Ледокол что делает лед колит
Этот вопрос можно часто всретить под новостями о закладке/спуске
на воду ледоколов, особенно атомных. Мол, никто не строит — а зачем мы вбухиваем на них миллиарды долларов?
1) Ледоколы нужны для обслуживания Северного морского пути. Дело
в том, что судоходство по Северном морскому пути является самым
коротким, дешевым и безопасным путем из Европы в Азию. Во льдах
не бывает ни волн, ни штормов — за всю историю потерпели крушение
всего 8 пароходов и не погибло одного человека (для сравнения:
ежегодно в мире идут ко дну порядка 700 судов). Кроме того, СМП
имеет колоссальное значение для логистики Крайнего Севера.
В 2010 году транзитные перевозки по СМП составили около 110 тыс.
тонн (проведено 4 судна).
В 2011 году транзитные перевозки по СМП составили более 820 тыс.
тонн (проведено 34 судна).
В 2012 году транзитные перевозки по СМП за летне-осеннюю
навигацию составили 1,26 млн тонн. (проведено 46 судов).В
этом же году состоялась первая в мире перевозка сжиженного
природного газа (СПГ) по СМП. Танкер-газовоз Ob River перевёз
134500 м3 газа
из Норвегии в Японию.
В 2013 году перевозка различных грузов по Северному морскому пути
составляла 2,8 млн тонн, из них генеральных грузов — 1,6 млн
тонн. Транзитные перевозки составляли 1,18 млн тонн.
В 2014 году произошло падение транзитных перевозок, но зато
резкое увеличение перевозки генеральных грузов. Генеральных
грузов по СМП перевезено 2,5 млн. тонн, что на 53,9% превышает
показатель 2013 года. Тоннаж же транзитных грузов сократился
в 4,3 раза до 274,3 тыс. тонн.
2) Арктика — лакомый кусок современной геополитики. Своими
запасами нефти и газа она привлекает «арктическую пятерку»
(Россию, США, Канаду, Данию, Норвегию) и Китай. По подсчетам
Управления энергетической информации США (EIA), на дне Северного
Ледовитого океана может содержаться до 412 млрд баррелей
нефтяного эквивалента — это почти четверть мировых запасов
углеводородов. При этом 78% из них — природный газ, большее
количество которого находится в российском секторе Арктики, а самые большие запасы нефти — на Аляске.
Запасы российских арктических шельфов равняются десяткам млрд
тонн нефти и кубометров газа. Уже сейчас заключены контракты на вывоз 18 млн тонн сжиженного газа, а в 2018 году начнется вывоз
газа по проекту «Ямал СПГ».
3) Жизненно важной задачей для страны также является
необходимость круглогодичного военного присутствия ВМФ РФ в полярных водах. Стратегическое значение арктического региона
для обеспечения обороноспособности страны определяется тем, что
именно через него проходят самые короткие воздушные маршруты из Северной Америки в Евразию и обратно. То есть гипотетический
обмен ракетными ударами между Россией и США должен состояться
через воздушное пространство Арктики и ближний космос над ней.
Соответственно, Арктика становится передовым рубежом
противоракетной и противовоздушной обороны. В последние годы
Северный флот ежегодно совершает арктические походы с привлечением атомных ледоколов. Так, в сентябре 2013 года
была проведена операция по восстановлению аэродрома «Темп» на острове Котельный. В операции участвовали ледоколы «50 лет
Победы», «Вайгач», «Таймыр», «Ямал» и ракетный крейсер «Петр
Великий».
Таким образом, ледоколы играют ключевую роль в обеспечении
обороны, логистики и экономической деятельности севера страны.
Ппрричем наибольшую ценность имеют именно атомные ледоколы,
которые благодяря наличию ядерного реактора имеют неограниченную
автономность и более года могут не заходить в порт, а также
огромную мощность, что позволяет проламывать льды толщиной до 3
метров.
И хотя Россия обладает крупнейшим в мире ледокольным флотом -34
эксплуатируемых ледокола, 4 в постройке и 9 в проектировании
(для сравнения — сСвместный флот Финляндии, Швеции и Дании
насчитывает 20 кораблей, а у Канады и США их 12 и 9
соответственно), эксплуатируются они крайне активно.
Так, в итоге навигации 2014 года выяснилось, что потребность в ледоколах-атомоходах составляла 40 рабочих месяцев, что близко к максимально допустимой нагрузке. План развития региона
подразумевает рост этого показателя в навигацию 2018 года до 45
рабочих месяцев, что сделало необходимым расконсервацию еще
одного судна типа «Арктика» — ледокола «Советский союз».
