О рассказе корь и калиныч

Рассказ «Хорь и Калиныч» И. С. Тургенева был впервые опубликован в 1847 году в журнале «Современник». Произведение открывает цикл писателя «Записки охотника», посвященный жизни простого русского народа. Рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч» относится к литературному направлению реализм.

На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Хоря и Калиныча». Оно поможет ознакомиться с основным сюжетом произведения, а также подготовиться к уроку русской литературы.

Главные герои

Хорь — «лысый, низкого роста, плечистый и плотный» старик, «человек положительный, практический, рационалист», жил с большой семьей в лесу.

Калиныч – «человек лет сорока, высокого роста, худой», «принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных», занимался пасекой, помогал барину на охоте.

Рассказчик (повествователь) – барин, охотник, от его лица в рассказе ведется повествование.

Другие персонажи

Полутыкин – мелкий калужский помещик, «страстный охотник».

Федя – сын Хоря, парень лет двадцати.

Краткое содержание

Рассказчик отмечает резкую разницу «между породой людей в Орловской губернии и калужской породой». Орловские мужики невысокие, сутуловатые, угрюмые, живут в «осиновых избенках», носят лапти и ходят на барщину. Калужские оброчные мужики высокие, «глядят смело», обитают в сосновых избах, торгуют маслом и дегтем, а по праздникам ходят в сапогах.

Орловские деревни обыкновенно находятся среди полей, тогда как калужские чаще окружены лесом.

Приехав в Жиздринский уезд на охоту, рассказчик знакомится со «страстным охотником» и «отличным человеком» – мелким калужским помещиком Полутыкиным. В первый же день помещик приглашает повествователя к себе. До имения Полутыкина было далеко, поэтому они заехали к мужику помещика – Хорю.

Хорь жил в одинокой усадьбе, возвышавшейся на расчищенной поляне посреди леса. Гостей встретил молодой высокий парень – сын Хоря Федя. Вскоре приехали и другие дети мужика. Через пол часа охотники добрались до господского имения.

За ужином Помещик рассказал, почему Хорь живет отдельно от остальных мужиков. Двадцать пять лет назад у него сгорела изба, и мужик попросил у отца Полутыкина поселиться в лесу на болоте, пообещав платить пятьдесят рублей оброка в год. Хорь быстро наладил хозяйство и теперь платит сто рублей. Полутыкин не раз ему предлагал откупиться, но тот отмахивался тем, что нет денег.

На другой день мужчины отправились на охоту. Вскоре к ним присоединился Калиныч, который «каждый день ходил с барином на охоту, носил его сумку, иногда и ружье <…> без него г-н Полутыкин шагу ступить не мог». Когда днем стало совсем жарко, Калиныч отвел охотников на свою пасеку и угостил медом. Вечером за ужином Полутыкин поделился, что Калиныч – добрый мужик, «усердный и услужливый», но хозяйство в исправности держать не может, так как каждый день ходит с ним на охоту.

На следующий день Полутыкину пришлось уехать в город. Рассказчик пошел на охоту один и вечером зашел к Хорю. На пороге повествователя встретил «плечистый и плотный» старик, похожий на Сократа – «сам Хорь». Хозяин пригласил гостя в избу, мужчины разговорились о крестьянском быте. Рассказчик отметил про себя, что Хорь «себе на уме», но остался у него на ночь.

Утром за чаем гость расспрашивает у хозяина о его детях – как оказалось, все кроме Феди уже давно женаты, но по собственной воле живут с отцом. К Хорю приходит Калиныч с пучком полевой земляники. Рассказчик был удивлен, так как «не ожидал таких «нежностей» от мужика».

Следующие три дня повествователь провел у Хоря, его очень занимали новые знакомые. «Оба приятеля нисколько не походили друг на друга» – Хорь был рационалист, Калиныч – мечтатель. Хорь умел копить деньги, ладить с барином и властями, Калиныч же «ходил в лаптях и перебивался кое-как». У Хоря было много детей, у Калиныча когда-то была жена, которую он боялся, а детей не было. «Хорь насквозь видел г-на Полутыкина; Калиныч благоговел перед своим господином». Калиныч умел заговаривать кровь, испуг, держал пасеку, ладил с животными, «стоял ближе к природе», тогда как Хорь – «к людям, к обществу».

Узнав, что рассказчик бывал за границей, Хорь интересовался административными и государственными вопросами. Калиныча «более трогали описания природы», больших городов. Хорь не умел читать, а Калиныч умел. Калиныч любил петь, поигрывал на балалайке, и Хорь охотно ему подпевал.

Вечером четвертого дня за рассказчиком прислал Полутыкин. Повествователю жалко было расставаться с Хорем и Калинычем.

