Медресе тилля кори на площади регистан в самарканде

Медресе Тилля-Кари (узб. Tillа Qori madrasasi — Позолоченное медресе) — культовое, духовно-просветительское и образовательное сооружение XVII века в Самарканде на площади Регистан. Является самым поздним строением на площади и вместе с медресе Улугбека и медресе Шердор образует целостный архитектурный ансамбль. В 2001 году в числе других достопримечательностей Самарканда внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История[править | править код]

Строительство медресе Тилля-Кари началось в 1646 году по приказу удельного правителя (хакима) Самарканда Ялангтуша Бахадура, происходившего из узбекского рода алчин[1][2][3] на месте построенного ещё в XV веке и сильно обветшавшего караван-сарая Мирзои с частичным использованием его фундаментов и стен. К моменту начала строительства соборные мечети Самарканда (Биби-Ханым и Алике Кукельташ) лежали в руинах, и при проектировании было решено совместить в здании медресе высшую духовную школу и джума-мечеть. Строительные и отделочные работы продолжались 14 лет и были завершены в 1660 году уже после смерти Ялангтуша Бахадура. Вероятно по этой причине отделка некоторых элементов медресе была выполнена с заметной небрежностью, а внешний купол мечети Тилля-Кари так и не был завершён. Строительство медресе Тилля-Кари завершило оформление площади Регистан и придало расположенному здесь архитектурному ансамблю законченный вид. В XIX веке здание медресе было повреждено сильным землетрясением (1817/|18 год)[4]. Особенно пострадал входной портал. Обрушилась его верхняя часть вместе с тимпаном. По распоряжению эмира Хайдара портал был восстановлен, но уже без изразцовой отделки. К началу XX века большая часть облицовки медресе была утрачена. Реставрационные работы начались в 20-х годах XX века, когда были предприняты усилия по спасению уцелевших фрагментов декора. В начале 30-х годов были проведены работы по восстановлению облицовки наружных фасадов. В 1950—1958 годах были отреставрированы дворовые фасады медресе и барабан купола мечети. В первой половине 70-х годов был восстановлен декор тимпана главного портала и возведён наружный купол мечети. В 1979 году были завершены работы по восстановлению росписи интерьера мечети. В настоящее время в медресе Тилля-Кари размещается экспозиция музея реставрации площади Регистан.

Архитектура[править | править код]

Медресе Тилля-Кари расположено в северной части площади Регистан и завершает обращённый на юг архитектурный ансамбль из трёх медресе. Оно представляет собой квадратное в плане сооружение общей площадью 75х75 метров. Архитектор, очевидно принадлежавший к бухарской архитектурной школе, не стал слепо копировать пропорции двух других расположенных на площади медресе, а решил стоявшую перед ним задачу композиционно, вытянув крылья главного фасада, что придало пространству площади замкнутый вид. Изменение пропорций главного фасада имело и другое следствие: будучи центральным элементом композиции, медресе Тилля-Кари в то же время не выглядит таким же массивным и не приковывает к себе лишнего внимания, как бы являясь фоном для двух других более монументальных медресе.

Главный фасад медресе выполнен в бухарском стиле. Он состоит из центрального портала и двухъярусных фронтальных крыльев с арочными нишами выходящих на площадь 16-ти худжр (по восемь с каждой стороны и по четыре в ярусе). Симметрия фасада подчёркнута угловыми башнями-гульдаста, которые одновременно могут выполнять функции минаретов. Главный входной портал прорезан глубокой пятигранной нишей с тремя проходами. Просторный четырёхайванный двор обнесён по периметру худжрами, расположенными в два этажа по главному фасаду и в один — вдоль остальных сторон. С западной стороны двора расположено портально-купольное здание мечети Тилля-Кари. Для сохранения симметрии двора на его центральных осях возведены дополнительные дворовые порталы. Мечеть состоит из трёх частей. В центре крестообразное в плане помещение, перекрытое двойным куполом, в котором расположены отделанный мрамором михраб и одиннадцатиступенчатый мраморный минбар. С обеих сторон к центральному залу примыкают открытые со стороны двора галереи на столбах.

