Ликвидация кори до 2010 г приказ

Действующий

Последние 7 лет в России регистрируются низкие показатели заболеваемости корью. В 2002 году показатель составил 0,42 на 100 тыс. населения, в 54 регионах заболевания корью вообще не регистрировались, а в 27 — имели место единичные случаи. Снижение заболеваемости корью в стране обусловлено увеличением охвата прививками живой коревой вакциной детей в декретированные сроки.

В целях реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году приказываю:

1. Считать ликвидацию кори в Российской Федерации к 2010 году приоритетной задачей здравоохранения.

2. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России, Управлению организации медицинской помощи матерям и детям Минздрава России, Федеральному центру госсанэпиднадзора Минздрава России, ГУ «Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Минздрава России», главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации организовать работу по реализации «Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 г.».

3. Директору ГУ «Санкт-Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера Минздрава России» А.Б. Жебруну, главным врачам центров госсанэпиднадзора с функциями контроля за корью совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации определить ответственное лицо за реализацию «Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году». О принятом решении информировать Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России до 01.05.2003 с указанием фамилии, должности и контактного телефона.

4. Главным врачам центров госсанэпиднадзора с функциями контроля за корью, директору ГУ «Санкт-Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера Минздрава России» А.Б. Жебруну:

4.1. Обеспечить направление в ГУ «Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского» Минздрава России:

— ежемесячно (не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным) сведений о заболевших корью в разных возрастных группах населения по каждой прикрепленной территории и по курируемому региону в целом;

— ежегодно (не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным) отчета о результатах серологических исследований в индикаторных группах населения по каждой прикрепленной территории и по курируемому региону в целом.

4.2. Обеспечить внедрение в практику работы вирусологических лабораторий «Руководства по лабораторной диагностике кори», рекомендованного Всемирной организацией здравоохранения.

5. Главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

5.1. Обеспечить выявление, диагностику, лабораторное обследование больных корью и подозрительных на это заболевание в соответствии со стандартным определением случая заболевания корью (Приложение N 1), Рекомендациями по выявлению, диагностике, лабораторному обследованию и регистрации больных корью и подозрительных на это заболевание (Приложение N 2), комплексом противоэпидемических мероприятий в очагах кори и очагах, подозрительных на это заболевание, в соответствии с перечнем противоэпидемических мероприятий в очаге коревой инфекции (Приложение N 3), Правилами сбора, хранения и транспортировки образцов сыворотки крови и вируссодержащих материалов (Приложение N 4).

5.2. Организовать и проводить плановые серологические исследования с целью изучения состояния специфического иммунитета в индикаторных группах населения (серомониторинг) (Приложение N 5).

6. Главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации обеспечить:

6.1. Контроль за своевременностью и полнотой выявления, диагностики, лабораторного обследования и регистрации больных корью и подозрительных на это заболевание, проведением комплекса противоэпидемических мероприятий в очаге коревой инфекции.

6.2. Контроль за своевременностью и полнотой иммунизации населения против кори, организацией и проведением плановых серологических исследований с целью определения иммунитета населения к вирусу кори.

7. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России, Федеральному центру госсанэпиднадзора Минздрава России, ГУ «Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Минздрава России» организовать региональные совещания по вопросам реализации «Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году».

8. ГУ «Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Минздрава России»:

8.1. Организовать работу по генотипированию штаммов вируса кори, циркулирующих на территории Российской Федерации.

8.2. Обеспечить сбор и анализ материалов по реализации «Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году» и представить отчет в Минздрав России и в Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения.

9. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Г.Г. Онищенко.

Министерства здравоохранения

от 21 марта 2003 г. N 117

СТАНДАРТНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛУЧАЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ КОРЬЮ

Стандартное определение случая заболевания, предложенное ВОЗ, — любой человек с температурой 38 °C и выше, пятнисто-папулезной сыпью и хотя бы с одним из следующих симптомов: кашель, насморк, конъюнктивит (красные глаза) или любой человек с подозрением на корь.

