Сложная структура дефекта у детей матери которых перенесли краснуху

Клиническая и специальная психология - №4 / 2013 | Перейти к описанию

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг
Science Index
РИНЦ 2018

31 место —
направление «Психология»

0,59 —
показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,663 —
двухлетний импакт-фактор

 

Басилова Т.А.
кандидат психологических наук, заведующая кафедрой специальной психологии факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
e-mail: bassilova@yandex.ru

8 октября 2013 года из жизни ушла Галина Петровна Бертынь, кандидат
медицинских наук, замечательный врач и исследователь клиники нарушений развития
у детей с интеллектуальными и сенсорными нарушениями.

Сложная структура дефекта у детей матери которых перенесли краснуху

Галина Петровна родилась в Баку в 1933 г. в семье потомственных врачей и
известных исследователей-микробиологов. В Баку прошли ее детство и юность,
оттуда она поехала в Москву поступать в медицинский институт. После окончания
института она около 10 лет работала участковым детским педиатром в подмосковном
городе Жуковском. Научными руководителями ее кандидатской диссертации,
защищенной в московском НИИ психиатрии в 1972 г. были известные ученые,
профессора М. С. Певзнер и Л.А.Новикова. Книга
Г. П. Бертынь «Близнецовый метод при изучении олигофрении у детей»,
написанная по материалам ее диссертации и опубликованная в 1975 году, до сих
пор вызывает интерес у многих исследователей. Материалы ее диссертационного
исследования также вошли в известную коллективную монографию «Учащиеся
вспомогательной школы», опубликованную в 1979 г. под научной редакцией
М. С. Певзнер.

Около 30 лет она работала врачом и научным сотрудником в НИИ дефектологии
АПН СССР (НИИД), где занималась сенсорными и сложными сенсорными нарушениями,
вела научную работу в секторе клинического и нейрофизиологического изучения
аномальных детей под руководством М. С. Певзнер. После того, как
М. С. Певзнер ушла с поста руководителя этого сектора в 1973 г. и
стала профессором-консультантом, Г. П. Бертыньвместе с нею начала
клинические исследования сложных (сочетанных) нарушений в лаборатории обучения
и воспитания слепоглухих Института дефектологии, в Детском доме слепоглухих в
г.Сергиевом Посаде (Загорске), в Головеньковском доме-интернате для слепых и
слабовидящих умственно отсталых детей в Тульской области. При самом активном
участии Г. П. Бертынь были написаны научные работы, описывающие
многообразие этиологии и клинической картины заболеваний, приводящих к
слепоглухоте. Короткое время она сотрудничала с сектором
социально-психологической реабилитации слепоглухих при Институте реабилитации
слепых РЕАКОМП, где изучала взрослых слепоглухих.

Г. П. Бертынь обследовала детей с нарушенным слухом в лаборатории
сурдопсихологии НИИД, руководимой Т. В. Розановой и в московских
школах глухих и слабослышащих. С 1992 г. почти 10 лет консультативной работы
врача-психиатра связывало ее с  московской школой для глухих детей №65. Ее
исследования позволили выделить разные группы глухих и слабослышащих с
дополнительными нарушениями и подойти к организации для них индивидуальных
условий обучения. Последним местом ее работы как врача-психиатра был
Федеральный реабилитационный центр «Детство».

Последние десять лет жизни Г. П. Бертынь жила одна, плохо себя
чувствовала и почти не выходила из дома. Многие люди, с которыми она
сотрудничала и дружила, которым она помогала как врач и учитель всегда будут
хранить благодарную память о Галине Петровне.

