Задача на тему краснуха

2. Значение изучения темы:Краснуха до настоящего времени в России являлась одной из самых распространенных инфекций – заболеваемость ею колебалась в пределах 115-120 на 100 тыс. населения, среди детей достигала 500 на 100 тыс. После введения вакцинации в календарь прививок она значительно снизилась. У детей краснуха протекает легко, крайне редко давая осложнения. Опасность данного заболевания заключается в том, что интенсивная циркуляция вируса краснухи среди населения создает высокий риск заболевания беременных женщин, что в свою очередь приводит к врожденным порокам развития плода.

3. Цель занятия: научиться диагностировать краснуху, проводить дифференциальную диагностику с другими экзантемами, лечить больных, проводить противоэпидемические мероприятия в очаге и профилактику.

4. Перечень обязательных знаний:

А) Студент должен знать, что:

Краснуха – вирусная инфекция, протекающая в виде приобретенной (с воздушно-капельным механизмом передачи, легкими клиническими проявлениями и с благоприятным исходом) и врожденной (с трансплацетарным механизмом передачи и развитием тяжелых уродств плода).

Приобретенная краснуха – это острое заболевание, характеризующееся умеренной интоксикацией, легкими катарами слизистых оболочек глаз и носа, полиморфной сыпью на коже и генерализованной лимфаденопатией.

– Краснуха в современных условиях по показателям заболеваемости занимает ведущее место среди других инфекционных экзантем и часто является причиной диагностических ошибок, особенно с корью и скарлатиной.

– Краснуха особенно опасна для беременных женщин.

Краснуха приобретенная характеризуется большим разнообразием клинических проявлений от типичных (манифестных) форм до атипичных, стёртых и бессимптомных.

– Манифестные формы краснухи протекают, как правило, легко. Их основным синдромом является мелкопятнистая сыпь, иногда наблюдаются слабовыраженные синдромы катаральный и интоксикационный. В зависимости от клинических особенностей заболевания могут быть выделены скаралатиноподобный и кореподобный варианты краснухи. Скарлатиноподобный вариант протекает с мелкоточечной сыпью, иногда (у детей с хроническим тонзиллитом, на фоне ОРВИ) – с гиперемией в зеве и требует обязательного дифференцирования со скарлатиной. Кореподобный вариант характеризуется более крупной сыпью, иногда с пятнисто-папулезными элементами (особенно в первый день болезни), в некоторых случаях может быть повышение температуры до 38 градусов и выше, умеренно выраженные катаральные явления. Данная разновидность краснухи вызывает трудности в дифференцировании с корью и экзантемами энтеровирусной природы.

Стертые формы краснухи могут протекать в виде очень лёгких ОРЗ, лимфаденопатий и выявляются только с помощью серологического метода исследования (РТГА с краснушным антигеном, ИФА с определением специфических IgM и IgG).

Краснуха врожденная к моменту рождения ребёнка и в дальнейшем обычно представляет собой уже закончившийся процесс. Иногда инфекционный процесс ещё продолжается и после рождения ребёнка, что проявляется выделением возбудителя на протяжении длительного времени (до года и более). Клинически врожденная краснуха характеризуется множественными уродствами (классический синдром врожденной краснухи: катаракта, глухота, пороки сердца).

Диагностика краснухи осуществляется на основе клинико-эпидемиологических данных и требует обязательного дифференцирования с корью, скарлатиной, энтеровирусными инфекциями, аллергическими сыпями. В качестве специфического метода может быть использовано серологическое обследование: ИФА с раздельным определением IgM и IgG — кровь берут дважды( в начале болезни и через 7-10 дней).