Эпидемиологическая классификация случаев кори:

— случай острого заболевания, при котором имеется один или несколько типичных клинических признаков кори, перечисленных выше, следует считать «подозрительным»;

— случай острого заболевания, при котором имеются клинические признаки, отвечающие стандартному определению случая кори, и эпидемиологическая связь с другим подозрительным или подтвержденным случаем кори следует считать «вероятным»;

— случай острого заболевания, классифицированный как «подозрительный» или «вероятный» после лабораторного подтверждения диагноза, считается «подтвержденным».

При отсутствии лабораторного подтверждения диагноза кори из-за невозможности проведения исследований «вероятный» случай автоматически классифицируется как «подтвержденный».

Окончательный диагноз кори устанавливается при наличии лабораторного подтверждения диагноза и/или при эпидемиологической связи с другими подтвержденными случаями данного заболевания.

Министерства здравоохранения

от 21 марта 2003 г. N 117

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, ДИАГНОСТИКЕ, ЛАБОРАТОРНОМУ ОБСЛЕДОВАНИЮ И РЕГИСТРАЦИИ БОЛЬНЫХ КОРЬЮ И ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ НА ЭТО ЗАБОЛЕВАНИЕ

Выявление больных корью и подозрительных на это заболевание осуществляется врачами лечебно-профилактических учреждений во время амбулаторного приема, посещения больного на дому, лечения в стационаре, при диспансерном наблюдении и медицинском наблюдении за лицами в очагах кори.

О каждом случае заболевания корью и подозрительном на эту инфекцию врач лечебно-профилактического учреждения вне зависимости от формы собственности обязан в течение 24 часов направить экстренное извещение в центр госсанэпиднадзора по месту выявления больного.

Больные корью и подозрительные на это заболевание подлежат обязательному серологическому обследованию. Взятие крови у больного на 4 — 5 день с момента появления сыпи организует лечебно-профилактическое учреждение, где выявлен больной. При госпитализации больного взятие крови осуществляется в стационаре. При изоляции больного на дому забор крови осуществляется в домашних условиях специалистами лечебно-профилактического учреждения, в котором был выявлен больной. Отобранная кровь центрифугируется и сыворотка (при невозможности центрифугирования — кровь) с сопроводительным документом «Направление на лабораторное исследование» в 2-х экземплярах (заполнив часть А) направляются в лабораторию центра госсанэпиднадзора в субъекте Российской Федерации.

Доставка сыворотки (крови) в центр госсанэпиднадзора в субъекте Российской Федерации должна быть осуществлена в срок не позднее 48 часов с момента отбора материала. Ответственным за своевременное взятие серологического материала и его доставку в вирусологическую лабораторию центра госсанэпиднадзора в субъекте Российской Федерации является руководитель лечебно-профилактического учреждения, в котором выявлен больной.

Контроль за доставкой материала от больного возлагается на руководителя территориального центра госсанэпиднадзора.

В случае сомнительного результата при исследовании первой сыворотки (или при отрицательном результате серологического обследования больного в первые три дня сыпи), по запросу лаборатории центра госсанэпиднадзора с функциями контроля за корью (далее — региональный центр), у больного берут кровь повторно, через 1 — 2 недели, но не позднее 1,5 месяцев с момента заболевания. Доставка второй сыворотки осуществляется аналогично первой (с заполнением соответствующего «Направления на лабораторное исследование»).

Источник

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

по Тамбовской области

 01.03.2010

Тамбов

№ 22-сл.

О реализации третьего этапа

«Программы ликвидации кори на

территории Тамбовской области

к 2010 году»

С 2002г. в Тамбовской области реализуется «Программа ликвидации кори на территории Тамбовской области к 2010 году» (далее Программа), которая включает 3 этапа:

—         Первый этап (2002-2004г.) — достижение повсеместной стабилизации показателей заболеваемости корью на спорадическом уровне;

—         Второй этап (2005-2007г.) — создание условий для предупреждения возникновения случаев кори и полного искоренения коревой инфекции;

—         Третий этап (2008-2010г.) — сертификация территории области свободной от кори.