Основные научные работы Г. П. Бертынь

  1. Бертынь Г.П. (совм. с Лильиным Е.Т.) Роль экзогенных влияний в
    развитии близнецов-олигофренов // Дефектология. 1971. № 3.
  2. Бертынь Г.П. (совм. с Лильиным Е.Т.)  Применение близнецового
    метода исследования при изучении наследственных форм глухоты //
    Дефектология.1975. №2.
  3. Бертынь Г.П. Близнецовый метод при изучении олигофрении у детей. М.,
    «Педагогика». 1975. 128 с.
  4. Бертынь Г.П. Клинико-генеалогическое изучение близнецов, страдающих
    нарушениями слуха // Дефектология,1977. №4.
  5. Бертынь Г.П. (сомв. с Певзнер М.С., Мареевой Р.А.) Комплексное
    изучение детей со сложными сенсорными дефектами // Дефектология. 1979. №4.
  6. Бертынь Г.П. (совм. с Певзнер М.С., Донской Н.Ю)
    Клинико-психологическое изучение учащихся вспомогательных классов школ для
    слабослышащих детей // Дефектология.1979. №3.
  7. Бертынь Г.П. (совм. с Певзнер М.С.) Клиническая характеристика
    глухих детей с затруднениями в обучении. В сб.Клинико-психологическое
    исследование глухих детей со сложным дефектом. Сб. н. тр. Под ред. М.С.Певзнер
    и Т.В.Розановой. М., 1980.
  8. Бертынь Г.П. (совм. с Певзнер М.С., Мареевой Р.А.)
    Клинико-психолого-педагогическое изучение умственно отсталых детей с глубокими
    нарушениями зрения и слуха // Дефектология. 1980. №4.
  9. Бертынь Г.П. Гемолитическая болезнь плода и новорожденного //
    Дефектология.1982. №4.
  10. Бертынь Г.П. (совм. с Певзнер М.С., Мареевой Р.А.) Этиологическая и
    клиническая дифференциация слепоглухоты. В кн.: Наследственные формы
    олигофрении и других аномалий развития у детей. М.: изд. АПН СССР, 1983.
  11. Бертынь Г.П. Елена Келлер // Дефектология. 1984. №4.
  12. Бертынь Г.П. (совм. с Лукашовой И.Д., Певзнер М.С.)
    Происхождение сложных дефектов у детей. В кн.: Причины возникновения и пути
    профилактики аномалий развития у детей. М.,1985.
  13. Бертынь Г.П. Этиологическая классификация синдромальных форм
    слепоглухоты // Дефектология.1985. №5.
  14. Бертынь Г.П. Этиологическая дифференциация слепоглухоты // Сб.
    научн.т р. «Генетическое изучение аномалий развития у детей». М.,1986.
  15. Бертынь Г.П. Близнецы и слепоглухота // Дефектология.1987. № 3.
  16. Бертынь Г.П. (совм. с Певзнер М.С., Мареевой Р.А.) Особенности
    этиопатогенеза и структуры дефекта при слепоглухоте у детей. В сб.
    Коррекционно-воспитательная работа с детьми при глубоких нарушениях зрения и
    слуха. М.,1986.
  17. Бертынь Г.П. (совм. с Певзнер М.С., Басиловой Т.А.)
    Клинико-психологическая характеристика детей-олигофренов при глубоких
    нарушениях зрения и слуха. В сб. Коррекционно-воспитательная работа с детьми
    при глубоких нарушениях зрения и слуха. М.: Изд АПН СССР,1986.
  18. Бертынь Г.П. Рубеолярная эмбриопатия у детей / Г.П. Бертынь //
    Педиатрия. 1988. № 2.
  19. Бертынь Г.П. (совм. с Певзнер М.С., Мареевой Р.А.) Синдром Маршалла
    и Ушера – наследственные формы слепоглухоты (клинико-психолого-педагогическо
    изучение) // Дефектология.1988. №2.
  20. Бертынь Г.П. Сложная структура дефекта у детей матери которых
    перенесли краснуху // Дефектология. 1989. №3.
  21. Бертынь Г.П. Клинико-генеологическое и психолого-педагогическое
    изучение лиц со сложным дефектом. В сб. Дифференцированный подход при обучении
    и воспитании слепоглухих детей. М.,1990.
  22. Бертынь Г.П. (совм. с Розановой Т.В.) Клинико-психологическое
    изучение глухих детей со сложным дефектом // Дефектология. 1993. №4.
  23. Бертынь Г.П. (совм. с Басиловой Т.А.) Внимание: Краснуха //
    Медицинский вестник.1994. №3.
  24. Бертынь Г.П. Клинико-психологическая характеристика детей с
    бисенсорными дефектами при раличных эмбрио- и фетопатиях // Дефектология.1994.
    №3.
  25. Бертынь Г. П. (совм. с Соловьевой И.JI.) Модель специального
    коррекционного образовательного учреждения  для глухих // Дефектология.
    1997. №6.
  26. Бертынь Г.П. Клиническая характеристика глухих детей со сложным
    дефектом // Дефектология. 1998. №6.

