Протокол заседания по кори

Письмо №0100/4594-07-32 от 03.05.2007

Руководителям управлений

Роспотребнадзора по

субъектам Российской Федерации

Главным врачам ФГУЗ

«Центр гигиены и эпидемиологии»

в субъектах Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет для информации и использования в работе рекомендации региональных совещаний «Проблема элиминации кори на современном этапе», проведенных в 2006 году.

$SIGN 

Приложение

Рекомендации региональных совещаний

«Проблема элиминации кори на современном этапе», 2006 год

(г.Благовещенск (6-7 июня), г. Нижний Новгород (6-7 июня), г. Владивосток (5-6 сентября), г. Санкт-Петербург (27-28 сентября), г. Пермь (4-5 октября), г. Москва (11-12 октября), г. Ростов (18-19 октября), г. Новосибирск (24-25 октября), в г. Уфе (29-30 ноября), г. Красноярск (5-6 декабря).

В рамках реализации программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.05.2006 №126 в 2006 году при финансовой и методической поддержке ЕРБ ВОЗ проведено 10 региональных совещаний, посвященных актуальным вопросам эпиднадзора за корью и краснухой в условиях низкой заболеваемости корью.

В совещаниях приняли участие эпидемиологи, педиатры и инфекционисты 88 территорий (всего 428 специалистов), представители ЕРБ ВОЗ (д-р Липская Г.Ю. , д-р Дж.Спика, д-р М.Малдерс, д-р С.Дешевой), а также представители Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, специалисты Национального научно-методического центра по надзору за корью (ННМЦ) на базе МНИИЭМ им. Г.Н.Габричевского.

На совещаниях рассмотрены стратегия и ход реализации программы ликвидации кори и краснухи, предупреждения синдрома врожденной краснухи (СВК) в Европейском регионе, актуальные вопросы ликвидации кори, краснухи и предупреждения СВК в Российской Федерации, мероприятия по реализации Программы ликвидации кори в каждом регионе, достижения и перспективы эпидемиологического надзора за корью, краснухой и синдромом врожденной краснухи на территориях Российской Федерации. Специалисты из каждого субъекта Российской Федерации представили отчеты о проведенной работе на курируемых территориях и планы реализации программы ликвидации кори к 2010 году.

В целом отмечено, что реализация программы ликвидации кори в Российской Федерации выполняется в соответствии с Национальным планом мероприятий на 2005-2007гг. по реализации Программы ликвидации кори в России.

Для современного периода реализации Программы ликвидации кори в России характерна низкая заболеваемость корью, при этом на 50% территорий в течение 3-4 лет заболеваемость не превышает 1 случая на 1 млн. населения. Однако и в современных условиях корь сохранила периодичность подъемов и спадов заболеваемости. Подъемы заболеваемости, как правило, обусловлены вспышечной заболеваемостью корью, в том числе в ведомственных учреждениях. В то же время следует отметить, что в течение последних лет в основном регистрируются очаги без распространения инфекции (80-90%).

Поскольку специфическая профилактика кори остается единственной мерой борьбы с этой инфекцией, реализация программы ликвидации кори требует не только плановой вакцинации живой коревой вакциной (ЖКВ) в полном объеме, но и проведения дополнительных мероприятий по вакцинации групп риска, в том числе лиц до 35 лет, не привитых против кори, не имеющих сведений о прививке или привитых ЖКВ однократно.

Совещания также отмечают существенные успехи, достигнутые лабораторной сетью России в 2005-2006 г.г. в части своевременности и полноты лабораторной отчетности, достижении высоких результатов выполнения профессиональных тестов. Практически все случаи кори (95,5%), зарегистрированные на территории России, имеют лабораторное подтверждение.

В настоящее время все лаборатории ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, ответственные за диагностику кори и краснухи на прикрепленных территориях, аккредитованы ЕРБ ВОЗ. В ряде лабораторий (Приморский РЦ, Ростовский РЦ, ННМЦ по надзору за корью) успешно прошла апробация методики «сухая капля» для диагностики кори и краснухи. Увеличилось число очагов кори, где у заболевших осуществляется определение генотипов вирусов кори, циркулирующих на территории России.

Весьма важно, что во многих регионах со спорадической заболеваемостью корью для выявления истинной ситуации по кори проводится лабораторное обследование лиц с макуло-папулезной сыпью и температурой, имеющих различные клинические диагнозы.

