Язвенный колит бронхиальная астма гипертония

Активное развитие психосоматики началось после того, как группа ученых из Чикагского университета определила связь стресса и семи заболеваний: гипертония, бронхиальная астма, язвенный колит, гипертиреоз, нейродермит, ревматоидный артрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки. Этот список назвали Чикагской семеркой (Святая семерка, Классическая семерка).

Семь психосоматических заболеваний

После выявления Чикагской семерки психологи продолжили исследование взаимосвязи души и тела, с тех пор (1932 год) список психосоматических заболеваний заметно расширился. Сначала в него включили сахарный диабет, ишемию и ожирение, а потом и вовсе признали связь стресса со всеми известными болезнями. Давайте рассмотрим классический вариант Чикагской семерки с добавлением сахарного диабета (самый популярный список).

Гипертония, артериальная гипертензия

Язвенный колит бронхиальная астма гипертония

Причина – подавленные эмоции, непроработанные травмы, эмоциональная блокировка. Особому риску подвергаются ранимые, эмоциональные люди и те, кто привык все держать в себе. Таких людей можно сравнить с кипящим котлом, накрытым крышкой. Если ее не снять, то рано или поздно случится взрыв.

На что обратить внимание в терапии: осознание и проговаривание чувств, избавление от них.

Язвенный колит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки

К причинам язв желудка и кишечника относится:

  • обида;
  • агрессия;
  • злость.

Эти эмоции возникают в тех ситуациях, когда ожидания личности не оправдываются, когда человек не получает той поддержки и заботы, на которую рассчитывал. Однако выразить агрессию человек не может, тогда она начинает разъедать его изнутри. Еще позже человек начинает винить себя, переходит на самоедство. Следующая стадия заболевания – язвенный колит.

Язвенный колит развивается на фоне сильной обиды, уязвимости личности, эмоциональной нестабильности, чувства незащищенности. Человек настолько разочаровался в мире, какой-то ситуации или человеке, что решил навсегда замкнуться в себе. При этом обида и злость продолжают съедать его изнутри.

На что обратить внимание в психотерапии: повышение самооценки, гештальт-терапия, аффирмации.

Бронхиальная астма

Язвенный колит бронхиальная астма гипертония

Причины: подавленная агрессия, страх, сдержанность. Астмой страдают зависимые, нерешительные люди. Они ощущают, что кто-то не дает им дышать, перекрывает кислород заботой и тотальным контролем. Человек не чувствует себя свободным, не может дышать полной грудью.

Предпосылки для этого появляются в детстве. Вероятно, ребенок подвергся гиперопеке или наоборот ему не хватало любви и внимания. Астма может быть как попыткой привлечь внимание, получить заботу, так и средством заявить о себе, выразить накопившееся сопротивление.

Что поможет в лечении: релаксация, арт-терапия, аффирмации.

Сахарный диабет

Причина сахарного диабета – хроническая неудовлетворенность жизнью. Конфликты в семье и на работе, постоянные перегрузки, отвращение к своей работе, неспособность отдыхать и радоваться жизни, пессимистичный взгляд на мир – все это приводит к диабету. У таких людей отсутствует смысл и цель в жизни, они не понимают ее ценности. Но в глубине всего этого лежит неудовлетворенная потребность в любви и близости.

Что поможет в психотерапии: позитивная и экзистенциальная психотерапия, уроки благодарности.

Нейродермит, псориаз

Язвенный колит бронхиальная астма гипертония

Болезни кожи возникают у ранимых, чувствительных людей. Потребность во внимании, страх и беззащитность становятся причинами болезни. При ее помощи человек говорит: «Посмотрите, что вы со мной сделали!».

Такие люди постоянно оказываются в неприятных ситуациях, они живут по сценарию жертвы. Но начало развития такого сценария находится в детстве. Проблему нужно искать в отношениях матери и ребенка. Вероятно, дитя подверглось эмоциональному отчуждению, отторжению. Через маму, ее тепло и заботу мы познаем окружающий мир. Если мама холодна в отношении к ребенку, то внешний мир всегда будет восприниматься как опасный и страшный.