Целью национальной Программы является ликвидация кори в России к 2007г. и сертификация территорий, свободных от этой инфекции, к 2010г.

В Тамбовской области случаи кори не регистрируются с 1998 года. Отсутствие заболеваемости в течение 11 лет создает условия для элиминации кори на территории области.

Уровень охвата вакцинацией против кори детей в декретированных возрастах за последние 8 лет превышает 95%. В 2009г. вакцинировано детей в возрасте 24 месяца — 99,0%. Ревакцинировано детей в возрасте 6 лет — 98,1%.

С 2004 года в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.03.2004г. № 13 «Об усилении мероприятий по профилактике кори» в области ведется иммунизация взрослого населения в возрасте от 18 до 35 лет против кори.

За период с 2004 по 2009гг. иммунизировано против кори 147750 человек, что составляет — 99,7% от подлежащих.

С 2004 года проводится изучение состояния напряженности иммунитета в декретированных возрастах к вирусу кори. В 2009г. обследовано 100 человек в одной возрастной группе 23-25 лет, удельный вес серонегативных составил 3,0%. Иммунизация 3х серонегативных проведена.

Ежегодно с 2004 года на территории Тамбовской области в рамках пилотного проекта проводилась дифференциальная диагностика случаев экзантемных заболеваний, исходя из показателя не менее 2 на 100 000 населения. В 2009 году было обследовано 23 человека, случаи кори лабораторно не подтвердились.

В целях документирования элиминации эндемичной кори на территории Тамбовской области» в рамках реализации Программы ПРИКАЗЫВАЮ:

1.Начальнику отдела эпидемиологического надзора Поляковой И.В., начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области, специалисту управления в г. Котовске:

 1.1. Обеспечить подготовку документов по установленной форме и направить их в Московский региональный центр по надзору за корью и краснухой не позднее 25.08.2010г.

1.2. При проведении комплексных проверок лечебно-профилактических учреждений Тамбовской области уделять особое внимание выполнению требований Санитарных правил СП 3.1.2.1176-02 «Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита» и реализации Программы ликвидации кори.

Читайте также:  Вакцина корь паротит краснуха на чем выращена

1.3. Обеспечить систематический действенный контроль за состоянием и достоверностью привитости детей в возрасте 1 год и 6 лет и взрослых от 18 до 35 лет против кори в установленные сроки.

1.4. Обеспечить контроль за охватом иммунизацией против кори всех лиц до 35 лет, не привитых и не имеющих сведений о привиках или о перенесенном заболевании.

1.5. Организовывать контроль за своевременным эпидемиологическим обследованием и проведением противоэпидемических мероприятий в очагах кори и первоочередную иммунизацию всех лиц, не привитых, не болевших ранее этой инфекцией, не имеющих сведений о прививках независимо от возраста.

1.6. Обеспечить взаимодействие с учреждениями ведомственного подчинения по вопросам диагностики кори, проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий.

1.7. Организовать обязательное лабораторное обследование больных с подозрением на корь, в целях подтверждения диагноза.

1.8. Обеспечить постоянный контроль за соблюдением условий транспортирования и хранением вакцинных препаратов на каждом этапе «холодовой цепи».

1.9. Осуществлять систематическую работу по широкому информированию населения о целях и ходе реализации Программы ликвидации кори.

2. Поручить главному врачу ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» Тихоновой Г.Д., главным врачам его филиалов в городах и районах:

2.1. Обеспечить соблюдение установленного порядка и сроков доставки образцов крови от больных корью и другими экзантемными заболеваниями в Московский региональный центр надзора за корью для серологических исследований (не менее двух обследованных на 100 тыс. населения).

2.2. Организовывать своевременное эпидемиологическое обследование и проведение противоэпидемических мероприятий в очагах кори и первоочередную иммунизацию всех лиц, не привитых, не болевших ранее этой инфекцией, не имеющих сведений о прививках независимо от возраста.

2.3. Обеспечить ежемесячный сбор, анализ выполнения плана иммунизации населения против кори и своевременное представление отчетов по форме № 5 «Сведения о профилактических прививках» в адрес Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области Г.А. Толстову.