 
Читайте также:  Краснуха у детей лечится

Источник

Для ранней диагностики сложного нарушения очень важны знания о причинах, которые могут привести к поражению сразу нескольких функций организма. Когда мы имеем дело с одним первичным дефектом развития у ребенка, мы рассматриваем вероятность либо наследственного, либо экзогенного происхождения. Сложное нарушение развития может быть вызвано одной или несколькими причинами, разными или одинаковыми по происхождению.

Можно рассматривать несколько вариантов этиологически сложного нарушения:

один дефект имеет генетическое, а второй экзогенное происхождение и наоборот (например, ребенок наследует выраженную близорукость по линии матери, а нарушение двигательной сферы приобрел в результате родовой травмы);

оба дефекта обусловлены разными генетическими факторами, действующими независимо друг от друга (например, нарушение слуха наследуется по линии отца, а нарушение зрения по линии матери);

каждый дефект обусловлен разными экзогенными факторами, действующими независимо (например, ребенок приобрел нарушение слуха в результате перенесенной скарлатины, а нарушение движений наступило от травмы позвоночника);

оба нарушения представляют собой разные проявления одного и того же наследственного синдрома;

два дефекта возникли в результате действия одного и того же экзогенного фактора.

Наиболее изучены последние два варианта причин сложных нарушений, когда одно заболевание (наследственное или экзогенное) может стать причиной сложного или даже множественного нарушения развития у ребенка. В группе множественных нарушений у детей преобладают врожденные формы патологии, имеющие в большинстве случаев генетическое происхождение. Реже встречаются хромосомные синдромы как виды сложных нарушений. Классический пример множественного дефекта хромосомного происхождения — это синдром Дауна. Кроме умственной отсталости у детей с этим синдромом в 70 % случаев имеются нарушения слуха и в 40% — выраженный дефект зрения. Почти 30% детей с синдромом Дауна имеют множественный сенсорный дефект (нарушение зрения и слуха) в сочетании с умственной отсталостью.

В настоящее время описано более 250 наследственных синдромов, связанных с нарушением слуха. Примерно одна треть этих наследственных нарушений слуха у детей сочетается с другими видами нарушений (заболеваниями внутренних органов: эндокринной системы, сердца, почек и т.д.; заболеваниями ЦНС; нарушениями скелетно-мышечной системы; зрения и т.д.). Наиболее изучен ряд наследственных синдромов и заболеваний, приводящих к комплексному нарушению зрения и слуха. В ряде случаев симптомы такого наследственного заболевания проявляются неодновременно. Например, при синдроме Ушера нарушение слуха может возникнуть с рождения, а поражение зрения в виде дегенерации сетчатки начинает проявлять себя только в дошкольном возрасте в виде ночной или сумеречной («куриной») слепоты, и только к подростковому или более старшему возрасту наступает резкое ухудшение зрения из-за сужения полей зрения до так называемого «туннельного» зрения.

К экзогенным по происхождению заболеваниям, приводящим к сложному и даже множественному нарушению развития, относятся различные пренатально (внутриутробно) и постнатально перенесенные заболевания. Наиболее известными из таких внутриутробных заболеваний является краснуха, корь, туберкулез, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция и др.