– В дифференцировании краснухи со скарлатиной необходимо учитывать, прежде всего различия в морфологии сыпи (мелкопятнистая при краснухе и мелкоточечная при скарлатине), а также различную её локализацию. Существенную помощь оказывают также различия в характере изменений зеве (при скарлатине – отграниченная гиперемия, тонзиллит, при краснухе – без существенной патологии), лимфоузлах (переднешейные при скарлатине, заднешейные и затылочные при краснухе), языка (при скарлатине — постепенное очищение с кончика и краёв, яркий, к 4-5 дню болезни сосочковый; при краснухе – язык обычный и слегка обложен). Следует учитывать и различия в гематологических данных.

– Диагностика краснухи, основанная на клинико-эпидемиологических данных, учитывает особенности болезни, эпидемиологического анамнеза и данных объективного обследования больного с обязательным учётом динамики симптомов. Для подтверждения диагноза широко используются серологические методы, в частности ИФА, особенно среди взрослых, беременных женщин.

– Основной, наиболее эффективной мерой профилактикикраснухи, является активная иммунизация детей и женщин.

– Тактику ведения беременных заболевших краснухой или контактных.

Б) Студент должен уметь:

– Собрать анамнез, эпиданамнез и провести осмотр больного краснухой. Обнаружить специфические клинические симптомы;

o легкие катаральные явления

o мелую или средне пятнисто-папулезную сыпь на лице, шее, разгибательных поверхностях конечностей, спине, ягодицах, оценить характер сыпи при краснухе

o увеличение затылочных и заднешейных лимфатических узлов

– Диагностировать краснуху, провести дифференциальный диагноз у детей и взрослых.

– Сформулировать диагноз в соответствии с классификацией.

– Назначить обследование и интерпретировать его результаты. Оценить результаты анализа периферической крови, оценить сывороточные маркёры при краснухе, оценить результаты иммунного статуса при различных формах инфекционных заболеваний у детей.

– Лечить больного в соответствии с формой, тяжестью заболевания, преморбидным фоном.

– Проводить специфическую профилактику, активную вакцинацию.

В) Студент должен иметь представление о:

– Этиологии заболевания – РНК-содержащий вирус, его свойства, устойчивость.

– Патогенезе краснухи.

– Современных и региональных клинико-эпидемиологических особенностях краснухи.

– Возрастных особенностях краснухи.

5. Вопросы базовых дисциплин, необходимых для усвоения данной темы:

Микробиология — свойства возбудителя, методы диагностики вирусных инфекций.

Патофизиология – воспаление.

Пропедевтика детских болезней — методика объективного обследования органов и систем, семиотика.

Фармакология— характеристика, механизмы и дозы препаратов, используемых для лечения.

6. Структура содержания темы: Как самостоятельное заболевание, краснуха выделена в 1881 году, возбудитель её – вирус – открыт в 1938 году, а выделен в культуре сравнительно недавно в 1961 году. Возбудителем краснухи является фильтрующийся вирус, малоустойчивый во внешней среде. УФО лучи быстро инактивируют вирус. Источником инфекцииявляется больной человек. Заразный период – продромальный и 3-5 дней периода высыпания, возбудителя можно обнаружить в носоглотке, в моче и испражнениях, начиная с последних дней инкубационного периода и до 7-го дня появления сыпи. У новорожденных, родившихся инфицированными, вирус может выделяться до 18 месяцев и дольше. Возможны случаи бессимптомного течения краснухи, что важно в эпидемиологическом плане. Беременные, в случае заболевания краснухой, могут являться источником внутриутробного инфицирования плода. Восприимчивость очень высокая. Болеют преимущественно дети от 2 до 10 лет, но возможны заболевания и среди взрослых. Среди детей первого года жизни заболевание встречается редко. После перенесенного заболевания развивается стойкий иммунитет. Существует опасность заболевания краснухой беременных, иммунитет у женщин детородного возраста снижается.

Патогенез. Вирус краснухи, проникая через верхние отделы дыхательных путей или через конъюнктиву, попадает в кровь, гематогенная диссеминация вызывает характерные поражения лимфатической ткани и специфические гематологические изменения. Особенно чувствительна к вирусу краснухи нервная система. Вирус краснухи обладает тропизмом так же к эмбриональной ткани, что находит своё объяснение в возникновении пороков развития плода. Смерть от краснухи наблюдается очень редко и только в случае осложнения энцефалитами. При этом развивается острое набухание и полнокровие сосудов головного мозга, кровоизлияния в различных отделах мозга.