Читайте также:  Кори уортингтона из австралии

«На другой день я покинул гостеприимный кров г-на Полутыкина».

Заключение

В рассказе «Хорь и Калиныч» Тургенев изобразил двух совершенно разных людей – приятелей Хоря и Калиныча. Несмотря на то, что их взгляды на мир не совпадают и живут они по-разному, их объединяет искренняя дружба и любовь к музыке. Они взаимодополняют друг друга. Образы Хоря и Калиныча в рассказе являются воплощением всего русского народа, в котором гармонично соединились хозяйственность и поэтичность.

Советуем не останавливаться на прочтении краткого пересказа «Хорь и Калиныч», уделив внимание полному варианту произведения.

Тест по рассказу

Проверьте своё знание краткой версии произведения:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 1692.

Источник

В рассказе говорится о том как отличаются люди живущие в разных регионах России. Мужик из Орловской губернии, проживает в осиновой избе, не умеет торговать, ходит в лаптях, а мужик из Калужской губернии живет в просторной избе, умеющий торговать, в пригожих сапогах ходит. Дальше автор знакомится с  Калужским помещиком — Полутыкиным, гостеприимным хозяином, который пригласил его в гости. Так как до его поместья путь неблизкий, он ему предлагает зайти к одному из его мужиков-Хорю. но хозяина не застают дома и  уезжают. За ужином, гость узнает, что у Хоря сгорел дом, и он попросился на выселки  платя при этом хороший оброк. На второй день автор вместе с Полутыкиным идут на охоту, прихватив с собой одного из мужиков-Калиныча. К полудню, Калиныч приводит их к себе на пасеку, угостить медом. Калиныч отличавшийся своей добротой и щедростью тем не менее не справлялся с хозяйственными делами. На другой день, автор оставшись один, идет на охоту и возвращаясь, заходит к Хорю. Туда же приходит Калиныч, неся в руках землянику для друга. Автор был удивлен, узнав что они друзья. Калиныч очень отличался от Хоря. Хорь умел пользоваться своей практичностью и умел устроить свою жизнь, Калиныч напротив, оказался очень романтичным и тянулся к природе. Хоря это забавляло, но он дорожил своим другом и его познаниями в пчеловодстве и охоте. Эти двое друзей очень гармонично дополняли характеры друг друга. Автор с сожалением покидал их и эти красивые места. 

Подробнее — на Znanija.com — <a rel=»nofollow» href=»https://znanija.com/task/2418512#readmore» target=»_blank»>https://znanija.com/task/2418512#readmore</a>

Автор И. С. Тургенев впервые сделал центральными персонажами крепостных, показав, что они чувствуют и воспринимают мир так же, как и богатые люди.

Рассказ «Хорь и Калиныч» построен на антитезе — изображении двух
противоположных, но дополняющих друг друга русских характеров
(поет Калиныч, а Хорь ему подтягивает) .
Хорь, крестьянин, имел крепкое хозяйство, большое семейство,
ладил с барином и прочими властями, расплодил большое семейство,
покорное и единодушное.
Он ближе к людям, обществу.

Калиныч в отличие от Хоря, благоговел перед своим господином,
объяснялся с жаром, «хотя и не пел соловьем, как бойкий
фабричный человек».
Калиныч имел когда-то жену, которую боялся, детей не было;
Он близок к природе.

Очерк наполнен гордо­стью за свой народ, за неисчерпаемость
богатств его душевных сил, не сломленных веками крепостной
не­воли.
Каждый из героев по-своему нравится автору:
Хорь-хозяйственностью и рассудительностью,
Ка­линыч-поэтичностью и романтизмом.

Источник

Биография И.С. Тургенева

Иван Сергеевич себя пробовал и в драме. Он – автор комедий «Завтрак у предводителя» (1849), «Провинциалка» (1851). Комедий легких, искрометных, изящных, которые до сих пор не сходят со сцены. Им созданы драмы «Нахлебник» (1848), «Месяц в деревне» (1855).

Журнал «Современник» в 1847 году в разделе «Смесь», среди объявлений о продаже плугов и прочих хозяйственных статей, помещает рассказ «Хорь и Калиныч». Начинается он с вполне объективной справки этнографического характера. Писатель сообщает о том, что крестьяне двух соседних губерний, Орловской и Калужской, составляют «как бы две породы людей». Орловские мужики «ютятся в дрянных осиновых избенках», «едят плохо, носят лапти». Напротив, мужики Калужской губернии «обитают в просторных избах, торгуют маслом и дегтем», «по воскресеньям носят сапоги». (А.С. Пушкин горько пошутил о мужицком «золотом веке» в своей «Истории села Горюхина»: «И пастухи пасли стадо в сапогах».) Современники писателя отлично поняли, какой смысл заключался в этих словах. Орловщина исконно была барщинным краем. Крестьяне обязаны были трудиться на помещичьей земле. В Калужской губернии мужики в основном находились на оброке, что давало возможность уходить из деревни, самостоятельно зарабатывать. Они оказывались связаны с владельцами только денежными отношениями. Уменьшение гнета, пусть небольшое, сказалось на положении крестьян повышением благосостояния (носят сапоги). Но главное – крестьяне нравственно выпрямились. Барщинный мужик «невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья» – он озлоблен и унижен. Напротив, калужанин «высок ростом, глядит смело, лицом чист и бел».

