Кори техники групповой психотерапии

Кори техники групповой психотерапии

Эта книга, написанная четырьмя известными американскими специалистами в области групповой психотерапии, семейного и супружеского консультирования, является изложением того, что необходимо сделать ведущему для реализации поставленных перед группой терапевтических задач. Подробно описываются все этапы развития группы, «подводные камни», которые могут подстерегать ведущего в ходе работы, особое внимание уделяется этике ведущего. Обилие примеров делает книгу ценным пособием не только для студентов, но и для опытных специалистов, которые хотели бы углубить и развить свои знания и умения в области группового консультирования и психотерапии.
Для психологов, психотерапевтов, консультантов, психиатров, студентов психологических и медицинских вузов, а также для представителей любых помогающих профессий.

Оглавление

Предисловие ко второму изданию

Глава 1. Роль техник

Как избежать неправильного использования техник
Терапевтические отношения
Выбор техник для различных типов групп
Введение техники
Ведущий как личность
Заключительные комментарии
Вопросы и задания

Глава 2. Этические вопросы использования групповых техник

Подготовка группы и нормы
Мотивация и теоретические установки ведущего
Использование техник как способ избежать чего-либо
Неоправданное давление
Использование двигательных техник
Компетентность в использовании групповых техник
Заключительные комментарии
Вопросы и задания

Глава 3. Техники для подготовки групп

Комплектование групп
Набор участников
Скрининг и отбор участников
Ведение предварительной сессии
Подготовка родителей несовершеннолетних
Постановка целей
Подготовка участников к извлечению максимальной пользы из групповой работы
Подготовка ведущих
Заключительные комментарии
Вопросы и задания

Глава 4. Техники начальной стадии

Характеристики начальной стадии
Обстановка, необходимая для проведения группы
Техники знакомства
Техники фокусирования участников
Техники, устанавливающие доверие
Техники работы с начальным сопротивлением
Техники начала сессии
Техники завершения сессии
Техники самооценки участников
Техники самооценки ведущего
Заключительные комментарии
Вопросы и задания

Глава 5. Техники переходной стадии

Особенности переходной стадии
Примеры способов работы с защитным поведением
Техники работы с «трудными» клиентами
Техники работы с конфликтом
Техники исследования распространенных страхов и сопротивления
Работа с выпадами в адрес ведущих
Заключительные комментарии
Вопросы и задания

Глава 6. Техники рабочей стадии

Особенности рабочей стадии
Работа с темами, возникающими на рабочей стадии
Работа с сильными эмоциями у всех членов группы одновременно
Работа со сновидениями
Работа с проекциями и другими проблемами самоосознавания
Заключительные комментарии
Вопросы и задания

Глава 7. Техники работы на заключительной стадии

Техники завершения сессии
Техники завершения группы
Техники непрерывной оценки и последующей работы
Техники оценки группы
Заключительные комментарии
Вопросы и задания

Глава 8. В двух словах

Рекомендуемая литература

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу https://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Источник

Групповое психологическое консультирование — разновидность психологического консультирования; форма консультативного и терапевтического воздействия,[1] противостоящая индивидуальному психологическому консультированию.

Консультативные группы и групповой процесс[править | править код]

Понятие консультативной группы[править | править код]

Консультативные группы, согласно Джеральду Кори, представляют собой группы, сосредоточенные на межличностной коммуникации и интерактивной обратной связи, а также применении различных методов, относящихся к принципу «здесь-и-сейчас».[2]

Виды консультативных групп[править | править код]

Консультативные группы в значительной степени отличаются от других видов групп, в рамках которых происходит групповая практика и групповой процесс, в частности, они отличаются:[3]