Наружные и дворовые фасады медресе облицованы кирпичной и наборной мозаикой и майоликой с геометрическими, растительными и эпиграфическими орнаментами. Особенно богато украшено помещение мечети. Его стены и купол сплошь покрыты росписью в технике кундаль с обильным применением позолоты.

Примечания[править | править код]

  1. Хорошхин А. П. Сборник статей касающихся до Туркестанского края. — С.-Петербургъ: типография А. Траншеля, 1876. — 583 с.
  2. Эварницкій Д. И. Путеводитель по Средней Азіи. Отъ Баку до Ташкента. — Ташкент: изд. на средства, ассигн. туркест. генерал-губернатором, 1893. — С. 73—77. — 202 с.
  3. ↑ Туркестанский край // Россия. Полное географическое описание нашего отечества: Настольная и дорожная книга для русских людей : [В 19-ти т.] / под ред. В. П. Семенова. — СПб: издание А. Ф. Девриена, 1913. — Т. 19.
  4. ↑ Файзиев, 1988, p. 20.

Литература[править | править код]

  • Регистан — статья из Большой советской энциклопедии. 
  • Якубов Н. Легенды о Самарканде. Самарканд, 1990.
  • Самаркад. Музей под открытым небом. — Ташкент: Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, 1986. — С. 143—168. — 248 с.
  • Памятники искусства Советского Союза. Средняя Азия. Справочник-путеводитль / Автор текста и составитель альбома Г.А. Пугаченкова. — М.: Искусство, 1983. — С. 393. — 428 с.
  • Файзиев А. Ф. Вакуфные документы Самарканда первой половины XIX века // Вопросы социально-экономической жизни Узбекистана в XVI—начале XX веков. — 1988. — С. 15—23.

Ссылки[править | править код]

  • Регистан — сердце города барсов
  • Портал города Самарканда. Медресе Тилля-Кари. Дата обращения 23 сентября 2012. Архивировано 19 октября 2012 года.
  • Площадь Регистан. Дата обращения 23 сентября 2012.
  • Справочник по архитектуре и проектированию. Площадь Регистан в Самарканде: Медресе Улугбека. Шер-Дор. Тилля-Кари. Дата обращения 23 сентября 2012. Архивировано 19 октября 2012 года.
  • Фотографии С. М. Прокудина-Горского: 1, 2, 3, 4 5, 6
  • Фотографии с сайта samarkand-foto.ru (Самарканд в фотографиях): 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Источник

Сегодня я расскажу вам о центральной площади старой части Самарканда — площади Регистан, и о трёх медресе, обрамляющих площадь с трёх сторон — медресе Улугбека, медресе Шердор и медресе Тилля-Кари.

Регистан в Самарканде: расположение, цены в 2019 году

Расположение площади:

Время работы: с марта по ноябрь — с 7 до 21 часов, с декабря по февраль — с 8 до 20 часов.

Цены за вход:

  • вход для граждан Узбекистана — 3000 сум за взрослого, 1000 сум за ребёнка от 7 до 14 лет;
  • вход для граждан других государств — 40000 сум за взрослого, 10000 сум за ребёнка от 7 до 14 лет;
  • граждане Средней Азии (Таджикистан, Казахстан, Туркменистан, Афганистан) — 20.000 сум.
Читайте также:  Отличить скарлатину от кори

Доп. услуги:

  • Фотосессия — 50000 сум.
  • Экскурсия на минарет — 20000 сум.

В стоимость билета включена любительская фото- и видеосъёмка.

Касса находится между медресе Шердор и Тилля-Кари. Обходите медресе Шердор с задней стороны, проходите между медресе и торговым куполом Чорсу, который был построен в XV веке.