Читайте также:  Прививка от кори в инкубационный период взрослым

Во время своих охотничьих скитаний по Калужскому краю повествователь знакомится с замечательными мужиками, Калинычем и Хорем. Двое простых мужиков, крепостные помещика Полутыкина. Они умеют противостоять гнету – каждый по-своему. Хорь – крепкий хозяин, «себе на уме». Из уст г-на Полутыкина мы узнаем, отчего семья Хоря поселилась в «одинокой усадьбе», «посреди леса»: «Изба у него сгорела; вот <…> и говорит: дескать, позвольте мне <… >поселиться в лесу на болоте. Я вам оброк стану платить хороший… Только вы <…> ни в какую работу употреблять меня не извольте, а оброк положите, какой сами знаете». Несмотря на огромные, по крестьянским меркам, платежи, умный Хорь разбогател, вырастил и поставил на ноги девятерых «Хорьков» – «молодых великанов». В разговоре с ним охотник с неподдельным уважением «услышал простую, умную речь русского мужика». При внешних признаках благополучия, «фактической независимости» Хорь далеко не свободен. Он не жалуется, может, и сам не сознает этого. Но писатель знает волшебную силу, которая помогает раскрыть потаенные стороны души – музыка. «Хорь, – повествует рассказчик, – особенно любил песню “Доля ты моя, доля!” …Хорь подпирал щеку рукой, закрывал глаза и продолжал жаловаться на свою долю…» Крестьянский «рационалист» понимает: даже если он и откупится на волю, это не даст ему желанной свободы. На смену одному господину придут другие, одержимые желанием поживиться на счет мужика. «…Кто без бороды живет, тот Хорю и наЫбольший», – иносказательно разъясняет он наивному охотнику безвыходность своего положения.

Кругозор Хоря не замыкается стенами усадьбы. Он с интересом слушает рассказ охотника о чужих землях, расспрашивает и тут же смекает, что из сказанного можно применить у себя. «Из наших разговоров я вынес одно убежденье, что Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях», – размышляет охотник. И делает оговорку: такого сравнения наверняка «никак не ожидают читатели». Образованный читатель не припомнит, чтобы неграмотного крестьянина сравнивали с царем Петром, с мудрецом Сократом (в описании внешности Хоря – «склад его лица напоминал Сократа…») – без тени иронии, восхищаясь его незаурядной натурой.

Другой герой рассказа, Калиныч, «стоял ближе к природе…». Он впервые предстает перед нами «с пучком полевой земляники в руках»: подарок задушевному другу, Хорю. Впрочем, с такой же любовью относится ко всем окружающим. Впервые встреченного охотника он уводит к себе, в самую глубь леса, в «избушку, увешанную пучками сухих душистых трав» и угощает медом со своей пасеки. Калиныч с его мечтательной душой живет в своем особом мирке. Но двери этого мирка широко раскрыты, как и у Хоря, в большой мир крестьянской России. Впервые после лирических образов А.С. Кольцова Тургенев открыл в простом мужике чистую поэтическую натуру, романтика в душе и в повседневной жизни. Старик наделен деревенскими талантами, «которые признавал сам Хорь <…>, он заговаривал кровь, испуг, бешенство <…>, пчелы ему дались…».

За день до встречи охотник познакомился с «образованным» помещиком Полутыкиным, «страстным охотником и, следовательно, отличным человеком». С такой же иронической интонацией повествователь словно перечисляет его «слабости» – «сватался за всех богатых невест в губернии», «любил повторять один и тот же анекдот». Другим признаком культуры помещика явилось то, что он «завел у себя в доме французскую кухню, <…> мясо у этого искусника отзывалось рыбой <…>, макароны – порохом; зато ни одна морковка не попадала в суп, не приняв вида ромба или трапеции». Г-н Полутыкин не зверь, он не ужасен – он смешон. По сравнению со своими крестьянами Полутыкин попросту ничтожен. Автор между строк задает читателю вопрос: кто на самом деле от кого зависит, не может без другого жить? Хорь или его господин, которому он «теперь <…> сто целковых оброка платит». Или Калиныч, который <…> «каждый день ходил с барином на охоту, носил его сумку <…>, ружье, замечал, где садится птица <…>, устроивал шалаши, бегал за дрожками; без него г-н Полутыкин шагу ступить не мог»?