Вирус краснухи проникает от заболевшей матери через плаценту в плод и может вызвать множественные пороки развития ребенка. Наибольший риск множественного поражения плода возникает на ранних сроках беременности, когда органы зрения, слуха и кровообращения развиваются наиболее интенсивно. Считается, что примерно треть детей, перенесших краснуху в утробе матери, появляются на свет со сложными врожденными нарушениями. Примерно 87% пораженных детей имеют нарушения слуха; 46% — врожденный порок сердца; 34% — врожденные нарушения зрения и 39 % — трудности в обучении. У части детей все эти пороки развития встречаются одновременно в виде врожденной катаракты обоих глаз, глухоты и врожденного порока сердца. С начала 70-х гг. в развитых странах мира проводятся профилактические прививки против краснухи, которые свели до минимума случаи рождения детей с синдромом врожденной краснухи. В России такие прививки проводятся с 1998 г.

Читайте также:  Где можно сделать прививку от краснухи ребенку

Другим известным внутриутробным хроническим вирусным заболеванием, которое может привести к сложному дефекту, является цитомегаловирусная инфекция (ЦМВ). Вирус этого заболевания передается при близком контакте и считается наиболее распространенным среди всех врожденных инфекций. Заболевание часто протекает у детей почти без видимых симптомов и подтверждается только после лабораторных исследований. Как следствие этой врожденной инфекции у детей могут возникать изолированные нарушения (врожденная косолапость, глухота, деформация нёба и микроцефалия) или комплексные (глухота и нарушения зрения в виде хориоретинита или атрофии зрительных нервов, ДЦП и глухота и т.д.). Поскольку в последние годы успешно проводится профилактика внутриутробной краснухи, ЦМВ остается наиболее опасной инфекцией, последствием которой могут быть врожденные сложные нарушения у детей.

Причинами врожденных нарушений зрения и слуха, нарушений зрения и умственной отсталости может стать заболевание матери токсоплазмозом, сифилисом и пр.

Такие постнатальные заболевания, как корь или скарлатина, тяжелый грипп или нейроинфекции, перенесенные в детском возрасте, также могут привести к сложному нарушению развития у ребенка. К сложному нарушению зрения и слуха с возрастом может привести тяжелый диабет и ряд других соматических заболеваний.

В последние годы специалисты отмечают рост числа детей с врожденными нарушениями зрения и слуха, появившихся на свет глубоко недоношенными и спасенными благодаря достижениям современной медицины. Примерно у 11 % недоношенных детей обнаруживаются аномалии развития глаз, приводящие к глубоким нарушениям зрения и даже слепоте. Ретинопатия недоношенных (поражение сетчатки) развивается у глубоко недоношенных детей при неадекватном кислородном режиме во время искусственного вынашивания в кювезах. Как следствие глубокой недоношенности у таких детей могут наблюдаться и нарушения слуха. Иногда к би-сенсорному дефекту добавляется ДЦП или другие нарушения. Иногда глубокая недоношенность является следствием внутриутробно перенесенных инфекционных заболеваний. Но в большинстве случаев причины глубокой недоношенности остаются пока неизвестными.

К неясным по природе причинам множественных, в том числе и сенсорных, нарушений относят пока и CHARGE-ассоциацию, которая все чаще встречается у детей с двойным сенсорным и множественным нарушениями. Это название сложилось из сочетания первых латинских букв шести слов, обозначающих разные нарушения (нарушение зрения в виде колобомы радужки или сетчатки; нарушения сердечной деятельности; трудности глотания и дыхания из-за сужения или атрофии носовых отверстий —хоан; отставание в росте; недоразвитие половых органов; нарушения органов слуха).

Знание причин и особенностей заболеваний, которые могут привести к сложному нарушению развития у ребенка, может существенно помочь в диагностике этих нарушений, в выделении новорожденных детей группы риска и внимательному наблюдению за их развитием.

Поскольку обучение слепоглухих детей представляет собой наиболее разработанную модель подхода к изучению и воспитанию детей со сложными нарушениями, рассмотрим подходы к классификации именно этого вида сложных нарушений.