DSCF0082

Торговый купол Чорсу

И видите пропускной пост. Да-да, именно пропускной пост. В Узбекистане очень тщательно подходят к безопасности, поэтому чтобы попасть в три медресе, вас ждут: парочка сотрудников милиции с вопросами «веер у ар» (ну что-то вроде «откуда вы» с сильным и малопонятным акцентом), прохождение через рамку, проверка металлоискателем, вытряхивание содержимого вашей сумки (не для всех). Нас сильно не проверяли, когда мы сказали, что из России. Даже рюкзак Славе раскрывать не пришлось. А иностранцам за нами пришлось выложить содержимое своих рюкзаков.

Проходите мимо контроля и там слева будет касса. Мимо точно не пройдёте, потому что рядом с будкой сидит ещё один милиционер, который окликает всех, кто проходит мимо него и, соответственно, мимо кассы  Заплатив за вход, проходим уже на саму площадь.

Нам опять «везёт» как обычно — на площади полным ходом идут ремонтные и реконструктивные работы.

DSCF0088

Видимо, все готовятся к ежегодно проходящему здесь музыкальному фестивалю «Мелодии Востока», или Шарк Тароналари. В 2015 году этот фестиваль пройдёт с 26 по 28 августа, но готовятся к этому событию с июля месяца. Когда мы были в Самарканде, как раз устанавливались сцены для выступлений. Это видно на фотографии ниже  Но давайте я уже начну рассказ о самой площади и медресе.

Площадь Регистан в Самарканде

Основной достопримечательностью площади Регистан в Самарканде является архитектурный ансамбль, который состоит из трёх медресе: Тилля-Кари, Улугбека и Шердор.

DSCF0176

Площадь Регистан в Самарканде: слева — медресе Улугбека, по центру — медресе Тилля-Кари, справа — медресе Шердор

Ходят легенды, что с XV до начала XX века тут проходили публичные казни и землю густо посыпали песком, чтобы она лучше впитывала кровь. Считается, что от этого и пошло современное название площади Регистан: от слов «рег» — песок и «стан» — место. Помимо наказательной части, площадь ещё использовали для оглашения королевских указов.

Сегодня Регистан в Самарканде — это огромная площадь, которая замощена булыжником и обожжённым кирпичом, в окружении трёх средневековых медресе, которые в 2001 году были внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Но так было не всегда. Все медресе строились в разное время. Первым из них было медресе Улугбека. Спустя два века построили медресе Тилля-Кари и Шердор.

Замостили площадь плиткой в 1875 году. И, как и в былые времена, площадь пользуется большой популярностью и является центром Самарканда. Два раза в год здесь проводится музыкальный фестиваль «Мелодии Востока», о котором я уже писала выше, отмечаются праздники, работают лавки местных мастеров и умельцев, предлагающих туристам приобрести уникальные сувениры ручной работы.

В целом мы отметили, что сувениры по Узбекистану все похожи, разница только в цене и в каких-то небольших деталях, к примеру, вместо изображений Бухары на футболках и сумках в Самарканде на сувенирах изображают, естественно, Самарканд и так далее

Но не будем долго задерживаться на площади, давайте уже пойдём и погуляем по медресе.

Медресе Улугбека

Медресе Улугбека было построено самым первым из ансамбля из трёх медресе, поэтому, хоть на пути у нас первым стоит медресе Тилля-Кари, начну я свой рассказ именно с медресе Улугбека. Построено медресе было внуком Тамерлана Улугбеком в период с 1417 по 1420 год. Главным архитектором его стал Кавомиддин Шерази.

DSCF0257

Медресе Улугбека в Самарканде

Это величественное средневековое учебное заведение, возвышающееся над площадью Регистан в Самарканде. Самаркандцы о нём говорят, что от тяжести этого медресе «хребет земли приходит в содрогание». Хотя внешне оно не выглядит сильно массивным.

Медресе украшено резной мозаикой, майоликовой плиткой, резным мрамором, облицовано здание плиткой с каллиграфическими письменами. Над входом в медресе — панно из мозаики с растительным орнаментом.

DSCF0199

DSCF0200

DSCF0240

В основном в оформлении использованы стандартные для самаркандских мастеров цвета: белый, синий и голубой. Наличие других цветов говорит о том, что в строительстве этого медресе принимали участие и мастера их других районов.