Читайте также:  Как лечить краснуху у детей в домашних условиях видео уроки для начинающих

Клиника краснухи: инкубационный продолжается до 21 дня. Продромальный период может быть выражен у детей старшего возраста и у взрослых в виде небольшого подъема температуры, нередко катаральных явлений. Начинается заболевание появлением сыпи, повышением температуры до 38ºС, не всегда она совпадает с появлением сыпи, имеет неправильный характер и держится не более 3-4 дней. Состояние остаётся у большинства удовлетворительным во все периоды болезни. Сыпь появляется одномоментно, преимущественно на разгибательной поверхности конечностей, вокруг суставов, на спине, на ягодицах. Элементы сыпи – это бледно-розовые кружки или формы пятна, фон кожи не изменен. Высыпания держатся на коже 2-3 дня и исчезают не оставляя после себя пигментации, нередко остается мелкое отрубевидное шелушение. В зеве могут быть небольшие катаральные изменения, энантема на нёбе в виде мелких бледновато-розовых пятнышек, отмечается легкая гиперемия век. Характерным и ранним симптомом краснухи является увеличение заднешейных, затылочных, реже других групп лимфоузлов за 1 –3 дня до высыпания, которое сохраняется до 2-3 недель без нагнаивания.

У взрослых краснуха протекает тяжелее, с более выраженной температурной реакцией, катаром дыхательных путей, конъюнктивитом, болями в шейных мышцах.

Важной особенностью при этом заболевании является появление плазматических клеток (до 10-15%) в виде форм раздражения Тюрка.

При дифференциальной диагностике прежде всего нужно иметь ввиду корь, так как нередко за корь принимается нераспознанная краснуха.

Для кори характерен более выраженный катаральный период, пятна Бельского-Филатова, а также этапность высыпания, сыпь более яркой окраски, носит пятнисто-папулезный характер, склонна к слиянию, после себя оставляет пигментацию и шелушение. При кори отчетливо выражена температурная реакция, больше страдает общее состояние.

Нередко краснуху приходится дифференцировать со скарлатиной, от которой она отличается отсутствием рвоты в начале заболевания, тонзиллитом, подчелюстного лимфаденита и типичных изменений языка. Сыпь при скарлатине обильная, мельче, не покрывает носогубный треугольник, локализуется преимущественно на сгибательных поверхностях, часто сопровождается точечными геморрагиями. После угасания сыпи появляется шелушение. В гемограмме характерен лейкоцитоз, нейтрофилёз, эозинофилия.

Проводится также дифференциальный диагноз с сывороточной и лекарственными сыпями, с ECHО-экзантемами.

Для подтверждения диагноза, в последнее время используется серологические исследования – обнаружение вируснейтрализующих антител и их авидности — ИФА (показателем острой фазы является наличие IgM), непрямой метод иммунофлюоресценции.

При заболевании краснухой беременных, особенно в первые 1-3 месяца беременности, отмечается довольно частое (до 60%) развитие у плода хронической краснушной инфекции с тяжелым поражением различных органов – пороками внутриутробного развития – микроцефалией, гидроцефалией, глухотой, катарактой, пороками сердца и др.

Клиника врожденной краснухи значительно отличается от обычной. Синдром краснухи у новорожденных проявляется патологией со стороны различных органов (расширенный синдром краснухи): спленомегалия, гепатит, пневмония, тромбоцитопения, изменения со стороны органов кроветворения, ЦНС, отставание в весе и росте.