Первая классификация слепоглухих была сделана в 1940-е гг А.В.Ярмоленко на основании анализа 220 историй жизни слепоглухих детей как в нашей стране, так и за рубежом. В основу классификации было положено время наступления дефекта и наличие сочетания сенсорных нарушений с интеллектуальными:

слепоглухонемые от рождения или потерявшие зрение и слух в раннем детстве, до овладения и закрепления словесной речи (врожденная слепоглухота);

слепоглухие, у которых потеря зрения и слуха наступила в дошкольном возрасте и позднее, когда у ребенка уже была сформирована речь (приобретенная слепоглухота);

слепоглухие умственно отсталые дети: все предыдущие варианты, осложненные умственной отсталостью.

Современный уровень науки и практики оказания помощи детям со сложными недостатками развития позволяет выделить следующие варианты разных сочетанных нарушений.

По сочетанности нарушений можно выделить более 20 видов сложных и множественных нарушений. Это могут быть различные сочетания сенсорных, двигательных, речевых и эмоциональных нарушений друг с другом (сложное сенсорное нарушение как сочетание нарушений зрения и слуха; нарушение зрения и системное нарушение речи; нарушения слуха и движений; нарушение зрения и движений), а также сочетание всех видов этих дефектов с умственной отсталостью разной степени (глухота и умственная отсталость, слепота и умственная отсталость, двигательные нарушения и умственная отсталость; разные сочетания умственной отсталости и сложных сенсорных нарушений при множественном дефекте).

По выраженности сочетанных нарушений зрения и слуха детей с этим видом сложного нарушения можно разделить на: тотально или практически слепоглухих;

слепых слабослышащих; слабовидящих глухих; слабовидящих слабослышащих.

Детей с сочетанными нарушениями зрения и речи можно разделить на:

слепых алаликов; слабовидящих алаликов; слепых детей с ОНР; слабовидящих детей с ОНР.

Детей с нарушениями зрения и движений можно разделить на: непередвигающихся самостоятельно слепых; непередвигающихся самостоятельно слабовидящих; слепых с нарушениями движений (остаточные явления ДЦП); слабовидящих с остаточными нарушениями ДЦП.

Сочетание нарушений слуха и движений можно разделить на: тяжелые формы ДЦП и глухоты; тяжелые формы ДЦП и тугоухости; легкие формы ДЦП и глухоты; легкие формы ДЦП и тугоухости.

Возможно множество сочетаний, разных по выраженности сенсорных и двигательных нарушений, с разной по глубине умственной отсталостью.

Такая классификация позволяет достаточно адекватно подойти к решению вопроса о месте обучения ребенка в определенном типе школы. Но при этом необходимо учитывать условность подобного разделения и зависимость выраженности нарушений от применяемого лечения.

Читайте также:  Взрослый может заболеть краснухой

Например, ребенок, рожденный слепым или ослепший от раннего проявления врожденной катаракты обоих глаз, имеет большой шанс возвращения зрения после удаления катаракты в раннем возрасте. Однако при этом необходимо помнить о большом количестве осложнений после операций, о возможности вторичных катаракт и даже потери зрения в юношеском возрасте из-за отслойки сетчатки у части детей с внутриутробно перенесенной краснухой. При хорошо подобранном лечении и правильном воспитании яркая положительная динамика может наблюдаться у детей с тяжелыми формами детского церебрального паралича, у детей с кондуктивной тугоухостью и т.д.

Известны наследственные синдромы, которые дают прогрессирующее ухудшение движений, слуха и зрения уже в дошкольном возрасте. Например, при врожденной атрофии зрительных нервов обоих глаз и сахарном диабете у ребенка с нормальным при рождении слухом может наступить нейросенсорная глухота.

Известен также высокий риск тотальной отслойки сетчатки у детей с врожденной тяжелой близорукостью и тугоухостью (синдром Маршалла). От 3 до 6% детей с врожденным нарушением слуха страдают прогрессирующим с возрастом нарушением зрения в виде необратимого сужения полей зрения (синдром Ушера).