По углам медресе стоят высокие купола и минареты. Местный гид нам рассказал, что окна в левом минарете медресе Улугбека выполнены так, что по мере восхождения на вершину минарета вы можете наблюдать все близлежащие объекты. Сделано это было в защитных целях — чтобы всегда быть в курсе, что творится за воротами медресе. Высота минаретов — 30 метров.

DSCF0180

Медресе Улугбека в Самарканде

Сразу предвещая вопрос о гиде, отвечаю — мы были без гида, просто на площади их много и в поисках клиентов они заинтересовывают вас, начиная рассказывать какие-нибудь интересные факты из истории и т.д., предлагая потом провести экскурсию или что-то купить в их лавке, которая (надо же!) располагается здесь же рядом в двух шагах в одном из медресе

А вообще, местные продавцы придумали интересную штуку. Они зазывают вас, предлагая (конечно же, бесплатно) посмотреть зимний сад или комнату, где спал какой-нибудь известный астролог, вы заходите в комнату* и понимаете, что попадаете в очередную сувенирную лавку.

*Все худжры, или комнаты семинаристов, отведены сегодня под сувенирные лавки.

Зазывала в двух словах рассказывает, где спал и отдыхал астролог, показывая на какую-то непонятную нишу в полу или потолке, и убегает за новыми клиентами, говоря вам, что теперь вы можете купить себе на память об этом месте пару сувениров 

Первые пару раз мы попадались на такие уловки, думая увидеть там действительно что-то интересное. Не в плане сувениров, а в плане исторической ценности. Но быстро в этом разочаровались и от следующих зазывал стали просто отмахиваться, типа «всё уже купили». Может мы, конечно, и упустили что-то интересное, нуууу, значит, будет повод, чтобы вернуться сюда ещё раз

Читайте также:  Симптомы и появление кори

Но что-то я отвлеклась.

Заходим внутрь, традиционно здесь квадратный двор. В нём находятся комнаты для лекций и 48 худжр, или комнат учеников. В своё время тут преподавал сам Улугбек — учитель, астроном, математик.

DSCF0237

DSCF0239

DSCF0241

IMG_20150712_124153

Регистан в Самарканде

IMG_20150712_124202

IMG_20150712_124211

Зайдём теперь внутрь. Видимо, раньше это был какой-то учебный зал, а теперь по совместительству ещё и штаб будущего фестиваля

DSCF0253

Вот и сам зал. Фотографии получились не очень качественные, тут уж извиняйте. Света в зале было мало, да и мы старались быстрее всё зафотографировать, посмотреть и сбежать от назойливых гидов

DSCF0242

DSCF0251

DSCF0250

Идём в правую часть здания и попадаем в некое подобие обсерватории. В целом, ничего интересного: знаки зодиака на потолке, тематические картины на стенах и т.д.

IMG_20150712_125021

DSCF0246

DSCF0244

Не будем долго здесь задерживаться, пойдёмте в следующее медресе — в Тилля-Кари.

Медресе Тилля-Кари

Медрессе Тилля-Кари находится в центральной части архитектурного ансамбля. Строительство медресе Тилля-Кари началось в 1646 году. До него на этом месте стоял караван-сарай.

DSCF0185

Медресе Тилля-Кари в Самарканде

С узбекского языка название медресе переводится как «отделанное золотом». И неспроста оно получило это название, вы только посмотрите на него! Свод, стены, михраб и минбар покрыты позолотой и росписью «кундаль».

DSCF0204

DSCF0205

DSCF0219

DSCF0220

Помимо шикарной внутренней отделки, от которой сложно оторвать свой взгляд, тут ещё есть небольшие экспозиции с посудой, керамикой, сувенирами, золотошвейной продукцией.

DSCF0209

DSCF0214

IMG_20150712_122933

IMG_20150712_122529

Как вам игрушки на ёлку, расписанные на узбекский мотив?!