Осложнения встречаются редко и преимущественно у детей раннего возраста и с неблагоприятным преморбидным фоном и в основном со стороны нервной системы в виде краснушных менингитов, энцефалитов, энцефаломиелитов. Причем энцефалиты могут быть ранними — вследствие действия вируса, и поздними – нейроаллергического происхождения на 1 неделе заболевания представляют собой токсико-сосудистую энцефалопатию, прогноз при них менее благоприятен, чем при поздних. Осложнения со стороны нервной системы проявляются следующими синдромами: энцефалитическим, менингеальным, пирамидным, экстрапирамидным, ядерным, мозжечковым, вестибулярным, диэнцефальным.

Несмотря на благоприятное течение осложнений со стороны нервной системы, дети, перенесшие их, должны в течение 2 лет после клинического выздоровления находиться на диспансерном наблюдении у невропатолога.

При трудностях в диагностике краснухи можно использовать серологические пробы.

Лечение: специфического не существует, в комплекс симптоматического лечения входят гигиенические мероприятия и десенсибилизирующая терапия. Особого лечения требуют осложнения со стороны нервной системы.

Общая профилактикасводится к изоляции больных из коллектива на 7 дней от начала высыпания. Важным мероприятием является предупреждение контакта беременных с больным краснухой. Специфическая профилактика – вакцинация в 12 месяцев совместно с коревой и паротитной.

7.Задания на усвоение темы занятия:

1. Контрольные вопросы и задания:

I. Характеристика возбудителя.

II. Эпидемиология краснухи.

III. Патогенез.

IV. Клиника.

1. Инкубационный период.

2. Ранние признаки болезни.

3. Ведущие клинические симптомы.

4. Динамика развития ведущих клинических симптомов.

5. Осложнения со стороны ЦНС при краснухе.

6. Влияние краснухи на исход беременности (“врожденный краснушный синдром”).

7. Исходы краснухи.

V. Диагностика.

1. Обоснование диагноза клиническое и лабораторное.

2. Дифференциальный клинический диагноз.

VI. Лечение.

VII. Противоэпидемические и профилактические мероприятия.

1. Значение своевременной диагностики и изоляции больного.

2. Сроки изоляции больного, мероприятия в отношении контактных.

3. Профилактические мероприятия в отношении контактных беременных.

4. Специфическая профилактика краснухи.

2. Ситуационные задачи:

Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 1489; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8717 — | 8264 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Т1. Задача 1.У ребенка 2,5 лет диагностирована корь, типичная тяжелая форма, первый день высыпания.

Вопросы:

1. Каковы жалобы, эпидемиологические, анамнестические данные и статус должны быть у этого больного?

2. Какие лабораторные данные необходимы для уточнения диагноза?

3. Возможны ли осложнения у больного? Укажите какие?

4. Где и как Вы будите лечить больного?

Т1. Задача 2.В детском саду, в течение последних 2-х дней в трех группах, которые сообщаются между собой, четверо детей заболели корью. Одиннадцать дней назад из этого детского сада был госпитализирован мальчик с тяжелой формой кори.

Вопросы:

1. Какой срок инкубационного периода кори? Какой — у заболевших детей?

2. Какие еще есть формы заболевания? Назовите критерии тяжести кори.

3. Какие мероприятия необходимо провести в детском коллективе?

4. Какие формы кори следует ожидать у вновь заболевших?

Т1. Задача 3. Ребенок 3-х лет, посещает детский коллектив, болен второй день. Заболевание началось с подъема температуры до37,4°С, появления сыпи. Сыпь расположена на неизменном фоне кожи, необильная, в виде мелких пятнышек, папул и везикул. На следующий день число элементов сыпи увеличилось, обнаружены единичные корочки на местах везикул. В семье есть еще один ребенок, здоров.

Читайте также:  Вакцина против краснухи для детей

Вопросы:

1. Поставьте диагноз

2. Назначьте лечение

3. Какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести в очаге?

Т1. Задача 4. У ребенка 5 лет, который посещает детский сад, диагносцирована ветряная оспа, средней тяжести, первый день высыпания .

