Слухова зона кори головного мозку розташована в

Слуховая кора. Слуховая функция коры головного мозга

На рисунке показана проекционная слуховая зона мозговой коры, которая лежит главным образом в надвисочной плоскости верхней височной доли, но также распространяется на латеральную сторону височной доли, на большую часть островковой коры и даже на латеральную часть теменной покрышки.

На рисунке показаны две отдельные части слуховой коры: первичная слуховая кора и ассоциативная слуховая кора (называемая также вторичной слуховой корой). Первичная слуховая кора непосредственно возбуждается проекциями от медиального коленчатого тела, тогда как ассоциативная слуховая кора возбуждается вторично импульсами из первичной слуховой коры, а также проекциями из таламических ассоциативных зон, прилежащих к медиальному коленчатому телу.

Восприятие частоты звука в первичной слуховой коре. В первичной слуховой коре и ассоциативной слуховой коре обнаружены, по крайней мере, шесть тонотопических карт. В каждой из этих карт высокочастотные звуки возбуждают нейроны у одного конца карты, а низкочастотные звуки — у противоположного конца. В основном, низкочастотные звуки локализуются спереди, а высокочастотные — сзади.

слуховая кора мозга

Это справедливо не для всех карт. Возникает вопрос: почему слуховая кора имеет так много разных карт? Ответ, вероятно, в том, что каждая из отдельных областей анализирует одно из специфических свойств звука. Например, одна из больших карт в первичной слуховой коре, вероятно, различает сами звуковые частоты и дает человеку физическое ощущение высоты звуков. Другая карта, вероятно, используется для определения направления, откуда исходит звук.

Другие области слуховой коры выделяют особые качества, например внезапное начало звуков, или, возможно, особые модуляции, например выделение звуков определенной частоты из шума.

Диапазон частот, на которые реагирует каждый нейрон слуховой коры, гораздо уже, чем в улитке и релейных ядрах мозгового ствола. Вновь обратившись к рисунку, можно видеть, что базальная мембрана улитки стимулируется звуками всех частот, и такое же широкое звуковое представительство обнаруживается в улитковых ядрах. Однако когда возбуждение достигает мозговой коры, большинство звукочувствительных нейронов реагируют лишь на узкий, а не на широкий диапазон частот.

Следовательно, где-то по пути механизмы анализа «обостряют» реакцию на частоту. Полагают, что причиной этого обостряющего эффекта является главным образом феномен латерального торможения. Это значит, что стимуляция улитки одной частотой тормозит звуковые частоты с обеих сторон этой первичной частоты; причиной являются коллатеральные волокна, ответвляющиеся от первичного сигнального пути и оказывающие тормозное влияние на прилежащие пути. Важность такого эффекта показана также для усиления особенностей соматосенсорных, зрительных и других типов ощущений.

Многие нейроны слуховой коры, особенно в ассоциативной слуховой коре, не просто реагируют на специфические звуковые частоты в ухе. Полагают, что эти нейроны «связывают» разные звуковые частоты друг с другом или звуковую информацию с информацией от других сенсорных областей коры. Действительно, теменная часть ассоциативной слуховой коры частично перекрывает соматосенсорную область II, что, вероятно, обеспечивает возможность ассоциации слуховой информации с соматосенсорной.

— Также рекомендуем «Различение звуковых образов. Определение направления звука»

Оглавление темы «Физиология слуховой системы»:

1. Регуляция уровня звука барабанной перепонкой. Физиология улитки

2. Передача звуковых волн в улитке. Колебания основной мембраны улитки

3. Орган Корти. Физиология и функция органа Корти

4. Рецепторные потенциалы волосковых клеток. Эндокохлеарный потенциал

5. Определение частоты звука. Определение громкости

6. Порог слышимости. Нервные слуховые пути

7. Слуховая кора. Слуховая функция коры головного мозга

8. Различение звуковых образов. Определение направления звука

9. Глухота. Виды и типы глухоты

10. Чувство вкуса. Вкусовые ощущения

Источник

Граммотная речь возможна при умении граммотно излагать свои мысли на бумаге с учетом языковых правил. Подтянуть знание руского языка можно, пройдя по ссылке (источник).

Слуховые зоны в мозге и речь

Слово — это прежде всего слуховой образ, размытый эталон которого должен храниться в слуховых зонах коры. Поэтому при афазии Брока, когда левое полушарие в первичных зонах не повреждено, смысловое значение речи не нарушается. Построением же слов в предложения занимается гиппокамп. По-видимому, при повреждении зоны Брока утрачиваются размытые эталоны стандартных конструкций предложений, которые часто требовались и поэтому хранились поблизости от гиппокампа у разных людей, причём, как и положено, смысловое значение эти эталоны имеют только в левом полушарии. Отсюда и отсутствие афазии Брока при поражении правой зоны.