В настоящий же момент у России 4 действующих атомных
ледокола из которых два («Таймыр» и «Вайгач») были построены
еще при СССР в Финляндии. Из шести построенных ледоколов типа
«Арктика» на сегодняшний день два находятся в работе, два ждут
утилизации, а еще два ждут решения о своей участи.
Более того, к 2020 году из 4 действующих ледоколов у трех
(«Вайгач», «Ямал» и «Таймыр») закончится 30-летний срок службы,
который и так был продлен.
Поэтому одной из важнейших задач российского судостроения
является поддержание численности атомного ледокольного флота.
В настоящий момент в России строится три новых атомных ледокола
проекта ЛК-60Я (проект 22220). Этот корабль уникальный. Он имеет
балластные цистерны, которые, заполняясь, меняют осадку корабля с 8,5 м до 10,5 м в зависимости от того, что ему на данном этапе
важнее: мореходность и вес, либо способность передвигаться по мелководью. Одновременно с этим мощность корабля станет даже выше
чем у атомохода «Арктика». Она будет составлять 60 МВт при
водоизмещении 33 600/24 800 тонн.
В ноябре 2015 года был окончен монтаж реакторной установки
ледокола «Арктики», и корабль имеет все шансы попасть в строй к 2019 году, а «Сибирь» по плану вступит в строй в 2020 году. Между
тем, именно в 2018 году должен быть списан «Таймыр», а в 2020
второй корабль проекта — «Вайгач».
Третий корабль серии заменит один из старых ледоколов типа
«Арктика» (скорей всего «Советский Союз»). Тем не менее, расчеты
показывают, что для обеспечения планов по перевозкам грузов по СМП (15 млн тонн СПГ, 8-10 млн тонн нефти, до 8 млн тонн угля и
т.д.) потребуется постройка в первой половине 2020-х еще как
минимум двух кораблей данного типа.
Также обновляется флот дизель-электрических ледоколов. На смену
старым ледоколам типа «Ермак» и «Капитан Сорокин» идут ледоколы
проекта 21900 «Москва» (4 построено, 1 строится) и проекта 22600
(gредполагается серия из трех единиц). Таким образом, Россия к 2020-2022 году будет иметь обновленный линейный
дизель-электрический ледокольный флот из 8 кораблей отечественной
постройки.
Но ведь льды тают?
Изменение площади льда в арктике имеет разнонаправленную
тенденцию — она то увеличивается, то уменьшается.
В начале августа 2007 года, за месяц до конца сезона таяния, было
зарегистрировано самое большое сокращение арктического льда за всю историю наблюдений — более миллиона квадратных
километров. Был достигнут годовой минимум льда в размере 4,28 млн
квадратных километров.
С 2008 по 2011 год минимум морского льда в Арктике был выше, чем
в 2007 году, но он, тем не менее, не вернулся к уровню предыдущих
лет. В конце августа 2012 года, за 3 недели до конца сезона
таяния, был зафиксирован новый рекорд минимума льда.Минимум был
достигнут 16 сентября 2012 года и составил 3,41 млн
квадратных километров, или на 760 000 квадратных километров
меньше предыдущего минимума 18 сентября 2007 года. Однако в 2013 году темпы таяния льда существенно меньше чем в 2010-2012, в мае и июне 2013 площадь льда была близкой к норме,
после достижения минимума в 5 млн квадратных километров
(против 3,4 в 2012), вновь начала расти. Аналогично, в 2014
площадь льда была больше чем в 2008-12, составив 5,0 млн.
квадратных километров, что близко к норме 1979-2010 (около 6,0
млн квадратных километров).
Необходимо также учитывать, что ранее 1979, когда спутниковые
наблюдения не велись, также наблюдались очень малоледовитые
периоды, один из которых в 1920—1940 годы также вызвал дискуссии
о потеплении Арктики.
Источник
Ïîõîæèå ïîñòû
Ìàì, íå ðàññòðàèâàéñÿ!
Íà íîâîì, ñàìîì ìîùíîì â ìèðå ðîññèéñêîì óíèâåðñàëüíîì àòîìíîì ëåäîêîëå «Àðêòèêà» çàïóñòèëè ðåàêòîðíóþ óñòàíîâêó, ñîîáùèë ÐÈÀ Íîâîñòè ïðåäñòàâèòåëü ãîñêîðïîðàöèè «Ðîñàòîì».