  • от психотерапевтических групп по своим целям. Психотерапевтические группы характеризуются исследованием того, как можно изменить поведение, переживания и мысли клиентов, а также использованием меж- и внутриличностной оценок, диагнозов и интерпретаций для установления связи между материалом прошлого и событиями будущего;[2]
  • от образовательных или темоцентрированных групп, характеризующихся представлением участникам группы и обсуждением в ней знаний и навыков, полученных специалистом где-либо в ходе обучения;[2]
  • от групп, ориентированных на решение задач, которые характеризуются применением принципов групповой динамики, а также практиками/процессами совместного решения групповых проблем, построением команды и программы развития консультирования;[2]
  • от групп самопомощи или групп поддержки, в рамках которых объединяются люди со схожими жизненными трудностями или проблемами, создавая систему поддержки, которая защищает их от психологического стресса и стимулирует изменять свою жизнь. Среди групп самопомощи выделяются, в частности (в американском обществе), такие разновидности:
    • группы, ориентированные на тех, кто хочет усыновить ребёнка — Families Adopting Children Everywhere (FACE).
    • группы для людей, до и после прохождения операций на сердце — Mending Hearts.
    • группы для людей, которые волнуются по поводу потери веса или контроля над весом — Taking Off Pounds Sensibly (TOPS).
    • группы для людей, которые потеряли близкого человека в результате самоубийства — Seasons.
    • группы для тех, кто поражён психической болезнью и хочет расширить свои знания о ней — Alliance for the Mentally Ill (AMI).
    • группы для тех, кто оказался отделённым от супруга/супруги или любимого человека или же разведен — New Beginnings.
    • группы для женщин с раком груди — Reach to Recovery.
    • группы анонимных алкоголиков.
    • и др.
  • от групп краткосрочной групповой работы.

Согласно Дж. Кори, по критерию возраста можно выделить следующие виды консультативных групп:[4]

  • консультативные группы для детей
  • консультативные группы для подростков
  • консультативные группы для студентов и молодёжи
  • консультативные группы для взрослых
  • консультативные группы для пожилых людей

Цели консультативных групп[править | править код]

Согласно Дж. Кори, консультативные группы нацелены на росте и развитии участников группы, и освобождении от всего того, что препятствует этим процессам. Это отличает консультативные группы от групп терапевтических, которые сконцентрированы вокруг восстановления, лечения и реконструкции личности.[5]

Преимущества группового консультирования[править | править код]

Согласно Дж. Кори, у группового консультирования существуют следующие преимуещства (перед индивидуальными формами консультирования):[6]

  • Участники группы могут исследовать свой стиль отношений с другими людьми и приобрести более эффективные социальные навыки (например, учатся заботиться о других или не соглашаться с ними), в частности через эксперименты с альтернативными формами поведения.
  • Члены группы могут обсуждать своё восприятие друг друга и получать обратную связь о том, как их воспринимает группа, и отдельные её участники.
  • Группа в некоторой мере воссоздаёт привычный для её участников мир — социальный микрокосм, образец социальной реальности, и делает это тем сильнее, чем сильнее участники группы различаются по возрасту, интересам, происхождению, социально-экономическому статусу, типам проблем и др.
  • Консультативные группы, как правило, предлагают своим участникам понимание и поддержку, что усиливает готовность членов группы исследовать и разрешать проблемы, с которыми они пришли в группу.

Групповой процесс[править | править код]

Групповой процесс может рассматриваться как мощный катализатор личностных изменений.

Стадии развития консультативной группы[править | править код]

Согласно Дж. Кори, консультативные группы развиваются, и в этом процессе можно выделить следующие стадии:[7]

  • формирование группы
  • ориентационная фаза
  • переходная стадия
  • рабочая стадия
  • стадия объединения и закрепления полученного опыта, сосредоточенная на применении участниками группы полученного в группе, чем бы оно не являлось к повседневной жизни
  • стадия постгрупповых мероприятий и оценки результатов работы группы.
Читайте также:  Корь вакцинация после контакта

Руководство группой и личность консультанта[править | править код]

Джеральд Кори выделяет ряд характеристик, жизненно необходимых эффективному консультанту:[8]

  • эффективное управление группой связано с тем образом жизни, которые консультант на деле демонстрирует группе, а не на тех словах, которые он говорит, но которые им не подкреплены.
  • психологическое (эмоциональное) присутствие — эмоциональное вовлечение консультанта в работу с участниками группы.
  • уверенность в себе, осознание своего влияния на других, и его продуктивное использование.
  • смелость в процессе взаимодействия с членами группы (идти на риск, признавать свои ошибки, а не «укрываться за ролью» консультанта, вступать в продуктивное противостояние, и т. п.)
  • готовность к конфронтации для обеспечения процесса самоисследования у клиентов.
  • искренность и аутентичность.
  • чувство собственной идентичности.
  • вера в групповой процесс и энтузиазм.
  • изобретательность и творчество.