Это важно! Гиперопека, как и эмоциональная холодность родителей, оказывает пагубное влияние на развитие ребенка. В этом случае формируется желание отгородиться от мира, выйти из-под чужого контроля, стать независимым, стать собой. Это отражается в шелушении и раздражении кожи, человек словно сбрасывает ее.

На что обратить внимание в лечении: повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков, групповая психотерапия.

Ревматоидный артрит

Язвенный колит бронхиальная астма гипертония

Возникает из-за разочарования, обиды, горечи, гнева, неудовлетворенной потребности в любви. Болезнь лишает суставы подвижности, деформирует их. Примерно так же выглядит эмоциональная сфера таких людей. Они подавляют или не замечают свои эмоции, скрытны и сдержаны в выражение чувств.

Что еще свойственно такому типу людей:

  • жесткость в стереотипах и нравственных принципах;
  • повышенная критичность;
  • повышенная строгость к себе;
  • занятость нелюбимым делом;
  • упрямство;
  • косность мышления;
  • отрицание всего нового и незнакомого.

Завышенные ожидания и требования неизменно приводят к разочарованиям. А из-за этого копится гнев и обида. Эмоции оказывают такое сильное влияние, что парализуют человека. Он не может измениться или хотя бы изменить подход к работе, жизни. Болезнь как бы говорит: «Стань гибче, выпрямись, стань мягче, оглянись вокруг».

Читайте также:  Колит в грудной клетке при вдохе в области сердца

На что обратить внимание в лечении: гипноз, психодрама, когнитивно-поведенческая психотерапия.

Гиперфункция щитовидной железы

Гипертиреоз развивается из-за страха. Щитовидная железа участвует в защите организма, ее работа связана с общим иммунитетом. Если человек находится в постоянном напряжении, то защита слабеет.

Нередко это сочетается с гиперответственностью и попытками все контролировать. Контроль дарит чувство безопасности. Такие люди постоянно готовы к защите, они стараются продумать все, максимально обезопасить себя и близких.

Враждебное отношение к миру формируется еще в детстве. Вероятно, родители не исполняли свои обязанности, в семье царил неблагоприятный психологический климат. Таким детям приходится рано взрослеть, защищать себя. Они перестают доверять миру, замыкаются в себе.

На что обратить внимание в лечении: гипноз, релаксация, медитация.

Причины, вызывающие заболевания

Хотя психосоматические заболевания и имеют разные причины, можно выделить несколько общих предпосылок развития болезни. По ним можно понять, какие люди входят в группу риска, и по какому механизму развивается психосоматика.

Внутренний конфликт

Противоречие сознания и подсознания человека выливается в конфликт души, а позже и тела. Самое популярное противоречие – столкновение «хочу» и «должен». Некоторые люди вынуждены общаться с теми людьми, которые им неприятны; заниматься тем, что им не нравится, или состоять в отношениях, которые приносят им боль. Точнее, это они думают, что вынуждены. На самом деле у человека всегда есть выбор, нужно только избавиться от деструктивных установок.

Язык тела

Иногда мы, сами того не подозревая, программируем свое сознание. Мы не придаем должного значения подобным фразам:

  • «я это не перевариваю»;
  • «у меня голова от этого болит»;
  • «меня тошнит от этого»;
  • «ты душишь меня своей заботой».

Эти фразы работают как самовнушение.

Наличие условной выгоды

Язвенный колит бронхиальная астма гипертония

В некоторых случаях болезнь несет скрытую выгоду, например, дает человеку время на отдых, позволяет отказаться от части обязанностей, не общаться с неприятными людьми или не делать то, к чему не лежит душа. А кто-то при помощи болезни добивается внимания и заботы.

Определить наличие выгоды просто: подумайте, что из-за болезни вы не можете делать, а что из того, что давно было под запретом, теперь доступно для вас. Первое – издержки вашей жизни, второе – то, чего вам не хватает для счастья.

Опыт прошлого

Болезнь может быть отсроченной реакцией на негативный опыт прошлого. Любая психотравма из детства (короткое или продолжительное воздействие стрессогенных факторов) может вызвать ухудшение здоровья во взрослой жизни. Любые непроработанные травмирующие ситуации продолжают влиять на человека изнутри.