Вместе с тем, подъем заболеваемости корью на ряде территорий свидетельствует о наличии определенной доли восприимчивых лиц, в том числе среди привитых против этой инфекции. В некоторых субъектах Российской Федерации до настоящего времени не выполнено в полном объеме постановление Главного государственного санитарного врача от 09.03.2004г. №13 «Об усилении мероприятий по профилактике кори», в связи с чем продолжают регистрироваться случаи кори среди взрослых, не привитых против кори и не имеющих сведений о коревом анамнезе.

Недостаточно внимания уделяется на местах выявлению и дополнительной вакцинации профессиональных групп риска (нередко источником инфекции в очагах являются медицинские работники); в ряде территорий (гг.Москва, Санкт-Петербург, Приморский край, Республика Башкортостан и др.) увеличилось число отказов от прививок.

В части субъектов Российской Федерации недостаточно уделяется внимания сбору материала от больных корью и его доставке в ННМЦ с целью генотипирования вируса кори. Нарушаются сроки взятия 1-го образца сыворотки крови не только при обследовании экзантемных больных, но и лиц с подозрением на корь при рутинной работе (сыворотки от больных собираются ранее 4 дня с момента высыпания).

Совещания подчеркивают необходимость строгого соблюдения регламентированных сроков отбора, доставки и исследования образцов для серологического исследования, включая материал от больных с экзантемой и лихорадкой.

Читайте также:  Кори эверсон жан клод ван дамм

Кроме того, отмечено, что в ряде случаев поздняя диагностика кори у больного приводит к несвоевременному проведению противоэпидемических мероприятий и распространению инфекции.

Остается проблемой взаимообмен информацией о случаях кори со специалистами ведомственных учреждений.

Представленные на совещаниях данные свидетельствуют о существовании ряда серьезных проблем в диагностике краснушной инфекции у беременных, врожденной краснушной инфекции плода и диагностике СВК и диктуют необходимость создания документов, регламентирующих сроки обследования больных, а также обеспечения региональных центров диагностическими тест-системами в необходимом количестве.

Интеграция программ ликвидации кори, краснухи и предупреждения СВК в Европейском регионе повлекла за собой внедрение эпиднадзора за краснухой у беременных. При этом необходимо учитывать, что диагностика краснушной инфекции у беременных, диагностика врожденной краснушной инфекции плода и СВК требует исследования сывороток в динамике с помощью разных тест-систем. В настоящее время специалисты ЕРБ ВОЗ отрабатывают общую для всех схему обследования на краснуху беременных женщин.

Положительно оценивая итоги реализации Программы ликвидации кори на местах, отмечено, что для успешного выполнения цели II этапа ликвидации кори в России (2005-2007гг.), а именно «создания условий для предупреждения возникновения случаев кори и полного искоренения коревой инфекции в России», руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, руководителям органов управления здравоохранением, главным врачам ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации необходимо:

— повсеместно поддерживать высокий уровень (95-98%) охвата детей вакцинацией и ревакцинацией ЖКВ в установленные сроки в каждом субъекте Российской Федерации;

— принять необходимые меры для завершения иммунизации против кори взрослого населения до 35 лет;

— обеспечить обязательное серологическое подтверждение всех случаев кори и всех больных с подозрением на это заболевание; при возникновении затруднений в трактовке полученных результатов направлять сыворотки (при строгом соблюдении «холодовой цепи») и подробные сопроводительные документы в ННМЦ по надзору за корью для дальнейшего исследования;

— продолжать использование в качестве основного метода лабораторной диагностики кори (краснухи) метод иммуноферментного анализа с применением тест-систем, предоставленных ВОЗ;

— повсеместно внедрить активный эпидемиологический надзор за корью на территориях со спорадическим уровнем заболеваемости с ежегодным серологическим обследованием больных с экзантемными заболеваниями (независимо от первичного клинического диагноза, из расчета не менее 2 на 100 тыс. населения). В случае выявления положительных результатов — организовать молекулярно-генетическое исследование клинических образцов от больных;

— обеспечить своевременное проведение полного комплекса противоэпидемических мероприятий в очагах кори с целью предотвращения вторичных случаев заболевания;

— обеспечить обмен оперативной информацией об эпидситуации по кори и краснухе между территориальными органами Роспотребнадзора и ведомственными службами;

— для дифференцирования местных и завозных случаев кори, демонстрации прерывания на территории циркуляции эндемичных генотипов вируса кори организовать своевременный сбор и доставку клинических образцов в ННМЦ по надзору за корью (не более чем 5-10 образцов от каждой вспышки и не менее 80% случаев в регионах со спорадической заболеваемостью); доставку образцов осуществлять с соблюдением «холодовой цепи» и с обязательным представлением сопроводительных документов;

— активизировать санитарно-просветительную работу с населением по освещению вопросов профилактики кори и краснухи, обратив особое внимание на информирование работников здравоохранения и населения о пользе и риске, связанных с иммунизацией;

— по итогам данных совещаний организовать и провести семинары по реализации Программы ликвидации кори в субъекте Российской Федерации с участием специалистов лечебной сети.