Вопросы:

1. Какие жалобы должны быть у этого больного?

2. Где должен лечиться ребенок?

3. Назначьте лечение

Т1. Задача 5. В группе детского сада выявлен больной ветряной оспой.

Вопрос:

1. Охарактеризуйте высыпания у этого ребенка.

2. Что необходимо делать в группе ?

Т1. Задача 6. У больного, который находился в соматическом отделении, диагностирована ветряная оспа.

Вопрос:

1. Что делать с больным ветряной оспой и другими больными, находящимися в отделении?

2. Когда больной ветряной оспой перестанет быть заразным?

4. Назовите препарат этиотропной терапии тяжелых форм.

Т1. Задача 7. В инфекционное отделение доставлен ребенок с жалобами на подъем температуры до37,2°С, единичные элементы везикулезной сыпи на коже туловища. Ребенок из детского коллектива.

Вопросы:

1. Какие анамнестические сведения необходимо знать для постановки диагноза?

2. При каких других заболеваниях могут быть аналогичные жалобы?

3. На какие симптомы необходимо обратить внимание при объективном осмотре больного.

Т1.Задача 8.Даша, 13 лет. Заболела остро, повысилась температура тела до 38,9°С, появилось недомогание, ухудшился аппетит. На 2-й день болезни температура — 40°С, кашель, заложенность носа, светобоязнь, головная боль. Объективно: кожа чистая, конъюнктива век гиперемирована, выражена инъекция сосудов склер, в зеве – разлитая гиперемия, на небе энантема, на слизистой щек в области моляров – множество плотных точечных белых образований с красным ободком слизистой. В легких – жесткое дыхание. Другие органы и системы без патологии. Клинический анализ крови: эр. – 3,5х1012/л, Нв – 130 г/л, ц.п. – 0,9, л – 4,0х109/л, СОЭ – 5 мм/час.

Девочка в первый день заболевания посещала школу.

Вопросы:

1. Выделите ведущие клинические синдромы заболевания

2. Сформулируйте предварительный диагноз

3. Определите период болезни

4. Назовите заболевания, с которыми нужно дифференцировать заболевание в этом периоде

5. Какие профилактические мероприятия необходимо провести в очаге?

Т1. Задача 9. Ребенок Ира, 5 месяцев и ее брат 5-ти лет, который посещает детский сад, 15 дней назад имели контакт с больным «аллергической сыпью». Девочка заболела остро, повысилась температура 38-39°С, появился кашель и обильное отделяемое из носа. На 5-й день болезни температура 39,5°С, рвота, усилились кашель, катаральные явления, выражен конъюнктивит. На слизистой неба — энантема. В течение последующих 3-х дней появилась средне- и крупнопятнистая ярко-красная сыпь, сначала за ушами, затем распространилась на туловище и конечности. На 4-й день с момента высыпания появилось беспокойство, рвота, из наружного слухового прохода слева – гнойное отделяемое.

Вопросы:

1. Выделите ведущие клинические симптомы заболевания

2. Сформулируйте предварительный диагноз

3. Назовите заболевания, с которыми нужно провести дифференциальный диагноз.

4. Нуждается ли больная в консультации других специалистов ?

5. Назначьте диету, режим, лекарственные препараты и укажите их дозы для данной больной.

Т1. Задача 10. Укажите сроки, когда ребенок может посещать коллектив после кори перенесенной:

а) без осложнений;

б) осложненной пневмонией

Т1. Задача 11. Зоя П., 4-х лет посещает детский коллектив. Заболела остро, повысилась температура тела 37,4-38°С, появились головная боль, увеличение и болезненность шейных лимфатических узлов. В этот же день на лице и туловище появилась мелкопятнистая, розового цвета сыпь.

