Программы ликвидации кори в российской федерации к 2010 год

Действующий

Последние 7 лет в России регистрируются низкие показатели заболеваемости корью. В 2002 году показатель составил 0,42 на 100 тыс. населения, в 54 регионах заболевания корью вообще не регистрировались, а в 27 — имели место единичные случаи. Снижение заболеваемости корью в стране обусловлено увеличением охвата прививками живой коревой вакциной детей в декретированные сроки.

В целях реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году приказываю:

1. Считать ликвидацию кори в Российской Федерации к 2010 году приоритетной задачей здравоохранения.

2. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России, Управлению организации медицинской помощи матерям и детям Минздрава России, Федеральному центру госсанэпиднадзора Минздрава России, ГУ «Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Минздрава России», главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации организовать работу по реализации «Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 г.».

3. Директору ГУ «Санкт-Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера Минздрава России» А.Б. Жебруну, главным врачам центров госсанэпиднадзора с функциями контроля за корью совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации определить ответственное лицо за реализацию «Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году». О принятом решении информировать Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России до 01.05.2003 с указанием фамилии, должности и контактного телефона.

4. Главным врачам центров госсанэпиднадзора с функциями контроля за корью, директору ГУ «Санкт-Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера Минздрава России» А.Б. Жебруну:

4.1. Обеспечить направление в ГУ «Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского» Минздрава России:

— ежемесячно (не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным) сведений о заболевших корью в разных возрастных группах населения по каждой прикрепленной территории и по курируемому региону в целом;

— ежегодно (не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным) отчета о результатах серологических исследований в индикаторных группах населения по каждой прикрепленной территории и по курируемому региону в целом.

4.2. Обеспечить внедрение в практику работы вирусологических лабораторий «Руководства по лабораторной диагностике кори», рекомендованного Всемирной организацией здравоохранения.

5. Главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

5.1. Обеспечить выявление, диагностику, лабораторное обследование больных корью и подозрительных на это заболевание в соответствии со стандартным определением случая заболевания корью (Приложение N 1), Рекомендациями по выявлению, диагностике, лабораторному обследованию и регистрации больных корью и подозрительных на это заболевание (Приложение N 2), комплексом противоэпидемических мероприятий в очагах кори и очагах, подозрительных на это заболевание, в соответствии с перечнем противоэпидемических мероприятий в очаге коревой инфекции (Приложение N 3), Правилами сбора, хранения и транспортировки образцов сыворотки крови и вируссодержащих материалов (Приложение N 4).

5.2. Организовать и проводить плановые серологические исследования с целью изучения состояния специфического иммунитета в индикаторных группах населения (серомониторинг) (Приложение N 5).

6. Главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации обеспечить:

6.1. Контроль за своевременностью и полнотой выявления, диагностики, лабораторного обследования и регистрации больных корью и подозрительных на это заболевание, проведением комплекса противоэпидемических мероприятий в очаге коревой инфекции.

6.2. Контроль за своевременностью и полнотой иммунизации населения против кори, организацией и проведением плановых серологических исследований с целью определения иммунитета населения к вирусу кори.

7. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России, Федеральному центру госсанэпиднадзора Минздрава России, ГУ «Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Минздрава России» организовать региональные совещания по вопросам реализации «Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году».

8. ГУ «Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Минздрава России»:

8.1. Организовать работу по генотипированию штаммов вируса кори, циркулирующих на территории Российской Федерации.

8.2. Обеспечить сбор и анализ материалов по реализации «Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году» и представить отчет в Минздрав России и в Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения.

9. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Г.Г. Онищенко.

Приложение N 1 Стандартное определение случая заболевания корью

Министерства здравоохранения

от 21 марта 2003 г. N 117

СТАНДАРТНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛУЧАЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ КОРЬЮ

Стандартное определение случая заболевания, предложенное ВОЗ, — любой человек с температурой 38 °C и выше, пятнисто-папулезной сыпью и хотя бы с одним из следующих симптомов: кашель, насморк, конъюнктивит (красные глаза) или любой человек с подозрением на корь.

Эпидемиологическая классификация случаев кори:

— случай острого заболевания, при котором имеется один или несколько типичных клинических признаков кори, перечисленных выше, следует считать «подозрительным»;

— случай острого заболевания, при котором имеются клинические признаки, отвечающие стандартному определению случая кори, и эпидемиологическая связь с другим подозрительным или подтвержденным случаем кори следует считать «вероятным»;

Читайте также:  После прививки от кори появилась температура

— случай острого заболевания, классифицированный как «подозрительный» или «вероятный» после лабораторного подтверждения диагноза, считается «подтвержденным».