Если бы для хранения таких речевых эталонов можно было использовать только зону Брока, афазия была бы необратимым явлением. Но это не так. Человека можно заново обучить строить предложения, и эта информация будет храниться в соседних с зоной Брока областях. Наконец, человека можно от рождения вообще не учить речи. Конечно, он будет неразвитым в интеллектуальном смысле. Но из этого вовсе не следует, что в его мозге не будет зоны Брока — просто в этих макро-колонках будет храниться что-то другое.

Слуховые зоны в мозге и речь

Из вышесказанного следует, что смысл речи должен нарушаться при повреждениях слуховой коры. Это действительно так, правда, в первичной слуховой коре выделяют «особую» зону Вернике, которая якобы только и может использоваться для речи. Такой вывод делается на основании того, что при повреждении этой зоны нарушаются смысловые аспекты речи (а грамматика сохраняется!). Но так же, как и в случае с зоной Брока, можно заново обучить человека всем недостающим понятиям. Да и внешние проявления при повреждении зоны Вернике говорят о том, что просто повреждён участок слуховой коры, хранящий обычные звуковые образы (размытые эталоны). Так, хотя больной и не может дать точный по смыслу ответ на вопрос, но он рассказывает о множестве явлений, связанных с этим ответом, т.е. по всем правилам интуитивно-эталонной системы возбуждаются наиболее похожие на утраченные размытые эталоны.

Существовали попытки вообще всю кору представить как совокупность участков, отвечающих за работу с конкретными образами. Доля правды в этом есть: макро-колонка — это действительно образ и действительно часть коры. Но размытый эталон может храниться в любой макро-колонке, так, как это удобнее самому мозгу — чтобы было поменьше синаптических связей и чтобы поддерживался баланс питательных веществ с наименьшими затратами. Поэтому при повреждении “специальной зоны” предназначенные для неё образы могут храниться и в соседних областях.

Слуховые зоны в мозге и речь

Некоторый интерес представляет, правда, выделение в зрительной коре особых участков, в нормальном состоянии содержащих размытые эталоны лиц сородичей. При повреждении этих участков наступает особая болезнь прозопагнозия — неспособность узнавать лица (но, опять-таки, можно потом заново обучить человека узнавать лица). Причём, это сопровождается выпадением части поля зрения иногда на обоих сторонах, иногда только на левой половине. Это полностью соответствует теории асимметрии полушарий — в левой половине образ имеет смысловой код, в правой только история взаимодействия с ним. Так вот, самым интересным мне кажется то, что, по-видимому, лица сородичей – это первое, что видит ребёнок при рождении и, следовательно, с этого места начинается обучение всей коры. По-видимому, первый увиденный образ определяет для человека (как и для всех животных) понятия свой-чужой. Один учёный проделал эксперимент — он стал первым образом, который увидели вылупившиеся утята. И они стали стайкой ходить за ним, а не за уткой. Они признали его своим родителем.

Источник

Зоны мозга, расположенные в корковом слое, отвечают за разные функции организма и способности человека. Взаимодействие всех отделов обеспечивает высшую психическую деятельность, в том числе мыслительные процессы, память и сознание, а также сложную двигательную активность. Благодаря слаженной работе корковых отделов человек способен обучаться, у него формируются мысли и эмоции, вырабатывается манера поведения.

Определение

Существует карта мозга, которая составлена немецким неврологом К. Бродманом и представляет собой описание мозговых корковых зон человека с выделением особенностей клеточного строения. Согласно карте, существует 52 поля, которые отличаются нейрональной организацией и функциями. Участки делятся на виды: первичные и вторичные, которые получают импульсы, передаваемые таламусом, и третичные, взаимодействующие исключительно с двумя первыми видами полей. Их функции:

  1. Первичные. Анализ нервных сигналов определенной модальности.
  2. Вторичные. Обеспечивают взаимодействие анализаторных (первичных) участков.
  3. Третичные. Определяют высшую психическую деятельность (мыслительные процессы, речь, интеллектуальные способности).

Различают ассоциативные и проекционные отделы в корковом слое. Основная задача ассоциативных – обеспечение взаимодействия между отдельными частями коры. Проекционные поддерживают связь между участками коры и подкорковыми структурами.

Структура коркового слоя и функции отделов

Продольная борозда разделяет мозг на большие полушария, которые состоят из 6 функциональных зон коры:

  • Лобная.
  • Теменная.
  • Височная.
  • Затылочная.
  • Островок. Находится в углублении в Сильвиевой борозде.
  • Лимбическая. Располагается с краю каждого полушария относительно срединной плоскости.