Руководитель В.Н.Агафонов

Источник

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав

потребителей и благополучия человека по Тюменской области (Управление Роспотребнадзора по Тюменской области)

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22 октября2010 г                                                                                                       № 19

О реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010г и подтверждении статуса Тюменской области, как территории свободной от эндемичной кори

      Я, главный государственный санитарный врач по Тюменской области Г.В.Шарухо, проанализировав результаты реализации «Программы ликвидации кори на территории Тюменской области к 2010 году», отмечаю следующее.

      В Тюменской области с 2007 года заболеваемость корью не регистрируется, что свидетельствует об успешной реализации «Программы ликвидации кори на территории Российской Федерации к 2010 году», утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.08.2002г № 270.     

    Низкий уровень заболеваемости определяется, прежде всего, высоким охватом населения прививками против кори. В 2009 году охват детского населения двумя прививками против кори в целом по Тюменской области составил 97%, что соответствует регламентированным показателям и позволяет обеспечить эпидемическое благополучие детского населения.

    В соответствии с требованиями ст.8 ч.1 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», СП 3.1.2.1176-02 «Профилактика кори, краснухи, эпидемического паротита», на основании постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от 09.03.2004г № 13 «Об усилении мероприятий по профилактике кори», от 28.08.2007 № 63 «Об усилении мероприятий по реализации Программы ликвидации кори в РФ к 2010 году», осуществлялась массовая иммунизация взрослого населения, в связи с чем охват прививками взрослого населения Тюменской области  в возрасте 18 – 35 лет к началу 2010г достиг 96,2%.

    Прогноз эпидемической ситуации по кори позволяет утверждать, что при совместном поддержании высокого охвата прививками показатель заболеваемости корью не превысит 1,0 на млн.населения в ближайшие годы. Вместе с тем, необходимо учитывать наличие в Тюменской области контингентов, не привитых по кори и восприимчивых к вирусу кори, интенсивных миграционных потоков, наличие труднодоступных, кочующих групп населения. Так, по данным отчетной статистической формы №6 «Сведения о контингентах детей, подростков и взрослых, привитых против инфекционных заболеваний», в Тюменской области на 01.01.2010г остаются не привитыми 10 075 человек (3,7% от состоящих на учете).   

      В целях создания барьера, препятствующего распространению инфекции, следует обеспечить уровень охвата подлежащих групп населения прививками против кори не менее 95% в каждом лечебно – профилактическом учреждении и на каждом терапевтическом, педиатрическом участках. 

    В целях повышения эффективности эпидемиологического надзора за корью в Российской Федерации с 2007 года организовано серологическое обследование лиц с «экзантемными» заболеваниями. Ежегодно в Региональный центр по надзору за корью г. Новосибирска отправляются сыворотки крови, так в 2007 году доставлено 30 сывороток крови, в 2008г – 36, в 2009г – 26, за 9 месяцев 2010г – 21, результаты исследования крови отрицательные.

Читайте также:  Причина отказа от прививки кори

   Данные эпидемиологического надзора за корью позволяют прогнозировать благополучную эпидемиологическую обстановку на территории Тюменской области и свидетельствуют о возможности начала процедуры документального подтверждения статуса Тюменской области, как территории свободных от эндемичной кори.  

   В целях координации деятельности по подготовке документов к сертификации территории, проведению мероприятий по подтверждению статуса Тюменской области, как территории свободной от эндемичной кори, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999г № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1.     Директору Департамента здравоохранения Тюменской области   (А.Ю.Кудряков), Начальнику Управления по здравоохранению администрации г. Тюмени (Ярцев С.Е) 

1.1.         Обеспечить выполнение требований СП 3.1.2.1176 – 02 «Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита».

1.2.         Обеспечить достоверный охват прививками против кори детей 1 года и в 6 лет и взрослого населения в возрасте 18 – 35 лет – 95% и выше на каждом педиатрическом, терапевтическом участках лечебно – профилактических учреждений.