При руководстве группой консультанту необходимо определиться с уровнем, уместностью и полезностью самораскрытия. Согласно Дж. Кори, также как и И. Ялому[9], процесс самораскрытия консультанта должен быть полезен в первую очередь его клиентам. Как он отмечает, при недостаточном самораскрытии консультанта группе, при котором он работает в рамках определённой роли, и чётко очерченной для себя — например, консультанта, он может «прятаться за фасадом» профессионализма, а также потерять в группе личную идентичность. Возможными причинами недостаточного самораскрытия являются: — страхи показаться непрофессиональным или потерять уважение членов группы; — потребность в сохранении дистанции или стремление утвердить определённый тип отношений, например — только отношений консультант/клиент, доктор/пациент — что может редуцировать общение личностей к формальной коммуникации. При слишком сильном самораскрытии группе, консультанты нередко руководствуются потребностью/желанием быть выслушанными и принятыми, или могут быть втянуты к излишней откровенности членами группы.[10]

Навыки и техники ведения группы[править | править код]

При руководстве группой консультант может сталкиваться с т. н. «трудными» членами группы, действия которых следует обычно рассматривать, согласно Дж. Кори, как часть группового процесса, так как это не только вопрос ответственности консультанта, ведущего группу. Чтобы такие участники не истощали группу и не затрудняли продуктивную работу с остальными, нередко оказывается полезным обратить внимание группы на таких, «проблемных» участников, показать им, как они выглядят в глазах других, а также обратить внимание остальных участников группы на их собственные реакции на сопротивляющихся членов группы, а не только сосредотачиваться на работе с ними. При этом, Дж. Кори рекомендует консультанту активно работать с собственной реакцией на сопротивление членов группы, так как при их игнорировании, консультант может оказаться «выключенным» из взаимодействия с группой[11]

Дж. Кори, с опорой на работу Эдвина Дж. Нолана,[12] говорит о следующих навыках эффективного консультанта-руководителя группы:[13]

  • активное слушание — подразумевающее полное внимание к говорящему и чувствительность к коммуникации на вербальном и невербальном уровнях.
  • перефразирование того что говорит говорящий, в частности для того, чтобы смысл сказанного (включающий в себя, в частности чувства мысли, переживания, понимание «проблемы» и отношение к ним) стал понятен ему самому и другим членам группы, а также для предоставления обратной связи участникам группы и сообщению им, что их понимают, а также как-то относятся к тому, что они сообщают.
  • разъяснение — фокусирования внимания на ключевой теме, проблеме и отношении к ней, и всестороннее её осмысление.
  • подведение итогов — сведение воедино важнейших моментов и истории группового взаимодействия, для перехода от одной темы к другой. Особенно важно в конце сессии.
  • вопрос.
  • интерпретация — выраженное в форме гипотезы предложение возможных объяснений участникам группы чего-либо, в частности их мыслей, чувств, поведения их отношения к ним. Может помогать увидеть новые перспективы и альтернативы. Важно предлагать интерпретацию тогда, когда участник группы готов подумать над ней. Консультанту следует быть готовым, что интерпретация может быть отвержена.
  • конфронтация — средство для изменения участников группы. При умелом проведении сфокусирована на несоответствиях, в частности на несоответствиях между вербальными и невербальными сообщениями, которые наблюдаются в группе.
  • отражение чувств — ответ на существенные моменты того, о чём сообщает клиент.
  • поддержка — обеспечение членов группы помощью и подкреплением, когда они раскрывают свою личность, исследуют болезненные чувства или идут на риск; осуществляется с помощью «психологического присутствия».
  • эмпатия, как чувствительность к «внутреннему миру» участников группы.
  • фасилитация — практика расширения группового опыта и помощи членам группы в обогащении своих целей.
  • инициативность — практика предотвращения нахождения и движения группы вне конкретного направления; сосредоточение внимания членов группы на значимой работе.
  • постановка целей — практика помощи участникам группы отобрать, уточнить и согласовать собственные цели.
  • оценивание, также — рефлексия — практика, сопровождающая группу на всех этапах группового процесса, направленная на себя, своё и/или групповое движение/продвижение в ходе группового психологического консультирования.
  • обратная связь — сообщение наблюдений и отношения к различного рода проявлениям и действиям членов группы.
  • совет, предложение — форма взаимодействия, помогающая участникам группы развивать альтернативные способы мышления и действия.
  • защита — умение консультанта предохранять участников группы от излишнего психического или физического риска, связанного с различными аспектами пребывания в группе, не перерастающая в родительскую позицию.
  • самораскрытие — навык и знания консультанта о том, когда, что, как и в какой мере следует открыть о себе, и какой эффект это принесёт группе и её участникам.
  • моделирование — практика обучения межличностной коммуникации в ходе которой, участники группы наблюдая за действиями и проявлениями консультанта, учатся вести себя таким же образом.
  • связывание групповой работы — организация взаимодействия между членами группы, в ходе связывания работы, осуществляемой участниками группы, с темами, рождающимися и выделенными в ходе её работы.
  • блокирование — вмешательство консультанта, в целях прекращения непродуктивного поведения в группе, осуществляемое без нападения на личности, осуществляемое, в частности, если один участник группы вторгается в личный мир другого, задавая и настаивая на ответе на очень личный вопрос, и т. п. Дж. Кори предлагает блокировать такие поведенческие паттерны, как:

    • «козёл отпущения» — члены группы «ополчились» на конкретного человека и выражают свои чувства неприемлемым способом.
    • групповое давление — давление одних участников группы на других, для достижения определённых действий с их стороны или осуществления изменений. Блокирование в данном случае возможно через предоставление обратной связи.
    • вопрос — участникам группы, задающим слишком много вопросов или допрашивающих других можно предложить сформулировать вместо вопросов прямые утверждения.
  • завершение — знание и умение консультанта о том, когда и как завершить работу с участником группы или группой в целом.

Подходы к групповому психологическому консультированию[править | править код]

См. также[править | править код]

  • Психологическое консультирование
  • Психологическая помощь
  • Групповая психотерапия

Литература[править | править код]

  • Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Джеральд Кори; пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Эксмо, 2003. — 640 с. — (Серия «Искусство консультирования»). — ISBN 5-699-02457-3.
  • Лысенко Е. М., Молодиченко Т. А. Групповое психологическое консультирование: краткий курс лекций : учебное пособие. — Москва: Владос-Пресс, 2006. — 159 с. — (Серия «Психология»). — ISBN 5-305-00177-3.
Читайте также:  Если в детстве привит от кори

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Кори Д. Теория и практика группового консультирования / пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Эксмо, 2003. — С. 6.
  2. 1 2 3 4 Кори Д. Теория и практика группового консультирования / пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Эксмо, 2003. — С. 110—112.
  3. ↑ Кори Д. Теория и практика группового консультирования / пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Эксмо, 2003. — С. 23-32.
  4. ↑ Кори Д. Теория и практика группового консультирования / пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Эксмо, 2003. — С. 21-23.
  5. ↑ Кори Д. Теория и практика группового консультирования / пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Эксмо, 2003. — С. 23.
  6. ↑ Кори Д. Теория и практика группового консультирования / пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Эксмо, 2003. — С. 20-21.
  7. ↑ Кори Д. Теория и практика группового консультирования / пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Эксмо, 2003. — С. 121—180.
  8. ↑ Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 45-50.
  9. ↑ Ялом И. Групповая психотерапия. Теория и практика. — М.: Эксмо-Пресс, 2000.
  10. ↑ Кори Д. Теория и практика группового консультирования / пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Эксмо, 2003. — С. 52-54.
  11. ↑ Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Эксмо, 2003. — С. 54-55.
  12. ↑ Nolan E. J. Leadership Interventions for Promoting Personal Mastery // Jornal for Specialists in Group Work. — 1978. — 3 (3). — P. 132—138.
  13. ↑ Кори Д. Теория и практика группового консультирования / пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 57-71.

Источник

Бостонский хирург-пульмонолог Джозеф Херши Пратт, занимавшийся терапией туберкулёза, в какой-то момент своей практики решил лечить не болезнь, а самих пациентов. Он предположил, что их психологическое состояние играет одну из важнейших ролей в развитии и течении инфекции. Так как возможности работать с заболевшими по одному не было, организовал групповые сеансы. Уже через месяц стало понятно, что, по сравнению с индивидуальными, они показали более высокие результаты. Люди чувствовали себя гораздо лучше, шли на поправку.

Это произошло в 1905 году. С тех пор начало активно развиваться новое направление — групповая психотерапия. Родоначальником по праву считается Джозеф Херши Пратт. После своей столь успешной практики с туберкулёзными больными он теоретически обосновал полученные положительные результаты. А спустя несколько лет разработал методику ГП для тех, кто не страдает физическими заболеваниями.