С целью снижения заболеваемости краснухой в стране и предотвращения случаев СВК, реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, руководителям органов управления здравоохранением, главным врачам ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации необходимо:

принять меры по достижению высокого уровня (95% и более) показателей охвата прививками против краснухи в декретированных возрастах, а также женщин детородного возраста в каждом субъекте Российской Федерации;

осуществлять единую систему эпиднадзора за корью и краснухой, в том числе за краснухой у беременных женщин, интегрируя ее в сеть региональных центров надзора за корью;

проводить эпиднадзор за краснухой у беременных женщин, обеспечив поименную регистрацию беременных в очагах краснухи, их обязательное лабораторное обследование в региональных лабораториях и последующее медицинское наблюдение;

принять необходимые меры для достижения высокого охвата иммунизацией против краснухи детей декретированных возрастов, а также женщин детородного возраста;

учитывая риск получения ложно-положительных IgM- результатов при диагностике краснушной инфекции у беременных, диагностике врожденной краснушной инфекции плода и СВК, целесообразно проводить исследование сывороток строго в соответствии с рекомендациями ВОЗ (сыворотки исследовать в динамике с помощью разных тест-систем, определяя уровень не только IgM, но и IgG-специфических антител, целесообразно также изучать степень авидности IgG-антител);

при краснухе у беременной или подозрении на СВК рекомендовать направлять клинические образцы (кровь, моча, слюна) в ННМЦ по надзору за корью и краснухой для ПЦР-диагностики и последующего генотипирования штаммов вируса краснухи;

в регионах с устойчиво низкой заболеваемостью краснухой организовать забор и доставку клинических образцов (кровь, моча, слюна) в ННМЦ по надзору за корью и краснухой из очагов краснухи (не более чем от 2-3 больных краснухой) для генотипирования штаммов вируса краснухи, циркулирующих в настоящее время на территории России (забор и доставку образцов осуществлять в соответствии с приказом Минздрава России от 21.03.2003г. №117 «О реализации программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году»).

Читайте также:  Корь сейчас есть эпидемия

Просить ННМЦ по надзору за корью:

— разработать проекты следующих нормативных документов: новой редакции санитарных правил по надзору за корью, краснухой и эпидемическим паротитом, приказа по надзору за корью в Российской Федерации в современных условиях (включая алгоритм лабораторного обследования больных, в том числе лиц с экзантемными заболеваниями, процедуры сбора клинических образцов для выделения и генотипирования вируса кори), а также приказа по порядку обследования больных краснухой беременных женщин, беременных женщин из очагов краснухи, больных СВК;

— совместно с ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора решить вопрос о возможности широкого использования IgG — тест-системы производства «Медико-биологический союз» (МБС) с целью контроля за напряженностью противокоревого иммунитета;

— продолжить регулярный выпуск информационных бюллетеней по заболеваемости корью на территориях Российской Федерации

Просить ЕРБ ВОЗ рассмотреть вопрос о:

— предоставлении России (в рамках решения региональных задач ВОЗ по ликвидации кори, краснухи и предупреждения СВК в Европейском регионе) тест-системы (IgM- и IgG-) в необходимом количестве для лабораторного подтверждения случаев краснухи у беременных, при установленном контакте беременных с больным краснухой, а также случаев СВК; продолжить поставку необходимого количества тест-систем IgM-корь;

— продолжении оказания финансовой и методической поддержки в проведении ежегодных региональных совещаний по кори и краснухе;

— оказании содействия в проведении дополнительного курса обучения новых врачей-вирусологов региональных центров по надзору за корью и краснухой.