При этом лабораторно подтвержденный случай кори не обязательно должен отвечать стандартному клиническому определению случая (атипичные, стертые формы).

При отсутствии лабораторного подтверждения диагноза кори из-за невозможности проведения исследований «вероятный» случай автоматически классифицируется как «подтвержденный».

Окончательный диагноз кори устанавливается при наличии лабораторного подтверждения диагноза и/или при эпидемиологической связи с другими подтвержденными случаями данного заболевания.

Приложение N 2 Рекомендации по выявлению, диагностике, лабораторному обследованию и регистрации больных корью и подозрительных на это заболевание

Министерства здравоохранения

от 21 марта 2003 г. N 117

ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, ДИАГНОСТИКЕ, ЛАБОРАТОРНОМУ ОБСЛЕДОВАНИЮ

И РЕГИСТРАЦИИ БОЛЬНЫХ КОРЬЮ И ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ

Выявление больных корью и подозрительных на это заболевание осуществляется врачами лечебно-профилактических учреждений во время амбулаторного приема, посещения больного на дому, лечения в стационаре, при диспансерном наблюдении и медицинском наблюдении за лицами в очагах кори.

Источник

Действующий

В соответствии с резолюцией Всемирной организации здравоохранения о глобальной ликвидации кори в Европейском регионе к 2010 году приказываю:

1. Утвердить программу ликвидации кори на территории Российской Федерации к 2010 году (приложение).

2. Департаменту госсанэпиднадзора (С.И.Иванов), Управлению медицинских проблем материнства и детства (А.А.Корсунский) в срок до 15 сентября 2002 года разработать план мероприятий по реализации программы ликвидации кори в Российской Федерации и представить его на утверждение в установленном порядке.

3. Главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации разработать территориальные программы ликвидации кори к 2010 году.

4. Главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации представить на рассмотрение органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации план мероприятий по ликвидации кори для включения его в территориальные программы по профилактике инфекционных заболеваний.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Г.Г.Онищенко.

История борьбы с корью насчитывает более 200 лет, однако реальная возможность снижения заболеваемости этой инфекцией проявилась только в 1954 году благодаря исследованиям J.Enders и Т.Peebles, выделившим от больного вирус кори и продемонстрировавшим его размножение в культуре клеток. Эти исследования явились в дальнейшем основой создания эффективных коревых вакцин, применение которых привело к существенному снижению заболеваемости корью, смертности и летальности от этой инфекции во многих странах мира.

Широкое применение коревых вакцин позволило Всемирной организации здравоохранения (1990 г.) определить две глобальные задачи: добиться к 1995 году снижения смертности от кори на 95% и снижения заболеваемости корью — на 90%.

В рамках Расширенной программы иммунизации были выдвинуты дополнительные задачи: достижение охвата вакцинацией на первом году жизни не менее 90% на уровне стран, регионов, районов и снижение летальности от кори до уровня менее 1% во всех странах.

Хотя ни одна из этих целей в глобальном масштабе достигнута не была, тем не менее к концу 1995 года примерно в 2/3 стран — членов ВОЗ заболеваемость корью снизилась на 90% и примерно в 1/2 стран мира смертность от кори уменьшилась на 95% и более.

Успехи вакцинопрофилактики, интенсивное развитие эпидемиологии, вирусологии и иммунологии позволили сформулировать задачу ликвидации кори (снижение показателя заболеваемости до нуля) на отдельных географических территориях. Возможность элиминации кори базируется на следующих научных предпосылках:

— во всем мире имеется единый антигенный вариант вируса кори,

— после заболевания корью остается стойкий, практически пожизненный иммунитет,

— вирус кори не имеет других экологических ниш, кроме человека,

— отсутствует носительство вируса кори в открытой форме,

— вирус кори характеризуется определенной пластичностью, что позволяет создать высоко иммуногенную аттенуированную вакцину.

В 1994 году Американский регион первым провозгласил своей целью ликвидацию кори к 2000 году. В 1998 году еще два региона поставили задачу ликвидации кори: Европейский регион к 2007 году, Восточно-средиземноморский — 2010 году. Глобальную эрадикацию кори планируется осуществить к 2010 — 2020 гг., как задачу XXI века в рамках программы ВОЗ «Здоровье для всех».

Специфическая профилактика кори в России, осуществляемая в стране более 30 лет, а также проведение эпидемиологического надзора за инфекцией привели к резкому снижению заболеваемости корью (в 620 раз по сравнению с довакцинальным периодом), практически полной ликвидации смертности и летальности.