Идентификация

Если вы сильно к кому-то привязаны, то можете перенять его болезнь. А также механизм идентификации может включиться в том случае, если вы боитесь потерять близкого человека, или при уже случившейся потере.

Внушение

Язвенный колит бронхиальная астма гипертония

Речь идет об ипохондрии. Мы ежедневно слышим пугающие сообщения по телевизору, читаем новости в других СМИ, кто-то лично наблюдает, как болезнь пожирает близкого человека. У внушаемых, психически слабых людей страх смерти доходит до патологического состояния. Они постоянно читают медицинскую литературу, прислушиваются к малейшим симптомам, сами себе ставят диагнозы, выискивают их подтверждение. В итоге в большинстве случаев срабатывает не столько внушение, сколько постоянное напряжение – человек заболевает.

Самонаказание

Хроническое чувство вины заставляет человека искать наказание, причинять себе боль. Такие люди запрограммированы на саморазрушение, болезнью они наказывают себя.

Что необходимо для выздоровления

Если вы столкнулись с психосоматическим заболеванием, то прием медикаментов не поможет. Лекарства всего лишь снимают симптомы, маскируют проблему. Необходимо провести психологическую работу над сознанием. Однако если болезнь развилась из-за реальных органических поражений (например, язва, колит, инфекции), то и одной психотерапии будет недостаточно. Лечение должно быть комплексным: прием медикаментов и психологическая коррекция.

Язвенный колит бронхиальная астма гипертония

Дополнительно к лечению нужно научиться заботиться о себе, вести правильный образ жизни. Необходимо:

  • отдыхать и высыпаться;
  • правильно питаться;
  • найти хобби;
  • заниматься спортом;
  • расслабляться при помощи дыхательных гимнастик, медитаций.

Известное латинское выражение гласит: «В здоровом теле – здоровый дух», но психосоматика знает, что справедливо и обратное. Необходимо одинаково заботиться о психическом и физическом здоровье.

Это важно! Для выявления истинной причины внутреннего конфликта рекомендуем обратиться к специалисту. Психоаналитик проведет профессиональную диагностику, подберет индивидуальную схему психокоррекции и реабилитации. Что позволит быстрее и эффективнее справиться с болезнью.

Источник

Психосоматическое заболевание (в переводе с греческого “psyche – душа, “soma ” – тело) – это нарушение функций органов и систем, в происхождении и течении которых ведущая роль принадлежит воздействию психотравмирующих факторов, опыт острой или хронической психологической травмы, специфических особенностей эмоционального реагирования личности. В 30-е годы ХХ века один из основателей психосоматики Франц Александер разработал группу «классических психосоматических заболеваний», или «Чикагская семерка»: эссенциальная гипертония, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, язвенный колит, бронхиальная астма, тиреотоксикоз, ревматоидный артрит, атопический дерматит.

Читайте также:  Она похожа на топор но не колит дров во двор

Эти расстройства являются болезнями адаптации или цивилизации. Их часто также называют стрессозависимыми, что подчеркивает важную роль психосоциальных влияний в их возникновении. Все большее распространение приобретают психосоматические расстройства у детей и подростков. В исследованиях, проведенных в педиатрическом стационаре, у 80,9% детей были обнаружены нервно-психические расстройства, у 40% были психогенные причины заболеваний или же таковые отягощали их течение. 40% — 68%  обратившихся к педиатру детей страдают психосоматическими заболеваниями.

Причины возникновения психосоматических заболеваний у детей

Нарушение привычной схемы, то есть смена обстановки или круга друзей. 100% детей, помещенных в ясли, реагируют на это негативно. Негативно реагируют на детский сад 50% детей. А те, кто посещают школу, не меньше 25%, то есть четверть детей в школе испытывают негативные эмоции.

Неправильное построение распорядка дня ребенка. Для детей очень важны сон и бодрствование в восстановлении его гомеостаза. Если вы встретите родителей, которые утверждают, что их ребенок “сова” — поздно засыпает и поздно встает, то это не хорошо для ребенка и с негативной стороны описывает самих родителей.