Что это такое

Кори техники групповой психотерапии

Групповая психотерапия — это один из лечебных методов, предполагающий создание отдельной группы людей для устранения психологических и частично физиологических расстройств под руководством психотерапевта. В отличие от индивидуального подхода, решает проблемы пациента на основании раскрытия его сущности в процессе межличностного общения.

Из истории

Идея Пратта была подхвачена румынским психиатром, психологом и социологом Джекобом Леви Морено. Основатель психодрамы и социометрии впервые употребил термин «групповая психотерапия». Активно применял её на практике. Пика популярности направление достигло в послевоенные годы (вторая половина 40-х гг. XX в.). Больниц в разрушенных городах не хватало, а количество нуждающихся в психотерапевтической помощи было огромным. Поэтому повсеместно организовывались общие сеансы сразу для нескольких человек.

В 60-е годы XX в. направление было значительно расширено и стало активно применяться для лечения клинических случаев. Огромное значение ей придавал американский гуманист Карл Роджерс, создатель знаменитой «я-концепции». Он ввёл понятие «энкаунтер-группы», тем самым заложив основы антиавторитарной недирективной психотерапии.

Понятия

Существует три смежных понятия, которые в источниках часто путаются, что является грубейшей ошибкой.

Групповая психотерапия

Небольшая (до 20 человек) группа создаётся специально. Чаще всего в неё входят люди с похожими проблемами. Отличительная черта — активное взаимодействие. Они вступают в контакт друг с другом, общаются, делятся переживаниями. Психотерапевт направляет, даёт задания, иногда может отстраняться, чтобы наблюдать со стороны.

Коллективная психотерапия

Группа создаётся специально, объединяет людей с похожими проблемами. Может включать 50 и даже больше человек. Участники практически не взаимодействуют друг с другом, их роль больше похожа на зрителя. Психотерапевт — в центре внимания, ведёт всю работу: рассказывает, внушает, убеждает и т. д.

Психотерапия в группе

Группа не создаётся специально, так как уже существует. Это может быть семья, класс, трудовой коллектив, однокурсники. Чаще всего решается одна глобальная проблема — межличностный конфликт сразу между несколькими участниками. Задача психотерапевта — организовать работу так, чтобы не усугубить ситуацию, а наоборот — наладить отношения.

Виды, направления

Некоторые направления в психотерапии изначально были созданы как групповые: социодрама, психодрама, психогимнастика. Они не существуют вне этого метода. Другие концепции также активно применяют эту форму работы: экзистенционализм, гештальт-терапия, арт-терапия и т. д. Даже клиент-центрированные ответвления прибегают к её помощи, признавая, что человек — существо социальное и наиболее полно раскрывается только на фоне общения и контактирования с другими людьми.

В 1982 году известный практикующий психолог и психотерапевт Кьел Эрик Рудестам выпустил книгу «Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика». Несмотря на то, что с тех пор прошло почти 30 лет, на сегодняшний день это максимально полная энциклопедия всех психотерапевтических школ, направлений и концепций, использующих в своей работе ГП (с примерами и техниками):

  • гештальт-терапия;
  • психодрама;
  • транзакционный анализ;
  • телесно-ориентированная терапия;
  • танцевально-двигательная терапия;
  • темоцентрированная терапия;
  • арт-терапия;
  • бихевиоризм и др.

В своей монументальной работе Рудестам также рассматривает несколько видов групп:

  • Т-группа (тренинговая) — эмоциональное сопереживание другим людям;
  • энкаутер (группа встреч и направлений) — самопознание, установление тесного контакта с другими, реализация личностного потенциала;
  • гештальт — обретение внутреннего контроля, развитие способности брать на себя ответственность за собственные эмоции и поступки;
  • тренинга умений — освоение различных форм поведения «здесь и теперь», побуждение каждого участника группы к реакции на действия других;
  • и др.

В 2011 году американский психиатр и психотерапевт, профессор психиатрии Стэнфордского университета Ирвин Дэвид Ялом выпустил книгу «Стационарная групповая психотерапия».