Ýòî îçíà÷àåò, ÷òî íà÷àëàñü óïðàâëÿåìàÿ öåïíàÿ ÿäåðíàÿ ðåàêöèÿ è âûâîä ðåàêòîðà íà ìèíèìàëüíûé óðîâåíü ìîùíîñòè, äîñòàòî÷íûé äëÿ êîíòðîëÿ çà ðåàêöèåé.
«Äàëåå, ïîñëå íåîáõîäèìûõ èñïûòàíèé, ñîñòîèòñÿ âûâîä ðåàêòîðîâ íà ýíåðãåòè÷åñêèé óðîâåíü ìîùíîñòè. À çàòåì ïðåäñòîèò íà÷àòü è õîäîâûå èñïûòàíèÿ «Àðêòèêè», äîáàâèë ïðåäñòàâèòåëü ãîñêîðïîðàöèè.
Íà ëåäîêîëå óñòàíîâëåíà íîâàÿ ðîññèéñêàÿ ðåàêòîðíàÿ óñòàíîâêà ÐÈÒÌ-200 èç äâóõ ÿäåðíûõ ðåàêòîðîâ òåïëîâîé ìîùíîñòüþ 175 ìåãàâàòò êàæäûé. Åå îñíîâíîå ïðåèìóùåñòâî â êîìïàêòíîñòè è ýêîíîìè÷íîñòè. Óíèêàëüíàÿ êîìïîíîâêà óñòàíîâêè ïîçâîëÿåò ðàçìåñòèòü îñíîâíîå îáîðóäîâàíèå âíóòðè êîðïóñà ïàðîãåíåðèðóþùåãî áëîêà. Ðàçðàáîò÷èê ÐÈÒÌ-200 íèæåãîðîäñêîå «ÎÊÁÌ Àôðèêàíòîâ».
Ôåäåðàëüíîå ãîñóäàðñòâåííîå ïðåäïðèÿòèå àòîìíîãî ôëîòà îáúÿâèëî òåíäåð íà ñòðîèòåëüñòâî òðåòüåãî è ÷åòâåðòîãî ñåðèéíûõ àòîìíûõ ëåäîêîëîâ ïðîåêòà 22220 «Àðêòèêà». Èíôîðìàöèÿ ðàçìåùåíà íà ïîðòàëå ãîñçàêóïîê.
ÔÃÓÏ àòîìíîãî ôëîòà îáúÿâèëî òåíäåð «íà âûïîëíåíèå ðàáîò ïî ñòðîèòåëüñòâó òðåòüåãî è ÷åòâåðòîãî ñåðèéíûõ óíèâåðñàëüíûõ àòîìíûõ ëåäîêîëîâ ïðîåêòà 22220». Ñòîèìîñòü êîíòðàêòà íà ïîñòðîéêó äâóõ ëåäîêîëîâ ñîñòàâëÿåò 100,059 ìèëëèàðäà ðóáëåé. Ñîîáùàåòñÿ, ÷òî ýòî ìàêñèìàëüíàÿ öåíà è ïîâûøàòüñÿ îíà íå áóäåò. Ñðåäñòâà íà ñòðîèòåëüñòâî áóäóò âûäåëÿòüñÿ êàê èç ãîñóäàðñòâåííîãî áþäæåòà, òàê è èç äðóãèõ èñòî÷íèêîâ.
Èòîãè òîðãîâ áóäóò ïîäâåäåíû 6 àâãóñòà. Ïîáåäèòåëü òåíäåðà äîëæåí áóäåò ïîñòðîèòü îäèí ëåäîêîë íå ïîçäíåå 20 äåêàáðÿ 2024 ãîäà, âòîðîé — íå ïîçäíåå 20 äåêàáðÿ 2026 ãîäà.
 íàñòîÿùåå âðåìÿ íà Áàëòèéñêîì ÑÑÇ â Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå âåäåòñÿ ñòðîèòåëüñòâî ãîëîâíîãî àòîìíîãî ëåäîêîëà ïðîåêòà 22220 «Àðêòèêà», à òàêæå ïåðâîãî è âòîðîãî ñåðèéíûõ — «Ñèáèðü» è «Óðàë». Âñå òðè ëåäîêîëà ñïóùåíû íà âîäó è íàõîäÿòñÿ â äîñòðîéêå, íà ãîëîâíîé «Àðêòèêå» çàãðóæåíî ÿäåðíîå òîïëèâî.