  • Неправильные методы обучения. Формы воспитания, приводящие к формированию патохарактерологической личности: отторжение, гиперсонализация, эгоцентрическое воспитание (подобно идолу семьи), а также воспитание с гиперпродукцией (со знаком гипер). Неправильное обучение приводит к частому возникновению негативных эмоциональных проявлений.
  • Отсутствие необходимых условий для самостоятельных игр и занятий является четвертым фактором, влияющим на эмоциональную жизнь ребенка. В играх дети проявляют себя, что способствует созреванию их психики. Если авторитарная мать не предоставляет ребенку возможности для самостоятельного принятия решений, уделяет слишком много внимания его интеллектуальному развитию, навязывает деятельность несоответствующую способностям и возможностям ребенка, то в таких случаях ребенок имеет высокий риск психосоматических расстройств.
  • Создание односторонней эмоциональной привязанности, то есть аффективной зависимости от кого-либо или отсутствие эмоционального понимания со стороны членов семьи.
  • Отсутствие единого образовательного подхода к ребенку. У школьников большую роль в возникновении негативных эмоций играет неумение справляться с учебной нагрузкой, враждебное отношение педагогов и неприятие в коллективе.

Наиболее патогенными факторами в дошкольном и среднем школьном возрасте американские исследователи считают смерть, развод, разлуку родителей, т. е. факторы, связанные с семейными отношениями.

Симптомы и признаки психосоматического заболевания:

  • Неспецифическая наследственность, отягощенная соматическими нарушениями;
  • Наследственная предрасположенность к психосоматическим расстройствам;
  • Изменения в центральной нервной системе, приводящие к невральным изменениям;
  • Личные качества;
  • Психическое и физическое состояние во время стрессовых событий;
  • Неблагоприятные семейные и другие социальные факторы;
  • Определенные факторы стрессовых событий.

Эти факторы не только участвуют в генезисе психосоматических расстройств, но и каждый в отдельности или в разных сочетаниях делают ребенка уязвимым к эмоциональному стрессу, затрудняют психологическую и биологическую защиту, облегчают возникновение и тяжесть соматических расстройств.

Развитие психосоматических заболеваний у ребенка

Согласно современным представлениям, соматизация рассматривается как незрелая или примитивная психическая защита. «Защита», в данном случае, -это совокупность действий организма, направленных на уменьшение или устранение любого изменения, угрожающего целостности и устойчивости состояния человека. Иными словами, защита необходима для возвращения психики в состояние равновесия. Она необходима для того, чтобы совладать с сильными чувствами: страхом, тревогой, горем, грустью и т.п., или избегать их, а также сохранять чувство собственного достоинства.         Примитивная защитная реакция психики в виде телесного недуга направлена на укрепление границ между «я» как частью психики и внешним миром. Соматическая реакция развивается при очень слабой способности индивида к обработке психического опыта. Потому что телесные проявления более архаичны и первичны, чем мысли, вербальные и аффективные реакции.

Нервные изменения способствуют накоплению аффективного возбуждения и повышению вегетативной активности, а значит изменению динамики кровотока, гормональных выбросов и др. Эти сдвиги, наряду с преимущественным вовлечением центральных механизмов, являются следствием усиленного или болезненного изменения сигналов от внутренних органов и систем. С регуляцией эмоций и контролем функций внутренних органов наиболее тесно связаны лимбическая система и гипоталамус, поэтому расстройства их деятельности, являются важнейшими факторами нарушения нейродинамических процессов в центральной нервной системе и возникновения психосоматических расстройств.

Читайте также:  От чего колит в колене

Дети имеют высокий риск психосоматических расстройств, связанных с такими качествами характера, как низкий порог чувствительности к раздражителям, высокая интенсивность реакций на внешние раздражители, трудности адаптации к изменениям с преобладанием негативных эмоций.

Выявлены личностные особенности, которые чаще всего в различных сочетаниях встречаются практически при всех психосоматических расстройствах. К ним относятся замкнутость, сдержанность, недоверчивость, тревожность, склонность к легкому возникновению фрустраций, преобладание отрицательных эмоций над положительными, низкий уровень интеллектуального функционирования в сочетании с выраженной гиперсоциальностью для достижения высоких результатов. Глубина осознания стрессовых событий и особенности личности, от которых зависит, будет ли событие стрессовым для конкретного человека или нет.