Кори техники групповой психотерапииКнига Ирвина Ялома «Стационарная групповая психотерапия»

Нельзя сказать, что он создал новое направление или добавил в него нечто принципиально авторское. И ранее в условиях больниц организовывали подобные сеансы в дополнение к основному курсу лечения. Однако он всё это обобщил, систематизировал и подробно описал практическое применение:

  • эффективность;
  • общие принципы;
  • цели;
  • предполагаемый состав и размер групп;
  • стратегии и техники ведения;
  • подход «здесь и сейчас»;
  • проблемные ситуации: быстрая смена пациентов, эксцентричные инциденты;
  • рабочие модели высокоуровневой и низкоуровневой стационарных групп психотерапии.

На сегодняшний день «Стационарная групповая психотерапия» Ялома является настольной книгой всех, кому приходится работать с клиническими диагнозами в условиях больничных палат.

Цели и задачи

Главная цель групповой психотерапии — раскрыть внутренние конфликты, противоречия, проблемы пациента на основании анализа его межличностного взаимодействия в группе. Благодаря поставленным задачам, которые решаются сообща, практически на автомате происходит коррекция неадекватных установок, преодоление эмоциональных и поведенческих паттернов. Но нужно иметь в виду, что каждая концепция вносит в эту цель свою специфику:

  • гештальт — обучение самоконтролю при общении с другими;
  • психодрама — развитие творческого потенциала;
  • телесно-ориентированная — снять панцири посредством физического контакта и т. д.
Читайте также:  Осложнения после кори если нет прививки

На пути к достижению основной цели групповая психотерапия решает три основные задачи:

  1. Самопонимание — осознание собственных мотивов, которые управляют поведением.
  2. Выработка позитивного отношения к себе.
  3. Саморегуляция — контроль своих мыслей, поведения, действий.

В процессе решения данных задач у пациента формируется адекватное самосознание за счёт межличностного общения с другими и групповой динамики.

Основные понятия

Динамика — цикл жизнедеятельности группы, включающий все протекающие в ней процессы, межличностные контакты, распределение ролей, взаимозависимость участников.

Нормы — стандарты поведения, определяющие взаимоотношения в группе: искренность, открытость, принятие других, толерантность, отсутствие критики, активность.

Роли — степень влияния участников друг на друга:

  • альфа — лидер, ведёт за собой, побуждает к активности, направляет, придает уверенность;
  • бета — эксперт, обладающий знаниями, необходимыми в различных ситуациях, вызывает уважение, консультирует;
  • гамма — аноним, ведёт себя пассивно, но при этом адаптируется к условиям, приспосабливается, считает себя лидером;
  • омега — отстранённый, закрытый, мало контактирующий с другими.

Сплочённость — необходимость работать в одной команде для решения общих задач. Напряжение — противоположное понятие, обозначающее несовпадение интересов и взглядов, нарушение стандартов поведения в группе, нарастание конфликта.

Проекция — наложение прошлых межличностных стереотипов на новые, которые принесли с собой и озвучили другие участники.

Подгруппы — неформальная разбивка основной на группы на более мелкие. В основе могут лежать возрастные, половые или интеллектуальные принципы.

Фазы развития — этапы процесса, характеризующиеся специфической активностью и выполняющие нужные психотерапевту функции:

  • I фаза — формирование группы, адаптация к новым условиям, знакомство, псевдоинтеграция, регрессия и неуверенность;
  • II фаза — возрастание активности, борьба за лидерство, распределение ролей, бунт против психотерапевта;
  • III фаза — принятие норм, действующих в группе, спад напряжения, установление личностных контактов, раскрытие, сплочённость, сотрудничество;
  • IV фаза — активная работа, эмоциональная поддержка, решение основных проблем, переоценка приоритетов.

На первые три фазы обычно уходит по 10% от общего количества сеансов, на последнюю — 70%. Например, если курс лечения состоит из 10 встреч, первые три соответствуют первым трём фазам, остальные 7 — последней. Но это идеальная схема, работающая только в том случае, если группы сформированы правильно и среди них нет участников с открытым девиантным поведением.

Принципы

Кори техники групповой психотерапии

Групповая психотерапия основывается на 10 принципах.

  1. Информированность: даются советы и инструкции, как себя вести и что делать.
  2. Универсальность: убедить клиента, что его проблемы не уникальны и присущи другим людям.
  3. Сплочённость: совместное решение проблем.
  4. Альтруизм: готовность помогать друг другу.
  5. Общение: доверительные беседы, обсуждение, формы обратной связи, ролевые игры.
  6. Переоценка ценностей: знакомство с другими взглядами на решение проблемы, сравнение со своими, их коррекция.
  7. Надежда: каждый участник должен быть уверен в эффективности занятий.
  8. Множественный перенос: создание тесных, почти семейных отношений внутри команды.
  9. Подражание лидерам и экспертам.
  10. Катарсис: эмоциональный взрыв, максимальное раскрытие личности, когда наружу выходит боль, копившаяся внутри долгое время.