При анализе динамики заболеваемости корью на территории Российской Федерации за период с 1986 по 2000 год, охватывающий два последних эпидемических цикла, выявляется четкая тенденция к ее неуклонному снижению. Каждый последующий периодический подъем заболеваемости ниже предыдущего в 1,7 раза. Последние 6 лет регистрируются чрезвычайно низкие цифры заболеваемости (2,0 — 5,4), в среднем не превышая 4,1 на 100 тыс.нас. Преобладающими являются территории (75%) с низким уровнем заболеваемости — менее 5,0 на 100 тыс.нас. Сглаживаются сезонность, выравниваются показатели заболеваемости городского и сельского населения, а также заболеваемость разных возрастных групп населения. В последние годы показатель заболеваемости детского населения достиг низких цифр и колеблется от 0,06 в 1997 году до 0,2 на 1000 в 1995 г.

Читайте также:  Корь краснуха паротит прививка препарат

Вместе с тем в настоящее время сохраняются значительные колебания показателей заболеваемости (от 0,06 до 11,4 на 100 тыс.нас.) на разных территориях России, наблюдается активное включение в эпидемический процесс (ЭП) кори подростков (15 — 17 лет) и лиц старшего возраста, обусловленное недостаточным уровнем коллективного противокоревого иммунитета. Кроме того, участились случаи кори у ревакцинированных, показатель заболеваемости которых приблизился к аналогичному показателю среди вакцинированных — 0,3 и 0,2 соответственно. Нередко возникают определенные трудности при раннем распознавании кори и дифференциальной диагностике с другими экзантемными заболеваниями, т.к. у 50% привитых детей наблюдается легкая и атипичная форма кори. Приведенные данные говорят о необходимости усиления мероприятий по борьбе с корью.

Тем не менее, стабилизация показателей заболеваемости корью на большинстве территорий России на спорадическом уровне, повсеместное и неуклонное повышение охвата вакцинацией (от 68% в 1996 г до 93% в 2000 году) и ревакцинацией (в среднем 90%) живой коревой вакциной (ЖКВ) детей в декретированные сроки, наличие в России высокоэффективной ЖКВ из штамма Л-16 позволяет разработать национальную программу элиминации кори в России и включиться в программу ЕРБ ВОЗ по глобальной элиминации этой инфекции.

Целью национальной программы является ликвидация кори в Российской Федерации к 2007 году и сертификация территорий, свободных от этой инфекции, к 2010 году.

Мероприятия, предусмотренные национальной программой ликвидации кори, планируется осуществить в три этапа:

Первый этап (2002 — 2004 гг.) — достижение повсеместной стабилизации показателей заболеваемости корью на спорадическом уровне на всех территориях России.

Второй этап (2005 — 2007 гг.) — создание условий для предупреждения возникновения случаев кори и полного искоренения коревой инфекции в России.

Третий этап (2008 — 2010 гг.) — сертификация территорий, свободных от кори.

Основными принципами ликвидации кори являются:

— достижение высокого (не менее 95 — 98%) уровня охвата населения прививками иммуногенной ареактогенной ЖКВ;

— эффективный эпидемиологический надзор за корью, предусматривающий полное и активное выявление всех случаев кори и их лабораторное подтверждение, а также своевременное принятие управленческих решений и контроль их выполнения.

Исходя из основных принципов, для достижения ликвидации кори в России необходимо решение следующих основных задач:

— достижение высокого уровня охвата детей вакцинацией и ревакцинацией ЖКВ в декретированные сроки (не менее 95 — 98%) в разрезе каждого субъекта и по России в целом;

— совершенствование системы эпиднадзора за корью и другими экзантемными заболеваниями с активным выявлением всех случаев кори и их обязательным лабораторным подтверждением;

— совершенствование производства и контроля качества препаратов для профилактики и диагностики кори; организация эффективной системы транспортировки и хранения препаратов;

— повышение квалификации и информационное обеспечение медицинских работников по вопросам клиники, диагностики, эпидемиологии и профилактики кори;

— развитие информационно-мобилизационной системы по вопросам выполнения программы ликвидации кори;

— проведение прикладных научных исследований по решению оперативных задач ликвидации кори;

— развитие международного сотрудничества по проблеме глобальной ликвидации кори.

Решение поставленных задач ликвидации кори в России требует координации деятельности учреждений Минздрава России и других заинтересованных министерств, ведомств.