Осмотрев всё, что было можно и открыто (некоторые экспозиции были закрыты), выходим во внутренний дворик. По традиции он квадратной формы, по центру почему-то натянуты большие палатки. Внутренний двор по всему периметру окружён кельями, в которых, как вы уже могли догадаться, сейчас расположены сувенирные лавки.

DSCF0224

Медресе Тилля-Кари в Самарканде

DSCF0226

DSCF0230

Фасад медресе состоит из центрального портала, фронтальных крыльев с худжрами и угловыми башнями. Снаружи медресе облицовано мозаикой и майоликой с растительными, геометрическими и эпиграфическими узорами.

DSCF0233

DSCF0187

DSCF0186

DSCF0234

DSCF0188

DSCF0190

Медресе Шердор

Медресе Шердор расположилось по правую сторону от медресе Тилля-Кари. Строили его 19 лет — с 1619 по 1636 годы. Архитектор — зодчий Абдул Джаббар.

DSCF0232

Медресе Шердор в Самарканде

DSCF0183

Медресе Шердор в Самарканде

По строению медресе Шердор повторяет расположенное напротив медресе Улугбека, однако у него немного искажены пропорции. Ранее на этом месте стояла ханака Улугбека, но после её снесли и построили это медресе.

С узбекского языка его название переводится как «обитель львов». А название оно такое получило из-за изображенных на портале львов-тигров-барсов (все называют по-разному) с солнцем на спине.

Вот какой интересный факт. По мусульманским традициям, на священных зданиях, будь то мечеть или медресе, запрещено изображать животных и тем более человеческие лица. А тут вот… Всё и сразу.

DSCF0184

На самом деле мастера не пытались нарушить исламских традиций, а вложили в эти рисунки особый смысл, которым с нами поделился местный гид.

В изображения тигров на медресе, которые гонятся вслед за ланью, вложен следующий смыл: «Нужно гнаться за знаниями, как тигр гонится за ланью, и поглощать эти знания, как тигр поглощает лань». Человеческое лицо, которое символизирует какое-то божество, то ли бога крови, то ли ещё кого — я уже не помню, говорит о том, что «даже если ты тигр, нужно помнить о том, что ты не бессмертен».

Кстати, по примеру медресе Шердор в Самарканде было оформлено и медресе Нодир Девон Беги в Бухаре.

Изображение свастики с арабской росписью над входом в медресе — имеет вовсе не этот смысл, какой придают этому знаку сейчас. Издревле этот знак был символом плодородия, процветания, благосостояния, и именно этот смысл вкладывали архитекторы, когда наносили его на медресе с арабской надписью, гласящей, что «Господь Всемогущ!»

Стены медресе все сплошь покрыты цитатами из Корана — священной мусульманской книги. Великолепная мозаика, ребристые бирюзовые купола, облицовка из глазурованного кирпича…

DSCF0258

DSCF0259

DSCF0265

DSCF0266

Во внутреннем дворике полным ходом идёт реконструкция, стоят леса, поэтому доступ и обзор некоторых частей архитектурного памятника затруднён, однако местным это никак не мешает — они с удовольствием приходят сюда, чтобы сделать парочку снимков в роли древних воинов со шлемами, мечами и щитами

DSCF0260

Ещё буквально пару слов о минаретах Шердора и буду заканчивать сегодняшнюю экскурсию по Регистану. Есть легенда, что минареты разрушились во время сильного землетрясения в начале XIX века, но на самом деле их просто сняли, потому что боялись нападения лучников.

DSCF0201

Ну вот и всё. На этом мы заканчиваем свой рассказ о площади Регистан в Самарканде. После неё мы отправились на изучение других старинных религиозных памятников Самарканда и городища Афросиаб в пустыне. Но об этом я вам расскажу в другой статье

Занимательных и познавательных вам экскурсий!

Спасибо, что путешествуете вместе с нами!

Ксюша и Слава

Если вы нашли ошибку на нашем сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или просто нажмите сюда, чтобы сообщить нам об этом.