Объективно: в зеве отмечается умеренная гиперемия слизистых. На второй день болезни температура 37,5°С, состояние улучшилось, сыпь мелкопятнистая, обильная с локализацией по всему телу, преимущественно на разгибательных поверхностях конечностей. Заднешейные и затылочные лимфоузлы до 1,0 – 1,5 см, уплотнены. На 3-й день болезни температура 37,2°С, самочувствие удовлетворительное, сыпь мелкопятнистая, неяркая, преимущественно на ягодицах и наружных поверхностях бедер.

Ребенок, направлен на консультацию к инфекционисту.

Вопросы:

1. Какие данные анамнеза Вас интересуют?

2. Ваш предварительный диагноз?

3. С каким заболеваниями будете проводить дифференциальный диагноз?

4. Имеются ли показания к госпитализации этой больной?

5. Какие дополнительные методы обследования Вы назначите?

Т1 Задача 12. Ребенок 5 лет, болеет 6-е сутки. Беспокоит ухудшение общего состояния, повышенная температура до 37,2°С, зудящая сыпь.

Объективно: на волосистой части головы, на лице, теле, конечностях — отмечаются полиморфные высыпания в виде розеол, папул, везикул, единичных пустул, корок, поверхностных язвочек. Ладони и стопы от высыпаний свободны.

Вопросы:

1. Сформулируйте основной клинический диагноз.

2. Какая локализация элементов сыпи имеет наибольшее значение для диагностики заболевания?

3. Назовите заболевания, с которыми нужно провести дифференциальный диагноз.

Т1. Задача 13. Ребенок 8 лет, имел контакт в школе в больными ветряной оспой. Заболел 01.06., диагноз «ветряная оспа» установлен 02.06. Высыпания отмечались в течение 5 дней.

Вопросы:

1. Укажите число, когда ребенок может быть допущен в школьный коллектив.

2 Укажите срок, необходимой изоляции 2-го ребенка в семье, посещающего детский сад.

Т1. Задача 14 .У восьмилетнего ребенка диагностирована корь.

Вопросы:

1. В какое отделение необходимо госпитализировать ребенка ?

2. Дайте характеристику сыпи при кори, назовите отличия ее от сыпи при краснухе.

3. Развитие каких ранних осложнений кори можно ожидать ?

4. Перечислите мероприятия в очаге кори.

Т1. Задача 15 .Ребенок трех лет, посещает детский сад, болен второй день. Заболевание началось с подъема температуры до 37,4 º,появление сыпи. Сыпь на неизмененном фоне кожи, необильная, в виде мелких пятнышек, папул и везикул. На следующий день число элементов сыпи увеличилось, обнаружены единичные корочки на местах везикул.

Вопросы:

1. Поставьте диагноз с указанием клинической формы и степени тяжести.

2. Назначте лечение.

3. Какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести в детском саду?

Т1. Задача 16 .Рома, 9 лет. Жалуется на кашель, насморк, головную боль, повышение температуры до 40,5 С, светобоязнь. Болен 4-й день. Заболевание началось с кашля, насморка, повышения температуры тела до 38С. В динамике заболевания: кашель насморк и головная боль усилились, головокружение, температура повысилась до 39,9С, была повторная рвота.

Объективно: в сознании, вялый, лицо одутловатое, склерит. На коже за ушами, на лице средне – пятнистая сыпь, местами элементы сыпи сливаются. В зеве разлитая гиперемия, мягком небе — энантема. На слизистой щек величиной с маковое зерно белые пятна. 15 дней назад общался с больным корью в первый день высыпания. В возрасте 1,5 лет привит против кори, ревакцинации не имел.

Вопросы:

1. Выделите ведущие клинические симптомы заболевания.

2. Сформулируйте предварительный диагноз.

3. Определить тяжесть заболевания.

Читайте также:  Как выглядит краснуха картинки

4. В каких лабораторных исследованиях нуждается больной? Каковы ожидаемые результаты ?

5. В консультации каких специалистов нуждается больной и каковы ожидаемые результаты?

6. Назовите заболевания с которыми здесь нужно дифференцировать.

7. Сформулируйте окончательный диагноз.