Ликвидация кори может быть достигнута только при условии создания у населения надежного коллективного иммунитета против этой инфекции. Основой предупреждения распространения кори является успешное применение доступной, высокоэффективной ЖКБ из штамма Л-16, индуцирующей напряженный иммунитет, сохраняющийся в течение длительного времени. Высокий охват прививками детского населения на каждом педиатрическом участке позволит не только уменьшить число случаев кори, но и будет препятствовать распространению возбудителя среди населения. Охват прививками ЖКВ не должен снижаться при достижении низкого уровня заболеваемости или при полном отсутствии регистрируемых случаев заболеваний корью на территории.

На разных этапах реализации программы ликвидации кори возможно потребуется разработка и внедрение дополнительных стратегий, основой которых является постоянное поддержание высокого уровня коллективного иммунитета.

Основными направлениями реализации задачи является:

— проведение плановой вакцинации и ревакцинации детей в декретированные сроки с охватом не менее 95 — 98% в разрезе каждого субъекта Российской Федерации;

— своевременное проведение прививок в очагах кори не иммунным детям, подросткам и взрослым, ранее не болевшим корью, не имеющих сведений о прививках или имеющим только одну прививку.

Источник

Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. N 117
«О реализации «Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году»

Последние 7 лет в России регистрируются низкие показатели заболеваемости корью. В 2002 году показатель составил 0,42 на 100 тыс. населения, в 54 регионах заболевания корью вообще не регистрировались, а в 27 — имели место единичные случаи. Снижение заболеваемости корью в стране обусловлено увеличением охвата прививками живой коревой вакциной детей в декретированные сроки.

В целях реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году приказываю:

1. Считать ликвидацию кори в Российской Федерации к 2010 году приоритетной задачей здравоохранения.

2. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России, Управлению организации медицинской помощи матерям и детям Минздрава России, Федеральному центру госсанэпиднадзора Минздрава России, ГУ «Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н.Габричевского Минздрава России», главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации организовать работу по реализации «Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 г».

3. Директору ГУ «Санкт-Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера Минздрава России» А.Б.Жебруну, главным врачам центров госсанэпиднадзора с функциями контроля за корью совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации определить ответственное лицо за реализацию «Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году». О принятом решении информировать Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России до 01.05.2003 с указанием фамилии, должности и контактного телефона.

4. Главным врачам центров госсанэпиднадзора с функциями контроля за корью, директору ГУ «Санкт-Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера Минздрава России» А.Б.Жебруну,

4.1. Обеспечить направление в ГУ «Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н.Габричевского» Минздрава России:

— ежемесячно (не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным) сведений о заболевших корью в разных возрастных группах населения по каждой прикрепленной территории и по курируемому региону в целом;

— ежегодно (не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным) отчета о результатах серологических исследований в индикаторных группах населения по каждой прикрепленной территории и по курируемому региону в целом.

4.2. Обеспечить внедрение в практику работы вирусологических лабораторий «Руководства по лабораторной диагностике кори», рекомендованного Всемирной организацией здравоохранения.

5. Главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

5.1. Обеспечить выявление, диагностику, лабораторное обследование больных корью и подозрительных на это заболевание в соответствии со стандартным определением случая заболевания корью (приложение N 1), рекомендациями по выявлению, диагностике, лабораторному обследованию и регистрации больных корью и подозрительных на это заболевание (приложение N 2), комплексом противоэпидемических мероприятий в очагах кори и очагах, подозрительных на это заболевание, в соответствии с перечнем противоэпидемических мероприятий в очаге коревой инфекции (приложение N 3), правилами сбора, хранения и транспортировки образцов сыворотки крови и вируссодержащих материалов (приложение N 4).

5.2. Организовать и проводить плановые серологические исследования с целью изучения состояния специфического иммунитета в индикаторных группах населения (серомониторинг) (приложение N 5).

6. Главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации обеспечить:

6.1. Контроль за своевременностью и полнотой выявления, диагностики, лабораторного обследования и регистрации больных корью и подозрительных на это заболевание, проведением комплекса противоэпидемических мероприятий в очаге коревой инфекции.

6.2. Контроль за своевременностью и полнотой иммунизации населения против кори, организацией и проведением плановых серологических исследований с целью определения иммунитета населения к вирусу кори.

7. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России, Федеральному центру госсанэпиднадзора Минздрава России, ГУ «Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н.Габричевского Минздрава России» организовать региональные совещания по вопросам реализации «Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году».

8. ГУ «Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н.Габричевского Минздрава России»:

8.1. Организовать работу по генотипированию штаммов вируса кори, циркулирующих на территории Российской Федерации.

8.2. Обеспечить сбор и анализ материалов по реализации «Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году» и представить отчет в Минздрав России и в Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения.

9. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Г.Г.Онищенко.

Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. N 117 «О реализации «Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году»

Текст приказа опубликован в журнале «Здравоохранение», 2003 г., N 8

Источник