Просить Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

— рассмотреть вопрос о включении в Национальный календарь профилактических прививок против кори лиц в возрасте до 35 лет;

— усилить взаимодействие Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с санитарно-эпидемиологическими службами различных ведомств в области вакцинопрофилактики, уделив особое внимание вакцинации против кори призывников и лиц в местах лишения свободы, не имеющих сведений о прививках ЖКВ;

— рассмотреть вопрос о создании экспертного Совета (Комиссии) по диагностике кори (в спорных случаях) с участием клиницистов (инфекционистов), эпидемиологов и вирусологов;

— в целях координации работы по вопросам ликвидации кори и краснухи направлять специалистов Роспотребнадзора для участия в региональных совещаниях по надзору за этими инфекциями.

Источник

Письмо №0100/5748-07-32 от 04.06.2007

Руководителям управлений

Роспотребнадзора по

субъектам Российской Федерации

Главным врачам ФГУЗ

«Центр гигиены и эпидемиологии»

в субъектах Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет для информации и использования в работе рекомендации региональных совещаний «Проблема элиминации кори на современном этапе», проведенных в 2007 году.

Приложение

Рекомендации

региональных совещаний

«Проблема элиминации кори на современном этапе»

г. Санкт-Петербург , 16 мая 2007г.

г. Екатеринбург, 22-23 мая 2007г.

В рамках реализации программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Национальным научно-методическим центром по эпиднадзору за корью (ФГУН «МНИИЭМ им. Г.Н. Габричевского») при поддержке Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения (ЕРБ ВОЗ) проведены региональные совещания, посвященные реализации программы элиминации кори в России к 2010 году (приказ Роспотребнадзора от 21.02.2007 № 50).

 В совещаниях приняли участие представители ВОЗ, ЕРБ ВОЗ, СДС (Атланта), НИЗ (Финляндия), Роспотребнадзора, Национального научно-методического центра по эпиднадзору за корью, руководители Санкт-Петербургского, Московского, Ростовского-на-Дону, Нижегородского. Уфимского, Пермского, Красноярского, Амурского и Приморского региональных центров по эпиднадзору за корью, а также эпидемиологи Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и вирусологи ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации.

На совещаниях рассмотрены Глобальная и Европейская стратегические программы элиминации кори и краснухи, актуальные вопросы реализации программы ликвидации кори в России, результаты осуществления пилотных проектов, проводимых в Российской Федерации — по совершенствованию эпидемиологического надзора за корью на территориях со спорадической заболеваемостью и предупреждению синдрома врожденной краснухи (СВК), а также результаты обследования больных с экзантемными заболеваниями. Участники совещаний представили доклады о ходе реализации программы в регионах и задачах для успешного ее осуществления.

В целом отмечено, что на всех территориях страны обеспечен охват прививками против кори в декретированных возрастах на уровне, превышающем 95 %; организовано обязательное серологическое подтверждение всех случаев кори. На большинстве территорий осуществляется сбор сывороток крови от пациентов с другими экзантемными заболеваниями, сопровождающимися лихорадкой и пятнисто-папулезной сыпью с целью активного выявления случаев кори.

В то же время, не всегда соблюдаются рекомендованные сроки забора и доставки в вирусологическую лабораторию сывороток крови от больных корью и лиц, подозрительных на это заболевание. Не все субъекты Российской Федерации начали осуществлять активное выявление случаев кори среди больных с экзантемными заболеваниями. В ряде случаев плохо организована доставка вируссодержащих образцов от больных в Национальный центр по надзору за корью для генотипирования вируса кори в целях обеспечения полной характеристики каждого очага.

Охват прививками против краснухи на большинстве территорий еще не достиг необходимого уровня.

Для успешного выполнения цели II этапа ликвидации кори в России (2005-2007гг.), а именно «создания условий для предупреждения возникновения случаев кори и полного искоренения коревой инфекции в России»:

Читайте также:  Корь краснуха паротит прививка в год

1. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, главным врачам ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации необходимо:

— обеспечить поддержание на высоком уровне (95%-98%) показателей охвата прививками детей против кори и достижения подобных показателей охвата прививками против краснухи в декретированных возрастах в разрезе каждого муниципального образования субъекта Российской Федерации, каждой поликлиники, педиатрического участка.