8. Назовите диету и перечень лекарственных препаратов, необходимых для лечения больного.

9. Назначьте профилактические мероприятия в конкретном случае.

10. Назовите возможные осложнения.

Т1. Задача 17 .Петя 8 лет. Доставлен из санатория на 5-й день болезни с жалобами на кашель насморк, сыпь на коже, температура 37,7С. Заболевание началось с кашля, насморка, повышение температуры до 37,5 С. В динамике лихорадка сохранилась в пределах 37,5-38º С. усилились катаральные явления, на 4-й день болезни появилась на коже сыпь. Ребенок страдает ДЦП. Против кори не привит. В санаторий определен 7 дней назад, контакт с инфекционными больными не установлен, иммуноглобулин получил 3 недели назад.

Объективно: имеются признаки ДЦП, на коже лица, шеи, туловища крупная и средне-пятнистая сыпь, ярко-розового цвета, расположенная на неизмененном фоне кожи, со слиянием отдельных элементов. Конъюктива глаза гиперемирована, из носа слизисто-гнойное отделение. В зеве умеренная разлитая гиперемия, слизистая щек розовая, бархатистая, рыхлая. Над легкими жесткое дыхание. Другие органы без особенностей.

Вопросы:

1. Выделите ведущие синдромы заболевания.

2. Сформулируйте предварительный диагноз.

3. В каких дополнительных лабораторных исследованиях нуждается данный больной и ожидаемые результаты.

4. В консультации каких специалистов нуждается больной?

5. Назовите заболевания с какими нужно дифференцировать .

6. Сформулируйте окончательный диагноз

7. Назовите диету, режим, перечень лекарственных препаратов, необходимых для лечения больного.

8. Назначьте профилактические мероприятия в данном случае.

9. Назовите возможные осложнения.

Т1. Задача 18 .Марина, 7 лет, посещает школу (1-й класс). Данных о прививках нет. Госпитализирована в соматическое отделение на 2-й день заболевания с жалобами на повышение температуры до 37,2 с, кашель, насморк. Получила лечение: пенициллин, димедрол, поливитамины, ингаляции. Катаральные явления усиливались, температура повысилась до 39 С. На 4-й день на лице, шее, затем на туловище появилась сыпь; на 6 – й день болезни состояние ухудшилось: температура тела повысилась до 40С, появились одышка (число дыханий до 40 в 1 мин.), частый сухой кашель, жалобы на боль в грудной клетке справа, сыпь на конечностях.

Объективно: на коже лица, туловища, конечностей крупно-пятнистая сыпь, расположенная на неизменном фоне кожи, местами сливная. Более яркие элементы сыпи на конечностях, светобоязнь, катаральный конъюктивит. Дыхание через нос затруднено, зев гиперемирован, слизистая щек розовая, разрыхленная. Над легкими справа в задненижних отделах укорочение перкуторного звука, на фоне ослабленного дыхания мелкопузырчатые хрипы. Тоны сердца ритмичны, приглушены, тахикардия.

В анализах крови : эр.- 2,9.10л, Нв – 95 гл, ц.п. – 0,85, Ле – 15,0 10л, э — 3%, п — 8%, с -50 %, м — 9%, СОЭ –29 ммчас. Анализ мочи- без патологии.

Вопросы:

1. Выделите ведущие симптомы заболевания.

2. Сформулируйте предварительный диагноз.

3. Назовите результаты лабораторных исследований (анализ крови, подтверждающий диагноз).

4. В каких дополнительных исследованиях нуждается больная?

5. В консультации каких специалистов нуждается больная?

6. Назовите заболевания, с которыми нужно дифференцировать.

7. Сформулируйте окончательный диагноз.

8. Назовите диету, режим, перечень лекарственных препаратов, необходимых для лечения больных, их дозировки.

9. Назначте профилактические мероприятия в конкретном случае (в школе, соматическом отделении).

10. Назовите другие возможные осложнения.