Источник

У этого термина существуют и другие значения, см. Регистан.

Регистан (узб. Registon; от перс. рег — песок и стан — место; буквально — место, покрытое песком) — площадь в центре Самарканда. «Регистаном» называли главные площади в городах Среднего Востока. Самаркандская площадь является самым известным регистаном[1] благодаря расположенному на ней знаменитому архитектурному ансамблю XV—XVII веков, центром которого являются медресе Улугбека (1417—1420 гг.), медресе Шердор (1619—1636 гг.) и медресе Тилля-Кари (1646—1660 гг.). Ансамбль из трёх медресе является уникальным примером искусства градостроительства и замечательным образцом архитектурного оформления главной площади города. Является одним из ярчайших примеров исламской архитектуры. В 2001 г. этот ансамбль вместе с другими древними историческими зданиями Самарканда был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Медресе Улугбека[править | править код]

Медресе Улугбека на площади Регистан

Медресе Улугбека является старейшим медресе на площади Регистан и было возведено в 1417—1420 гг. правителем государства Тимуридов и учёным-астрономом Улугбеком. Возведение этого сооружения, а чуть позже и обсерватории, принесло Самарканду славу одного из главных центров науки средневекового Востока.

Читайте также:  Как переносят прививку корь краснуха паротит

Медресе было построено в западной части площади Регистан, напротив него несколькими годами позже была возведена ханака Улугбека, а северная сторона была занята караван-сараем. Два последних сооружения простояли около двух столетий, а потом на их месте в начале XVII века появились дошедшие до наших дней медресе Шердор и медресе Тилля-Кари.

Прямоугольное в плане медресе имело четыре айвана и квадратный внутренний двор, по периметру которого были расположены глубокие ниши, ведущие в двухъярусные кельи, где жили студенты. Задняя сторона двора была занята мечетью, над угловыми учебными аудиториями медресе возвышались четыре купола, а по углам здания располагались четыре минарета. Здание обращено к площади величественным восточным порталом с высокой стрельчатой аркой, над которой находится мозаичное панно с геометрическим орнаментом, выполненное из цветных кирпичиков, поливной и резной керамики.

Медресе Улугбека было одним из лучших духовных университетов мусульманского Востока XV века. По преданию, в нём обучался знаменитый поэт, учёный и философ Абдурахман Джами.[2] В учебном заведении читались лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, сводам учений о человеке и мировой душе и богословию и читали их известные учёные того времени: Кази-заде ар-Руми, Джемшид Гияс ад-Дин Ал-Каши, Ал-Кушчи, а также сам Улугбек.

Медресе Шердор[править | править код]

Фрагмент мозаики на портале медресе Шердор с изображением барса с солнцем на спине

Медресе Шердор было построено на месте ханаки Улугбека, возникшей в 1424 г. в восточной части площади напротив медресе Улугбека. К началу XVII века ханака наряду с другими зданиями площади обветшала и пришла в негодность. По распоряжению узбекского [3] правителя Самарканда Ялангтуша Бахадура было начато строительство медресе Шердор и Тилля-Кари. Медресе Шердор (медресе «с тиграми», «Обитель львов») было возведено зодчим по имени Абдул-Джаббар, мастер декора Мухаммед Аббас.

Медресе Шердор почти зеркально повторяет стоящее напротив медресе Улугбека, хотя и в искажённых пропорциях. Его отличает непомерно большой по размеру купол, что могло послужить причиной постепенного разрушения здания уже через несколько десятков лет после его сооружения. Стены медресе покрыты цитатами из Корана, на входном портале изображён герб Самарканда — барсы с солнцем на спине, в центре арки помещена свастика, а наверху особым арабским шрифтом записано «Господь Всемогущ!». Украшение наружных и внутренних фасадов выполнены из глазурованного кирпича, мозаичных наборов и росписей с обилием позолоты. Отделка медресе Шердор заметно уступает в изысканности медресе Улугбека, возведённому в XV веке, на который пришелся «золотой век» архитектуры Самарканда. Тем не менее, гармония больших и малых форм, изящный рисунок мозаики, монументальность, чёткость симметрии — все это ставит медресе в один ряд с лучшими архитектурными памятниками города.