1.3.         Обеспечить проведение информационно – разъяснительной работы с населением по профилактике кори и краснухи, а также разработку наглядной агитации о профилактике кори, краснухи и о реализации Программы ликвидации кори на территории Тюменской области.

1.4.         При регистрации кори или подозрения на данное заболевание заполнять карту эпидемиологического расследования, в соответствии с приложением 1 Приказа № 117 от 21.03.2003г «О реализации «Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году» или приложением 5 данного постановления). 

1.5.         Обеспечить ежегодный забор сывороток крови от больных с пятнисто – папулезной сыпью и лихорадкой, своевременную доставку в вирусологическую лабораторию ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» (в течении 24 – 48 часов от момента отбора) в соответствии с рекомендациями по выявлению, диагностике, лабораторному обследованию и регистрации больных корью и подозрительных на это заболевание (в соответствии с приложением 2 приказа № 117 от 21.03.2003г и приложением № 3 данного постановления).

1.6.         Обеспечить соблюдение условий транспортирования и хранения коревой вакцины, в соответствии с СП 3.3.2.12348-03 «Условия транспортирования и хранения МИБП».

2.                      Департаменту здравоохранения Тюменской области совместно с Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области:

2.1.         Создать комиссию по подтверждению статуса Тюменской области, как территории, свободной от эндемичной кори.

2.2.         Провести оценку представленных сведений из лечебно – профилактических учреждений, подтверждающих отсутствие эндемичной кори в Тюменской области и утвердить материалы о выполнении программы ликвидации кори для представления в Региональный центр по надзору за корью и краснухой до 01.11.2010г, в соответствии с таблицами приложения 1.

2.3.         Организовать работу по профилактике кори на каждой административной территории в соответствии с утвержденными ВОЗ критериями элиминации кори (приложение №2).

2.4.         Провести обучающие семинары с медицинскими работниками по вопросам выявления больных корью, краснухой, мерам профилактики, правилам отбора сывороток крови от больных с экзантемой и лихорадкой, а также правилам транспортировки крови и оформления направлений на исследования.

3.                       Начальникам территориальных отделов, начальнику отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Тюменской области

3.1.         Откорректировать и представить уточненные, согласованные с руководителями лечебно – профилактических учреждений статистические данные (по каждой административной территории), необходимых для подтверждения статуса Тюменской области, как территории, свободной от эндемичной кори.

3.2.         Обеспечить контроль за выполнением требованием СП 3.1.2.1176-02 «Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита», организацией и проведением вакцинации против кори детей в возрасте 1 года, 6 лет и взрослого населения в возрасте 18 – 35 лет.

3.3.         Осуществлять контроль за своевременностью проведения противоэпидемических мероприятий в очагах кори и краснухи, в соответствии с СП 3.1.2.1176 – 02 «Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита».

3.4.         Обеспечить контроль за своевременностью проведения противоэпидемических мероприятий в очагах кори и краснухи,  в соответствии с СП 3.1.2.1176 – 02 «Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита».

3.5.         Обеспечить проведение информационно – разъяснительной работы с населением по вопросам профилактики кори.

4.                      Главному врачу ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» (А.Я.Фольмер)

4.1.         Обеспечить своевременное и в полном объеме проведение эпидемиологического расследования каждого случая заболевания корью, краснухой с заполнением карты эпидемиологического обследования, в соответствии с приложением № 1 приказа № 117 от 21.03.2003г «О реализации «Программы ликвидации кори в РФ» к 2010 году».

4.2.         Обеспечить своевременную доставку сывороток крови от больных корью, лиц с подозрением на заболевание корью, больных с пятнисто – папулезной сыпью и лихорадкой в Региональный центр по надзору за корью и краснухой г. Новосибирск, в течение 72 часов от момента взятия материала.

4.3.         Ежемесячно представлять в Управление Роспотребнадзора по Тюменской области сведения о количестве сывороток крови, отправленных в Региональный центр по надзору за корью (в соответствии с приложением № 4 постановления).

     Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Тюменской области Накатаева А.В.  

                                                                                                                               Г.В.Шарухо

Сохранить документ

Источник