Все эти принципы можно чётко проследить по работе правильно сформированной группы. Именно они приводят к положительному результату и полному выздоровлению.

Методы, техники, приёмы

В зависимости от направления, в котором работает психотерапевт, выделяют следующие методы групповой психотерапии.

Групповая дискуссия

Обсуждение единой для всех участников проблемы, выяснение личностных аспектов её решения для каждого отдельно. Групповая дискуссия может быть:

  • интеракционной — направленной на выяснение межличностных отношений;
  • биографической — знакомство с историей каждого участника;
  • тематической — обсуждение наболевших, актуальных тем.

Психодрама

Организуется ролевая игра на тему, связывающую всех участников, где каждый представляет собственное видение ситуации. Включает три этапа:

  1. Разогрев — распределение ролей.
  2. Психодраматическое действие.
  3. Обсуждение.

Психогимнастика

Предполагает общение, разыгрывание ролей без слов — с помощью только движений и мимики.

Проективный рисунок

Как и психогимнастика, невербальный метод групповой психотерапии. Всем участникам раздаются листы бумаги, средства для рисования и объявляется тема, созвучная с основной проблемой. На рисунок отводится полчаса, после чего каждой иллюстрации уделяется время, она становится центром дискуссии.

Музыкотерапия

На сеансах групповой активной музыкотерапии участники сочиняют собственные произведения. Затем обсуждают их, рассказывают о тех эмоциях, под впечатлением которых они написаны. На пассивных занятиях организуется прослушивание известных арий, опер, песен, мелодий с последующей дискуссией о них.

В зависимости от выбранного метода, психотерапевт использует различные техники: ролевая игра, беседа, дискуссия, повторы, метафоры, анализ сновидений, отражение аффекта и т. д.

Практика

Кори техники групповой психотерапии

Все групповые сеансы психотерапии проходят по разному сценарию. Иногда даже психотерапевт не в силах предугадать, что произойдёт на том или ином занятии. Ведь каждый участник привносит что-то своё в решение общей проблемы. Однако перед началом все должны получить ряд инструкций, отражающих нормы поведения, нарушать которые категорически запрещается:

  • проблема — одна на всех, нельзя её центрировать на себе;
  • но у каждого она обросла личностными факторами, в которых следует разобраться;
  • нужно учиться слушать и слышать других;
  • нельзя критиковать других за иной взгляд и отношение к одной и той же проблеме.

Для каждой отдельно сформированной группы психотерапевт прописывает свои правила, так как знает личностные особенности участников. С ними он знакомит клиентов на предварительной индивидуальной консультации.

Обычно в группы набирается от 5 до 20 человек. Всего требуется минимум 4 сеанса, максимальное количество не ограничено: пока участники желают встречаться и работать вместе, назначаются новые занятия до полного выздоровления всех. Некоторые покидают команду раньше остальных, если уже приходят к осознанию выхода и переоценке ценностей.

Пример из практики. От женщины ушёл муж, из-за чего она страдала депрессией, осложнённой навязчивыми идеями. Она преследовала одну цель — вернуть его любыми способами. Все попытки наладить отношения терпели крах, и каждая из них только ухудшала её состояние. Индивидуальные сеансы психотерапии показали свою неэффективность, и её включили в группу женщин, переживавших такую же трагедию. И тут она неожиданно для себя увидела совершенно иное решение своей проблемы. Другие нашли в себе смелость развестись и учились жить заново без мужа. Несмотря на то, что им тоже было плохо, в целом, они признавали, что им стало легче дышать, когда они перестали тешить себя напрасной надеждой вернуть былые отношения. Уже через 3 сеанса её жизнь переменилась и она пошла на поправку.

Если даже один участник так и не смог решить внутреннюю проблему, считается, что психотерапевт со своей задачей не справился.

На сегодняшний день групповые сеансы психотерапии практикуются повсеместно представителями разных направлений, начиная от экзистенционализма и заканчивая психоанализом. Они успешны в лечении даже запущенных расстройств личности и поведения.

Читайте также: Как выбрать психотерапевта

Источник