Îñîáåííîñòüþ ëåäîêîëîâ ïðîåêòà 22220 ÿâëÿåòñÿ èñïîëüçîâàíèå ïåðåìåííîé îñàäêè ïðè ïîìîùè áàëëàñòíûõ öèñòåðí. Äâóõîñàäî÷íûå êîðàáëè ìîãóò ðàáîòàòü êàê íà ãëóáîêîé âîäå, òàê è íà ìåëêîâîäüå â ðóñëàõ ðåê, ïðåîäîëåâàÿ ëåä òîëùèíîé äî 3-õ ìåòðîâ áåç ïîòåðè õîäà.
Èñòî÷íèê
Ýòî âèäåî áûëî ñíÿòî â Ñåâåðíîì Ëåäîâèòîì îêåàíå â ìàðòå 2018 ãîäà. Çà 7 äíåé ñúåìî÷íàÿ ãðóïïà ïðîøëà ÷åðåç Áàðåíöåâî ìîðå â Êàðñêîå âîêðóã àðõèïåëàãà Íîâàÿ Çåìëÿ íà àòîìíîì ëåäîêîëå «ßìàë» ìû âèäåëè ñåâåðíîå ñèÿíèå è áåëûõ ìåäâåäåé, ïîíàáëþäàëè çà òåì, êàê áóêñèðóþò çàñòðÿâøèå âî ëüäó ñóäà, è î÷åíü çàìåðçëè.
 ðîëèêå ìîæíî óâèäåòü äâà ðîññèéñêèõ ëåäîêîëà «50 ëåò Ïîáåäû» è «ßìàë» ñ ìîùíîñòüþ 75000 ëîøàäèíûõ ñèë è îòëè÷èòåëüíîé àêóëüåé ïàñòüþ, êîòîðàÿ ïîÿâèëàñü íà íåì â 1994 ãîäó âî âðåìÿ îäíîé èç äåòñêèõ ãóìàíèòàðíûõ ïðîãðàìì. Ïî ëåãåíäå, êòî-òî ïðåäëîæèë íàðèñîâàòü íà íîñîâîé ÷àñòè óëûáàþùóþñÿ àêóëüþ ïàñòü, ÷òîáû äåòÿì áûëî âåñåëåå.  íàñòîÿùåå âðåìÿ Ðîññèÿ îáëàäàåò åäèíñòâåííûì â ìèðå ôëîòîì èç àòîìíûõ ëåäîêîëîâ. Èõ èñïîëüçóþò äëÿ îáåñïå÷åíèÿ ïðîâîäêè ñóäîâ â àêâàòîðèè Ñåâåðíîãî ìîðñêîãî ïóòè â çàìåðçàþùèå ïîðòû ÐÔ, íàó÷íî-èññëåäîâàòåëüñêèõ ýêñïåäèöèé, àâàðèéíî-ñïàñàòåëüíûõ îïåðàöèé è òóðèñòè÷åñêèõ êðóèçîâ.
Ïîìèìî ýêñòðåìàëüíûõ ïîãîäíûõ óñëîâèé ñúåìêè îñëîæíÿëèñü òåì, ÷òî ëåäîêîë âñå âðåìÿ íàõîäèëñÿ â äâèæåíèè. À åñëè êâàäðîêîïòåð DJI Inspire 2 ïðîëåòàë íàä ðàäèîëîêàöèîííîé âûøêîé, òî ôàéë ñ çàïèñüþ ïîâðåæäàëñÿ.
info@timelab.pro
«Àíäðåé Âèëüêèöêèé» è «Àëåêñàíäð Ñàííèêîâ» îáåñïå÷èâàþò áåçîïàñíûé ïîäõîä òàíêåðîâ ê àðêòè÷åñêîìó òåðìèíàëó è ñïîñîáíû âûïîëíÿòü øèðîêèé ïåðå÷åíü çàäà÷ â òÿæ¸ëûõ ëåäîâûõ óñëîâèÿõ: øâàðòîâíûå îïåðàöèè, áóêñèðîâêó, çàùèòó «Âîðîò Àðêòèêè» îò óäàðíûõ âîçäåéñòâèé ëüäà.
Ïîõîæèå ïîñòû çàêîí÷èëèñü. Âîçìîæíî, âàñ çàèíòåðåñóþò äðóãèå ïîñòû ïî òåãàì:
Источник