Т1. Задача 19 .Ребенок, 7 лет, заболел остро, с повышения температуры 38,3 С. и появления пятнисто-папулезной сыпи на коже лица, туловища, конечностей. При осмотре врачом обнаружены везикулы на волосистой части головы, единичные на груди и спине больного. На следующий день количество везикулезных элементов увеличилось, появилось несколько пузырьков в ротовой полости. Беспокоил зуд кожи. К вечеру на месте первых везикул образовались корочки.

Вопросы:

1. О каких заболеваниях должен подумать врач?

2. Охарактеризуйте везикулезную сыпь.

3. Назначьте лечение.

4. Перечислите возможные осложнения со стороны кожи и ЦНС.

5. Когда ребенок может быть допущен в детский коллектив?

Т1. Задача 20.Ребенок 3-х лет, в анамнезе 3 раза перенес ОРЗ. Болеет 3-й день: температура 38,2-37,5°С, насморк, кашель, катаральный конъюнктивит, кожные покровы без сыпи. Выявлено, что мать с ребенком 8 дней тому назад посетила семью, где один из детей был болен, у него отмечались насморк, кашель, лихорадка. Врач подозревает, что ребенок заболел корью

Вопросы:

1.Мог ли ребенок, с которым был в контакте заболевший, служить источником заражения корью?

2.На какие симптомы следует обратить внимание при осмотре ребенка с корью?

3.Укажите, где появляются первые элементы коревой сыпи?

4. Поставьте диагноз

5.Определите врачебную тактику и назначте лечение.

При повторном осмотре на 5-й день болезни состояние ребенка тяжелое: температура 38°С, выражены катаральные явления, слизистые рта чистые, зев гиперемирован, сочный, на лице, верхней части туловища – средне пятнисто-папулезная сыпь. В легких – рассеянные сухие и крупнопузырчатые, влажные хрипы. Тоны сердца учащены. Живот мягкий, стул жидкий, 2 раза.

6.Сформулируйте диагноз.

7.Какова Ваша тактика лечения больного?

Т1. Задача 21 .При осмотре ребенка с корью на 7-й день болезни, возникло подозрение на пневмонию.

Вопросы:

1.Какой антибиотик в данном случае целесообразно назначить? Укажите дозу, курс

2. Укажите, когда ребенок может быть допущен в коллектив после кори, перенесенной:

а) без осложнений?

б) с осложнениями?

3. Какие клинические проявления из перечисленных ниже не характерны для катарального периода кори?

а) гипертермия

б) рвота

в) судорожный синдром

г) вялость, плаксивость

д) насморк, кашель

е) разжиженный стул

Т1. Задача 22. Ребенку 9 лет. Заболел 2.10. Температура 39°С, насморк. 3.10 при осмотре: температура 37,5°С, небольшой ринит, катаральный конъюнктивит, гиперемия зева. На коже лица, шеи, верхней половины туловища – мелкая пятнисто-папуллезная сыпь. Увеличены заднешейные лимфоузлы. Других изменений по органам нет.

Вопросы:

1. Ваш предварительный диагноз?

2. Какие, из перечисленных выше, симптомов дают основания для постановки данного диагноза?

3. Какие данные эпиданамнеза, необходимые для диагностики, следует уточнить?

4. При повторном осмотре больного 4.10. температура 37,2°С на лице, туловище, преимущественно разгибательных поверхностях конечностей и ягодицах, отмечается мономорфная пятнисто-папулезная сыпь. По органам – без изменений. Ваш окончательный диагноз?

5.Укажите основные клинические отличия краснухи, от легкой формы кори

а)______________, б) _____________, в) ______________, г) _______________

6. В каком периоде беременности, вирус краснухи оказывает наибольшее повреждающее действие на плод?

а) 1 — 3 мес. беременности

б) 4-6 мес. – « — « —

в) 7 — 9 мес. – « — « —

Т1. Эталоны ответов на задачи:

1 | 2 | 3 |

Источник