëîîïëà÷èâàåìàÿ ðàáîòà. Êàê îí íà ýòî ðåøèëñÿ?? 600 áàêñî⠖ äåíüãè õîðîøèå, íî åãî ðèñêè áûëè âåäü îãðîìíû. Äðîãíóëà áû ðóêà, ÷óòü íå òàê íàïðàâèë, îòêðûëîñü áû êðîâîòå÷åíèå – áûë áû êðàõ âñåìó. Ìîãëè áû âïàÿòü «õàëàòíîñòü», à ìîãëè á è «ñìåðòü ïî íåîñòîðîæíîñòè» — âåðíàÿ òþðüìà. È âñå – èç-çà íåçíàêîìîé åìó æåíùèíû, îò êîòîðîé è òàê óæå âñå áëàãîïîëó÷íî îòêàçàëèñü.

Êàêàÿ äîëæíà áûòü âåðà â ñåáÿ è æåëàíèå ïîìî÷ü, ñäåëàòü ìàêñèìóì òîãî, ÷òî ÌÎÆÅØÜ. Îí ðåøèëñÿ – áåç âñÿêîãî ïàôîñà. Øåñòü óêîëîâ. Øåñòü ïîïûòîê ïðîéòè ïî êàíàòó íàä ïðîïàñòüþ.

Óêîëû äåëàëè â ìàëåíüêîé êîìíàòå – òîé, ãäå ìàëåíüêèì ñïàë ÿ. Õèðóðã ñêàçàë, ÷òî òàì áîëüøå ñâåòà. Êîå-êàê ïåðåòàùèëè òóäà ìàìó – îíà óæå ñîâñåì íå ìîãëà ïåðåäâèãàòüñÿ.

Áîëü óøëà â êîíöå óæå ïåðâîãî äíÿ. Ìàìà ñ óäèâëåíèåì âäðóã ïî÷óâñòâîâàëà, ÷òî áîëüøå ÍÅ ÁÎËÈÒ. Â ïåðâûé äåíü!

Ïîñëå âòîðîãî äíÿ ñ ðàí ïî÷òè ïåðåñòàëà ñòåêàòü ýòà ìåðçêàÿ ïîëóïðîçðà÷íàÿ æèæà – ëèìôà. È êàê-òî âñå ïîøëî íà ïîïðàâêó. ×åðåç òðè ìåñÿöà ïîñëå óêîëîâ ÿçâû (ÿ èõ âñåãäà âîñïðèíèìàë êàê ðàíû ïî÷åìó-òî) ïî÷òè ïîëíîñòüþ çàòÿíóëèñü, íà èõ ìåñòå ïîÿâèëàñü ðîçîâàÿ, òîëñòàÿ, ðóáöåâàòàÿ, íî êîæà.

Åñëè á ÿ ïèñàë ñêàçêó – ÿ áû íàïèñàë, ÷òî ïîñëå ÷óäîäåéñòâåííûõ óêîëîâ ìàìà ïîëíîñòüþ ñòàëà íà íîãè, ïîñòóïèëà â Áîëüøîé òåàòð è äîëãî ïëÿñàëà òàì â êîðäåáàëåòå. Íî ÿ ïèøó áûëü – ïîýòîìó ñêàæó òîëüêî, ÷òî ýòè óêîëû îáåñïå÷èëè ìàìå Î×ÅÍÜ ÄËÈÍÍÓÞ ðåìèññèþ. Îíà ïðîæèëà ïîñëå íèõ åùå 10 ëåò!

È ÷óäîì â ýòîé èñòîðèè ÿâëÿþòñÿ, êîíå÷íî, íå óêîëû – îíè, óâû, âîâñå íå ïàíàöåÿ. ×óäî – ÷òî âñå-òàêè íàõîäÿòñÿ ó íàñ ëþäè, ñïîñîáíûå âçÿòü íà ñåáÿ îòâåòñòâåííîñòü.

ß íèêîãäà íå ïèñàë îá ýòîé èñòîðèè ðàíüøå – çíàë, ÷òî òóò ìàòåðèàë, â îáùåì-òî, íà óãîëîâíîå äåëî. Íî ñåé÷àñ ìîæíî. Åâãåíèé Ïàâëîâè÷ óìåð âñêîðå ïîñëå ìàìû. Îò ðàêà. Äðóãèå õèðóðãè åãî íå ñïàñëè.

Источник