— инициировать рассмотрение вопроса в субъектах Российской Федерации о выделении дополнительного финансирования для приобретения вакцин: против кори — для завершения дополнительной иммунизации взрослых с 18 до 35 лет и иммунизации социальных групп риска в 2007 году;

— обеспечить систематическое взаимодействие с учреждениями ведомственного подчинения по вопросам диагностики кори, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям (совместные планы мероприятий, соглашения и т.п.);

— в связи с резко возросшей значимостью завозных случаев кори, своевременно и в полном объёме осуществлять противоэпидемические (профилактические) мероприятия при завозе кори, максимально расширив границы очага;

— обеспечить обязательное серологическое подтверждение всех случаев кори и серологическое обследование пациентов с заболеваниями, сопровождающимися лихорадкой и пятнисто-папулезной сыпью с целью активного выявления случаев кори (из расчета не менее 2 на 100 тыс. населения);

— обеспечить соблюдение установленных сроков отбора и доставки образцов для серологического исследования, включая материал от экзантемных больных (в соответствии с приказом Минздрава России № 117);

— активизировать разъяснительную работу по профилактике кори, краснухи и СВК среди женщин детородного возраста;

— усилить разъяснительную работу среди населения, в том числе отъезжающего в страны с высокой заболеваемостью корью, об опасности заболевания корью;

— инициировать рассмотрение вопроса о создании Комиссий по контролю за реализацией программ ликвидации кори в России к 2010 году в субъектах Российской Федерации.

2. Руководителям органов управления здравоохранением по субъектам Российской Федерации:

— обеспечить поименный учет детей в возрасте до 18 лет, не привитых и ранее не болевших корью с организацией их дальнейшей иммунизации;

— рассмотреть вопрос об обеспечении сертификатами профилактических прививок всех детей в возрасте до 18 лет, учащихся СУЗов и студентов ВУЗов;

— применять тестовый контроль знаний по профилактике кори при проведении аттестации медицинских работников на квалификационную категорию;

— обеспечить иммунизацию против кори труднодоступных групп населения (мигранты, цыгане, вынужденные переселенцы и другие);

— обеспечить вакцинацию детей коревой вакциной строго в сроки, регламентированные национальным календарем профилактических прививок (12 месяцев и 6 лет);

— в условиях спорадической заболеваемости осуществлять забор материала для лабораторного обследования у больных с экзантемными заболеваниями;

— обеспечить направление в ННМЦ вирус содержащего материала от больных краснухой беременных;

— обеспечить выполнение требований действующих санитарных правил при транспортировании, хранении и использовании МИБП, в первую очередь живых вакцин, на всех этапах холодовой цепи.

3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

— обеспечить действенный надзор за реализацией мероприятий по элиминации кори на современном этапе;

— оказывать организационную помощь органам управления здравоохранением в проведении профилактических мероприятий.

4. Просить ННМЦ по надзору за корью:

— разработать и утвердить график плановых проверок административных территорий специалистами региональных центров на 2008 год;

— разработать проект приказа о порядке обследования больных краснухой беременных женщин, беременных женщин из очагов краснухи и детей с диагнозом СВК;

— совместно с ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора представить рекомендации о возможности широкого использования IgG – тест-системы производства «Медико-биологический союз» (МБС) с целью контроля за напряженностью противокоревого иммунитета; определить направленность и объем серомониторинрга в условиях спорадической заболеваемостью корью;

— дать предложения в проект новой редакции санитарных правил по надзору за корью, краснухой и эпидемическим паротитом;

— разработать проект плана мероприятий на 3-й этап (2008-2010гг.) реализации Программы ликвидации кори в РФ к 2010 году;

— ежемесячно информировать управления Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации о заболеваемости корью в России и за рубежом.

5. Просить ЕРБ ВОЗ рассмотреть вопрос о:

— предоставлении России (в рамках решения региональных задач ВОЗ по ликвидации кори, краснухи и предупреждения СВК в Европейском регионе) тест-системы (IgM и IgG) в необходимом количестве для лабораторного подтверждения случаев краснухи у беременных, при установленном контакте беременных с больным краснухой, а также случаев СВК;

— продолжении оказания финансовой и методической поддержки в проведении ежегодных региональных совещаний по кори и краснухе;

— оказании содействия в проведении дополнительного курса обучения новых врачей вирусологов региональных центров по надзору за корью и краснухой.

6. Просить Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

— рассмотреть вопрос о включении в национальный календарь профилактических прививок против кори среди лиц в возрасте до 35 лет;

— издать постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации об усилении мероприятий по профилактике кори;

— обратиться в Минобороны России и Минюст России для решения вопроса о вакцинации против кори призывников, контрактников и лиц в местах лишения свободы, не имеющих сведений о прививках против кори;

— пролонгировать цели 2-го этапа Программы ликвидации кори в Российской Федерации на 2008 год.

Источник