Несмотря на относительное разделение функций отдельных зон коры головного мозга, каждый физиологический процесс, протекающий в организме, требует их тесного взаимодействия и предполагает функциональную интеграцию. К примеру, зрительный центр располагается в затылочной области, однако в комплексном восприятии и обработке зрительного стимула кроме затылочной доли участвуют лобные и височные отделы.

Латерализация (процесс координации определенных функций разными полушариями) функций мозга предполагает относительное их разделение между 2 полушариями. К примеру, двигательные, осязательные, зрительные стимулы, поступающие из левой половины тела, перенаправляются в правое полушарие и наоборот. Некоторые сложные задачи оба полушария выполняют совместно, но наибольшее количество функций разделено между ними.

К примеру, левое доминирует в формировании речи, правое руководит в процессе обеспечения ориентации в пространстве. Первичные зоны коркового слоя головного мозга бывают моторными и сенсорными, другие отделы называют ассоциативными, которые еще известны как унимодальные и гетеромодальные. Унимодальные отделы находятся рядом с соответствующей сенсорной областью.

Они более тонко и глубоко обрабатывают информацию, поступающую в сенсорную область. Гетеромодальные отделы получают конвергентные (обладающие схожими признаками) данные из множества сенсорных и двигательных отделов. Благодаря работе гетеромодальных отделов происходит сравнение вновь поступающей информации с данными, хранящимися в инстинктивной и приобретенной памяти.

Корковый слой мозга разделен на зоны, которые в зависимости от расположения отвечают за выполнение разных задач, что позволяет выявлять участок поражения нервной ткани на основании симптомов. К примеру, зона Брока, известная как двигательный речевой центр, находится в височной части коркового слоя. Повреждение этого участка мозга провоцирует развитие моторной афазии. Пациент понимает речь, но не способен произносить слова, разговаривать.

Моторные отделы

Моторные зоны, находящиеся в коре больших полушарий, ответственны за выполнение волевых движений всех частей туловища. Благодаря участию ассоциативных отделов в процессе организации движений, осуществляется сложная, тонкая двигательная активность.

Двигательная зона (содержит поля Бродмана 4,6 и 8) коры, покрывающей головной мозг, расположена в передней части черепной коробки, пролегает перед линией центральной борозды, разделяющей доли мозга – лобную и теменную.

Этот участок контролирует и руководит осуществлением произвольных движений. Сигналы, поступающие из этого отдела мозга, приводят к сокращению мышц, пролегающих в пальцах рук и речевом аппарате (губы, язык), что обуславливает выполнение тонких движений. Этот участок моторной области обеспечивает способности человека:

  1. Произносить слова, говорить.
  2. Писать буквы, цифры и знаки.
  3. Умение играть на музыкальных инструментах.

Тонкой моторикой управляет большая часть двигательной области. Меньший участок нервной ткани регулирует сокращение и активность мышц спины, брюшного пресса и нижних конечностей. Этот участок моторной зоны обеспечивает устойчивость позы и выполнение крупных движений.

Сенсорные отделы

Сенсорные зоны (содержат поля Бродмана 1-3, 5 и 7) располагаются в дальних отделах коры, покрывающей большие полушария, отграниченных от лобного участка центральной извилиной. Эта доля, называемая теменной, содержит участок коры, который получает информацию от кожных рецепторов. Этот участок мозговой ткани обрабатывает информацию, формирующуюся при контакте кожи с посторонними предметами, водой, воздухом.

Благодаря деятельности этого отдела человек чувствует тепло, холод, ощущение от прикосновения при тактильном контакте, различает фактуру (шероховатую, острую или гладкую) и температуру (холодную или горячую) поверхности. В затылочной области находятся зрительные зоны коры, куда идут сведения от глаз. Зрительные нервы раздваиваются у основания мозга.

Одно ответвление отходит к противоположному полушарию. Обработкой сигналов, поступающих от органов зрения, занимаются поля Бродмана под номером 17-19. В поле 17 завершается центральный путь – здесь происходит оценка наличия и интенсивности импульсов, проходящих по волокнам зрительного нерва. В поле 18 и 19 осуществляется анализ таких параметров изображения, как цветовой оттенок, размеры, форма.

Слуховая зона расположена в височной области коры, покрывающей головной мозг, анализирует слуховые сигналы разной степени сложности. Карта мозга отводит слуховому отделу поля 22, 41 и 42. Здесь происходит оценка таких характеристик звука, как тембр, сила, громкость звучания, высота.

Благодаря деятельности этого отдела человек понимает с какой стороны поступает звуковой сигнал, определяет расстояние до источника звука, дифференцирует речь. Обонятельная система, как проекция в коре головного мозга, находится в поле 34. Вкусовой отдел занимает поле 43.