Неблагоприятные семейные факторы влияют на вероятность заболевания. Ребенок имеет тесную психологическую связь с родителями, поэтому практически все важные негативные изменения в их жизни ставят его на грань риска заболевания.

Болезненные симптомы ребенка могут быть единственным выражением распада семьи

Гораздо сложнее понять истоки психосоматических расстройств у детей раннего возраста и выявить замаскированные, соматизированные психические расстройства. Младенцы особенно чувствительны к нарушениям отношений с матерью. Вследствии нарушения гармоничного контакта с матерью из-за ее психологических проблем дети могут реагировать даже остановкой в развитии. Качественные нарушения в поведении матери могут привести к таким симптомам: отказ от кормления, рвота у новорожденных, колики у трехмесячных детей, детская экзема, постоянное и интенсивное покачивание на четвереньках и пр.

Проявление психосоматических заболеваний у ребенка

Среди психосоматических заболеваний выделяют психосоматические реакции, психосоматические функциональные расстройства и психосоматические заболевания.

К психосоматическим реакциям у детей относят реакции, возникающие при воздействии стресса, которые проявляются головными болями, нарушениями сна, энурезом, рвотой, головокружением, тахикардией, отсутствием аппетита.

К этой группе расстройств относится ментальная усталость. Клиническая картина астении проявляется повышенной утомляемостью, дневной сонливостью, слабостью, эмоциональной лабильностью, раздражительностью, импульсивностью и гиперчувствительностью, ослаблением внимания и памяти, головной болью, шумом в ушах, вегетативными проявлениями.

Психосоматические реакции обычно недолговечны. Они возникают непосредственно после того, как дети переживают неприятные или опасные обстоятельства: нападение собаки и т.п.

Функциональные психосоматические расстройства у детей связаны, по-видимому, с более значимым для ребенка или подростка неблагоприятным обстоятельством или повторяющимися трудностями в жизни. Они не сопровождаются повреждением структур органов и систем. Их проявления разнообразны: нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта (анорексия, спазмы желудка, диарея, запоры), сердечно-сосудистой системы (кардиалгия, сердечная дисритмия, артериальная дистония), органов дыхания (одышка, апноэ во сне, “невротический” кашель) и пр.

Специфическая психосоматика (психосоматические заболевания) — язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, атопический дерматит и др., характеризуются структурными нарушениями соответствующих органов и систем.

Для полного клинического обследования ребенка с целью выявления степени риска возникновения психосоматических расстройств используют психологические методы, способные выявить патологическую тревожность субъекта. Это личностные опросники Айзенка, Кеттелла; шкала реактивной и личностной тревожности, тест Спилбергера и Люшера; методика выбора цвета незаконченных предложений; опросники детской тревожности Рейнольдса, Клинединста; семейный паттерн и др.

Лечение психосоматических заболеваний у детей

Осуществление профилактики и лечения детей с психосоматическими расстройствами требует создания необходимых условий. Организация медицинской помощи должна основываться на понимании того, что описанные нарушения являются по существу заболеваниями адаптации. В связи с этим на первое место должен быть поставлен принцип раннего выявления детей с высоким риском расстройств.

Уход за психосоматическими больными должен осуществляться педиатром совместно с терапевтом и психиатром. Лечение должно быть направлено не только на соматическую и психопатологическую симптоматику, но и на коррекцию влияния социально-психологических факторов и психосоматических реакций, возникших у ребенка в ответ на заболевание.

Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей родителям должна быть предложена психологическая поддержка. Посредством собеседований, консультаций у родителей формируется возможности создания доверительных, поддерживающих и эмоционально теплых отношений с детьми, необходимых для профилактики психосоматических расстройств.

Сегодня психологическое обследование и психотерапия ребенка становится реальностью. В связи с этим тесное сотрудничество педиатров, психологов, терапевтов, психиатров должно обеспечить не только диагностику и лечение соматических заболеваний, но и эффективное изучение личностных и психологических трудностей ребенка, от которых зависит успех терапевтического вмешательства.

www.псиблог.рф

Оригинальная статья: Yiming Wang — Psychosomatic diseases in children

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pixabay.com

Ключевые слова: психосоматика, психосоматика у детей, причины болезней у детей, заболевания кожи у детей, заболевания сердца у детей, заболевания у младенцев

Источник