Таким образом, разделение детей со сложными нарушениями по выраженности каждого из имеющихся дефектов позволяет определить их основные трудности и построить программу их обучения и воспитания. При этом необходимо постоянно следить за изменением состояния нарушенных функций и быть готовым не только к их будущему улучшению, но и к ухудшению или появлению новых проявлений других нарушений.

В случае сложного нарушения принято выделять детей с одновременно или разновременно наступившими нарушениями. Это могут быть врожденные нарушения зрения и слуха у ребенка, одновременно наступившие после заболевания менингоэнцефалитом в определенном возрасте. Это могут быть различные случаи разновременной потери слуха и зрения (одно нарушение врожденное, другое наступило в результате травмы или прогрессирующего наследственного заболевания в более позднем возрасте). В других случаях это может быть врожденная слепота и неподвижность после травмы позвоночника в подростковом возрасте.

Этот подход к классификации сложного нарушения у детей дошкольного возраста также помогает нам понять неоднозначность течения многих видов сложного дефекта, возможность перехода этих детей из одной категории нарушений развития в другую и т.д. Учет времени наступления нарушений особенно важен для детей с сенсорными нарушениями: для оглохших детей является очень важным степень сформированное их речи ко времени заболевания; для ослепших — запас их зрительных впечатлений, на которые можно опереться при ориентировке в окружающем.

По времени наступления сложных нарушений можно разделить на такие группы:

с врожденным или ранним сложным дефектом;

со сложным нарушением, проявившимся или приобретенным в младшем или старшем дошкольном возрасте;

с нарушением, приобретенным в подростковом возрасте;

с нарушением, приобретенным в зрелом возрасте;

с нарушением, наступившим в старческом возрасте.

Врожденное или очень рано наступившее сложное нарушение чрезвычайно осложняет процесс развития ребенка и требует самого пристального внимания со стороны специалистов разного профиля в течение всей его жизни. Рождение ребенка с комплексным тяжелым нарушением в семье почти сразу ставит вопрос о возможности его семейного воспитания. Именно эти дети чаще всего попадают в специальные Дома ребенка и клиники и прогноз их развития там самый печальный. Мы не знаем ни одного случая благополучного развития ребенка со сложными нарушениями, от воспитания которого с рождения отказались его родители.

Для всех случаев приобретенного с возрастом сложного нарушения чрезвычайно важно установление особенностей развития ребенка ко времени заболевания, его знаний и умений, психологического возраста ко времени наступления нарушений.

Специалистами обсуждается вопрос о том, какую роль в развитии слепоглухого ребенка играет уровень психического развития, достигнутый им к моменту наступления дефекта. Считается, что дошкольник с более поздней потерей слуха и зрения имеет преимущества в развитии перед ребенком с врожденной слепо-глухотой. С другой стороны, специалисты обращают внимание на чрезвычайно серьезные психологические проблемы людей, потерявших слух и зрение в подростковом и более старшем возрасте.

Главной особенностью детей, слепоглухота которых наступила в подростковом возрасте, оказывается противоречие между уже сложившимися планами на будущее, уровнем притязаний и теми препятствиями, которые ставит на пути их достижения наступивший дефект. Подросток очень болезненно переживает нарушение контактов со сверстниками, невозможность общения с ними. Наблюдения показывают, что у подростка в такой ситуации наиболее ярко в поведении проявляется стремление к самоутверждению, порой неадекватное. Если в этот период окружающие взрослые не понимают причин его вызывающего поведения, его агрессивности и не оказывают необходимой помощи, то могут возникнуть очень тяжелые личностные изменения и даже психические срывы.

Описанные выше подходы к классификации сложных нарушений у детей показывают огромное многообразие и нестабильность вариантов таких нарушений в детстве. Это многообразие проявлений и их динамизм является главной особенностью категории детей со сложными нарушениями развития.

Источник