Ассоциативные зоны

Ассоциативные зоны находятся в коре, покрывающей большие полушария, не связаны с двигательными процессами или сенсорной деятельностью. Эти зоны головы занимают около 80% площади коры, преимущественно локализуются в долях – лобной и височной, а также затылочной и теменной. Каждый ассоциативный участок тесно взаимодействует с проекционными зонами, в том числе сенсорными и моторными, пролегающими в коре больших полушарий, образующих головной мозг.

Считается, что в этих отделах происходит объединение разрозненных фрагментов информации, в результате чего образуются сложные формы сознания. Проекционный участок опоясан ассоциативными областями, что обеспечивает взаимодействие, которое осуществляется посредством нейронов полисенсорной природы. Нервные клетки воспринимают сигналы, поступающие от разных органов и систем.

Они реагируют на информацию, передаваемую органами зрения и слуха, а также кожными рецепторами. Способность воспринимать информацию разного плана позволяет интегрировать данные, объединять их в общую систему, координировать двигательную и сенсорную деятельность. С ассоциативными зонами головного мозга и их функциями удобнее знакомиться при помощи таблицы.

ОтделыФункцииПоследствия поражения
ЛобныйВысшая психическая деятельность – личностные характеристики, творчество, влеченияУтрата способности планировать и предвидеть, нарушение продуманного, целенаправленного поведения
ТеменнойФормирование субъективной оценки окружающего пространства, получение представления о положении собственного тела и его перемещенииУтрата способности узнавать знакомые предметы при сохранении функциональности органов зрения
ВисочныйРечевая функция, распознавание и хранение речевой информации, воспроизводимой человеком и услышанной имУтрата способности понимать чужую речь, невозможность распознавать слова при сохранении функциональности органов слуха

Ассоциативные отделы, находящиеся в теменной доле, объединяют информацию, которая приходит от соматосенсорной системы. Соматосенсорная система образована рецепторами, обеспечивающими чувствительность, и центрами обработки информации, поддерживает сенсорные модальности, как температура, осязание, проприоцепция (ощущение своего тела – его положения, передвижения его частей), ноцицепция (физиологическая боль).

Ассоциативные отделы, находящиеся в височной части, отвечают за распознавание мелодий и разных сочетаний музыкальных звуков. Поле 37 позволяет запоминать слова. В височной части также содержатся центры сна, сновидений и памяти. Поле 39, расположенное на границе, разделяющей доли – височную, теменную, затылочную, содержит центр чтения, благодаря которому человек понимает письменный текст.

Патологии и признаки поражения отделов

Обширное поражение медиальных участков лобной доли провоцирует развитие абулии, которая проявляется замедленными реакциями, равнодушием, безучастностью к происходящему. При повреждении участка префронтальной орбитальной коры у пациента наблюдается отсутствие критической оценки собственного поведения, эмоциональная лабильность.

Двусторонняя травма в лобной области сопровождается признаками: ажитация, беспокойное поведение, навязчивость, многословие. Аномальное поведение является признаком деменции, которая развивается на фоне дегенеративных процессов, затрагивающих лобные доли. Повреждение мозгового вещества двигательной коры вызывает гемипарез или мышечную слабость.

Нарушения развиваются на стороне, противоположной местоположению патологического очага в мозге. Повреждение зрительного участка в одном полушарии приводит к развитию двухсторонней слепоты в половине поля обзора. Поражение поля 19 ассоциируется со зрительной агнозией – нарушением зрительного восприятия. Пациент видит предмет, но не может его распознать.

Информация, которая поступает через зрительный анализатор, не обрабатывается или обрабатывается неправильно, что приводит к невозможности различать знакомые предметы, лица людей. У таких больных нарушается цветовое восприятие – они не различают оттенки.

Повреждение поля 22 приводит к развитию музыкальной глухоты (нарушение восприятия музыкальных произведений), появлению слуховых галлюцинаций, нарушению реакций, ориентированных на слуховые раздражители. Поражение поля 41 сопровождается развитием корковой глухоты (невозможность восприятия звуковых сигналов).

Поражение поля 34 сопровождается нарушением восприятия запахов, в том числе обонятельными галлюцинациями. Патологические структурные изменения в нервной ткани поля 39 приводят к неспособности читать и писать. При повреждении ткани поля 37 человек не помнит названия предметов.

Зоны мозга разделяются на сенсорные и двигательные, а также ассоциативные – причем все участки взаимодействуют между собой. Каждый отдел наделен определенными функциями, которые в совокупности обуславливают высшую психическую и сложную двигательную деятельность.

Просмотров: 218

Источник

Читайте также:  Прививки от кори в медучреждениях