Читайте также:  Корь в инкубационный период заразна

По словам В.Г. Белинского, «Тургенев зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему еще никто не заходил». Покорные жертвы крепостного гнета, вызывающие у читателя жалость своими несчастьями – такими изображал мужиков Карамзин. Николай Михайлович впервые осмелился сказать образованному сословию, что «и крестьянки любить умеют!» Эту традицию продолжил современник Тургенева, Дмитрий Васильевич Григорович в своих повестях «Деревня», «Антон-Горемыка». Автор «Записок охотника» не унижает своих крестьянских героев жалостью. Он восхищается умом и талантами простого человека.

«Незавершенные судьбы персонажей в одних очерках как бы получают продолжение и завершение в других. Жизнь каждого героя при всей своей конкретности приобретает <…> широкий «сверхличный» смысл, вступая в перекличку с жизнью других, аналогичных героев». «Бежин луг», рисующий деревенских мальчиков в ночном, одновременно представляет истоки многих крестьянских характеров в «Записках». Так, в серьезном Феде легко угадать будущего хозяйственного Хоря, Ильюшка, который «лучше других знал все сельские поверья», напоминает нам Касьяна, романтика Калиныча мы видим в Ване. В деревенских детях отчетливо прослеживаются лучшие черты национального характера. Подобно тому, как взаимно уважают друг друга простодушный Калиныч и хозяйственный Хорь, мир и лад царит между мальчиками из разных по благосостоянию семей. Отмечает писатель в ребятах и великую доброту и бескорыстие. Между Федей и Ваней происходит такой разговор:

– А что, Ваня… твоя сестра Анютка здорова?

– Здорова <…>.

– Ты ей скажи – что она к нам, отчего не ходит? <…> Ты ей скажи, чтобы она ходила <…>. Я ей гостинца дам.

– А мне дашь?

– И тебе дам <…>.

– Ну нет, мне не надо. Дай уж лучше ей: она такая у нас добренькая.

Цикл тургеневских рассказов явился ответом на вопрос, который задал в своей статье Белинский, обращаясь к читателям-помещикам: «А разве мужик – не человек?» Критик предвидел ответный возмущенный вопрос: «Но что может быть интересного в грубом, не образованном человеке?» – «Как что? – негодовал критик-гуманист. – Его душа, ум, сердце, страсти, склонности, – словом, все то же, что и в образованном человеке».

«О необыкновенном мастерстве г.Тургенева изображать картины русской природы» заговорили единодушно после появления первых же очерков. Писатель имел возможность сравнивать: побывал к тому времени и во Франции, и в Германии, и в Италии. В письме из Франции Тургенев сетовал, что здесь «природа положительно некрасива». А приехав в курортный городок Виши, славящийся и по сей день живописными ландшафтами, заметил: «хороши» только «несколько липовых аллеей в полном цвету» – «сладкий запах напоминает родину». «Но нет здесь ее необозримых полей, полыни по межам, прудов с ракитами и т.п.», – горестно сокрушался Иван Сергеевич.

Увидеть эту неброскую красоту автор призывает своего русского читателя. Недаром многие пейзажные зарисовки строятся в форме диалогов: «Дайте мне руку, любезный читатель, и поедемте вместе со мной. Погода прекрасная; кротко синеет майское небо; гладкие молодые листья ракит блестят, словно вымытые…» («Татьяна Борисовна и ее племянник»). «Удивительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх! Вам кажется, что <…> листья на деревьях то сквозят изумрудами, то сгущаются в золотистую, почти черную зелень». «Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? <…> На темносером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной…» («Лес и степь»). Восхищение красотой дополняется тонкой наблюдательностью. Охотник знает, что к вечеру «птицы засыпают – не все вдруг – по породам: вот затихли зяблики, через несколько мгновений малиновки, за ними овсянки».

Читайте также другие статьи о жизни писателя И.С. Тургенева и анализ его произведений:

  • Родители Тургенева. Начало творчества — стихи Тургенева
  • Рассказ «Хорь и Калиныч»
  • Помещичья жестокость в рассказах Тургенева. «Ермолай и мельничиха», «Записки охотника»
  • Создание романа «Отцы и дети»
  • Создание повести «Ася»
  • Тургенев о Пушкине
  • Тургенев и Полина Виардо. Перевод произведений Флобера, Золя
  • Создание «Стихотворений в прозе»
  • Анализ романа И.С. Тургенева «Рудин»
  • Анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • Анализ повести И.С. Тургенева «Ася»
  • Анализ повести И.С. Тургенева «Первая любовь»

 Перейти к оглавлению книги «Русская классика XIX века. И.А. Гончаров. И.С. Тургенев»

Источник