Медресе Тилля-Кари[править | править код]

Медресе Тилля-Кари было возведено в северной части площади через десять лет после медресе Шердор на месте караван-сарая 1420-х годов. Главный фасад квадратного в плане здания симметричен и состоит из центрального портала и двухъярусных фронтальных крыльев с арочными нишами и угловыми башнями. Просторный двор застроен по периметру небольшими жилыми кельями, худжрами. С западной стороны двора расположено купольное здание мечети с двумя смежными галереями на столбах.

Здание медресе богато отделано мозаикой и майоликой с геометрическим и растительным орнаментом. В декорации интерьера обильно использована позолота, что и дало название медресе, означающее — «отделанное золотом». В мечети позолочены михраб и минбар, поверхность стен и сводов покрыты росписью кундаль с обильным применением золота.

На протяжении всей своей истории медресе Тилля-Кари было не только местом обучения студентов, но и выполняло роль соборной мечети.

Другие сооружения[править | править код]

Дахма Шейбанидов[править | править код]

К востоку от медресе Тилля-Кари расположена дахма Шейбанидов, представляющая собой нагромождение надгробий, старейшее из которых относится к XVI веку. Основателем державы Шейбанидов был внук Абул Хаира, Мухаммед Шейбани, который в 1500 году завоевал Самарканд и Бухару, свергнув правивших там последних правителей из династии Тимуридов. После этого Шейбани в 1503 году захватил Ташкент. В 1506 году он захватил Хиву и в 1507 году напал на Мерв (Туркмения), восточную Персию и западный Афганистан. Шейбаниды остановили наступление Сафавидов, которые в 1502 году завоевали Аккойунлу (Иран). Мухаммад Шейбани был лидером кочевых узбеков. Дахма Шибанидов представляет собой погребальное сооружение в виде прямоугольной призмы. Вид особой семейной усыпальницы (дахмы) эти могилы приобрели по распоряжению невестки Шейбани-хана – жены его сына Темур Султана – Михр Султан ханым. Позже были похоронены Хамза Султан (1511 г.), Махди Султан (1511 г.), дочь Шейбанихана Шахрбану ханым (1536 г.) и другие представители династии Шибанидов. Самое позднее надгробие датируется 1586 г. Первоначально Шейбаниды были похоронены в дахме по улице Ташкентская, но в 1870-х гг. она была разрушена по приказу властей, и надгробия переносили два раза, в последний раз перенесли на территорию Регистана.

Торговый купол Чорсу[править | править код]

Позади медресе Шердор расположен древний торговый купол Чорсу, подтверждающий статус площади Регистан как торгового центра средневекового Самарканда. Дошедшее до наших дней шестигранное купольное здание было построено в XV веке, а в во второй половине XVIII века перестроено[4] по приказу хокима Самарканда, будущего бухарского эмира из узбекского рода мангыт эмира Шахмурада.

В 2005 г. торговый купол был отреставрирован, при этом был счищен трёхметровый слой грунта, чтобы восстановить полную высоту здания. Сейчас в нём расположена галерея изобразительного искусства, где выставлены работы узбекских художников и скульпторов.

Легенды и мифы[править | править код]

Говорят, что название площади — место, усыпанное песком — произошло от того, что земля здесь была усыпана песком, так как здесь проходил магистральный канал.

Галерея[править | править код]

Регистан в нумизматике[править | править код]

  • В 1989 году в СССР отчеканена юбилейная монета номиналом 5 рублей, посвященная Регистану.

См. также[править | править код]

  • Туризм в Узбекистане

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Веймарн Б. Регистан в Самарканде. — М., 1946. 104 с. (Серия «Сокровища зодчества народов СССР»).
  • Регистан (парадная площадь) — статья из Большой советской энциклопедии. 

Ссылки[править | править код]

  • Регистан — сердце города барсов

Источник